Торгово-экономическое сотрудничество между Монголией и Российской Федерацией

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ


КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ


ИТОГОВАЯ РАБОТА


ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ МОНГОЛИЕЙ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ


Студента 4-го курса

Факультета МЭО

ЦОЛМОНА Э.


Научный руководитель:

к.э.н., доц. КАЛИБЕРДИН А.Г.


МОСКВА – 2003

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3


ГЛАВА I. Краткий обзор развития торгово-экономических

отношений Монголии и России……………………………………...…..….6

    1. Исторические аспекты монгольско-российского

торгово-экономического сотрудничества……………………………..……..6

    1. Договорно-правовая база торгово-экономических

отношений Монголии с Россией….……………….…………………...…….12

    1. Характеристика торгово-экономических связей

Монголии и России на современном этапе………...…………………….…16


ГЛАВА II. Актуальные внешнеэкономические проблемы

между Монголией и Россией……………………………………………….21

    1. Вопрос о задолженности Монголии по кредитам

бывшего СССР....................................................……………………………....21

    1. Проблема управления совместным

предприятием ГОК «Эрдэнэт»............................................…....…....….....…24


ГЛАВА III. Анализ ключевых аспектов российско-монгольских

торгово-экономических отношений………………………………………31

    1. Межрегиональное сотрудничество и приграничные связи...........……………………………………………………………………..31

    2. Российская инвестиция в Монгольскую экономику……………………….………………………………………….…..35

    3. Перспективы развития торгово-экономических связей

Монголии с Россией……………………………………………………….….40


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….44


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………....47


ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..51


ВВЕДЕНИЕ.


Международная торговля является традиционной и основной формой международных экономических отношений. Важнейшей тенденцией международной торговли являются быстрые темпы роста в результате углубления разделения труда и интернационализации мирового хозяйства, НТП, усиление роли ТНК в международной торговле, увеличение масштабов и темпов вывоза капитала.

Данная тенденция имеет особую специфику для Монголия. В настоящее время Монголия проводит широкую открытую внешнеэкономическую политику, имеет торгово-экономические отношения более чем с 60 странами мира, соблюдая принцип равноправия в отношениях с любой страной. Приоритетом является сотрудничества с соседними странами – Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.

Во-первых, это объясняется географическим положением Монголии, которое предопределило взаимоотношения наших стран.

Во-вторых, исторически монгольский и российский народы связывают давние дружественные отношения. Независимо от социально-экономического устройства и политических режимов, существовавших в Монголии и России, взаимоотношения двух стран развивались, народы двух государств имели тесные контакты, были связаны крепкими экономическими, политическими, культурными и другими отношениями.

В третьих, необходимость сотрудничества вызвана тем, что еще не в полной мере используются имеющиеся ресурсы и возможности для развития двусторонних торгово-экономических отношений, что связано с временными трудностями переходного периода наших стран.

И, наконец, в четверых, от дальнейшего развития и расширения внешнеэкономических связей Монголии с Россией в большой степени зависит и дальнейшее социально-экономическое развитие Монголии.

Таким образом, с учетом приоритета эти связи должны быть направлены на расширения и углубления внешнеэкономические связи с Российской Федерацией, на качественно новом, более высоком уровне.

Актуальность данной темы вытекает из потребностей изучения состояния торгово-экономических отношений Монголии и России на современном этапе. Это позволить создать новый механизм экономического сотрудничества между Монголией и Россией, который соответствовал и срабатывал бы в условиях рыночной экономики.

В связи с этим целью итоговой работы является анализ торгово-экономических связей России и Монголии в условиях перехода к рыночным отношениям и определение перспективы дальнейшего развития двусторонних отношений.

Для достижения указанных целей автор поставил перед собой следующие основные задачи:

  • дать краткий исторический экскурс торгово-экономических связей Монголии и России;

  • рассмотреть влияние результатов радикальных экономических реформ в Монголии и России на экономических взаимоотношениях между нашими странами;

  • раскрыть основные проблемы, препятствующие расширению и дальнейшему развитию двусторонних торгово-экономических отношений;

  • определить место и роль межрегиональных и приграничных монгольско-российских торгово-экономических связей последних лет в экономической жизни Монголии;

  • оценить масштабы и роль российской инвестиций в экономику Монголии;

  • проанализировав торгово-экономическое сотрудничество двух стран, определить дальнейшие перспективы развития внешнеэкономических связей между Монголией и Россией.


Хронологические рамки – 1992-2002 гг. Выбор нижней рамки итоговой работы обусловлен переходом к новой рыночной модели, основанной на рыночных отношениях и демократических принципах в двух странах. Это дает возможность провести сравнительный анализ историй торгово-экономических отношений Монголии и России с ее современным состоянием. Выбор верхней границы – 2002г. – связан со стремлением автора, довести исследование насколько это возможно до наших дней.

Теоретическую и методологическую основу работы составили труды ведущих российских и монгольских экономистов по общим проблемам развития мировой экономики, международных экономических отношений, внешнеэкономическим связям. Содержащиеся в их исследованиях ценные выводы и результаты были учтены в работе.

В работе над итоговой использованы труды ряда ученых, профессоров нашего университета в т.ч. И.Н. Устинова, Н.Н. Ливенцева, В.Б. Буглая.

Проблеме внешнеэкономических связей Монголии с РФ рассматривались в работах Г.С. Яскина, В.В. Грайворонского, М.И. Гольмана, В. Соколинского.

Изучение современного состояния торгово-экономических взаимоотношений России и Монголии получило широкое развитие в трудах монгольских ученых. Современные исследования опираются на труды Ц. Пунцагнорова, Ц. Батбаяра, Б. Баабара, Д. Ганзорига.

Источником фактического материала для анализа послужили официальные документы, законодательные акты, данные статистики, публикации в периодической печати на монгольском и русском языках.

Данная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. КРАТКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МОНГОЛИИ И РОССИИ.


    1. Исторические аспекты монгольско-российского торгово-экономического сотрудничества.

Связи между Россией и Монголией уходят своими корнями в глубокое прошлое, но непосредственно межгосударственные отношения между ними стали развиваться с начала ХVII в., когда районы расселения монголов и их земель стали соотноситься с границами российских владений.

Обмен посольствами между Монголией и Россией впервые состоялся в 1608 году. Для развития монгольско-российских отношений в тот период большое значение имел Нерчинский договор 1689 г., регулировавший торговлю между Монголией и Россией.

После утраты монголами своей независимости в 1691 г. монгольско-русские отношения вплоть до 1911 г. регулировались русско-китайскими правовыми актами.

Несмотря на строгие ограничения и запреты цинских правителей, между монголами и русскими существовали тесные связи и хорошие взаимоотношения. Пограничное население ступало между собой в непосредственные контакты. На монгольско-русской границе шла мелкая розничная торговля, получил развитие торговый караванный путь, пересекавший Внешнюю Монголию с севера на юг и проходивший через российский город Кяхту.

Со временем торговля между Монголией и Россией стала осуществляться не только по всей границе, но и затрагивая внутренние районы Монголии. Чайная торговля и привоз из России в Китай пушнины, сукна, тканей через Кяхту-Ургу-Калган-Пекин привела к тому, что общий объем русско-монгольской торговли с 1861 по 1900 гг. вырос в 80 раз.

Монголия экспортировала в Россию не только мясо, но и другие продукты животноводства (кожа, шерсть, конский волос, войлок и др.), которые проходили обработку на российских предприятиях в Монголии. В среднем, начиная с 1908 г. только через Западную и Северную границы Монголии ежегодно поставлялось 340 тыс. голов скота, а в 1911 г. российские скотопромышленники закупили в Монголии 1,1 млн. голов. Живой скот составлял 40% всего русского экспорта из Монголии. В стоимостном выражении общий годовой оборот монгольско-российской торговли возрос с 15 млн. в 1910 г. до 19,5 млн. руб. в 1917 г.

В 1912-1915 гг. на монгольский рынок выходят российские фирмы и сумели наладить ввоз на монгольский рынок ранее традиционных для китайских торговцев товаров – чая и далембы (вид сукна), пользовавшихся особым спросом у монголов.

По инициативе российского представительства в Урге создавались русские и монгольские предприятий, из числа которых, в первую очередь, следует назвать российско-монгольскую типографию, телеграф, строительство электростанции в Урге и др. Русские торговцы с помощью властей занимались ремонтом и улучшением дорог, по которым проходили основные торговые маршруты, без которых невозможно было вести успешную торговлю.

Таким образом, до начала XX в. Монголия и Россия имели тесные многосторонние связи. Широкое развитие взаимоотношения двух стран в области торговли в начале XX в. объективно способствовали экономическому развитию Монголии.

Новый этап взаимоотношений двух стран начался после Октября 1917 г. в России и победы Народной революции 1921 г. в Монголии. В 1921 году был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Монголией, в рамках чего началось развиваться двусторонние, в том числе торгово-экономическое сотрудничество.

В 1923 г. между Советской Россией и Монголией было заключено первое торговое соглашение. Доля Советского Союза во внешней торговле Монголии быстро росла. Если в 1923-1924 гг. на СССР приходилось всего 14% монгольского экспорта, то в 1928-1929 гг. – 85,5% (напомним, что еще в 1926 г. доля иностранных капиталистических фирм в монгольском экспорте составляла 60,7%; в импорте – 77,6%)1.

В процессе расширения торговли между нашими странами происходило вытеснение из товарооборота Монголии иностранного капитала (табл.1). Уже в 1931 г. Советский Союз становится единственным покупателем монгольского скота и сырья и превращается в основного поставщика промышленных товаров в МНР.

Таблица 1. Внешняя торговля МНР в 1928-1931 гг., %

Год

Экспорт товаров, %

Импорт товаров, %


из МНР в СССР

из МНР в

другие страны

из СССР в МНР

из других стран

в МНР

1928

1929

1930

1931

57,8

85,5

90,2

99,2

42,2

14,5

9,8

0,8

23,8

48,3

74,9

90,7

76,2

51,7

25,1

9,3

Источник: История Монгольской Народной Республики. М.: Наука, 1983, с.206.

Индустриализация МНР предполагала создание, прежде всего отраслей легкой и тяжелой промышленности, для развития которых в стране имелись необходимые природные и экономические ресурсы.

В 30-х гг. были заложены основы промышленности Монголии. В 1933 г. вступила в строй Хатхылская механизированная шерстомойка. В марте 1934 г. было пущено в эксплуатацию первое крупное промышленное предприятие – промкомбинат в Улан-Баторе2. Одновременно со становлением промышленности Монголии шло развитие топливно-энергетической базы. К 1940 г. промышленность Монголии превратилась в самостоятельную отрасль народного хозяйства, выпускавшую почти 20% общего объема продукции, производимого МНР в тот период.

Экономическая помощь Советского Союза Монголии в тот период играла огромную роль и проявлялась в самых различных формах: СССР поставлял МНР машины, оборудование, строительные материалы для предприятий промышленности, транспорта и связи; в порядке экономической и технической помощи помогал строить своими силами и средствами промышленные предприятия; готовил инженерно-технические кадры для молодой промышленности.

Быстрое развитие промышленности в Монголии началось с 50-х гг. Именно в этот период в МНР строились крупные промышленные предприятия, осуществлялась техническая реконструкция заводов и фабрик. С середины 50-х гг. крупные предприятия стали определять дальнейшее развитие промышленного производства в стране, что привело к резкому росту основных фондов промышленности и численности рабочих, инженерно-технических работников и служащих.

В конце 50-х гг. удельный вес промышленного производства в экономике Монголии значительно увеличился, кроме этого имелись большие перспективы, связанные с будущим развитием добывающей и обрабатывающей отраслей промышленности оказывавших большое влияние на развитие страны. В конце 1950-х гг. в МНР завершилось социалистическое переустройство сельского хозяйства, в результате которого в стране появилось 255 сельскохозяйственных объединений, 46 государственных хозяйства, 11 кормовых хозяйств и 17 совместных предприятий1. К этому же времени относится и широкое освоение целинных земель, которое привело к созданию в МНР земледелия как самостоятельной отрасли в сельском хозяйстве. Оснащалась новая отрасль советской техникой.

С начала 60-х гг. значительно возросли размеры и масштабы помощи СССР и других стран социализма Монголии в развитии практически всех отраслей ее экономики. Так, при непосредственном участии советских строителей, буквально за считанные годы, был возведен 75-тысячный новый промышленный центр – город Дархан. Советскими строителями были построены промышленный комплекс, жилая зона. ТЭЦ, которая обеспечивала и обеспечивает энергией центральные районы Монголии. Достаточно отметить, что, начиная с середины 70-х гг. ежегодно около 56% из общего объема строительно-монтажных работ; выполненных по стране, осуществляли советские строительные организации1.

В середине 70-х гг. началось освоение одного из крупнейших в мире месторождений меди и молибдена. Развернулось строительство города Эрдэнэта, которое вели также советские строители. В 1978 г. была создана совместная монголо-советская горнорудная корпорация «Монголсовцветмет», в 1981 г. уже вступила в строй.

Достаточно отметить, что если в 1975 г. в суммарной продукции промышленности и сельского хозяйства на долю индустрии приходилось 67%, то в 1980 г. – более 76% продукции.

В целом в Монголии к 1978 г. при финансово-технической помощи Советского Союза было построено более 450 промышленных, сельскохозяйственных и культурных объектов, в том числе предприятия энергетической, горнодобывающей, легкой, пищевой промышленности, строительной индустрии.

СССР являлся основным поставщиком товаров как производственного, так и потребительского назначения. По данным на начало 1980 г. он поставлял более 90% всех импортируемых МНР машин и оборудования, 70% товаров широкого потребления. Монголия в свою очередь, поставляла в СССР и страны социализма сырье и изделия из шерсти, меха кожи, продукцию мясной промышленности, некоторые виды биопрепаратов. На рынке социалистических стран довольно высоким спросом пользовались экспортируемые из Монголии такие промышленные товары широкого потребления, как ковры, овчинно-меховые и кожаные изделия, шерстяные ткани и одеяла. Вывоз этих товаров увеличился в 1979 г. почти в два раза по сравнению с 1970г. Таким образом, экономики СССР и Монголии были очень тесно переплетены друг с другом.

В то же время монгольская экономика во все большей степени попадала в зависимость от, как тогда говорили, «старшего брата» Советского Союза. Через различные формы сотрудничества, в первую очередь через оказание кредитной и финансовой помощи Монголии, Советский Союз, исходя из господствовавшей в тот период идеологии, фактически ставил во все большую зависимость Монгольскую Народную Республику. В отношениях между странами превалировали идеологические принципы и многие проблемы взаимоотношений, в том числе и финансовые, решались под маркой «интернациональной солидарности» и списывались на «братскую дружбу и взаимопомощь». Никто не хотел видеть многих сложных проблем, которые до сих пор являются трудноразрешимыми во взаимоотношениях наших стран.

Конечно, именно благодаря СССР и социалистическим странам Монголия сделала рывок в экономическом развитии, за короткий срок были достигнуты небывалые результаты в промышленности и других отраслях хозяйства страны, в решении социальных проблем, а также в росте материального и культурного уровня жизни монгольского народа.

В то же время экономика Монголии была целиком и полностью ориентирована на экономику СССР, и последующие события показали, что такая однобокая ориентированность привела к исключительно сложным проблемам.

Справедливости ради нужно отметить, что Монголия во многом существовала за счет Советского Союза и других социалистических стран. В Монголии с помощью СССР была создана экономика, на 80% ориентированная на экономику социалистических стран. СССР выступала донором по отношению к Монголии, давая ей кредиты в том количестве, в каком она нуждалась в тот момент. Все это привело к тому, что у определенной части руководства Монголии сформировались элементы иждивенчества, готовности существовать за счет помощи извне.


1.2. Договорно-правовая база торгово-экономических

отношений Монголии с Россией.

В последние годы имевшаяся договорно-правовая база внешнеэкономических связей Монголии c РФ подвергалась существенной корректировке исходя из естественной необходимости ее адаптации как к современным международным политическим и экономическим условиям, так и к реальным потребностям и возможностям Монголии.

Существовали несколько основополагающих договоров, на основе которых регулировались торгово-экономические отношения между двумя странами. К ним относятся:

- Договора от 5 ноября 1921 г. между правительством Советской России и народным правительством Монголии об установлении дружественных связей между Россией и Монголией;

-Договор о равноправии в торговле между Монголией и Советским Союзом от 1923 г.;

- Протокола о взаимной помощи между СССР и МНР от 1936 г.;

- Договора от 27 февраля 1946 года о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Советским Союзом и МНР;

- Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 1966 г.

Торгово-экономическое сотрудничество Монголии и России на современном этапе базируется на следующих договорах:

- Договором о дружественных отношениях и сотрудничестве от 14 января 1993 г.

  • Улан-Баторской Декларацией от 14 ноября 2000 года1.

Основным документом, определяющим договорно-правовую базу российско-монгольских торгово-экономических отношений, является Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве, подписанный в 14 января 1993 г.

В соответствии с условиями этого Соглашения, стороны будут проводить в отношении друг друга открытую экономическую политику и будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. В этих целях они обязуются взаимно предоставлять для участвующих в коммерческой, промышленной и финансовой деятельности государственных и негосударственных предприятий, индивидуальных лиц и других субъектов режим наибольшего благоприятствования, поощрять инвестиционное сотрудничество, в том числе с участием партнеров из третьих стран.

Отмечено, что Монголия и Россия всемерно будут содействовать развитию приграничной торговли и сотрудничества, включая транспорт. Учитывая, то, что Монголия не имеет выхода к морю, Российская Федерация обязалась содействовать осуществлению ее права на доступ к морю в соответствии с нормами международного права.

В договоре сказано, что страны будут уделять особое внимание взаимному созданию условий для осуществления совместных программ и проектов в целях использования современных технологических достижений, сотрудничества в области внедрения их результатов в экономику и производство. Они обязуются оказывать поддержку установлению и развитию прямых связей между аймаками Монголии, республиками в составе Российской Федерации, другими административно-территориальными образованьями всех уровней, а также между государственными смешанными и частными предприятиями, учреждениями и организациями для развития сотрудничества.

В Улан-Баторской Декларации от 14 ноября 2000г. говорится о том, что «Констатировав наличие значительного потенциала для наращивания торгово-экономического сотрудничества, президенты Монголии и России поручили соответствующим органам исполнительной власти в своих странах в конструктивном ключе рассмотреть вопросы либерализации и расширения взаимной торговли, включая установление льготных железнодорожных тарифов, таможенных пошлин и других сборов, в рамках начатых переговоров по этим вопросам»1.

Существенную роль в координации двустороннего сотрудничества играет монголо-российская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научному сотрудничеству. С 1992 г. проведено девять заседаний, на которых обсуждались и принимались меры по разрешению актуальных проблем и вопросов развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между двумя государствами2.

Межправительственные обязательства предусматривают экспорт Монголией в РФ медного концентрата и поставки из России нефтепродуктов и электроэнергии. Кроме того, эти протоколы содержат индикативные списки взаимных поставок широкого круга товаров.

Заметно активизировалась деятельность рабочих групп и подкомиссии при монгольско-российской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Подписан «План совместной деятельности по активизации торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Правительством Монголии и Правительством Российской Федерации».

Этот документ, содержат комплекс мероприятий на два года, и будет ратифицирован в ближайшее время. В рамках двусторонних отношений и сотрудничества осуществляется активная деятельность, направленная на поиски оптимальных решений по актуальным проблемам. В частности, по либерализации торговли, созданию более благоприятных условий для экономического сотрудничества, вопросам задолженности и собственности, не находящих разрешения на протяжении многих лет.

По итогам официального визита председателя правительства РФ М. Касьянова в марте 2002 г. было принято совместное Коммюнике, подписан ряд соглашений и протоколов. В совместном Коммюнике главы правительств двух стран выразили позиции по главным принципиальным направлениям двусторонних отношений и сотрудничества, при этом не обошли стороной и «острые» углы.

В частности, всесторонне рассмотрен вопрос урегулирования проблемы задолженности и кредитов в переводных рублях, предоставленных Монголии Советским Союзом. Во время обмена мнениями была достигнута договоренность о том, что при решении вопроса долга необходимо учитывать исторические условия возникновения задолженности, объективные возможности монгольской экономики и международные тенденции, а также специфику двусторонних дружественных отношений. Было выражено общее стремление позитивно решить этот затянувшийся вопрос так, чтобы он не препятствовал обновленным отношениям между Монголией и Россией.

Значение коммюнике в том, что в нем изложены общие принципы решения актуальных проблем сотрудничества.

2002 г. состоялись визиты как министров экономики и финансов, так и торговли и промышленности, способствовавшие развитию диалога по широкому кругу вопросов монголо-российского сотрудничества, был подписан ряд новых документов, свидетельствующих о поступательном развитии двусторонних связей.

В соответствии с новыми Договорами, подписанными правительством Монголии с Россией, в последние годы предпринимались:

  • значительные усилия по возрождению двусторонних отношений и сотрудничества;

  • активизации диалога на всех уровнях;

  • повышения взаимопонимания и взаимного доверия;

  • дальнейшего укрепления правовых основ сотрудничества;

  • проведения последовательных шагов в направлении позитивного решения накопившихся актуальных проблем двусторонних связей;

  • активизации приграничного и регионального сотрудничества между Монголией и Россией;

  • экономических связей с областями, краями, республиками России;

  • ликвидации всех препятствий и трудностей, встречающихся на практике.

За истекшие после подписания договора десять лет в отношениях между Россией и Монголией достигнуто немало позитивных результатов. С расширением взаимодействия постоянно обновляется правовая база двусторонних связей.

Двустороннее взаимодействие регулируется подписанными в последние десять лет более 100 межправительственными и межведомственными договорами, соглашениями и планами. Проведена ревизия межгосударственных документов, подписанных до 1991 г., некоторые из них приведены в соответствие с новыми историческими условиями.

Все эти организационные меры привели к определенному оживлению торговли между странами (см. Приложение 2). Правительства обеих стран придают большое значение последующему развитию двусторонних торгово-экономических связей. Признано необходимым и дальше укреплять правовую базу двусторонних отношений.


1.3. Характеристика торгово-экономических связей Монголии и России на современном этапе.

В конце 80- нач. 90-х гг. рухнула система социализма. В мире произошли кардинальные изменения, наступило время новых взаимоотношений между странами и не только бывшими противниками, но и бывшими союзниками.

На всем постсоциалистическом пространстве начался процесс реформирования, перехода к рыночным отношениям, смены модели общественного развития. В соответствии с этими глобальными изменениями произошли изменения в приоритетах и целях внешней политики Монголии, в том числе и по отношению к своему бывшему союзнику и ближайшего партнера - России.

Если раньше Россия, как правопреемница Советского Союза, имела возможность быть основным донором по отношению к Монголии, то на начальном этапе рыночных реформ она была не в состоянии оказывать Монголии кредитную, материально-техническую помощь в той степени, в какой это было раньше. В июле 1991 г. перестал существовать Совет Экономической Взаимопомощи, членом которого Монголия была с июня 1962 г. Распался Советский Союз, который был основным экономическим партнером Монголии1.

В этих условиях Монголия оказалась перед необходимостью самостоятельно решать свои проблемы. Политические и социально-экономические противоречия ускорили отказ Монголии от советской модели развития и предопределили ее вступление на путь демократизации всех сторон жизнедеятельности общества.

За годы экономической реформы произошли кардинальные сдвиги в географическом распределении внешней торговли Монголии. Географические распределения внешней торговли свидетельствуют о расширении связей с развитыми и развивающимися странами и, прежде всего, со странами Европы и Азии, доля которых во внешнеторговом обороте страны существенно увеличилась. Об изменениях в географическом распределении монгольского экспорта и импорта свидетельствуют данные Приложении 2 и 3.

В последние годы более ѕ общей стоимости экспорта Монголии приходится на сырьевые товары. Так, в 2001 г. в совокупном экспорте Монголии доля товарной группы «Минеральные товары», т.е. в основном горнодобывающей промышленности, составила 44,2 %; на текстиль и текстильные изделия – 40,0%; кожевенное сырье, пушнину и изделия из них – 10,9%, а на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 5,8%. Более полная характеристика товарной структуры экспорта Монголии представлена в Приложении 4.

Монгольский экспорт минеральных продуктов и текстильных изделий в 2001 году составил 308,7 млн. долл., что на 18% меньше уровня 2000 г. Сокращение стоимостных показателей монгольских поставок минерального сырья, и текстильных изделий главным образом было обусловлено снижением мировых цен на готовые изделия, что было связано со снижением международной инвестиционной активности вследствие азиатского кризиса, а также сопровождавшим этот процесс падением мировых цен на промышленное сырье.

В монгольском экспорте, как и ранее, доминирует медные и молибденовые концентраты и плавиковый шпат. Они являются определяющей позицией в товарной группе «Минеральные продукты». В 1999-2000 гг. из-за резкого снижения мировых цен на их долю приходилось почти 44,0% товарной структуры экспорта.

Импортные поставки традиционно играют значительную роль в решении многих жизненно важных задач социально-экономического развития страны и обеспечения как производственной сферы, так и населения теми видами продукции, которые внутри страны не производится или производится в недостаточных объемах. Проблемы индустриализации страны, исправление неблагоприятного баланса продовольственных товаров в неурожайные годы и многие другие не менее значимые задачи общенационального масштаба решались в большей степени с помощью импорта.

Товарная структура импортных поставок в течение последних десяти лет достаточно стабильна, несмотря на существенное увеличение стоимостных параметров импорта (см. Приложение 4).

Наиболее масштабной позицией монгольского экспорта, как и прежние годы, является товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства». Доля этой группы в импорте Монголии составила в 2001 г. 30,2%, что на 28% ниже показателя 1999г. Вместе с тем стоимостные объемы монгольского импорта этой группы товаров значительно сократились, что обусловлено сокращением объемов капиталовложений в стране.

Внешнеторговый оборот Монголии в 2002 г. составил 1159,9 млн. долл., в том числе экспорт 500,9 млн., импорт 659,0 млн. В общем объеме товарооборота первое место занимает Китай (32,2%), второе – Россия (23,1%), третье – США (15,6%), четвертое - Южная Корея (8,8%), пятое – Япония (4,0%)1. Подобная смена приоритетов представляется естественной, поскольку внешнеэкономические связи Монголии стали определяться ее геополитическим положением, сравнительными преимуществами и складывающимся спросом. Вместе с тем, несмотря на диверсификацию внешнеэкономических связей и политику открытости Россия остается одним из главных партнеров Монголии.

Товарооборот между Монголией и Россией в 2001 г. возрос на 7,7% по сравнению с предыдущим 2000 г. В целом товарооборот между Монголией и Россией в течение последних 5 лет был относительно стабильный (в среднем 235,8 млн. долл. в год), причем характерной особенностью торговли является постоянное отрицательное сальдо торгового баланса Монголии с 1992 г1.

Общий объем экспорта из Монголии в Россию в 2002 году составил 43,0 млн. долларов, в том числе мяса и мясопродукции – более 20 тысяч тонн на сумму 17,1 млн. долл., медного концентрата – 47,1 тыс. т. (12 млн. долл.), молибденового концентрата – 57,6 тонны (195,3 тыс. долл.) и плавикового шпата – 126,7 тыс. т (10,3 млн. долл.)2.

Общий объем импорта Монголии из России в 2002 году составил 224,6 млн. долл., из них нефтепродуктов – 405,1 тыс. тонн на сумму 92,2 млн. долл., продовольственных товаров на сумму 11,8 млн. долл., машино-технической продукции на 44,6 млн. долл., 150,6 млн. кВт электроэнергии3.

В 2002 году в общем объеме товарооборота Россия заняла второе место в списке основных торговых партнеров Монголии, уступив лишь КНР, но опередив США и Южную Корею. Однако доля Монголии в товарообороте России ничтожно мала (в 2000г. в общем товарообороте – 0,2%, экспорте – 0,2%, импорте – 0,1%).

Баланс монгольско-русской торговли складывается в пользу России, и отрицательное сальдо в 2002г. составило 181,5 млн. долл. Это произошло в основном за счет резкого сокращения монгольского экспорта и роста импорта из России.

Тенденция уменьшения объема монгольского экспорта в Россию в последние годы, обусловлено следующими факторами:

- введением Россией высоких импортных тарифов на монгольские продукты;

- низкой конкурентоспособностью монгольских товаров на российском рынке;

- высокими транспортными расходами на ввозимые и вывозимые товары увеличивает конечную стоимость товара, что усложняет торговлю между нашими странами;

- переориентацией монгольского экспорта на южного соседа (резкий скачок монгольско-китайской торговли в 373 млн. долл. – 32,2% общего товарооборота Монголии);

- ухудшением условий торговли вследствие высокой инфляции;

- усложнением системы расчетов между странами;

- конъюнктурными изменениями на мировом рынке.

Экспорт Монголии в Россию на 95% был представлен минеральным сырьем. Сырьевая направленность экспорта и ориентация импортных поставок на продукцию машиностроения, на продовольствие и сырье свидетельствуют о наличии значительных проблем во внешнеторговых связях Монголии.

В последние годы меняется роль России в удовлетворении импортных потребностей Монголии в ряде товарных позиций. Что касается формирования спроса на отдельные виды российской машинотехнической продукции, то в Монголии несколько ослабевает технологическая привязанность ее промышленности, транспорта, сельского хозяйства к российским изделиям. В то же время страна продолжает закупки в Россия запасных частей, узлов, комплектующих к энергетическому, электротехническому, горно-шахтному оборудованию. Высоки потребности в российском оборудовании для энергетической и горнодобывающей промышленности.

В последнее время с участием западных фирм на территории Монголии ведутся работы по разведке и добыче нефти с последующей ее переработкой. Однако получение Монголией собственного горючего потребует достаточно длительного времени, и в ближайшем будущем Россия сохранит роль основного поставщика нефтепродуктов.

ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУ МОНГОЛИЕЙ И РОССИЕЙ.


2.1. Вопрос о задолженности Монголии по кредитам бывшего СССР.

Задолженность Монголии перед Россией, так называемый “большой долг”, является самой серьезной и трудноразрешимой проблемой Монгольской экономики. Размер этого долга в настоящее время составляет 11 млрд. долл. США.

По поводу этого долга в Монголии бытуют различные мнения. Монгольские демократы считают, что проблема “большого долга” должна быть решена в комплексе с другими проблемами, в том числе с вопросом массовой репрессии в Монголии. Они, наоборот, считают, что Россия должна Монголии – за каждого репрессированного. Поэтому, в те времена, когда Монгольские демократы были во власти, трудно было решить эту проблему.

Пришедшая к власти Монгольская Народно-революционная партия сравнительно гибко относится к этой проблеме.

В настоящее время Правительство Монголии по поводу задолженности придерживается следующего мнения: “Рассматривая этот вопрос, мы придерживаемся четырех принципов:

а) учитывать историю возникновения долга;

б) он не должен стать сильным бременем для Монголии;

в) надо учитывать опыт решения Россией этой проблемы с Вьетнамом, Никарагуа и ГДР через Парижский клуб;

г) Россия будет поддерживать увеличение мощи монгольской экономики, с тем чтобы Монголия была достаточно развитой страной, чтобы разрешить этот вопрос”1.

Несмотря на всесторонюю помощь и содействия, отношение “старшего брата”