Традиционализм и модернизм в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи УдГУ

"E:\xreferat переработка\html\10-2-vliyanie-turizma-na-ekonomiku-i-social-no-kul-turnuyu-sferu.html"(2,78): Реферат: Влияние туризма на экономику и социально-культурную сферу связи и знакомства, власть. Восемь студентов ответили, что их ценностям соответствует первая группа, и шесть респондентов, что их ценностям соответствует вторая группа. Также шесть информантов отметили, что для них на данный момент важна первая группа, но вторая группа ценностей будет важна в ближайшем будущем, в особенности, при завершении учебного процесса в университете. Это обстоятельство студенты объясняют тем, что наступит самостоятельная жизнь, где будет необходимо добиваться успеха, материального достатка. На вопрос: «Можно ли стать богатым, не работая?», все опрашиваемые ответили, что можно, но для них эти способы неприемлемы. Основными методами разбогатеть, не работая, девушки назвали: выгодное замужество, получение наследства. Также были варианты о незаконных методах, например, ограбить банк, заняться коррупцией, брать взятки, продавать наркотики, особо подчеркивалось, что это тоже является в определенном смысле работой.

Основные источники доходов студентов – это стипендия и материальная помощь родителей. В целом по результатам исследования, материальный достаток можно рассматривать как одну из базовых ценностей молодых людей, обучающихся в УдГУ. Это стремление к достойной, обеспеченной жизни является закономерным, но в некоторых случаях, следует говорить о феномене гипертрофированного отношения к деньгам, богатству, роскоши.

В процессе изучения данной темы, было выявлено, что некоторые авторы также свидетельствовали о конфликтной форме взаимодействия традиционализма и модернизма. В связи с течением этих процессов обнаруживаются противоречия между коллективизмом, исторически свойственным российскому сознанию, и индивидуализмом, являющимся характерным для западной культуры. Так, коллективистами себя считают десять информантов, а индивидуалистами восемь. Четверо молодых людей считают «коллективизм» несоответствующей действительности ценностной ориентацией. По словам одного из респондентов, «коллективизм, для меня то же самое, что и коммунизм - пережиток прошлого». Два человека не смогли отнести себя ни к индивидуалистам, ни к коллективистам, так как считают, что необходимо проявлять себя в зависимости от требований учебного процесса и ситуации. Респонденты приводят пример: «для тестовых заданий, творческих работ необходимо быть индивидуалистом, а в групповой работе, соответственно, коллективистом». Анализ данных исследования свидетельствует о том, что у студенческой молодежи УдГУ формируется прагматичное и взвешенное отношение в выборе жизненных стратегий. На смену традиционализму и коллективизму приходит индивидуализм, когда каждый молодой человек конструирует свою жизнь с индивидуально обусловленными траекториями в труде, образовании, заработке, потреблении, в отношениях с людьми. Этот процесс имеет двоякое значение. Позитивное, поскольку в условиях все большего распространения индивидуализма перед молодыми людьми могут открыться дополнительные перспективы личного контроля над деньгами, временем, жизненным пространством, образованием, карьерой, выбором трудовой деятельности и многим другим. Подобные перспективы оказываются привлекательными в новых условиях для российской молодежи. Однако существует и негативная сторона индивидуализации: сохраняется высокая межличностная конкуренция. В условиях неопределенности молодой человек может не рассчитывать на помощь от государства, а лишь полагаться на свои собственные силы и принимать ответственность на себя.

Интересен также тот факт, что большинство опрошенных студентов хотели бы, чтобы модель образования была личностно-ориентирована, а не личностно-отчужденная. При этом молодые люди отмечают, что, с одной стороны, личностно-ориентированная модель наиболее эффективна и отвечает требованиям рынка, с другой стороны, студенчество привыкло к другой форме преподавания и переориентация вызовет затруднения.

К наиболее важной и приоритетной категории ценностных ориентаций информанты отнесли духовные, так ответило восемь человек, пять респондентов выделили материальные ценности, и семь студентов считают, что для них важны, как материальные, так и духовные ценности.

В понятие «традиционные ценности» студенты УдГУ включают такие ценности, как «семья, работа, учеба», в понятие «новые ценности», такие как «стремление получить лучшее в жизни и удовольствие от нее, а также стремление проявить себя, свою особенность и индивидуальность». Таким образом, специфика современных ценностных ориентаций молодежи , заключается в диалоге традиционализма и модернизации. Параллельно сосуществуют и переплетаются две ценностные системы: тяготеющая к традиционности – коллективистская и нарождающаяся – индивидуалистская, причем традиционные ценности, претерпевая некоторые изменения, во многом толерантны модернизационным процессам. Смысл взаимодействия традиционных и модернистских ценностей неоднозначен, а существовавшие прежде дихотамичные пары ценностей уже не отражают в полной мере его современного состояния. Комплекс взаимодополнения и взаимопереплетения ценностей современной российской молодежи приобретает характер сложноорганизованной нелинейной системы. Исследования показывают, что под влиянием глобализации и индивидуализации происходят изменения в ментальности молодежи, но традиционная культура демонстрирует способность адаптироваться к новым реалиям. Однако это не исключает тяготения к другой, индивидуалисткой ценностной системе. Такие ценности западной культуры, как установка на автономность личности, рациональность, уважение к частной собственности признаются значимыми молодежью. Она предпочитает заботиться о материальном достатке, но материальная зависимость молодых людей от родителей велика. Данный тезис подтверждает это исследование.

Ориентация на успех в жизни становится еще одной ведущей жизненной стратегией молодежи в современных рыночных условиях, причем она носит достаточно устойчивый характер. Многие исследователи считают, что динамику роста численности студентов вузов, определяет широко распространенное представление о том, что высшее образование является важной предпосылкой достижения жизненного успеха. Успех в жизни выступает терминальной ценностью, тогда как структура и характер инструментальных ценностей, способствующих достижению этой цели, меняются. Так, если в середине 90-х гг. в ряду приоритетных инструментальных ценностей молодые люди называли работу, семью, друзей, то уже в конце двадцатого века факторами достижения успеха служат предприимчивость, связи и знакомства, образование, богатство и власть. Таким образом, обнаруживается противоречие в жизненных установках молодежи. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, взаимодействует с рынком связей, который определяет средства обретения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей. Молодые люди не осознают взаимозависимости между материальным благополучием и ежедневным трудом. Развитие такой тенденции ведет к дальнейшему разрушению трудовой мотивации.

Ориентация на получение высшего образования, как основная цель на данном этапе жизни, имеет устойчивый характер у информантов. Ценностные ориентации по отношению к учебному процессу у студентов различные. Значительная часть вузовской молодежи к образованию относится сугубо инструментально, в качестве жизненной позиции и образовательной стратегии они выбирают не получение знаний, а диплома.

Некоторые респонденты считают, что знания, которые они получают, не соответствуют действительности и, в частности рынку труда, поэтому для них является важным в большей степени получение диплома. Этот факт они объясняют тем, что при наличии официального документа о высшем образовании значительно «легче устроиться на работу, также повышается статус в обществе».

Большинство информантов выделили по отношению к учебному процессу, такие значимые ценности, как получение знаний, навыков, определенных практик. Многие студенты осознают взаимосвязь между обучением в вузе и материальным благополучием. Одной из главных задач данного исследования было выявление влияния Болонского процесса на ценностные ориентации информантов и последующих поколений студентов. На данном этапе исследования обнаруживается два противоположных мнения. Опрашиваемые студенты последних курсов утверждают, что Болонский процесс повлияет на ценностные ориентации молодежи, но отмечают, что именно на них данный процесс не отразиться, так как они уже закончат обучение. Информанты первого и второго курса считают, что Болонский процесс повлияет на их ценностные ориентации, так как им будет необходимо подстраиваться под новый учебный процесс: с балловой системой оценивания, новой схемой и методиками обучения. Таким образом, можно сделать вывод, что респонденты видят четкую взаимосвязь между реформированием образования и их ценностными ориентациями, в особенности, по отношению к учебному процессу. Студенты утверждают, что Болонский процесс будет способствовать введению европейских ценностей в сознание молодых людей. Как отмечают информанты, за последние два-три года ценностные ориентации уже изменились, так как жизнь - динамична, ее темп постоянно меняется. Студенты обозначают небольшой сдвиг ценностей «в материальную сторону и сексуальной свободы».

Болонский процесс ускорит процессы трансформации ценностных ориентиров студентов к европейским стандартам. Все студенты считают, что ценностные ориентации через два-три года примут новый характер. Ценности станут европейскими, по утверждению большинства опрошенных. Актуальным на данном этапе исследования становится вопрос: «Будут ли эти процессы толчком к кризису ценностных ориентаций или они являются их динамичным продолжением?». По результатам исследования, можно сделать вывод, что модернизационные процессы необходимы обществу, все информанты признают неизбежность перемен. Эти нововведения, должны осуществляться только во взаимодополнении с особенностями российского общества, только тогда, они будут способствовать развитию и совершенствованию ценностей, в противном случае они могут действительно стать кризисом для российской системы ценностей.

В результате проведенного анализа динамики форм взаимодействия традиционализма и модернизации в системе ценностей студенческой молодежи в условиях трансформирующегося общества был выявлен конфликтный и конструктивный характер взаимодействия. В настоящее время сосуществуют две различные модели ценностного сознания. Одна из них связана с постиндустриальной индивидуалистической моделью ценностей западного типа, другая обусловлена носителями традиционалистской российской ментальности – коллективистская модель ценностей. Данное состояние не является статичным, прослеживается определенная динамика. Если в начальный период трансформации российского общества в молодежной среде преобладают конфликтные формы взаимодействия ценностей, то в последние годы они начинают приобретать конструктивный характер. В целом, социологическое исследование фиксирует изменения в ценностных предпочтениях: растет значимость индивидуальных ценностных ориентаций: для одних это отдых и развлечения; для других – красивая и комфортная жизнь, для третьих – собственное благополучие и карьера; для четвертых главными остаются ценности благополучия своей семьи, здоровья, хорошей оплачиваемой работы. Эти выводы подтверждают тенденцию на рост идеологического и мировоззренческого плюрализма, многовариантности, мозаичности и фрагментарности мировоззрения. Усиливаются позиции тех, для кого важнейшими становятся ценности собственности и имущественного положения, реализуемые сквозь призму индивидуальных предпочтений и устремлений.


Заключение


В процессе функционирования и развития общества значимую позицию занимает институт высшего образования. Вуз создает необходимые условия для обособления студентов в особую социальную группу в обществе, определяя тем самым их специфические особенности. Высшее образование способствует формированию и изменению жизненных установок, ценностных ориентиров индивида, позволяет адаптироваться к новым условиям, находиться в постоянном самосовершенствовании. Одна из главных функций высшего школы заключается в формировании у молодого поколения жизненных установок, ценностных ориентиров, идеалов, которые являются приоритетными в обществе.

Многие ценностные ориентации формируются именно в юношеском возрасте, так как молодежь наиболее восприимчива к социальным и культурным изменениям в обществе. Студенчество занимает передовую позицию среди других групп молодежи, так как оно является самым образованным. И именно оно, скорее всего, будет составлять интеллектуальный ресурс нашей страны. Ценностные ориентации студенческой молодежи во многом изменись за последние годы из-за обострения проблемы её социализации.

Исследования по этой проблематике являются важными для российского общества, так как показывают социальные, культурные изменения, которые происходят среди молодежи, и, следовательно, в стране. Ценностные ориентации постоянно меняются, как и общество в целом, поэтому их изучение остается всегда актуальным.

Результаты проведенного исследования можно обозначить в следующих аспектах. Во-первых, российская высшая школа имеет ряд достоинств, таких как профессионализм преподавателей, хорошо выстроенную структуру обучения, но и недостатки, такие как низкий уровень материально-технической базы, невостребованность выпускников на рынке труда, поверхностность полученных знаний. В связи с перечисленными недостатками учебного процесса респонденты делают вывод, что России необходимо интегрироваться в единую европейскую зону, но, при этом, сохранив свои традиции и особенности системы образования. Во-вторых, характер взаимодействия традиционализма и модернизации в системе ценностей студенческой молодежи является конструктивным. У студенческой молодежи присутствуют как традиционные ценности, так и модернистские. К наиболее важной категории ценностных ориентаций информанты отнесли духовные, но материальные ценности также являются базовыми в их приоритетах. Получение высшего образования как основную цель на данном этапе жизни, также отметили большинство опрошенных студентов. Респонденты выделили по отношению к учебному процессу, такие значимые ценности, как получение знаний, навыков, определенных практик.

Таким образом, анализ динамики ценностей студенческой молодежи УдГУ в условиях взаимодействия процессов воспроизводства традиционализма и проведения модернизации российского высшего образования показал, что Болонский процесс окажет существенное влияние на ценностные ориентации студенческой молодежи, которые, возможно, через два-три года изменят свой характер и станут в большей степени европейскими. На данном этапе обучения большинство студентов считают, что реформа образования не воздействует на них, но отмечают, что данные процессы их волнуют, так как в ближайшем будущем им необходимо будет адаптироваться к новой структуре учебного процесса. Многие информанты будут продолжать обучение после окончания вуза, так как непрерывное образование является залогом самосовершенствования и развития. Вследствие этого, по их мнению, Болонский процесс окажет влияние не только на студентов, но и на другие группы населения, так как через образование транслируются ценности, традиции и опыт общества.

Библиографический список


Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Маслова Т.Ф. Социальное самочувствие молодежи Северного Кавказа//Социс. - 2008. - № 2. – С. 91-102.

Аврамова Е.М., Шабунова А.А., Логинов Д.М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы, ожидания//Социс. - 2005. - №9. – С. 98 - 103.

Э.П.Ващилин. Творческая молодежь современной России: особенности социализации//Социально-гуманитарные знания. – 2003, № 2. - С.240-250.

Введенский В.Н.. Непрерывное профессиональное образование. //Социально-гуманитарные знания. – 2004, № 3. - С.208-209.

Галаган А.И Финансирование образования: обзор мировых тенденций. //Социально-гуманитарные знания. – 2003, № 2. - С.101-117.

Гапонова С.А.. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал.- 1994, № 3. – С.131-135.

Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. – Воронеж: Изд-во: Воронежского университета, 1981. – 208 с.

Глотов М. Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // Социс. – 2003. – №10. – С. 13-20.

Журавлев В.А. Образование в эпоху перемен. Статьи, выступления, интервью, письма ректора Удмуртского государственного университета. - Москва-Ижевск: институт компьютерных исследований, 2003, 192 с.

Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности //Социология в СССР. - М., 1966. - Т. 2. - С. 195-202.

Зиятдинова Ф.Г. Российская образовательная политика в свете зарубежного опыта. //Социс. - 2006. - № 5. – С. 51-58.

Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. – Оренбург: Печатный дом «Димур», 1999, – 290 с.

Ивахненко Г.А. Динамика мнений студентов о модернизации высшего образования//Социс. - 2007. - № 11. – С. 99-102.

Ивахненко Г.А., Голиусова Ю.В. Студенты об инновациях в системе высшего образования // Социс. - 2002. - №9. - С.131 –134.

Кармадонов О.А. Институт образования в современном мире: основные тенденции развития. //Социально-гуманитарные знания. – 2006, № 6. - С.55-74.

Карпухин О.И. Сделала ли молодежь свой выбор? (К проблеме социализации молодого поколения современной России) // Социально – гуманитарные знания. – 2000. № 4. – С. 180-192.

Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социс. - 2000. - № 3. – С.124 – 128.

Кобылкин Р.А. Ценности высшего образования в культурной динамике общества: Дис. канд. н., Волгоград, 2006.- С.87-95.

Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социс. - 2003. - №1. - С.109 – 115.

Кочкаева Т.Н. Ценностно-целевые приоритеты модернизации современного российского образования. //Социально-гуманитарные знания. – 2005, № 6. - С.54-55.

Ладыжец Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации: Монография. Ижевск: Филиал издательства Нижегородского университета при УдГУ, 1992. 236 с.

Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования: Учебник. Ижевск: Изд-во: Удм. ун-та, 1995 – 256 с.

Ладыжец Н.С., Журавлев В.А.,.Ананьин В.Г. Управленческая модель образовательно-исследовательского университета как ключевого элемента инновационной сетевой образовательной инфраструктуры региона. \ Вестник Удмуртского университета. – 2004, № 2.- С. 5-6.

Ладыжец Н.С., Грызлов А.А. Приоритеты и проблемы современного многоуровневого образования. \ Вестник Удмуртского университета. – 2004, № 2.- С.19-20.

Латова Н.В., Латов Ю.В. Особенности «вестернизации» ментальности студенчества модернизирующихся стран//Социс. - 2007. - №11. – С. 90 - 98.

Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании //Психологическое обозрение. – 1998, № 1. - С.50-56.

Леонтьева Э.О. Образование с изнанки; опыт пилотажного исследования «теневых» отношений в вузе//Социс. - 2004. - №12. – С.121-129.

Лисовский В.Т. Дмитриев А.В. Личность студента. Ленинград: Изд-во: Ленинградского университета, 1974. – 184 с.

Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки: Науч.– попул. – М.: Высш. шк., 1990. 304 с.

Лисовский В.Т Эскиз к портрету. М.: Изд-во: ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1969. 208 с.

Луков В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социс. – 1998. - №8. - С. 31.

Луков В.А. Высшая школа России: разнообразие форм, ресурсы, перспективы. //Социс. - 2006. - № 8. – С.99-106.

Макарова М.Н., Соломенников В.С. Болонский процесс: мнения и ожидания //Социс. - 2007. - № 6. – С. 106 - 109.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - С.444-456.

Майер В.В. Региональные особенности вузовского образования//Социс. - 2007. - №6. – С. 109-113.

Налетова И.В.. Национальная эклектичность и политика интеграции в европейском образовательном пространстве. //Социально-гуманитарные знания. – 2005, № 6. - С.71.

Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности// Социология в СССР. - М.,1966. - Т. 1.С.470-530.

Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. СПб.: Алетейя, 2001. – 330 с.

Парсонс Т. Система современных обществ. - М., АспектПресс, 1998. – 270 с.

Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений //Социс. - 2008. - №2. – С. 83-90.

Рупасов Н.Ю. Особенности работы студентов и преподавателей Удмуртского государственного университета в сети Интернет\ Вестник Удмуртского университета. – 2004, № 2.- С. 22.

Самсонова Е.А., Ефимова Е.Ю. Молодежь Тулы: ценностные ориентации и реалии повседневной жизни//Социс. - 2007. - №11. - С.110 –116.

Селиванова З.К. Смысловые ориентации подростков // Социс. – 2001. - №2. – С.87-92.

Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи//Социс. - 2002. - №5. - С.107 – 111.

Собкин В.С. Трансформация целей и мотиваций учебы школьников. //Социс. – 2006, № 8. - С.106-115.

Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов// Социс. – 2003. - №10. – С.55-61.

Соколов А.В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества //Социс. - 2005. - №9. – С. 91 - 97.

Соколов А.В., Щербакова И.О. Социально-культурные ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социс. - 2003. - № 1. - С. 115-123.

Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов \Социс. - 2003. - № 10. – С.55.

Спасибенко С.Г. Дорога длиною в жизнь: социализация взрослых. //Социально-гуманитарные знания. – 2002, № 6. С. – 95-106.

Спасибенко С.Г. Социализация студента в процессе изучения социологии//Социально-гуманитарные знания. – 2004, №1. – С.128-134.

Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социс 1998. - №3. - С.95 - 106.

Щеглова С.Н. Особенности адаптации школьных учителей к ценностям информатизации \Социс. - 2006. - № 8. – С.117-123.

Ядов В.А. Социология в России. – М.: Изд-во: Института социологии РАН, 1998. – 696 с.

Якунина И.С. Динамика структуры ценностных ориентаций студенчества среднего российского города: Дис. канд. н. Новочеркасск, 2007. - С.95-102.

Emile Durkheim. What is a social fact? // Mapping the social landscape: reading in sociology. – London: Mayfield publishing company, 1999. – p. 37 – 4.

Ladyzhets N.S. . Social priorities and management technologies of the modern Russian university education. \ Humanities in universities of the Ural region: progress and problems.- Izhevsk, 2001. – P. 19-23.

Lashkevitch A.V. Indicative another: American voice in contemporary cultural theory. \ Humanities in universities of the Ural region: progress and problems.- Izhevsk, 2001. – P. 6-12.

Matson K..E.. Priorities in humanities in the US. \ Humanities in universities of the Ural region: progress and problems.- Izhevsk, 2001. – P. 12-13.

Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: extensions and cross-cultural replications // Journal of Personality and Social Psychology, 1990, vol. 58, p. 878–891.


1 Ладыжец Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации. – Ижевск, 1992. – С.25.

1 Кочкаева Т.Н. Ценностно-целевые приоритеты модернизации современного российского образования. //Социально-гуманитарные знания. – 2005, № 6. - С.54-55.

1Зиятдинова Ф.Г. Российская образовательная политика в свете зарубежного опыта. //Социологичекие исследования. - 2006. - № 5. – С. 51-58.

2Цит.по: Ладыжец Н.С., Журавлев В.А.,.Ананьин В.Г. Управленческая модель образовательно-исследовательского университета как ключевого элемента инновационной сетевой образовательной инфраструктуры региона. \ Вестник Удмуртского университета. – 2004, № 2.- С. 5-6.

3 См., например: Ladyzhets N.S. . Social priorities and management technologies of the modern Russian university education. \ Humanities in universities of the Ural region: progress and problems.- Izhevsk, 2001. – P. 19-23.

4 Ладыжец Н.С., Грызлов А.А. Приоритеты и проблемы современного многоуровневого образования. \ Вестник Удмуртского университета. – 2004, № 2.- С.19-20.

5 Ладыжец Н.С., Грызлов А.А. Цит. соч. - С.19-20.

1 Галаган А.И., Прянишникова О.Д. Реформирование инженерного образования в Европе в соответствии с требованиями Болонской Декларации. //Социально-гуманитарные знания. – 2005, № 6. - С.239.

2 Галаган А.И., Прянишникова О.Д. Интегрируется ли Россия В Европейскую зону высшего образования: проблемы и перспективы Болонского процесса. //Социально-гуманитарные знания. – 2004, № 4 – С.227.

1Цит. по: Галаган А.И., Прянишникова О.Д. Цит. соч. - С.229.

2.Lashkevitch A.V. Indicative another: American voice in contemporary cultural theory. \ Humanities in universities of the Ural region: progress and problems.- Izhevsk, 2001. – P. 6-12.

3 См., например: Matson K..E.. Priorities in humanities in the US. \ Humanities in universities of the Ural region: progress and problems.- Izhevsk, 2001. – P. 12-13.

4 Цит. по:.Макарян А.С. Европейская интеграция и ее влияние на трудовую и социальную сфер Российской Федерации. //Социально-гуманитарные знания. – 2006, № 6. - С.39.

5 Галаган А.И., Прянишникова О.Д. Цит. соч. - С.229.

1.Галаган А.И Финансирование образования: обзор мировых тенденций. //Социально-гуманитарные знания. – 2003, № 2. - С.101-117.

2 Налетова И.В.. Национальная эклектичность и политика интеграции в европейском образовательном пространстве. //Социально-гуманитарные знания. – 2005, № 6. - С.71.

1Налетова И.В. Цит. соч. - С.70.

2Ладыжец Н.С. Цит. соч. - С.19-20.

3Налетова И.В. Цит. соч.- С.72-74.

1 Введенский В.Н.. Непрерывное профессиональное образование. //Социально-гуманитарные знания. – 2004, № 3. - С.208-209.

2 Там же. - С.208-209.


1 Кочкаева Т.Н. Цит. соч. - С.59.

1 Крухмалев А.Е. Риск в образовании молодежи. \Социологичекие исследования. - 2006. - № 5. – С.42– 51.

2 Крухмалев А.Е. Цит.соч. – С.43.

3 Там же.- С.47-48.

1 Там же. – С.42– 51.

2См., например: Луков В.А. Высшая школа России: разнообразие форм, ресурсы, перспективы. //Социологические исследования. - 2006. - № 8. – С.99-106.

3 См., например:. Кармадонов О.А. Институт образования в современном мире: основные тенденции развития. //Социально-гуманитарные знания. – 2006, № 6. - С.55-74.

1 Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. - 2000. - № 3. – С.124 – 128.

2 Цит.по: Авдеев В.М. Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей. //Социально-гуманитарные знания. – 2006, № 6. - С.235-236.

1 Соловьев В.Н. Адаптация студентов к учебному процессу как методологическая и теоретическая проблема педагогики.- Ижевск, 2005. – С.48.

2 Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы. Соч.Т. 20.1972. - С.69.

1Лисовский В.Т, Дмитриев А.В. Личность студента. - Ленинград, 1974. - С.41.

1 Соловьев В.Н. Цит.соч. – С.50.

2 Там же. – С.4.

3 Там же. – С.4.

4 Соловьев В.Н.. Цит. соч. – С.4.

1 Гапонова С.А.. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал.- 1994, № 3. – С.131-135.

2 Соловьев В.Н.. Цит. соч. – С.4-5.

1 Соколов А.В., Щербакова И.О. Социально-культурные ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. - 2003. - № 1. - С. 115-123.

1Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности// Социология в СССР. - М.,1966. - Т. 1.С.470-530

2Ядов В.А. Социология в России. – М., 1998. С.130.

3 Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности //Социология в СССР. - М., 1966. - Т. 2. - С. 195-202.

1 Лисовский В.Т Эскиз к портрету. М.,1969. С. 23-44.

1 Соколов А.В., Щербакова И.О. Цит.соч. - С.115 -117.

2 Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании //Психологическое обозрение. – 1998, № 1. - С.50.

3 Там же. – С.50.

1Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: extensions and cross-cultural replications // Journal of Personality and Social Psychology, 1990, vol. 58, p. 878–891.

2 Там же. – р.878-891.

1 Лисовский В.Т. Цит.соч. - С.280 – 283.

2 Кочкаева Т.Н. Цит. соч. - С.56-57.

1 Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска. //Социологические исследования. – 2003, № 4. - С.50.

2 Спасибенко С.Г. Социализация студента в процессе изучения социологии//Социально-гуманитарные знания. – 2004, №1. – С.128.

3 Там же. – С. 129

1 См., например: Собкин В.С. Трансформация целей и мотиваций учебы школьников. //Социологические исследования. – 2006, № 8. - С.106-115.

1См., например: Агаджанян Н.А. Здоровье студентов. - М., 1997. - С.339.

2 См., например: Майер В.В. Региональные особенности вузовского образования//Социологические исследования. - 2007. - №6. – С. 109.

3Соколов А.В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества //Социологические исследования. - 2005. - №9. – С. 91 - 97.

1 Там же. – С. 91-97.

2См., например: