Рынок капитала и рынок ценных бумаг
на российском рынке пока остается достаточно рискованным для эмитента. Причина заключается в трудности определить адекватную цену размещения из-за отсутствия рыночных котировок компаний-аналогов. Как следствие — значительный риск получить заниженные котировки. Не способствует повышению спроса и неразвитость публичных механизмов размещения акций среди частных инвесторов, непосредственно работающих на рынке (имеющих брокерские счета). На российском рынке их пока мало — не более 100 тыс. при 60 млн в Китае и 80 млн в США.Существуют серьезные проблемы нормативного характера. Одна из них связана с необходимостью утверждения регулятором отчета об итогах размещения ценных бумаг и приводит к разрыву между размещением и началом вторичных торгов длительностью не менее месяца. Если для облигаций данная проблема не столь критична (стоимость облигаций может измениться на несколько процентов), то для владельцев акций месячное «сидение на неликвидах» может обернуться значительными убытками.
Оценивая перспективы IPO на российском рынке, необходимо ответить на два вопроса: какие компании придут на рынок с IPO и какие технологии размещения наиболее перспективны на российском рынке?
О потенциальных кандидатах на IPO
Среди потенциальных эмитентов можно выделить компании трех групп, или, пользуясь терминологией модной в последнее время «бостонской матрицы», трех кластеров. К первому кластеру относятся своего рода «дойные коровы» российской экономики — крупные добывающие корпорации, являющиеся основными экспортерами российского сырья. Большинство этих компаний публичные и уже не могут пройти IPO. Проведению IPO частных компаний этой группы препятствуют устоявшийся круг собственников и возможность дешевых заимствований на рынке еврозаймов.
Второй кластер, так называемые «звезды», составляют компании, ориентированные на внутреннего потребителя, достаточно динамично развивающиеся и нуждающиеся в крупных инвестициях. Выход на рынок еврооблигаций для них дорог, а внутренний рынок корпоративных облигаций не может полностью удовлетворить потребности в «длинных» деньгах. Представители именно этой группы компаний наиболее вероятные кандидаты на проведение российских IPO.
Наконец, третий кластер, получивший в «бостонской матрице» название «кошки», включает инновационные компании, большинство из которых ставит своей главной целью движение к IPO. Таких компаний в России пока мало, и лишь в перспективе при поддержке венчурного бизнеса они могут стать основными участниками IPO на фондовом рынке России.
Отраслевая структура компаний, планирующих публичное размещение акций
Отрасль |
Число эмитентов |
Угольная | 1 |
Машиностроение | 1 |
Металлургическая | 6 |
Химическая | 1 |
Легкая | 1 |
Лесная | 1 |
Пищевая | 9 |
Ювелирная | 2 |
Строительство | 1 |
Сельское хозяйство | 1 |
Телекоммуникации | 3 |
Финансы | 4 |
Торговля | 5 |
Прочие | 5 |
О планах IPO за прошедшие полтора года заявила 41 российская компания различных сфер деятельности (см. таблицу), из них 6 компаний планируют размещение на российском рынке, 9 — на Западе, остальные пока не определились с площадкой. На 2005 г. запланировали размещение 16 компаний, на 2006 г. — 8 компаний, на 2007 г. — 3 компании, на 2008 г. — 1 компания, остальные не определились со сроком. До 10% акций на бирже планирует разместить 1 компания, до 22% — 4 компании, до 25% — 5 компаний, до 30% — 2 компании, до 40% — 2 компании.
О технологиях проведения IPO
Данный вопрос сегодня весьма актуален. Классическое IPO организуют инвестиционные банки, которые проводят road-show, собирают заявки инвесторов и сами по согласованию с эмитентом устанавливают цену размещения, часто ниже справедливой цены в надежде на бурный рост акции на вторичном рынке. Компании эмитенты при этой во многом монополизированной технологии получают меньше средств и вынуждены платить андеррайтерам достаточно высокие комиссионные — в среднем 7% от объема размещения. В последнее время некоторые компании, в том числе ведущий поисковый Интернет-портал Google, отказались от стандартных процедур IPO в пользу открытого аукциона в стремлении максимально повысить цену размещения (и соответственно получаемые средства) и снизить комиссионные, выплачиваемые посредникам.
Аукционная форма проведения IPO наиболее привлекательна для России. Причем уже готов инструментарий. В частности, в электронной торговой системе ММВБ с успехом используются аукционы различных типов при размещении государственных, корпоративных и региональных облигаций.
III.3. «Подводя итоги»
Развитие рынков акций и корпоративных облигаций таит в себе большие возможности для наращивания объемов привлеченных инвестиций. Но есть и другие варианты. Например, государство может содействовать активизации инвестиционного процесса с использованием рынка государственных ценных бумаг, в том числе гарантируя или размещая целевые займы, финансирующие реализацию инфраструктурных проектов национального масштаба. Это могут быть проекты строительства газо- и нефтепроводов в Европу, Китай и Японию, дорожное и железнодорожное строительство, телекоммуникационные проекты. Участие государства должно быть связано с теми проектами, которые либо не под силу частному бизнесу, либо не интересны ему из-за слишком длинного периода окупаемости.
Подобный опыт в истории нашей страны уже был. В конце ХIХ — начале XX вв. железные дороги строились как на средства, полученные размещением специальных железнодорожных государственных облигаций, так и на займы частных компаний, гарантированные правительством. Эти так называемые «гарантированные» облигации были одними из самых популярных российских ценных бумаг того времени. На 1 января 1914 г. государственные железнодорожные займы составляли около 35% общего размера государственного долга России.
Развитие фондового рынка может иметь и опосредованное отношение к экономическому росту, например, через повышение качества корпоративного управления и прозрачности эмитентов, финансовых инструментов, надежности и эффективности финансовой инфраструктуры. Это позволит привлечь на финансовый рынок дополнительные средства инвесторов, например «из-под матрасов» (30-50 млрд долл.) и вовлечь их в инвестиционный цикл. Инвестиционная часть пенсионных накоплений граждан (а она в 2010 г. будет составлять не менее 20 млрд долл.) также может быть инвестирована только в качественные и надежные инструменты. Существенные средства могут поступить на рынок и от паевых инвестиционных фондов, аккумулирующих средства частных инвесторов. Их активы в настоящее время достигли почти 100 млрд руб. и выросли с начала 2003 .г. в б раз.
Конечно, развитие фондового рынка не является единственным «золотым ключиком» к процветанию и высоким темпам экономического роста. Вместе с тем при целенаправленных усилиях фондовый рынок может в ближайшие годы обеспечить до 20% инвестиций в основной капитал при нынешних 8-9%. Это будет заметным вкладом в ускорение экономического развития России.
Список литературы.
Журнал «Рынок ценных бумаг» № 24 (279) 2004г.
Журнал «Рынок ценных бумаг» № 22 (277) 2004г.
Воровьев П.В. Ценные бумаги и фондовая биржа: - М.; 1998
Галанова В.А., Басова А.И. Рынок ценных бумаг. – М.; 1996
Меньшиков И.С. Финансовый анализ ценных бумаг. – М.; 1998
Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. – М., 1995
Фельдман А.А., Лоскутов А.Н. Российский рынок ценных бумаг. – М., 1997г.
1 Синонимом понятия «рынок негосударственных бумаг» является термин «рынок корпоративных бумаг».
2 Информация о выпуске ценных бумаг и начисленных или выплаченных доходах является рекламой.
3 Оффшорная компания – это компания, зарегистрированная в стране или экономической зоне с льготным налогообложением.
4 М.С.Студентский. Биржа, спекуляция и игра. – С.Пб., 1882. – С.63-64.
5 Цит. По книге: П.Х.Линдерт. Экономика мирохозяйственных связей. – М., 1992. – С. 351.