Рынок капитала и рынок ценных бумаг

на рос­сийском рынке пока остается достаточно рискованным для эмитента. Причина за­ключается в трудности определить адекватную цену размещения из-за отсутствия рыночных котировок компаний-аналогов. Как следствие — значительный риск полу­чить заниженные котировки. Не способст­вует повышению спроса и неразвитость публичных механизмов размещения ак­ций среди частных инвесторов, непосред­ственно работающих на рынке (имеющих брокерские счета). На российском рынке их пока мало — не более 100 тыс. при 60 млн в Китае и 80 млн в США.

Существуют серьезные проблемы нормативного характера. Одна из них связана с необходимостью утверждения регулятором отчета об итогах размеще­ния ценных бумаг и приводит к разрыву между размещением и началом вторич­ных торгов длительностью не менее ме­сяца. Если для облигаций данная про­блема не столь критична (стоимость облигаций может измениться на не­сколько процентов), то для владельцев акций месячное «сидение на неликви­дах» может обернуться значительными убытками.

Оценивая перспективы IPO на рос­сийском рынке, необходимо ответить на два вопроса: какие компании придут на рынок с IPO и какие технологии размеще­ния наиболее перспективны на россий­ском рынке?

О потенциальных кандидатах на IPO

Среди потенциальных эмитентов можно выделить компании трех групп, или, поль­зуясь терминологией модной в последнее время «бостонской матрицы», трех класте­ров. К первому кластеру относятся своего рода «дойные коровы» российской эконо­мики — крупные добывающие корпора­ции, являющиеся основными экспортера­ми российского сырья. Большинство этих компаний публичные и уже не могут прой­ти IPO. Проведению IPO частных компаний этой группы препятствуют устоявшийся круг собственников и возможность деше­вых заимствований на рынке еврозаймов.

Второй кластер, так называемые «звезды», составляют компании, ориен­тированные на внутреннего потребите­ля, достаточно динамично развивающи­еся и нуждающиеся в крупных инвести­циях. Выход на рынок еврооблигаций для них дорог, а внутренний рынок кор­поративных облигаций не может полно­стью удовлетворить потребности в «длинных» деньгах. Представители именно этой группы компаний наиболее вероятные кандидаты на проведение российских IPO.

Наконец, третий кластер, получив­ший в «бостонской матрице» название «кошки», включает инновационные ком­пании, большинство из которых ставит своей главной целью движение к IPO. Таких компаний в России пока мало, и лишь в перспективе при поддержке вен­чурного бизнеса они могут стать основ­ными участниками IPO на фондовом рынке России.

Отраслевая структура компаний, планирующих публичное размещение акций

Отрасль

Число эмитентов

Угольная 1
Машиностроение 1
Металлургическая 6
Химическая 1
Легкая 1
Лесная 1
Пищевая 9
Ювелирная 2
Строительство 1
Сельское хозяйство 1
Телекоммуникации 3
Финансы 4
Торговля 5
Прочие 5

О планах IPO за прошедшие полтора года заявила 41 российская компания различных сфер деятельности (см. табли­цу), из них 6 компаний планируют разме­щение на российском рынке, 9 — на За­паде, остальные пока не определились с площадкой. На 2005 г. запланировали размещение 16 компаний, на 2006 г. — 8 компаний, на 2007 г. — 3 компании, на 2008 г. — 1 компания, остальные не оп­ределились со сроком. До 10% акций на бирже планирует разместить 1 компания, до 22% — 4 компании, до 25% — 5 ком­паний, до 30% — 2 компании, до 40% — 2 компании.

О технологиях проведения IPO

Дан­ный вопрос сегодня весьма актуален. Классическое IPO организуют инвестици­онные банки, которые проводят road-show, собирают заявки инвесторов и сами по согласованию с эмитентом устанавливают цену размещения, часто ниже справедли­вой цены в надежде на бурный рост акции на вторичном рынке. Компании эмитенты при этой во многом монополизированной технологии получают меньше средств и вынуждены платить андеррайтерам доста­точно высокие комиссионные — в сред­нем 7% от объема размещения. В послед­нее время некоторые компании, в том числе ведущий поисковый Интернет-пор­тал Google, отказались от стандартных про­цедур IPO в пользу открытого аукциона в стремлении максимально повысить цену размещения (и соответственно получае­мые средства) и снизить комиссионные, выплачиваемые посредникам.

Аукционная форма проведения IPO наиболее привлекательна для России. Причем уже готов инструментарий. В ча­стности, в электронной торговой системе ММВБ с успехом используются аукционы различных типов при размещении госу­дарственных, корпоративных и регио­нальных облигаций.


III.3. «Подводя итоги»

Развитие рынков акций и корпора­тивных облигаций таит в себе большие возможности для наращивания объемов привлеченных инвестиций. Но есть и дру­гие варианты. Например, государство мо­жет содействовать активизации инвести­ционного процесса с использованием рынка государственных ценных бумаг, в том числе гарантируя или размещая це­левые займы, финансирующие реализа­цию инфраструктурных проектов нацио­нального масштаба. Это могут быть про­екты строительства газо- и нефтепрово­дов в Европу, Китай и Японию, дорожное и железнодорожное строительство, теле­коммуникационные проекты. Участие го­сударства должно быть связано с теми проектами, которые либо не под силу частному бизнесу, либо не интересны ему из-за слишком длинного периода окупаемости.

Подобный опыт в истории нашей страны уже был. В конце ХIХ — начале XX вв. железные дороги строились как на сред­ства, полученные размещением специ­альных железнодорожных государствен­ных облигаций, так и на займы частных компаний, гарантированные правительством. Эти так называемые «гарантирован­ные» облигации были одними из самых популярных российских ценных бумаг то­го времени. На 1 января 1914 г. государ­ственные железнодорожные займы со­ставляли около 35% общего размера го­сударственного долга России.

Развитие фондового рынка может иметь и опосредованное отношение к эко­номическому росту, например, через по­вышение качества корпоративного управ­ления и прозрачности эмитентов, финан­совых инструментов, надежности и эффек­тивности финансовой инфраструктуры. Это позволит привлечь на финансовый рынок дополнительные средства инвесторов, на­пример «из-под матрасов» (30-50 млрд долл.) и вовлечь их в инвестиционный цикл. Инвестиционная часть пенсионных накоплений граждан (а она в 2010 г. бу­дет составлять не менее 20 млрд долл.) также может быть инвестирована только в качественные и надежные инструменты. Существенные средства могут поступить на рынок и от паевых инвестиционных фон­дов, аккумулирующих средства частных инвесторов. Их активы в настоящее время достигли почти 100 млрд руб. и выросли с начала 2003 .г. в б раз.

Конечно, развитие фондового рынка не является единственным «золотым ключиком» к процветанию и высоким темпам экономического роста. Вместе с тем при целенаправленных усилиях фондовый ры­нок может в ближайшие годы обеспечить до 20% инвестиций в основной капитал при нынешних 8-9%. Это будет замет­ным вкладом в ускорение экономическо­го развития России.


Список литературы.

Журнал «Рынок ценных бумаг» № 24 (279) 2004г.

Журнал «Рынок ценных бумаг» № 22 (277) 2004г.

Воровьев П.В. Ценные бумаги и фондовая биржа: - М.; 1998

Галанова В.А., Басова А.И. Рынок ценных бумаг. – М.; 1996

Меньшиков И.С. Финансовый анализ ценных бумаг. – М.; 1998

Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. – М., 1995

Фельдман А.А., Лоскутов А.Н. Российский рынок ценных бумаг. – М., 1997г.

1 Синонимом понятия «рынок негосударственных бумаг» является термин «рынок корпоративных бумаг».

2 Информация о выпуске ценных бумаг и начисленных или выплаченных доходах является рекламой.

3 Оффшорная компания – это компания, зарегистрированная в стране или экономической зоне с льготным налогообложением.

4 М.С.Студентский. Биржа, спекуляция и игра. – С.Пб., 1882. – С.63-64.

5 Цит. По книге: П.Х.Линдерт. Экономика мирохозяйственных связей. – М., 1992. – С. 351.