Проблемы агропромышленного комплекса Пермского края

процессе выращивания.

В районе два хозяйства имеют лицензии на осуществление деятельности по производству элитных семян (ФГУП УОХ «Липовая Гора», КФХ Суханова В.А.).

Объем засыпки семян зерновых культур ежегодно составляет 6 тыс. тонн, в том числе для сортосмены и сортообновления необходимо приобретать 0,5 тыс. тонн семян высоких репродукций, семян картофеля 1,5 тыс. тонн, в том числе 0,15 тыс.тонн семян картофеля высоких репродукций.

Для успешного и стабильного производства кормов в районе ежегодно необходимо собрать 50 тонн семян многолетних трав, которые используются для подсева, на сидераты, для улучшения естественных угодий и закладки долголетних культурных пастбищ. Современное кормопроизводство предусматривает широкий ассортимент кормовых культур.

Сохранение и повышение плодородия почв является основой для устойчивого развития сельскохозяйственного производства. Низкий уровень плодородия определяет неустойчивость урожаев, нестабильность экономического положения сельскохозяйственных предприятий.

Площадь пашни в сельхозпредприятиях района составляет 45,7 тыс. га. Плодородие почв по содержанию гумуса в среднем по району 2,8%. Кислые почвы составляют 61% пашни или 13 тыс. га, 3 тыс. га пашни имеют низкое содержание фосфора.

Машино - тракторный парк в хозяйствах стареет и сокращается, что ведет к сокращению посевных площадей, затянувшимся срокам проведения посевных, кормозаготовительных и уборочных работ, потерям урожая при уборке, в результате – к снижению производства и реализации сельскохозяйственной продукции.

2.6.3 Финансирование АПК Пермского муниципального района

Основной принцип применения субсидий – привлечение в отрасль дополнительных финансовых ресурсов из внебюджетных источников, а так же ускоренная модернизация сельскохозяйственных организаций и формирование рыночной инфраструктуры [11].

Объемы средств бюджета органов местного самоуправления и наименование мероприятий могут ежегодно уточняться в соответствии с бюджетным законодательством Пермского муниципального района на соответствующий финансовый год.

Планируемый объем финансирования АПК Пермского муниципального района из местного бюджета в расчете на четыре года представлен в таблице 2 [15]:


Таблица 2. Планируемый объем финансирования районной целевой комплексной программы из бюджета Пермского муниципального района, тыс. руб.

Источник финансирования 2009-2012 годы В том числе:


2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Бюджет Пермского муниципального района 38915,3 8788,5 9488,8 10319 10319
в том числе по направления и мероприятиям программы:
Кадры в сельском хозяйстве
Трудовое соревнование животноводов и птицеводов района 980 220 240 260 260
Конкурс мастеров машинного доения коров 410 90 100 110 110
Конкурс механизаторов - пахарей 540

220

(10-й юбилей-ный конкурс)

100 110 110
Конкурс техников - осеменаторов 265 60 65
70
Полугодовое совещание сельскохозяйственных товаропроизводителей («День борозды») 265 60 65 70 70
Совещание, посвященное празднику «День работника сельского хозяйства» 1020 230 250 270 270
Смотр – конкурс на лучшее хранение, обслуживание и эффективное использование сельскохозяйственной техники 265 60 65 70 70
Годовое совещание сельскохозяйственных товаропроизводителей 205 45 50 55 55
Приобретение грамот 15,3 3,5 3,8 4 4
Развитие отраслей сельскохозяйственного производства
Субсидия на развитие молочного производства 19200 4300 4700 5100 5100
Субсидия на развитие картофелеводства 13500 3000 3300 3600 3600
Развитие малых форм хозяйствования на селе
Субсидия на развитие пчеловодства 2250 500 550 600 600

2.7 Формирование общих условий развития АПК


Агропромышленный комплекс находится в условиях низкой инвестиционной привлекательности по причине высокой степени рисков и существенной социальной нагрузки на сельскохозяйственное производство. Сельскохозяйственные товаропроизводители зачастую не имеют достаточно собственных средств для осуществления реконструкции, модернизации существующих и создания новых производств. С целью ускоренного развития отрасли необходимо привлекать краткосрочные, инвестиционные кредиты и лизинговых компаний, займы сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.

Цель мероприятий по повышению доступности кредитов – повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей.

Производство продукции растениеводства сопряжено с высокими рисками, связанными с природно-климатическими условиями Пермского края.

Специализация края в сфере животноводства предопределяет страхование крупного рогатого скота, закупаемого с привлечением субсидий, а также крупного рогатого скота, оформленного в залог при заключении кредитных договоров и договоров займа.

Цель мероприятия – снижение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного и техногенного характера.

Важнейшим фактором роста эффективности сельскохозяйственного производства является укомплектованность сельскохозяйственных предприятий высококвалифицированным персоналом. Дефицит квалифицированных работников и низкое качество их профессиональной подготовки не позволяет эффективно использовать высокотехнологические факторы производства, совершенствовать и развивать отраслевую специализацию.


Заключение


В современных условиях развитие АПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место положительные результаты: наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными сдвигами, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Это подвело страну к опасности потерять продовольственную независимость.

Главной негативной тенденцией в сельском хозяйстве является сокращение всех элементов производственного потенциала, как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Сельское хозяйство находится в таком положении, что применение разовых мер уже недостаточно для вывода его из кризиса. Нужны кардинальные меры, предполагающие крупные перемены. В основу аграрной политики должна быть положена новая система преобразований.

Одним из главных аспектов преобразований в АПК является участие государства в этом процессе. Необходимо более действенное участие государства, прежде всего, путём прямых инвестиций в сферу АПК. Решению проблем АПК будет способствовать объединение усилий центральной власти и регионов. Конкретно это должно выразиться в создании фонда развития АПК за счёт федерального и местного бюджетов, а также отчислений средств бизнес – структур от получаемой прибыли в размере, определяемом администрацией региона.

Важным направлением преобразований в АПК является обновление и эффективное использование материально – технической и технологической основы производства. В условиях сложного финансового положения наиболее приемлемым инструментом является лизинг, который, несмотря на все преимущества, развивается медленно.

Библиографический список


Видяпина В.И., Экономическая география России. - М.: ИНФРА-М, 2004. – 533с.

Добрынина А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. – СПб: «Питер», 2008. - 544 с.

Зеленовский А.А., Королев А.В. Экономика предприятий и отраслей АПК. – М.: Юникс, 2009. – 320с.

Иохин В. Я Экономическая теория. – М.: Юристъ, 2003. – 367с.

Минаков И.А. Экономика отраслей АПК. - М.: КолосС, 2004. – 464с.

Морозова Т.Г. Экономическая география России. – М.: Экономикс, 2010. – 483с.

Светлаков А.Г. АПК: экономика, управление. – М.: Ирбис, 2003. – 294с.

Смирнова Т. В., Малыш М. Н. Экономика перерабатывающих отраслей АПК. – М.: Экононика, 2009. – 192с.

Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории.- Киров, 2005. – 629с.

Периодическая литература:

Емельянов А. Финансово-экономическое положение сельского хозяйства: пути оздоровления. / Экономист. 2006, №8. – 29-31с.

Кузнецова Э.Р. Роль и значение инвестиций в сельскохозяйственном производстве Экономика АПК Предуралья. / Научно – практический журнал. 2007, №6. – 11-12с.

Мухина Е. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного производства. / Экономист. 2007, №4. – 14-15с.

Интернет - источники:

bauerclub/

permkrai/

permraion/