Проблемы обслуживания покупателей ОАО "Владхлеб"

(3.3)


Первые три показателя эффективности хозяйствования изучают как в абсолютных, так и в относительных величинах. Интегральный показатель эффективности всей хозяйственной деятельности предприятия анализируют и оценивают по данным темпов его изменения по сравнению с планом и в динамике.

Анализа и оценка эффективности хозяйствования ОАО «Владхлеб» произведём на основе данных таблицы 3.1 (приложение А).

Из данных таблицы следует, что за последние три года ОАО «Владхлеб» достигло положительных результатов в эффективности торговой и финансово-хозяйственной деятельности. Несколько ниже темпы роста эффективности трудовой деятельности, что, в конечном счете, привело к снижению общей эффективности хозяйственной деятельности открытого акционерного общества «Владхлеб».

Для обобщающей оценки эффективности хозяйствования в зарубежной практике менеджмента определяют срок окупаемости активов (совокупного капитала) фирмы как отношение среднегодовой стоимости имущества и долговых прав (активов) к сумме чистой прибыли за год. Окупаемость совокупного капитала обычно изучается в динамике за длительный период времени. Проанализируем окупаемость активов открытого акционерного общества «Владхлеб» за последние три года, составив таблицу 3.2.

Из данных таблицы видно, что темпы изменения чистой прибыли значительно отставали от темпов увеличения активов торгового предприятия. В результате срок окупаемости вложений возрос с 10,1 года в предыдущем году до 12,5 года - в отчетном. Следовательно, за последние три года эффективность экономического и социального развития ОАО «Владхлеб» понизилась.


Таблица 3.2

Алгоритм расчёта срока окупаемости активов (совокупного капитала) по ОАО «Владхлеб» за 2007-2009 гг., млн. руб.

Показатель Фактически Отклонение отчётного года Отчётный год в % 2008 в % к 2007

2007 2008. 2009 от 2007 от 2008. к 2007 к 2008
Чистая прибыль 841 876 816 -25 -60 97,027 93,150 104,16
Среднегодовая стоимость активов (совокупного капитала) предприятия 8326 9142 10196 1870 1054 122,45 111,52 109,80
Срок окупаемости вложений в активы предприятия 9,90 10,43 12,49 2,5949 2,0590 126,21 119,72 105,41

В условиях формирования рыночного механизма хозяйствования большое значение имеет изучение интенсификации развития субъекта хозяйствования. Интенсификация в торговле характеризуется такими качественными показателями, как производительность труда, фондоотдача, оборачиваемость оборотных активов. Для оценки интенсификации развития торгового предприятия необходимо проанализировать темпы их изменения и определить долю прироста товарооборота за счет повышения производительности труда торговых работников и роста фондоотдачи () по следующей формуле [24]:


, (3.4)


где и - отчетное и базисное значения показателей производительности труда торговых работников, млн. р.;

- фактическая среднесписочная численность торговых работников за отчетный период;

и - отчетное и базисное значения показателей фондоотдачи, р.;

- фактическая среднегодовая стоимость производственных основных средств за отчетный период, млн. р.;

∆Р - прирост розничного товарооборота по сравнению с планом или в динамике, млн. р.


Таблица 3.3

Данные для определения доли прироста товарооборота ОАО «Владхлеб» за 2007-2009 гг.

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение




от 2007 г. от 2008 г.
производительность труда торговых работников 47819 52546 53459 5640 913
среднесписочная численность торговых работников 774 774 774 0 0
фондоотдача 4,626 4,791 4,837 0,211 0,046
среднегодовая стоимость производственных основных средств 8554 8554 8554 0 0
розничный товарооборот 36295 40250 41377 5082 1127

По данным таблицы 3.3 определим долю прироста товарооборота предприятия «Владхлеб» за счет интенсивных факторов:


в сравнении с данными плана:

в сравнении с данными прошлого года:


Таким образом, за счет интенсивных факторов обеспечен прирост розничного товарооборота по сравнению с планом на 48,7% и в динамике - на 60,7%.

Для обобщающей оценки интенсификации хозяйствования необходимо, используя следующий алгоритм расчета, определить и изучить темп интенсификации ():


,(3.5)


где - темп повышения (снижения) производительности труда;

- темп роста (снижения) скорости обращения оборотных активов (или товарных запасов) в количестве оборотов;

- темп повышения (снижения) фондоотдачи;

- темп увеличения (уменьшения) суммы расхода средств на содержание трудовых ресурсов;

- темп роста (снижения) среднегодовых остатков оборотных активов или товарных запасов;

- темп увеличения (уменьшения) среднегодовой стоимости основных производственных средств.

Используя данные ОАО «Владхлеб», произведём расчет и анализ темпа интенсификации хозяйстввания ():

по степени выполнения планов:



по динамике хозяйствования:



Следовательно, уровень интенсификации хозяйствования снизился как по сравнению с планом, так и против прошлого года.

Показатели эффективности и интенсификации хозяйствования, рассмотренные выше, имеют годовую равномерность. Для текущей оценки эффективности хозяйствования могут быть использованы такие показатели, как отношение объема товарооборота и прибыли к текущим затратам (издержкам обращения). Указанные показатели характеризуют социально-экономическую эффективность деятельности предприятий торговли. Если возможно, то в расчет следует включить и издержки потребления. Однако их определить довольно сложно, так как отсутствует информация об издержках потребления в учете и отчетности.

Важный вопрос анализа хозяйственной деятельности - изучение экономического развития предприятия. Экономический рост в торговле характеризуется прежде всего качественными показателями хозяйственной деятельности предприятия (производительностью труда, скоростью обращения оборотных активов, фондоотдачей, затратоотдачей, рентабельностью). Для комплексной (обобщающей) оценки уровня экономического развития предприятия необходимо, используя качественные показатели, рассчитать темп экономического развития () по следующей формуле [18]:


, (3.6)


где - темп роста (снижения) затратоотдачи (товарооборота на один рубль издержек обращения);

- темп повышения (снижения) уровня рентабельности продаж (прибыли от реализации товаров в процентах к товарообороту).

Изучим показатели экономического развития анализируемого торгового предприятия, составив таблицу 3.4.


Таблица 3.4

Алгоритм расчёта показателей оценки экономического развития по ОАО «Владхлеб» за 2009 гг., млн. руб.

Показатель Темп изменения, %

по плану фактически отклонение
Производительность труда 110,1 112,3 2,2
Скорость обращения товаров 103,3 104,4 1,1
Фондоотдача всех производственных фондов 103,6 104,6 1,0
Затратоотдача 103,3 101,9 -1,4
Рентабельность продаж 99,5 101,1 1,6
Темп экономического развития 103,9 104,8 0,9

Фактический темп экономического развития акционерного общества «Владхлеб» выше планового на 0,9%. Его величина зависит от изменения темпов развития основных качественных показателей хозяйственной деятельности предприятия, влияние которых можно измерить приемом цепных подстановок, предварительно составив таблицу 3.5.


Таблица 3.5

Алгоритм расчёта темпов экономического развития ОАО «Владхлеб» при различных условиях, %

Показатель 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й
Производительность труда план фактически фактически фактически фактически фактически

110,1 112,3 112,3 112,3 112,3 112,3
Скорость обращения товаров план план фактически фактически фактически фактически

103,3 103,3 104,4 104,4 104,4 104,4
Фондоотдача всех производственных основных средств план план план фактически фактически фактически

103,6 103,6 103,6 104,6 104,6 104,6
Затратоотдача план план план план фактически фактически

103,3 103,3 103,3 103,3 112,3 112,3
Рентабельность продаж план план план план план фактически

99,5 99,5 99,5 99,5 99,5 101,1
Темп экономического развития план пересчитанный пересчитанный пересчитанный пересчитанный фактически

103,9 104,3 104,5 104,7 104,4 104,8

На темп экономического развития акционерного общества «Владхлеб» повлияли следующие факторы (%):


повышение производительности труда: 104,3 - 103,9 = +0,4;

рост скорости обращения товаров: 104,5 - 104,3 = +0,2;

увеличение фондоотдачи: 104,7 - 104,5 = +0,2;

снижение затратоотдачи: 104,4 - 104,7 = -0,3;

повышение рентабельности продаж: 104,8- 104,4 = +0,4.

Итого: 104,8- 103,9= +0,9.


В условиях инфляции показатели эффективности и интенсификации хозяйствования должны изучаться в действующей и сопоставимой оценке, что позволит определить влияние ценового фактора на анализируемые показатели и дать объективную оценку экономическому и социальному развитию предприятия [18].

Высокие темпы роста эффективности хозяйствования могут быть обеспечены, если основные экономические показатели у предприятия возрастают в следующей последовательности:



где - темп роста прибыли;

- темп увеличения реализации товаров (продукции);

- темп роста собственного капитала;

- темп роста активов субъекта хозяйствования.

Указанные соотношения показателей широко используются в финансовом анализе фирм и компаний стран с развитой рыночной экономикой. Они получили название «Золотое правило бизнеса». При проведении анализа в расчет рекомендуют включать не всю сумму прибыли, а только чистую прибыль. По данным таблиц 3.1 и 3.2 изучим указанные соотношения по фирме «Владхлеб» в отчетном году по сравнению с прошлым годом. Темпы роста приведенных выше оценочных показателей в анализируемом торговом предприятии составили (в %):

среднегодовых остатков активов - 111,5;

среднегодовые остатки собственного капитала - 112,6;

розничного товарооборота - 114,0;

прибыли - 119,1.

Следовательно, открытое акционерное общество «Владхлеб» в 2009 году обеспечило оптимальность и эффективность экономического и социального развития. Аналогичная закономерность темпов роста основных экономических показателей по открытому акционерному обществу «Владхлеб» наблюдаётся также в динамике за последние три года.

Резюмируя изложенное, интенсификация является причиной, а эффективность - следствием, результатом текущей (основной), операционной (неосновной) и другой деятельности предприятия. Комплексное и глубокое их изучение позволяет полнее выявить и использовать резервы экономического и социального развития, повышения эффективности функционирования субъектов предпринимательской деятельности.


Заключение


В данной работе рассмотрена проблема обслуживания покупателей открытого акционерного общества «Владхлеб». По результатам написания данной курсовой работы можно сделать следующие выводы и предложения:

Процесс обслуживания покупателей обеспечивает торговому предприятию социальный и экономический эффект, т.е. социальный эффект проявляется в завоевании большого количества покупателей и качественном удовлетворении спроса, а экономический эффект заключается в максимальной прибыли предприятия, которая характеризует эффективное обеспечение покупателей лучшими товарами для удовлетворения их потребностей.

Основной задачей процесса обслуживания покупателей является высокое качество функционирования торговли по возможно более полному удовлетворению спроса покупателей на необходимые им товары при высокой культуре обслуживания. Высокая культура торгового обслуживания способствует увеличению товарооборачиваемости, выполнению плана товарооборота, снижению издержек обращения, увеличению суммы валового дохода, повышению прибыли торговых предприятий.

Формирование ассортимента товаров - один из показателей качества обслуживания покупателей напрямую зависит от реализации товаров. В первую очередь определяется их соответствием спросу населения, динамичность развития которого постоянно повышается под воздействием растущих запросов покупателей, моды, конъюнктуры рынка, поэтому реакция на изменение спроса должна быть очень быстрой.

Основу коммерческой деятельности компании «Владхлеб» на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров и удовлетворения спроса покупателей. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия, который в свою очередь зависит от степени удовлетворения покупательского спроса, от средних товарных запасов, что непосредственно влияет на процесс обслуживания покупателей.

ОАО "Владхлеб" рационально формирует ассортиментную политику, учитывая спрос потребителей на продукцию, требования к качеству, упаковке, оказание дополнительных услуг. Это свидетельствует о высокой степени удовлетворения покупательского спроса на реализуемую продукцию. Предприятие формирует необходимый объем товарных запасов, стремится заблаговременно учесть конъюнктуру рынка. Это позволяет ему более полно ориентироваться на покупательский спрос и удовлетворять его.

В торговых точках ОАО «Владхлеб» можно отметить следующие положительные аспекты обслуживания покупателей:

фирменные магазины располагают местом для стоянки автомобилей и для подъезда автомашин с товарами;

высококвалифицированный персонал обеспечивает высокую культуру торгового обслуживания;

расчёт за приобретённую продукцию осуществляется как за наличный, так и безналичный расчёт;

спектр услуг, оказываемых компанией, в достаточной степени удовлетворяет требованиям потребителей;

режим работы фирменных магазинов в полной мере удовлетворяет покупателей, продукцию компании можно приобрести в любое удобное для потребителя время суток;

компания регулярно проводит различные рекламные программы и потребитель имеет возможность получить информацию как о продукции, так и о самой компании.

Недостатком обслуживания покупателей в торговых точках компании «Владхлеб» выступают очереди в часы час-пик (в часы обеденного перерыва, по окончанию рабочего дня или в праздничные и предпраздничные дни). Решение этой проблемы позволит улучшить экономические показатели и доход по компании «Владхлеб». Для создания более комфортных условий для покупателей в перспективе в фирменных магазинах ОАО «Владхлеб» необходимо использовать прогрессивный метод продажи, то есть самообслуживание, тем более что площадь торгового зала позволяет внедрить метод самообслуживания.

Эффективность управления торговлей оценивается, прежде всего, с позиции качества торгового обслуживания и рентабельности предприятий. Составляющие эффективности управления во многом зависят от организации коммерческой деятельности и её результатов, так как при осуществлении коммерческих операций формируются товарооборот, доходы предприятия, ассортимент товаров, проверяется их качество.

Экономическая эффективность определяется соизмерением достигнутых результатов и имеющихся ресурсов или произведенных затрат.

ОАО «Владхлеб» в 2009 году обеспечило оптимальность и эффективность экономического и социального развития. Аналогичная закономерность темпов роста основных экономических показателей по открытому акционерному обществу «Владхлеб» наблюдаётся также в динамике за последние три года.

Комплексное и глубокое изучение эффективности управления позволяет полнее выявить и использовать резервы экономического и социального развития, повышения эффективности функционирования субъектов предпринимательской деятельности.


Список литературы


Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб. пособие. - М.: Дело и Сервис, 2007. - 507 с.

Баканов М.И. Экономический анализ в торговле в торговле. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 340 с.

Бланк И.А. Торговый менеджмент. - К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса , 2006. - 408с.

Бланк И.А. Управление торговым предприятием. - М.: ЭКМОС, 2006. - 416 с.

Воронин В.П. Повышение комфортности торговых услуг.- М.: Издательство Воронежского ун-та , 2006. - 375 с.

Гольдштейн Г.Я. Конспект лекций. Основы менеджмента.- М.: Таганрог: ТРТУ, 2008 150 с.

Гончаров П.Г. и др. Организация торговли продовольственными товарами.- М.: Экономика, 2008 - 231 с.

Грженский Л.М. Управление качеством торгового обслуживания.- М.:Экономика, 2007-56 с.

Губерной К.М. Социально-экономическая роль торговли и закономерности повышения эффективности. - М.: Высш. Шк., 2007. - 296 с.

Доблаев В.Л. Теоретические и институционные проблемы // Социологические исследования. 2007. № 4. с. 43-53.

Кондрашов П.Д., Таривердиев Л.А. Совершенствование организации торговли. - М.: Экономика, 2008 - 273 с.

Котунов Р.В Обслуживание клиентов как конкурентное преимущество.- М.: 2008 - 86 с.

Марчук Ф.Л. Как повысить эффективность управления торговлей. - М.: Экономика, 2007. - 197 с.

Памбухчиянц В.И. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений -2-е изд - М.: ИВЦ 2006 - 320 с.

Повышение качества обслуживания покупателей - важнейшее направление деятельности персонала в розничной торговле // «Управление персоналом», 2007 - № 8.

Румянцева З.П Общее управление организацией; принципы и процессы. - М.; ИНФРА - М, 2008. - 312 с.

Саливан М. Маркетинг в розничной торговле./ М. Саливан - СПб.: «Нева», 2008. - 126 с.

Ушакова Н.И., Белфй А.Б. Социально-экономическая эффективность торговли: критерии и показателей. - М.: Высш. Школа, 2006 - 299 с.

Фельдман И.М. Организации торговли продовольственными товарами. Учеб. пособие. - М.: Экономика, 2005. - 366 с.

Фомичев А.Н. Административный менеджмент: Учеб. пособие, 2-е изд. - М.: ИТК «Дашков и К», 2006. - 228 с.

Храмов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. АО Форум. - М.: Петрозаводск, 2006. - 186 с.

nbene.narod/comm/fcomm4.htm

surin.marketolog.biz/calculator.htm

aup/

cfin/

Размещено на