Анализ деятельности операционного управления Сбербанка Российской Федерации

Содержание

1 Характеристика деятельности Операционного управления Сбербанка России

2 Организационная структура Операционного управления

3 Анализ деятельности Операционного управления Сбербанка Росси

4 Взаимосвязи Операционного Управления с другими подразделениями.

5 Нораматвно - правовая база

6 Заключение


1 Характеристика деятельности Операционного управления Сбербанка России

Операционное Управление Сбербанка России (Управление) является структурным подразделением центрального аппарата Сбербанка России.

Задачами Управления являются:

1. Эффективное осуществление основных видов деятельности Управления, а именно:

·  организация обслуживания юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов) в Центральном аппарате;

·  Привлечение финансовых ресурсов за счет развития клиентской базы;

2. Обеспечение увеличения доходов и снижения расходов Банка (его структурных подразделений), по основным видам деятельности Управления;

3. Развитие направлений деятельности Банка, входящих в компетенцию Управления.

Управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

·  осуществляет расчетно-кассовое обслуживание физических и юридических лиц, в том числе бюджетов;

·  привлекает на договорных условиях денежные средства юридических и физических лиц в рублях и иностранной валюте;

·  осуществляет операции кредитования физических лиц, в том числе овердрафтного кредитования по счетам банковских карт, в установленном Банком порядке;

·  принимает на инкассо векселя, платежные и расчетные документы в рублях и иностранной валюте;

·  совершает операции по купле-продаже иностранной валюты в наличной и безналичной формах, в том числе за счет и по поручению клиентов, а также дорожных чеков;

·  проводит документарные операции по поручению клиентов;

·  осуществляет операции с драгоценными металлами и монетами из драгоценных металлов в установленном Банком порядке;

·  предоставляет в аренду индивидуальные сейфы физическим и юридическим лицам;

·  осуществляет выдачу и обслуживание пластиковых карточек, развивает совместно с другими управлениями Банка сеть банкоматов и терминалов в торговых и сервисных предприятиях;

·  проводит операции с векселями в рублях и иностранной валюте в установленном Банком порядке

·  на договорной основе по поручению и за счет средств юридических и физических лиц проводит операции с ценными бумагами;

·  в пределах установленных лимитов и в установленном Банком порядке проводит операции с ценными бумагами за счет средств Банка;

·  другие функции.

Важным элементом организации банковского обслуживания физических лиц является обеспечение экономической безопасности банка, т.е. процесс достижения состояния защищенности экономических интересов банка, проявляющихся в ходе реализации его целей и задач, заключающийся в создании благоприятных условий обслуживания клиентов.

Операционное управление в день обслуживает в среднем около 250 тысяч клиентов по всей России. Динамика объемов обслуживания операционного управления Сбербанка представлена в следующей таблице1.

Таблица 1

Объемы обслуживания операционного управления Сбербанка РФ

Время в день в месяц в год
Тыс., чел 120 3000 36000

В год в операционном управлении Сбербанка России обслуживаются в среднем 36 млн. человек. Такой объем работ обеспечивают ответственные сотрудники управления. Их численность постоянно увеличивается. Об этом свидетельствуют данные, представленные на следующем рисунке 1.

Рис. 1. Динамика численности персонала операционного управления Сбербанка России, тыс. чел

Численность операционного управления Сбербанка неуклонно растет в период с 2007 по 2009 год. Так, в 2008 году рост составил 31%, а в 2009 году 4%. Рост в 2009 году замедлился в связи с кризисом. Банк был вынужден заморозить набор персонала. Однако на данный момент банк готов вновь наиболее динамично развивать данное направление, и соответственно потребность в персонале будет увеличиваться.

Требования к персоналу операционного управления самые жесткие, так как работа операциониста должна быть четкой и не терпеть ошибок.

Образование: высшее экономическое, финансовое.

Опыт работы: от 2 лет

Наличие сертификатов:

"Денежные переводы. Валютный контроль за переводными операциями"

"Автоматизированная система безналичных расчётов по микропроцессорным картам Сбербанка России"

"Операции с международными банковскими картами в филиалах Сбербанка России"

ТРЕБОВАНИЯ К СпециалистАМ по обслуживанию юридических лиц в Операционное управлениЕ:

Образование: высшее экономическое, финансовое,

Опыт работы: от 3 лет (опыт работы в Сбербанке России приветствуется)

Навыки работы:

по открытию, закрытию и ведению счетов юридических лиц, опыт работы с ценными бумагами (векселя, депозитные сертификаты), знание программ: ФП РКО АБС “ГАММА”, АС “ИНФОБАНК”.

специалисты центра обслуживания вызовов Управления банковских карт:

Основные функции:

Консультирование клиентов (физических и юридических лиц) по вопросам обслуживания банковских карт, взаимодействие со службами технической поддержки Банка

Требования к кандидатам:

1.                Образование: высшее, н/высшее (студенты 4-5 курсов финансово-банковского направления), среднее профессиональное (банковское дело).

2.                Развитые коммуникативные и речевые навыки, стрессоустойчивость, высокая обучаемость, умение работать в команде.

3.                Уверенное владение ПК.

Работа сменная по 9-12 часов.

Уровень компенсации: 17 000 – 40 000 руб.

Возможность карьерного и материального роста.

Преимущество при приеме на работу предоставляется кандидатам:

·    со знанием английского языка (уровень “upper intermediate” и выше)

·    имеющим опыт работы в области банковских карт, в коммерческих банках, в качестве консультантов в центрах клиентской поддержки.

В Операционном отделе обслуживания юридических лиц Операционного управления Сбербанка существует 2 системы работы с платежными поручениями:

·  через компьютерную систему АС «Клиент-Сбербанк»;

·  получение документов непосредственно от клиентов.

В первом случае, полученные расчетные документы разделяют на 2 стопки, одна из которых – для возврата плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению, а вторая – используется в банке для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка. Далее необходимо проверить наличие этих документов во внутрибанковской рабочей программе АБС «Гамма РКО», сверить номера расчетных счетов, БИКов, наименования получателя, отправителя, банка получателя, сумму, вид платежа (электронно, клиринг, внутренний, почтой…) и т.д. и при полном соответствии реквизитов провести документы.

Во втором случае документы поступают в количестве четырех экземпляров, со всеми росписями и оттисками печати. Их надо сканировать (копировать) в АБС «Гамма РКО», далее проверить правильность заполнения реквизитов и другие обязательные процедуры и провести, а экземпляры отправляются так:

1-й – остается в банке для списания;

2-й и 3-й – отсылаются в банк получателя

4-й – возвращается плательщику со штампом, удостоверяя проведение операции по счету.

Если на счете клиента не достаточно средств для списания, то платежное поручение помещают в картотеку №2 и производится оповещение плательщика о недостаточности средств на счете.

Существует картотека №1, куда помещаются, например, платежные требования (расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк). Они бывают с акцептом (разрешением) и без акцепта (без разрешения) плательщика на списание требуемой суммы со счета.

Если в графе на бланке платежного требования не указан срок акцепта (он может быть -5,10,15 рабочих дней), то документ помещается в картотеку расчетных документов №1 на пять рабочих дней и там они ожидают акцепта плательщика (или соответственно отказа от акцепта).

После проводки платежных поручений я составляла Реестры проведенных документов в валюте Российской Федерации, где отражены в сводном списке все проведенные расчетные документы (с указанием в том числе индивидуального номера операциониста и номера пачки), а если в иностранной валюте - Справки о проведенных документах в валюте. Реестры передаются на контроль и далее непосредственно в Управление учета и контроля розничных операций.

Так как в соответствии с услугами банка возможно предоставление справок по счету (по запросу клиента), предоставление выписки о текущих операциях по счету, предоставление дубликата выписки по счету, предоставление дубликата платежного документа по запросу клиента, а так же исполнение валютного контроля, уточнения реквизитов и т.д., то соответственно Сбербанк взыскивает комиссионное вознаграждение, которое оформляется мемориальным ордером.

К процессе знакомства с документооборотом отдела необходимо каждый день регистрировать платежные требования в специальном журнале регистрации платежных требований, где указывать дату составления требования, № счета плательщика, наименование получателя и суммы. Так же в другом специальном журнале регистрировать инкассовые поручения, но их фиксирование требовало подписи курирующего определенную организацию контролера.


2 Организационная структура Операционного управления

Управление возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности приказом Президента Банка. Заместители директора, а также работники управления назначаются на должность и освобождаются от должности в соответствии с порядком, установленным правлением Банка. Отдел возглавляет Начальник, который назначается на должность по представлению руководителя Управления и освобождается от должности приказом Президента Банка. Операционное Управление состоит из ряда отделов (см. рис. 2)

Рис. 2. Организационная структура операционного управления

Функции элементов организационной структуры

Функции Директора Операционного управления:

Осуществляет руководство деятельностью управления, организует разработку перспективных и текущих планов управления, координирует работу и оказывает помощь соответствующим структурным подразделениям территориальных банков и осуществляет необходимый контроль за их деятельностью, способствует созданию необходимых условий труда, представляет на рассмотрение руководству Банка предложения по изменению структуры, штатного расписания Управления.

Функции заместителя директора:

В период отсутствия директора управления выполняет его функции, в соответствии с распоряжением Президента Банка.

Функции Отдела Операционного обслуживания юридических лиц

·  Ведет счета юридических лиц;

·  Совершает операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме за счет и по поручению клиентов;

·  Проводит документарные операции по поручению клиентов;

·  Оказывает консультационные и информационные услуги юридическим лицам по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;

·  Осуществляет иные операции и сделки, входящие в компетенцию Отдела в установленном Банком порядке;

·  Участвует в разработке и внедрении автоматизированных систем, использующихся при осуществлении отделом своей деятельности.

Функции Отдела Валютного контроля:

Контроль за правомерным проведением платежей в иностранной валюте и рублях РФ между резидентами и нерезидентами, в соответствии с валютным законодательством РФ.

Функции Отдела Пластиковых карт:

выдача карт и ПИН-конвертов к ним, прием сдаваемых клиентами карт, прием заявлений по утрате карт, обслуживание счетов клиентов по расчетам с использованием карт, прием от юридических лиц списков на зачисление денежных средств на счета банковских карт и передача их в Управление Учета и Контроля Сбербанка России.

Функции Отдела Ценных бумаг и анализа рынка:

выдача и оплата векселей, внебалансовый учет операций по векселям, прием в залог векселей Сбербанка России и их выдача из залога, выдача и оплата депозитных сертификатов Сбербанка России.

Функции Кассового Отдела:

оформление документов на прием и выдачу наличных денежных средств по счетам, оформление документов на выдачу чековых книжек, проверка кассовой дисциплины организаций, оформление приходных и расходных документов сотрудникам банка на внесение платежей, получение командировочных расходов и так далее, учет ценных бланков.

Функции отдела обслуживания частных вкладов:

открытие и закрытие счетов, обслуживание счетов физических лиц, перечисление средств со счета по поручению клиента, составление отчетов и передача их в Управление Учета и Контроля.

В своей служебной деятельности контролер подчиняется непосредственно начальнику Отдела операционного обслуживания юридических лиц.

При поступлении прямых указаний или распоряжений руководства он выполняет их в установленные сроки, докладывая непосредственному руководителю о полученных заданиях и ходе их исполнения.

В своей служебной деятельности контролер руководствуется нормативными документами Банка, обязательными к выполнению всеми работниками, Положением об Отделе операционного обслуживания, текущими планами работ и распоряжениями руководства.

Задачи контролера Отдела операционного обслуживания Операционного управления:

1. Осуществление расчетно-кассового обслуживания счетов юридических лиц в валюте Российской Федерации и иностранной валюте.

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление контроля за операциями, совершаемыми клиентами Операционного управления.

3. Доведение до сведения клиентов нормативных актов Банка России и Сбербанка России, касающихся расчетно-кассового обслуживания.

Обязанности контролера:

·  Операционное обслуживание клиентов Операционного управления, в т.ч. с использованием системы "Клиент-Сбербанк", включая операции овердрафтного кредитования.

·  Прием, проверка правильности и полноты заполнения представляемых клиентами расчетных денежных документов, в том числе соответствие подписей и печати карточкам образцов подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати.

·  Проверка наличия остатков на счетах клиентов при проведении платежей и выдаче наличных денежных средств.

·  Проведение операций по списанию средств с лицевых счетов клиентов на основании расчетных документов.

·  Списание с лицевых счетов клиентов комиссий, предусмотренных договором банковского счета.

·  Ежедневное формирование реестров проведенных документов в установленные внутренним порядком Операционного управления сроки.

·  Ежедневное формирование выписок по лицевым счетам клиентов и подбор документов, на основании которых совершены записи по счетам.

·  Выдача выписок по лицевым счетам клиентов в соответствии с условиями банковского договора и ведение учета их выдачи.

·  Постановка расчетных документов в картотеку к внебалансовым счетам № 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" и № 90901 "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты", списание с них и осуществление контроля за внебалансовым учетом операций, отраженных по указанным счетам.

·  Осуществление переписки по операциям, расчетно-кассового обслуживания.

·  Выверка документов, числящихся в картотеке не оплаченных документов, по состоянию на последний рабочий день отчетного месяца.

·  Применение и реализация программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученные преступным путем, и финансированию терроризма.

·  Участие в работе комиссий, рабочих групп по направлениям деятельности подразделения в соответствии с письменным распоряжением руководителя.

·  Соблюдение требований конфиденциальности в соответствии с нормативными документами Сбербанка России.

·  Своевременное и качественное выполнение работ по подготовке и выполнению бизнес-плана Операционного управления, а также плановые работы по отдельным направлениям деятельности и по распоряжению руководства Отдела операционного обслуживания.

Права контролера:

Контролер имеет право:

·  Получать документацию, материалы, инструменты и программные продукты, необходимые для выполнения его служебных обязанностей.

·  Получать документы и данные из взаимодействующих подразделений центрального аппарата.

·  Вносить предложения по совершенствованию работы Отдела операционного обслуживания.

·  Повышать свой профессиональный уровень и квалификацию в учебных заведениях согласно установленному в Банке порядку.

·  Принимать участие в конференциях и совещаниях, проводимых в Сбербанке по вопросам, входящим в его компетенцию.

·  Пользоваться льготами в области социального обеспечения работников в порядке, установленном в Банке.

·  В установленном порядке вносить предложения руководству об улучшении условий труда.

Ответственность контролера:

В соответствии с должностными обязанностями контролер несет ответственность за:

·  Своевременное и качественное выполнение возложенных на него обязанностей.

·  Своевременное и качественное выполнение порученных ему работ.

·  Соблюдение им конфиденциальности, производственной дисциплины, правил внутреннего распорядка, техники безопасности и противопожарной защиты.

Контролер должен руководствоваться в работе:

Законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями, распоряжениями исполнительных органов, действующими на территории РФ, и относящимися к деятельности Отдела операционного обслуживания. Приказами, инструкциями и нормативными документами Банка России. Основами экономики, перспективами развития финансово-банковской сферы и стратегическими направлениями деятельности Сбербанка России и его центрального аппарата. Структурой, функциями и задачами Отдела операционного обслуживания. Основой научной организации труда.

3 Анализ деятельности Операционного управления Сбербанка России

Учреждения Сберегательного банка Российской Федерации (в дальнейшем "Банк") открывают и ведут счета организаций и учреждений, предприятий всех организационно-правовых форм (государственных, муниципальных, индивидуальных (семейных) частных; полных товариществ; смешанных товариществ; товариществ с ограниченной ответственностью (акционерных обществ закрытого типа); акционерных обществ открытого типа; объединений предприятий; филиалов и представительств предприятий; предприятий, созданных на основе аренды и выкупа имущества трудовым коллективом: крестьянских (фермерских) хозяйств и других, а также предпринимателей, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке и осуществляющих свою деятельность без создания юридического лица; предприятий с иностранными инвестициями (совместные предприятия), а также их дочерних предприятий и филиалов; предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также их дочерних предприятий и филиалов.

Для хранения средств Клиентов и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций открываются расчетные, текущие, бюджетные и другие счета.

Каждое