Психологическая подготовка боксеров-юношей
основные закономерности изучены и многократно подтверждены еще в советский период. Но психологическая подготовка имеет свои формы и средства, а также способы и критерии оценки, которые далеко не всегда так очевидны, как в других направлениях тренировки. Ниже перечислены основные виды деятельности психолога в процессе психологической подготовки[35, c. 236-238]:1) оценка текущего уровня психологической подготовленности (базовая психодиагностика);
2) разработка индивидуальной программы воздействий (программирование психологической подготовки);
3) организация обратной связи о состоянии спортсмена (мониторинг и оперативная диагностика);
4) применение при необходимости дополнительных мероприятий (коррекция);
5) создание адекватного психического состояния (настройка);
6) управление психическим состоянием спортсмена в соревнованиях (секундирование);
7) компенсация негативных последствий (восстановление).
Оценка текущего уровня психологической подготовленности (базовая психодиагностика). На этом этапе (обычно в начале соревновательного цикла) проводится изучение потенциальных возможностей спортсмена, доминирующих психических состояний и устойчивых предпочтений, как в соревновательной деятельности, так и в поведении в целом.
Оцениваются индивидуальные особенности нервной системы, когнитивных процессов - восприятия, памяти, мышления, внимания, психомоторной сферы, уровень владения средствами психорегуляции, степень развития свойств характера, в частности мотивации и волевой сферы, и т. д. Для эффективной групповой работы актуальна оценка совместимости членов команды или спортивной группы.
Полученные данные используются для определения степени восстановления после предыдущего цикла, индивидуального стиля тренировочной и соревновательной деятельности, оптимального режима и направлений дальнейшей работы по психологической подготовке, становятся начальным показателем для оценки эффективности дальнейшей подготовки. В базовой диагностике нет хороших или плохих результатов, изучаются индивидуальные особенности психики спортсмена, и на них нельзя строить прогноз успешности выступления[35, c. 236-238].
Главная задача этой работы - выявить слабые стороны спортсмена и определить методы их устранения или компенсации.
Разработка индивидуальной программы воздействий (программирование психологической подготовки). Данные, полученные в процессе базовой диагностики, становятся обоснованием комплексного воздействия на спортсмена с целью достижения его максимальной психологической готовности к главным соревнованиям цикла. Мероприятия конкретизируются по форме, содержанию и объему нагрузки, оптимально распределяются по всему циклу, в соответствии с соревновательным календарем определяются сроки контрольных стартов (или диагностических срезов).
Психолог разрабатывает конкретные задания и упражнения для развития нужных психических качеств и передает их тренеру для включения в общий план подготовки спортсмена. При необходимости планируются индивидуальная работа со спортсменом и групповые мероприятия, например для сплочения команды. Естественно, что психолог должен обосновать свои рекомендации, добиваться внедрения их в тренировочный процесс и контролировать качество выполнения своих заданий. Только в этом случае он может и должен нести ответственность за результат выступления[36, c. 8-16].
Главная задача этой работы - постановка дальних и ближних целей соревновательного цикла и создание с учетом индивидуальных особенностей спортсмена плана психологической подготовки.
Организация обратной связи о состоянии спортсмена (мониторинг и оперативная диагностика). Тренировочный процесс спортсмена высокого класса - это преимущественно однообразная работа с большими физическими нагрузками в течение продолжительного периода времени, поэтому среди прочих в задачу психолога входят борьба с монотонией и поддержание оптимальной работоспособности спортсмена. Любые незапланированные события нарушают программу подготовки, а следовательно, могут привести к недостаточной готовности в нужный момент.
Но в жизни нельзя все предусмотреть, а человек - это не робот, поэтому существует множество ситуаций, которые вносят изменения в запланированный режим. Некоторые из них очевидны, некоторые тщательно скрываются, а о некоторых могут не догадываться даже сами спортсмены. Обычно тренеры полагаются на результаты медицинских или физических тестов, но психика человека - очень сложная структура, и многие изменения в ней нельзя зафиксировать этими способами.
Поэтому психологический мониторинг как отслеживание изменений в состоянии спортсмена, его настроении, отношений с окружающими и т. д. - тоже задача психолога. Причем стандартные диагностические процедуры из других областей психологии могут быть абсолютно неприменимы, так как слишком громоздки или не дают нужной информации. Именно против такого вмешательства - отвлекающего и бессмысленного чаще всего и возражают тренеры.
Спортивный психолог - творческая профессия, когда постоянно приходится решать нестандартные задачи. Специализированная оперативная диагностика может выявить изменения в состоянии спортсмена раньше, чем он сам почувствует их, поэтому нельзя полагаться и на его самочувствие. Как правило, внимательный психолог получает достаточно сигналов, чтобы вовремя распознать тревожную ситуацию: изменения в поведении, настроении, общении и т. п. - и это еще один повод для того, чтобы психолог был постоянным участником подготовки[47].
Главная задача этой работы - организовать систематическую диагностику без существенного влияния на тренировочный режим.
Применение при необходимости дополнительных мероприятий (коррекция). Диагностика проблемы - это важная, но все же часть работы психолога. Дальнейшие действия согласовываются с другими специалистами - тренером, врачом, семьей спортсмена. В ситуациях перетренированности, межличностных и внутриличностных конфликтов и т.п. требуется кардинальное изменение программы подготовки, но часто для компенсации бывает достаточно ввести дополнительные упражнения, провести внеочередной сеанс релаксации или изменить ритуалы поведения.
При создании целевых заданий для психологической подготовки следует учитывать задачи этапа и индивидуальные особенности спортсмена. Такие целевые задания могут быть разовыми или постоянными упражнениями, одиночным или системным воздействием, когда в работу вовлечены и другие люди. Направленность целевых заданий может быть комплексной или тематической: «на релаксацию», «на коррекцию», «на мобилизацию» или «на развитие психических качеств», «на регуляцию эмоциональной сферы», «на управление мотивацией» и т. д.
Создание адекватного психического состояния (настройка). Именно в настройке спортсмена на соревнования и управлении его психическим состоянием обычно видят функции психолога. Это справедливое утверждение, но только при условии, что у психолога со спортсменом установлены доверительные отношения и выработаны механизмы возможного воздействия. А вот для создания этого условия требуются и время, и знания, и удача[47].
О процессе психологической настройки написано и сказано немало. Это очень индивидуальный, даже интимный вопрос, который в большинстве ситуаций является «профессиональным секретом» и спортсмена, и психолога. Слова или интонация, мимика или жесты, действия или их отсутствие - все может быть камертоном для психики. Важным является не только сам день соревнований, но и несколько предшествующих.
Главная задача этой работы - создание индивидуального ритуала предсоревновательного поведения, т.е. регламентированной последовательности действий накануне и в начале соревнований.
Управление психическим состоянием спортсмена в соревнованиях (секундирование). В процессе соревнований и для психолога, и для тренера доступ к спортсмену часто ограничен. Поэтому важно, чтобы спортсмен мог сам объективно оценивать свое состояние и применять методы психорегуляции, для чего в процессе тренировки создаются различные экстремальные ситуации.
Сам спортсмен, особенно в напряженные моменты борьбы, находится в измененном состоянии сознания, когда смысл слов может не осознаваться. Поэтому часто более эффективными оказываются невербальные приемы воздействия, например техники «якорения» или создание психологических «ключей». В любом случае такое воздействие планируется и отрабатывается заранее, а на соревновании оно должно быть уже кратковременным и приводить к немедленному результату.
Главная задача этой работы - сохранить запланированный уровень психической и физической работоспособности, а при необходимости - задействовать резервные возможности организма. Методов и приемов для решения такой задачи существует великое множество: от гипноза или суеверий до отдельного жеста или использования сложнейшей аппаратуры, поэтому их анализ - отдельная большая тема, на которую, впрочем, уже написано немало.
Компенсация негативных последствий (восстановление). На этом этапе происходит освобождение от отрицательной информации и негативных воспоминаний, связанных с неудачной спортивной деятельностью; восстановление нервно-психической свежести и желания продолжать тренировки и выступления. Наиболее распространенным и достаточно эффективным способом восстановления является переключение на другую деятельность[47].
Но если мы можем произвольно заставить работать другую группу мышц, то с мыслями и воспоминаниями сделать это намного труднее. И нередко обида на судью, горечь поражения, память о травме или боязнь конкретного соперника никуда не исчезают, а вытесняются в подсознание, откуда, как троянский конь, в ключевой момент выступления наносят предательский удар.
Главная задача этой работы - на основе опыта прошедших выступлений создать психологические предпосылки дальнейшего совершенствования в новом соревновательном цикле.
К психологическим показателям тренированности боксеров относят различного рода данные о сенсомоторных, перцептивных, мнемических, эмоциональных и других психических функциях отражающих уровень тренированности спортсменов.
В боксе оценке психологических показателей тренированности уделялось и уделяется большое внимание. Прежде всего, внимание заостряется на оценке двигательных реакций боксеров, поскольку реакции эти тесно связанны с уровнем тренированности. Двигательные реакции бывают простые, сложные и антиципирующие. Простые реакции в меньшей степени отражают уровень тренированности, поскольку в чистом виде в боксе почти не встречаются.
В последнее время для определения специфических реакций использовалась аппаратура, позволяющая моделировать условия характерные для деятельности боксеров. В частности, в качестве определенного раздражителя используется не простое зажигание лампочки, а определенные позы боксеров (боевая стойка, нанесение удара правой в голову), которые высвечиваются на специальных диапозитивах. Испытуемый должен реагировать определенным действием (или бездействием) на ту или иную позу, изображенную на диапозитиве.
Чувство времени у боксеров можно определить с помощью декатронного миллисекундомера. Испытуемому предлагается несколько раз остановить стрелку или заряд секундомера на определенной точке , а затем повторить все это, но уже без зрительного контроля.
Учитывается величина ошибки и количество преждевременных и запаздывающих реакций.
Для оценки психических состояний, и в частности эмоционального состояния, чаще всего используется треморометрия и измерение электрокожного сопротивления (ЭКС)[36, c. 8-16].
Методика треморометрии основывается на регистрации непроизвольного дрожания рук или пальцев (тремор). Приборами для измерения тремора служат тремометры самых разных конструкций, наиболее подходящими для оценки психического состояния боксеров
Треморометрия и измерение ЭКС оказались особенно информативными при исследовании предстартового состояния боксеров. Все описанные выше методы оценки психического состояния спортсменов достаточно просты и надежны, не требуют много времени и несомненно найдут широкое применение в практике бокса.
Основными методиками оценки психологического состояния можно назвать различные виды анкетирования (в частности, анкета самооценки), выше также упоминались такие методики, как «САН» и «градусник» Ю.Я. Киселева, более подробно описанные в приложении к данному исследованию.
К оценке психических показателей следует подходить особенно внимательно, поскольку они весьма вариативны и во многом определяются индивидуальными особенностями человека. Оценка этих показателей требует в каждом конкретном случае специального сравнительного анализа, на основании которого и определяется диагностическая ценность теста, и осуществляется интерпретация данных полученных с его помощью.[39, c. 121-123]
Заключение
Роль личности психолога в подготовительном процессе боксеров юношеского возраста велика. Она заключается в следующих моментах:
- поддержка спортсмена в трудные периоды (неудачные выступления, личные переживания и т.д.)
- формирование воли спортсмена
- обучение боксеров методикам преодоления психологических трудностей
- работа с тренером, обучение его психологическим тонкостям. Это необходимо для полноценной работы с боксерами даже в период временного отсутствия психолога.
Психологическое обеспечение подготовки и тренировки спортсменов заключается в:
- информировании боксера о предстоящих трудностях
- создании настроя на эффективную работу
- формировании воли к победе
Психологическая подготовка к соревнованиям имеет четыре этапа:
- ранняя психологическая подготовка (примерно за месяц до соревнований и до жеребьевки);
- психологическая подготовка к бою (от объявления результатов жеребьевки и до начала поединка);
- психологическое воздействие на боксера и активная саморегуляция его эмоций во время турнира;
- психологическое воздействие после окончания соревнований (в зависимости от результатов выступления боксера).
К психолого-волевым аспектам в подготовке юношей-боксеров можно отнести воспитание:
- инициативности
- уверенности в себе и своих силах
- смелости
- решительности
- стойкости.
Наличие этих качеств у молодого боксера – залог дальнейшей продуктивной работы спортсмена и его продвижения по карьерной лестнице в боксе.
Диагностика состояния психической готовности боксера, как и оценка характеристик его психологической готовности, основаны на следующих методиках:
- треморометрия
- реакция на время
- теппинг-тест в модификации «спокойно», «быстро», «максимально быстро» по Ю.Я. Киселеву
- ассоциативный эксперимент
- тесты для установления притязаний и самооценки
- методика «САН»
К методам восстановления и психорегуляции в основном относят техники гетерорегуляции и ауторегуляции.
Методы гетерорегуляции
Приказ — наиболее императивная форма внушения в бодрствующем состоянии. Он должен быть конкретным, четким и кратким.
Рациональное внушение — это более сложный метод вербальной гетерорегуляции. Он включает в себя следующие задачи:
логично убедить спортсмена в необходимости выполнить какой-то комплекс мероприятий, настроиться на ту или иную деятельность;
устранить ненужное эмоциональное напряжение или, наоборот, поднять нервно-психическую активность;
выстроить благоприятную перспективу, которая могла бы быть у спортсмена, если бы он следовал предлагаемым психогигиеническим советам.
Среди вербальных методов гетерорегуляции, требующих для их реализации особых психических состояний, следует выделить различные варианты гипносуггестии (внушение во сне):
фракционный гипноз (частичный)
гипносуггестия (метод максимального включения в реальную спортивную ситуацию, «репортаж»)
Среди невербальных методов гетерорегуляции выделяют аппаратурные и безаппаратурные. В аппаратурных методах для формирования сноподобного состояния используют аппараты типа «Электросон».
Методы ауторегуляции
«Наивные» методы саморегуляции — это приемы, которые появились в ходе тренировок и соревнований, где их использование дало тот или иной эффект, связанный с успехом, удачным выступлением на соревнованиях. Например, многие спортсмены произносят про себя, как правило, одну и ту же фразу самонапутствия или самоприказа, при этом данная фраза довольно часто приобретает навязчивый характер.
Простейшие методы саморегуляции в отличие от «наивных» необходимо специально тренировать. Это вербальные и невербальные методы. К вербальным относятся методы самоубеждения, самоприказов, приемы психической защиты. Невербальные — дыхательные и мимические упражнения; упражнения, основанные на специальных мышечных ощущениях.
Методика дыхательной психорегуляции, которая основывается на правильном, релаксирующем дыхании.
Идеомоторная тренировка (мысленное выполнение определенных двигательных актов или своего поведения в тех или иных обстоятельствах, когда спортсмен мысленно проговаривает задание, называя какие-то движения).
Регуляция психических состояний может осуществляться двумя путями:
1) предупреждением их возникновения;
2) ликвидацией уже сформировавшихся состояний. Для проведения этого процесса может использоваться множество средств и методов воздействия извне или саморегуляция.
Наибольшую актуальность для психорегуляции имеют такие психические состояния, как утомление, избыточное нервно-психическое напряжение (включая предстартовую лихорадку), фрустрация (разочарование).
Фрустрация.
Фрустрация может приводить к трем формам поведения (реакциям): экстрапунитивной, интрапунитивной и импунитивной. Довольно часто встречается первая форма реагирования – экстрапунитивная, связанная с возникновением внутреннего «подстрекателя» или с мотивацией агрессии.
При второй форме поведения – интрапунитивной – у спортсмена возникают состояние тревоги, подавленность, молчаливость, обвинение самого себя в причинах расстройства (дезорганизации) деятельности, сознание своей вины.
Третья форма реагирования – импунитивные реакции, в которых фрустрирующая ситуация рассматривается спортсменом как малозначащая и исправимая со временем.
Лучше всего в качестве средств борьбы с фрустрацией использовать комплекс процедур рациональной психорегуляции, включающий в себя:
1) логический анализ ситуации;
2) выбор тактики подавления эмоций или психологической защиты;
3) составление плана мероприятий, необходимых для выхода из данного положения.
Самое лучшее для юношей-боксеров в период восстановления и подготовки – это знать, что есть человек, который поможет преодолеть все возникающие трудности. Если спортсмен будет доверять психологу команды, то их сотрудничество будет плодотворным, какую бы методику ни применил психолог.
Анализ работы психолога с боксерами заключается в оценке итогов соревнований. Чем выше итоги (количество завоеванных боксером наград, величина выставленных оценок и т.д.), тем продуктивнее была проведенная психологом и тренером работа. Если после неудачного выступления у спортсмена остается сильное желание продолжать борьбу, то это также можно считать заслугой психолога, который сумел сформировать в юноше волю.
Библиографический список
Алексеев А.В. Себя преодолеть. // А.В. Алексеев: - М.: Физкультура и Спорт, 2005. - 192 с.
Алимов А. Бокс. Пособие по применению, или Путь мирного воина //А. Алимов: - Феникс, М., 2008, 177 с.
Асмолов А.Г. Деятельность и установка.// А.Г. Асмолов: - М.: Физкультура и спорт,1999.
Бабаян К.Л. Факторная структура волевых качеств спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1997.- №10
Бабушкин Г.Д., Смоленцева В.Н. Аутовоздействие и гетеровоздействие при развитии самообладания у спортсменов // Г.Д. Бабушкин, В.Н. Смоленцева: - Саратов: СГПИ, 1996.
Белкин А.А. Идеомоторная тренировка в спорте. // А.А. Белкин: - М.: ФиС, 2003. - 128 с.
Бокс: Учебник для институтов физической культуры. /Под редакцией Дягтерева А.К. М.: Физкультура и спорт,1999
Бокс: Ежегодный справочник для тренеров.// М.: Физкультура и спорт, 2000., 4 выпуск.
Батурин Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности . изд.: Психология в спорте. // Н.А. Батурин: - Омск. 1998.
Бутенко Б.И. Специализированная подготовка боксера.//Б.И. Батурин: - М.: Физкультура и спорт. 1997.
Василюк Е.Ф. Психология переживаний. Анализ критических ситуаций.// Е.Ф. Василюк: - М.: Физкультура и спорт .1994
Волынкина Г.Ю., Суворова Н.Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека.// Г.Ю. Волынкина, Н.Ф. Суворова: - изд. «Ленинград», СПб, 1991.
Вяткина Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях.// Б.А. Вяткина: - М.: Физкультура и спорт. 2001.
Гаськов А.В., Кузьмин В.А. Теоретические аспекты построения спортивной тренировки в единоборствах: Монография // А.В. Гаськов, В.А. Кузьмин: - Красноярский государственный университет. - Красноярск, 2002.
Генов Ф.П. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М.: Физкультура и спорт .2001.
Гиссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте.// Гиссен Л.Д.: - М.: ФиС, 2003. - 149 с.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. // Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов: - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288с.
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта.// Г.Д. Горбунов: - М.: ФиС, 2006. - 207 с.
Горбунов Г.Д. Практический психолог в спорте //Г.Д. Горбунов: - Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002.
Градополов К.В. Бокс: Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт .2005.
Джамгаров Т.Т. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для институтов физической культуры// Т.Т. Джамгаров под ред. А.Ц. Пуни – М.: Физкультура и спорт, 1999.
Джероян Г.Ф., Худадов Н.А. Предсоревновательная подготовка боксера.// Г.Ф. Джероян, Н.А. Худадов: - М.: Физкультура и спорт. 2001.
Жаров К.П. Волевая подготовка спортсменов.// К.П. Жаров: -М.: Физкультура и спорт, 1996, 149с.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания. // Е.П. Ильин: - М.: Физкультура спорт,1997, 320 с.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры. // Е.П. Ильин: – 2-е изд. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.
Ильин Е.П. Психология спорта // Е.П. Ильин: - Питер-Пресс, 2008
Кадочников А.А. Психологическая подготовка к рукопашному бою// А.А. Кадочников: - Феникс, Москва, 2003, 304 с.
Калашников Г.А. Влияние опасных движений на мышечное чувство // Теория и практика физической культуры-2002.-№10.
Киселев Ю.Я. Некоторые психологические аспекты оптимизации спортивной деятельности // Ю.Я. Киселев: - Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов: Сб. науч. тр. - СПб.: СПНИИФК, 1997.
Кретти Б. Психология в современном спорте.// Б. Кретти: - М.: Физкультура и спорт,1998.
Кулакова Э.А. Приемы психорегуляции в спорте.// Э.А. Кулакова: - М.: ГЦОЛИФК, 2001. - 23 с.
Лаптев Л.А. Управление тренированностью боксеров.// Л.А. Лаптев, П.И. Лавров, П.К. Левитан: - М.: Физкультура и спорт.1993.
Левитов Н.Д. Психология характера.// Н.Д. Левитов: - М.: Физкультура и спорт, 2004.
Легурский К.Е. Методика психодиагностики в спорте. // К.Е. Легурский: - М.: Физкультура и спорт, 2000.
Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.// В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л. К. Серова: – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
Марищук В.Л. Назначение и применение психодиагностических методик // В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов: – М.: Просвещение, 2002. – С. 8–16.
Некрасов В.П. и др. Психорегуляция в подготовке спортсменов. // В.П. Некрасов и др.: - М.: ФиС, 2005. - 132 с.
Никифоров Ю.Б., Викторов И.Б. Построение и планирование тренировки в боксе. // Ю.Б. Никифоров, И.Б. Викторов: - М.: Физкультура и спорт, 1998.
Палайма Ю.Ю. Опыт измерения относительной силы мотива в спорте. М.: Физкультура и спорт,1996.
Психология: Учеб. для институтов физической культуры // под ред. В.М. Мельникова: – М.: Физкультура и спорт, 2007.
Психология: Учебник для институтов физической культуры/ Под редакцией Рудика П.А. М.: Физкультура и спорт 1999.
Психологическое обеспечение спортивной деятельности / Мельников В.М., Непопалов В.Н., Романина Е.В. [и др.] // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.: 1998. - Т. 3.
Пуни А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте // А.Ц. Пуни: - Психология и современный спорт.- М.: Физкультура и спорт, 1993.
Пуни А.Ц. Особенности процесса психологической подготовки к соревнованию: Учеб. пособие для институтов физической культуры. // Под ред. Т.Т.Джамгарова, А.Ц.Пуни.: - М.: Физкультура и спорт, 1999.
Родионов А.В. Психологические аспекты подготовки спортсменов высокого класса // Психология и современный спорт: Междунар. сб. научных работ по психологии спорта. Сост. А.В.Родионов, Н.А.Худадов. - М.: Физкультура и спорт, 2002.
Романенко М.И. Молодому боксеру.// М.И. Романенко: - М.: Физкультура и спорт, 1998.
Сивицкий В.Г. Система психологического сопровождения спортивной деятельности// В.Г. Сивицкий: - Международный гуманитарно-экономический институт, Минск, 2005
Смоленцева В.Н. Развитие самообладания у боксеров на этапе начальной спортивной подготовки с учетом индивидуально-психологических особенностей: Канд. дисс. // В.Н. Смоленцева: - Омск, 1997. - 147 с.
Худадов Н.А. О ранней психологической подготовке боксёров к соревнованиям // Бокс. Ежегодный сборник материалов для тренера. Вып. Четвертый. Сост. Худадов Н.А.- М.: Физкультура и спорт, 2000.
Худадов Н.А. Психологическая подготовка боксеров// Н.А. Худадов: -М.: Физкультура и спорт 1998.
Электронные источники:
Дыхательная психорегуляция// Энциклопедия бокса: АмВох (сайт аматорского и профессионального бокса): - <ambox.su/673-dykhatelnaja-psikhoreguljacija.html>
Энциклопедия бокса (электронный словарь терминов): -<boxing/enciclopaedia/letters/p/index.shtml>
Методы измерения психических состояний// Физической воспитание человека: - <fkpriv/4-psichologiya-fizicheskogo-vospitaniya-i-sporta/5-1-metodi-izmereniya-psichicheskich-sostoyaniy/vse-stranitsi>
Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН)// Психологические тесты <psylist/praktikum/41.htm>
Приложение 1
Методика «САН»
Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН)
Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния в момент обследования.
Инструкция: Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени(силе) выраженности данной характеристики.
Обработка данных: При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие (сумма баллов по шкалам) – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность (сумма баллов по шкалам) – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение (сумма баллов по шкалам) – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4 свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 – 5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.
Типовая карта методики САН[54]
Ф.И.О.______________________________
Пол_________Возраст_________________
Дата______________Время____________
1. Самочувствие хорошее | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Самочувствие плохое |
2. Чувствую себя сильным | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Чувствую себя слабым |
3. Пассивный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Активный |
4. Малоподвижный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Подвижный |
5. Веселый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Грустный |
6. Хорошее настроение | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Плохое настроение |
7. Работоспособный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разбитый |
8. Полный сил | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Обессиленный |
9. Медлительный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Быстрый |
10. Бездеятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Деятельный |
11. Счастливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Несчастный |
12. Жизнерадостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мрачный |
13. Напряженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Расслабленный |
14. Здоровый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Больной |
15. Безучастный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Увлеченный |
16. Равнодушный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Взволнованный |
17. Восторженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Унылый |
18. Радостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Печальный |
19. Отдохнувший | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Усталый |
20. Свежий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Изнуренный |
21. Сонливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Возбужденный |
22. Желание отдохнуть | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Желание работать |
23. Спокойный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Озабоченный |
24. Оптимистичный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пессимистичный |
25. Выносливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Утомляемый |
26. Бодрый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Вялый |
27. Соображать трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Соображать легко |
28. Рассеянный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Внимательный |
29. Полный надежд | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разочарованный |
30. Довольный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Недовольный |
Приложение 2
Методика «градусник» Ю.Я. Киселева[53]
Экспресс-оценка эмоциональных состояний спортсмена определяется с помощью «градусника» состояний, предложенного Ю.Я. Киселевым. «Градусник» представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентное соотношение).
Бланк для методики «градусник» Ю.Я. Киселева с десятью делениями
Спортсмену предъявляется данная шкала, на которой он должен сделать отметку уровня состояния, которое он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели:
1) самочувствие;
2) настроение;
3) желание тренироваться;
4) удовлетворенность тренировочным процессом;
5) отношения с друзьями;
6) отношение с тренером;
7) спортивные перспективы (на данное соревнование);
8) готовность к соревнованиям.
Тест занимает минимум времени, и с его помощью можно измерить любой момент, а также любые компоненты предстартового, соревновательного и послесоревновательного состояния.