Показатели работы подвижного состава
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Курсовая работа
На тему:
«Показатели работы подвижного состава»
студент гр.
Выполнил:
Проверил:
научный руководитель,
Ростов-на-Дону
2009
Исходные данные
Среднюю статистическую нагрузку для определения плана перевозок строительных грузов в вагонах рассчитать на основе данных о типах вагонов, используемых для их перевозки и технических норм загрузки физ. вагонов.
Размеры приема сухогрузного порожняка по станции В принять равными 18 % от суммы сдачи груженых вагонов по этой станции на соседние отделения сети и цистерн – соответственно 82 % от сданных в груженом состоянии.
Состав порожнего поезда для всех вариантов принять исходя из длины приемо-отправочных путей (1250 м), длины локомотива (50 м) и длины вагона (16 м).
В расчетах принять, что в течение всего времени простоя сборного поезда на промежуточных станциях локомотив занят маневровой работой.
По действующим нормам 1 ч маневровой работы приравнивается к 5 км условного пробега, а 1 ч простоя локомотивов – к 1 км условного пробега.
Расчет объемных показателей использования подвижного состава
Размеры приема и выгрузки строительных грузов станциями отделения даны в табл. 1 (задания). Перевозка определяется при помощи средней статической нагрузки, которая рассчитывается по формуле:
,=100/0,9+3,1+0,04=25р тв
где , , – удельный вес вагонов i-го типа, (табл. 1 задания);
, , – средняя статическая нагрузка по минеральным строительным грузам вагонов i-го типа (табл. 2 задания).
На основании средней статической нагрузки определяется прием грузов по станции :
,=6600/25=264 тыс.вагкм
где – прием минеральных строительных грузов, тыс. ваг.
Аналогично рассчитывается выгрузка строительных грузов по станциям А, Б, В:
780/25=31
740/25=30
600/25=24
400/25=16
55025=22
Полученные данные следует занести в табл. 1 и закончить ее.
Таблица 1
План перевозок отделения дороги, тыс. вагонов в год
Станция, участок | Погрузка (+) | Выгрузка (–) | ||||||
строительных грузов |
остальных сухогрузов | нефти | всего |
строительных грузов |
остальных сухогрузов | нефти | всего | |
А | 28 | 28 | 31 | 48 | 10 | 89 | ||
А-Б | 39 | 38 | 31 | 40 | 22 | 93 | ||
Б-А | 37 | 37 | ------ | 57 | ------ | 57 | ||
Б | 42 | 42 | 24 | 32 | 27 | 83 | ||
Б-В | 52 | 52 | 16 | 32 | 22 | 70 | ||
В-Б | 25 | 25 | ------ | 85 | ------ | 89 | ||
В | 35 | 35 | 22 | 51 | 32 | 196 | ||
Итого | 257 | 257 | 121 | 345 | 113 | 581 |
Затем следует определить объем приема и сдачи груженых вагонов по станциям А и В, являющимся стыковыми с другими отделениями. Расчет произвести в табл. 2.
Для проверки правильности полученных результатов необходимо рассчитать работу отделения за год:
U=+=+.
1762+890+257=810+1518+581
Прием и сдача принимаются только по стыковым станциям отделения А и В, погрузка и выгрузка – по всем.
Таблица 2
План приема и сдачи груженых вагонов, тыс. вагонов в год
Стыковой пункт | Прием с других отделений | Сдача на другие отделения | ||||||
строительных грузов |
сухогрузов без строительных грузов |
нефти | всего | строительных грузов |
сухогрузов без строительных грузов |
нефти | всего | |
Станция А | 264 | 1320 | 178 | 1762 | ------ | 1312 | ------ | 1312 |
Станция В | ------ | 890 | ----- | 890 | 141 | 810 | 65 | 1013 |
Итого | 264 | 2210 | 178 | 2652 | 141 | 2120 | 65 | 2325 |
Наличие этих данных позволяет определить суточную работу отделения:
или U
U.=2909/365*1000=7970т.ваг
Схему следует составить для трех грузов (сухогрузы, нефть, минеральные-строительные грузы). Стрелками показать направление вагонопотоков. Прием от других отделений и сдача на другие отделения производится только по стыковым станциям А и В. Погрузка (отправление) и выгрузка (прибытие) производится на станциях А, Б, В и станциях участков А-Б и Б-В. В курсовом проекте погрузку (отправление) следует записать со знаком (+), а выгрузку (прибытие) со знаком (–). Густота движения вагонов (Г) определяется по участкам и направлениям (А-Б, Б-В, В-Б, Б-А) как средняя арифметическая величина между отправлением с одной участковой станции и прибытием на соседнюю. Среднюю густоту вагонопотоков по каждому участку (туда и обратно) следует занести в табл. 3 и затем рассчитать пробеги груженых вагонов.
Пробеги порожних вагонов по отделению образуются из пробегов местного порожняка и пробегов порожняка, следующего по регулировочным заданиям. Для определения пробега местного порожняка следует построить баланс порожних вагонов с целью выявления его избытка и недостатка по видам вагонов на каждой станции и участке.
Таблица 3
Густота движения по участкам и пробег груженых вагонов
Участок |
Протяженность участка, км |
Густота движения, тыс. ваг. |
Пробег вагонов, тыс. вагоно-км | ||
туда | обратно | туда | обратно | ||
А-Б | 230 | 1674 | 820 | 385020 | 188600 |
Б-В | 390 | 1597 | 860 | 622830 | 335400 |
Итого по отделению |
620 |
расчет | расчет |
1007850 |
524000 |
Для упрощения расчетов принимается, что сухогрузные вагоны всех типов, освобождающиеся из-под груза на станциях и участках отделения, являются взаимозаменяемыми и здесь же используются под погрузку в меру потребности в порожних вагонах. Все цистерны, освобождаемые на отделении, следуют в порожнем состоянии в обратном направлении.
Годовой баланс порожних вагонов сделать по форме табл. 4.
Данные по погрузке и выгрузке приведены в табл. 1 (задания).
Если выгрузка преобладает над погрузкой, то на станции или участке образуется излишек порожних вагонов, и наоборот. В соответствии с исходными данными сухогрузный регулировочный порожняк принимается по станции В в размере, равном 18 % от величины суммы сданных груженых вагонов, а цистерны – соответственно 82 %.
На основе данных табл. 4 и размеров приема регулировочного порожняка составляется схема густоты движения порожних вагонов на отделении без подразделения по видам (рис. 2). Весь порожняк следует только в направлении В-Б-А.
Таблица 4
Построение годового баланса порожних вагонов по отделению, тыс. вагонов в год
Станция или участок | Сухогрузы (включая строительные грузы) | Наливные грузы | ||||
погрузка | выгрузка | избыток (+), недостаток (–) порожних вагонов | погрузка | выгрузка | избыток (+), недостаток (–) порожних вагонов | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А | 29 | 79 | 51 | 11 | 10 | |
А-Б и Б-А | 75 | 127 | 52 | 22 | 22 | |
Б | 42 | 56 | 14 | 27 | 27 | |
Б-В и В-Б | 77 | 133 | 56 | 22 | 23 | |
В | 35 | 51 | 19 | 32 | 32 | |
Итого | 257 | 446 | 189 | 113 | 113 |
Густоту порожних вагонопотоков по каждому участку следует занести в табл. 5 и рассчитать пробеги порожних вагонов на отделении.
Таблица 5
Густота движения по участкам и пробег порожних вагонов
Участок | Протяженность участка, км | Густота движения, тыс. вагонов | Пробег вагонов, тыс. вагонов |
Б-А | 230 | 495 | 113850 |
В-Б | 390 | 378 | 147420 |
Итого | Расчет 437 |
261270 |
495+378/2=437
На основе рис. 1 и 2 определить величину приема груженых и порожних вагонов с соседних отделений и сдачи на соседние отделения и занести эти данные в табл. 6.
Таблица 6
Прием и сдача груженых и порожних вагонов, тыс. вагонов в год
Пункты перехода | Прием вагонов | Сдача вагонов | ||
груженых | порожних | груженых | порожних | |
Станция А | 1762 | --- | 810 | 593 |
Станция Б | 890 | 288 | 1518 | --- |
Итого |
2652 |
288 |
2328 |
593 |
Затем, используя данные табл. 3 и 5, следует определить общую густоту и общий пробег груженых и порожних вагонов на отделении (в таб. 7).
Таблица 7
Расчет общей густоты движения по участкам и общего пробега вагонов
Участок | Протяженность участка, км | Густота движения, тыс. вагонов |
Пробег вагонов, тыс. вагоно-км |
||||
груженых | порожних | Всего | груженых | порожних | всего | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
А-Б | 230 | 1674 | --- | 1674 | 385020 | ---- | 385020 |
Б-А | 820 | 495 | 1315 | 188600 | 113850 | 302450 | |
Итого | 2494 | 2989 | 687470 | ||||
Б-В | 1597 | --- | 1597 | 622830 | ---- | 622830 | |
В-Б | 378 | 378 | 335400 | 147420 | 482820 | ||
Итого | 390 | 2457 | 1975 | 958230 | |||
Всего по отделению | 620 | 4951 | 873 | 5824 | 1531850 | 261270 | 1793120 |
После расчета пробега вагонов на отделении и работы отделения следует рассчитать полный рейс вагона , который складывается из груженого и порожнего рейсов и рассчитывается по формулам:
Uгод=2909 ;=1793120/2909=617 км
;=1531850/2909=527 км
,=261270/2909=90 км
где , , – пробег вагонов соответственно общий, груженых, порожних, тыс. вагоно-км. Для проверки используется формула
.=527+90=617
Здесь же следует рассчитать коэффициент порожнего пробега вагонов к груженому пробегу вагонов () и к общему пробегу вагонов () по формулам:
;261270/1531850=0,17
.=261270/1793120=0,14
Среднюю динамическую нагрузку груженого вагона () по отделению можно рассчитать, используя данные табл. 8:
.=64337/1531850*1000=40
Динамическую нагрузку рабочего вагона () определяют по формуле:
=.=64337/1793120*1000=30
Далее следует рассчитать объем грузовых перевозок в эксплуатационных тонно-километрах (нетто).
Среднюю динамическую нагрузку груженого вагона принять в соответствии с табл. 2 (задания) или по индивидуальному заданию консультанта.
Расчет произвести в табл. 8.
Таблица 8
Расчет эксплуатационных тонно-километров (нетто), млн
Участок | Протяженность участка, км | Пробег груженых вагонов, тыс. вагоно-км* | Динамическая нагрузка**, т/вагон | Тонно-километры нетто Pl, млн. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А-Б | 230 | 385020 | 42 | 16171 |
Б-А | 188600 | 7921 | ||
Итого | 573620 | 24092 | ||
Б-В | 390 | 622830 | 42 | 26159 |
В-Б | 335400 | 14087 | ||
Итого | 958230 | 40245 | ||
Всего по отделению | 620 | 1531850 | 42 | 64337 |
* Данные взять из табл. 7.
** Данные взять из табл. 2 (задания).
По результатам табл. 8 следует определить среднюю густоту грузопотока (G) на отделении:
,=64337/620=104 млн.вагкм
где – эксплуатационная длина отделения железной дороги, км.
Полученное значение грузонапряженности сравнить со среднесетевыми данными и дать заключение о степени интенсивности использования технических средств и их характеристику.
Тонно-километры брутто учитывают пробег груза (тонно-километры нетто) и тары вагонов (тонно-километры груженых и порожних вагонов) и определяют объем перевозочной работы локомотивов.
Величину тонно-километров определить по формуле:
,=105340
где – вес тары вагона, т (по заданию консультанта).
Расчет пробегов брутто произвести по форме табл. 9.
Таблица 9
Участок |
Тонно-км нетто, млн Таб.8 |
Вагоно-км, тыс. | Вес тары на вагон*, т | Тонно-км тары груженых вагонов, млн | Тонно-км брутто груженых вагонов | Тонно-км тары (брутто) порожних вагонов, млн |
Тонно-км брутто общие , млн |
|
груженых вагонов Таб.8 |
порожних вагонов Таб.7 |
|||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
А-Б | 16171 | 385020 | ---- | 23 | 8556 | 24727 | --- | 24727 |
Б-А | 7921 | 188600 | 113850 | 4338 | 12259 | 2619 | 14878 | |
Итого | 24092 | 573620 | 113850 | 12894 | 36986 | 2619 | 39665 | |
Б-В | 26159 | 622830 | ---- | 23 | 14325 | 40484 | --- | 40484 |
В-Б | 14087 | 335400 | 147420 | 7714 | 21801 | 3390 | 25191 | |
Итого | 40245 | 958230 | 147420 | 22039 | 62985 | 3390 | 65675 | |
Всего по отделению | 64337 | 1531850 | 261270 | 23 | 35788 | 99251 | 6009 | 105340 |
* Данные взять из табл. 6.
На основании данных табл. 9 можно рассчитать коэффициент брутто:
.=105340/64337=1,6
Для определения пробегов поездов в поездо-километрах, необходимо рассчитать средний вес порожнего поезда по формуле:
.=75*25=1875 т.
Состав поезда можно определить делением средней длины приемо-отправочных путей за вычетом длины локомотива на среднюю длину вагона (см. исходные данные).
Средний вес брутто груженых поездов по вариантам принимается из табл. 2 задания (или по заданию консультанта).
Расчет пробега поездов произвести в табл. 10.
Таблица 10
Определение пробега грузовых поездов
Участок | Протяженность участка, км |
Тонно-км брутто, млн 7 8 |
Груженые поезда 3/5*1000 |
Порожние поезда 4/7*1000 |
Общие поездо-км тыс. |
|||
груженые поезда |
порожние поезда |
вес поезда , т |
поездо-км , тыс. |
вес поезда , т |
поездо-км тыс. |
6+8 |
||
А-Б | 230 | 24727 | --- | 3100 | 7976 | 1875 | --- | 7976 |
Б-А | 12259 | 2619 | 3100 | 3954 | 1875 | 1396 | 5350 | |
Б-В | 390 | 40487 | ---- | 3100 | 13059 | 1875 | --- | 13059 |
В-Б | 21801 | 3390 | 3100 | 7033 | 1875 | 1808 | 8841 | |
Итого по отделению |
620 |
99251 |
6009 |
Расчет |
32022 |
Расчет |
3204 |
35226 |
Далее производится расчет линейного пробега локомотивов, который складывается из пробега локомотивов во главе поездов (соответствует поездо-километрам) и одиночного следования. Пробеги поездных локомотивов в одиночном следовании при отсутствии двойной тяги равны разнице между пробегами поездов «туда» и «обратно».
Расчет линейного пробега локомотивов произвести в табл. 11.
Таблица 11
Определение линейного пробега поездных локомотивов
Участок | Пробег локомотивов во главе поездов, тыс. локомотиво-км |
Локомотиво-километры одиночного следования , тыс. 2-3 |
Линейный пробег локомотивов , тыс. локомотиво-км4+5 |
||
туда 9 |
обратно |
Всего |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
А-Б | 7976 | 5350 | 13326 | 2626 | 15952 |
Б-В | 13059 | 8841 | 21900 | 4218 | 96118 |
Итого по отделению |
21035 |
14191 |
35226 |
6844 |
42070 |
На основании данных табл. 11 можно рассчитать:
коэффициент вспомогательного линейного пробега локомотивов к пробегу во главе поездов:
5/4п;=6844/35226=0,19
коэффициент использования локомотивов:
4/6п.=35226/42070=0,83
Расчет размеров движения в поездах по участкам отделения и направлениям произвести в табл. 12.
Для расчета пробега сборных поездов учитываются из табл. 1, 4 объемы местной работы.
При определении количества сборных поездов рекомендуется условно принять, что пробеги сборных поездов составляют 1–3 % от пробега груженых и порожних поездов отдельно.
Величина сборных задается консультантом.
Таблица 12
Определение суточных размеров движения в поездах, по участкам и направлениям (пример)
Участок | Протяженность участка | Поездо-км за год, тыс. | Поездо-км за сутки | Кол-во поездов в сутки | |||||||
сборных | сквозных порожних | сквозных груженых | сборных | сквозных порожних | сквозных груженых | сборных | сквозных порожних | сквозных груженых | всего | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
А-Б | 230 | 79 | --- | 7897 | 216 | --- | 21635 | 1 | -- | 94 | 95 |
Б-А | 39/13 | 1383 | 3915 | 142 | 3789 | 10726 | 1 | 17 | 47 | 65 | |
Б-В | 130 | --- | 12989 | 356 | --- | 35586 | 1 | -- | 92 | 93 | |
В-Б | 390 | 70/18 | 1790 | 7013 | 242 | 4905 | 19214 | 1 | 13 | 50 | 64 |
Итого | 620 | 320 | 3173 | 31814 | 956 | 8694 | 87161 | 4 | 30 | 283 | 317 |
После этого определяем пробеги поездов различных категорий: сквозных груженых и сквозных порожних поездов.
2. Расчет качественных показателей использования локомотивного парка
Потребный эксплуатационный парк локомотивов определяем способом подсчета суммарного времени работы локомотива на передвижение поездов, на стоянки на промежуточных станциях, на стоянки в пунктах основного (станция Б) и оборотного депо (станция А), в пунктах смены локомотивных бригад.
Эксплуатируемых парк локомотивов рассчитывается по формуле
,=156
где – сумма локомотиво-часов в движении, на промежуточных станциях, в пунктах смены бригад и на деповских станциях.
Время, затрачиваемое локомотивами в движении равно длине участка, деленной на техническую скорость , а время нахождения на участке – длине участка, деленной на участковую скорость .
Разница во времени на участке и в движении определяет простой локомотивов на промежуточных станциях. Скорость для различных видов поездов неодинакова (см. табл. 2 задания), поэтому необходимо затрату времени локомотивов определить отдельно для сквозных и сборных поездов, а также для одиночных локомотивов.
Время простоя на деповских станциях и в пункте смены бригад равно норме простоя на одну пару поездов (см. задание табл. 2), умноженной на количество поездов и деленной на 2.
Для сокращения расчетов можно в табл. 13 указать норму простоя на один поезд, т. е. норму на одну пару, деленную на 2.
Количество одиночных локомотивов, следующих по участку в сутки, определяется как разница между числом поездов «туда» и числом поездов «обратно» (см. табл. 12).
При определении времени простоя локомотивов на деповских станциях и в пунктах смены бригад следует исходить из их размещения на отделении по принятой схеме (рис. 1).
При следовании по участку А-Б поездные локомотивы будут простаивать в оборотном депо на станции А (смена бригад, ожидание поездов) и в основном депо на станции Б (с заходом в депо). При следовании по участку Б-В поездные локомотивы будут простаивать на станции В (пункт смены бригад).
Таблица 13
Расчет эксплуатируемого парка локомотивов (пример)
Участок | Протяженность участка, км | Род поездов |
Число поездов в сутки |
Тех. скорость VТ, км/ч | Участковая скорость Vуч, км/ч | Время в чистом движении, ч | Общее время на уч-ке, локомотиво-ч | Время простоя на промежуточных станциях, локомотиво-ч | Время в пунктах смены бригад, локомотиво-ч | Время простоя на станциях основного депо, лок.-ч | Время простоя на станциях оборот. депо, лок.-ч |
Общая затрата лок-во-ч в сутки |
Эксплуатируемый парк лок., лок-во-сутки | ||||||
на один поезд | на все поезда | на один поезд | на все поезда | на один поезд | на все поезда | на один поезд | на все поезда | на один поезд | на все поезда | на один поезд | на все поезда | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
А-Б | 230 | Сквозные | 158 | 55 | 40 | 4,2 | 660,8 | 5,75 | 909 | 1,6 | 248 | – | – | 1,6 | 252 | 1,2 | 189,6 | ||
230 | Одиноч. след. | 30 | 60 | 45 | 3,9 | 115 | 5,2 | 153 | 1,3 | 39 | – | – | 1,6 | 48 | 1,2 | 36 | |||
230 | Сборные | 2 | 65 | 30 | 3,6 | 7,08 | 7,7 | 15,3 | 4,13 | 8,3 | – | – | 1,6 | 3,2 | 1,2 | 2,4 | |||
Итого | 190 | 11,6 | 782,9 | 18,6 | 1077 | 6,9 | 294,4 | – | – | 1,6 | 304 | 228 | |||||||
Б-В | 390 | Сквозные | 155 | 50 | 40 | 7,8 | 1209 | 9,75 | 1511 | 1,9 | 302,3 | 0,3 | 46,5 | 1,6 | 248 | – | – | ||
390 | Одиноч. след. | 29 | 60 | 45 | 6,5 | 188,5 | 8,7 | 251 | 2,2 | 62,9 | 0,3 | 8,7 | 1,6 | 46,4 | – | – | |||
390 | Сборные | 2 | 65 | 30 | 6 | 12 | 13 | 26 | 7 | 14 | 0,3 | 0,6 | 1,6 | 3,2 | – | – | |||
Итого | 186 | 20,3 | 1409,5 | 31,5 | 1789 | 11,2 | 379,1 | 1,6 | 297,6 | – | – | ||||||||
Всего | 376 | 32 | 2192 | 50 | 2865 | 19 | 674 | 56 | 228 | 3751,4 | 156,4 |
Таблица 14
Расчет условного пробега специально-маневровых локомотивов
Вид локомотивов | Парк локомотивов | Время работы в сутки, ч | Кол-во часов работы | Условный пробег в год, тыс. км (1 локомотиво-ч = 5 локомотиво-км) | |
в сутки | в год | ||||
Специально-маневровые локомотивы, |
5 |
23,5 |
23,5 117,5 |
Ч23,5Ч365 42887,5 |
Ч23,5Ч365Ч5 214437,5/1000= 214,5 |
Время работы в сутки специально-маневровых локомотивов принимается 23,5 ч.
Кроме того, необходимо рассчитать условный пробег специально-маневровых локомотивов за время экипировки по формуле:
.=91,25
Записать в тыс. локомотиво-км и локомотиво-часов в строке «прочий простой» (условный пробег) – табл. 18.
Таблица 15
Маневровая работа и условный пробег поездных локомотивов (со сборными поездами) (пример)
Участок | Время нахождения сборных поездов на промежуточных станциях за сутки, ч* | Локомотиво-часы маневровой работы в год, ч | Локомотиво-км условного пробега в год, тыс. (1 локомотиво-ч = 5 локомотиво-км) |
А-Б 8 | 8 | 2920 | 14600 |
Б-В 14 | 14 | 5110 | 25550 |
Итого 22 | 22 | 8030 | 40150 |
* Данные берутся из табл. 13.
Таблица 16
Расчет условного пробега остальных локомотивов (сквозных поездов и одиночных локомотивов) (пример)
Участок | Время простоя на промежуточных станциях в сутки, ч* | Локомотиво-часы простоя в год |
Локомотиво-км условного пробега в год, тыс. (1 локомотиво-ч = 1 локомотиво-км) |
А-Б | 285 | 104025 | 104025 |
Б-В | 364 | 132860 | 132860 |
Итого | 649 | 236885 | 236885 |
* Время простоя сквозных поездов и одиночных локомотивов на промежуточных станциях берется из табл. 13.
Таблица 17
Расчет условного пробега локомотивов, простаивающих в пунктах смены бригад, основного и оборотного депо (пример)