Безработица на фоне кризиса в России и в Республике Татарстан

инфляции. В то же время увеличение доли безработных приводит к сокращению денежной массы, выплачиваемой в виде заработной платы, и тем самым способствует подавлению инфляции.

Приходится, однако, отметить, что попытки государственного регулирования экономики, опирающиеся на кривую Филлипса, как показал опыт второй половины XX в., не всегда ведут к успеху. Часто оказывается, что увеличение безработицы сопровождается снижением роста цен лишь в кратких пределах времени. В долгосрочной перспективе последствия могут быть иными. Как свидетельствует реальная экономическая ситуация в ряде стран, бывает, что и безработица растет и цены тоже растут. В этом случае приходится искать факторы, способные оказать желаемое воздействие и на безработицу, и на инфляцию.

Экономические потери, порождаемые безработицей, ложатся тяжелым бременем прежде всего на самих безработных. Это обусловлено существующей системой социальной защиты в случае недобровольной безработицы, теми принципами, на которых она базируется и функционирует. В этой связи важна степень возмещения потерянного заработка пособием по безработице.

При этом чем продолжительнее безработица, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем ниже жизненный уровень безработного и его семьи.

Наличие в России государственной системы социальной помощи безработным в какой-то мере смягчает бремя безработицы. Однако эта система, как показывает опыт, страдает значительными недостатками.

По степени эффективности социальной защищенности лиц наемного труда от безработицы и ее последствий она значительно уступает аналогичной системе, существующей в США, Японии, Западной Европе и других странах.

В современный период социальная политика государств с развитой рыночной экономикой должна все в большей степени ориентироваться на предотвращение безработицы, ослабление напряженности на рынке труда.

Главная цена безработицы — невыпущенная продукция.

Когда экономисты не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Безработица мешает обществу постоянно двигаться вверх по кривой потенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема ВНП. Это отставание представляет собой объем, на который фактический ВНП меньше потенциального ВНП. Причем чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП.20

Известный исследователь в области макроэкономики А. Оуен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП.

Закон Оукена гласит, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВНП составляет 2,5%. Это отношение 1:2,5 или 2:5 позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.

Экономические издержки безработицы неодинаково распределяются между занятыми в экономике:

-уровень безработицы среди «белых воротничков» ниже, чем у «синих воротничков». Это происходит потому, что «белые воротнички» заняты в отраслях промышленности, меньше подверженных циклическим колебаниям, или они работают в собственной фирме;

-уровень безработицы среди молодежи выше, чем среди взрослых. Это объясняется тем, что молодые люди имеют низкую квалификацию, чаще уходят с работы и увольняются нанимателем, а также отличаются меньшей мобильностью;

-уровень безработицы среди мужчин выше, чем среди женщин. Дело в том, что в таких остро реагирующих на циклы отраслях промышленности, которые производят инвестиционные товары (автомобильная, сталелитейная и строительная), преобладают мужчины;

- уровень безработицы среди иммигрантов - как взрослых, так и молодежи — выше, чем среди местного населения.

Циклическая безработица — это настоящая социальная катастрофа. Спад производства и депрессия приводят к бездеятельности, а бездеятельность - к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам.

Примером таких глобальных перемен является и приход Гитлера к власти в условиях безработицы. Более того, нет сомнений в том, что большой процент безработицы среди национальных меньшинств является серьезной причиной беспорядков и насилия, которые возникают в условиях кризиса и депрессий. Что касается простых людей, исследователи находят прямую связь между ростом убийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, психических болезней, самоубийств и высоким уровнем безработицы.

В каждый данный период в различных странах уровни безработицы существенно отличаются друг от друга. Эти различия объясняются тем, что в разных странах существуют разные естественные уровни безработицы, а также тем, что эти страны могут оказаться в разных фазах экономического цикла. Ежегодный средний уровень безработицы в Соединенных Штатах ниже, чем в Канаде, Австралии, Франции, Великобритании и России.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

-с момента начала финансового кризиса тысячи людей потеряли работу и стали безработными. И хотя для конкретного человека-это большой стресс, но в целом - фрикционная и структурная безработицы – явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны. Более того, без них развитие просто невозможно.

Поэтому государственная политика в сфере развития рынка труда должна обеспечивать развитие продуктивной свободно избранной занятости, снижение масштабов безработицы до уровня, не препятствующего экономическому росту: создание нормативно-правовых, экономических условий для эффективного функционирования гибкого рынка труда; усиление роли социального партнерства; повышение качества рабочей силы и стимулирование создания новых рабочих мест.


Глава 2 Регулирование занятости в условиях финансово-экономического кризиса


2.1 Регулирование занятости в условиях финансово-экономического кризиса в Российской Федерации


Социально-экономические преобразования в России, начатые в конце 1980-х годов и продолжающиеся в настоящее время, имеют своей целью поиск решения важнейших общественных проблем.

Учитывая сложность и многообразие проблем, связанных с переходом к новой социальной реальности, мы рассмотрим лишь одну из них - проблему определения и предотвращения экономических и социальных последствий безработицы.

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно, социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости21.

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе.

В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

Подчеркнем, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

Подобные исследования представляют несомненный интерес для России, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе.

Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на наш взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы.

В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. Так в США действует около 15 тыс. таких фирм. Немало таких фирм действует уже и в России.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются: 1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.

Более активная деятельность в России такого рода частных .фирм наряду с деятельностью государственных бирж труда имела бы важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы. Пока такие фирмы обслуживают в основном относительно узкий рынок дефицитных специальностей. Вместе с тем роль бирж труда в оказании помощи безработным (выплата пособий, трудоустройство, переквалификация) во многих странах весьма заметна. В США, например, такая помощь оказывается ежегодно в среднем 6—8 млн безработных. В России в 2008 г. в органы государственной службы занятости за содействием в трудоустройстве обратились 6,6 млн человек. Из них получили работу 3,4 млн (более 52%).22

Законодательство большинства стран содержит основные условия получения пособия по безработице. Так, в США максимальный срок его получения составляет 26 нед (в некоторых случаях он может быть продлен еще на 13 нед), средненедельное пособие по стране (при довольно больших различиях по отдельным штатам) в 2008 г. равнялось 300 долл.

Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе23.

Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:

-уволенным с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев — 60%, в дальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;

-уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;

- гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.

Продолжительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцати календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.

Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах — центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.24


2.2 Меры по регулированию занятости населения в республике Татарстан в условиях финансово-экономического кризиса


Основанием для разработки Республиканской программы содействия занятости населения на 2008 - 2010 годы стал Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"с последующими изменениями и дополнениями; Закон Республики Татарстан от 19.06.2006 N 39-ЗРТ "О реализации государственной политики в области содействия занятости населения в Республике Татарстан" Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2006 N 640 "О плане работы Кабинета Министров Республики Татарстан на 2007 год "

Паспорт Республиканской программы содействия занятости населения на 2008 - 2010 годы

Наименование программы Республиканская программа содействия занятости населения на 2008 - 2010 годы (далее - Программа)
Основание для разработки Программы Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями; Закон Республики Татарстан от 19.06.2006 N 39-ЗРТ "О реализации государственной политики в области содействия занятости населения в Республике Татарстан"; Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2006 N 640 "О плане работы Кабинета Министров Республики Татарстан на 2007 год"
Государственный заказчик Программы Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
Основные разработчики Программы Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан; Министерство экономики Республики Татарстан; Министерство образования и науки Республики Татарстан; Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан
Исполнители Программы Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан; Министерство образования и науки Республики Татарстан; Министерство внутренних дел по Республике Татарстан; другие министерства и ведомства Республики Татарстан; органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан; работодатели и их объединения, действующие на территории Республики Татарстан; Федерация профсоюзов Республики Татарстан
Цель Программы Повышение экономической активности трудоспособного населения и содействие его занятости
Задачи Программы 1. Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы. 2. Удовлетворение потребности экономики в кадрах. 3. Обеспечение социальных гарантий гражданам, потерявшим работу
Сроки реализации Программы 2008 - 2010 годы
Перечень подпрограмм Подпрограмма развития и совершенствования информационных технологий органов службы занятости населения Республики Татарстан на 2008 - 2010 годы
Объемы и источники финансирования Программы Общий объем финансирования Программы - 2346045,92 тыс. рублей, в том числе: субвенции из федерального бюджета - 1509236,04 тыс. рублей; средства бюджета Республики Татарстан - 129700,52 тыс. рублей; средства бюджетов муниципальных образований - 153934,21 тыс. рублей; внебюджетные источники - 553175,15 тыс. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов) и показатели социально- экономической эффективности Программы Непревышение пороговых значений индикаторов в области занятости населения: 1. Снижение общей безработицы (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) до уровня 4,9%. 2. Недопущение роста уровня регистрируемой безработицы более 1,27%. Социальный эффект Программы выражается в реализации гражданами конституционных прав на труд и социальную защиту от безработицы. Экономическая эффективность реализации Программы оценивается содействием в обеспечении занятости более 200 тыс. граждан, в том числе постоянной работой - не менее 90 тыс. человек
Исполнительные органы государственной власти, осуществляющие контроль за реализацией

Управление социального развития Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан; Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.



Безработица в республике носит структурный характер. Наблюдается несоответствие спроса и предложения на рынке труда по полу, категориям, профессионально-квалификационному составу, а также по условиям и уровню оплаты труда. На начало 2008 года число свободных рабочих мест составило 24,2 тысячи, из них 80,5% - места для рабочих, 26,0% - для женщин. На 18,7% вакансий предлагаемая заработная плата ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В составе безработных 58,8% имеют рабочие профессии, 6,2% не имеют профессии вообще, 71,3% - женщины (данные приведены в приложении N 3). При коэффициенте напряженности на рынке труда 1,1 человека на одну вакантную должность специалиста условно претендует 2,1 безработный, на одну "женскую" вакансию - 2,7 безработной женщины.

Сохраняется территориальная дифференциация регистрируемой безработицы по городам и районам республики. Максимального значения уровень безработицы достигает в Чистопольском (2,65%), Мамадышском (2,34%), Бавлинском (2,31%) муниципальных районах. Выше 2% уровень безработицы в Елабужском, Нурлатском, Новошешминском муниципальных районах. Наименьшие значения имеет уровень безработицы в Кайбицком (0,02%), Лаишевском (0,22%) и Пестречинском (0,23%) муниципальных районах.

Вызывает озабоченность безработица среди молодежи, в том числе выпускников профессиональных учебных заведений.


Сводная таблица спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Республики Татарстан

Показатели спроса и предложения 2005 год, факт 2006 год, факт 2007 год, факт 2008 год, оценка 2009 год, прогноз 2010 год, прогноз
Совокупный спрос на рабочую силу
Всего человек, 328990 342105 344123 348156 339100 333000
в том числе: на вакансии на начало периода 13190 15005 19123 24156 19100 19000
Потребность в работниках на новые рабочие места 12800 11300 15000 18000 15000 15000
Потребность в работниках на замену выбывающих по собственному желанию и по другим причинам, не связанным с сокращением численности персонала 303000 315800 310000 306000 305000 299000
Совокупное предложение рабочей силы
Всего человек, 496304 495353 474696 477549 481100 456900
в том числе численность безработных на начало года; 137400 126800 106600 108300 102000 100000
из них зарегистрированные в органах службы занятости 27725 29358 25796 24049 26700 24700
Количество уволенных работников в связи с сокращением штатов или численности 14300 9500 8000 9000 8000 7000
Количество работников, уволившихся по собственному желанию 238400 248000 245000 242000 240000 235000
Численность выпускников учебных заведений всех уровней 33500 36200 36000 35700 35400 35200
Количество уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации 6200 6500 6500 12000 23000 10000
Численность освобожденных из учреждений исполнения наказаний 5019 5035 4800 5000 5000 5000
Механический приток населения в трудоспособном возрасте, человек 14000 16000 25000 25000 25000 25000
Количество стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва 19760 17960 17000 16500 16000 15000
Соотношение спроса и предложения
Коэффициент напряженности 1,95 1,34 1,1 1,30 1,34 1,29
Справочно:





Неудовлетворенный спрос (незаполненные вакансии) на конец года, единиц 15005 19123 24156 19100 19000 18900
Занятые экономической деятельностью, человек 1778000 1795300 1805000 1809250 1812100 1808300
Общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, человек 126800 107000 108300 108750 107000 105000
Численность зарегистрированных безработных, человек 29358 25796 24049 26700 24700 24600

Перечень наиболее востребованных профессий рабочих и должностей служащих на 2008 - 2010 годы по Республике Татарстан

N п/п Наименование профессий рабочих и должностей служащих Дополнительная потребность в работниках по годам, человек


2008 г. 2009 г. 2010 г.

Профессии рабочих:


1. Аппаратчик 670 691 690
2. Бетонщик 540 389 440
3. Водители 2566 2716 2745
4. Каменщик 466 451 459
5. Кладовщик 625 664 646
6. Маляр 489 482 479
7. Монтажник 1042 967 970
8. Плотник 770 714 721
9. Продавец 1036 1098 1040
10. Слесарь механосборочных работ 1210 1511 1251
11. Слесарь-ремонтник 1958 2077 2024
12. Оператор автоматических и полуавтоматических линий, станков и установок 397 411 361
13. Токарь 722 721 725
14. Тракторист 673 676 707
15. Фрезеровщик 623 682 648
16. Штамповщик 302 269 320
17. Электрогазосварщик 705 748 729
18. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 1155 1225 1144
19. Электросварщик 1038 920 982

Должности служащих:


1. Агроном 34 36 38
2. Бухгалтер 342 366 390
3. Ветеринарный врач 9 10 15
4. Зоотехник 16 17 26
5. Инженер (различной специализации) 1961 1974 2054
6. Медицинская сестра 40 40 42
7. Менеджер 216 225 243
8. Провизор 32 20 28
9. Программист 17 17 19
10. Юрисконсульт 46 46 48
11. Фармацевт 48 27 40
12. Экономист 306 305 321

В рейтинге самых востребованных лидируют сотрудники финансовой отрасли. Спрос на финработников связан главным образом с массовым переходом компаний на "белую" бухгалтерию.

На втором месте по востребованности так называемые IТ-специалисты. В этой категории работодатели нуждаются не столько в программистах и техниках в области информационных технологий (хотя и в них тоже), сколько в толковых руководителях проектов, продавцах интернет-рекламы, промоутерах и веб-редакторах. Причина понятна - интернет и мобильная связь так популярны, что скоро заменят телевидение, кино, театр и что там еще.

"Третьим" стала отрасль оптовой торговли, рекрутинговую активность в которой уже несколько лет подпитывает экспансия в регионы крупных и не очень дистрибьюторов. Крупной торговле нужны менеджеры по продажам, особенно на местах, специалисты по закупкам, торговые представители.

Стоит отметить рост спроса на персонал со стороны производственных компаний, особенно рабочих специальностей. В Татарстане - строительный бум. Нужны специалисты строительных профессий.

Кадровый голод вызван ростом экономики, слишком быстрым научно-техническим прогрессом в ряде областей и примитивным уровнем подготовки практиков. Даже поверхностный анализ Спроса и предложения рабочей силы показывает, что вакансий в три раза больше, чем специалистов, ищущих работу". Дефицитные кадры, а не остающиеся в "большинстве" работодатели, по всей видимости, будут иметь решающий голос при выборе места работы.

Заключение


Основной целью настоящей работы было рассмотрение понятия и сущности безработицы, а также ее виды. В современных условиях, когда существование безработицы признается не только в качестве явления неизбежного, но и в некотором смысле явления полезного, государство принимает на себя обязательства по оказанию содействия в реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Нормы института занятости и трудоустройства направлены на социальную защиту безработных граждан. К таким мерам защиты относятся: трудоустройство с помощью органов государственной службы занятости населения, профессиональная подготовка и переподготовка по направлению органов службы занятости, выплата пособия по безработице, направление на общественные работы, оказание материальной помощи и др.

Трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего, оно выступает гарантией реализации права на труд. Ранее основным правомочием, составляющим данное право, было право на получение гарантированной работы, реализация которого обеспечивалась общегосударственной системой трудоустройства. В современных условиях функционирования рынка труда ситуация значительно изменилась. Международно-правовое определение права на труд подразумевает, что это право должно обязательно гарантироваться государством посредством установления им путей и средств, обеспечивающих полное осуществление этого права, к числу которых относится и трудоустройство. Так, в соответствии со ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на труд включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Подобный подход воспринят и современным ТК, ст. 2 которого в числе основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений называет защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.

Трудоустройство является гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и иных.

В современных условиях, когда проблема безработицы обостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройство направлено прежде всего на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда - работников и работодателей (потенциальных работников и потенциальных работодателей), а также государства. Не следует забывать, что в силу ст. 1 ТК основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений (т.е. как работников, так и работодателей) и интересов государства.

На сегодняшнем этапе развития общества мы наблюдаем ситуацию, когда постепенно формируется практически новая отрасль права, включающая в себя отношения по трудоустройству и занятости. На мой взгляд, уже можно говорить о выделении из трудового права значительного круга общественных отношений, тесно связанных с трудом, которые могут составить основу самостоятельной отрасли законодательства о занятости и трудоустройстве (как в свое время произошло с правом социального обеспечения).

В пользу этого тезиса свидетельствует наличие большого количества нормативного материала, специфический предмет правового регулирования. Законодательство о занятости и трудоустройстве регулирует вопросы, отличные от трудового законодательства, имеет при этом и специальных субъектов - это не работники, а люди, ищущие работу или потерявшие ее.

И в качестве заключения хочу еще раз подчеркнуть пути решения проблем безработицы:

Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы безработицы не решаются в один шаг, а носят характер многосторонних программ, по регулированию занятости, которые и необходимо реализовывать для предотвращения и понижения уровня безработицы в России.


Список литературы


Аврамов А.С. Работа – не волк?// Экономика и жизнь, январь, 2008, №4. – с. 4-5

Булатова А.С. Экономика: Учебное пособие. - М.: Дело, 2007. – 450 с.

Бункин М.К., Семенов А.М. Макроэкономика: Учебник. – М.: Филинъ, 2008. – 345 с.

Вечканов Г.С., Вечканова Г. Р. Экономическая теория: Учебное пособие. - СПб.: Вектор, 2008. – 500 с.

Волгина А.С. Одегов М.Н. Экономика труда: Учебник. - М.: Экзамен, 2007. – 467 с.

Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Прогресс, 2002. – 400 с.

Малева Т.М.Государственная и корпоративная политика занятости: Учебник. - М.: Московский центр Карнеги, 2008. – 345 с.

Никифоров А.А. Рынок труда, занятость и безработица: Учебник. - М.: Феникс, 2007. – 389 с.

Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 2006. – 400 с

Пузиков О. С. Экономическая теория для студентов и вузов: Учебное пособие. Изд.2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 489 с.

Раминович А.С. Упало число заявок по безработице в США//Коммерсант, пятница 22 июля, 2007, № 134. – с. 8-9

Рофе А.И., Збышко Б. Г. Рынок труда, занятость населения, экономика: Учебник. - М.: МИК, 2008. – 540 с

Рощин С.Ю., Разумова Т.О.Экономика труда: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 350 с.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Учебник. - М.: Дело, 2007. – 400 с.

Четвернина Т., Лакунина Л. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления//Вопросы экономики, 2007, №2. с. 3-4

demoscope/weekly/2002/059/analit02.php

17. matfak/

18. gks официальный сайт ГМП Росстата

19. economy.gov официальный сайт Минэкономразвития РФ

1 Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Прогресс, 2002. – с 118.

2 gks официальный сайт ГМП Росстата

3 gks официальный сайт ГМП Росстата

4 economy.gov официальный сайт Минэкономразвития РФ

5 Булатова А.С. Экономика: Учебное пособие. - М.: Дело, 2007. – с 220.

6 Бункин М.К., Семенов А.М. Макроэкономика: Учебник. – М.: Филинъ, 2008. – с. 335.

7 Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Прогресс, 2002. – с. 187.

8 Четвернина Т., Лакунина Л. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления//Вопросы экономики, 2007, №2. с. 3-4

9 Раминович А.С. Упало число заявок по безработице в США//Коммерсант, пятница 22 июля, 2007, № 134. – с. 8-9

10 Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Прогресс, 2002. – с. 251.

11 Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 2006. – с. 314.

12 Рощин С.Ю., Разумова Т.О.Экономика труда: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. – с. 274.

13 Пузиков О. С. Экономическая теория для студентов и вузов: Учебное пособие. Изд.2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – с. 211.

14 Рофе А.И., Збышко Б. Г. Рынок труда, занятость населения, экономика: Учебник. - М.: МИК, 2008. – с. 266.

15 Волгина А.С. Одегов М.Н. Экономика труда: Учебник. - М.: Экзамен, 2007. – с. 295

16 Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 2006. – с. 164.

17 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Учебник. - М.: Дело, 2007. – с. 268.

18 Булатова А.С. Экономика: Учебное пособие. - М.: Дело, 2007. – с. 305.

19 Никифоров А.А. Рынок труда, занятость и безработица: Учебник. - М.: Феникс, 2007. – с. 316.

20 Малева Т.М.Государственная и корпоративная политика занятости: Учебник. - М.: Московский центр Карнеги, 2008. – с. 118.

21 Малева Т.М.Государственная и корпоративная политика занятости: Учебник. - М.: Московский центр Карнеги, 2008. – с. 123.

22 gks официальный сайт ГМП Росстата

23 Вечканов Г.С., Вечканова Г. Р.