Статистический анализ инфляционных процессов в Кыргызстане
инфляционных процессов в Кыргызстане" width="21" height="25" align="BOTTOM" border="0" /> - индивидуальные индексы цен на товар i по регионамW – региональные веса (весовая доля региона в общем объеме)
Расчет агрегированного индекса по группе товаров на региональном уровне производится по формуле Ласпейреса:
где - индекс цен текущего периода
- цена товара i в текущем периоде
- цена товара i в базисном периоде
- количество товара (услуги), потребленного в базисном периоде
Вышеприведенная формула предполагает сравнение изменений цен для каждого товара за длительные периоды с сохранением характеристик данных товаров, что трудно выполнить на практике при изменении круга продаваемых товаров, их замещении, изменении структуры товарных потоков. Поэтому в мировой статистической практикой и международными стандартами рекомендовано в качестве формулы для расчета индексов использовать ее модифицированный вариант. Модификация формулы Ласпейреса состоит в том, что изменение цен исчисляется на основе последовательных наблюдений цен, т.е. в каждый период времени базисные веса умножаются на последнее значение индекса цен, поэтому для расчета месячного изменения цен применяется следующая формула:
где - индекс цен текущего периода
- долгосрочный индекс за предыдущий месяц
- месячные изменения цен отчетного периода
- удельный вес товара (услуги) i в корзине базисного периода, который определяется по следующей формуле:
где - стоимость отдельного товара или услуги
- сумма стоимости потребительской корзины.
ИПЦ строится путем последовательного агрегирования данных. Сначала определяются потоварные индексы цен, охватывающие все виды торговли, затем определяются индексы цен по товарным группам. Затем строится сводный ИПЦ.
Например, в состав ИПЦ входит индекс потребительских цен на пищевые продукты и безалкогольные напитки:
Для расчета ИПЦ на пищевые продукты и безалкогольные напитки воспользуемся следующими таблицами.
Индекс потребительских цен по группам: | Февраль 2010 в % к февралю 2009года | Удельный вес товара |
Ij | w0 | |
Пищевые продукты и безалкогольные напитки | ||
из них : | ||
хлебобулочные изделия и крупы | 89,30 | 0,1543 |
мука пшеничная высшего сорта | 82,22 | 0,0214 |
мука пшеничная первого сорта | 79,21 | 0,0491 |
хлеб | 91,78 | 0,0208 |
мясо | 100,93 | 0,0915 |
рыба | 105,64 | 0,0090 |
молочные изделия, сыр и яйца | 95,50 | 0,0335 |
масла и жиры | 93,17 | 0,0199 |
фрукты и овощи | 89,99 | |
фрукты | 89,43 | 0,0331 |
овощи | 87,71 | 0,0522 |
сахар, джем, мед, шоколад и конфеты | 129,74 | 0,0478 |
сахар | 151,97 | 0,0270 |
другие продукты питания | 99,86 | 0,0089 |
безалкогольные напитки | 112,27 | 0,0163 |
Удельные веса расходов на покупку данных товаров в потребительских расходах населения возьмем по данным Нацстаткома КР.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в феврале 2010 года цены на пищевые продукты и безалкогольные напитки снизились на 2,05 % , по сравнению с февралем 2009 года. На снижение цен существенное воздействие оказало удешевление хлеба и хлебобулочных изделий, молочных изделий, фруктов и овощей.
Общенациональный ИПЦ строится как средний из территориальных индексов, взвешенных по численности городского населения:
где чн – численность городского населения
По данным национального статистического комитета КР мы можем посчитать общенациональный ИПЦ на 2008 год.
Таб.1 ИПЦ (в процентах к декабрю предыдущего года)
2008 год | |
Баткенская область | 120,4 |
Жалал-Абадская область | 123,2 |
Ысык-Кульская область | 116,9 |
Нарынская область | 112,6 |
Ошская область | 125,6 |
Таласская область | 117,8 |
Чуйская область | 123,9 |
Бишкек | 118,7 |
Таб.2 Данные о численности городского населения
Город (Область) |
Численность городского населеления (тыс. чел) |
Бишкек | 805,5 |
Каракол | 123,7 |
Жалал-Абад | 227,1 |
Нарын | 47,6 |
Ош | 314,6 |
Талас | 35,9 |
Токмок | 155,6 |
Баткенская область | 106,4 |
в том числе: | |
г. Баткен | 13,5 |
г. Кызыл-Кия Итого |
32,4 1816,4 |
Получили, что региональный ИПЦ:
По данным статистического комитета уровень инфляции в 2008 году в годовом исчислении (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года) составил 32,3 процента. Наибольший прирост ИПЦ отмечался на платные услуги – 34.4 %, на товары - 20%, в том числе на непродовольственные – 16 %, а продовольственные товары (пищевые продукты и безалкогольные напитки) подорожали на 20,9 процентов. Динамика общего уровня цен определялась динамикой цен на продукты питания ввиду их высокой доли в потребительских расходах.
В данной таблице приведены отдельные товары, имеющие большой удельный вес в потребительской корзине.
Средние цены на отдельные продовольственные товары (в сомах за 1 килограмм)
Продовольственные товары |
2007 |
2008 |
2009 |
Рис | 35,54 | 52,08 | 68,53 |
Хлеб | 20,36 | 31,46 | 30,05 |
Мука высшего сорта | 23,45 | 33,33 | 26,99 |
вермишель | 22,83 | 39,97 | 37,27 |
говядина | 143,15 | 169,13 | 176,5 |
Баранина | 164,89 | 188,39 | 187,28 |
молоко | 23,45 | 30,58 | 30,29 |
масло животное | 206,17 | 275,36 | 285,28 |
картофель | 14,67 | 16,32 | 17,89 |
сахар-песок | 28,97 | 32,31 | 39,5 |
Построив график по данной таблице, можем увидеть, что в 2008 году наблюдался значительный рост цен на товары. Проанализируем скорость и интенсивность изменения цен за 2007-2009 годы на хлеб, говядину и молоко, рассчитав для них темп роста и темп прироста.
Продовольственные товары |
2007 | 2008 | 2009 |
Хлеб, (сом за 1 кг) |
20,36 | 31,46 | 30,05 |
темп роста, % |
- | 154,52 | 95,52 |
темп прироста, % |
- | 54,52 | -4,48 |
Говядина, (сом за 1 кг) |
143,15 | 169,13 | 176,5 |
темп роста, % |
- | 118,1 | 104,3 |
темп прироста, % |
- | 18,1 | 4,3 |
Молоко, (сом за 1 кг) |
23,45 | 30,58 | 30,29 |
темп роста, % |
- | 130,4 | 99,06 |
темп прироста, % |
- | 30,4 | -0,94 |
Как мы можем заметить, наибольший скачок темпов прироста наблюдался в 2008 году, а в 2009 году, наоборот отмечается замедление повышения или снижение цен на некоторую продукцию.
Динамика цен на некоторые продовольственные товары
На динамику цен на продовольственные товары большое влияние оказывает объем производства, внутренний и внешний спрос. По данным следующей таблицы и построенной на её основе диаграмме мы можем наблюдать годовую динамику цен на товары и услуги.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2008 году
(в процентах к предыдущему году)
Все товары |
В том числе |
|||
пищевые продукты и безалкогольные напитки |
непродовольственные товары |
услуги |
||
Январь |
101,9 | 101,8 | 101,8 | 100,4 |
февраль |
101,7 | 101,9 | 102,2 | 102,7 |
Март |
102,3 | 103,4 | 100,6 | 103,3 |
Апрель |
101,1 | 101,5 | 100,7 | 100,9 |
Май |
103 | 104,8 | 101,5 | 100,5 |
Июнь |
104,3 | 105,7 | 101,9 | 109,3 |
Июль |
100 | 98,5 | 100,9 | 102 |
Август |
99,7 | 97,8 | 100,4 | 102,6 |
Сентябрь |
100,7 | 100,1 | 100,1 | 103,7 |
Октябрь |
100,9 | 101,2 | 100 | 102,3 |
Ноябрь |
101,5 | 101,6 | 100,4 | 102,1 |
Декабрь |
101,4 | 101,2 | 101,9 | 100,7 |
Наивысшего уровня уровень ИПЦ достигает в июне 2008 года.
Динамика общего уровня цен определялась динамикой цен на продукты питания ввиду их высокой доли в потребительских расходах. Цены производителей сельскохозяйственной продукции возросли в 2008 году относительно соответствующего периода в 2007 году, главным образом из-за засухи, повлекшей за собой неурожаи. Это привело к удорожанию хлеба (54,5 %). Наблюдалось удорожание картофеля (11,24 %), мяса (14,2 %): говядина (18,5%), баранина (14,25%). В 2009 году эти показатели снизились. Так, с начала 2009 года цены на мясную продукцию возросли на 4 %. Это связано с тем, что в 2009 году производители смогли обеспечить продукцией более 85 % потребления, что снизило риск негативного влияния внешних факторов.
В связи с нестабильной ситуацией на рынке сахара России и Казахстана, а также из-за отсутствия производства отечественного сахара, прирост цен на данный продукт составил в 2008 году 11,5 процентов.
Повышение цен наблюдалось также и на молочную продукцию. Цены на молоко возросли на 30 %, сметану – на 34,3 %.
Индекс на непродовольственные товары продолжил тенденцию роста. В годовом исчислении прирост цен на непродовольственные товары составил 16%. Годовой прирост цен на непродовольственные товары сложился, в основном, за счет роста цен на предметы для домашнего обихода, на одежду и обувь. Основным фактором, повлиявшим на рост цен, стало повышение цен на горюче-смазочные материалы. Так, цена на бензин (за 1000 л) выросла на 11,44%, на дизельное топливо (за 1000 л) – на 39,9 %, а на мазут прирост составил примерно 47 %.
Индекс цен на платные услуги в 2008 году вырос на 34,4 %. Наблюдался рост цен за жилищные услуги. Основным фактором сложившейся динамики на данную товарную группу стало повышение цен на электроэнергию (17,9 %), отопление за 1 Гкал (23.8%), газ сетевой за месяц (54,3%).
Стоимость транспортных услуг также возросла. Так, плата за городской автобус возросла в среднем на 49,8 %, за пригородный автобус на 9.7 %, а междугородние автобусы на 22,08 %.
Основной вклад внес рост цен на услуги образования и на услуги общественного транспорта. Также существенный рост наблюдался на услуги ресторанов и гостиниц. Цена на суточное проживание в гостинице повысилось на 225,2 %.
Однако используемый показатель уровня инфляции – динамика индекса потребительских цен, является несовершенным показателем тренда инфляции. Это связано с тем, что на инфляционные процессы существенное влияют факторы, имеющий кратковременный, сезонный характер.
Базовая инфляция определяется как тренд инфляции, исключающий кратковременные, сезонные, структурные изменения цен. То есть из расчета показателя инфляции исключается прирост цен на товары. Обусловленный сезонными или внешними факторами такими, как плохой урожай, ценовой шок на рынке ГСМ, административное изменение тарифов на газ и электроэнергию и др.
На данной диаграмме отражена динамика базовой инфляции., рассчитанная методом исключений.
Динамика базовой инфляции
Метод подразумевает исключение из ИПЦ определенных категорий ли целой группы товаров и услуг, цены которых высоко чувствительны к шокам. Традиционно к таким товарам относят некоторые продовольственные товары, энергоносители, услуги, тарифы по которым административно устанавливаются правительством.
Базовая инфляция 1 исключает следующие виды товаров: хлебобулочные изделия и крупы, масла и жиры, фрукты и овощи, газ, материалы для ремонта и строительства.
Базовая инфляция 2 – исключаются следующие виды товаров: мясо, фрукты и овощи, газ, материалы для ремонта и строительства.
Базовая инфляция 3 – исключаются следующие виды товаров: хлебобулочные изделия и крупы, молочные изделия, фрукты и овощи, газ, материалы для ремонта и строительства.
Базовая инфляция 4 – исключаются полностью продовольственные товары, электроэнергия, газ, другие виды топлива.
Заключение
Инфляция - это явление, повсеместно существующее в современном мире. Изучение инфляционных явлений особенно актуально в условиях мирового финансового кризиса. Кыргызстан имеет открытую экономику, и поэтому сильно зависим от импорта, ввиду неразвитого производства и неспособности обеспечить внутренний спрос. Поэтому для КР характерна импортируемая инфляция. В частности, скачок цен на продовольственные и непродовольственные товары 2008 года в Кыргызстане в основном объясняется резким скачком цен на ГСМ в странах-экспортерах. Возможны риски принятия административных мер в странах – основных поставщиках импортируемой в республику продукции, что может привести к её удорожанию на отечественном рынке. Темпы роста экономики в странах – партнерах оказывает существенное влияние на спрос и предложение на внутреннем рынке Кыргызстана.
Еще один немаловажный фактор, влияющий на инфляционные процессы внутри страны, – политическая нестабильность и недоверие к власти. Это ведет к усилению инфляционных ожиданий, что приводит к увеличению уровня инфляции и принятие ею самоподдерживающегося характера. Также в качестве факторов, влияющих на уровень инфляции в Кыргызстане, мы можем назвать денежно-кредитную политику, ситуацию на валютном рынке, уровень экономического развития, размер внешнего долга и т.д.
Уровень инфляции характеризует состояние экономики в целом. Динамика инфляционных процессов в значительной степени определяет восприятие экономической и политической ситуации, складывающейся в стране, экспертными организациями, в том числе международными рейтинговыми агентствами. Для принятия эффективных и качественных мер по борьбе с инфляцией крайне важно располагать достоверной информацией, характеризующей состояние всех секторов экономики в отдельности и в целом.
Кроме того, очень важно выявить специфические для КР факторы, влияющие на инфляционные процессы для результативной борьбы с ней. Статистике инфляционных процессов еще предстоит решить ряд достаточно сложных методологических проблем: проблема интеграции с другими отраслями социально-экономической статистики, снижение стоимости и повышение практической ценности получаемой информации, повышение точности и достоверности получаемой информации, разработка и совершенствование статистического инструментария исследования инфляционных процессов и т. д.
Список литературы
Статистический ежегодник КР
Назаров М.Г. Курс социально – экономической статистики
Кудабаев З.И. Экономическое развитие КР
Елисеева Статистика
Белявский И.К. Статистика рынка товаров и услуг
Аллен Экономические индексы
Зоркальцев Индексы цен и инфляционные процессы
Ресурсы интернет
Размещено на