Энергетический и кинематический расчет привода
определяем фактические напряжения изгиба для более слабых зубьев. Эквивалентное число зубьев прямозубых колес:Теперь по рисунку 4.3 [1, стр. 21] определяем коэффициенты формы зубьев зубчатых колес YF];YF2, в зависимости от значений zvl;zv2. Итак, получили:
Ул(х = 0,006;г = 21)*4.15;
FF2(x = -0.006;z = 9l)*3,72.
Расчет фактического напряжения изгиба ведем для колеса, у которого отношение окажется меньше:
Как видно, расчет будем вести для шестерни: FY к к Y
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине зуба определяем по рисунку 4.2 [1, стр. 20]: kFp = 1,3.
Коэффициент динамической нагрузки определяем из таблицы П. 16 [1, стр. 74]:
*,у=1,09.
Коэффициент, учитывающий наклон зубьев:
Теперь можем подставить значения всех найденных коэффициентов и выполнить проверку неравенства:
Выполнение условий проверочного расчета зубчатой передачи свидетельствует о верности выполнения основного расчета.
4. КОНСТРУИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ РЕДУКТОРА
4.1. Конструирование ведущего вала
Выполним вал вместе с зубчатым колесом.
Определяем диаметр хвостовика вала из условий кручения:
rfM >(5,6 + 5,8)^; (4.1)
dhx = 5,6 ■ ^/233.82 = 34.5 [лш].
Примемdhl = 35 [лш].
Далее назначаем диаметр под уплотнение:
^,=4,+(2 + 5); (4.2)
dy] =35 + 3 = 38[лш].
По данным таблицы П.41 [1, стр. 94] выбираем уплотнение: манжету резиновую армированную с размерами, мм: 38x58x10.
Теперь назначаем диаметр под подшипник dn], мм. Эта величина должна быть
больше d х и кратна 5 мм. Берем dnl = 40[лш].
По таблице П.20 [1, стр. 79] выбираем подшипник шариковый, радиально-упорный, легкой серии по принятому диаметру dn]. Параметры выбранного подшипника сводим в таблицу 4.1:
Таблица 4.1 Шарикоподшипник радиально-упорный под ведущий вал
Обозначение | Размеры, мм | Грузоподъемность, кН |
36208 |
d |
D |
В |
С |
Со |
40 |
80 |
18 |
30 |
23,2 |
dH]=dn]+5 (4.2)
Диаметр упорного буртика:
'„,+5;
dhl = 40 + 5 = 45 [мм]. (4.3)
4.2. Конструирование ведомого вала
По крутящему моменту ведомого вала, по таблице П. 17 [1, стр. 75] так, чтобы выполнялось условие: Тм > 0,95Г2. Исходя из 0,95Г2 =950^у 2, выбираем муфту / м подГм = 1100 Д/ 2 ■ Характеристики муфты заносим в таблицу 4.2:
Таблица 4.2
Муфта упругая втулочно-пальцевая по ГОСТ 21424-75
т, Нм2 |
|
|
|
|
|
Размеры, мм |
|
|
|
|
d |
D |
D, |
Do |
D3 |
di |
L |
L, |
L2 |
h |
h |
/ |
h h / |
b |
dn |
dp |
1100 |
60 |
220 |
208 |
170 |
35 |
120 |
286 |
140 |
85 |
42 |
45 | 22 |
45 32 22 |
6 |
18 |
M12 |
Соглашаем диаметр хвостовика вала db2 с посадочным диаметром муфты d. dh2 =d = 60[лш].
Далее назначаем диаметр под уплотнение:
dy2=dh2+{2*5); (4.3)
dy2 = 60 + 3 = 63 [лш].
По данным таблицы П.41 [1, стр. 94] выбираем уплотнение: манжету резиновую армированную с размерами, мм: 63 х90х 10.
Теперь назначаем диаметр под подшипник dn2, мм. Эта величина должна быть больше d 2 и кратна 5 мм. Беремdn2 = 65 [лш].
По таблице П.20 [1, стр. 79] выбираем подшипник шариковый, радиально-упорный, легкой серии по принятому диаметру dn2. Параметры выбранного подшипника сводим в таблицу 4.3:
Таблица 4.3 Шарикоподшипник радиально-упорный под ведущий вал
Обозначение | Размеры, мм | Грузоподъемность, кН | |||
362013 | d | D | В | С | Со |
65 1200 | 23 | 57,9 | 51 |
После этого, диаметр под зубчатое колесо:
^=4,2+(4 + 6); (4.4)
</t =65 + 5 = 70;
Диаметр упорного буртика:
dB2=dk +(4 + 6); (4.5)
dE2 =70 + 5 = 75[лш].
4.3. Конструирование зубчатого колеса
Так как толщина колес & = 40[лш]>-20[лш], то выбираем кованые колеса с вырезом.
Далее произведем расчет параметров зубчатых колес. Расстояние до шпоночного паза шестерни:
Диаметр ступицы:
^m2=1M2; (4-6)
<и2=1,6-70 = 112[лш]
Длина ступицы:
lcm={ + ,5)dk>b; (4.7)
lcm =1,26-10 = Щмм;
Толщина обода:
S4,5m; (4.8)
S = 2,5-2.5 = 6.25[мм].
Толщина диска:
С = (0,2 + 0,3)Ь; (4.9)
С = 0,4-40 = 1б[лш].
Фаска:
/ = (0,5-5-0,7)/и; (4.10)
/ = 0.8-2.5 = 2 [лш].
Угол фаски выбираем аф=45°, радиус скруглений берем г = 10 мм. Диаметры отверстий в ступицах были определены исходя из прочности валов, и соответствуют диаметрам их хвостовиков. Они равняются: dh] = 35 мм, dh2 = 60мм для шестерни и колеса соответственно.
4.4. Расчет шпонок
4.4.1. Шпонка ведущего вала.
Шпонка ведущего вала располагается на его хвостовике. В зависимости от диаметра хвостовика dh], выбираем габариты шпонки bxh, мм по таблице П. 18
[1, стр. 77]: 10x8. Глубина паза вала /, =5 мм, а ступицы -t2 =Ъ.Ъмм. Определяем расчетную длину шпонки из условия сжатия: 20007;
(4.11)
а
dbгде:
сг 1 = 80 -П 50 [МЯа] - допускаемые напряжения смятия;
^ 2000-233.82г 1
/„, > = 26.7мм.
"' 35-150-(8-5) L J
Общая длина шпонки:
1>1р+Ь- (4.12)
/>26.7 + 10 = 36,7[лш].
Стандартную длину шпонки выбирают из ряда по таблице П. 18, [1, стр. 77]: / = 40[лш].
4.4.2. Шпонка ведомого вала.
Шпонка ведомого вала располагается на его хвостовике. В зависимости от диаметра колеса dk, выбираем габариты шпонки Ъ х h, мм по таблице П. 18
[1, стр. 77]: 20x12 . Глубина паза вала /, = 7.5 мм, а ступицы -t2 = 4.9мм. Определяем расчетную длину шпонки из условия сжатия:
2000-1000 „„„„г ,
/_, > -. г = 42.33мм.
рХ 70-150-(12-7.5) L J
Общая длина шпонки: /> 42.33 + 20 = 62.33 [мм].
Стандартную длину шпонки выбирают из ряда по таблице П. 18, [1, стр. 77]: / = 63[жм].
Эскизная компоновка редуктора
Компоновка редуктора выполняется на листе формата А2 в масштабе 1:1. При этой компоновке требуется уточнить некоторые габаритные размеры. Определяем минимальную толщину стенки корпуса:
Ј = 1,8^>8[лш]; (4.14)
Ј = 1,83/1000 =10.12 [лш].
Примем окончательно Ј = 11 мм.
Толщина крышки корпуса:
Ј,=(0,9н-1,0)Ј>8[лш]. (4.15)
Примем 8{ = 8 = 10 мм.
Зазоры между стенками корпуса и торцами шестерни:
А = (0,8-г-1,0)Ј >б[лш]; (4.16)
Примем А = 8 = 10 лш.
Расстояние от оси зубчатого колеса до стенки корпуса:
Д,=0,5<2+Д; (4.17)
Л,=0,5-208.6 + 10 = 114.3[лш].
Расстояние от оси шестерни до стенки корпуса:
A2=0,5dal+28; (4.18)
Д2=0,5-51.39 + 2-11 = 48[иш].
Диаметры болтов крепления фланцев и крышки редуктора:
с1Б^1,25-ф>%[лш]; (4.19)
dE > 1,25-^1000= 12.5[лш].
Выбираем болты йБ =12.5 мм.
Назначаем ширину фланца хх »2,2dh =27.5 мм. На расстоянии х2=5 ло< от внутренней стенки корпуса симметрично относительно осей колес устраиваем выбранные подшипники качения, габариты которых были определенны нами выше. На расстоянии х3 = 15 мм от внешнего торца располагают хвостовики валов, диаметры которых известны, а длины определим следующим образом: lxl=B = {Z-l)e + 2f;
lxi =55[лш]
1х2=\5[мм].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Иванов В.Н. Детали машин. -М: Высшая школа, 1984.
Курсовое проектирование деталей машин. Учебное пособие для техникумов. С.А. Чернавский и др. - М.: Машиностроение, 1979.
25