Торгово-экономическое сотрудничество между Монголией и Российской Федерацией

за время существования СССР невсегда были бескорыстными и добрыми.

Торговые сделки часто осуществлялись не в пользу Монголии. В качестве примера ниже приводится некоторые из многочисленных цифр, которые часто фигурируют в газетах Монголии. В 1946-1966 гг. Монголия поставила в СССР

2 876 700 коров, 35 137 000 овец по средней цене соответственно 38 и 6 рублей. Эти цены были 4-5 раза меньше чем цены на внутренных рынках СССР. С 1970 г. коровы и овцы продавались по цене соотвественно 50,3 и 8,8 рублей, с 1975 г. – за 146-164 и 24 рублей. Из-за разницы цен только с двух наименовании товаров Монголия потеряла порядка 3 млрд. рублей.1

Однако, все эти торговые операции осуществлялись по взаимной договоренности и конкретным соглашениям и потому Монголия в настоящее время не имеет никакого обоснования оспаривать подобные сделки, даже если они были не особо справедливыми.

Что касается требований о том, что долг “не должен стать тяжелым бременем для Монголии”, мягко говоря, несерьезно. Естественно, что для страны с государственным бюджетом в 400 млн. долл., и к тому же имеющей и к другим странам задолженности порядка 1,2 млрд. долл., выплата даже десятой доли задолженности к России будет стоить огромных усилий и мобилизации всех экономических мощностей Монголии. Поэтому, выплатить долг без особой “бремени” просто невозможно. С другой стороны, затягивание долговых обязательств на десятилетия невыгодно не только для России, но и для Монголии.

Россия, как правопреемница СССР должна нести ответственность, например, за массовую репрессию 1937 г., которая осуществлена по прямому указанию И. Сталина. Но Монгольское правительство должна иметь в виду то, что это репрессия и русскому народу нанесла неисчислимые бедствия. При таком подходе к делу, Россия вправе потребовать компенсацию за убитых солдат в ходе Халхин-гольской битвы, за уничтоженные в ходе войны военной техники, за огромные средства которые были затрачены на битву с японцами и т д.

Однако, нельзя не признать на тот факт, что огромная задолженность Монголии является прямым следствием политики СССР, и в том числе массовой репрессии 1937 г. При населении 700 тысяч человек в ходе репрессии были уничтожены 30 тысяч человек. Число осужденных к тюремному заключению и ссылке не поддается никакому учету. Поэтому, эта крупномасштабная карательная операция привела к острой нехватке рабочей силы, упадку Монгольской экономики, что привело к иждивенческому отношению и накоплениию огромного долга.

Кроме этого существует ряд проблем так или иначе связанных с рассматриваемой проблемой. К ним относятся исторические и археологические ценности переданные СССР, безвозмездная передача некоторых урановых месторождении Монголии, ущерб причененный советскими воинскими частями природе Монголии и т д.

Российское Правительство как приемник СССР хорошо понимает несправедливости и произволы допущенные по отношению к Монголии за время “строительства социализма”. Об этом свидетельствует тот факт, что Российская сторона при предыдущих раундах переговора по проблеме задолженности неоднократно делала различного рода уступки.

Данная проблема обсуждается с конца 1980-х годов. За это время Российская сторона, с начала 1990-х годов неоднократно заявляла о приемлемости погашения определенной части задолженности. В частности, в 1995 году Россия заявляла о готовности к списанию 85% существующей задолженности. В уже 1999 году премьер министр М.Касьянов в своем официальном письме к Правительству Монголии уведомил о возможностии списания только 70% задолженности. Но при этом согласились “для пересчета задолженности в переводных рублях в доллары США применять коэффицент 1 долл. = 0,6 перев. рубля” и “в качестве дополнительной меры по облегчению долгового бремени Монголии установить коэффициент пересчета один к одному”. Но каждый раз Монгольская сторона считала неприемлемыми условия погашения долга.

Таким образом, в настоящее время проблема заключается в окончательном согласований подлежащей к уплате суммы, срока и условии платежа. Инструментом для разрешений данной проблемы должны стать взаимные успупки.

При мобилизации экономических ресурсов Монголия вполне в состоянии погасить задолженность такого размера. Причем, при нехватке валюты, по договоренности с Правительством России могли бы заплатить долг другими средствами. Такими платежными средствами могут быть мясо, золото, плавиковый шпат, акции совместных российско-монгольских предприятии, в том числе определенная часть акции горно-обогатительного комбината “Эрдэнэт”. Одним из путей решения этой проблемы может быть отдача в концессию серебряного месторождения Асгат, которое располагается на российско-монгольской границе.

В связи с этим следует отметить, что худшем способом решения этой проблемы является передача задолженности третьей стороне, особенно Китае.

Финансовое положение России в последние годы довольно благополучное из-за высоких цен нефти на мировом рынке. В 2002 году Россия экспортировал 186,7 миллион тонн нефти и заработал 28.7 миллиардов долларов. Золото-валютный запас Центрального банка в этом году достиг величины 52,7 миллиардов долларов.

Поэтому, настойчивое требование России возвратить долг продиктовано не финансовой необходимостью. Оно скорее всего является финансовым рычагом решения другой проблемы. А именно проблемы разрешения спорных вопросов с СП “Эрдэнэт”.


2.2. Проблема управления совместным предприятием ГОК“Эрдэнэт”.

СП ГОК ”Эрдэнэт” было создано в ноябре 1973 года для разработки месторождения медно-молибденовых руд Эрдэнэтийн-Овоо. Согласно межправительственному соглашению от 1991 года Россия получила 49%, а Монголия 51% долей совместного предприятия. В 1994-2002 годах контроль над российской долей в совместном предприятии осуществляли менеджеры компании “Зарубежцветмет”. В 2002 году переработал 23,2 млн. тонн руды, произвел 473 тыс. тонн сухого медного и 6.5 тыс. тонн молибденового концентрата.

1 января 2002 года истек срок действия межправительственного соглашения. Поэтому надежды на изменение ситуации обе стороны связывали с новым межправительственным соглашением, которое должно было вступить в силу в начале этого года. Однако переговоры по заключению этого соглашения, которые продолжается уже год, окончательно зашли в тупик.

Рассмотрим взаимные претензии Правительства России и Монголии, и причины разногласия которые препятствуют успешной ратификации соглашения.

Материалы переговоров особо не афишируется. Но, судя по сообщениям газеты “Коммерсант”1 основной претензией Российского Правительства заключается в нерегулярной поставке медного и молибденового концентратов Эрдэнэта в российские компании – Уральской горно-металлургической компании (УГМК) и Кыштымскому медно-электролитному заводу (КМЭЗ).

За последние десять лет поставки медного сырья из Монголии в Россию осуществлялись крайне нерегулярно. В 1999-2002 годах СП “Эрдэнэт” должен был отправлять для российских потребителей – в УГМК и КМЭЗ, ежегодно не менее 143 тыс. тонн концентрата. Однако эти обязательства не были выполнены. Россия получала ежегодно лишь 40-50 тыс. тонн медного сырья. В 2002 г. в Россию ввезено не более 35 тыс. тонн концентрата, 25 тыс. тонн для УГМК и 10 тыс. тонн для КМЭЗ. В январе-феврале 2003 г. из Монголии поступила всего 1 тыс. тонн концентрата. По предварительным расчетам, общий объем поставок монгольского концентрата на КМЭЗ в этом году вряд ли составит более 10 тыс. тонн. Однако производство рафинированной меди на предприятии останется на уровне прошлого года или чуть ниже – 75-80 тыс. тонн.

В настоящее время Уральские медные месторождения сильно истощены. Поэтому, медная промышленность России сильно зависит от монгольского сырья. Сокращение поставок монгольского медного концентрата привело к сокращению производства горно-металлургических предприятий России. Например, в этом году УГМК планирует снизить производство рафинированной меди на 6-8% (с 330 тыс. до 300-305 тыс. тонн).

Поэтому, Российское Правительство при переговорах прежде всего защищает интересы металлургических комбинатов Урала и требует регулярную поставку монгольского медного концентрата горно-металлургическим предприятиям России.

Российская сторона также обеспокоена тем, что нынешнее руководство СП “Эрдэнэт” взяло курс на уменьшение количества специалистов из России и стран СНГ. Если в начале 2002 г. из 6,2 тыс. работников было 635 российских, то в нынешнем году россиян составило уже 535 человек. К концу года под сокращение попадет еще 200 россиян1. Поэтому, на предстоящих переговорах, по-видимому, будут иметь место кадровые вопросы.

Позиция Монгольского Правительства диаметрально противоположная. Премьер министр Монгольского Правительства Н. Энхбаяр в одном из интервью сформулировал ее следующим образом: СП “Эрдэнэт” к сожалению, не очень высоко технологическое предприятие. 75% выпускаемого концентрата – это земля и только 25% - медь. Мы же хотим, чтобы выпускал чистую медь, медные листы и, возможно, электропровода... Поэтому мы хотим, чтобы переговоры по “Эрдэнэту” проходили не только по соотношению акции, но и касались вопросов его дальнейшего развития”2.

Монгольская сторона также потребовала увеличения своей доли в совместном предприятий с нынешних 51 до 80%, так как в 1994-2002 гг. Россия не участвовала в работе комбината.

Прежнее соглашение было подписано в 1991 году. По мнению генерального директора ГОК “Эрдэнэт” Х. Наранхуу “В соглашении есть много положения, которые не соответствуют рыночному механизму, действующему и в Монголии, и в России. Другая причина в том, что финансовые и экономические расчеты, необходимые для переговоров не проводились ежегодно, в том числе по методикам расчета”1.

Дело в том, что до 1990 года основной валютой расчетов между социалистическими странами был переводной рубль. Все советские кредиты рассчитаны в несуществующей ныне валюте. Помимо валютных курсов действовали так называемые поправочные коэффициенты. По инвестиционным поставкам был один курс, по торговым сделкам – другой. Иногда разница в валютном курсе доходила до 10 кратного уровня2.

По некоторым устным данным, российские металлургические компании за монгольский медный концентрат предлагают невысокую цену. Причем, задержка платежа стала обычным явлением. Поэтому продукция ГОК “Эрдэнэт” в течении нескольких лет проходит обработку в Китае, либо через Китай поступает в третью страну.

Но в настоящее время и сами китайские производители находятся в незавидном финансовом положении. У них не хватает оборотных средств, они не загружены на полную мощность, и к тому же многие из этих предприятий не имеют права на внешние рынки.

Поэтому, СП ГОК ”Эрдэнэт” начал работать с трейдинговыми компаниями, у которых есть хорошие финансовые ресурсы и необходимая инфраструктура. Это фирмы “Гленкор”, “Пешине”, “Самсунг”, “Джералд металз”.

СП ГОК “Эрдэнэт” связывает планы на будущее привлечением западных инвесторов и их технологии. Прежде основная идея заключалась в том, что плавить весь концентрат на месте и производить чистую медь. Иными словами, предполагалось выпускать более дорогую продукцию. В настоящее время на комбинате создан опытный завод, который производит чистую медь путем переработки руды слабым раствором серной кислоты.

Что касается сокращения числа российских специалистов, нынешнее руководство приводит два довода. Во-первых, СП ГОК “Эрдэнэт” действует уже 25 лет, и за это время выросла квалификация монгольских специалистов. Во вторых, предприятие находится в сложном финансовом положении. А средняя зарплата монгольских рабочих составляет примерно 160 долларов в месяц, российских – 600-700 долларов.

В начале апреля 2003 года Российские участниками российско-монгольской межправительственной комиссии было принято решение сменить тактику переговоров о судьбе СП ГОК “Эрдэнэт”. Россия намерена использовать финансовых рычагов воздействия на Монголию с тем, чтобы она отказалась от требований увеличить ее долю от 51 до 80%. Одним из ключевых аргументов российской стороны будет текущая задолженность Монголии. Кроме того, Россия намерена требовать и долг Монголии в самом совместном предприятии – он сейчас составляет свыше 340 млн. долларов. Представители правительства России не исключили, что вопрос о выплате долга может быть поставлен в этом году1.

В связи с задолженностью СП ГОК “Эрдэнэт”опять возникает вопрос об установлении реальной величины долга. По признанию Наранхуу при финансовом учете применялись так называемые “поправочные коэффиценты”, которые доходили “до 10 кратного уровня”. Поскольку российская сторона согласилась пересчет на условиях 1 долл. = 0,6 перев. рубля” и “коэффицент пересчета один к одному”2, можно предположить, что реальная сумма задолженности гораздо меньше вышеуказанной суммы.

Монгольская пословица гласит “Богат тот, кто не имеет долг, счаслив тот, кто здоров”. Поэтому, Монгольское Правительство используя любые возможности, должно погасить и этот долг.

Но и теперь совершенно ясно то, что погашение “большого долга” и выплата задолженности самого горнообогатительного комбината не сможет решить проблему СП ГОК “Эрдэнэт”.

Исходя из вышеуказанных фактов попробуем разобраться в истинных причинах разногласия двух сторон.

За годы существования СССР с целью сплочения стран социалистического лагеря, обязанности распределялись таким образом, что одни страны зависели от дурих. Например, текстильные фабрики строились в России и Прибалтийских странах, когда хлопок выращивали в странах Средней Азии.

Данная система, цель которая являлась интеграция стран СЭВ, до сих пор дает о себе знать. Ярким примером того является проблема СП “Эрдэнэт”.

Месторождение “Эрдэнэтийн овоо” первоначально было разведано Чехословацкими геологами. Поскольку “старший брат” проявил свой интерес к этому месторождению Чехословакия уступила его в пользу СССР и было решено строить совместное советско-монгольский горно-обогатительный комбинат “Эрдэнэт”.

Интерес СССР к этому месторождению объяснялось тем обстоятельством, что уже тогда Уральские месторождения меди начали истощаться.. В связи с этим, некоторые металлургические комбинаты России начали испытывать острый дефицит сырья. Поэтому нужен был комбинат, который обеспечивал бы их дешевым медным концентратом.

Однако, в последние годы объем медного концентрата СП “Эрдэнэт” поставляемый в Россию все более уменьшался, что вызвало недовольство Российского Правительства. Монгольская сторона заинтересована в выпуске чистой меди, в силу высокой цены и поставляла медного концентрата в третью страну, что противоречил интересам России.

Таким образом, основная суть разногласии заключается в том, что, с одной стороны, Монголия не желает обеспечивать дешевым сырьём металлургические комбинаты Урала, с другой, Россия не хочет, чтобы продукции СП “Эрдэнэт” уходили в третью страну.

Проблема эта достаточно сложная. Поэтому, итоги переговоров скорее всего будут определять степень взаимых уступок, главными из которых являются готовность Монголии продавать свои продукции исключительно России с одной стороны, и достаточное увеличение закупочных цен на продукцию СП “Эрдэнэт” с другой.

По последним данным намечается сдвиг в решении данной проблемы.

Российская делегация во главе с заместителем главы Минпромнауки Сергеем Митиным предложили монгольской стороне «нулевой вариант»; сохранение нынешних долей обеих сторон и списание взаимных задолженностей. Как заявил Сергей Митин, правительство Монголии уже согласилось с этим предложением. Для оперативного управления СП действие прежнего соглашения продлено до 1 июля этого года.

К этому времени будут приготовлены документы, которые позволят преобразовать СП в акционерное общество и затем приватизировать его. ГКМ «Норильский никель» и Уральская горно-металлургическая компания уже проявляют интерес к вопросу приватизации СП “Эрдэнэт”.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ АСПЕКТВО РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКИХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.


3.1. Межрегиональное сотрудничество и приграничные связи.

Межрегиональное сотрудничество, включающее приграничные отношения двух стран, всегда было традиционным для России и Монголии. Эти связи потенциально являются одним из существенных резервов для расширения торгово-экономического и сотрудничества двух стран.

К нему относится прежде всего сотрудничество монгольских приграничных аймаков и российских регионов Сибири и Дальнего Востока (области, республики). В настоящее время на долю этого сотрудничества приходится свыше 70% экономических связей между двумя государствами.

Приграничная бартерная торговля сыграла важную роль в начале 1990-х гг., когда она известной степени заменила межгосударственную, что было вызвано отсутствием свободно конвертируемой валюты у обеих сторон, резким сокращением экспортных запасов. И в настоящее время традиционные дружественные отношения Монголии с Россией чрезвычайно важны для приграничных регионов обеих стран.

Общая граница связывает Монголию (северные аймаки) с Бурятией, Иркутской областью, Алтайским краем (западные аймаки – Баян-Улэгэйский, Кобдоский и Убсанурский).

Из непосредственно граничащих с Монголией четырех субъектов Российской Федерации (Республика Алтай, Тува, Бурятия и Читинская область) наиболее активно Республика Бурятия, работающая с Монголией на основе подписанного в 1999 г. межправительственного Соглашения об экономическом и приграничном сотрудничестве. На долю Бурятии в 1997-1998 гг. приходилось примерно около 8% всей российско-монгольской торговли. К примеру, товарооборот между Бурятией и Монголии возрос, по сравнению с 1993 г. в 2,1 раза, составив 28,2 млн. долл., в том числе: экспорт – 22,0 млн. долл., импорт – 6,21. Бурятия экспортирует в Монголию в основном товары производственного назначения, включая электроэнергию, минеральное топливо и черные металлы, древесину, бумагу, отдельные виды технического оборудования – электродвигатели переменного тока, бытовые электроприборы и т.п.

Монголия продает Бурятии продовольствие, произведенное из животноводческого сырья (мясо, мясопродукты), меха. В 1998 г. в Бурятии работало 23 совместных с Россией предприятия с общей суммой капиталов равной 412 тыс. долл.

Также Монголия ведет переговоры с Бурятией о создании свободных торговых зон, в частности таможенной зоны. Ее создание могло бы привлечь отечественных и иностранных держателей капиталов для развития производительных сил северных аймаков Монголии и Бурятии. Этим был бы внесен вклад в решение проблемы, тормозящей рост монгольско-российской торговли, - смягчения российского таможенного режима.

Наряду с Бурятией лидерами в межрегиональном сотрудничестве с Монголией являются Иркутская и Кемеровская области, на долю которых в сумме приходится около половины всего нынешнего российско-монгольского товарооборота. Еще в годы второй мировой войны крупнейший в Азии Иркутский мясоперерабатывающий комбинат принимал монгольский скот и направлял изготовленную из него продукцию на фронт.

В настоящее время монгольские компании, как «Мах импэкс», «Буян» поддерживает деловые отношения с Иркутским мясокомбинатом. В 1996 г. Монгольская торгово-промышленная палата заключила договор о сотрудничестве с Иркутской торгово-промышленной палатой. На ежегодной ярмарке в Иркутске принимают участие и монгольские бизнесмены. Иркутская область приобретает в Монголии мясо, шерсть, кожи и реализует ей нефтепродукты и электроэнергию. В 1997 г. их торговый оборот составил 47 млн. долл., а за первые восемь месяцев 1998 г. – 29,6 млн. долл. Последнее время возникает обоюдный интерес к развитию туризма, к сотрудничеству в области химической промышленности и производства некоторых видов продовольствия. В настоящее время рассматривает вопрос об открытии в Улан-Баторе представительства Иркутской области.

Объем внешней торговли между Монголией и республиками Алтай и Тува достигли в 2000 г. 1,5 и 4 млн. долл. Монголии и Читинской области около 2 млн. долл1. В апреле 1993 г. в Горно-Алтайске был подписан Протокол о намерений по развитию прямых связей между Монголией и Республикой Алтай.

Однако более интенсивные связи между Монголией и Алтаем начали формироваться с 1995 г., когда Алтайский край посетили официальные монгольские лица, в том числе представители экономических ведомств страны. В июне 1996 г. в Улан-Баторе был проведен День Алтайского края, познакомивший ее деловые круги с возможностями регионального экономического сотрудничества. В итоге, в ноябре 1996 г. в ходе визита в Алтайский край монгольской официальной делегации, состоялось подписание Соглашения о взаимном сотрудничестве между торгово-промышленными палатами сторон.

Это привело к оживлению торговли в данном регионе. Алтайский край поставляет в Монголию железнодорожные вагоны, вакуумные и воздушные насосы, взрывчатые вещества для горных работ, продукцию мукомольно-крупяной промышленности, а также сахарный песок и некоторые другие товары. В свою очередь, вошла в силу договоренность о переработке в Республике Алтай (Алтайский горнорудный комбинат) руд, получаемых на монгольском месторождении Асгат совместным предприятием Монголросцветмет.

Перспективным считается и такое направление сотрудничества как поставки горюче-смазочных материалов и запасных частей для тепловой дизельной электростанции в г. Ульгий. Кроме того, Алтайский край вместе с Республикой Алтай является участником с российской стороны промышленной разработки угольных месторождений в Дзанбханском аймаке.

Немалый интерес для Монголии в целом представляет опыт Алтайского края в организации и развитии товарного земледелия, с учетом которого разработан проект создания совместных зерновых хозяйств в Дарханском и Селенгинском аймаках. С российской стороны главным партнером Монголии в этом деле выступает «Алтайская компания».

Намечается также создание в Монголии нескольких совместных предприятий с участием алтайских инвестиций в области переработки животноводческой продукции, строительства дорог и мостов, реконструкции Хутульского цементно-известкового комбината. В октябре 1997 г. в Горно-Алтайске была сформирована рабочая группа по изучению технических возможностей для прокладки газопровода в Китай через Алтайский край и Западную Монголию. Изучаются также перспективы создания зоны свободной торговли между Кош-Агачским районом Республики Алтай и частью Баян-Улэгэйского аймака Монголии.

Фактически для всех приграничных аймаков Монголии сотрудничество соответствующими регионами РФ имеет стратегическое значение. Через территорию Алтайского края, например, в советское время в Монголию поступала основная часть помощи, оказываемой западным аймакам Советским Союзом: сообщение проходило по знаменитому Чуйскому тракту по маршруту Бийск – Кобдо; грузы перевозило предприятие Совавто – Бийск; в создании инфраструктуры западных аймаков помогали советские специалисты, с их помощью были разведаны месторождения каменных и бурых углей, соли, строительных материалов, а также простроены перерабатывающие мощности шерстяной промышленности.

Все большую роль в сотрудничестве регионов обеих стран начинает играть Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, в рамках которой функционирует подкомиссия по региональному и приграничному сотрудничеству. В ее задачи входит координация внешнеэкономической деятельности прилегающих к границе с Монголией российских регионов.

Из функционирующих на монгольско-российской границе протяженностью 3543 км 29 контрольно-пропускных пунктов четыре являются международными, девять двусторонними, девять временными или сезонными, а семь – транзитного назначения.

Начинают укрепляться связи Монголии с другими субъектами Российской Федерации. Так, в 1997 г. прошли переговоры между монгольскими геологическими организациями и компанией «Алмазы Россия – Саха» Республики Саха (Якутия) о разработке месторождений алмазов в Монголии, в ходе которых была достигнута договоренность об освоении объединенными усилиями одного из крупных месторождений этого драгоценного минерала на монгольском Севере. Стали проявлять более активный интерес к рынкам Монголии Красноярский край, Кемеровская и Новосибирская области, Республика Тыва (Тува), Калмыкия.

В целом, торгово-экономические отношения РФ с Монголией в региональном аспекте пока развиваются неравномерно. Большая их часть в конце 90-х приходилась на Бурятию, Иркутскую область и Алтай и весьма незначительная – на Забайкалье (Читинская область).


3.2. Российская инвестиция в Монгольскую экономику.

Внешнеэкономические связи Монголии и России не ограничиваются только сферой внешнеторгового обмена. Заметную роль во внешнеэкономическом взаимодействии двух стран играет инвестиционное сотрудничество.

Проводя открытую экономическую политику, Монголия обеспечивает широкий доступ иностранных инвестиций. Этому способствует действующее в стране законодательство, в частности, закон об иностранных инвестициях.

Со вступлением в силу этого закона объем, и количество иностранных инвестиций начали заметно расти. Если в 1990 г. Монголия получала 965 тыс. долл., то в 1999 г. в экономику Монголии было вложено 144,8 млн. долл.

На его основе к началу 2001г. в стране было зарегистрировано 1600 компаний с участием иностранных инвесторов из 58 стран с общим объемом капиталов – 360 млн. долл.1.

Прямые иностранные инвестиции в основном распределены по отраслям следующим образом (данные за 2001):

геологоразведка и горнодобывающая промышленность – 20,3%;

легкая промышленность – 19,28%;

обработка сырья животноводческого происхождения – 11%;

строительство и инженерное дело – 8%;

наука и просвещение – 9%;

телекоммуникации – 6%;

туризм – 4%;

торговля, гостиничный бизнес и прочее – 22,42%.

Иностранный капитал в Монголии присутствует как в государственной, так и в частной форме, в смешанном виде, а также в форме капитала международных организаций. Иностранные инвестиции поступают в монгольскую экономику в форме прямых и портфельных инвестиций и в виде кредитов.

За период с 1991 по 2000 г. общая сумма инвестиций российских предпринимателей в Монголию составила около 47 млн. долл. В отношении иностранных инвестиций наиболее благоприятным для Монголии был 2000г.: приток иностранного капитала достиг 91 млн. долл., а размер российских инвестиций составил 32 млн. долл. В основном они приходятся на «Газпром» и компанию «Итера» и направляются в добычу золота.

Из 257 компаний с российским капиталом 48 заняты в сфере капитального строительства и инфраструктуры, 37 – в торговле и общественном питании, 35 ведут геологическую разведку и инженерные изыскания. Малые предприятия с российским капиталом играют существенную роль в легкой и пищевой промышленности, на транспорте, в энергетике и других отраслях.

Среди предприятий с участием российского капитала наиболее крупные – горно-обогатительный комбинат (ГОК) «Эрдэнэт», объединение «Монголросцветмет» и ОА «Улан-Баторская железная дорога» (УБЖД). На их долю приходится более 60% валютных поступлений в страну. Российскую сторону на них представляет ОАО «Зарубежцветмет». Его доля в капитале составляет 49%. Совместные предприятия в 2000 г. обеспечили прибыль в размере 49,3 млн. долл., что составляет 16% от доходной части госбюджета Монголии.

Совместные российско-монгольские предприятия имеют весьма солидную нормативно-правовую базу, продемонстрировали свою жизнеспособность. Даже при весьма неблагоприятной конъюнктуре мировых цен на медь и в условиях кардинальных экономических преобразований, осуществляемых в наших странах, предприятия сумели полностью обеспечить производственный процесс, сохранить и укрепить трудовые коллективы и добиться рентабельности производства.

Исключительно важное место в экономике Монголии занимает акционерное общество «Улан-Баторская железная дорого». АО «УБЖД» - основная транспортная артерия страны, обеспечивающая перевозки 98% внутренних и транзитных грузов. Ежегодно осуществляется перевозка около 4 млн. пассажиров.

Предприниматели из России постепенно начали делать капиталовложения в области инженерного дела и строительства.

На рынке строительных услуг Монголии представлено несколько строительных российских организаций: ОАО Фирма «Зарубежстрой», компания с ограниченной ответственностью «Монголэнергострой», компания «Зарубежводстрой» со 100%-ным российским капиталом. Кроме этого, действуют совместные российско-монгольские строительные организации: «Инком», «Стройинвест», «Эрдэнэтстрой». Объемы работ, которые выполняют в настоящее время российские строительные организации, отражены в таблице 2.


Таблица 2. Российско-монгольские строительные организации.

(в млн. долл.)

Наименование

1998г.

1999г.

2000г.

КОО «Монголэнергострой»

ОАО Фирма «Зарубежстрой» в Монголии

СП «Инкон»

СП «Эрдэнэтстрой»

СП «Стройинвест»

ГП «Зарубежводстрой»

Компания «БелРос»

Компания «Мастер Хайндс»

1,4

3,2

1,9

5,4

5,1

0,5

0,06

0,27

1,5

2,3

2,5

0,6

1,5

0,5

1,5

0,8

0,3

5,71

1,09

0,14

2,33

2,85

1,6

0,8

Итого

17,8

11,2

14,82

Источник: Коринф. Еженедельник внешнеторговой информации, июль, №26, 2001.

Эти строительные организации продолжают дело советских трестов, действовавших в Монголии до 1991 г., - СОТ-1, СОТ-3, УС «Медьмолибденстрой», треста «Монголэнергострой». Они построили в Монголии ГОК «Эрдэнэт», угольные разрезы «Баганур» и «Шарынгол», мощные электростанции ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4 в Улан-Батор. Без этих предприятий трудно представить себе современную Монголию.

Для всех очевидно, что в 90-е годы Россия значительно ослабила свои позиции в Монголии потеряв, прежнее влияние на разработку местных природных ресурсов. При этом известно, что именно Россия в свое время внесла наиболее весомый вклад в геологоразведку и оценку имеющих в Монголии месторождений.

В 2000 г. в Монголии геологоразведочным работам по урану продолжали заниматься совместное предприятие «Гурван сайхан». Совместное предприятие было организовано в 1994 г. на основе соглашения о полезных ископаемых от 15 января 1994 г. между американской «Энерджи Фьюэлз эксплорешн компани» (70%), Министерством геологии и полезных ископаемых Монголии (15%) и российским государственным геологическим концерном «Геологоразведка» (15%)1. Цель СП – проведение поисковых и разведочных работ на уран в Восточно-Гобийском регионе Монголии с последующей разработкой открытых месторождений с целью получения прибыли.

Добыча нефти ведется на месторождении Зун-Баян-Улан, разведанном Россией, где было пробурено около 200 скважин глубиной до 3 км. Из них до 100 скважин восстановлено, нефть дают 5 скважин с дебитом от 30-100 баррелей в сутки. Добытая нефть (объемом 550 тыс. баррелей в месяц) транспортируется в Китай на переработку, Работы по разведке и добыче нефти в Монголии осуществляли австралийская, канадская и французские компании. Достигнута принципиальная договоренность об открытии представительства российской компании «Татнефть» в Улан-Баторе и начале геологоразведочных работ.

Характерно, что как раз в горнорудной промышленности и Россия, и Монголия стараются идти навстречу друг друга в области либерализации торговли. Так, например, межправительственным соглашением предусмотрено освобождение от таможенных пошлин продукции ГОК «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет» при ввозе ее на территорию России.

В свою очередь, российская сторона ставит перед Монголией вопрос о