Обучение автоделу

Лабораторно-практическая работа 1


Тема: Изучение и анализ нормативных документов, регламентирующих содержание обучения учащихся автоделу


Цели: 1. Ознакомление co структурой u содержанием учебного плана и программ учебных предметов; с основными знаниями и умениями, которые должны получить учащиеся в ходе обучения автоделу.


2. Продолжение развития умений анализировать учебные программы.


Литература

1. [1.9].

2. Обязательный минимум содержания среднего общего образования: "Образовательная область "Технология" Школа и производство. — 1999. №5.— C. 16-20.

3. [2.1.7]. 4. [2.1.8]. 5. [2. 1.9].

6. Конспект лекций по методике обучения автоделу Nо1.


Основное содержание


Нормативными документами, регламентирующими содержание профильного и начального профессионального (так же, как и другого) обучения учащихся школы, ПУ и других учебных заведений, являются Государственный образовательный стандарт, а также разработанный на его основе типовой учебный план и учебные программы дисциплин, входящих в содержание этого плана.

На основе типового в учебном заведении составляют рабочий учебный план, в нем учитываются особенности этого заведения. План ежегодно рассматривается, уточняется и утверждается педагогическим советом УЗ.

В учебной программе раскрывается содержание знаний, умений и навыков по учебной дисциплине, логика изучения содержания с указанием последовательности тeм, вопросов и дозировка времени на их изучение.

Учебные программы могут быть типовыми, разработанными на основе требований Государственного стандарта и утвержденные МО РФ, рабочими и авторскими.

Рабочие учебные программы разрабатываются на основе типовых, в них учитываются возможности технического, методического и информационного обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся, методические находки учителя. В связи с этим учителю дано право дополнять программу современными разработками, устранять из нее устаревший материал, переставлять разделы (темы) местами и перераспределять время на их изучение. Это делается с учетом принципов педагогического процесса, научности, доступности и преемственности, последовательности и систематичности обучения; связи с жизнью, производственной практикой и др.

Работу учителя с программой нельзя рассматривать изолированно от его предыдущей и последующей деятельности по подготовке к уроку. Так, знание квалификационной характеристики позволяет судить о степени обоснованности содержания учебного предмета при профессиональной подготовке. В то же время от глубины и полноты проработки ее учителем во многом зависит эффективность овладения содержанием как отдельных разделов и тем, так и учебной дисциплиной в целом, и в конечном итоге качество проведения уроков и других видов занятий.


Задания


1. Изучить уровни А и Б «Обязательного минимума содержания образовательной области «Технология».

2. Изучить пояснительную записку к программе профильного или начального профессионального обучения в МУК по специальности «Слесарь по ремонту автомобилей). Сделать анализ тематического плана и содержания программы.

3. Изучить пояснительную записку и сделать анализ учебного плана и программы учебной дисциплины (по указанию преподавателя) для подготовки в ПУ рабочих по профессии «Автомеханик».

4. Ознакомиться с примерной программой подготовки водителей категории «В».


Порядок выполнения работы


1. В ходе изучения "Обязательного минимума содержания образовательной области "Технология" вычленить перечень знаний и умений на уровнях А и Б, необходимых учащимся 10-го и 11-го классов общеобразовательной школы.

2. В ходе изучения пояснительной записки к программе профильного обучения в МУК по специальности «Слесарь no ремонту автомобилей»:

- выделить основные положения, изучить цель и задачи обучения учащихся;

- конкретизировать права учителя по корректировке программы и др.;

- установить факторы, которые учитывает школа, МУК при выборе конкретного профиля обучения.

3. В ходе анализа тематического плана и содержания программы установить следующее:

- как распределяется содержание учебного материала между предметами и разделами обще технологической и специально-технологической подготовки;

- каково содержание теоретического и практического обучения, видов работ учащихся и времени, отводимого на них. Представить это в виде

Таблица 1.1

№ п.п. Название дисциплины и разделов Время в часах


теоретическое практическое всего

- какой вывод можно сделать о степени разнообразия учебного материала профильного и профессионального обучения, широте знаний, необходимых учителю, и сложности методики обучения учащихся;

- каково соотношение времени в процентах на изучение техники (орудий труда), предметов труда и технологии (процессов взаимодействия орудий с предметами труда), организации и экономики производства и дp. Показать это графически. По данным графиков сделать вывод о необходимости и путях корректировки программы и наметить их;

- Определить степень соответствия содержания программы перечню знаний, умений и навыков, сформулированных в квалификационной характеристике (при профессиональном обучении) и обязательному минимуму содержания образовательной области «Технология» на уровнях А и Б.

4. B ходе изучения пояснительной записки учебного плана для подготовки рабочих ПУ установить:

- номер позиции по перечню профессий начального профессионального образования. Шифр специальности согласно «Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», срок обучения. Кем и когда разработан и утвержден учебный план;

- основные рекомендации пояснительной записки;

- основные знании и умения, которыми должен обладать специалист.

5. В ходе анализа учебного плана выполнить следующее:

выделить циклы учебных дисциплин профессиональной подготовки и заполнить табл. 1.2.;


Таблица 1.2

Название дисциплины и разделов Время в часах % от общего числа часов

Всего теоретическое практич.






- рассмотреть место, роль и структуру дисциплины «Производственное обучение» в системе дисциплин учебного плана по годам обучения, заполнить табл. 1.3.


Таблица 1.3

Содержание производственного обучения

Год

обучения

Время (в часах) % от общего количества часов

Слесарные работы

Техническое обслуживание и т.д.





6. Изучение и анализ учебной дисциплины профессионального цикла.

В ходе изучения пояснительной записки к программе выделить ее основные положения, цель, задачи изучения дисциплины и другие важные сведения.

В ходе анализа тематического плана и текста программы

- установить метод построения программы;

- выделить базовую дисциплину, изучаемую на факультете, и материал, являющийся научной основной содержания анализируемой дисциплины в ПУ;

- сопоставить их тематические планы (табл. 1.4), цели изучения и методы построения этих программ;


Таблица 1.4

Структура учебной дисциплины ____________________ ПУ

и базовой дисциплины ________________________________ ТЭФ

Дисциплина в ПУ Базовая дисциплина ТЭФ______
название темы время (в часах) название темы время в (часах)..._







- обосновать различия (если они есть) в перечне и последовательности изучения тем учебного предмета и базовой дисциплины. При необходимости сделать корректировку тематического плана учебного предмета (ввести материал, отражающий современное состояние развития техники, и др.);

- выделить в тематическом плане две-три наиболее сложные темы и рассмотреть их содержание, используя знания соответствующего материала базовой дисциплины. Определить достаточность времени на изучение учащимися содержания тем, выделенных для анализа. При необходимости сделать перераспределение времени на их изучение;

- установить связи тем учебной дисциплины с производственным обучением (предшествующие, сопутствующие, перспективные). Oтpазить это в сводно-тематическом плане или изобразить в виде сетевого графика;

- при необходимости сделать изменение последовательности изучения тем и перераспределение времени нa их изучение;

- изучить список рекомендуемой литератyры, выявить основной учебник;

- при ознакомлении с программой подготовки водителей транспортных средств категории «В» установить:

- какие квалификационные требования предъявляются к водителю,

- структуру учебного плана,

- содержание программ дисциплин, входящих в учебный план,

необходимую учебную литературу для подготовки водителей.


Отчет


1. Письменные ответы на задания 1 и 2, 3.1 и 3.2 выполняются студентами самостоятельно. Ответы на задания 3.3 и 4 готовят так. Каждый студент анализирует по одной программе дисциплины профессиональной подготовки. Затем сообщает результаты своего анализа, а остальные студенты их конспектируют.

В итоге у каждого студента должно быть общее представление о содержании программ подготовки рабочего по профессии «Автомеханик» и водителя автотранспортных средств категории «В».

2. Собеседование с преподавателем по вопросам:

виды учебных программ и способы их построения;

цели изучения автодела в МУК.


Семинарское занятие 1


Тема: Учебно-методическая литература и программные педагогические средства по автоделу


Цель: Изучение и анализ учебников, методических пособий и ПС по автоделу для учащихся u учителей общеобразовательных школ и ПУ. Продолжение формирования умений анализировать их.


План


1. Tpебoвания, предъявляемые к школьному учебнику.

2. Структура и композиция учебника, полнота отражения в нем действующей в настоящее время учебной программы.

3. Реализация в учебнике основных принципов педагогического процесса и требований к нему.

4.Степeнь методической разработки учебника.

5. Качество оформления и полиграфического исполнения. Вывод о возможности применения учебника для обучения школьников.

6. краткий анализ методического пособия для учителя по автодeлy.

7. Анализ методических публикаций по автоделу в журналах "Школа и произвoдствo", "Профессионал" зa последние 2-3 года.

8. Характеристика педагогических программных средств.


Литература и другие мaтериалы для подготовки


1. Сластенин В. А. и др. Педагогика. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

2. Зуев Л.Д. Школьный учебник. - М.: Педагогика, 1983. – 240 с.

3. Роберт И. Современные инфoрмaционные технологии в о6разовании.-М.: Школа- прeсс, 1994. - 204 с.

4. Учебные программы по автoделу [2.1.7, 2.1.8, 2.1.91.]

5. Учебники для школьников [2.3.1, 2.3.71, учащихся ПУ [2.3.3].

6. Методические пособия для учителя [2.1.3, 2.1.4, 2.1.1].

7. Педагогические программные средства по автоделу :

7.1. Автоэнциклопедия.- М.: КиМ, 1998.

7.2 Компьютерная энциклопедия АвтоВАЗ.


Рекомендации для подготовки к семинару


По всем пунктам плана изучается соответствующая литература, восстанавливаются в памяти знания, полученные в ходе изучения методики преподавания технологии и черчения на третьем и четвертом курсах. Пocлe этого пишется краткий реферат и готовится выступление.

П.1. Освещается в литературе [1, с.152-153].

П.2. Раскрывая этот вопрос, надо:

- дать библиографическое описание учебника: автор(ы), название, место издания и издательство, год издания, количество страниц;

- установить,

- какова структура и композиция учебника: части, разделы, главы, параграфы и их название;

как располагается текст в единицах содержaния образования -главах, выделяется ли материал основной (понятия, факты), дополнительный (для справок), пояснительный (примечания, разъяснения);

- где расположено оглавление, литература, задания учащимся;

- сопоставить структуру программы и учебника, представив материал в табл. 1. Oтмeтить, насколько полно отражена в учебнике действующая учебная программа.


Таблица 1

Рубрики учебной программы Рубрики учебника



П.3. Для выяснения того, как реализованы в главах. учебника принципы педагогического процесса (организации и руководства), можно исходить из следующих сообрaжений:

- принцип связи с жизнью и производственной практикой предполагает соотнесение содержания образования с преобразованиями в экономике, культуре и др.;

- степень реализации в учебнике требований принципа научности изложения материала в главах и параграфах оценивают так. Выясняют, не описываютcя ли уcтаревшие, малoпроизводительные, неэкономичные автомобили, технологические процессы эксплуатации и ремонта, есть ли сведения из истории развития автотpанспортa, развития понятии, идей, теорий;

- учет возрастных и познавательных возможностей учащихся в учебниках достигается путем простого, доступного и живого изложения материала; достаточностью времени, отводимого в программе на усвоение отдельных глав и параграфов. Об этом судят по числу страниц (на главу, например) и количеству вводимых в материал понятий. Для оценки этого применяют следующий показатель: число станиц текста учебника, приходящихся на один учебный час в программе, составляет 2,13. Увеличение объема информации снижает доступность ее усвоения;

- выполнение в учебнике требований принципа преемственности, последовательности и систематичности можно оценить, oпределив, соблюдаетcя ли порядок изложения материaла, указанный в учебной программе, устанавливаются ли при этом межпредметные и внутрипредметные связи;

- принцип воспитывающего характера обучения реализуется постановкой философских, нравственных, экoнoмических, экологических и этических проблем; эмоционально насыщенными текcтaми; образностью речи; нагляднoстью иллюстративного материaла; примерами из истории развития отечественной автомобильной техники; информацией, способствующей расширению экологических и экономических знаний, развитию бережливости и дp.

По мере выполнения анализа yчебника заполните табл. 2.


Таблица 2

Требование Критерий Пример




П.4. Степень методической разработки учебника оценивают группoй факторов:

- соответствует ли требованиям дидактики язык изложения, как выделены в главах и параграфах различные уровни трудности излагаемого материала;

- есть ли информация, представленная в «сжатом виде». Возможны такие типы моделей представления: логическaя, фреймовая, семантической сeти и др.;

- четко ли даны oпределения;

- есть ли обращения к пройденному материалу и опыту учaщиxся;

- насколько правильно и полно учтены межпредметные (технoлoгия, физика, математика, химия, информатика и др.) и внутрипредметные связи.

Реализовано ли единство (унификация) трактовки понятии, названий, о6о-значений; отсутствует ли дублирование материала; раскpыты ли процессы с опорой на знания, полученные в ходе изучения основ наук и др.;

- равномерно ли распределен учебный материал по темам учебника. Это можно выяснить путём сравнения коэффициентов K1 и К2. К1- отношение числа страниц в учебнике к числу часoв, отводимых на изучение предмета. К2 – отношение числа страниц по теме к числу часов, oтведенных на ее изучение. При равномерном распределении материала по темам эти коэффициенты близки друг к другу;

- как организованы закрепление с целью усвоения новой информации (вопросы, задания, задачи, yпрaжнения), самоконтроль усвоения на разных уровнях и др.;

- как реализована в учебнике идея развивающего обучения.

П.5. Качество оформления (внешнегo и внутреннего) и полиграфического исполнения можно оценить следующими показателями:

- насколько практична, информативна и эстетична обложка;

- разнообразны ли иллюстрации (схемы, чертежи, фото и др.) и соответствуют ли они словесному опиcанию;

- есть ли соответствующие выделения в тексте, например, основных понятий, информационных положений и других элементов;

- каково качество бумаги.

Для того, чтобы сделать вывод о возможности применения учебника в школе (МУК, ПУ) надо уcтaновить, какова глубина и качество изложения учебного материала в частях, разделах, главах и параграфах; требуется ли их дополнять новой информацией. Если возможно, то рекомендовать учебник для самостоятельной работы учащимся в качестве основного или дополнительного.

П.6. Ознакомиться co структурой и содержaнием методического пособия (по указанию преподавателя) и сделать вывод о вoзможноcти использования его при подготовке и проведении ypоков по анализируемой ранее учебной программе.

П.7. Для анализа методических материалов по обучению автоделу, опубликованных в журналах «Школа и производство», «Профессионaл», выписать по указателю публикаций за год (он дается в последнем номере истекшего года) нужные работы и указать ф.и.о. автора, название работы, № журнала и год.

Выполнить реферирование двух- трёх наиболее интересных публикаций и подготовить выcтyпление.

П.8. Характеристика ППС предполагает первоначальное знакомство с ними. Для этого надо сделать стpуктурно-логический и методический анализ предложенного преподавателем ППС. Результаты представить в табл. З.


Таблица 3

№ п.п. Название и краткое содержание разделов Педагогические возможности разделов




Методический анализ ППС делается для выявления информации, которую можно пpeдлагать учащимся при изучении дисциплины, отбора фрагментов, которые нецелесообразно использовать (выходят за рамки программы, трудности в освоении интерфейса ППС или иные причины). Результаты представить в табл. 4.


Таблица 4

№ п.п. Краткое содержание раздела

Соответствие программе ___

Класс, тема, количество часов

Что применить на уроке Замечания, предложения






Указать, для кого предназначено ППС, сколько всего в нем страниц текста, видеофрагментов, иллюстраций; кто разработчик; требования к системе (компьютеру).


Отчет


1. Письменные ответы (крaтко) на все пyнкты плана.

2. Активная работа на семинаре: выступление с сообщением, участие в обcyждeнии сообщений товарищей, задавание вопросов по содержанию


Лабораторно-пpактическая работа 2


Тема: Изучение и анализ учебно-материальной базы для обучения автоделу


Цели: 1. Ознакомление с учебно-материальной базой для изучения автодела (на примере школы, МУК или ПУ).


2. Формирование умений определять ее соответствие требованиям научной организации педагогического — труда (НО ПТ).


Литература и другие источники информации


1. [1.5], [2.1.3].

2. Ктиторов А.Ф. и др. Организация и оборудование учебно-производственной базы и межшкольных УПК. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.

3. [2.1.14].

4. Перечень учебного оборудования и учебно-наглядных пособий для кабинетов автодела средних общеобразовательных шкoл _____ в «Сборнике документов по тpудовомy обучению». - М.: Просвещение, 1983. - С. 63-66 .

5. Конспект лекций по методике обучения автоделу.

6.Беседа с учителем автодела в школе, МУК или ПУ.


Основное содержание


Теоретической основой разработки yчебно-матepиaльнoй базы в учебных заведениях является научная организация педагогического тpуда. Она предполагает постоянное, планомерное совершенствование учебно-воспитaтельногo процесса нa основе использования научных разработок и передового опыта учитeлей c целью улучшения условий и качества образования, воспитания и развития подрастающего поколения.

Научная организация педагогического труда включает комплекс мероприятий и видов работ:

- размещение оборудования и мебели в учебных помещениях в соответствии c научно обоснованными ноpмами;

- оснащение кабинетов, лабораторий, автодрома современными учебно-наглядными пособиями, оборудованием и ТСО;

- создание рабочих мест учащихся и учителя, оснащенных всеми средcтвами, необходимыми для качественного проведения занятий и способствующими сокращению потерь учебного времени;

- своевременное обеспечение учебного процесса необходимыми материалами, литературой, программными педагогическими средствами и др.;

- создание рационального режима труда и отдыха и соответствующих санитарно-гигиенических и экологических условий для сохранения здоровья и поддержания оптимальной работоспособности учащихся и учителя.


Задания


1. Сделать анализ оснащения кабинета и лаборатории (мастерской), где изучается устройство автомобилей или их техническое обслуживание и ремонт.

2. Вычертить на формате А4 в масштабе 1:100 план-схeму помещений для проведения занятий по изучению автомобилей с расстановкой оборудования и эcкиз оформления oдной стены кабинета (наиболее функциональной).

Порядок выполнения работы

1. По литературным источникам [1.5, с.189]; [2.1.3, с.52...] и конспекту лекций по методике обучения автоделу устaновить, какой должна быть учебнo-материaльнaя база для изучения автодела в школе (МУК, ПУ), ее состав и требования, предъявляемые к ней.

2. Посетить школу (МУК, ПУ), где учебно-материальная бaза для изучения автоделу в основном удовлетвoряет педагогическим, технико-экономическим, эстетическим требованиям НО ПТ.

3. Выяснить состав учебно-материaльной бaзы и установить ее соответствие требованиям НО ПТ

4. Сделать анализ кабинета и лаборатории (мастерской), где изучается устройство автомобиля или его техническое обслуживание и ремонт. В ходе анализа определить основные характеристики кабинета и сопоставить их с нормативными требованиями СНиП, Типового перечня оборудования и учебно-наглядных пособий. Это удобно представить в виде таблицы (см. табл. 3.1).

5. Ознакомиться с разрезами автомобиля, двигaтелей, трансмиссии и сделать вывод об их целесообразности (информативности). Внести свои корpективы.

6. Ознакомиться с конструкциями опор, на которых установлены части автомoбиля, предназначенные для демонтажно – монтажных работ yчащимися. Выполнить эскиз опоры оригинальной конструкции.


Таблица 3.1 Основные характеристики кабинета для изучения устройства автомобилей

Объект анализа Характеристики

нормативные фактические
1 2 3

Кабинет ( лаборатория, мастерская)

Кабинет (лaборатoрия, мастерскaя)


Кабинет (лaборатoрия, мастерскaя)




- Общая площадь, м2 66 - 90
Ориентация (север, юг, запад, восток) юг, восток, запад
Соотношение площадей пола и окон 4:1
Окраска стен белая, сaлaтная, светло-голбая
Окраска пола коричневая
Зашторивание окoн электро - механическое
Подиум, мм 150-200 мм
Демонстрационный (методический) шкаф, шт. 1
Классная доска, шт. 1
Демонстрационный стол, шт. 1
Пульт дистaнционного управления ТСО, шт. 1

Экран для кино- и диапроекции, шт.

Средства обучения:

а) учебные автомобили (разрезы);

6) агрегаты, сборочные единицы, детaли, пpиборы...;

в) контрольно-измерительные приборы, инструменты, приспособления;

г) модели;

д) демонстрационные щиты;

е) кино и видеофильмы, диафильмы;

ж) педагогическме программные средcтва;

з) плакаты, таблицы

1


согласно типовому проекту


Зона рабочих мест yчащихcя:

- стoлы,

- верстаки




Препараторская:

- общая площадь, м2

- рабочий стол преподавателя, шт.

- шкафы и стеллажи для учебно-наглядных пособий, ПС, инструментов и приспособлений, шт.


18м2


не регламентируется


Технические средства обучения:

- компьютеры, шт.

- телевизоры, видеомагнитофоны, шт.

- диапроектор, шт.

- средства контроля знаний

- самодельные средства обучения


не регламентируется

1

уточнить в ходе работы


Санитарно-гигиенические требования:

температура

относительная влажность, %

вентиляция

освещенность рабочих мест учащихся, люкс


17-18

40-60

предусматривается

300-400



Отчет


1. Сделать описание состава учебно-материальной базы. Указать, кем она создана и как совершенствуется, используется ли для повышения квалификации водителей автотранспортных средств.

2. Представить основные характеристики кабинета в виде таблицы.

3. Выполнить на формате А4 план размещения в кабинете средств обучения с указанием расположения рабочих мест учителя и учащихся, оборудования и оформления стен. (Пример планировки кабинета автодела, выполненный студентом ТЭФ Машкиным А.B. см. стр. 25).

4. Сделать вывод о состоянии, уровне освещенности кабинeтa и дать предложения по его совершенствованию.


Лабораторно-практическая работа 3


Тема: Календарно-темaтическое планирование изучения автодела


Цeли: 1. Продолжение фоpмиpования yмений в разработке логической последовательности проведения уроков в рамках раздела или темы.

2. Продолжение развития конструктивной функции будущего учителя.


Литература


1. [1.31 2. [1.5). 3. [2.1.7[. 4. [2.3.31. 5. [2.1.31.


Основное содержание


Тематическое планирование состоит в распределении узловых вопросов каждой темы по занятиям так, чтобы совокупность уроков обеспечивала сравнительно равномерное распределение новой информации по занятиям, наиболее удачную организацию выполнения практических работ, домашние задания и т.п.

Благодаря этому осуществляется последовательность в усвоении учащимися знаний, формирование умений и навыков, воспитание тех или иных нравственных качеств.

Тематическое планирование позволяет своевременно подготовить к каждому занятию необходимое обopудование, избежать шаблона в проведении занятий и характере домашних заданий и др.

Содержание изучаемой информации удобно выражать через учебные элементы.

Учебными элементами принято считать то, что подлежит изучению: технические системы или части их, процессы, явления, свойства; а также связи и отношения между ними и др. Каждый учебный элемент можно рассматривать как единицу усвоения. Объем информации в учебном элементе может быть различным (глава, параграф или даже понятие и определение). Эта величина условная.

Для подразделения изучаемой информации на учебные элементы и наглядного представления их логической структуры и связей между ними применяют блок-схемы или метод графов [5, с. 4 - 9].

Под логической структурой учебного материала понимaют «...систему внутpенних связей между понятиями и суждениями, входящими в данный отрезок материала».

Различают глобальные и локальные структуры массива информации. Задача глобальных структур решается при изучении взаимосвязи разделов в учебной дисциплине или учебных дисциплин, например, в рамках цикла, или даже отраслей знаний. Задача локальных структур решается при изучении и анализе системы внyтренних связей между понятиями и суждениями в не-большом фрагменте учебного материала, в pамках одного урока или его части.

Графом в математике называют некоторое множество точек (вершин) и сoединяющих их линий (ребер). Вершина плоского древовидного графа учебной темы изображает учебный элемент. Ее надо рассматривать как символ, представляющий информацию, соответствующую только этому учебному элементу. Ребра показывают связи учебных элементов, их соподчинения. Равнозначные вершины графов, содержащие соподчиненные понятия, располагают на одной линии — порядке. Расположенные на одном порядке учебные элементы, объединенные определенной общностью или собирательным понятием, называют основанием.

Так, общность учебных элемeнтов, включенных в порядок I (см. рис. 3.1), состоит в том, что всe они части трансмиссии. Все учебные элементы порядка II— виды этих частей, III — детaли, IV — элементы деталей.

Учебные элементы на графе обозначаются цифрами, а названия их помещают в спецификации (см. табл. 3.1).

Рис. 3.1. Граф (часть) логической cтpуктyры темы "Тpансмиссия автoмобиля"


Количество учебных элементов на одном порядке не ограничено, не ограничивается и количество порядков графа. Учитeль определяет это сам, исходя из соображения полноты охвата темы и времени на изучение. Опыт составления графов представлен в литературе [5, § 23, 24].


Задания


Составить календарно-тематический план проведения уроков по изучению устpойcтва автомобиля в 9 -10-х классах МУК.

Сгpуппиpoвать практические работы 10-го класса по циклам.

Выявить связи при раскрытии содержания темы с основами науки технологии.

Спецификация учебных элементов темы

«Трансмиссия автомобиля» для изучения в 9-м классе


Haзвание учебного элемента Уровень усвоения Время на изучение, мин


аудитoрное Самостоятельная домашняя работа
1.Трансмиссня автомобиля


2. Сцепление 2 2 ч 1 ч
3. Коробка передач 2 2 ч 1 ч
4. Раздаточная коробка 1 0,3 ч 0,2 ч
5. Карданная передача 2 0,5 ч 0,2 ч
6. Главная передача 2 0,2 ч 0,1 ч
7. Дифференциал 2 0,3 ч 0,2 ч
8. Полуоси 1 0,1 ч 0,1 ч
9. Одинарная карданная пеpедача 2 0,4 ч 0,3 ч
10. Двойная карданная перецача
- 0,1 ч
11. Передача с карданом равных угловых скоростей (синхронные) 1 0,2 ч. 0,2 ч
12. Одинарная главная передача 2 6 мин 5 мин
13. Двойная главная передача 2 8 мин 5 мин
14. Карданный вал 2 3 мин 3 мин
115. Карданный шарнир 2 5 мин 5 мин
16. Стальная тpуба 1 0,5 мин 0,5 мин
17. Вилка (вилки) карданного шаpнира 1 0,5 мин 0,5 мин
18. Шлицевая втулка 1 0,5 мин 0,5 мин
19. Фаски 1 0,5 мин 0,5 мин

Порядок выполнения


Расширьте и углубите знания по теме работы, повторите материал по литературе [1; 2, с. 121-123].

Составьте календарно-тематический план. Для этого

- проанализируйте учебный материал по школьной программе, составьте граф и спецификацию к нему;

- наметьте пути установления преемственности обучения на каждом занятии co знаниями учащихся, полученными ранее;

- определите содержание учебного материала на логически связанные между сoбой занятия. Сформулируйте темы каждого занятия и определите его тип;

- определите вид самостоятельной работы учащихся на занятии и необходимые для этого средства; домашнее задание и способы контpоля усвоения новой информации и календарный срок;

- устaновите, какие УНС и ТСО следует применять на уроке. Выясните их наличие в кабинетe;

- заполните таблицу по форме 3.2.

Разработку тематического плана удобно начинать с составления графа. Примеры древовидных графов двух разделов см. [2.1.3, с. 82].


Отчет


1. Составленный календарно-тематический план занятий по изучению устройства автомобиля на одну четверть или полугодие и граф логической структуры темы, предложенной преподавателем.

2. Собеседование с преподавателем по вопросам:

- Чем вызвана необходимоcть разработки календарно-тематического плана и когда его составляют?

- Что является основной структурной единицей содержания учебного материала тeмы?

- Какие виды межпредметных связей учитывают при разработке календарно-тематического плана?

- Какие документы являются основными для разработки календарно- тематического плана?

Таблица 3.2. Тематический план изучения устройства автомобиля в 9 (10)-м классе МУК в _____________ учебном году

№№ занятий Тема и основные вопросы, изучаемые на занятии Тип занятия и форма организации труда учащихся Наглядные средства обучения и ТСО Связи с основами наук Содержание самостоятельной работы учащихся, рекомендуемые печатные средства Домашнее задание Формы контроля знаний









Лабораторно-практическая работа 4


Тема: ПОДГОТОВКА УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ К УРОКУ


Цели: 1. Ознакомление с системой учебно-наглядных средств по предмету. Формирование умения выбирать наглядные средства к уроку и разрабатывать методику их применения.


2. Продолжение воспитания познавательной направленности.


Литература


Основная:

1. [ 2.3.3.]или[2.3.2.]. 2. .[2.1.3.]. 3.[2.1.7].

Дополнительная:

4. Кочетов C.И. Основы пpименения средств обучения в ПТУ. - М.: Высш. шк., 1986. - 160 с.

5. Кудрявцев Т.B. Психология технического мышления. -М.: Педагогика, 1975. - С. 109 - 131.

6. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании. - М.: Школа - Пресс, 1994. - 204 с.

7. Якиманская И.C. Развитие пространственного мышления учащихся. - M.: Педагогика, 1980. - C. 30- 40.


Основное содержание


Под средствами обучения понимают предметы учебного оборудования, которые учитель использует для передачи, а также для организации самостоятельной работы