Управленческая деятельность ООО "Центр комплектации "ПромАрматура"

год Отклонение от прошлого года В % к прошлому году Объем доходов от реализации и монтажа оборудования , тыс.р. 19817,56 20823,73 1006,17 105,08 Сумма валового дохода, остающаяся в распоряжении предприятия, тыс.р. 6317,89 6964,81 646,92 110,24 Уровень валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, в % к товарообороту 31,88 33,45 1,57 104,91 издержки производства и обращения, тыс.р. 1915,96 2013,13 97,17 105,07 издержки производства и обращения в % товарообороту 9,67 9,67 0,00 99,99 прибыль от реализации, тыс.р. 4401,93 4951,68 549,75 112,49 прибыль от реализации в % к товарообороту 22,21 23,78 1,57 107,05 Налоги и прочие выплаты, тыс.р. 980,97 1030,77 49,81 105,08 Уровень налогов в % к товарообороту 4,95 4,95 0,00 100,00 Прочие расходы, тыс.р. 69,57 61,91 -7,66 88,99 Прочие доходы, тыс.р. 71,65 72,29 0,64 100,89 Налог на прибыль, тыс.р. 1540,67 1733,09 192,41 112,49 Чистая прибыль, тыс.р. 2861,25 3218,59 357,34 112,49 Чистая прибыль в % к товарообороту 14,44 15,46 1,02 107,05

Производственно- торговое предприятие ООО "Центр комплектации "ПромАрматура" в 2009 году улучшило свои показатели коммерческо- хозяйственной деятельности по сравнению с прошлым годом. Увеличилось количество продаж и монтажа поставляемого оборудования на 1006,7 тыс.р. Увеличение продаж привело к тому, что увеличился валовой доход предприятия на 10,24%. Изменение суммы валового дохода в основном связано также с изменением торговой наценки. Она увеличилась на 1,57%. Предприятие ООО "Центр комплектации "ПромАрматура" делает торговую наценку на все поставляемое оборудование 35%. Однако, постоянным покупателям продукции, таким как, ЕТТУ, ООО «Омега», ООО «Строитель- 9», другие предприятия г. Екатеринбурга делаются скидки на поставку и монтаж оборудования. Уровень расходов предприятия на реализацию продукции остался на прежнем уровне, хотя сумма расходов и возросла. Это повлияло на балансовую прибыль предприятия. Она возросла на 549,75 тыс.р. У предприятия ООО "Центр комплектации "ПромАрматура"были дополнительные доходы, не связанные с основной деятельностью, в основном от продажи основных средств. Также у предприятия были дополнительные расходы. Прибыль от вспомогательных видов деятельности не значительно повлияла на чистую прибыль предприятия. В основном чистая прибыль предприятия формировалась за счет основной деятельности- реализации и монтажа поставляемого оборудования.

Структура и объем товарооборота предприятия характеризуют уровень потребления товаров населением, рост или снижение благосостояния народа. Посредством продаж товаров оказывается постоянное воздействие на развитие объема и структуры производства товаров народного потребления: увеличение производства недостающих товаров или сокращение тех товаров, которые не пользуются спросом у покупателей.1

Объем товарооборота – один из основных показателей работы торговых организаций, определяющий все стороны хозяйственной деятельности. Он оказывает влияние на издержки обращения, валовой доход, прибыль и рентабельность, финансовое состояние организации и т.д. Поскольку товарооборот является важным показателем, характеризующим торговую деятельность, то систематический его анализ имеет большое значение в работе торговых организаций.2

Анализ выполнения плана и динамики товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это позволяет установить, как ритмично развивается реализация, равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Изучим ритмичность развития товарооборота предприятия ООО "Центр комплектации "ПромАрматура" составив таблицу 5.


Таблица 5 - Анализ ритмичности развития продаж по месяцам и кварталам

месяц и квартал 2008 год 2009 год В % к 2008 году Отклонение

Сумма, тыс.р. уд вес, % Сумма, тыс.р. уд вес, %
По сумме По уд. весу
январь 1224,725 6,18% 1605,510 7,71% 131,09 380,78 1,53%
февраль 1412,992 7,13% 1588,851 7,63% 112,45 175,86 0,50%
март 1781,599 8,99% 1553,450 7,46% 87,19 -228,15 -1,53%
1 квартал 4439,133 22,40 4747,810 22,80 106,95 308,68 0,40%
апрель 1428,846 7,21% 1620,086 7,78% 113,38 191,24 0,57%
май 1397,138 7,05% 1630,498 7,83% 116,70 233,36 0,78%
июнь 1811,325 9,14% 1663,816 7,99% 91,86 -147,51 -1,15%
2 квартал 4637,309 23,40 4914,400 23,60 105,98 277,09 0,20%
1 полугодие 9076,442 45,80 9662,211 46,40 106,45 585,77 0,60%
июль 1646,839 8,31% 1626,333 7,81% 98,75 -20,51 -0,50%
август 1397,138 7,05% 1697,134 8,15% 121,47 300,00 1,10%
сентябрь 1811,325 9,14% 1486,814 7,14% 82,08 -324,51 -2,00%
3 квартал 4855,302 24,50% 4935,224 23,70% 101,65 79,92 -0,80%
октябрь 1955,993 9,87% 2007,408 9,64% 102,63 51,41 -0,23%
ноябрь 1902,486 9,60% 2009,490 9,65% 105,62 107,00 0,05%
декабрь 2027,336 10,23% 2209,398 10,61% 108,98 182,06 0,38%
4 квартал 5885,815 29,70% 6226,295 29,90% 105,78 340,48 0,20%
2 полугодие 10741,118 54,20% 11161,519 53,60% 103,91 420,40 -0,60%
всего за год 19817,560 100 20823,730 100 105,08 1006,17 0

Можно сделать вывод о том, что основной фактор, который оказал влияние на ритмичность развития товарооборота – это улучшение работы предприятия не только с корпоративными клиентами , но и частными лицами. Изучение состава товарооборота является важным разделом анализа. Состав товарооборота изучают по его видам, организационным формам, методам продажи, формам оплаты и ассортименту. Предприятие ООО "Центр комплектации "ПромАрматура" не только реализует запорное оборудование, электроприводы и различные виды промышленного отопительного оборудования, но и предоставляет услуги по монтажу, наладке и обслуживанию поставляемого оборудования. Проанализируем, как изменились доходы предприятия по видам деятельности.


Таблица 6 – Анализ изменения доходов предприятия по видам деятельности

Показатель 2008 год 2009 год Отклонение от прошлого года
Доходы от реализации оборудования 10321,15 10698,48 377,33
Доходы от монтажа и обслуживания 9496,41 10125,25 628,84
Всего доходов 19817,56 20823,73 1006,17

Наиболее высокими темпами выросли доходы от обслуживания и монтажа оборудования. Это связано в основном с тем, что цены на поставляемое оборудование практически не выросли по сравнению с прошлым годом. Наоборот, в связи с увеличением конкуренции на данном рынке, цены на некоторые виды отопительных приборов несколько понизились. Доходы от обслуживания и монтажа оборудования возросли в основном потому что увеличилась оплата труда работников, занятых монтажом и обслуживанием оборудования. Также увеличился объем работ по наладке и обслуживанию ранее поставленного оборудования.

Предприятие ООО "Центр комплектации "ПромАрматура" заключает договора на поставку продукции с различными предприятиями – производителями и дилерами.

Цены на поставляемую продукцию и ассортимент товаров различается у каждого поставщика. Для того чтобы управлять процессом продаж и увеличивать доходы от своей деятельности необходимо отслеживать объемы реализации продукции по поставщикам предприятия.

Проанализируем структуру продаж оборудования по поставщикам предприятия.


Таблица 7 – Анализ развития реализации продукции по поставщикам

Поставщик


Объем реализации продукции, тыс.р.


Отклонение от прошлого года



2008 год 2009 год
Арктика 628,148 715,65 87,502
Аудит- Бизнес 212,333 204,357 -7,976
Белка -Урал 296,025 300,458 4,433
БИОКОНД 506,508 625,924 119,416
Вертекс Техно Трейд 465,844 512,368 46,524
ВТС КЛИМА 158,836 145,365 -13,471
Дион-Лайн 145,485 158,982 13,497
И.П Угрюмов 482,833 512,658 29,825
КОРФ 1590,154 1694,12 103,966
Мега- сервис 220 235,2 15,2
НОРД 364,655 365,457 0,802
Орион Денд 575,807 600,247 24,44
Спецсервис 347,4 350,3 2,9
Строймастер 187,792 365,915 178,123
ТЕХИНСЕРВИС 1026,846 1363,982 337,136
Прочие 3112,48 2547,5 -564,98
Всего 10321,15 10698,48 377,337

По данным таблицы 7 можно сделать вывод о том, что наиболее продаваемой продукцией является продукция таких предприятий как ООО «Арктика», Биоконд», «КОРФ», «Техинсервис». В 2009 году объем реализации по этим поставщикам также увеличился. Это связано с тем, что продукция этих поставщиков наиболее востребована и пользуется спросом у потребителей.

Также у предприятия ООО "Центр комплектации "ПромАрматура" имеются другие поставщики, объем реализации продукции который занимает небольшую долю в общем объеме продаж.

Основными корпоративными покупателями продукции ООО «Совклимат» являются такие фирмы и организации как ЕТТУ, ООО «Омега», ООО «Строитель- 9», больницы г. Екатеринбурга и др.

Также покупателями продукции предприятия являются частные лица. Проанализируем как изменилась структура товарооборота по формам продаж.


Таблица 8 – Анализ развития реализации продукции по формам продаж

Покупатели 2008 год 2009 год Отклонение от прошлого года
ЕТТУ 213,651 254,87 41,219
ООО "Омега" 569,25 798,15 228,9
ООО "Строитель-9" 1054,65 1354,84 300,19
Больницы 983,58 1126,37 142,79
Другие покупатели 7112,41 5919,745 -1192,67
ИТОГО по корпоративным клиентам 5173,99 4857,111 -316,879
Частные лица 5147,156 5841,372 694,2162
Всего 10321,15 10698,48 377,337

У предприятия ООО "Центр комплектации "ПромАрматура" есть постоянные корпоративные клиенты, такие как Екатерибургское трамвайно- троллейбусное управление, оптовая компания «Омега» (в структуру которой входит несколько оптовых предприятий и большое количество складских помещений), строительная фирма ООО «Строитель-9». Доходы от продажи нового оборудования и отопительных приборов увеличились по всем постоянным покупателям. Кроме различных предприятий города, оборудование также реализуется частным лицам.

Таблица 9 - Анализ развития реализации продукции по покупателям

Покупатели 2008 год 2009 год

сумма, тыс.р. уд. в.% сумма, тыс.р. уд. в.%
Корпоративные клиенты 5173,99 50,13 4857,111 45,4
Частные лица 5147,156 49,87 5841,372 54,6
Всего 10321,15 100 10698,48 100

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предприятие ООО "Центр комплектации "ПромАрматура" достаточно успешно работало в 2009 году и улучшило свои показатели коммерческо- хозяйственной деятельности. Произошли небольшие изменения в структуре продаж. В 2008 году большую часть доходов составляли доходы от продажи оборудования, в 2009 году доходы от продажи и доходы от монтажа и обслуживания продукции были практически равными. Значит, для того чтобы успешно работать на данном рынке необходимо улучшить работу не только по продвижению продукции, но и разработать мероприятия по улучшению качества обслуживания поставленных технических средств.

Произошли изменения и в структуре товарооборота. В 2009 году наибольшую долю в продажах составляли покупки оборудования частными лицами. Для того чтобы в дальнейшем увеличивать продажи этой категории покупателей необходимо будет разработать мероприятия по стимулированию продаж: различные рекламные акции, скидки к определенной дате и т.д.

Не стоит забывать и корпоративных клиентах. Один такой покупатель может приобрести продукции столько, сколько хватит для того чтобы выполнить план по месячному товарообороту. Конечно, работа по продвижению продукции таким покупателям будет несколько отличаться, но все же необходимо будет продумать перечень мероприятий для стимулирования продаж и для корпоративных клиентов.

Заключение

стиль управление организационное

В процессе работы мы разносторонне изучили социально-психологические отношения в коллективе и влияние на них стиля руководителя. Исследуя заданную тему, мы достигли поставленных целей, для чего выполнили ряд поставленных задач:

Изучили особенности использования социально-психологических методов в организации.

Разработали программу исследования состояния социально-психологического климата организации.

Психологический климат, характерный для существующей корпоративной культуры, можно охарактеризовать как нейтральный. В то же время выявлены точки максимальной напряженности и значимости:

- заработная плата;

- стабильность предприятия;

- условия работы на предприятии;

Следует учитывать, что существенное изменение хотя бы одного из данных факторов в сторону ухудшения, существенно снизит лояльность персонала предприятию. Отвергаемыми ценностями, практически не оказывающими влияние на состояние лояльности и приверженности предприятию, названы:

- корпоративные праздники;

- существующая на предприятии система льгот и поощрений.

Следует обратить внимание, что данные факторы являются принадлежностью внутренней корпоративной культуры, в отличие от выше перечисленных факторов, влияние на которые в большей степени оказывает внешняя среда.

Выявлены факторы, мешающие положительной социально-психологической атмосфере на предприятии:

- противоречия между ощущениями руководителей и подчиненных по вопросу принятого на предприятии стиля руководства (руководители отвергают возможность неудовлетворительного стиля руководства, подчиненные ощущают его на себе);

- наличие значительной степени неудовлетворенности у линейных руководителей и рабочих существующими на предприятии условиями труда;

- в целом коллектив предприятия предстает как неконфликтный, но со значительным количеством зон повышенной напряженности;

- повышенный уровень текучести кадров, негативно сказывающийся на развитии предприятия;

- отсутствие у работников потребности в обучении, как факторе, повышающем качество профессиональной деятельности (явную потребность в ней высказывают только линейные руководители).

Стиль руководства на предприятии очень близок к авторитарно - демократическому. Демократические отношения пропагандируется, публично объявлена свобода слова, приветствуется прямой контакт с руководителем. До каждого сотрудника на общих собраниях доведена информация о том, что он может принимать участие в принятии управленческих решений. Но авторитарный стиль руководства выражается в достаточно жестком контроле выполнения функций всеми ключевыми сотрудниками. Контроль как функция обязателен, но он осуществляется слишком жестко в организации. Анализ финансовых результатов позволяет сделать вывод о том, что предприятие ООО "Центр комплектации "ПромАрматура" достаточно успешно работало в 2009 году и улучшило свои показатели коммерческо- хозяйственной деятельности. Произошли небольшие изменения в структуре продаж. В 2008 году большую часть доходов составляли доходы от продажи оборудования, в 2009 году доходы от продажи и доходы от монтажа и обслуживания продукции были практически равными. Значит, для того чтобы успешно работать на данном рынке необходимо улучшить работу не только по продвижению продукции, но и разработать мероприятия по улучшению качества обслуживания.

Список использованной литературы


Аграшенков А.В. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты: учебное пособие для вузов / А.В. Аграшенков. –М.: Издательство Синтез-Полиграф, 2003. – 432 с.

Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации: учебник для студентов вузов / О.А. Алехина. – М.: Издательство Альфа-Пресс, 2002. – 50-52 с.

Аллин О.Н. Кадры для эффекитвного бизнеса. Подбор и мотивация персонала / О.Н. Аллин. – М.: Генезис, 2005. – 318 с.

Андреева, Г.М. Социальная психология: учебное пособие для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Мир книги, 2005. – 251 с.

Армстронг, Майкл Практика управления человеческими ресурсами/ М. Армстронг. - 10-е изд., перераб.– СПб.: Питер,2009.-848 с.

Богданов Ю.В. Мотивация персонала. Методы менеджмента качества. /Ю.Н. Багданов, Ю.В. Зорин, Д.А. Шмонин. М.: Высшая школа, 2001. – 713 с.

Веснин В.Р. Теория организации / В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, 2008. – 272 с.

Вишнякова М.В. Охота на менеджера в кризисный период : Книга для эффективных собственников и вменяемых менеджеров / М.В. Вишнякова. - М. : Управление персоналом, 2009. - 367 с.

Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: учебное пособие / Г.Я. Гольдштейн. - 2-е изд., дополненное и переработанное. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – 350 с.

Грэхем Х.Т. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие для вузов / Х.Т. Грэхем, Р. Беннетт. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 598 с.

Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия. Менеджмент в России и за рубежом / Р.Д. Гутгарц. - М.: Проспект, – 2001. – 321 с.

Джой-Меттьюз Д. Развитие человеческих ресурсов / Д. Джой-Меттьюз, Д. Меггинсон, М. Сюрте. - М.: Эксмо, 2006. - 432 с.

Добреньков В.И. Управление человеческими ресурсами. Социально-психологический подход / В.И. Добреньков, А.П. Жабин, Ю.А. Афонин. - М.: КДУ, - 2009. - 360 с.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие для вузов / Е.П. Ильин. – СПб., 2000. – 517 с.

Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами / Л.О. Ильина. - М.: Кнорус, - 2008. - 416 с.

Кибанов А.Я. Управление персоналом /А.Я. Кибанов, Л.В. Ивановская, Е.А. Митрофанова. – М.: РИОР, - 2007. – 288 с.

Жданов О.И. Социально-психологический климат в коллективе [Электронный ресурс] / О.И. Жданов - Режим доступа: hr-land/pages/art20080721_27649 (дата обращения: 17.03.2010).

Латфуллин Г.Р. Теория организации / Г.Р. Латфуллин. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.

Мильнер Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 864 с. 98.

Экономический анализ в торговле под ред. М.И. Баканова М., «Финансы и статистика» ,2005

Экономика и организация деятельности торгового предприятия» под ред. А.Н. Соломатина М., ИНФРА –М, 2003


Приложение 1


Программа исследования


Методологический раздел программы

Формулировка программы. Определение объекта и предмета

исследования

В связи с изменениями, охватывающими сегодня все большее число российских организаций, в экономической сфере предприятий возникло множество проблем. Одной из них является проблема формирования такой корпоративной культуры, влияние которой на деятельность организации имело бы положительный характер.

Проблема имеет гносеологический и предметный аспекты.

Гносеологический (познавательный) аспект заключается в противоречии между стратегией развития организации и настоящей корпоративной культурой.

Предметный (онтологический) аспект проблемы заключается в отсутствии организации по целенаправленному разрешению имеющихся противоречий. Причина сложившийся ситуации заключается в ряде обстоятельств:

слабо изучена и медленно изучается данная проблема

при изучении корпоративной культуры больший упор делается на ее внешнюю сторону – на порядки, традиции, на корпоративную символику. При этом недооценивается тот факт, что носителем корпоративной культуры являются люди, работники организации.

не всеми работодателями проблема изучения влияния корпоративной культуры на деятельность организации считается актуальной, поэтому выделяется недостаточно средств на ее решение.

В качестве объекта исследования данной пробелы выступает ООО "Центр комплектации "ПромАрматура", на котором выявляются как частные, так и общие причины влияния корпоративной культуры на деятельность предприятия, но так как исследование является прикладным, то оно направлено на анализ и диагностику существующей корпоративной культуры в целом по предприятию. Таким образом, предметом данного исследования выступает процесс анализа настоящей корпоративной культуры на исследуемом предприятии. Тогда в качестве целей изучения будут рассматриваться особенности существующей корпоративной культуры. Именно они будут подвергаться более тщательному и детальному изучению.

2. Определение целей и постановка задач исследования

Проблема несоответствия корпоративной культуры стратегии развития предприятия определяет не только цели исследования, но и выявляет главные задачи исследования:

исследовать влияние таких факторов, как содержание работ, личность руководителя и стиль руководства, особенности социально-психологического климата и других факторов на корпоративную культуру;

исследовать декларируемые ценности, нормы и правила (миссия и цели организации, принципы поведения и корпоративные ценности);

исследовать поведение сотрудников (взаимодействия с клиентами, взаимодействия между руководителем и подчиненным, взаимодействия между сотрудниками, традиции).

3. Развертывание рабочих гипотез

Основная причина несоответствия существующей корпоративной культуры стратегии деятельности предприятия – слабый уровень культуры предприятия. Работники слабо мотивированны, отсутствуют культурологические символы.

II. Процедурный раздел программы

Выбор инструмента исследования. В качестве инструмента исследования был выбран опрос работников предприятия различных отделов и цехов.

Построение выборочной совокупности.

Вид рабочего плана – описательный.

Методы сбора информации:

анкетирование;

опрос;

контент-анализ.

Приложение 2


ОБРАЗЕЦ АНКЕТЫ


Уважаемый коллега!

Предлагаем Вам принять участие в исследовании корпоративной культуры Вашего предприятия.

Каждый Ваш ответ является очень значимым для составления достоверной картины, отражающей существующую корпоративную культуру ООО "Центр комплектации "ПромАрматура".

Чтобы Ваш диагноз корпоративной культуры был максимально точным, а в последствии получилась реальная картина корпоративной культуры предприятия, пожалуйста, постарайтесь отвечать на вопросы внимательно и, по возможности, объективно. Результаты исследования будут доведены до Вашего сведения.

Анкета анонимна!

Предлагаемая вашему вниманию анкета состоит из нескольких частей. Перед началом работы с каждой частью внимательно ознакомьтесь с инструкцией по ее заполнению. Инструкция может быть как общая для всех вопросов (часть 3, 4, 5), так и индивидуальная для каждого вопроса (часть 1,2).

В предложенных в анкете вопросах нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ. Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, от них ожидают окружающие или руководство. Однако в нашем случае важно ВАШЕ ЛИЧНОЕ НЕЗАВИСИМОЕ ОТ ДРУГИХ МНЕНИЕ.

Возможно, некоторые вопросы покажутся вам похожими друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом. Важна Ваша первая реакция.

ЧАСТЬ 1

Блок 1.

Инструкция к вопросам 1-6: Каждый из шести вопросов, предполагает четыре альтернативы ответов. Распределите баллы 100-бальной оценки между этими четырьмя альтернативами в том весовом соотношении, которое в наибольшей степени соответствует Вашему предприятию. Наибольшее количество баллов давайте той альтернативе, которая более других напоминает Ваше предприятие. Например, если при ответе на вопрос Вы полагаете, что альтернатива «А» очень напоминает Ваше предприятие, альтернативы «В» и «С» в чем-то для него одинаково характерны, тогда как альтернатива «D» едва ли вообще свойственна Вашему предприятию, то дайте по 55 баллов альтернативе «А», по 20 баллов альтернативам «В» и «С», и только 5 баллов альтернативе «D».

Обязательно убедитесь в том, что при ответе на каждый вопрос сумма проставленных Вами баллов равна 100!

Обратите внимание, что напротив каждой альтернативы имеются две колонки «Теперь» и «Предпочтительно». Сначала нужно ответить на все шесть вопросов, заполняя только колонку «Теперь» (1 этап), а затем приступить к заполнению колонки «Предпочтительно» (2 этап).

Отличие работы на каждом этапе состоит в том, что на первом этапе, заполняя колонку «Теперь», Вы оцениваете свое предприятие таким, каким оно есть в настоящее время, а на втором этапе, заполняя колонку «Предпочтительно», Вы оцениваете желаемое состояние предприятия, которое может привести его к успеху через 3-5 лет.

Бланк заполнения

1. Важнейшие характеристики Теперь Предпочтительно

А


Предприятие уникально по своим особенностям. Оно подобно большой семье. Люди выглядят имеющими много общего

В


Предприятие очень динамично и проникнуто предпринимательством. Люди готовы жертвовать собой и идти на риск

С Предприятие ориентировано на результат. Главная забота — добиться выполнения задания. Люди ориентированы на соперничество и достижение поставленной цели.

D Предприятие жестко структурировано и строго контролируется. Действия людей, как правило, определяются формальными процедурами

Всего 100 100
2. Общий стиль лидерства на предприятии

Теперь


Предпочтительно

А


Общий стиль лидерства на предприятии представляет собой пример мониторинга, стремления помочь или научить

В

Общий стиль лидерства на предприятии служит примером предпринимательства,

новаторства и склонности к риску



С Общий стиль лидерства на предприятии служит примером деловитости, агрессивности, ориентации на результаты

D

Общий стиль лидерства на предприятии являет собой пример координации,

четкой организации или плавного ведения дел в русле рентабельности



Всего 100 100
3. Управление наемными работниками Теперь Предпочтительно

А


Стиль менеджмента на предприятии

характеризуется поощрением бригадной работы, единодушия и участия в принятии решений



В Стиль менеджмента на предприятии характеризуется поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы и самобытности

С Стиль менеджмента на предприятии характеризуется высокой требовательностью, жестким стремлением к конкурентоспособности и поощрением достижений

D Стиль менеджмента на предприятии характеризуется гарантией занятости, требованием подчинения, предсказуемостью и стабильностью в отношениях

Всего 100 100
4. Связующая сущность предприятия Теперь Предпочтительно
А Предприятие связывают воедино преданность делу и взаимное доверие. Обязательность предприятия находится на высоком уровне

В Предприятие связывают воедино приверженность новаторству и совершенствованию. Акцентируется необходимость быть на передовых рубежах

С Предприятие связывает воедино акцент на достижение цели и выполнение задачи. Общепринятые темы - агрессивность и победа

D Предприятие связывают воедино формальные правила и официальная политика. Важно поддержание плавного хода деятельности предприятия

Всего 100 100
5. Стратегические цели Теперь Предпочтительно
А Предприятие заостряет внимание на гуманном развитии. Настойчиво поддерживаются высокое доверие, открытость и соучастие

В

Предприятие акцентирует внимание на обретении новых ресурсов и решении

новых проблем. Ценятся апробация нового и изыскание возможностей



С


Предприятие акцентирует внимание на конкурентных действиях и достижениях.

Доминирует целевое напряжение сил и стремление к победе на рынке



D


Предприятие акцентирует внимание на неизменности и стабильности. Важнее

всего рентабельность, контроль и плавность всех операций



Всего 100 100
6. Критерии успеха Теперь Предпочтительно

А


Предприятие определяет успех на базе развития человеческих ресурсов, бригадной работы, увлеченности наемных работников делом и заботой о людях

В


Предприятие определяет успех на базе обладания уникальной или новейшей продукцией. Это производственный лидер и новатор

С Предприятие определяет успех на базе победы на рынке и опережении конкурентов. Ключ успеха — конкурентное лидерство на рынке

D

Предприятие определяет успех на базе рентабельности. Успех определяют

надежная поставка, гладкие планы-графики и низкие производственные затраты



Всего 100 100

Блок 2

Инструкция к вопросу 7: обведите в кружок цифру напротив каждого условия, наиболее соответствующую на Ваш взгляд, уровню развития того или иного условия на предприятии.

Характеристика каждого условия представлена в раздаточном материале (см. раздаточный материал №1)

7. Оцените, как на Вашем предприятии развиты следующие условия:


Бланк заполнения

Условия


плохо ... хорошо … отлично


Организационные


1


2


3


4


5


6


7


8


Психологические


1


2


3


4


5


6


7


8


Материальные


1


2


3


4


5


6


7


8


Социально-бытовые


1


2


3


4


5


6


7


8


Санитарно-гигиенические


1


2


3


4


5


6


7


8


Эстетические


1


2


3


4


5


6


7


8


Пространственные


1


2


3


4


5


6


7


8


Временные (темпоритимические)


1


2


3


4


5


6


7


8



Инструкция к вопросу 8: во втором столбце укажите черты по каждому показателю, характерные для Вашего предприятия в целом или для большинства его членов. Наводящие вопросы к каждому показателю помогут сориентироваться Вам при ответе.

8. Назовите не менее двух отличительных черт Вашего предприятия по каждому показателю:


Показатели: Отличительные черты:

1) общечеловеческие ценности

Что превыше всего руководство предприятия ценит в своих сотрудниках как в личностях?


1.

2.

3.

4.

Показатели: Отличительные черты:

2) профессиональные ценности


Какого человека на предприятии считают профессиональным работником?


1.

2.

3.

4.

3) разделяемые убеждения и взаимные ожидания


В чем убеждены работники, что касается деятельности на предприятии?

Что ожидают от предприятия работники (в профессиональном и личном планах)?

1.

2.

3.

4.

4) ритуалы, церемонии, традиции


Какие мероприятия, помимо общезаводских, можно назвать традиционными для коллективов предприятия (как рабочего, так и внерабочего характера)?

Какая обычно принята форма одежды, какова манера поведения с руководителями, коллегами в рабочей и внерабочей обстановке?


1.

2.

3.

4.

5) герои

Укажите фамилии людей, которых считают заслуженными или авторитетными людьми на Вашем предприятии?


1.

2.

3.

4.

6) язык

Какой стиль общения между работниками и с клиентами: деловой, обыденный (повседневный), профессиональный сленг?

1.

2.

3.

4.

7) символы

Что на Вашем предприятии считают достойным представить для всеобщего обозрения, в какой форме это представлено?

1.

2.

3.

4.


Инструкция к вопросу 9: поставьте «крестик», «галочку» или любой другой знак в одной из двух колонок справа от высказываний.

9. Укажите свое отношение к следующим высказываниям?


Наименование ценности Я согласен с высказыванием Я не согласен с высказыванием
9.1. Работать, а не подрабатывать

9.2. Клиент всегда прав

9.3. Минимум риска приносит максимум успеха

9.4. Коллектив – единая семья

9.5. Каждый должен быть информирован о состоянии дел на предприятии

9.6. Главное – личный успех

9.7. Для руководства главное – забота о подчиненных


Инструкция к вопросу 10: Обведите в кружок цифры нужных вариантов ответа, но их должно быть не больше трех.

10. По каким критериям, на Ваш взгляд, можно судить о том, что предприятие является преуспевающим?

10.1. Высокая приверженность персонала культуре предприятия

10.2. Обладание уникальной технологией

10.3. Наибольшие объемы реализации продукции

10.4. Лидирующее положение на рынке

10.5. Высокая заработная плата сотрудников и объемный социальный пакет

10.6. Сплоченность и единство коллектива предприятия

10.7. Наличие сильного лидера во главе команды


Инструкция к вопросу 11: Вам представлено начало предложения, допишите окончание, которое может быть абсолютно любым, главное чтобы оно отражало Ваше личное мнение.

11. Продолжите предложения:

11.1. Наше предприятие по сравнению с другими

11.2. На работе я ___________________________________________________________

11.3. Коллектив нашего предприятия__________________________________________

11.4. Если бы это зависело от меня, то наше предприятие________________________________________

ЧАСТЬ 2

Инструкция к вопросу 12: Проранжируйте указанные факторы, в зависимости от степени их влияния на формирование психологической атмосферы. Выберите наиболее на Ваш взгляд значимый фактор и присвойте ему ранг «1», затем выберете второй по значимости фактор и присвойте ему ранг «2», проделайте все то же самое с остальными факторами. Тогда фактор наименее всего влияющий на психологическую атмосферу предприятия получит ранг «10».

12. Какие факторы на Ваш взгляд влияют на формирование психологической атмосферы на Вашем предприятии?


Наименование фактора Ранг
Отношения между сотрудниками
Условия работы на предприятии
Заработная плата
Корпоративные праздники
Интересный и содержательный труд
Внимательное отношение к персоналу со стороны руководства
Стиль управления, принятый на предприятии
Стабильность предприятия
Льготы и поощрения, принятые на предприятии
Известность предприятия

Инструкция к вопросу 13 – 24: обведите в кружок цифру того варианта ответа, который наиболее соответствует Вашему мнению. Если у Вас есть особое мнение, впишите его в свободную строку. Вариант ответа должен быть один.

13. Какие чувства Вы испытываете, когда идете на работу?

Восторг и ощущение праздника

Радость

Удовлетворенность

Неопределенные чувства

Нежелание идти на работу

Подавленность

Досаду и раздражение

14. Как вы воспринимаете коллег?

Партнеры

Конкуренты

Приятели

Безразлично

15. По Вашему мнению, люди, которые преуспевают на предприятии:

Расчетливы, стремятся к власти, постоянно соперничают с друг другом

Добросовестные и ответственные, глубоко преданные предприятию

Компетентны и полезны предприятию, за любое дело берутся охотно

16. Как относятся в коллективе к новому сотруднику?

Встречают тепло и радушно, руководство знакомит со старыми сотрудниками

Знакомятся в процессе выполнения работы

Безразлично

17. Часто ли Вы ощущаете на работе негативное психологическое состояние?

Часто

Никогда

Всегда

18. Придает ли Вам работа на предприятии уверенность в завтрашнем дне?

Вполне уверен(а) в завтрашнем дне

Пожалуй, неуверен(а)

Совершенно не уверен(а)

19. С чем могут быть связаны основные причины Вашей неуверенности в завтрашнем дне?

С положением предприятия

С позицией руководителей

Это моя личная неуверенность

Другое ______________________________________

20. Вы с готовностью оказываете помощь своим коллегам?

Всегда

Если необходимо для рабочего процесса

В зависимости от сотрудника

21. Как часто в коллективе возникают разногласия и конфликты?

Постоянно

Регулярно

Редкое недопонимание

22. Отношение предприятия к Вам вы бы оценили как?

Партнерские

Потребительские

Равнодушное

23. Оцените Ваш личный вклад в общую работу предприятия?

Достаточно высок

Средней ценности

Моя работа не важна для деятельности предприятия

24. Удовлетворяет ли Вас нынешняя работа?

Полностью удовлетворяет

Частично удовлетворяет

Не удовлетворяет

Затрудняюсь ответить

Инструкция к вопросу 25: Проранжируйте указанные трудовые ценности, в зависимости от степени их важности лично для Вас. Выберите наиболее значимую для Вас трудовую ценность и присвойте ей ранг «1», затем выберете вторую по значимости ценность, присвоив ей ранг «2», проделайте все то же самое с остальными ценностями. Тогда не значимая (или менее всего значимая) для Вас ценность займет 9 место.

25. Какие трудовые ценности из представленного перечня являются для Вас наиболее значимыми?


Трудовая ценность Ранг
Высокий заработок
Надежность места работы