Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста

движениях ног является более элементарной, автоматической, чем симметричная. Доказательством этого служат ре­зультаты опытов о детали дошкольного возраста, которым предлагалось делать прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами. Начав такие прыжки согласно заданию, дети затем переходили на поочередные движе­ния, типичные для бега. Характерно, что это происходило тем раньше, чем меньше был возраст детей. Так, дети трех-четырех лет с большим трудом совершали последовательные прыжки двумя ногами, тогда как в девятилетнем возрасте выполняют это движение почти без ошибок.

Другой характер имеет координация в движениях рук. В опытах Ю.Л.Ряузова (1962) показано, что при круговых движениях рук все ис­пытуемая действовали обеими руками симметрично. Если правая рука дви­галась по часовой стрелке, то левая - против часовой. Это означает, что в работе одновременно участвуют симметричные мышцы обеих рук. По­пытки выполнения в горизонтальной плоскости перекрестных движений удавались с большим трудом. Движения были недостаточно синхронными, а при увеличений, скорости они переходили в симметричные. По-видимо­му, различия между координациями верхних и нижних конечностей сфор­мировались в процессе антропогенеза; верхние конечности человека утратили свою локомоторную функцию и вместе с ней перекрестную координацию, необходимую только при быстрой ходьбе и беге для сохранения равновесия тела.

А.В.Коробков (1961) в результате экспериментальных физиологиче­ских исследований приходит к выводу, что в возрасте четырех-пяти лет происходит становление координационных механизмов и налаживание их взаимодействия с вегетативной сферой организма, повышение роли второй сигнальной системы в становлении координационных двигательных меха­низмов. По данным М. М.Кольцовой, к семилетнему возрасту у детей отмечается хорошо выраженные четкие индукционные отношения. Последова-тельное торможение быстро концетрируется, т.е. оказывает сильное, но быстро проходящее влияние на процессы возбуждения. все виды внутрен-него торможения в этом возрасте вырабатываются легко и оказызаются более стойкими. В старшем дошкольном возрасте дети в состоянии подчинить свои действия заранее данной инструкции, предвидеть акцептор действия. К этому возрасту отмечается способность детей к произвольному осознанному регулированию мышечной деятельности в таких движениях, как общеразвивающие упражнения, прыжки.

Развитие регуляторных функций двигательной системы ребенка во многом объясняют исследования возрастних особенностей реципрокной иннервации мышц; интенсивное развитиие реципрокной регуляции мышц происходит в период от пяти до семи лет и в подростковом возрасте. По данным B.С. Фарфеля, процесс управления координированными действиями приостанавливается у дэвочех в 12-13 лет, у мальчиков в 13-14 лет. Реципрокные отношения, как известно, не являются единственной формой упреавления мышечным аппаратом. В. С.Фарвель и его сотрудники показали, что у детей на разных этапах онгогенеза наблюдались более или менее предпочтительные сочетания совместных движений верхних и нижних конечностей. Дети только к се­ми-восьми годам способны к упаравлению симметричными прыжковыми движениями, т.е. к синхронной работе двух ног.

Для детей более предпочтительными сочетаниями являются симметричные движения рук и однонаправленные движения рук и ног. Эти координационые соотношения выполняются детьми без специалъного обучения и более точко и координированно, чем перекрестные рекрестная координгщия является качеством, формируемым у детей в дошкольном возрасте, и полученный навык отличается прочностью. Обучение детей произволь­ному выполнению координированных действий повышает возможность регулировать и соразмерять собственные действия, совершенствует произ­вольное напряжение и расслабление мышц, учит ребенка peгyлировать и соразмерять свои движения, выполнять их с наибольшей экономией сил, является средством познания возможностей своего двигательного аппарата.

Обсуждая явления переноса навыков и двигательных качеств, В. С. Фарфелъ приходит к заключению, что особую ценность должны приобретать такие педагогические действия, которые ставят задачу не только привития конкретных умений, но и развития определенных обязанностей, имеющих генерализованное значение. К таким способностям он относит выносливость, быстроту, чувство времени, пространственные ощущения координированность. По данным В.П.Назарова, А.И.Козлова координация в одних движениях может быть повышена развитием координированности в других, сходных по степени координационной сложности. Определив контрольными упражнениями уровень координационных способностей В.П.Назаров и А.И.Козлов специными упражнениями развивали эти способности. После соответствующего периода дети выполняли задание на координацию на резко возросшем уровне.


    1. Пути определения координационных способностей

у детей старшего дошкольного возраста


При выборе двигательных заданий по определению координационшх возможностей детей дошкольного возраста руководствуются рядом общих положений. Наиболее благоприятным периодом в развитии координа­ционных механизмов является возраст до 12 лет. Разнообразная двига­тельная деятельность способствует развитию координационных возможностей ребенка и эффективным образом сказывается на усвоении новых двигательных действий. В то же время способность детей к овладению новыми неизвестными им ранее двигательными действиями тесно связана с особенностями возрастного развития, степенью биологической зрелости организма. Исследования в области физического воспитания дошкольников свидетельствуют об их способности к усвоению сложных в координационых отношений видов движений.

До настоящего времени координация движений у детей дошкольного возраста в основном определялась при выполнении основных видов движений и, таким образом, находилась в тесной взаимозависимости от сте­пени усвоения техниких движений. Изучением координации в специально подобранных двигательных заданиях занимались В.С.Фарфель и его сотруд­ники В.П.Назаров, А.И.Козлов, А.П. Виноградова и др. По их мнению, двигательные задания на определение возрастных возможностей детей в выполнении координированных действий должны отвечать следующим трабованиям:

  • не зависеть от длины тела, его весовых показателей и наличия опециальних двигательных навыков;

  • не требовать специального обучения.

Эти требования соблюдались при под­боре двигательных заданий. Исходя из того, что координация является произвольным актом, показателем возможности управления, сознательного контроля за движениями, при подборе двигательных за­даний создаются условия для концентрации внимания на основной дви­гательной задаче - на координации движений. Техника выполнения упражнений не представляют для детей особой сложноти, так как отдельные эдементы, составляющие задание, неоднократно выполнялись детьми в мономоторных актах, общеразвиващих упражненях.

Для создания оптимальных условий при виполнении упражнений отводится отдельное место (на участке, спортивной площадке, в помещении и т.п.), чтобы дети могли сосредоточитъся. Дети получают показ (три раза) в замедленном темпе и словесное пояснение. По просьбе ребёнка показ упражнения повторяется. Проверка проходит с каждым ребёнком отдельно. Дети выполняют упражнения в выбранном ими темпе. При оценке не учитывается темп выполнения упражнения, ампли­туда движения. При правильном выполнении упражнения детям предлага­ется его повторить в ускоренном темпе. Всего давется 3-4 повторения, оценивается лучший результат.

При разработке и выборе контрольных заданий на определение коор­динационных возможностей детей дошкольного возраста в движениях руками учитывается следующие, имеющиеся в литературе данные:

  • координация в работе рук ярко не сходна с координацией работы ног; элементарной двигатальной координацией для верхних конечностей че­ловека является не перекрестная, свойственная нижним конечностям, а симметричная;

  • возрастные различия проявляются при выполнении двигательных заданий, носящих перекрестный характер в работе рук; наи­более сложным для старших дошкольников является выполнение ими упражнения с несимметричными движениями рук;

  • качество выполнения координации движений рук в значительной степени зависит от направления движения;

  • ускоренный темп выполнения двигательных заданий с нессиммет-ричной координацией приводит зачастую к ее ухудшению и переходу на симметричные движения, т.е. вся возрастающая скорость правильного выполнения задания свидетельствует о прочкости качества координации; с увеличением возраста дети лучше схраняют перекрестную координацию в ускоренном темпе;

  • корреляция между уровнем координационных зависимостей, уровнем физического развития и силой рук отсутствует.

При проверке координации движений рук использовались следующие упражнения:

Упражнение 1. Сагиттальная плоскость. Начать маховые движения правой pукой и подключить в противоположном направлении движения левой рукой (наподобие движения при xодьбе).


Упражнение 2. вертикальная плоскость. Начать движение вверх, вниз правой рукой, сгибая ее локтевом суставе, присоединяя по команде левую руку. Движения поочередные: левая рука вверх, правая вниз и наобарот.


Упражненив 3. Горизонтальнбя плоскость. Начать движения правой рукой вперед, назад, сгибая в локтевом суставе, присоединить движения левой рукой - вперед, назад. Направления движения протавоиоложные.


При подборе двигательных заданий по определению возможности сов­местных координированных действий рук и ног исходят из следующих положений:

  • перекрестная координация в работе рук и ног увеличивается устой­чивость при выполнении основных видов локомоций к общеразвивающих уп­ражнений;

  • более естественной легкой в выполнении является односторонняя координация;

  • большую сложность для детей дошкольного возраста представляет концентрация внимания на одновременном действии четырех конечностей, поэтому двигательные зедания должны быть простыми по технике выполнения;

  • на проявление координации движения рут и ног большое влияние оказывают:

а) направлеинность совершаемых действий;

б) темпы их выполнения;

в) методика демонстрации показа словесного пояснения.


Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания:

Упражнение 1. Сагитальная плоскость. Отвести в сторону правую руку и в противоположную оторону левую ногу и наоборот.


Упражнение 2. Вертикальная плоскость. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).


Упражнение 3. Горизонтальная плоскоть. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.


Так как освоение сложнокоординированных двигательных действий связано с напряжением внимания, следует первоночально создать у детей представление об этом движении. Как известно, педставление о каком-либо движении влечет за собой незначительное сокращание тех скелетных мышц, которые осуществляют это движение. Поэтому детям, прежде всего, дается показ в обычном темпе, затем дается подробное словесное объяснение с замедленной демонстрацией образца. После этого предлагается вместе с педагогом выполнить данное движение.

Тесты для определения ловкости и координационных способностей:

1. Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способ­ность быстро и точно перестраивать свои действия в соответ­ствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки).

Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.

2. Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует ко­ординационные возможности детей).

Ребенок встает в стойку — носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги — и пы­тается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируетса учший результат.

3. Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и коор­динацию).

Ребенок принимает исходное положение (ноги на шири­не плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч диамет­ром 15-20 см как можно большее количество раз. Ребенку предлагается сделать 2 попытки. Фиксируется лучший ре­зультат.

4. Отбивание мяча от пола (тестируются ловкость, ско­рость реакции, устойчивость позы).

Ребенок стоит в исходном положении (ноги на ширине плеч) и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное ко­личество раз (руки можно чередовать). При выполнении за­дания не разрешается сходить с места. Даются две попытки. Фиксируется лучший результат из двух попыток.

5. Прыжки через скакалку (тестируются ловкость, гиб­кость, выносливость).

Принимается исходное положение: ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка. Затем ребенок прыгает вперед через скакалку. Воспитатель считает количество прыжков. Делается две попытки, засчитывается лучший резуль­тат. Важно правильно подобрать скакалку для каждого ребенка. Если скакалка выбрана правильно, то, ког­да ребенок встает обеими ногами на середину скакалки и на­тягивает ее, концы скакалки достают до подмышек.

6. Гибкость (тест характеризует подвижность всех звень­ев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок).

Тест проводится двумя воспитателями. Ребенок стано­вится на гимнастическую скамейку (поверхность скамей­ки соответствует нулевой отметки). Задание: наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей). Второй вос­питатель по линейке, установленной перпендикулярно скамье, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат за­считывается со знаком минус. Во время выполнения дан­ного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».


    1. Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст характеризуется активным, неравномерным и равномерным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организма. Наиболее активно формируются двигательные координационные навыки в возпасте 4-7 лет. Поэтому, работу по их формированию следует проводить именно в этот период. Как известно, работа по формированию координационных движений достаточно сложна по своему составу, как для детей, так и для воспитателя, так как требует особой сосредоточенности, сконцентрированности и внимательности. И зачастую дети выполняют их без особого интереса и желания, потому что движения влекут за собой большую затрару сил, труда и воли. Поэтому, на мой взгляд, для того, чтобы повысить уровень координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста, следует эту работу проводить в более занимательной и интересной для малышей форме, а именно разучивать движения на координацию, в комплексах ритмической гимнастики. Ритмическая гимнастика – это особая форма занятий, которая не только благотворно влияет на развитие всех систем организма, но и формирует желание заниматься физкультурой в целом. А усилия, которые затрачиваются на занытиях, компенсируются веселой, заводной и ритмичной музыкой. Дети занимаются с большим удовольствием и усердием и различные движения выполняют более качественно.

Упражнения на координацию движений дети учат на физкультурных занятиях, во время прогулок, на утренней гимнастике, поэтому смысл и принцип выполнения малыши усваивают, а вот качество выполнения отрабатывается во время занятий ритмической гимнастикой. А сформированные умения и навыки сохраняются и используются детьми в самостоятельной деятельности в повседновной жизни.

Обучение идет по принципу от простого к сложному, поэтому выполнение координационных движений детьми препятствий не встречает. Выучив простое движение, добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы. Именно это способствует развиию способности контролировать движения своего тела. Упражнения по своей структуре необычны, поэтому детям нравится выполнять их с музыкальным сопровождением. Под воздействием музыки движения становятся более четкими, ритмичными, координированными. Музыкально–ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, укрепляет основные виды двежений, способствует освоению элементов плясок и танцев.

Для того, чтобы выяснить, действительно ли комплекс ритмической гимнастики может повлиять на формирование координациидвижений у детей старшего дошкольного возраста проводолись исследование, которое состояло из 3 этапов. Первый этап был посвящен диагностической деятельности. Были выбраны две подгруппы детей старшего дошкольного возраста: контрольная группа и экспериментальная. В обеих группах детям были предложены упражнения для оценки ориентационной способности. При определннии уровня координации детей в зависимости от выполнения различных элементов использовались оценки от 1 до 3 баллов. Правильное одновременное выполнение оценивалось в 3 балла; неодновременное, но правильное – 2 балла; верное выполнение после повторного показа – 2 балла; неверное, симметричное – 1 балл. Результаты диагностики представлены в таблицах 1, 2.


Таблица 1


Экспериментальная группа



И.Ф. ребёнка


Упражнения для рук

Упражнения для ног

Упр.

№ 1

Упр.

№ 2

Упр.

№ 3

Упр.

№ 4

Упр.

№ 5

Упр.

№ 6

1.Смирнова 1 2 1 1 2 1
2.Якубова 1 1 3 1 1 2
3. Семчек 2 1 1 1 1 2
4. Лопарёнок 1 3 2 1 1 1
5. Циунчик 1 1 3 2 1 1
6. Новославская 1 1 1 1 1 1
7. Костюк 1 2 1 2 1 2
8. Михайлов 1 1 1 1 1 1
9.Белохвост 1 3 1 2 1 1
10. Кез 1 2 1 1 1 2

Таблица 2

Контрольная группа


И.Ф. ребёнка


Упражнения для рук

Упражнения для ног

Упр. № 1 Упр. № 2 Упр. № 3 Упр. № 4 Упр. № 5 Упр. № 6
1. Ковалева 1 2 1 3 2 1
2. Семенова 1 3 1 1 1 1
3. Никитко 2 1 1 2 1 1
4. Савченко 2 1 1 1 2 1
5. Летецкая Юля 3 2 1 1 1 2
6. Карнейчик Лена 2 1 1 1 1 1
7. Курдун Вика 1 2 1 1 3 2
8. Буйневич Маша 2 1 2 1 2 1
9. Морозов Олег 1 1 1 2 3 1
10. Шестель Инесса 2 1 1 1 1 1

На втором этапе исследования проводилась работа по разучиванию двух комплексов ритмической гимнастики с экспериментальной группой детей. Видеосъёмка данных видов занятий прилалается.

На третьем этапе вновь была проведена диагностика координационных способностей детей обеих подгрупп. Результаты повторного исследования занесены в таблицы 3, 4.

Таблица 3


Экспериментальная группа


И.Ф. ребёнка

Упражнения для рук

Упражнения для ног

Упр. № 1

Упр. № 2

Упр. № 3

Упр. № 4

Упр. № 5

Упр. № 6

1.Смирнова 2 3 2 1 2 3
2.Якубова 3 3 3 2 2 3
3. Семченко 2 2 2 2 3 3
4. Лопарёнок 3 3 3 3 1 2
5. Циунчик 2 3 3 2 2 3
6. Новославская Лиза 3 2 3 3 2 2
7. Костюкевич Артем 2 2 1 3 3 3
8. Михайловская Катя 2 2 2 2 2 2
9.Белохвостов Антон 3 3 2 3 2 3
10.Кез Артём 2 2 3 2 3 3

Таблица 4

Контрольная группа.

И.Ф. ребёнка


Упражнения для рук Упражнения для ног
Упр. № 1 Упр. № 2 Упр. № 3 Упр. № 4 Упр. № 5 Упр. № 6
1. Ковалева Маша 1 2 2 2 1 1
2. Семенова Катя 2 1 2 2 1 1
3. Никитко Сергей 1 1 2 1 2 2
4. Савченко Миша 2 2 1 2 1 1
5. Летецкая Юля 3 2 1 1 2 1
6. Карнейчик Лена 2 1 1 2 2 1
7. Курдун Вика 2 1 2 1 3 2
8. Буйневич Маша 2 1 2 2 2 2
9. Морозов Олег 1 1 2 3 1 1
10. Шестель Инесса 1 1 2 1 1 2

Выводы по 2 главе


Из всего выше сказанного следует, что развитие координационних движений осуществляется уже с раннего возраста. Поэтому работу по развитию координационных способностей нужно проводить, начиная с младших групп. Но так как совершенствование координации у маленьких детей - процесс сложный и трудный, отмечено, что наиболее благоприятный период для развития координационных способностей это старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет).

Способность правильно координировать свои движения, залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения зависит и степень нагрузки на какаую-либо часть тела, и точность исполнения, и собственно развитие всего организма в целом. Поэтому работу по формированию координационных движений следует проводить на занятиях, которые будут детям интересны, а сложность по своей сути не будет отвлекать малышей от работы. К занятиям такого рода и относится ритмическая гимнастика.


Заключение

Для проверки эффективности разработанных комплексов ритмической гимнастики для воспитания коопдинационных способностей у детей старшего дошкольного возраста был проведён сравнительный педагогический эксперемент, результаты которого позволили рассмотреть изменения в уровне развития исследуемых способностей.

Положительные сдвиги в уровне координационных способностей отражают влияние целенаправленного педагогического воздействия, о чём свидетельствуют более выраженные изменения показателей у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Разумеется, положительные изменения произошли и в контрольной группе, где конечно результаты отличались от исходных данных. Одноко темп прироста в экспериментальной группе оказались значительно выше, чем в контрольных.

В результате проведенного эксперемента выявилась эффективность разработанных комплексов. Полученные результаты исследования показали, что использование комплексов ритмической гимнастики могут находить широкое применение в детских дошкольных учережднниях. В процессе занятий повышается уровень координационных способностей детей, обеспечиваются лучшие условия для формирования умений управлять своими движениями, то есть действовать целенаправленно, продуктивно, экономично.

В результате всей проводимой работы: подготовка детей к занятиям, поэтапное разучивание движений, чёткий показ воспитателя с согласованными коментариями, учёт принципов систематичности и последовательности, дети стали лучше ориентироваться в окружающем пространстве, у малышей повысилась естественная активность, движения стали более точные, динамичные. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза имеет не только теоретическое, но и практическое подтверждение.

Список используемых источников


  1. Бекина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). - М.: Просвещение, 1984г.

  2. Бекина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). – М.: Просвещение, 1984г.

  3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1968г.

  4. Дети и здоровье. - (Материалы научно-практической конференциипо проблемам физического воспитания) Омск, ОГИФК, 1993г.

  5. Журналы //Дошкольное воспитание//, 1993г. № 2,3,9; 1996г. №11

  6. Иваницкий А. В., Матов В. В., Иванова О. А., Шарабарова И. Н. Ритмическая гимнастика на ТВ. - М.: Советский спорт, 1989г.

  7. Иова Е. П., А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер. - Утреняя гимнастика под музыку. - М.: Просвещение, 1977г.

  8. Иова Е. П., А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер Утреняя гимнастика под музыку. - М.: Просвещение, 1984г.

  9. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М.: Просвещение, 2000г.

  10. Кряж В. Н., Ветошкина Э. В., Боровская Н. А. Гимнастика. Ритм. Пластика. - Мн.: Полымя, 1987г.

  11. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1981г.

  12. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1978г.

  13. Раевская Е. П., Руднева С. Д. и др. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - М.: Просвщение, 1991г.

  14. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. - М.: Просвещение, 1989г.

  15. Теория и практика физической культуры (Научно-теоретический журнал) №11, 1990г.

  16. Физическая подготовленность дошкольников. Сборник научных трудов. М.: - 1988г.

  17. Б. Эрбах, У. Польстер Гимнастика круглый год. - Мн.: Полымя, 1984г.


Приложение1


Комплекс ритмической гимнастики №1 для старшей группы


Построение в ширенгу. Маршем дети идут по кругу, перестраиваясь затем через центр по 4 человека в 4 колонны.

  1. Наклоны головы в сторону”

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклонить голову вправо, 2 - И.п., 3 –наклонить голову влево, 4 - И.п.

2.“Наклонны головы вперед и назад”

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклонить голову вперёд, 2 – И.п., 3 – наклонить головуназад, 4 – И.п.

3.”Поднимание плеч”

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - поднять плечё, 2 – опустить, 3-4 – повторить. Упражнение выполняется с правого плеча, затем с левого.

4. “Плечи вперед и назад”.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 – поднять оба плеча, перевести их вперед, 3-4 – И.п., 5-6 – поднять плечи, перевести их назад, 7-8 – И.п.

5.”Поднимание стопы на носок”

И.п.: ноги вместе, руки на поясе. 1 – поднять правую ногу на насок, согнув её в колене, при этом делая плавные движения руками перед собой , 2 – тоже с левой ноги, 3-4 – повторить.Тоже на обеих ногах.

6.“Хлопни”

И.п.: ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 –развести рукив стороны, 2 – поднятся на насочки, хлопнуть над головой прямыми руками, 3 – И.п., 4 – согнуть ноги в коленях, хлопнуть внизу перед собой.


7.“Повернись”.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 – повернуться вправо, присесть, сделать хлопок, 2 – И.п., 3 – то же в левую сторону, 4 – И.п.

8.”Часики”.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки прямые в замочке над головой. 1 – наклониться вправо, сказать “Тик”, 2 – И.п., 3 – наклониться влево, сказать “Так”, 4 – И.п.

9.”Спрятались-показались”.

И.п.: о. с. 1- присесть, 2 – выпрямить ноги, 3 – присесть, 4 – И.п.

10. “Хлопни под ногой”.

И.п.: ноги вместе, руки на поясе. 1 – поднять правую ногу, согнутую в колене, сделать хлопок, 2 – И.п., 3 – то же с левой ноги, 4 – И.п.

11. “Попрыгаем”.

И.п.: ноги вместе, руки на поясе.

“Крестик” – прыжки, скрещивая ноги.

“Из стороны в сторону”

12.”Бег на месте, захлест назад”

13.”Марш на месте”.

И.п.: ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-2 - маршируя на месте поднять обе руки вверх, сделать вдох, 3-4 - маршируя на месте опустить руки, сделать выдох.

Волнообразные движения руками в сторону и вперёд.

14.“Спрячем ножки”.

И.п.: сидя на полу, ноги вместе, прямые, руки упор сзади. 1 – согнуть в колене правую ногу, 2 – И.п., 3 – то же с левой ноги. Затем тоже 2 ноги вместе.


15.”Наклонись пониже”.

И.п.: сидя на полу, ноги врозь, руки на поясе. 1-4 – наклониться вперёд, делая шагающие движения руками, 5-8 – возвратиться в исходное положение. Затем делать наклоны к правой и левой ноге.

16.”Потянемся”.

И.п.: сидя на коленях, руки внизу.1 – подняться на колени, сделать хлопок над головой, 2 – опуститься, коснуться носочков ног справа, 3 - подняться на колени, сделать хлопок над головой, 4 - опуститься, коснуться носочков ног слева.

17.”Повернём ноги”.

И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой. 1 – обе