Показатели работы подвижного состава
CELLSPACING=0>Локомотиво-км условного пробега в год, тыс. (1 локомотиво-ч = 1 локомотиво-км)
*365
смены
бригад*
основного
депо*
* Данные берутся из табл. 13.
Данные табл. 11, 13-17 следует обобщить в табл. 18.
Затем следует рассчитать парк локомотивов по формуле
.
Проверку правильности расчета работы локомотивов на отделении можно произвести по формуле
.
Таблица 18
Сводные данные о работе локомотивного парка на отделении
Вид работы | Локомотиво-часы в сутки | Локомотиво-км за год |
Поездная работа: – линейный пробег локомотивов*; – в том числе одиночное следование Условный пробег, в том числе: – маневровая работа; – поездными локомотивами; – маневровая работа специально-маневровыми локомотивами; – прочий простой** (условный пробег) |
2192 303 1674,5 139,5 22 117,5 1535 |
6844 42070 842 281,55 40,15 214,4 560 |
Итого |
3866,5 |
7686 |
Расчет других показателей использования локомотивного парка проводится в следующем порядке:
По данным табл. 18 рассчитать коэффициент общего вспомогательного пробега локомотивов , включая условный, к пробегу во главе поездов по формуле:
=6844+842/35226*1000=03=300 км
Среднесуточный пробег локомотивов определить из выражения
=42070/365*156=0,8
Среднюю массу брутто определить по формуле:
=105340*106/35226*103=2990 т.
Комплексным показателем эффективности использования локомотивов является их производительность , тыс. ткм брутто на один локомотив в сутки:
=2990*0,8/1+0,19=2011
Для самопроверки следует рассчитать производительность локомотива по формуле
=105340*106/365*156=1,8=1850
Все рассчитанные показатели использования локомотивного парка на отделении следует свести в табл. 19.
1850>2011
Таблица 19
Показатели использования локомотивов
Показатели |
Условные обозначения |
Значение по плану |
Средняя техническая скорость по отделению, км/ч | 28 | |
Средняя участковая скорость, км/ч | 29 | |
Среднесуточный пробег локомотива, км/сут | 0,8 | |
Коэффициент вспомогательного линейного пробега локомотивов | 0,19 | |
Коэффициент общего вспомогательного пробега локомотивов | 300 | |
Средняя масса грузового поезда брутто, т | 2990 | |
Производительность локомотива, тыс. ткм брутто на один локомотив в сутки | 2011 | |
Коэффициент участковой скорости | 0,8 |
Таблица 20
Расчет среднего простоя под одной грузовой операцией (пример)
Участок или станция | Крытые и открытые вагоны | Цистерны, тыс. | Число вагонов со сдвоенными операциями, тыс. | Число вагонов с одиночными операциями, тыс. | Норма простоя вагонов, ч | Затраты вагоно-часов за год, тыс. | Затраты вагоно-часов за сутки | |||||||||||
погрузка | выгрузка | погрузка | выгрузка | крытые и открытые | цистерны | всего | крытые и открытые | цистерны | всего | с одиночными операциями | со сдвоенными операциями | с одиночными операциями | со сдвоенными операциями | всего | с одиночными операциями | со сдвоенными операциями | всего | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
А | 28 | 79 | - | 10 | 28 | - | 28 | 51 | 10 | 61 | 13 | 24 | 793 | 672 | 1465 | |||
А-Б | 75 | 127 | - | 22 | 75 | - | 75 | 52 | 22 | 74 | 13 | 24 | 962 | 1800 | 2762 | |||
Б | 45 | 56 | - | 27 | 42 | - | 42 | 14 | 27 | 41 | 13 | 24 | 533 | 1008 | 1514 | |||
Б-В | 77 | 133 | - | 22 | 77 | - | 77 | 56 | 22 | 78 | 13 | 24 | 1014 | 1848 | 2862 | |||
В | 35 | 73 | - | 32 | 35 | - | 35 | 38 | 32 | 70 | 13 | 24 | 910 | 840 | 1750 | |||
Итого | 257 | 468 | - | 113 | 257 | - | 257 | 211 | 113 | 324 | --- | --- | 4212 | 6168 | 10380 | 11540 | 16899 | 28439 |
Проверка правильности расчета количества грузовых операций, тыс.
==267+468+113=2+258+324=838=838
Расчет качественных показателей использования грузовых вагонов
Расчет вагоно-часов под грузовыми операциями производится на основе данных табл. 4, схемы 1 (погрузка и выгрузка) и табл. 2 (нормы простоя под одиночными и сдвоенными операциями).
Число сдвоенных операций для сухогрузных вагонов определяют, исходя из условий, что все вагоны, освобождающиеся из-под груза на станциях, можно здесь же использовать под погрузку. Оформить расчет в табл. 20 (см. приведенный в таблице пример расчета количества грузовых операций).
Простой под одной грузовой операцией
,=10380/838=12,4ч
Где – вагоно-часы простоя под грузовыми операциями;
– количество грузовых операций.
Для расчета затрат вагоно-часов на технических станциях первоначально определяют число вагонов, проходящих через каждую техническую станцию. Это число равно сумме всех груженых и порожних вагонов, принимаемых станцией за год со всех направлений (см. схемы 1, 2).
Из общего количества вагонов, принимаемых станцией, необходимо исключить местные вагоны. В результате получают число транзитных вагонов, следующих через данную станцию. Расчет следует провести по схеме рис. 3. На основе данных схемы 3 можно сделать вывод, что через станцию А следует ____ тыс. транзитных вагонов в год; ____ тыс. вагонов участвуют в грузовых операциях (местные вагоны).
Нормы простоя транзитных вагонов заданы отдельно для каждой станции. Вагоно-часы на технических станциях определяют умножением числа транзитных вагонов на среднюю норму простоя транзитного вагона (см. табл. 2 задания или по заданию консультанта).
Оформить расчет простоя транзитных вагонов в табл. 21 и 22.
=1673+1342=3015 тыс.В-В
=1564+12474
=1118+1485=2603
=28+89=117 тыс.В-В
=42+83=125
=35+105=140
Таблица 21
Определение количества транзитных вагонов, следующих через станции отделения
Показатели | Станции | Всего | ||
А | Б | В | ||
Общее кол-во вагонов, проследовавших за год, тыс. | 3132 | 2936 | 2743 | 8811 |
В том числе: | ||||
– местных вагонов за год, тыс.; | 117 | 125 | 140 | 382 |
– местных вагонов в среднем в сутки; | 321 | 342 | 384 | 1047 |
– транзитных вагонов за год, тыс.; | 3015 | 2811 | 2603 | 8429 |
– транзитных вагонов в среднем в сутки | 8260 | 7132 | 7132 | 23093 |
Таблица 22
Расчет вагоно-часов простоя на технических станциях транзитных вагонов с переработкой и без переработки (пример)
Станция | Кол-во транзитных вагонов за год, тыс. | Норма простоя одного транзитного вагона, ч | Вагоно-часы за год, тыс. | Вагоно-часы за сутки |
А Б В |
3015 2811 2603 |
14,2 4,4 4,7 |
42813 12368 12234 |
117296 33885 33518 |
Итого | 8429 | 8 | 67415 | 184699 |
Средний по отделению простой транзитного вагона на одной технической станции определяется из выражения
=67415/8429=8
где – вагоно-часы транзитных вагонов на технических станциях за год, тыс.;
– кол-во транзитных вагонов, проследовавших за год, тыс. вагонов.
Произведенные расчеты позволяют определить рабочий парк грузовых вагонов. Расчет рабочего парка вагонов для обеспечения планового объема перевозок производится по формуле
=67415+10380+169/24=3249
Вагоно-часы в движении принимаются за сутки (табл. 20, 22)
=1793120/365*29=169
Расчет времени оборота грузового вагона проводится по формуле
3249/2909=1,1
Важнейший показатель использования вагонов в пространстве и времени (оборот вагона) следует рассчитать и по аналитической формуле:
=1/24*16,2+(21,3-16,2)+23,2+3,7=4,9
Предварительно следует определить коэффициент местной работы, показывающий кол-во грузовых операций, приходящихся на один рабочий вагон:
=257+581/2909=0,3
Среднее число технических станций, проходимых вагоном за оборот, находится как
; ,=617/213=2,9
где – вагонное плечо.
=1793120/8429=213
Разумеется, что значение оборота вагона во всех формах расчета должно быть одинаковым.
Здесь же следует произвести расчет среднесуточного пробега грузового вагона по аналитической формуле:
=617/1,1=561
Среднесуточная производительность вагона рабочего парка является комплексным показателем интенсивности использования грузовых вагонов:
=64337*106/365*324,9=54252
Проверочный расчет следует выполнить по аналитической формуле:
=40*561/1+0,17=19179
Остальные качественные показатели использования вагонов рассчитаны после табл. 7, 8.
Таблица 23
Качественные показатели использования вагонов
Показатели |
Условные обозначения |
Значения по плану |
1 | 2 | 3 |
Простой вагона под грузовой операцией, ч | 12,4 | |
Средний простой транзитного вагона на одной технической станции, ч | 8 | |
Коэффициент порожнего пробега к груженому пробегу вагонов | 0,17 | |
То же, к общему пробегу вагонов | 0,14 | |
Динамическая нагрузка на груженый вагон, т/вагон | 40 | |
Динамическая нагрузка на рабочий вагон, т/вагон | 30 | |
Коэффициент местной работы | 0,3 | |
Оборот вагона, сут. | 1,1 | |
Среднесуточный пробег вагона, км/сут. | 561 | |
Производительность грузового вагона, эксплуатационные ткм, нетто на один вагон в сутки | 54252 |
Качественные показатели использования вагонов и локомотивов оказывают непосредственное влияние на эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок, рентабельность и эффективность работы железнодорожного транспорта. Комплексная оценка влияния всех качественных показателей использования вагонов и локомотивов рассматривается в дисциплине «Управление затратами». В данном курсовом проекте приводится расчет экономической эффективности ускоренности оборота вагона и увеличения массы поезда брутто.
4 Экономическая оценка улучшения использования подвижного состава
4.1 Экономическая эффективность ускорения оборота вагона
Оборот вагона – это время в сутках от погрузки до следующей погрузки вагона. Это комплексный показатель, который включает время в движении и простои на промежуточных, технических и грузовых станциях. Величина определяет величину рабочего парка вагона
=3249
Ускорение оборота вагона – одно из основных направлений сокращений эксплуатационных расходов железных дорог.
В выполненном выше расчете (раздел 3) наибольший удельный вес занимает время простоя под грузовыми операциями.
Сокращение времени простоя под погрузкой (по заданию консультанта) обеспечивает сокращение оборота вагона.
=1,5/24*0,3=0,02
где – сокращение времени простоя под грузовой операцией, ч;
– коэффициент местной работы.
Уменьшение потребного парка вагонов по отделению дороги составит
,=0,02*7970=159,4
где – работа отделения дороги (суточная).
Экономия капитальных вложений в потребный парк вагонов составит:
415*103*159,4*1,04*1,1=75676744 руб
где – цена вагона, тыс. руб.;=415 тыс.
, – коэффициенты, учитывающие вагоны, находящиеся в ремонте и запасе,
= 1,04; = 1,1
Экономия эксплуатационных расходов включает:
амортизационные отчисления на полное восстановление вагонного порта
=3,7*75676744=280003953
где – годовая норма амортизационных отчислений за год в % от стоимости вагонов.=3,7
– расходы на капремонт вагонов
=0,49*280003953=137201937
где – норматив расходов на капремонт вагонов в %.=4,95%
– расходы по содержанию и текущему ремонту вагонов
=0,15*665281485=99792223
где – расходная ставка на один вагоно-км, руб;=0,15
– сокращение пробега вагонов за год.
=3249*365*561=665281485
где – среднесуточный пробег вагона.
Общая экономия эксплуатационных расходов составит:
.=5169988113
Экономический эффект от ускорения оборота вагона составит:
=5283449624
где – нормативный коэффициент сравнительной эффективности.
4.2 Экономическая оценка увеличения массы поезда брутто
Средняя масса поезда – один из важнейших показателей использования мощности локомотивов.
Увеличение массы поезда ():=120 т.
Обеспечивает рост производительности локомотива
;
, =(2990+120)*800/1+0,19=2090756
Сокращение эксплуатируемого парка локомотивов
=143,5-138=5,5
где – эксплуатационный парк локомотивов при увеличении массы поезда.
; , ед.=105340*106/2090756*365=138
Экономию капитальных вложений в парк локомотивов
,22*106*5,5*1,1*1,04=138424000
где – цена локомотива, тыс. руб.;=22 млн.руб.
, – коэффициенты, увеличивающие ремонт и запас локомотивов.
Экономию эксплуатационных расходов в год:
по амортизационным отчислениям
=138424000*0,357=49417368
где – годовая норма амортизационных отчислений на полное восстановление локомотивов в % к стоимости локомотивов.
по электроэнергии (топливу) на тягу поездов
,=0,33*105340*106*1,60=5561952
где – снижение нормы расхода электроэнергии в квт.ч на 104 ткм брутто, с увеличением на 1 % сокращается норма расхода электроэнергии на (0,1 ё 0,17) % (по заданию консультанта).
Кроме того, сокращается численность локомотивных бригад и достигается экономия по заработной плате и отчислениям единого социального налога.
– по заработной плате
=46,5*329=15298,5 руб.
где – сокращения бригадо-часов за год (принять по величине поездо-часов на участке АБВ для сквозных поездов);
– расходная ставка на один бригадо-час.
по отчислениям единого социального налога
=26,2*15298,5=400820,7
где – процент единого социального налога от экономии заработной платы.=26,2
Экономия эксплуатационных расходов от увеличения массы поезда брутто составляет
=55395439
Годовой экономический эффект от увеличения массы поезда составит:
=76159039