Рынок природных ресурсов
в ходе использования водные ресурсы либо остаются в природных каналах стока (водный транспорт, гидроэнергетика, рыбное хозяйство и т.д.), либо возвращаются в круговорот воды (орошение, все виды хозяйственного и бытового водоснабжения). Поэтому принципиально использование водных ресурсов не ведет к их истощению.Однако на практике дело обстоит сложнее. Использование воды для растворения и транспортировки полезных веществ или отходов, охлаждение тепловыделяющих агрегатов или в качестве теплоносителя ведет к качественным изменениям (загрязнение, нагрев) отходящих вод и (при их сбросе) самих источников водоснабжения. При использовании воды для орошения она лишь частично (и зачастую в измененном качественном состоянии) возвращается в местные каналы стока, в основном в результате испарения с почвы уходит в атмосферу, включаясь в наземную фазу круговорота в других, обычно весьма отдаленных, районах.
С неисчерпаемостью водных ресурсов и особенностями их использования связано их специфическое место в системе экономических отношений. До недавнего времени сравнительное изобилие воды, и возможность в большинстве случаев удовлетворения всех потребностей в ней исключали воду, как и воздух, из системы экономических отношений. Исключение составляли аридные районы, где дефицит воды и необходимость больших материальных и трудовых затрат на организацию водоснабжения издавна делали воду объектом сложных экономических и правовых отношений.
В связи со стремительным ростом водопотребления по мере возникновения дефицита водных ресурсов во все большем числе районов ситуация стала меняться. Возникла необходимость в механизме регулирования использования ограниченных водных ресурсов и распределения их между потребителями - экономическом или административном.
ГЛАВА№2
Экономическая основа платежей за природные ресурсы
Для установления размера платы за использование природными ресурсами разработаны нормативы с расчетами оценки получаемых благ и приносимого вреда в сферах использования земли недр земли, воздушных и водных сред.
Если приведенные методы экономической оценки природных ресурсов позволяют оценить частичное использование ценностного курса на момент расчета для размеров платы в бюджет, то эти методики не дают возможности оценить принадлежащие стране богатства в полном объеме, выделить оставшееся в недрах к использованию, определить очередность их изъятия с учетом возможности технологии, продолжительности хранения и их добычи (например, жидкой нефти, перетекающей по закону сообщающихся сосудов)
Поэтому из-за отсутствия оценки всего потенциала богатств РФ существующие экономические методы расчета величины налогов и сборов за природопользование не только не стимулируют работы по сохранению и воспроизводству природных запасов, но и обедняют бюджет, в котором величина налогов и сборов отражает только используемые природные ресурсы. Существуют следующие методы оценки2 природных ресурсов:
• воспроизводственный метод позволяет определять стоимость природного ресурса как совокупность затрат, требуемых для воспроизводства частично потребляемого вида сырья на планируемый период;
• результативный метод позволяет вести экономическую оценку только природных ресурсов, приносящих доход, через разницу доходов и текущих затрат;
• рентный и монопольно-ведомственный методы расчёта исходят из выбора наиболее ценного сырья для добычи при минимальных затратах, ориентированных на средний уровень, с обоснованием разделения собственника ресурсов и его пользователя.
Система платежей за природные ресурсы включает: 1) плату за право пользования природными ресурсами; 2) плату за частичное их восстановление;
3) штрафные платежи за превышение минимального использования природных ресурсов.
Платежи за природные ресурсы разделены между федеральным и местным бюджетами. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к федеральным отнесены:
• налог на пользование недрами;
• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
• водный налог;
• лесной доход;
• экологический налог.
К местным налогам относится земельный налог.
Поступления в консолидированный бюджет РФ платежей за пользование природными ресурсами характеризует табл. 1:
Таблица 1. Платежи за пользование природными ресурсами (млрд. руб.)3
Платежи | 1999 | 2000 | 2001 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
12 291 | 21 175 | 37 174 |
из них: | |||
1. Плата за недра | 5832 | 10533 | 15692 |
2. Отчисления за воспроизводство минерально-сырьевой базы | 2250 | 3947 | 10293 |
3. Земельные налоги и арендная плата за землю | 3292 | 5262 | 9508 |
4. Прочие платежи за пользование природными ресурсами | 916 | 1 432 | 1681 |
Как видим, размер этих платежей постоянно увеличивается, а их доля в доходах бюджета выросла с 1,6 до 5,2%.
Таблица 2. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов4 (в фактически действовавших ценах, млрд. руб.)
1985 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | |
Инвестиц в основной капитал | |||||||||
— всего | 2,5 | 3,3 | 3,0 | 52,9 | 592,8 | 2368,3 | 6403,6 | 8254,3 | 8615,6 |
В том числе: | |||||||||
На охрану и рацион. использование водных ресурсов | 1,8 | 2,2 | 2,0 | 32,9 | 346,2 | 1326 | 3397,3 | 4080,3 | 4148,4 |
На охрану атмосферного воздуха | 0,3 | 0,5 | 0,4 | 9,2 | 114,4 | 423,4 | 1643,9 | 212,4 | 2086,9 |
На охрану и рацион. использование земель | 0,2 | 0,4 | 0,4 | 7Д | 103,4 | 455,5 | 845,5 | 1390,4 | 1302,9 |
Другие мероприятия | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 3,7 | 28,8 | 163,4 | 416,9 | 656,2 | 1077,4 |
Глава №3
Регулирование рынков природных ресурсов
Провалы рынка и деградация окружающей среды
Хорошо функционирующие рынки – эффективный механизм в экономике по оптимальному распределению ресурсов между пользователями, что максимизирует общественно благосостояние. Чтобы добиться хорошего функционирования рынков необходимо выполнить несколько условий: четко определенные права собственности на все ресурсы, информация должна свободно распространяться между агентами рынка, и ограниченные ресурсы должны поступать на рынок, где им будет установлена цена исходя из соотношения спроса и предложения.
Провалы рынка наступают в тех случаях, когда некоторые из этих условий не выполняются. В экономической литературе описывается ряд случаев провалов рынка. Применительно к экологической проблематике наличие внешних эффектов (экстерналий) и ресурсов, находящихся в общественной собственности («трагедия общин»), два наиболее ярких явления, вызывающих провалы рынка.
Ресурсы общего пользования - это ресурсы, находящиеся в коллективной собственности. Если доступ к данному ресурсу никак не регламентируется, то ресурс подвергается истощению. Примерами являются: перевыпас скота на общинных землях, истощение рыбных запасов. Плохо сформулированные права собственности на ресурсы определяют характер и использования природного ресурса.
Природные ресурсы разделяются на возобновляемые и невозобновляемые. Невозобновляемые ресурсы конечны, поэтому их чрезмерное использование со временем приведет к исчерпанию запасов. Главной экономической задачей является регулирование использования запаса этого вида ресурсов во времени. Возобновляемые ресурсы могут восстанавливаться.
Примерами возобновляемых ресурсов являются рыбные ресурсы, леса. Следует быть максимально осторожным, однако, употребляя термин возобновляемость, так как речь в большинстве случаев идет о частичной восстанавливаемости. Леса, которые вырубают, а пастбища используют под животноводство, обычно не восстанавливаются. Количество питательных веществ в почве снижается и происходит ее эрозия.
При устойчивом режиме управления возможно сохранение самого ресурса, а расходуется только его прирост. Так при вылове рыбы отлавливаются только взрослые особи, а молодые сохраняются и размножаются до наступления следующего сезона. Если регулярно использовать большее количество ресурса, чем обеспечивается устойчивым развитием, то маловероятно, что оставшаяся часть ресурсов сможет регенерироваться. Поэтому основная экономическая проблема, связанная с возобновляемыми ресурсами, связана с уровнем и темпами их использования, чтобы сохранить их запас на оптимальном уровне.
Способность рынка самостоятельно преодолевать провалы
Рынок необязательно всегда находит социально оптимальное решение. Экологическая деградация может иметь место в случае наличия экстерналий, или когда эксплуатируются ресурсы общего пользования.
Но не бывает
случаев без
исключений.
Есть примеры
успешной
интернализации
экстерналий
и позитивного
опыта управления
ресурсами
общего пользования,
когда участвующие
стороны находят
взаимовыгодное
позволяющее
предотвратить
деградацию
окружающей
среды решение.
Тот факт, что
рынки в некоторых
случаях могут
найти решения
своих проблем,
означает, что
органы государственного
управления
не должны
автоматически
вмешиваться
при провале
рынка. Во-первых,
лучше всего
поддерживать
ситуации, при
которых рынки
сами могут
решить свои
проблемы – если
это возможно.
Во-вторых,
вмешательство
государство
может в ряде
случаев лишь
усугубить
ситуацию.
Рассмотрим
при каких
обстоятельствах
рынок сможет
самостоятельно
найти решения,
а при каких
нет. Основные
условия могут
быть сформулированы
следующими
образом: при
наличии нормальных
условий рынок,
по-видимому,
сможет самостоятельно
разработать
системы управления,
которые должным
образом учтут
провал рынка.
Главным условием
"нормальности"
являются низкие
трансакционные
затраты; государственные
органы не должны
спешить автоматически
вмешиваться
при каждом
провале рынка;
эксплуатируются
ли ресурсы
сверх положенного?
установлена
ли общая система
управления?
что можно сделать
для улучшения
системы управления?
Экстерналии и рыночные решения
Как результат экстерналий, обсужденных выше, природные ресурсы деградируют, и снижение степени деградации или загрязнения можно добиться путем учета мнения всех или принятия коллективного решения. Коллективное решение позволяет предохранить снижение запасов и качества природного ресурса ниже желаемого. С этих позиций экстерналии создают почву для новых управленческих структур. Стороны, участвующие в эксплуатации определенного ресурса, заинтересованы лучше узнать друг друга, придти к соглашению друг с другом и контролировать ход его выполнения. Трудности, связанные с организацией этого процесса, выражаемые величиной трансакционных затрат, и от значения этих затрат зависит почему в одних случаях провалы рынка не могут разрешиться самими рынком, а в других находятся решения. Пример установления двусторонних отношения для решения проблемы возникновения экстерналий включает в себя ряд следующих принципиальных моментов:
В пригороде шведского города Гетеборг недалеко от нефтеперерабатывающего предприятия расположен автомобильный завод. Менеджеры завода установили, что при переработке низкокачественных нефтесодержащих продуктов и соответствующем направлении ветра, происходила коррозия металла и слезала краска с новых только что выпущенных автомобилей. Две стороны сели за стол переговоров и была достигнута договоренность, в соответствии с которой антикоррозийные мероприятия стали проводиться в период изменения направления ветра. Однако в процессе переговоров не были приняты интересы жителей, которые проживают с подветренной стороны.
Вопрос состоит в определении обстоятельств, при которых возникают стимулы для нахождения подобных спонтанных решений, а где политика переговоров ни к чему не приводит. Очевидно, переговоры заканчиваются провалом там, где очень трудно или очень дорого становится определить совместные интересы, согласовать их и осуществлять надзор над их надлежащим выполнением. Эти трудности, или издержки с ними связанные называются трансакционными издержками и в них заключена фундаментальная причина успеха или провала рынка по саморегулированию.
Основные элементы трансакционных расходов более детально рассматриваются ниже.
Для того чтобы заключить соглашение между собой стороны сначала найти друг друга. Это представляется довольно простым вопросом, но при рассмотрении природоохранных проблем не всегда ясно, кто является загрязнителем, а кто пострадавшей стороной; переговоры и заключение соглашения, после выявления сторон им необходимо провести переговоры с целью нахождения решения, что само по себе представляет дорогостоящий процесс; контроль. Стороны должны осуществлять мониторинг и контроль того, что другая сторона реально соблюдает соглашение – этот вид деятельности также требует значительных затрат; обеспечение выполнения. Если невозможно обеспечить выполнение и соблюдение соглашения или это обеспечение потребует значительных затрат, тогда такое соглашение немногого стоит; если упомянутые выше трансакционные издержки сравнительно ниже, чем выигрыш от заключения соглашения, то весьма вероятно, что рынок самостоятельно справится с провалом. Эта идея о том, что действующие на рынке агенты смогут справиться с внешними затратами, если трансакционные издержки незначительны, а права собственности сформулированы четко, была отражена в теореме Коуза. Теорема Коуза является важным вкладом в решение проблемы экстерналий. Ее не следует, однако, интерпретировать так, будто бы правительству совсем не следует вмешиваться в процесс охраны окружающей среды. В большинстве случаев, когда имеет место загрязнение окружающей среды, теорема Коуза неприменима по некоторым причинам. Важнейшим препятствием для саморегулирования рынка является вовлечение большого количества сторон в решение экологической проблемы. Если проблема ограничивается только двусторонними контактами, например, два рыболова в одном пруду, то переговоры по нахождению взаимоприемлемого решения идут успешно, Однако, если проблема касается загрязнения воздушного бассейна крупного города, издержки определения участников, проведения переговоров и правоприменения становятся очень большими.
Большое количество участников - это не только проблема размерности. При большом количестве участников решения проблемы обязательно найдутся "бесплатные ездоки/зайцы", то есть категория лиц, получающих эффект от борьбы с экстерналиямн бесплатно. Эффекты от улучшения состояния воздуха не могут быть распределены только между теми, кто сократил уровень выбросов или компенсировал нанесенный экологический ущерб. Индивид, не имеющий отношения к решаемой экологической проблеме автоматически воспользуется выгодой от ее решения другими сторонами. Таким образом, проблема "зайца" означает отсутствие стимулов у индивида (группы лиц) внести вклад в решение, пользу от которого и без затрат с его (их ) стороны можно будет использовать. Наличие "зайцев" предполагает, что общество не может исключить их из поля экологических решений. Другой случай, когда рынку трудно найти решение самостоятельно, проблема с определением вовлекаемых сторон. Многие экологические проблемы проистекают из "размывания" форм взаимодействия сторон, когда трудно определить кто вызывает и насколько деградацию природного ресурса. Например, загрязнение грунтовых вод. Этот тип загрязнения может возникнуть во многих местах (реки, озера, почва) и по многим причинам, и оказать воздействие на многих пользователей. Более того, может быть временной лаг между сбросами загрязнителей и отравлением подземных вод. Есть близкая проблема, когда возможно очертить круг вовлекаемых сторон, но невозможно провести с ними переговоры. Это случай, когда экстерналии затрагивают интересы будущих поколений. Эти люди не имеют возможности голосовать по принятию решений сейчас, но в будущем они столкнутся с проблемой обеспеченности ресурсами, доставшимися им от предыдущих поколений. Поэтому с учетом вышеизложенного провал рынка может рассматриваться как неспособность институтов управления адекватно реагировать на деградацию окружающей среды. Это неспособность экономической системы решать свои собственные проблемы. Как и в случае с экстерналиями, провалы рынка, связанные с ресурсами общего пользования, могут быть решены самими вовлеченными сторонами. Мы рассмотрели ситуацию, при которой неболыпая группа пользователей может при определенных условиях управлять этими ресурсами в устойчивом режиме. В данном случае благоприятным фактором для рынка (или действующих на нем агентов) является возможность разработки схем устойчивого развития ресурсов общего пользования. Однако, это также требует незначительных трансакционных издержек.
Как и следовало ожидать, мониторинг, обеспечение выполнения, информация и другие трансакционные издержки играют важную роль в относительной эффективности различных механизмов, которые, в принципе, могут быть различных механизмов, которые, в принципе, могут быть использованы для контроля за эксплуатацией ресурсов общего пользования.
Например, важное значение имеет как собственность на ресурс общего пользования ограничивается географически (сопоставьте пруд в деревне и открытое море). В первом случае затраты на выявление проведение переговоров (заключение соглашений) будут незначительными. Значение имеет и такой фактор, что пользователи знакомы друг с другом (сравните выпас деревенского скота на пастбище и ловлю тунца в море). Это облегчает весь процесс подготовки соглашения и его последующий контроль и обеспечение его соблюдения.
Значение имеет и такой фактор, что легко можно осуществлять мониторинг деятельности одного лицу (сравните использование деревней колодца с замусориванием улиц в крупном городе; или выпас скота на пастбище общины со сбором дров в лесу). Это делает, среди прочего, проблему "зайца" более решаемой.
Сущность, функции, особенности рынка земли.
Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества.
Рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения.
Во-вторых, в зависимости от тех или иных природно-климатических условий, а также местонахождения участков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли. Но она может быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда и капитала. Это улучшенное плодородие почвы называется экономическим. Повышение экономического плодородия почвы практически возможно на любых участках. Однако оно имеет определенные границы, связанные с известным законом убывающего плодородия почвы, когда при сложившейся технологии обработки земли каждая последующая единица затрат обеспечивает все меньшую и меньшую отдачу.
В-третьих, в следствие фиксированности площади земельных угодий природой, предложение земли характеризуется в общественном масштабе совершенной неэластичностью, хотя для конкретного пользователя землей дело обстоит иначе: предложение земли обладает определенной эластичностью, поскольку пользователь имеет возможность увеличить имеющуюся у него земельную площадь за счет конкурентов. Ограниченность предложения земельных ресурсов усиливается закрепленностью земли в частную собственность. В условиях рынка земельные собственники весьма неохотно идут на продажу своих земельных участков, отдавая предпочтение сдаче земли в виде аренды они получают право получения стабильного дохода, именно поэтому каждый определенный момент продается лишь незначительная часть земельного фонда, в этом заключается принципиальная особенность рынка земли.
В развитых странах принимаются законы, которые стоят на защите любых прав собственности, в том числе и земельной. Землю можно свободно покупать и продавать, конечно в рамках этих законодательств. Например в США сейчас насчитывается более 630 тысяч фермерских хозяйств. Они владеют огромным количеством земли на правах собственников и производят примерно 80% всей сельскохозяйственной продукции в стране. К примеру в России фермерами производится всего 6 – 8%. Так в чем же здесь дело? Все дело в том, что у нас в стране рынок земли фактически отсутствует, хотя право приобретения земли в собственность конституционно закреплено за жителями государства. Это происходит не от того, что люди не хотят покупать землю, а из-за отсутствия четкой законодательной базы по этому вопросу. Ведь мало кто согласится вкладывать в землю немалые денежные средства, не являясь ее собственником. В результате мы имеем на нашем рынке «засилье» импортных продуктов питания (в некоторых случаях не качественных), хотя сами можем производить продукцию, намного превышающую по качеству импортную, а по цене в 1,5 - 2 раза ниже (в районах, где все же складываются земельные отношения - Н. Новгородская область и др., цены именно такие).
Земельный рынок - одна из самых прибыльных статей доходов бюджета многих государств.
В определении цены на земли, несомненно, последнее слово за спросом и предложением. Однако субъект, желающий приобрести земельный участок, рассматривает альтернативные варианты. В самом деле, цена земли - это покупная цена не земли, а той земельной ренты, которую она приносит. В этом экономическом ее содержании ренту можно рассматривать как процент на капитал. Повышение спроса на землю реально ведет не к увеличению предложения, а к росту ренты – цены за земельные участки, получаемой их собственниками.
Спрос на землю предъявляют покупатели, которых можно разделить на две группы5:
сельскохозяйственные пользователи – все использующие плодородие почв для производства сельскохозяйственной продукции любого типа;
несельскохозяйственные пользователи – все, кому земля нужна для строительства зданий, промышленного производства или иных целей, не связанных с использованием плодородия почв.
Для сельскохозяйственных производителей цена земли определяется ее плодородием и в определенной мере местоположением, от которого зависят как почвенно-климатические условия производства, так и затраты на доставку ресурсов и готовой продукции.
Для несельскохозяйственных производителей основных факторов формирования цены земли два:
подготовленность участка к использованию (участок, к которому уже подведена вода, газ, электроэнергия и телефонный кабель, будет стоить дороже участка, к которому все это еще только предстоит подвести);
местоположение участка.
Так, в городах цены земельных участков тем выше, чем ближе они расположены к центру города или центру деловой активности.
На цену земли влияет также транспортный фактор, то есть удобство сообщения с теми местами, куда надо доставлять готовую продукцию или куда люди ездят на работу. Так, открытие в Москве линии метро до района Бибирево, облегчившее путь жителям, сразу же вызвало рост спроса на жилье в нем, а значит, и цен. За год в этом районе цены жилья возросли на 28%, тогда как в среднем по Москве рост цен составил лишь 11%. Поэтому величина ренты носит неслучайный характер – она, подобно ценам всех остальных ресурсов, прямо зависит от пользы, которую можно извлечь при использовании этого ресурса. Следовательно, рынок земли – при всех его особенностях – вполне успешно решает главную задачу любого рынка: обеспечение наиболее рационального распределения ограниченных ресурсов.
Заключение.
Природные ресурсы составляют основу национального богатства страны. Широкое вовлечение природных ресурсов в хозяйственную деятельность при их рациональном использовании может стать важнейшим фактором, обеспечивающим социально экономический прогресс. По имеющимся прогнозам, страны и регионы, богатые сырьевыми ресурсами. Могут в ближайшее десятилетия занять передовые позиции в цивилизованном мире. Это относится прежде всего к Росси, Канаде,Австралии, странам Южной Америки. По расчетам к 2030г.они должны обогнать страны западной Европы. Но с другой стороны с 1992г.прирост разведанных запасов полезных ископаемых не покрывает их добычи. Ресурсонасыщенность Росси, измеряемая количеством потребляемых ресурсов на душу населения, в1,5-3раза ниже, чем в других промышленных странах. Ожидается, что в этих условиях будет исчерпана сырьевая база добывающих предприятий, и Россия из экспортера минерального сырья может превртиться в его импортера.
Подойдя к заключению своей работы, мне хотелось бы сказать, что в любом случае природные ресурсы не беспредельны и не вечны. Это делает необходимым постоянную заботу об их сохранении и воспроизводстве. Для этого существуют следующие основные условия.
Во-первых, необходимо бережно, рационально использовать то, что человеку дает природа (в особенности в отношении невосполнимых ресурсов).
Во-вторых, там, где это доступно, следует принимать действенные меры к восполнению природных ресурсов (восстанавливать и повышать естественное плодородие земли, осуществлять лесопосадки, воспроизводить запасы водоемов).
В-третьих, следует максимально использовать вторичное сырье и прочие отходы производства.
В–четвертых, необходимо всемерно поддерживать экологическую чистоту производства и природопользования.
Список используемой литературы:
Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира, М., 1993.
Минц А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов. М., 1972.
Комар И. В. Рациональное использование природных ресурсов и ресурсные циклы. М., 1986
Арустамов Э.А. Природопользование: Учебник-5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003 - 312с.
Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов/Под ред. проф. Э.В. Гирусова; -М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998 – 455с.
Хаустов А.П., Редина М.М. Экономика природопользования: диагностика и отчётность предприятий: Учеб. пособие. – М.: Изд-во, РУДН, 2002 – 216с.
Шевчик А.В. Экономика природопользования (теория и практика) – М.:Издательство НИА-Природа, 1999 – 308с.
1 Минц а.А. «Экономическая оценка естественных ресурсов» М., 1972
2 Гирусов Э.В. «Экология и экономика природопользования»Учебник для ВУЗов/по ред. Проф.Э.В. Гирусова;-М.,: Закон и прово, ЮНИТИ, 1998.
3 Гирусов Э.В. «Экология и экономика природопользования»Учебник для ВУЗов/по ред. Проф.Э.В. Гирусова;-М.,: Закон и прово, ЮНИТИ, 1998.
4 Источник: Российский статистический ежегодник. — М.: Госкомстат России, 1998. — С. 93.
5 Комар И.В. Рациональное использование природных ресурсов и ресурсные циклы. М., 1986
43