Методика расчета цены образовательной услуги учреждений профессионального образования
О. В. Камакина, Е. Л. Саксонова, И. В. Трунова
В последние годы наметились тенденции преодоления межнаучных барьеров и формирования новой сферы научного исследования – общей теории образования, с целью – разработать целостную картину функционирования развития образования в качестве относительно самостоятельной подсистемы общества. Большинство ученых отмечает в своих работах полидисциплинарность, или как пишут другие – междисциплинарность исследований и участие в них полипрофессиональных специалистов, представителей различных сфер научного знания и практической деятельности. Наше исследование находится в области экономики образования.
В рыночной экономике образование (и в частности профессиональное) рассматривается как отрасль хозяйства, производящая нематериальные блага, а именно образовательные услуги.
Превращение образовательных услуг в товар, формирование рынка этих услуг, коммерциализация сферы образования в сочетании со старыми стереотипами мышления породили много новых проблем. Одной из наиболее сложных для решения по ряду причин является проблема ценообразования. Ранее вопрос о цене образовательной услуги для населения и организаций страны практически не существовал. По сути дела и продавцом, и покупателем образовательных услуг был один и тот же субъект - государство в лице органов управления сферой образования. Именно это обстоятельство и заслоняло проблемы ценообразования и исключало саму возможность взаимодействия продавцов и покупателей по этому вопросу.
В рыночной экономике приемлемая цена продажи определяется под углом зрения тех преимуществ, которые предоставляются потребителю, получающему в свое распоряжения продукт. В связи с этим в экономике образования должны быть рассмотрены следующие проблемы.
Во-первых, необходимо решить вопрос о том, что понимать под единицей товара, для которой будет определяться цена. Это может быть стоимость подготовки одного специалиста по стандартной программе, стоимость подготовки специалиста по индивидуальной программе, стоимость отдельных курсов в составе обязательной программы и т.п.
Во-вторых, поскольку сложившаяся система учет затрат не удовлетворяет современным требованиям, необходимо разработать методику учета и калькуляцию затрат по статьям, которые бы отражали наиболее существенные их элементы.
В-третьих, разработать методику определения цены, которая позволяла бы учитывать и факторы рыночного характера. Среди них такие, как перспективы трудоустройства; будущий доход, период старения знаний, длительность обучения; период адаптации специалиста на производстве; период раскрытия образовательного потенциала; пропорции, в которых делятся дополнительные выгоды от полученного образования между человеком, организацией и обществом.
Основной целью данного исследования являются разработка методики определения цены образовательной услуги, позволяющей учебному заведению обоснованно формировать цены на результаты своей деятельности и проводить осмысленную политику на рынке образовательных услуг.
Сфера профессионального образования включает в себя учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования и послевузовского.
Далее вопросы определения цены образовательных услуг будут рассмотрены применительно к отрасли начального профессионального образования, которая представлена профессиональными училищами (ПУ), профессиональными лицеями (ПЛ) и т.п. Традиционно эти учебные заведения развивались как учебно-производственные комплексы и часто имели тесные связи с базовыми предприятиями, которые обычно являлись и основными работодателями их выпускников, предоставляли на безвозмездной основе коммунальные услуги, условия для производственного обучения на предприятии и прохождения производственной практики.
В развитии этих учебных заведений в условиях перехода к рынку можно отметить следующие общие тенденции:
появление новых направлений подготовки, которое обусловлено структурными изменениями в экономике региона. Кризис в промышленности повлек за собой падение спроса на рабочие кадры, поэтому в большинстве учебных заведений появились новые специальности: продавец, бухгалтер, официант-бармен и др. Как правило, введение таких направлений обучения приводит к изменению структуры расходов учебного заведения, поскольку новые виды услуг часто вообще не требуют прямых материальных затрат, наличия базового предприятия, но предполагают большое количество аудиторных занятий, и, следовательно, рост доли заработной платы в общей структуре расходов;
ослабление связи с базовыми предприятиями, хотя еще сохраняется прохождение на безвозмездной основе практики и производственного обучения, но уже без оплаты труда учащихся, а все прочие виды взаимодействия переведены на коммерческую основу;
перевод некоторых подразделений (мастерские, общежитие, столовая, и др.), входящих в состав учебного комплекса, на новые условия хозяйствования (на самофинансирование). Поэтому их затраты, связанные с оказанием услуг населению, сторонним организациям или с осуществлением производственной деятельности, не влияют на общий объем расходов, обусловленных учебным процессом, а учитываются на отдельном счете 214 по соответствующим субсчетам, т.е. задача выделения “чистых” расходов на учебный процесс уже решена;
появление платных образовательных услуг в деятельности учебных заведений. Организационная форма этой деятельности может быть разной: организуется специальное подразделение “Учебный центр”, размещающееся на отдельных площадях, никак не связанных с основным учебным корпусом; группы “Учебного центра” занимаются на тех же площадях и используют то же оборудование, что и группы бюджетной подготовки; платное обучение осуществляется в “смешанных” группах которые формируются из учащихся и бюджетного, и платного наборов. Обычно учреждения профессионального образования используют первые две формы организации этого вида деятельности.
Такие особенности надо учитывать при анализе затрат и разработке методики расчета себестоимости.
Содержательная характеристика задачи
В общем случае при определении цены ОУ учебному заведению необходимо решить, в каких областях и для решения каких вопросов необходимо собираѢь информацию. Выделим основные этапы и соответствующие им проблемы, которые приведены в табл.1.
Таблица 1
Этапы | Основные вопросы и состав данных |
1 этап - исследование рынка. | основные конкуренты (их число и перечень); |
общий прогноз развития основных потребляющих сфер хозяйства; | |
сегменты рынка ОУ; | |
прогноз состава перспективных специальностей и объема спроса на них. | |
2 этап - характеристика жизненного цикла ОУ | Осуществляется в результате ответа на следующие вопросы: |
чем и когда было обусловлено появление профессии как таковой; | |
на каком этапе жизненного цикла находятся отрасли-потребители кадров; | |
влияние НТП на данную профессию. | |
3 этап - определение общих целей деятельности образовательного учреждения. | Сейчас учреждения профессионального образования предоставление услуг на коммерческой основе рассматривают лишь как дополнительный источник средств, поэтому никаких конкретных целей не устанавливают. Интересную реализацию может получить стратегия быстрого следования требованиям рынка в форме краткосрочных курсов в сочетании с такой стратегией ценообразования как “снятие сливок “. |
4 этап – исследование факторов, влияющих на уровень цены | а) Потребители: |
характеристика типичного потребителя - индивида и предприятия; | |
сегментация; | |
установление зависимости спроса от цены; | |
ценовая эластичность спроса по цене и по темпу развития потребляющей сферы; | |
требования потребителя к выпускнику. | |
б) Государство в лице департамента образования и финансирующих органов: | |
проблемы стандартизации в сфере образования; | |
методы прямого и косвенного регулирования; | |
согласование смет, программ; | |
механизм финансирования. | |
в) Конкуренты: | |
конкурирующие услуги; | |
доля рынка; | |
уровень цен на ОУ; | |
основные характеристики конкурентоспособности услуг и их оценка для конкретных услуг. | |
г) Издержки производства и потребления ОУ: | |
единицы измерения результата, создаваемого в образовательном процессе; | |
цена производства как нижняя граница цены (методика определения затрат на единицу услуги, какие затраты имеют отношение к вопросам определения цены); | |
разделение эффекта между обучающимся, обществом, предприятием, образовательным учреждением; | |
выявление зависимости прибыли, затрат и выручки от объема (и их соотношение, доля прибыли в цене ОУ, возможность получения эффекта от масштаба). | |
5 этап - выбор базового уровня цены и ее рациональная динамика | определение критерия фиксации цены – идеалом является равенство спроса и предложения, но не всегда применимым; |
индексирование цен с учетом инфляционных процессов; | |
использование системы скидок . |
Формирование регионального рынка ОУ рассмотрено на примере г. Рыбинска. На рынке начального профессионального образования г. Рыбинска действуют 9 образовательных учреждений и множество индивидуальных потребителей (выпускников неполной и полной средней школы). В целом структура его может рассматриваться как олигополия, а по некоторым специальностям прямых конкурентов может оказаться только 2-5. Однако в силу объективных причин (традиционно пассивное поведение, отсутствие соответствующей условиям рынка подготовки кадров и т.п.) участники рынка ОУ не рассматривают друг друга как конкурентов, поэтому сильной зависимости и напряженности между ними не наблюдается, по некоторым вопросам они даже активно взаимодействуют (например, по проблемам бухгалтерского учета).
По этой причине, а также в связи с тем, что информация характеризующая конкурентную среду рынка ОУ является качественной и специфической для конкретных видов специальностей, многие из обозначенных выше факторов не могут быть учтены и должны прорабатываться индивидуально.
Наиболее общей для всех участников рынка является проблема определения уровня цены, который учитывал бы особенности спроса и другие рыночные факторы. Рассмотрим проблему ценообразования именно с этих позиций.
Основными видами ОУ, которые оказывают учреждения начального профессионального образования, являются:
обучение по полной образовательной программе в соответствии с государственным стандартом по данной специальности, причем практики внесения дополнений в набор дисциплин по просьбе предприятия-заказчика не существует;
профессиональная подготовка (краткосрочные курсы 300-600 часов);
единовременные (разовые) услуги (семинары, проведение аттестации работника по специальности с присвоением разряда и т.п.).
В качестве единицы измерения результата принят человек (выпускник, слушатель курсов, участник семинара и т.д.), прошедший полный курс обучения - для краткосрочных услуг, или обучавшийся в течение года - для услуг со сроком обучения более года.
В целом задачу установления цены можно разделить на следующие подзадачи:
Определение себестоимости подготовки по утвержденной программе обучения (с получением среднего образования, без получения среднего образования, краткосрочных курсов, и т.д.) и установление на ее основе нижнего уровня цены.
Определение верхней границы цены на основе статистики цен с применением параметрического метода. Предполагает: предоставление возможности ввода статистики цен конкурентов и выбор ближайшей конкурирующей услуги; составление и обработку таблицы конкурентоспособности услуг; фиксацию предварительного уровня цены.
Анализ зависимости дохода от наполняемости группы и различных уровней цены и фиксация действующей цены.
Пересчет цен на услуги.
Так как затраты на образовательный процесс в полном объеме сводятся по итогам года и вообще если сроки обучения кратны году, целесообразно работать с годовыми затратами. Если сроки обучения менее года, сроки набора этих групп весьма расплывчаты (т.е. одни группы уже начали занятия, а другие еще формируются), оказывается нецелесообразным рассматривать расходы за более короткий, чем год, период. В этом случае возникает необходимость корректировать цены особенно по краткосрочным и разовым услугам в течение года. Итак, можно выделить подзадачу корректировки цен на ОУ, которая включает:
накопление статистики по ряду показателей характеризующих развитие рыночной конъюнктуры (в данном случае учитывается инфляция, темп роста потребляющей отрасли, ставка первого разряда);
пересчет цен по указанным факторам;
фиксация цены в качестве действующей с определенного момента.
Разработка и применение более сложных моделей для обработки процессов и отражения зависимостей спроса от цены, движения рыночной конъюнктуры и объема спроса сдерживается, с одной стороны, отсутствием глубокого исследования рынка как самими учебными заведениями, так и вышестоящими органами (департаментом образования), с другой стороны бухгалтерским подходом к определению цены на ОУ.
Итак, проведенные исследования выявили необходимость глубокой проработки методической стороны расчета цены образовательной услуги.
Анализ первичной информации о составе затрат на обучение
В связи с объективными причинами (среди них отсутствие потребности в проведении таких расчетов) отсутствует более или менее обоснованная методика для расчета себестоимости подготовки одного выпускника, слушателя курсов и т.д. Особые трудности возникают в тех случаях, когда обучение на коммерческой основе происходит в тех же помещениях и с использованием того же оборудования, что и обучение бюджетного контингента, так как создается впечатление того, что все эти объекты эксплуатируются бесплатно. Поэтому возникает объективная необходимость проведения анализа состава затрат, разработки удобной для проведения дальнейших расчетов их группировки, выбора базы для распределения непрямых затрат и разработки алгоритма.
В зависимости от назначения все виды затрат можно подразделить на следующие группы:
затраты на учебный процесс;
затраты на культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу;
затраты, связанные с работой самостоятельных подразделений (общежитие, учебно-производственный магазин, учебно-производственная столовая, мастерские);
прочие затраты.
Возможность выделить эти элементы в составе общего объема затрат при существующей системе бухгалтерского учета расходов определяется организационной структурой образовательного учреждения. Затраты на учебный процесс формируются на счете 200, и счет 210 “Прочие расходы” (в том числе и счет 214 “Расходы на содержание учреждения при новом хозяйственном механизме”). Основной документ, отражающий их в разрезе статей затрат, - Форма 2 “Исполнение сметы расходов бюджетной организации”.
Такая группировка статей затрат ориентирована на решение задачи контроля целевого расходования средств бюджетного финансирования. Для целей ценообразования необходимо внести некоторую четкость в группировку затрат.
Рассмотрев каждую из статей расходов Формы №2 с трех позиций: существенность элементов затрат, прямые или накладные, переменные или постоянные, можно предложить группировку расходов на образовательный процесс, приведенную на рисунке 1
Рис. 1. Перегруппировка статей расходов для расчета себестоимости ОУ
Методика определения цены на образовательную услугу (ОУ)
1. Методика расчета себестоимости ОУ
Рассмотрим расчет себестоимости по статьям калькуляции. При этом приведем ссылки на первичные документы, данные из которых используются в расчетах.
а) Структура бюджета учебного времени.
Предварительно необходимо провести расчет бюджета учебного времени на контингент и трудоемкости учебного плана группы. Основным источником данных являются учебные планы по профессиям.
Компоненты содержания образования, всего (0) | |||||
Общее | Общепрофессиональное | Специальное | Конкретное | ||
Общеобразовательный цикл (1.0) | Профессиональный цикл (2.0) | ||||
J –полугодие (1,2) | Теоретическое обучение (2.1) | Обучение в учебных мастерских (2.2) | Производственное обучение на предприятии (2.3) | Производственная практика (2.4) | |
Группы (K) | |||||
- время l-ого блока дисциплин для k-ой группы за i-ый период в году m (год календарный), где
1 - позволяет перебирать блоки дисциплин в следующем диапазоне: общеобразовательный цикл (1.0), профессиональный цикл (2.0) теоретическое обучение (2.1), обучение в учебных мастерских (2.2), производственное обучение на предприятии (2.3), производственная практика (2.4), всего (0);
k - позволяет перебирать группы контингента, по всему контингенту (0);
j - позволяет перебирать полугодия (1, 2 первое и второе полугодие календарного года соответственно, 0 весь учебный год);
m - естественная нумерация календарных лет, за