Особенности перевозок грузов водным и воздушным транспортом
Размещено на /
Контрольная работа
Особенности перевозок грузов водным и воздушным транспортом
1. Факторы, влияющие на выбор транспорта
Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.
Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки зрения логистики.
Автомобильный транспорт. Одно из основных преимуществ - высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.
Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. Автомобильный транспорт экологически неблагоприятен, что также сдерживает его применение.
Железнодорожный транспорт. Этот вил транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность доставки груза на большие расстояния, регулярность перевозок. Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов.
К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное количество перевозчиков, а так же низкую возможность доставки к пунктам потребления, т.е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным.
Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.
К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требует создания сложной портовой инфраструктуры.
Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов весом более 100 тонн на расстояние более 250 км этот вид транспорта самый дешевый.
К недостаткам внутреннего водного транспорта, кроме малой скорости доставки, относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.
Воздушный транспорт. Основные преимущества - скорость и возможность достижения отдаленных районов. К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.
Трубопроводный транспорт. Обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности грузов на этом виде транспорта высока. Недостатком трубопроводного транспорта является узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).
Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В табл. 1 дается оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.
Таблица 1-Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта
Вид транспорта | Факторы | влияющие на выбор вида транспорта | ||||
время доставки | частота отправлении | надежность соблюдения графика доставки груза | способность перевозить разные грузы | способность доставить груз в любую точку территории |
Стоимость. перевозки |
|
Железнодорожный | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 |
Водный | 4 | 5 | 4 | 1 | 4 | 1 |
Автомобильный | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 4 |
Трубопроводный | 5 | 1 | 1 | 5 | 5 | 2 |
Воздушный | 1 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 |
Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие:
• надежность соблюдения графика доставки;
• время доставки:
• стоимость перевозки.
Следует отметить, что данные таблицы 1 могут служить лишь для приблизительной оценки степени соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами транспорта. Например, стоимость доставки 5 т дорогостоящего груза (ценность - 50 000 долл.) автомобилем составляла 1000 долл., самолетом - 3000 долл. Выбор пал на автомобиль. Однако проведенный впоследствии анализ полной стоимости показал, что плюс к провозному тарифу при автомобильной перевозке пришлось заплатить:
• экспедитору: 5% от стоимости груза за экспедирование и охрану, т. е. 2000 долл. (при перевозке самолетом эти затраты исключались);
• банкиру: 1,5% от стоимости груза в качестве процентов за кредит, так как перевозка автомобилем осуществлялась 15 дней, в течение которых 50 000 долл. были отвлечены в запас, что составило еще 750 долл. (здесь 36 — годовая банковская процентная ставка за кредит);
• суммарные затраты при доставке составили 3750 долл. Выбор автомобиля, сделанный только лишь на сопоставлении тарифов, оказался неверен — самолет был выгоднее.
2. Особенности перевозок грузов водным и воздушным транспортом
Водный и воздушный транспорт играет важную роль в эффективном функционировании единой транспортной системы страны
Морской транспорт обладает большой универсальностью, высокой пропускной способностью и низкой себестоимостью.
Хотя сфера применения речного транспорта ограничена, все же он широко применяется в отдельных районах для перевозки товаров народного потребления.
Самым скоростным является воздушный транспорт. Однако сравнительно высокая стоимость перевозки грузов этим транспортом ограничивает его использование для перевозки товаров народного потребления. Однако, невзирая даже на это, во многих случаях именно грузовые авиаперевозки становятся единственной возможностью быстро, надёжно и гарантированно доставить габаритный груз по месту назначения.
Правовое регулирование авиаперевозок включает в себя возможность страхования всех существующих типов грузов. Договор страхования можно заключить в любой момент, пока не начался процесс транспортировки груза. Для заключения договора страхование необходимо согласие обеих сторон, которые будут принимать участие в региональных или международных воздушных перевозках грузов.
Вся деятельность авиаперевозчика состоит в том, чтобы принять на себя обязанности посредника между заказчиком и той компанией, которая занимается осуществлением авиаперевозки. Сегодня потребность в таких услугах растёт, соответственно, возрастает и список таких авиаперевозчиков.
Особенности перевозки опасных грузов. В перевозках опасных грузов посредством воздушного транспорта существуют определённые особенности. К разряду опасных грузов, которые могут быть транспортированы самолётами, относятся товары, которые несут в себе потенциальную угрозу не только здоровью и безопасности человека, но также и безопасности всей окружающей среды.
Особенности перевозки грузов самолётом. Логистика авиаперевозок даёт возможность определять наилучшее соотношение между установленными сроками поставки товара и временем его ожидания на складе. Использование помощи посредников во время доставки грузов требует определённого анализа авиаперевозок с обязательным учётом соотношения затрачиваемых на оплату услуг и полезности подобных средств, а также полезности такого сотрудничества.
Воздушные грузоперевозки. Самым дорогим способом доставки товаров к месту назначения является авиаперевозка. Но в то же время она имеет существенные преимущества перед другими видами перевозки товаров. Это такие преимущества, как: частота рейсов, скорость доставки, а также безопасность. Всё это делает перевозку грузов воздушным транспортом очень привлекательным видом транспортировки грузов для большого количества компаний.
Сохранность груза при воздушной грузоперевозке. Во время перевозки грузов нередко может произойти порча незначительной части товара. Авиаперевозки дают возможность снизить подобные издержки, но, всё же, полностью их избежать невозможно. Как правило, ущерб возмещает страхование автоперевозчиков. Кроме заранее оговоренных случаев, ответственность грузоперевозчика распространяется на транспортировку, упаковку, закрепление и установку груза. Если всё это выполнено правильно, то груз не пострадает.
Грузовые авиаперевозки - преимущества и недостатки. Грузовые перевозки – гарантия надежной и быстрой доставки габаритных грузов, иногда это единственная возможность такой доставки, не смотря на высокую стоимость.
Значимость авиационных перевозок. Пользоваться авиационными грузоперевозками вынуждает потребность в быстрой доставке в определенное место груза, который имеет большую ценность или может принести вред здоровью и жизни человека. Данный вид транспорта характеризуется высокой стоимостью, но опережает по скорости доставки все другие способы перевозки груза на большие расстояния. Кроме того, практически исключается риск появления непредвиденных ситуаций.
Во многих случаях грузоперевозки по воздуху своей стоимости не оправдывают. Но, тем не менее, по-прежнему остается необходимость в тяжеловесном воздушном транспорте. Например, он необходим для перевозки особого оборудования для нефтяной и горнодобывающей промышленности, для перевозки различных ракетоносителей. Плюс воздушный транспорт может помочь там, где невозможно доставить необходимый груз обычным наземным путем.
Организация перевозки грузов водным транспортом регламентируется Кодексом торгового мореплавания, действующим на морском транспорте, Уставом внутреннего водного транспорта (на речном транспорте), а также правилами перевозок, разработанными для морского и речного видов транспорта. На морском транспорте перевозки грузов по видам сообщения делятся на межпортовое (между двумя морскими портами) сообщение, прямое водное (между морскими и речными портами) сообщение и прямое смешанное (железнодорожно-водное или автомобильное) сообщение. Заявки на перевозку грузов, составляемые отдельно на перевозки в прямом и смешанном сообщениях, должны содержать сведения о грузовладельце, а также данные об объеме перевозок в тоннах, наименовании грузов и виде упаковки, портах отправления и назначения.
При сдаче груза к перевозке грузоотправитель оформляет погрузочный ордер, на основании которого грузовая контора порта выписывает перевозочный документ — коносамент. Если перевозка груза осуществляется в прямом смешанном сообщении, то она оформляется выпиской накладной и дорожной ведомости, а вместо коносамента грузоотправителю выдается квитанция, по предъявлении которой отпускается груз- в пункте назначения.
На каждое принятое к отправке грузовое место в порту наносят транспортную маркировку. Погрузочно-разгрузочные работы выполняются силами и средствами порта за счет отправителей и получателей.
В порту груз хранится бесплатно в течение суток. За хранение груза свыше 24 ч взимается плата по тарифу.
В момент получения груза грузополучатель должен предъявить оригинал коносамента и доверенность. В случае обнаружения недостачи, повреждения отдельных мест или порчи груза получатель обязан потребовать составления коммерческого акта.
По видам сообщений на речном транспорте перевозки подразделяются:
во внутреннем водном сообщении — перевозки в пределах одного речного пароходства;
в прямом внутреннем водном сообщении — в границах нескольких пароходств;
в прямом водном сообщении — с участием речного и морского транспорта.
В зависимости от объема груза, доставляемого по одному перевозочному документу, отправки речным транспортом подразделяются на мелкопартионные (массой не более 20 т), менее судовой нормы (сборные) и судовые.
Перевозки грузов речным транспортом могут осуществляться большой (на грузопассажирских судах и грузовых теплоходах) и грузовой скоростью.
При предъявлении груза к отправке грузоотправитель заполняет накладную.
Для получения груза в речном порту грузополучатель долженпредъявить накладную и доверенность.
3. Задача
Определите, какого из перевозчиков выберет грузоотправитель, если известно, что при одинаковой цене за перевозку, они оказывают услуги различного качества. Какое из предприятий более конкурентоспособно? Поясните ответ.
Таблица 2 - Показатели качества транспортных услуг
Перевозчик |
Коэффициент удовлетворения установленного спроса |
Коэффициент ритмичности |
Степень сохранности груза |
Коэффициент соблюдения сроков доставки |
«Пятое Колесо» | 0,75 | 0,82 | 0,80 | 0,84 |
«АвтоАист» | 0,8 | 0,78 | 0,82 | 0,85 |
«Автотрас-перевозка» | 0,86 | 0,74 | 0,79 | 0,9 |
Рейтинговый коэффициент | 0,25 | 0,15 | 0,3 | 0,3 |
Решение:
Вычислим «колесо качества» транспортного обслуживания грузовладельцев и по следующей формуле:
«Пятое Колесо» -0,25*0,75+0,15*0,82+0,3*0,8+0,3*0,84=0,79
«АвтоАист»-0,25*0,8+0,15*0,78+0,3*0,82+0,3*0,85=0,8
«Автотрас-перевозка»- 0,25*0,86+0,15*0,74+0,3*0,79+0,3*0,9=0,82
Вывод: колесо качества дает комплексную оценку качества перевозки, поэтому целесообразнее грузоотправителю выбрать перевозчика «Автотрас-перевозка», т.к он имеет самый высокий комплексный показатель (0,82) и следовательно это предприятие является самым конкурентоспособным.
фактор выбор перевозка водный транспорт
Список используемой литературы
1. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г.Я. Резго. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 128 с: ил.
2. info-gruz/analitika/spravochnye-materialy/osobennosti-perevozki-tovarov-vodnym-i-vozdushnym-transportom.html
3. problema-logistic/vid.html
Размещено на
12