Пенсионные фонды в Эстонии

часто устанавливает налоговые льготы. Например, доход от инвестиций, сделанных пенсионным фондом освобождаются от налогов или запрещается выдача кредитов пенсионными фондами. Кроме того, отчисления в пенсионный фонд уменьшают прибыль к обложению. Управлять пенсионным фондом может сам работодатель через баланс своего предприятия, есть также возможность создать свою внутреннюю структуру, которая бы занималась вопросами пенсионного обеспечения. Для этих же целей можно обратиться в фирму, специализирующуюся в данной области, ну и, конечно же, в страховое общество.

Таблица 1 Пенсионные отчислениям в балансе предприятия

Активы Пассивы
Долгосрочные инвестиции Положительно прогнозируемые обязательства

Источник: В. Махов, Muud krediidiasutused, 1998, стр. 35

Государство также должно регулировать деятельность пенсионных фондов. Это можно сделать несколькими путями:

выдача лицензий на данный род деятельности; требование диверсификации инвестиций; требование отчуждаемости имущества; требование определенного роста объема портфеля фонда в течение конкретного периода времени; требование обязательного резерва; запрет выдачи кредитов от лица пенсионного фонда; государственный гарантийный фонд.

Большинство из этих требований абсолютно обосновано, так как вкладчики должны быть уверены в какой-то защищенности своих вкладов. Нетрудно представить, что могло бы произойти, если бы несколько пенсионных фондов подверглись бы последствиям финансового кризиса в момент всеобщего падения курса большинства акций на фондовом рынке как это случилось в конце 1997 года.

Заключение

Люди сейчас верят больше государству, а значит и позиция государственного фонда пенсионного страхования достаточно прочная. Никто не хочет делать постоянные отчисления в частный пенсионный фонд, не будучи уверенным в том, что он через некоторое время не обанкротится, или его председатель не покинет Эстонию, прихватив честно заработанные сбережения граждан.

Кроме фактора недоверия населения частному пенсионному фонду следует также отметить, что средняя продолжительность жизни в Эстонии делает часто невыгодным делать вклады, так как люди не успевают пожить на пенсии. А предпосылок для увеличения продолжительности жизни не предвидится (ухудшение экологической обстановки, возросшая интенсивность труда).

В ближайшем будущем возможен вариант, при котором большинство населения будет пользоваться услугами и государственных, и частных пенсионных фондов. Но это невозможно при отсутствии законодательной базы, а стремление Эстонии в Европейский Совет требует пересмотра многих законов и нормативных актов.

Использованная литература Гольцберг, М. А., Кредитование, Киев, BHV, 1994, 380 стр. Махов, В., Muud krediidiasutused, конспект лекций, Тарту, 1998, 50 стр. Поляк, Г. Б., Финансовый менеджмент, Москва, Финансы, 1997, 517 стр. Ульст, Э., Riigirahandus I, Тарту, Ьlikooli kirjastus, 1996, 170 стр. «Деловые ведомости», экономический еженедельник, 29 апреля. «Деловые ведомости», экономический еженедельник, 6 мая.