Региональная экономика
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХЕРСОНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине региональная экономика
для студентов специальности 6.030504
заочной формы обучения
Вариант 2
Выполнила:
студентка группы 2Зэп
Македонова К. Ю.
Проверила:
Швороб А. Н.
Херсон – 2008
ПЛАН
Объект и предмет региональной экономики.
Общая характеристика транспортного комплекса.
Вывод.
Приложение 1.
Список литературы.
Введение
Экономический суверенитет Украины привел к развитию экономической самостоятельности регионов, которая в свою очередь требует усиления поиска и внедрения на практике прогрессивных форм ведения экономики на региональном уровне. В этой связи особого значения приобретают изучение нагроможденного опыта, использование и применение научных разработок по вопросам хозяйственного управления в региональных системах, разработка предложений по усовершенствованию всей работы, связанной с переходом на преимущественно региональный уровень управления общественными процессами. Регионализация управления социально-экономическим развитием сегодня является мировой тенденцией, которая охватила страны Северной Америки и Западной Европы уже после второй мировой войны. Она характеризуется такими чертами: все большей мерой решающая роль отводится человеческому фактора и социальным аспектам жизни; существенно возрастает территориальная взаимосвязь и взаимообусловленность разных факторов экономического подъема и социального развития; повышается мобильность трудовых ресурсов; усложняются производственная структура и инфраструктура региона; углубляется территориальное разделение труда, все большего значения приобретает его международный аспект; возрастает взаимозависимость регионов разного уровня; увеличивается зависимость результатов экономической деятельности от экологического состояния территории.
Важным моментом в ходе этих процессов стало принятие в Страсбурге в 1985 году Европейской хартии о местном самоуправлении. Хотя Украина подписала этот документ в сентябре 1996 года, у нас еще до сих пор хранится чрезмерная централизация управления социально-экономическим развитием государства. В Послании Президента Украины к Верховной Раде Украины «Украина: прогресс в XXI столетие. Стратегия экономической и социальной политики на 2000-2004 гг.» сделано ударение на необходимости перенесения значительной части управленческих функций в регионы, существенное усиление их роли в решении всего комплекса задач рыночных преобразований, который позволит ускорить социальное и экономическое развитие территорий, особенно депрессивных. В этой связи, на передний план выступает проблема трансформации существующих форм управления социально-экономическим развитием регионов с ориентацией на рыночные принципы хозяйствования, формирование экономического механизма управления на уровне регионов в переходной период, комплексного исследования региона как единого экономического и социального организма.
В современных условиях возрастает роль территориальных аспектов развития экономики Украины. Это вызвано диспропорциями в региональном развитии, которые особенно остро проявляются сейчас во время перехода к рыночной экономике. Спад производства, рост безработицы, гиперурбанизация, серьезные экологические проблемы требуют грамотного, научно обоснованного подхода к решению проблем регионального развития.
Объект и предмет региональной экономикиВ последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь — методами регионального управления. Последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели, прежде всего, те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.
Региональная экономика — одна из важнейших отраслей экономических знаний. Региональная экономика является относительно молодой наукой и учебной дисциплиной. В западной науке эта отрасль знаний, называемая «региональной наукой», начала формироваться к концу 50-х годов ХХ века. Идеологом и организатором молодого научного направления стал У. Айзард. В самостоятельную отрасль региональная экономическая наука оформилась в 1970-80 годах и получила статус учебной дисциплины в 90-е годы прошлого столетия.
В нашей стране первые исследования предмета региональной экономики появились в 70-х годах ХХ века. Однако долгое время данные знания преподавались в университетах в рамках курса «экономическая география», который являлся начальным циклом экономического образования.
Региональная экономика изучает проблемы и закономерности функционирования и развития экономики страны, которая рассматривается как система взаимодействующих регионов, свободных экономических зон, крупных экономических районов, отдельных территориально-производственных комплексов, а также крупных промышленных и городских агломераций. Подытоживая все выше сказанное, можно сформировать определение региональной экономики. Региональная экономика - это комплексная дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования хозяйства региона с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, природно-ресурсных особенностей и места региона в общеукраинском и международном разделении труда.
Основоположником российской региональной экономической науки считается академик Некрасов. По эго мнению, региональная экономика изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, которые определяют плановое формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и в отдельном регионе в частности. В качестве главной составной части региональной экономики ученый рассматривал размещение производительных сил, основных факторов производства по территории страны в целях максимально возможного снижения затрат на выпуск продукции в целях повышения конкурентоспособности регионального производства.
Региональная экономика как научная область знаний занимается исследованием закономерностей, принципов всех элементов производительных сил и социальной инфраструктуры в территориальном аспекте, анализом и прогнозированием, а также обоснованием направлений размещения производительных сил с учетом общей стратегии социально-экономического развития и экологических требований; изучением экономики республик и регионов и межрегиональных экономических связей, исследованием территориальной организации хозяйства. Но, в то же время, региональная экономика изучает развитие и размещение производительных сил Украины в целом, ибо экономика каждого региона рассматривается, прежде всего, как часть единого хозяйственного комплекса Украины.
Предметом изучения региональной экономики и управления являются все аспекты социально-экономического развития пространственных образований, рассматриваемых как сложные системы с множеством внутренних и внешних взаимосвязей, определение путей и механизмов разрешения возникающих проблем, а также оценки последствий реализации предлагаемых решений.
К предмету экономики региона имеет смысл относить также изучение региональных аспектов экономической жизни, включая региональные аспекты экономики производства, инвестиционного процесса, трудовой деятельности, уровня (качества) жизни, финансов и т.п. Это означает, что предмет экономики региона «захватывает» многие другие области экономики и, наоборот, практически все другие области экономики имеют дело с проблемами экономики региона.
Таким образом, предмет экономики региона в широком смысле сложен, многосторонен. Его главными составляющими являются:
экономика отдельного региона;
экономические связи между регионами;
региональные системы (национальная экономика как системы взаимодействующих регионов);
размещение производительных сил;
региональные аспекты экономической жизни.
Региональная экономика и управление тесно связана с экономической теорией, макроэкономическим прогнозированием, отраслевыми экономиками (экономикой промышленности, экономикой сельского хозяйства, транспорта и других), статистикой, теорией управления и другими социально-экономическими науками. Она широко использует результаты исследований демографии, социологии, географии, этнографии, управления.
В рамках региональной экономики исследуются следующие проблемы:
- экономика отдельного региона;
- экономические связи между регионами;
- региональные системы (национальная экономика как система взаимодействующих регионов);
- размещение производительных сил;
- региональные аспекты экономической жизни;
- моделирование системы управления регионом;
- совершенствование механизмов и методов управления и регулирования хозяйственной деятельности в регионе.
Общая характеристика транспортного комплекса
Транспортная система играет в современных условиях определяющую роль как один из самых важных факторов экономического развития государства. Украина имеет чрезвычайно благоприятные предпосылки для формирования и размещения транспортной сети. В частности, отраслевая структура народного хозяйства и его территориальная организация, выгодное экономико-географическое положение - определили развитие и размещения железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта. К транспортной системе предъявляются высокие требования относительно качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранение грузов, безопасности перевозки пассажиров, скорости и качества доставки. Потребность в транспортной системе, которая четко функционирует, все более усиливается, становится базисом постоянного развития продуктивных сил регионов, а также ручательством интеграции нашей страны к мировым рынкам.
На начало 90-х годов Украина имела довольно мощную транспортную систему, состояние которой можно было назвать удовлетворительным. Сложная экономическая ситуация в стране после получения Украиной независимости, трансформационные сдвиги в материальном производстве, изменение экономических приоритетов во внешней торговле, разрыв бывших транспортно-экономических связей привели к значительному отставанию технологического прогресса в транспортной области, вызвали большой амортизационный износ технических средств и моторесурсов.
Транспорт - одна из наиболее важных областей, народного хозяйства Украины. Он обеспечивает производственные и непроизводственные нужды материального производства, непроизводственной сферы, а также население во всех видах перевозок. В общей структуре рынка услуг удельный вес транспортных услуг составляет 33,7%. По назначению выделяют транспорт общего пользования (для перевозки готовой продукции, сырья и полуфабрикатов из мест производства к пунктам потребление или дальнейшей переработки, удовлетворение потребностей населения в пространственном перемещении с производственной или частной целью), ведомственный (внутрипроизводственный, внутристроительный, внутрихозяйственный, внутризаводской и внутрипортовый) и личного назначения. Различают также транспорт наземный (железнодорожный, автомобильный, гужевой, вьючный, трубопроводный), водный (морской, речной, озерный), воздушный и электронный. Все виды транспорта развиваются. Одни из них играют важную роль в международных экономических и пассажирских связях (морской, воздушный), другие обслуживают в основном внутренние связи.
Транспортный комплекс Украины представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным и трубопроводным. Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной системы грузов и пассажиров.
Железнодорожный транспорт эффективен для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния, а пассажиров на линиях пригородного сообщения и на средние расстояния.
Автомобильный транспорт используется и имеет наибольшую эффективность при внутригородских, пригородных и внутрирайонных перевозках, а также при транспортировке скоропортящихся и ценных малотоннажных грузов на средние и дальние расстояния.
Морской транспорт осуществляет преимущественно экспортно-импортные перевозки, а также внутренние перевозки в северных и восточных прибрежных районах страны, где другие виды транспорта малоэффективны из-за удаленности территорий и сложных природно-климатических условий.
Трубопроводный транспорт используется для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, продуктов органического синтеза на дальние и средние расстояния.
Все виды транспорта являются составляющими единой транспортной системы - территориального объединения взаимосвязанных видов транспорта, которые, взаимодействуя, более полно удовлетворяют нужды народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров.
С одной стороны, транспорт является непременным условием функционирования самого производства, где он осуществляет доставку сырья, топливно-энергетических ресурсов, комплектующих, оборудование и т.п., а с другой - доставляет готовую продукцию к потребителю. Таким образом, в процессе производства готовой продукции транспорт существенным образом влияет на ее себестоимость, а отсюда и на эффективность и цену. Уменьшение транспортной составляющей в себестоимости произведенной продукции содействует повышению эффективности производства. Транспорт является необходимым условием специализации и комплексного развития народнохозяйственных комплексов регионов, формирование транспортного комплекса как локального, так и районообразующего значение. Он содействует общественному территориальному разделению труда, формированию связей между населенными пунктами и внутри их. Без транспорта невозможная интеграция Украины в общемировую экономическую систему.
Отдельные виды транспорта не функционируют изолировано. Выполняя общую функцию по обеспечению народнохозяйственного комплекса грузовыми и пассажирскими перевозками, разные виды транспорта формируют между собой тесные взаимосвязи. Вследствие этого составляется транспортная система, которая развивается во взаимодействии со всем народнохозяйственным комплексом страны. Транспортная система представляет собой территориальное объединение путей соединения, технических средств транспорта и службы перевозок, которые объединяют все виды транспорта и все звенья транспортного процесса в их взаимодействии и обеспечивают успешное функционирование народнохозяйственного комплекса страны в целом.
Работу транспортной системы обеспечивает транспортная инфраструктура, которая включает в себя пути соединения, подвижный состав, погрузочно-разгрузочное хозяйство транспортных и других предприятий и организаций, которые осуществляют нагрузку, разгрузку и перевалку грузов (что перевозятся всеми видами транспорта), а также средства управления и связи, разное техническое оборудование. Формами территориальной организации транспорта есть железнодорожные станции, узлы, автостанции, морские и речные порты, пристани, аэропорты. Взаимодействие разных видов транспорта осуществляется в транспортных узлах смешанного типа. Наиболее характерными являются смешанные перевозки грузов железнодорожным и автомобильным транспортом. Технологическое взаимодействие железнодорожного и автомобильного транспорта проходит при смешанной железнодорожно-автомобильной взаимосвязи, когда перевозка груза начата одним видом транспорта, а продолжается она в пункте перегрузки, другими. Автомобильный транспорт обеспечивает функционирование производства тех регионов, где отсутствуют железные дороги. Он осуществляет перевозку грузов из железнодорожных станций или же, наоборот, начинает перевозку и доставку грузов в пункты перегрузки на железнодорожный транспорт, а также при доставке автомобильным транспортом грузов из составов отправителей на железнодорожные станции вывоз грузов из станций на составы получателя.
Формирование транспортной сети, ее видовая структура, плотность путей соединения, как в целом, так и отдельных видов транспорта, прохождение основных магистралей определяются отраслевой структурой хозяйства, его производственной специализацией, территориальной организацией, густотой населенных пунктов, особенностями исторического развития, естественными условиями, а также экономико-географическим положением территории страны или ее регионов.
Вывод
Итак, мы видим, что транспорт играет очень важную роль в народном хозяйстве, во внешнеэкономических связях Украины, в связях между городом и селом, между отдельными районами страны. В современной жизни без транспорта невозможно представить производство, распределение обмен и потребление материальных благ и услуг населения. Транспорт формирует экономические, культурные, рекреационные и другие связи, а также ускоряет социально-экономическое развитие общества. Транспорт влияет на эффективность и цену продукции, поскольку в процессе производства он существенным образом влияет на ее себестоимость.
Транспорт является необходимым условием специализации и комплексного развития регионов, формирование территориально-производственного комплекса локального и районообразующего значения. Он содействует общественному территориальному разделению труда. Без транспорта невозможная интеграция Украины в общемировую экономическую систему. И, к сожалению, транспортная система Украины имеет некоторые проблемы и трудности. Так, например, чтобы достичь обеспеченности Украины автодорогами уровня европейских стран, необходимо построить и модернизировать почти 200 тыс. км. автодорог. В международных связях необходимым является строительство автомагистралей мирового уровня. Транспорт Украины нуждается в значительном техническом обновлении.
Однако необходимо также подчеркнуть, что в Украине есть необходимые стартовые условия для формирования современной системы транспортных коммуникаций, которая отвечала бы европейским стандартам. К ним, прежде всего, принадлежат: необходимость во всех видах транспорта коренного технического переоснащения области и существенных организационных изменений; достаточная ресурсная база и уровень развития техники и технологий; наличие квалифицированного трудового потенциала и передовых научно-технических разработок; выгодные природно-климатические и географические характеристики территории; наличие конкурентоспособных научно-технических проектов, которые прошли соответствующую экспертизу и готовые к реализации; заинтересованность зарубежных инвесторов в размещении капиталов в Украине; стойкая тенденция к признанию Украины мировым сообществом как европейского государства, с которым желательно иметь стабильное деловое отношение на широкой и продолжительной основе и которая в перспективе будет оказывать серьезное влияние на ключевые проблемы европейской политики; наличие утвержденной концепции создания и функционирование в Украине национальной сети международных транспортных коридоров. На мой взгляд, наличие на территории Украины международных транспортных коридоров накладывает свой отпечаток на функционирование всей сети транспортных коммуникаций государства. В частности, она обязывает ее работать в слаженном, синхронном режиме, с большей ответственностью относительно соблюдения графиков работы и доставка грузов в узловые точки, постепенно и неуклонно будет заставлять всю транспортную сеть работать в режиме и на уровне функционирования международных транспортных коридоров, то есть на европейском уровне. Это означает, что уровень техники, технологии, организации, нормативно-правового обеспечения должны быть соответствующим европейскому.
Вместе с тем нужно заменить, что сложность управления процессом развития транспортных коммуникаций дополнительно усиливается нарастанием приватизационных процессов. Однако в государства есть довольно много мотивов, рычагов, методов и образов для того, чтобы транспортная система развивалась сбалансировано и целеустремленно, под действующим контролем, как единое целое, как важное звено транспортной сети европейского континента.
Необходимо отметить, что комплексно поставить проблемы, связанные с развитием транспортной системы, определить задачу и пути их решение, дать им надлежащее обеспечение (финансовое, материально-техническое, ресурсное, организационное, правовое и т.п.), организовать и осуществить процесс выполнения задач и мер можно лишь при условии разработки и реализации Государственной программы развития транспортной системы Украины, при формировании которой целесообразно учитывать и приоритеты определьных программ, прежде всего, социально-экономического развития отдельных регионов.
Список литературы:
Алехин Э.В. «Региональная экономика и управление»: Учебное пособие. - Пенза: Государственный университет, 2007
Фетисов Г.Г., Орешин В.П. «Региональная экономика и управление». – Москва, 2006
Видяпина В.И., Степанова М.В. «Региональная экономика»: Учебник - Москва, 2002
Морозова Т.Г., Дурдыев Ю.М., Тихонов В.Ф. и др. под редакцией профессора Морозовой Т.Г. «Государственное регулирование экономики»: учебное пособие для вузов – Москва, 2002
Румянцев А.П. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. – Киев, 2004
Юхновский И.Р. Транспортный комплекс Украины: Автомобильные дороги. Проблемы и перспективы. - Киев, - 2004
Карпинский Б. «Транспортная система Украины в контексте европейской интеграции»: учебное пособие для вузов «Экономика Украины» - Киев, 1998
Дорогунцов С.И., Олийник Я.В., Степаненко А.В. «Теория размещения продуктивных сил и региональной экономики». - Киев, 2001
Экономический словарь.
Электронная библиотека «Гумер».
Государственный комитет статистики Украины.
Приложение 1
Транзитные перевозки грузов1
Перевезено транзитных грузов за 2007г., тыс.т | В % 2006г. | |
Всеми видами транспорта | 386956,56 | 173,6 |
В том числе | ||
железнодорожным2 | 99882,37 | 133,1 |
автомобильным | 4494,61 | 278,5 |
морским3 | 2693,97 | 107,1 |
речным | 37,43 | 202,3 |
авиационным | 1,28 | 108,8 |
трубопроводом4 | 279802,36 | 194,7 |
другое5 | 44,54 | 169,2 |
1 Данные приведены на основании информации Государственной таможенной службы Украины.
2 Кроме дорожных средств в железнодорожных вагонах.
3 Груженые товары в контейнерах или без них.
4 Стационарные транспортные средства – трубопроводы и т.д.
5Дорожное транспортное средство в железнодорожном вагоне, железнодорожный вагон на морском судне, несопровождаемый прицеп или полуприцеп на морском судне, почта, речное судно на морском судне, самоходный дорожный транспорт, «ручная кладь», неизвестный вид транспорта.
Грузовые перевозки
Перевезено грузов, млн.т | Грузооборот, млрд.ткм | |||
январь –октябрь 2008г. | в % на январь–октябрь 2007г. | январь – октябрь 2008г. | в % на янтарь –октябрь 2007г. | |
Всеми видами транспорта | 768,7 | 103,8 | 419965,5 | 103,9 |
в том числе | ||||
железнодорожным | 438,4 | 103,2 | 224784,0 | 103,6 |
автомобильным | 158,2 | 113,0 | 30871,6 | 129,8 |
водным | 17,2 | 83,7 | 13881,7 | 89,8 |
трубопроводным | 154,8 | 99,7 | 150104,4 | 101,7 |
авиационным | 0,1 | 104,8 | 323,8 | 107,0 |
Пассажирские перевозки
Перевезено пассажиров, млн. | Пассажирооборот, млрд.пас.км | |||
январь –октябрь 2008г. | в % на январь –октябрь 2007г. | январь –октябрь 2008г. | в % на январь –октябрь 2007г. | |
Всеми видами транспорта | 6975,7 | 103,1 | 124892,6 | 105,8 |
в том числе | ||||
железнодорожным | 377,0 | 100,1 | 45745,4 | 101,0 |
автомобильным | 3642,9 | 105,8 | 51225,6 | 111,0 |
водным | 8,0 | 93,8 | 119,5 | 81,8 |
авиационным | 5,4 | 129,4 | 9503,4 | 116,7 |
трамвайным | 814,0 | 96,6 | 4534,6 | 94,1 |
троллейбусным | 1316,5 | 98,8 | 7538,3 | 97,7 |
метрополитенами | 811,9 | 106,7 | 6225,8 | 107,0 |