Развитие силовых качеств у юных футболистов 15-16 лет методом круговой тренеровки

максимальной силы. Его целесообразно применять в тех случаях, когда решающую роль играет величины силы, а скорость ее проявления не имеет большого значения. [35, с. 75]

2. Метод максимальных усилий.

Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса). Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем метод непредельных усилий. В работе с начинающими и детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении, то следует обеспечить строгий контроль за выполнением упражнений.

3. Метод динамических усилий.

Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений. [15, с. 112]

4. «Ударный метод».

«Ударный» метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45–75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину). После предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения.

Экспериментальным путем определен оптимальный диапазон высоты спрыгивания 0,75–1,15 м. Однако практика показывает, что в некоторых случаях у недостаточно подготовленных спортсменов целесообразно применение более низких высот – 0,25–0,5 м. [15, с. 124]

5. Метод статических (изометрических) усилий.

В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80–90% от максимума продолжительностью 4–6с и в 100% – 1–2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60–80% от максимума продолжительностью 10–12с в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется 3–4 упражнения по 5–6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 мин.

При воспитании максимальной силы изометрические напряжения следует развивать постепенно. После выполнения изометрических упражнений необходимо выполнить упражнения на расслабление. Тренировка проводится в течение 10–15 мин.

Изометрические упражнения следует включать в занятия как дополнительное средство развития силы.

Недостаток изометрических упражнений состоит в том, что сила проявляется в большей мере при тех суставных углах, при которых выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается меньшее время, чем после динамических упражнений.

6. Статодинамический метод.

Статодинамический метод характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц – изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2–6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80–90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2–3 повторения в подходе, 2–3 серии, отдых 2–4 мин между сериями). Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях. [30, с. 132]

7. Игровой метод.

Игровой метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. К таким играм относятся игры, требующие удержания внешних объектов (например, партнера в игре «Всадники»), игры с преодолением внешнего сопротивления (например, «Перетягивание каната», игры с чередованием режимов напряжения различных мышечных групп (например, различные эстафеты с переноской грузов разного веса). [8, с. 56]

Многолетний опыт силовой подготовки показывает, что тренеры для развития силовых качеств у юных футболистов используют упражнения для развития как общей силы, так и специальной силы.

Основные задачи для развития общей силы:

1. Увеличение мышечной массы.

2. Развитие способности проявлять силу в различных движениях.

Для развития общей силы и мышечной массы рекомендуют три группы упражнений:

1. Упражнения со штангой, гирями и другими отягощениями, которые выполняются до значительного мышечного утомления (то есть «до отказа» или почти «до отказа»). Число подходов 1 до 3, интервалы отдыха между подходами – 2–5 минут. Масса отягощения – от 50 до 70% от максимальной.

2. Упражнения по перемещению массы собственного тела (отжимания в упоре лежа, подтягивания на перекладине, приседания). Упражнения выполняются «до отказа» в 1–3 подходах с интервалами отдыха в 1–3 минуты.

3. Прыжковые упражнения с продвижением (с ноги на ногу, на одной ноге, на двух ногах). Упражнения выполняются «до отказа» 1–2 раза с интервалами отдыха в 3–5 минут.

Основной и единственный метод выполнения силовых упражнений в футболе – повторный. Для четырех разных вариантов выполнения силовых упражнений в практике используют следующие методы:

– метод максимальных усилий, который заключается в использовании повторных упражнений с околопредельными отягощениями;

– метод повторных усилий, который заключается в использовании тоже повторных упражнений, но со средними по массе отягощениями;

– метод взрывных усилий, который заключается в использовании повторных упражнений, выполняемых с околопредельной скоростью с малыми по массе отягощениями;

– метод круговой тренировки, который заключается также в использовании повторных упражнений. [20, с. 136]

Для развития силовых качеств у футболистов 15–16 лет необходимо использовать две группы упражнений:

– силовые упражнения на поле;

– силовые упражнения в тренажерном зале.

Силовая подготовка футболистов 15–16 лет является основным компонентом физической подготовки. Средствами тактической и технической подготовки ее не решить. Она в значительной степени определяет качество быстроты и выносливости. Поэтому в подготовительном периоде развитию специальных качеств должна предшествовать силовая подготовка.

В свою очередь до начала специальной силовой подготовки необходимо уделять внимание аэробным возможностям организма. Это ускорит приспособление организма к физическим нагрузкам. В дальнейшем элементы силовой подготовки должны присутствовать на протяжении всего года, и 1–2 занятия в неделю обеспечат необходимый уровень силовых показателей.

При переходе к интенсивной работе силового характера ухудшаются показатели спортивной техники. В этой связи силовая подготовка должна выполняться без нарушения футбольных координационных навыков, поскольку силовая и техническая подготовка не имеют логической преемственности. Силовая тренировка в соревновательном периоде основывается в лучшем случае на поддержании уровня уже приобретенной силы (ее рекомендуется проводить 1 раз в неделю) и использовать лишь в небольших объемах как средство для поддержания на высоком уровне скоростно-силовой подготовки. Объемная силовая подготовка в этот период нецелесообразна.

Комплексные занятия в игровом режиме не дают значительного прироста силовых показателей, и рассматривать их как целевую работу в этом направлении нельзя.

Силовая подготовка позволяет улучшить не только показатели силы, быстроты, выносливости, но и в какой-то мере футбольное образование.

Ведущим методом воспитания мышечной силы у футболистов 15–16 лет является первый метод – метод повторного выполнения силового упражнения с отягощением среднего веса. Уже с 15 лет ежедневно в течение получаса необходимо заниматься атлетической подготовкой с легкими гантелями и набивными мячами. Упражнения направлены главным образом на развитие силы мышц ног, туловища и рук. Силовая подготовка должна стать непременной частью каждого занятия по общей физической подготовке. В этом случае силовую работу следует планировать в конце занятия.


1.5 Метод круговой тренировки


Круговой метод (тренировка) – это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм – силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Задача круговой тренировки – достичь высокой работоспособности организма путем тренировки нервно-мышечного аппарата, кардиореспираторной и других систем в регулярном чередовании. Строгое выполнение конкретных упражнений, определенным образом подобранных и сконцентрированных в заданном времени, обеспечивает быстрое развитие двигательных качеств в короткое время. Основной принцип круговой тренировки заключается в том, что она не сводится к какому-либо частному методу, а является организационно-методической формой, включающей в себя ряд частных методов использования физических упражнений.

В круговой тренировке футболисты разбиты на небольшие группы (на 3–6 человек), занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом, замыкая круг. Название такой тренировки – «круговая» – чисто условное. [5, с. 26]

Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:

1. По методу длительного непрерывного упражнения. Занятия проводятся без перерывов и складываются из одного, двух или трех прохождений круга. Применяются в основном для развития общей и силовой выносливости.

2. По методу экстенсивного интервального упражнения. Применяется для совершенствования общей, скоростной и силовой выносливости, скоростно-силовых качеств.

3. По методу интенсивного интервального упражнения. Он рассчитан на совершенствование скоростной силы, максимальной силы, скоростной и силовой выносливости.

4. По методу повторного упражнения. Его предлагается использовать для развития максимальной силы и скоростной выносливости. [3, с. 126]

Для проведения круговой тренировки заранее:

– составляется комплекс упражнений;

– определяют места, на которых будут выполняться упражнения («станции»);

– на первом занятии проводят испытания на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения;

– устанавливают систему повышения нагрузки от занятия к занятию;

– на последнем занятии рекомендуется проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить полученные результаты с исходными.

Средства для круговой тренировки могут быть самые разнообразные: общеразвивающие упражнения и специальные, обычно технически несложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей индивида и с учетом переноса физических способностей и двигательных навыков.

В комплексе, направленном на всестороннее физическое развитие, обычно имеется не более 10–12 упражнений, в комплексе со специальной направленностью – не более 6–8. Упражнения могут выполняться на спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца) или с использованием спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели, штанга, резиновые амортизаторы, блочные устройства). Для более четкой организации занятий целесообразно отметить номера «станций» и направление переходов мелом по полу или еще лучше поставить около каждой «станции» специальную карточку с номером и графическим изображением упражнения.

Несмотря на все положительные стороны круговой тренировки, ее нельзя рассматривать как универсальный метод, способный заменить все другие. Она должна применяться с другими организационно-методическими формами, в том числе и в отдельных занятиях, занимая в этом случае часть времени (30–35 мин).

В круговой тренировке, как правило, используются 6–12 станций с определенными упражнениями на каждой из них, на которых футболисты последовательно выполняют предложенную работу. [20, с. 140]

До начала круговой тренировки следует провести разминку. Инвентарь должен быть заранее расставлен по станциям. Тренер должен вместе с футболистами пройти по всем станциям и показать все упражнения. Количество групп соответствует количеству станций. При игровых упражнениях можно объединить группы. Нецелесообразно в каждой круговой тренировке предлагать совершенно новые комплексы упражнений, поскольку значительное время будет уходить на их освоение и существенно снизится эффективность воздействия этих упражнений на организм. Освоение упражнений и порядок прохождения станций происходит через одно-два занятия, и дальше тренировки проходят на хорошем уровне.

Таким образом, анализ изученной литературы по теме выпускной квалификационной работы позволил сделать следующие выводы. Сила в ее чистом виде в незначительной степени проявляется в соревновательной деятельности футболистов. Поэтому при воспитании силы футболистов 15–16 лет тренер должен рассматривать ее как базу для воспитания и совершенствования скоростно-силовых качеств.

Основным методом воспитания силы футболистов является метод повторных усилий. Его суть заключается в том, что футболисты выполняют упражнение (например, поднятие штанги или приседание со штангой) с отягощением 60–80% от предельно возможного. Причем количество повторений одной серии не должно превышать 10–12, а количество серий – не более двух-трех. Наиболее эффективны последние повторы. Этот метод позволяет избирательно воздействовать на развитие силы различных групп мышц.

Для развития силовых качеств у футболистов 15–16 лет целесообразно использовать метод круговой тренировки, который обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраст, пола и подготовленности занимающихся.


2. Опытно-экспериментальная часть


2.1 Организация и методы эксперимента


Целью данного исследования явилось выявление эффективности содержания занятий для развития силовых качеств у юных футболистов 15–16 лет методом круговой тренировки.

Задачи эксперимента:

1. Изучить динамику показателей силовых способностей у футболистов 15–16 лет.

2. Разработать содержание занятий с помощью метода круговой тренировки.

3. Выявить эффективность экспериментальной программы по развитию силовых качеств футболистов 15–16 лет методом круговой тренировки.

Для выполнения поставленных задач были использованы следующие методы эксперимента:

1. Анализ и обобщение литературных данных.

2. Педагогический эксперимент.

3. Математическая обработка данных.

Эксперимент проводился на базе СДЮШ «Олимпийского резерва» №1, Центрального района. Были образованы две группы по 10 человек в каждой, в контрольной группе и экспериментальной группе. Эксперимент продолжался 6 месяцев с сентября 2008 г. по март 2009 г.

Комплекс упражнений, направленных на развитие силовых способностей с использованием интервального метода, для футболистов 15–16 лет из контрольной группы.

Занятия с футболистами из контрольной группы проводились 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 90 минут. Подготовительная часть – 20 минут. Основная часть – 50 минут. Заключительная часть – 10 минут.

Подготовительная часть занятия.

1. Легкий бег 2–3 мин.

2. Ходьба на носках по 20–30 шагов каждой ногой, затем на наружном своде стопы – по 20–30 шагов.

3. Ходьба с подскоками на левой и правой ноге с перекатом с пятки на носок по 20–30 раз. Повторить 2–3 раза.

4. Бег на прямых ногах по 15–20 шагов каждой ногой. Отталкиваться быстро и упруго. Повторить 2–3 раза.

5. передвижение (прыжки) приставными шагами правым (левым) боком. Повторить 3–5 раз по 4 шага каждым боком с активным движением локтями с в стороны – вверх.

6. Ходьба со скрестными движениями прямых рук перед грудью 25–30 раз.

7. Передвижение (бег) скрестными шагами левым (правым) боком по 15–20 шагов. Повторить по 2 раза.

8. Ходьба с высоким подниманием колена к груди, руки скрестно к плечам. Выполнить по 20–30 раз каждой ногой.

9. Ходьба с наклонами вперед, руки вниз к поднятому носку по 20–30 раз.

10. Семенящий бег 10–15 м, затем бег с высоким подниманием бедра. Повторить по 2–3 раза.

11. Стоя в наклоне, руки на коленях – выполнять круговые движения коленями внутрь, наружу, сгибание и разгибание ног в коленях по 12–16 раз.

2. Основная часть.

Основная часть проводилась с использованием интервального метода. Интервальный метод предусматривал повторную работу в режиме максимальной интенсивности со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха, которые регулируют степень воздействия упражнений на организм футболистов.

Каждое упражнение выполнялось в течение 15с, через 15с отдыха и повторялось не менее 8–12 раз.

Комплекс 1.

1. Из упора лежа на полу – сгибание и разгибание рук (отжимания от пола).

2. Приседания на всей стопе с выносом рук вперед, выпрямиться с подъемом на носки, отводя руки назад.

3. Сидя на полу, руки в упоре сзади – поднимание прямых ног примерно до прямого угла с полом и опусканием ног в исходное положение.

4. Лежа на животе, руки вверху (на полу) – поднимание прямых рук и ног, прогибая спину.

5. Лежа на спине – одновременное сгибание ног и туловища в положение «седа в группировку», коснуться руками голеней.

6. Прыжки через скакалку или на месте без скакалки (минимум 30 прыжков).

3. Заключительная часть.

Заключительная часть включает в себя упражнения на растягивание и расслабление мышц:

– встать на колени и сесть на пятки, т.е. на согнутые под себя ноги (стопы вместе). При ощущении сильного напряжения слегка наклониться вперед и опереться на руки возле коленей. Для усиления растяжки передней поверхности бедра медленно отклоняться назад и опереться на руки сзади;

– медленный наклон вперед в положении стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, шея и руки расслаблены.

Комплекс упражнений, направленных на развитие силовых способностей с использованием метода круговой тренировки, для футболистов 15–16 лет из экспериментальной группы.

Занятия с футболистами из экспериментальной группы проводились 2 раза в неделю с использованием метода круговой тренировки. Продолжительность занятия – 90 минут. Подготовительная часть – 20 минут. Основная часть – 50 минут. Заключительная часть – 10 минут.

1. Подготовительная часть.

1) Построение.

2) Физическая подготовка: ходьба спортивная, ходьба различными способами (приставным и окрестным шагом, на носках, л/а ходьба с высоким поднятием бедра). Бег по кругу, змейкой, по прямой, с преодолением препятствий.

2. Основная часть.

Тренировочные задания для развития силовых способностей, организованные в форме круговой тренировки. Тренировочные задания состоят из упражнений на 10 «станциях», выполняемых в предельном темпе, время работы – 10–15с, отдыха – 45с, величина отягощений от 5 до 40 кг.

Комплекс 1.

1 «станция» – исходное положение: выпад правой вперед, штанга (40 кг) на плечах – прыжки со сменой ног;

2 «станция» – толчки штанги (30 кг) от груди вверх;

3 «станция» – бег на месте, преодолевая сопротивление резинового амортизатора, прикрепленного к поясу и неподвижной опоре;

4 «станция» – броски набивного мяча (5 кг) стену (расстояние 2 м) двумя руками из-за головы;

5 «станция» – выпрыгивание вверх из глубокого приседа, держа в руках гирю (16 кг);

6 «станция» – штанга (15 кг) за головой на плечах: толчки вверх;

7 «станция» – подъем штанги (25 кг) на грудь;

8 «станция» – прыжки толчком двух ног через барьеры (высота – 65 см);

9 «станция» – броски набивного мяча (5 кг) в стену (расстояние 2 м) двумя руками из-за головы;

10 «станция» – прыжки боком через гимнастическую скамейку толчком двух ног с продвижением вперед;

Комплекс 2.

Тренировочные задания для развития силовых способностей, организованные в форме круговой тренировки. Тренировочные задания состоят из упражнений на 12 «станциях», время работы и отдыха – 30с, количество повторений 50–75% от максимально возможного:

1 «станция» – толчки штанги (20 кг) вверх из положения лежа на спине;

2 «станция» – приседания со штангой (30 кг) на плечах;

3 «станция» – подъем штанги (25 кг) на грудь;

4 «станция» – ходьба в глубоком приседе с отягощением 20 кг;

5 «станция» – поднимание и опускание туловища лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены;

6 «станция» – сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

7 «станция» – прыжки со скакалкой (толчком двух ног);

8 «станция» – разгибание туловища, лежа лицом вниз на гимнастической скамейке, ноги закреплены;

9 «станция» – имитация ведения мяча с блином от штанги (5 кг);

10 – «станция» – имитация бега, преодолевая сопротивление резинового амортизатора, прикрепленного на поясе футболиста и на неподвижной опоре;

11 «станция» – повороты туловища на 90° со штангой (30 кг) на плечах;

12 «станция» – приседания в выпаде одной ногой вперед, другая на скамейке.

Комплекс 3 (комплекс упражнений на укрепление основных мышечных групп). Упражнения выполняются с использованием скамейки по круговому методу. Количество станций – 9. Количество повторений каждого упражнения примерно 8–12 раз. Отдых перед очередной станицей от 1 до 3 минут.

1 «станция» – сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Выполняется упражнение в различных вариантах:

– ноги на полу (обычное отжимание);

– ноги на скамейке;

– руки на скамейке;

2 «станция» – сгибание – разгибание рук в упоре сзади на скамейке.

3 «станция» – поднимание верхней части туловища.

Лежа на полу, ногти (голени) на скамейке под прямым углом. Поднимать верхнюю часть туловища, касаясь руками скамейки, справа, по центру и слева от ног.

4 «станция» – поднимание таза и согнутых ног.

Лежа на скамейке и держась за нее руками за головой, поднимать согнутые ноги к голове, напрягая мышцы брюшного пресса. Обращать внимание на медленное опускание ног до касания скамейки. При подъеме ног делать выдох, при опускании – вдох.

5 «станция» – приседания в выпаде одной ногой вперед, другая на скамейке.

Стоя, одна нога опирается носком на скамью, другая в выпаде впереди. Выполняются все приседания подхода на выдвинутой вперед ноге. Плечи держать прямо.

6 «станция» – поднимание таза и одной ноги вверх.

Упор сидя сзади на полу с опорой ног (пяток) на скамейку. Переход в упор лежа сзади с отведением головы назад и выпрямлением туловища.

7 «станция» – поднимание верхней части туловища в положении лежа на бедрах.

Лежа вдоль скамейки на бедрах, прямые руки касаются пола. Поджимание прямых рук за голову и верхней части туловища вверх.

8 «станция» – поднимание ног.

В положении лежа на груди вдоль скамейки и держась за нее руками, поднимать слегка согнутые ноги назад.

9 «станция» – наклоны вперед.

Сидя на краю скамейки, ноги врозь. Выполнить наклон вперед к правой ноге. Держать 15 секунд. Затем к левой ноге и посредине. Держать не менее 15 секунд в каждом положении.

3. Заключительная часть.

Медленный бег, ходьба. Упражнения на восстановление дыхания, расслабление.

Контрольные упражнения для оценки уровня силовой подготовки футболистов 15–16 лет из экспериментальной группы и контрольной группы:

1. Удар на дальность по неподвижному мячу (м).

Удары по мячу на дальность выполняются правой или левой ногой по неподвижному мячу с разбега любым способом. Дальность полета мяча измеряется от места удара до места первого касания мяча о землю по коридору шириной 10 метров. В зачет идет – лучшая попытка из двух.

2. Подтягивание на перекладине (количество раз).

Подтягивание на перекладине; и.п. – хват сверху, вис на выпрямленных руках. Подтягивание считается правильным, когда подбородок находится выше перекладины.

3. Прыжок в длину с места с двух ног (см).

Правила выполнения прыжка в длину с места с двух ног. Футболист становится за контрольной линией. Сбоку от него: на полу, наносится 3-метровая шкала с делениями. Измерение проводится по общепринятым правилам отсчета длины прыжка. Выполняется две попытки. Засчитывается лучший результат.

Тесты и контрольные нормативы по оценке уровня силовой подготовленности футболистов 15–16 лет из экспериментальной группы и контрольной группы приведены в таблице 1.


Таблица 1. Тесты и контрольные нормативы для оценки силовой подготовки юношей 15–16 лет из экспериментальной и контрольной группы для занятий футболом

Упражнения

(тесты)

оценки


отлично хорошо удовлетворит.

1



Дальность

полета мяча после удара ногой (м)


50


45


35


2


Подтягивание

на перекладине

(кол-во раз)


16



14



13



3



Прыжок

в длину

с места (см)


240


220



200


2.2 Результаты эксперимента и их обсуждение


В процессе выполнения опытно-экспериментальной части выпускной квалификационной работы были определены показатели силовой подготовки у юношей 15–16 лет для занятий футболом на начало эксперимента в контрольной группе и экспериментальной группе. Полученные данные приведены в таблицах 2,3.


Таблица 2. Показатели силовой подготовки юношей 15–16 лет для занятий футболом на начало эксперимента (контрольная группа)

Фамилия

Имя

(код ученика)

Дальность

полета мяча

после удара

ногой (м)

Подтягивание

на перекладине

(кол-во раз)

Прыжок в

длину с места

(см)

01 43 12 218
02 41 11 215
03 40 11 216
04 45 13 218
05 42 11 215
06 43 12 219
07 42 12 214
08 39 11 212
09 45 14 221
10 46 14 222

Средние

показатели

42,6 12,1 217
Норма 45–50 14–16 220–240

Как видно из таблицы 2, на начальном этапе эксперимента все показатели тестов ниже нормы в контрольной группе по тесту 1 (дальность полета мяча после удара ногой) – на 15%; тесту 2 (подтягивание на перекладине) – на 24%; тесту 3 (прыжок в длину с места) – на 10%.


Таблица 3. Показатели силовой подготовки юношей 15–16 лет для занятий футболом на начало эксперимента (экспериментальная группа)

Фамилия

Имя

(код ученика)

Дальность

полета мяча

после удара

ногой (м)

Подтягивание

на перекладине

(кол-во раз)

Прыжок в

длину с места

(см)

01 45 13 221
02 44 12 222
03 41 11 217
04 39 10 214
05 42 12 218
06 40 11 216
07 41 11 216
08 42 11 218
09 44 12 219
10 46 14 221

Средние

показатели

42,4 11,7 218,2
Норма 45–50 14–16 220–240

Как видно из таблицы 3, на начальном этапе эксперимента все показатели тестов ниже нормы в экспериментальной группе – по тесту 1 (дальность полета мяча после удара ногой) – на 16%; тесту 2 (подтягивание на перекладине) – на 27% и тесту 3 (прыжок в длину с места) – на 9%.

В ходе проведения экспериментальной части были определены показатели силовой подготовки футболистов 15–16 лет в контрольной группе и экспериментальной группе через 1 месяц после начала эксперимента. Полученные данные приведены в таблице 4 и таблице 5.


Таблица 4. Показатели силовой подготовки юношей 15–16 лет для занятий футболом через 1 месяц после начала эксперимента (контрольная группа)

Фамилия

Имя

(код ученика)

Дальность

полета мяча

после удара

ногой (м)

Подтягивание

на перекладине

(кол-во раз)

Прыжок в

длину с места

(см)

01 44 13 219
02 41 12 216
03 41 12 218
04 46 12 220
05 43 14 217
06 44 13 219
07 44 12 216
08 42 12 214
09 46 13 222
10 47 14 223

Средние

показатели

43,8 12,7 218,4
Норма 45–50 14–16 220–240

Из полученных данных таблицы 4 видно, что после занятий в течение месяца показатели теста 1 (дальность полета мяча) в контрольной группе по сравнению с исходными данными увеличились на 2% и составили 87% от нормы; теста 2 (подтягивания на перекладине) – на 3% и составили 79% от нормы; теста 3 (прыжок в длину с места) – на 1% и составили 91% от нормы.


Таблица 5. Показатели силовой подготовки юношей 15–16 лет для занятий футболом через 1 месяц после начала эксперимента (экспериментальная группа)

Фамилия

Имя

(код ученика)

Дальность

полета мяча

после удара

ногой (м)

Подтягивание

на перекладине

(кол-во раз)

Прыжок в

длину с места

(см)

01 47 14 223
02 46 14 225
03 43 12 221
04 42 12 217
05 44 14 221
06 44 12 218
07 45 12 217
08 44 12 219
09 47 13 221
10 48 15 224

Средние

показатели

45 13 220,6
Норма 45–50 14–16 220–240

Из полученных данных таблицы 5 видно, что после занятий в течение месяца показатели теста 1 (дальность полета мяча после удара ногой) в экспериментальной группе по сравнению с исходными данными увеличились на 6%, что на 4% выше, чем в контрольной группе, и составили 87% от нормы; теста 2 (подтягивания на перекладине) – на 8%, что на 5% выше, чем в контрольной группе, и составили 81% от нормы; теста 3 (прыжок в длину с места) – на 1% и составили 92% от нормы. Следовательно, наблюдается тенденция к улучшению силовой подготовки футболистов 15–16 лет в результате использования предлагаемого в выпускной квалификационной работе кругового метода тренировки.

На заключительном этапе диагностики были определены показатели силовой подготовки футболистов 15–16 лет в контрольной группе и экспериментальной группе через 6 месяцев после начала эксперимента. Полученные данные приведены в таблице 6 и таблице 7.


Таблица 6. Показатели силовой подготовки юношей 15–16 лет для занятий футболом через 6 месяцев после начала эксперимента (контрольная группа)

Фамилия

Имя

(код ученика)

Дальность

полета мяча

после удара

ногой (м)

Подтягивание

на перекладине

(кол-во раз)

Прыжок в

длину с места

(см)

01 47 15 221
02 43 14 219
03 44 14 222
04 48 13 223
05 46 14 221
06 47 13 224
07 47 13 219
08 45 14 218
09 48 14 225
10 51 15 226
Средние п-ли 46,6 13,9 221,8
Норма 45–50 14–16 220–240

После занятий в течение 6 месяцев, как видно из таблицы 6, показатели теста 1 (дальность полета мяча после удара ногой) в контрольной группе по сравнению с исходными данными улучшились на 8%; и составили 93% от нормы; теста 2 (подтягивание на перекладине) – на 10% и составили 86% от нормы; теста 3 (прыжок в длину с места) – на 3% и составили 93% от нормы.


Таблица 7. Показатели силовой подготовки юношей 15–16 лет для занятий футболом через 6 месяцев после начала эксперимента (экспериментальная группа)

Фамилия

Имя

(код ученика)

Дальность

полета мяча

после удара

ногой (м)

Подтягивание на

перекладине

(кол-во раз)

Прыжок в

длину с места

(см)

01 51 16 231
02 49 16 229
03 47 15 227