Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

align="BOTTOM" border="0" />, МПа

, МПа

, мм


1 10,7 8,5 19,04 32,4 1,62 (точка с) 14,55 132,4 6,62 (точка z)
2 11,3 8 17,52 29,8 1,49 13,48 122,7 6,135
3 12,9 7 14,58 24,7 1,23 11,41 103,8 5,19
4 18,1 5 9,17 15,5 0,77 7,490 68,2 3,41
5 22,7 4 6,74 11,5 0,58 5,66 51,5 2,57
6 30,2 3 4,54 7,7 0,385 3,953 36 1,8
7 45,4 2 2,59 4,4 0,22 2,380 21,658 1,083
8 60,5 1,5 1,74 3,0 0,15 1,661 15,1 0,755
9 90,7 1 1 1,7 0,085 (точка а) 1 9,1 (точка b) 0,455

Теоретическое среднее индикаторное давление


,


где мм2- площадь диаграммы aczba. Это близко к рассчитанному.

В соответствии с принятыми фазами газораспределения и углом опережения зажигания определяют положение точек r', а', а", с', f и b' по формуле для перемещения поршня:


,


где λ — отношение радиуса кривошипа к длине шатуна.

Выбор величины λ производится при проведении динамического расчета, а при построении индикаторной диаграммы предварительно принимается λ = 0,285.

Расчеты координат точек r', а', а", с', f и b' сведены в табл.


Обозначение точек

Положение

точек


Расстояние точек от в.м.т. (AX), мм

до в.м.т.

18 0,0655 2,6

после в.м.т.

25 0,1223 4,8

после в.м.т.

120 1,6069 62,5

до в.м.т.

35 0,2313 9,0

до в.м.т.

30 0,1697 6,6

до в.м.т.

125 1,6667 65,0

Положение точки определяется по формуле:

МПа;

мм.

Действительное давление сгорания

МПа;

мм.

Соединяя плавными кривыми точки r с а', с' с с" и далее с zд и кривой расширения, b' с b" (точка b" располагается обычно между точками b и а) и линией выпуска b"r'r, получим скругленную действительную индикаторную диаграмму ra'ac'fc" zдb'b"r.


Параметры внешней скоростной характеристики

56,89 325 100 18,49 0,879 0,96


Тепловой баланс

Общее количество теплоты, введенной в двигатель с топливом:

Q0 = HuGт/3,6 = 43930Gт/3,6= 12203 Gт

GT 18,488 кг/ч
Q0 225609 Дж/с

Теплота, эквивалентная эффективной работе за 1 с: Qe = 1000Ne,


Qe 56887 Дж/с

Теплота, передаваемая охлаждающей среде:


Qв= ciDl+2mnm (Hu - ∆Нu)/(αНu)


где с — 0,45 - 0,53 — коэффициент пропорциональности для четырехтактных двигателей. В расчете принято с = 0,5; i — число цилиндров; D — диаметр цилиндра, см; n — частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин; m = 0,6 - 0,7 — показатель степени для четырехтактных двигателей. В расчете принято при n= 900 об/мин m = 0,6, а на всех остальных скоростных режимах — m = 0,65.

Qв= 0,5·4·7,9l+2·0,65·54000,65 (43930 - 2476)/(0,96·43930)=60836 Дж/с;

Теплота, унесенная с отработанными газами:



Qr = (18,488/3,6) {0,536·[25,043+ 8,315] 897 —0,5041 · [20,775+ +8,315]Ч 20} = 72240Дж/с,

Теплота, потерянная из-за химической неполноты сгорания топлива:


Qн.c = ∆НuGт/3,6


Qн.c =2476 • 18,488/3,6 =12716 Дж/с;

Неучтенные потери теплоты


Qocт =Q0-(Qe+Qв+Qr + Qн.c)


Qост = 225609—(56887 + 60836 + 72240 + 12715) = 22931 Дж/с;


Расчёт кинематики и динамики двигателя


Кинематика

Выбор λ и длины Lш шатуна. В целях уменьшения высоты двигателя без значительного увеличения инерционных и нормальных сил отношение радиуса кривошипа к длине шатуна предварительно было принято в тепловом расчете λ = 0,285. При этих условиях мм.

Устанавливаем, что ранее принятые значения Lш и λ обеспечивают движение шатуна без задевания за нижнюю кромку цилиндра. Следовательно, перерасчета величин Lш и λ не требуется. Сравнивая Lш рассчитанную и Lш прототипа делаем вывод что мы можем принять λ=0,285 так как погрешность не превышает 10%, ∆Lш=0,2 .

Перемещение поршня


мм


Расчет sx производится аналитически через каждые 10° угла поворота коленчатого вала. Значения для при различных φ взяты из таблицы как средние между значениями при λ=0,28 и 0,29 и занесены в гр. 2 расчетной таблицы (для сокращения объема значения в таблице даны через 30°).

Угловая скорость вращения коленчатого вала

рад/с.


Скорость поршня


м/с


Значения для взяты из таблицы и занесены в гр. 4, а рассчитанные значения vп — в гр. 5 таблицы.

Ускорение поршня


=м/с2


Значения для взяты из таблицы и занесены в графу 6, а рассчитанные значения - в гр. 7 таблицы.

мм

м/с

м/с2

1 2 3 4 5 6 7
0 0,0000 0,0 0,0000 0,0 +1,2860 +16420
30 +0,1697 6.8 +0,6234 +14 +1,0085 +12877
60 +0,6069 24.0 +0,9894 +22.4 +0,3575 +4565
90 +1,1425 45.7 +1,0000 +22.6 -0,2850 -3639
120 +1,6069 64.3 +0,7426 +16.8 -0,6425 -8204
150 1,9017 76.0 +0,3766 +8.5 -0,7235 -9238
180 +2,0000 80 0,0000 0,0 -0,7150 -9129
210 +1,9017 76.0 -0,3766 -8.5 -0,7235 -9238
240 +1,6069 64.3 -0,7426 -16.8 -0,6425 -8204
270 +1,1425 45.7 -1,0000 -22.6 -0,2850 -3639
300 +0,6069 24.0 -0,9894 -22.4 +0,3575 +4565
330 +0,1697 6.8 -0,6234 -14 +1,0085 +12877
360 +0,0000 0,0 -0,0000 0,0 +1,2850 +16408
По данным таблицы построены графики в масштабе мм в мм, - в масштабе м/с в мм, - в масштабе м/с2 в мм. Масштаб угла поворота коленчатого вала в мм.

При , а на кривой - это точка перегиба.




Динамика


Силы давления газов


мм,


где Мs — масштаб хода поршня на индикаторной диаграмме.

Масштабы развернутой диаграммы: давлений и удельных сил МПа в мм; полных сил МН в мм, или Mp=245 Н в мм, угла поворота кривошипа Mφ=3°в мм, или


рад в мм,


где OB— длина развернутой индикаторной диаграммы, мм.

По развернутой диаграмме через каждые 10° угла поворота кривошипа определяют значения ∆pг и заносят в гр. 2 сводной таблицы динамического расчета (в таблице значения даны через 30° и точка при φ=370°).

Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма


С учетом диаметра цилиндра, отношения , рядного расположения цилиндров и достаточно высокого значения рz устанавливаются:

масса поршневой группы (для поршня из алюминиевого сплава принято =80 кг/м2)

кг;

масса шатуна (для стального кованого шатуна принято кг/м2)

кг;

масса неуравновешенных частей одного колена вала без противовесов (для литого чугунного вала принято кг/м2)

кг.

Масса шатуна, сосредоточенная на оси поршневого пальца:

кг.

Масса шатуна, сосредоточенная на оси кривошипа:

кг.

Массы, совершающие возвратно-поступательное движение:

кг.

Массы, совершающие вращательное движение:

кг.

Удельные и полные силы инерции. Из таблицы переносят значения j в гр. 3 таблицы и определяют значения удельной силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс (гр. 4):


Мпа


Центробежная сила инерции вращающихся масс.


кН

Центробежная сила инерции вращающихся масс шатуна:


кН


Центробежная сила инерции вращающихся масс кривошипа:


кН


Удельные суммарные силы. Удельная сила (МПа), сосредоточенная на оси поршневого пальца (гр. 5):

Удельная нормальная сила (МПа) . Значения tgβ определяют для λ=0,285 по таблице и заносят в гр. 6, а значения pN — в гр. 7.

Удельная сила (МПа), действующая вдоль шатуна (гр. 9):



Удельная сила (МПа), действующая по радиусу кривошипа (гр. 11):



Удельная (гр.13) и полная (гр.14) тангенциальные силы (МПа и кН):


и


По данным таблицы строят графики изменения удельных сил pj, p, ps, pN, pK и рT в зависимости от изменения угла поворота коленчатого вала φ.

Среднее значение тангенциальной силы за цикл:

по данным теплового расчета


Н;


Крутящие моменты. Крутящий момент одного цилиндра


Н·м


Период изменения крутящего момента четырехтактного двигателя с равными интервалами между вспышками

Суммирование значений крутящих моментов всех четырех цилиндров двигателя осуществляется табличным методом через каждые 10° угла поворота коленчатого вала и по полученным данным строится кривая Мкр в масштабе ММ= 10 Н·м в мм.

Средний крутящий момент двигателя:

По данным теплового расчета


Н·м;


Максимальный и минимальный крутящие моменты (рис. 10.2, д)

Mкp.max=500 Н·м; Мкр.min= -212 Н·м.

Графики динамического расчёта карбюраторного двигателя:






φ°


Цилиндры

Мкр.ц,

Н·м


1-й 2-й 3-й 4-й

φ°

криво-

шипа

Мкр.ц,

Н·м

φ°

криво-

шипа

Мкр.ц,

Н·м

φ°

криво-

шипа

Мкр.ц,

Н·м

φ°

криво-

шипа

Мкр.ц,

Н·м


0 0 0 180 0 360 0 540 0 0
30 30 -180 210 -75 390 240 570 -78 -93
60 60 -103 240 -133 420 161 600 -137 -212
90 90 77 270 -84 450 221 630 -83 131
120 120 132 300 71 480 199 660 97 499
150 150 75 330 90 510 97 690 176 438
180 180 0 360 0 540 0 720 0 0

ВЫВОД: Вследствие применения новых более лёгких конструкционных материалов мы получили улучшенные параметры сил и моментов, действующих на кривошипно-шатунный механизм. После чего можно предположить, что повысится степень уравновешенности двигателя.


Конструирование и расчёт на прочность деталей двигателя


Расчет поршня бензинового двигателя

На основании данных расчетов (теплового, скоростной характеристики и динамического) получили: диаметр цилиндра D =79 мм, ход поршня S=80, действительное максимальное давление сгорания Рд=6,233 МПа при nм=3000 об/мин, площадь поршня Fп= 48,99 см2 , наибольшую нормальную силу Nmax= 0,0044 МН при φ=370°, массу поршневой группы mn= 0,3916 кг, частоту вращения nx.x max=6000 мин-1 и λ=0,285.

В соответствии с существующими аналогичными двигателями и с учетом соотношений, принимаем толщину днища поршня δ=7,5 мм, высоту поршня Н= 88 мм; высоту юбки поршня hю=58 мм, радиальную толщину кольца t=3,5 мм, радиальный зазор кольца в канавке поршня ∆t=0,8 мм, толщину стенки головки поршня S=5 мм, величину верхней кольцевой перемычки hп=3,5 мм, число и диаметр масляных каналов в поршне =10 и dм=1 мм. Материал поршня — эвтектический алюминиевый сплав - 1/К; материал гильзы цилиндра — серый чугун, 1/К.

Напряжение изгиба в днище поршня:


МПа,

Где мм.

Днище поршня должно быть усилено ребрами жесткости. Кроме того, в целях повышения износо- и термостойкости поршня целесообразно осуществить твердое анодирование днища и огневого пояса, что