Особенности формирования национального богатства

производства: рабочие и силовые машины и оборудование, производственный инструмент, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства и отдельные виды сооружений.

К пассивной части относятся средства труда, создающие нормальные условия процесса производства: здания, сооружения, производственный и хозяйственный инвентарь и прочие основные фонды.

Важные количественные характеристики основных фондов — это их объем в миллионах рублей, товарная структура, структура по формам собственности и отраслям экономики.

Динамика товарной структуры основных фондов национальной экономики России за 1990—2006 гг. представлена в табл. 3.

Тенденция изменения товарной структуры основных фондов состоит в снижении удельного веса отраслей, производящих товары, и росте удельного веса отраслей, оказывающих рыночные и нерыночные услуги. Эта зависимость явилась следствием экономического кризиса 1990-х годов, уменьшения потенциала национальной экономики в результате падения объема инвестиций, несовершенства амортизационной политики, низких объемов ввода в действие основных фондов и высоких темпов их выбытия.


Таблица 3.

Основные фонды по отраслям национальной экономики России (на конец года; по полной учетной стоимости; в % к итогу)*

Показатели 1990 2000 2006

Основные фонды, всего в том числе:

1. Основные фонды отраслей, производящих товары из них по отраслям:

промышленность

сельское и лесное хозяйство

строительство

2. Основные фонды отраслей, оказывающих услуги из них по отр-м:

транспорт и связь

торговля и общественное питание

жилищное и коммунальное хозяйство

100,0

49,0


33,6

11,5

3,7

51,0

14,3

2,2

23,2

100,0

33,75


24,7

7,2

1,8

66,25

20,6

1,2

33,6

100,0

29,1


23,9

3,3

1,3

70,9

29,1

1,5

26,1

*Источник: [7, С. 48]

В условиях ускорения экономического роста, наблюдающегося в России с начала 2000-х годов, данная закономерность имеет прогрессивный характер, соответствует общемировым тенденциям развития рыночного хозяйства.

В период рыночных преобразований в России наблюдаются позитивные тенденции в изменении структуры основных фондов по формам собственности (табл. 4).


Таблица 4.

Основные фонды по формам собственности (на конец года; по полной учетной стоимости; в % к итогу)*

Годы Все основные фонды В том числе по формам собственности


государственные негосударственные
1990 100,0 91,0 9,0
2000 100,0 43,0 57,0
2006 100,0 40,0 60,0

*Источник: [7, С. 49]


За период 1990—2006 гг. удельный вес государственной собственности в стоимости основных фондов существенно снизился, а негосударственной — возрос. Так, на конец 2006 г. основные фонды, находящиеся в государственной собственности, составили 40%, в негосударственной — 60%.

Основные фонды России на начало 2004 г. по полной учетной стоимости составил 32,3 трлн. руб. По сравнению с началом 1991 г. они увеличились в сопоставимых ценах на 7,7%. В отраслях, производящих товары, за этот период основной капитал уменьшился на 1,6%, а в отраслях, оказывающих рыночные и нерыночные услуги, возрос на 17,3%. Сохранение и даже незначительный рост физического объема основного капитала имел место в условиях беспрецедентного падения объема инвестиций в основной капитал, составивших в 2001 г. лишь 23% от уровня 1990 г. Одновременно резко сократилось выбытие физически и морально устаревших основных фондов.

Одним из отрицательных факторов, влияющих на темпы роста национальной экономики России, является продолжающееся быстрое физическое и моральное старение основных производственных фондов страны. Степень износа основных фондов российской промышленности в 2002 г. составляла 53%, в том числе в машиностроении — 55, в нефтедобыче — 55, в химической и нефтехимической промышленностях — 57%. Коэффициент обновления основных фондов промышленности, характеризующий степень обновления оборудования, процесса расширения производства, ввода в действие новых объектов и т.д., упал в 1990 г. с 6,9 до 1,8%, а в машиностроении — с 6,6 до 0,8%. Эти данные о степени износа основных фондов следует дополнить показателями, характеризующими потенциальные возможности изменения сложившейся ситуации [4 с. 99].

По состоянию на конец 2006 г. основные фонды в экономике России по полной учетной стоимости составили 42 трлн. 308 млрд. руб.

На 2006 год качественное состояние основных фондов национальной экономики характеризуется высоким уровнем физического и морального износа, что ограничивает возможности их использования для выпуска конкурентоспособной продукции (товаров, работ, услуг). В среднем степень износа основных фондов организации по отраслям экономики составила около 44,0% (приложение 2).

Наиболее высока степень износа основных фондов в организациях промышленности (51,4%), сельского хозяйства (46,5%), торговли и общественного питания (56,2%).

Промышленное производство в 2000 г. снизилось по сравнению с 1990 г. на 37%. При этом продукция топливной промышленности — лишь на 20%, цветной металлургии — на 24, черной металлургии — на 26%. В то же время продукция машиностроения сократилась на 43%, легкой промышленности — в 6 раз. По сравнению с 1990 в 2001 г. производство металлорежущих станков снизилось более чем в 11 раз, кузнечно-прессовых машин — в 23 раза, турбин — более чем в 3, тракторов — в 23, ткацких станков — в 60 раз.

Наряду с высоким износом основных фондов, в российской экономике сохраняется ограниченность мощностей объектов производственной инфраструктуры, в состав которой входят электроэнергетика, железные и автомобильные дороги, магистральные нефте-, газо- и продуктопроводы, морские порты, аэропорты, коммунальное хозяйство. Техническое состояние объектов производственной инфраструктуры, их пропускная и провозная способность не и полной мере соответствуют современным требованиям и относится к числу факторов, сдерживающих развитие национальной

экономики.

Специалистами отмечается недостаток инвестиционных вложений, в объекты производственной инфраструктуры, находящиеся в собственности как государства, так и коммерческих структур. Низкое качество технической базы российской экономики является одним из основных факторов, сдерживающих экономический рост при расширении платежеспособного спроса.


2.3 Сравнительный анализ национального богатства России с национальным богатством РСФСР


Нефинансовые произведенные активы.

основные фонды отраслей, производящих товары и оказывающих услуги;

В период 1991-1995 гг. по сравнению с 1970-1990 гг. резко снизился среднегодовой прирост основных фондов и начиная с 1996 г. по экономике в целом определилась тенденция к сокращению производственных ресурсов, определяемых основными производственными фондами отраслей. Наиболее ощутимо сократились основные фонды товаропроизводящих отраслей и в первую очередь сельского хозяйства. Уменьшение физических объемов основных фондов и соответствующее сокращение производственного потенциала экономики явилось следствием глубокого экономического кризиса, сопровождавшегося резким падением инвестиционной активности, обусловившим низкие объемы ввода в действие основных фондов, не компенсировавших объемы их выбытия.

Замедление ввода в действие новых основных фондов на фоне относительно низких темпов их выбытия имело своим результатом не только сокращение физических объемов основного капитала, но и резкое ухудшение их качественных характеристик по сравнению с периодом 70-80-х гг. Основные фонды экономики России характеризуются в настоящее время высоким уровнем своего морального и физического износа, что существенно ограничивает возможность их использования для выпуска конкурентоспособной продукции (товаров, услуг).

Особенности развития процесса воспроизводства основного капитала отраслей российской экономики, сложившиеся в годы экономического кризиса, имели своим следствием резкое ухудшение возрастного состава активной части основных фондов. Так, в промышленности к началу 1999 г. доля основных фондов со сроком службы более 20 лет в общем объеме «активных» фондов увеличилась по сравнению с уровнем 1990 г. более чем в 2 раза и составила почти треть всего объема активной части основных фондов, а доля «молодых » (наиболее прогрессивных) основных в их активной части фондов снизилась более чем в 7 раз и определилась на уровне 4%.

Динамика основных фондов по отраслям национальной экономики РФ представлена в табл. 5.

Динамика всех основных фондов, включая скот, отражена в приложении 3.

запасы материальных оборотных средств;

Величина запасов материальной составляющей оборотных средств и ее динамика тесно связаны с объемами и динамикой производства и конечного спроса. Так, размер производственных запасов определяется масштабами производства, т. е. потребностями в его обеспечении сырьем, материалами, полуфабрикатами и проч. На объем запасов готовой продукции (у производителей, в торговой сети) оказывает существенное влияние степень сбалансированности между спросом и предложением, сформировавшаяся на данный момент в экономике. При превышении спроса над предложением наблюдается быстрое рассасывание запасов готовой продукции (что, в частности, имело место в период 1998-1999 гг. в связи с переориентацией потребительского спроса на продукцию отечественных товаропроизводителей). Особенностью периода 80-х гг., также 1990 г. стало явное перенакопление материальных оборотных средств: массовое формирование сверхнормативных производственных запасов, а также определенных видов готовой продукции (не пользующихся спросом).

Как свидетельствуют статистические данные, за период 1991-1998 гг. (табл. 6) резко сократилось соотношение между стоимостной оценкой запасов материальных оборотных средств (в среднегодовом исчислении) и годовым производством ВВП (с 72 коп./руб. в 1990 г. до 4 коп./руб. в 1998 г.).


Таблица 5.

Индексы физического объема основных фондов (в сопоставимых ценах, %)*


В среднем за год К предыдущему году

1971-1980 1981-1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Все основные фонды (включая скот) 107,4 105,6 103,0 102,0 100,5 99,7 100,0 99,9 99,6 99,5
В том числе:
-Основные фонды отраслей, производящих товары 108,4 105,9 104,0 102,0 100,1 99,0 99,1 99,2 98,6 98,6
Их них:
-промышлен-ность 108,1 106,0 104,0 102,0 100,7 100,0 100,0 100,0 99,5 99,5
-сельское хозяйство 108,8 105,2 103,0 101,0 98,4 95,6 96,0 96,8 95,1 95,3
-строительст-во 110,5 106,7 105,0 103,0 99,8 98,7 93,3 97,9 98,6 98,5
-основные фонды отраслей, оказывающих рыночные и нерыночные услуги 106,6 105,3 103,0 102,0 101,0 100,0 101,0 101,0 100,0 100,0
Из них:
-транспорт и связь 107,5 106,0 103,0 102,0 100,5 100,0 100,0 100,0 99,5 99,5
-торговля и общественное питание 107,9 105,3 102,0 101,0 100,4 99,5 101,0 98,9 99,1 99,1

*Источник: [14, С. 90]


Таблица 6.

Динамика материальных оборотных средств (МОС) и ВВП* (в текущих ценах)*


1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
МОС** на начало года, трлн.. руб. 0,445 0,489 0,785 4,864 71,48 193,3 165,1 137,9 136,6 92,71
МОС*** в среднем за год, трлн.. руб. 0,467 0,637 2,675 38,02 132,4 179,2 151,5 137,2 114,7
ВВП, трлн.. руб. 0,644 1,399 19,01 171,5 610,7 1540,5 2145,7 2521,9 2684,5
МОС/ВВП, руб./руб. 0,72 0,46 0,14 0,22 0,22 0,12 0,07 0,05 0,04
Доля товаров в ВВП, % 60,9 61,8 49,5 48,0 46,8 42,0 41,8 39,7 39,4
Индекс цен производителей**** 3,4 33,8 10,0 3,3 2,7 1,3 11, 1,2

*Источник: [14, С. 103]

**МОС на начало 1998 г. и 1999 г. в млрд. руб.; ВВП за 1998 г. в млрд. руб.

***Оценка МОС в среднем за год рассчитана как среднеарифметическое на начало и конец года. Эта оценка весьма груба, поскольку при расчете не учтено влияние внутригодовой динамики цен на размеры запасов.

****Декабрь к декабрю (раз).


ценности.

Важнейшей особенностью этого элемента национального богатства является то, что с течением времени в результате множества объективных и субъективных факторов происходит изменение структуры ценностей, ведущее, как правило, к росту их стоимости (цены). Так, например, за последние 20 лет рыночная стоимость золота снизилась более чем в 2,5 раза.

Нефинансовые непроизведенные активы.

Материальные непроизведенные активы;

Земля определяется в системе национальных счетов (СНС) как земельный участок, включая почвенный покров и поверхностные воды, на которые распространяются или могут быть распространены права собственности. При этом исключаются расположенные на этом земельном участке здания и сооружения, выращиваемые культуры, лес и скот, ресурсы недр, некультивируемые биологические ресурсы и водные ресурсы. По уровню обеспеченности земельными ресурсами Россия занимает 1-е место в мире. Земельная площадь России, покрытая лесом за период 1983—1988 гг. увеличилась на 0,6% относительно площади 1983 г., а за период 1988-1998 гг. сократилась, по оценке, на 2% (по сравнению с 1988 г.). Соответственно уменьшился запас древесины.

Более 40% территории РСФСР (свыше 700 млн.. га) было покрыто лесами, общий запас древесины которых составлял 79 млрд.. м3.

Ресурсы недр включают разведанные запасы полезных ископаемых, расположенные на поверхности земли или под ней, эксплуатация которых при достигнутом уровне технологии и существующей системе относительных цен экономически оправдана. Объекты (шахтные стволы, буровые скважины и прочие горнодобывающие площадки) относятся к сооружениям, а не к ресурсам недр. Другие природные активы, в состав которых входят некультивируемые биологические ресурсы и водные ресурсы, отражаются в балансах в том случае, если признается, что они имеют самостоятельную экономическую стоимость, не учтенную в стоимости земли. В данном случае возможность наблюдения рыночных цен сомнительна и оценка таких активов обычно основывается на оценке текущей стоимости доходов, ожидаемых в будущем от их эксплуатации.

Минерально-сырьевая база РСФСР была резко расширена и укреплена. В недрах РСФСР были сосредоточены основные ресурсы минерального топлива в СССР (свыше 70% общесоюзных разведанных запасов угля, свыше 80% разведанных запасов газа, 91% общих запасов торфа), большие запасы железных руд, 100% апатитов, свыше 60% общесоюзных ресурсов калийных солей и многие другие полезные ископаемые. Недра РСФСР богаты рудами разнообразных цветных и редких металлов.

Россия обладает достаточно развитой минерально-сырьевой базой. В стране открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России в середине 90-х гг. оценивалась в 28,6 трлн. долл., а прогнозный потенциал — в 140 трлн. долл. США. Потенциальные ресурсы природного газа в стране на начало 90-х гг. оценивались в 211,8 трлн. куб. м. В настоящее время доля России в мировых запасах газа составляет 35,4%. В 1995 г. в России было добыто 618 млрд. куб. м природного газа, что составляет более 1/3 мировой добычи этого сырья.

В бывшем Советском Союзе добыча нефти своего пика достигла в 1988 г. — 562 млн. тонн, после чего началось падение производства. Еще в 1991 г. по уровню добычи нефти (461 млн. тонн) Россия сохраняла первое место в мире. К 1993 г. добыча нефти сократилась до 340 млн. тонн и по этому показателю страна уступала Саудовской Аравии (408 млн. тонн) и США (402 млн. тонн). В 1995 г. добыча нефти в России сократилась до 312 млн. тонн. В настоящее время начальные запасы месторождений нефти, находящиеся в разработке, выработаны в среднем на 48%. В конце 70-х гг. СССР достиг рекордного уровня добычи золота — 280 тонн в год, причем большее количество золота добывалось в РСФСР [22].

В середине 90-х гг. страна занимала 5-е место по объему добычи золота, а ее доля в мировой добыче золота составляла 6-7%. Добыча золота осуществляется на территории 28 регионов России, однако 805 золотодобывающих предприятий находятся в районах Крайнего Севера. С начала 90-х гг. в динамике добычи золота в России в целом прослеживается понижательная тенденция [23].

РСФСР в 1974 г. насчитывала 28 тысяч предприятий (или около 60% общего их числа в СССР), отличаясь не только огромными размерами, но и глубокой структурной дифференциацией. Фактически РСФСР давал все виды выпускаемой в СССР продукции — от сырья и топлива до сложнейших машин и изделий тонкой химической технологии. Занимал 1-е место по выпуску продукции почти по всем отраслям промышленности среди других союзных республик. Велико значение электроэнергетики, химической промышленности и машиностроения как отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс. Они сосредоточивали около 1/2 всех рабочих и промышленно-производственных основных фондов. Эти отрасли выделялись исключительно высокими темпами развития. За 1941—1974 гг. объём продукции машиностроения и металлообработки увеличился в 40,6 раза, химической и нефтехимической промышленности — в 35,5 раза, электроэнергетики — в 23 раза.

За годы социалистического строительства РСФСР превратилась из аграрной в мощную индустриальную республику с развитым сельским хозяйством. Только за 1941—1974 гг. национальный доход увеличился более чем в 10 раз, объём промышленной продукции — в 12,2 раза, сельскохозяйственной продукции — в 2,4 раза, грузооборот транспорта — в 7,5 раза. По самым скромным подсчётам национальное богатство России за последние 10 лет сократилось в 2 раза. В советской экономике РСФСР темп роста национального богатства опережал темп роста национального дохода; в условиях современной российской экономики эта тенденция была обратной. В 1961-1965гг. в экономике РСФСР на 1% прироста национального дохода приходилось 1,14% прироста воспроизводимого национального богатства, а в 1986-1990гг. - уже 2,56%. Примерно такая же тенденция наблюдалась и в экономике России в 1980-е годы [24].

С 1999 по 2008 год индекс производства продукции сельского хозяйства России вырос на 55 %. В 2008 году объём выпуска сельского хозяйства России составил 87 % от уровня 1990 года. Доля сельского хозяйства в ВВП России — 4,7 % (2009 г.). Объём валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве России — 1,53 трлн. руб. (2009 г.). Доля занятых в сельском хозяйстве — 10 % (2008 г.) [21].

Значительная часть российского национального богатства использовалась и используется для решения общегосударственных задач. В общегосударственном объеме промышленности СССР продукция РСФСР составляла 76%. Ежегодно из РСФСР вывозились топливно-энергетические ресурсы примерно на 25 млрд. долларов США.

Жизненный уровень населения РСФСР неуклонно повышался. Национальный доход за 1966—1973 гг. увеличился в 1,8 раза. Реальные доходы на душу населения в 1973 г. возросли по сравнению с 1965 г. в 1,5 раза. За 1971—1975 гг. улучшено пенсионное обеспечение населения, увеличены стипендии. Увеличены нормы расходов на питание и на медикаменты в больницах.

В России, как доходы населения, так и его расходы с каждым годом продолжают расти. Но если в 2002 году разница между доходами и расходами была 967,7 млрд..руб., в 2003 году увеличилась в 7,7 раза, то уже в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась всего в 2,2 раза. Мы видим явную тенденцию снижения разницы между доходами и расходами населения

После распада СССР "дележ" национального богатства (за исключением отдельных объектов) был произведен по так называемому "территориальному признаку". При этом из общего объема национального богатства СССР к России отошло около 60%; к Украине - 16%; к Белоруссии - 3,6% этого богатства. В республиках Прибалтики осталось 3,2%, в среднеазиатских республиках - чуть более 11% и в закавказских республиках - 3,9% "общесоюзного" национального богатства.


Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА РОССИИ


3.1 Тенденции развития национального богатства России


Проблемы эффективного использования элементов национального богатства в пореформенный период функционирования Российской экономики многообразны. В научной литературе указывается на невостребованность человеческого капитала, неумение использовать в должном объеме его возможности, а также на сокращение качества трудового потенциала, снижение профессионального уровня работающих. Специалисты отмечают прогрессирующее старение основных фондов, разрушение производственной базы, стагнацию наукоемкого и инновационного секторов экономики.

Для обеспечения стабилизации социально-экономического положения, достижения высоких, устойчивых темпов экономического роста необходимо синхронизировать инвестиционные потоки, идущие на восстановление основных фондов, всемерно поддерживать развитие человеческого капитала и сохранение ресурсного потенциала национальной хозяйственной системы. Целевая установка на совершенствование пропорций между элементами национального богатства предполагает решение задачи по обеспечению структурных изменений в национальной экономике. Проблема рационального использования природных ресурсов и обеспеченности ими в будущем является центральной проблемой экономического развития, важнейшим условием формирования конкурентоспособного типа воспроизводства национального богатства.

Современное состояние природно-ресурсного потенциала России, включающего минерально-сырьевую базу экономики, водные, земельные, лесные и климатические ресурсы, требует проведения специальных правительственных мероприятий по ликвидации причиненного природной среде ущерба и восстановлению количественных и качественных характеристик. Проблема сводится к необходимости гарантировать комплексный подход, включающий налаживание ресурсосбережения (использование определенного количества ресурсов с максимальной отдачей, с наименьшими затратами); обеспечить экологическую защиту; подготовить условия для возобновляемости ресурсов (создание заменителей отдельных ресурсов) и безотходности их использования (создание безотходных технологий); наладить эффективное управление распределением природно-ресурсного потенциала и рациональной эксплуатацией природных ресурсов.

Продвижение по указанным направлениям зависит от комплекса мероприятий, способствующих увеличению отдачи от использования природно-ресурсного потенциала с учетом ограничений, вытекающих из возможностей решения каждой названной проблемы использования этого потенциала.

Чтобы воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование, в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами, эффективной структуры управления, которая бы с наименьшими ресурсными затратами позволяла создавать продукцию и услуги с высокой долей добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества различными путями: посредством увеличения доли домашнего имущества (стимулирования кредитов для жилищного строительства), снижения уровня дифференциации доходов населения (установления прогрессивной шкалы налогообложения), повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности [7, С. 52].

Ряд видных российских ученых указывает на очевидный недостаток основного капитала в отраслях социальной сферы и они солидарны в том, что увеличивать национальное богатство необходимо путем модернизации социальной сферы. Согласно прогнозу динамики структуры национального богатства России до 2025 г., предполагается увеличение непроизводственных и потребительских активов (потребительский сектор, домохозяйства) за счет сокращения элементов производственных фондов и материальных запасов (табл. 7). Поскольку предполагаемые изменения макроэкономической динамики охватывают довольно продолжительный период, можно заключить, что приведенные цифры отражают скорее внутренний структурный генезис национальной экономики, чем учитывают правительственные воздействия в рамках макроэкономической структурной политики.


Таблица 7.

Прогноз динамики и структуры национального богатства РФ до 2025 года*


1997 2000 2005 2010 2015 2020 2025
Национальное богатство, % 100 102 105 108 112 116 120
Натурально-вещественная структура национального богатства:






Основной капитал 66 65 65 65 64 65 65
Материальные запасы 15 14 13 12 12 10 10
Домашнее имущество 19 21 22 23 24 25 25
Воспроизводственная структура:






Производственные фонды 56 55 54 52 51 51 50
Непроизводственные фонды 44 45 46 48 49 49 50

*Источник: [7, С. 53]


Современное состояние национального богатства и приведенные в табл. 7 прогнозируемые показатели свидетельствуют о низкой эффективности и недостаточной подготовленности социальной инфраструктуры России для осуществления в нее значительных по объемам капиталовложений. При проведении прогнозных оценок ориентиры инвестирования устанавливаются экспертами согласно стандартам развитых зарубежных стран. Приведенные цифры рассчитаны с использованием нормативного метода, а не только являются отражением общей, более высокой организованности национальной хозяйственной системы и целесообразной экономической политики. В свою очередь последняя, по мнению академика РАН А.И. Абалкина, будучи подвержена, как и любой экономический процесс, “эффекту кумулятивной” причинности, выступает своеобразным общественным благом и исполняет функцию фактора хозяйственного развития [1, с. 18].

Таким образом, новая социальная структура общества должна соответствовать складывающейся структуре экономики и одновременно позволять ей развиваться, т.е. она должна воспроизводить такую систему ценностей и стимулов, которые бы обеспечивали конкурентный процесс, позволяющий оценить и отобрать социально значимые результаты.

Итак, национальное богатство, ВВП входят в число наиболее важных для национальной экономики макроэкономических категорий, а числовые характеристики их объема — представительные агрегатные показатели, позволяющие оценить совокупный экономический потенциал страны.

В составе факторов, влияющих на размер и структуру совокупного экономического потенциала, его динамику в каждом конкретном периоде, можно выделить:

1) объем и доступность всех имеющихся видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);

2) достигнутый страной уровень технического развития, определяющий качество и производительность технологической базы экономики;

3) накопленный страной задел в области фундаментальных и прикладных научных исследований, уровень подготовки кадров, характеризующий качество трудовых ресурсов страны.

В результате согласованного взаимодействия названных факторов в составе совокупного экономического потенциала формируются природно-ресурсный, производственный, трудовой, финансовый, научный (инновационный), внешне экономический и другие потенциалы национальной хозяйственной системы страны. Каждый из них имеет определенные особенности закономерности развития, количественные и качественные характеристики.


Заключение


Таким образом, в результате проделанной работы и проведенного анализа, можно сделать выводы, что категория “совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны” представляет собой слаженное по структуре и многоаспектное по содержанию и значению явление. Наиболее распространенным измерителем совокупного экономического потенциала национальной экономики выступает национальное богатство.

Национальное богатство – важнейшая социально-экономическая категория, используемая для оценки экономического потенциала и уровня экономического развития страны. Оно охватывает практически все экономические блага, находящиеся в распоряжении страны. Именно поэтому национальное богатство является лучшим измерителем уровня развития страны и жизни населения. Национальное богатство - один из важнейших показателей экономической мощи страны, представляющий собой денежное выражение всей совокупности потребительных стоимостей, накопленных обществом за весь предшествующий период по состоянию на определенную дату.

Согласно современным статистическим представлениям в объем национального богатства включается:

нефинансовые произведенные активы;

нефинансовые непроизведенные активы;

финансовые активы.

Система показателей национального богатства включает в себя следующие основные характеристики:

1. показатели накопленного имущества, произведенных материальных и нематериальных активов – их наличия (объема), состава и структуры, воспроизводства, состояния и использования;

2. показатели наличия, состояния и оценки природных ресурсов и других непроизведенных активов;

3. показатели динамики всех активов национального богатства.

Национальное богатство определяется, как правило, в действующих (текущих) ценах, что обеспечивает оценку его реального объема в современных условиях ценообразования и увязку с другими социально-экономическими показателями. Важным моментом для определения общего объема национального богатства является наиболее полная оценка его элементов.

Для определения общего объема основных фондов, их вещественной и отраслевой структуры, а также для исчисления износа (амортизации) основных фондов, анализа их воспроизводства применяется стоимостная (денежная) оценка.

Национальное богатство России – это достояние каждого жителя страны, поэтому необходимо законодательно и институционально разработать такие механизмы, которые гарантировали бы каждому гражданину и будущим поколениям равное право на получение дохода от использования невосполняемых природных богатств. Необходима смена экономической парадигмы, переориентация с сырьевой на инновационную модель развития народного хозяйства. Приоритетное развитие науки и наукоемких отраслей позволит более рационально использовать национальное богатство, будет способствовать увеличению в нем доли человеческого капитала. На 2009 год национальное богатство Российской Федерации насчитывало 115332288 млн. рублей. По состоянию на конец 2006 г. основные фонды в экономике России по полной учетной стоимости составили 42 трлн. 308 млрд. руб.

Из сравнительного анализа современной России и РСФСР можно сделать несколько основных выводов:

В период 1991-1995 гг. по сравнению с 1970-1990 гг. резко снизился среднегодовой прирост основных фондов и начиная с 1996 г. по экономике в целом определилась тенденция к сокращению производственных ресурсов, определяемых основными производственными фондами отраслей;

По уровню обеспеченности земельными ресурсами Россия занимает 1-е место в мире. Земельная площадь России, покрытая лесом за период 1983—1988 гг. увеличилась на 0,6% относительно площади 1983 г., а за период 1988-1998 гг. сократилась, по оценке, на 2% (по сравнению с 1988 г.). Соответственно уменьшился запас древесины.

По минерально–сырьевой базе РСФСР занимала ведущие позиции в мире, так же как и РФ на современном этапе. Минерально-сырьевая база достаточно развита и расширена.

В советской экономике РСФСР темп роста национального богатства опережал темп роста национального дохода; в условиях современной российской экономики эта тенденция была обратной.

Для обеспечения стабилизации социально-экономического положения, достижения высоких, устойчивых темпов экономического роста необходимо синхронизировать инвестиционные потоки, идущие на восстановление основных фондов, всемерно поддерживать развитие человеческого капитала и сохранение ресурсного потенциала национальной хозяйственной системы. Целевая установка на совершенствование пропорций между элементами национального богатства предполагает решение задачи по обеспечению структурных изменений в национальной экономике. Проблема рационального использования природных ресурсов и обеспеченности ими в будущем является центральной проблемой экономического развития, важнейшим условием формирования конкурентоспособного типа воспроизводства национального богатства.

Чтобы воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической и социальной политики государства.

Таким образом, национальное богатство стоит в ряду наиболее важных макроэкономических понятий, а числовая характеристика его объема представляет собой один из важных агрегатных показателей, позволяющих оценить экономический потенциал страны, уровень народного хозяйства и степень благосостояния населения, выраженные в