Взаимосвязь детско-родительских отношений
ребенок, раскрытие творческого потенциала детей, закрепление позитивного отношения к пространству детского сада.Работа по программе предусматривает индивидуальный контроль. На каждого ребенка необходимо завести индивидуальные карты. Трижды за год проводится диагностика психосоматического здоровья детей. По ее результатам осуществляется коррекционная работа с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Встречи с родителями проводятся 1 раз в неделю. Каждая встреча может состоять из двух частей:
теоретическое освещение поставленной проблемы с конкретными практическими рекомендациями по ее разрешению;
индивидуальное консультирование родителей.
Рекомендуем к рассмотрению следующую проблематику:
целостное понимание здоровья ребенка – взаимосвязь его физического, эмоционального и интеллектуального состояния;
раскрытие индивидуальности ребенка (см. приложение 4);
значение дошкольного возраста для формирования эмоционального здоровья ребенка;
особенности различных видов зависимостей, их корни, профилактика возникновения;
возрастная периодизация, кризисы возрастных этапов, взаимосвязь мира взрослых и мира ребенка;
базовые потребности и поведение ребенка;
типы семейного воспитания (см. приложение 4);
особенности подготовки ребенка к школе, понятие психологической готовности, семейный уклад и жизнь первоклассника.
Заключительным этапом работы должно стать родительское собрание накануне проведения фестиваля Доброты. Родителям можно предложить принять участие в трех проектах: «Машина времени», «Волшебная страна семьи», «Галерея добрых волшебников» (см. приложение 5). В последний день фестиваля открывают выставку детско-родительских проектов.
Важным фактором, помогающим развить взаимодействие педагогического коллектива и родителей, должен стать ежемесячный выпуск газеты «Цветочек Доброты», в которой рассказывается о жизни детей в детском саду, о главных событиях педагогического процесса и многое другое.
3. Работа с педагогическим коллективом.
Рекомендуем провести три тематических семинара-практикума:
«Исследование основ успешности ребенка» – знакомство с методикой раскрытия индивидуальности ребенка, позволяющей анализировать личностный потенциал;
«Коррекция психофизического состояния детей средствами игротерапии»;
«Основы психосоматического здоровья ребенка» – анализ мониторинга здоровья детей.
В течение года необходимо проводить систематические методические встречи с воспитателями по поводу проведения уроков Доброты. К работе должен быть подключен психолог, что позволит осуществить индивидуальный подход как к детям, так и к их родителям.
Таким образом, данная программа должна способствовать укреплению психосоматического здоровья детей, улучшению социальной адаптации дошкольников, нормализации детско-родительских отношений, развитию творческой атмосферы в педагогическом коллективе ДОУ.
2.3 Контрольная диагностика влияния детско-родительских отношений на социальную адаптацию дошкольников
По окончании коррекционных занятий нами была проведена повторная диагностика влияния детско-родительских отношений на социальную адаптацию дошкольников. Для контрольной диагностики мы использовали те же методики, что и в констатирующем эксперименте:
Уровень социальной адаптации дошкольников мы исследовали при помощи методики Рене Жиля.
Особенности детско-родительских отношений мы исследовали при помощи методики «Опросник родительского отношения».
Результаты проведенного исследования выявили положительные изменения в проявлении социальной адаптации, уровне комфортности и психологической раскованности детей.
По методике Р. Жиля в сфере детско-родительских отношений мы получили, что несмотря на то, что большинство детей больше привязаны к матери (65%), у многих нормализовались взаимоотношения с отцом. Дети охотнее говорят об отце и делают больше выборов в процессе диагностики в его пользу (48%). Большее число детей стало оценивать родителей как родительскую чету (53%), что может свидетельствовать о единой позиции родителей в воспитании ребенка. Дети все еще предпочитают общение с бабушками и дедушками общению с братьями и сестрами (58% против 32%), но в целом, можно констатировать, что и взаимоотношения с братьями и сестрами у дошкольников нормализуются. Заметны позитивные изменения в отношениях к другу (подруге) (45% детей). Это вполне закономерно, если учесть, что стабилизируются отношения с близкими и повышается стремление к общению со сверстниками на фоне направленного воспитания в процессе коррекционных занятий коммуникативных способностей. Формированием коммуникативных навыков в процессе занятий и улучшением эмоционального фона в семье можно так же объяснить улучшение взаимоотношений детей и воспитателей (39%) (см. приложение 6).
При оценке личностных особенностей нельзя не обратить внимание на характер изменений в проявлении такой характеристики, как общительность. Стремление к общению в больших группах детей проявляют 51% дошкольников. Конфликтность и агрессивность выявлена только у 10% детей. Реакция на фручтрацию диагностирована только у 15% дошкольников, что вдвое ниже по сравнению с первоначальными данными. Стремление к уединению, отгороженность проявляют только 6% детей.
Полученные данные подтвердили положительное влияние разработанной коррекционной программы на умение ребенка устанавливать психологические контакты с окружающими его близкими людьми, друзьями, воспитателями:
Высокий уровень адаптации – у 51% детей.
Средний уровень адаптации – у 39% детей.
Низкий уровень адаптации – 10% детей.
Повторная диагностика с применением «Опросника родительского отношения» выявила, что теперь большее число родителей проявляют заинтересованность делами и планами ребенка, стараются во всем помогать ему, проявляют сочувствие. Они высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него, поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных. Родители больше доверяют детям, стараются встать на его тючку зрения в спорных вопросах. Таким образом, большее число родителей склонны к такому типу отношений с ребенком, как кооперация (57%).
Такой стиль отношений как симбиоз выбирают 32% родителей. Они ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощущают тревогу за ребенка.
К стилю отношений «авторитарная гиперсоциолизация» склонны 11% родителей. Авторитарные родители обычно требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли и чувства.
По данным повторной диагностики в группе не выявлено родителей, выбирающих стиль общения с ребенком «маленький неудачник» и «отвержение».
Таким образом, можно констатировать, что:
Оптимальный уровень родительских отношений – 57% семей.
Нейтральный уровень родительских отношений – 32% семей.
Отрицательный уровень родительских отношений – 11% семей.
Сравнив результаты по двум методикам, мы получили, что нормализация детско-родительских отношений положительно сказывается на уровне социальной адаптации дошкольников. Таким образом, наша гипотеза о том, что детско-родительские отношения влияют на социальную адаптацию дошкольников подтвердилась.
Заключение
Итак, психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными стали явления социальной дезадаптации детей.
Основное влияние на уровень социальной адаптации дошкольников оказывает психологический микроклимат семьи.
Миссия семьи на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой человеческим сообществом системы ценностей. Представления о том, каким должен быть ребенок и какова роль семьи в его воспитании, определяют содержание, методы, позицию и отношение родителей к ребенку, уклад жизни семьи в целом.
Детско-родительские отношения разными психологами описывается весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая создает двойственность или поляризацию родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой - родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Отношения детей и родителей необходимо рассматривать в контексте возраста, динамичность детско-родительских отношений описывается не только с точки зрения возрастных изменений, но и с точки зрения возрастных особенностей родителя. Возраст - это фактор, который опосредует все отношения личности, в том числе и отношение к детям.
В дошкольном возрасте круг общения ребенка расширяется, но родители еще продолжают играть ведущую роль в развитии поведения ребенка, его самосознания, в формировании повседневных задач и долгосрочных целей. В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость ребенка от взрослого. Поведение взрослого постоянно обусловливают активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия и в случаи неуспеха.
Актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.
Как показал анализ литературных источников, существуют различные подходы к пониманию причин такого явления, как дезадаптация. На социальную адаптацию дошкольников большое влияние оказывают эмоциональный фон в семье и стиль детско-родительских отношений. Но тема эта еще до конца не изучена и представляет большой интерес для педагогов и психологов.
В практической части данной дипломной работы мы не только исследовали влияние детско-родительских отношений на социальную адаптацию дошкольников, но и разработали коррекционную программу, способствующую нормализации детско-родительских отношений и повышению уровня социальной адаптации дошкольников. Работа по данной программе была реализована на базе детского сада №481 «Колобок» с участием 20 дошкольников в возрасте 5 лет и их родителей. Результаты контрольной диагностики подтвердили эффективность данной программы. Возможно ее дальнейшее использование в социально-педагогической практике.
Таким образом, результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствует значительному улучшению детско-родительских отношений и повышению уровня социальной адаптации дошкольников.
Список литературы
Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) - М.: Наука, 1976. – 272 с.
Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество. - Вып. XI-II. - 1973. С. 66.
Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии // Молодежь и труд. - 1970. С. 135-136.
Архиреева Т.В. Сравнительные особенности материнских и отцовских родительских позиций // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Иваново, 2002. С. 3 – 6.
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Мысль, 1988. – 370 с.
Бортов Р.В. Семейные отношения. - М.: Проспект, 2000. – 336 с.
Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: Педагогика, 1987. – 258 с.
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: Педагогика, 1997. – 260 с.
Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс. – 2000. – № 10. С. 90 – 97.
Детство идеальное и настоящее // Сборник работ современных западных ученых. - Новосибирск, 1994. – 318 с.
Детская психология / Сост. Ефимкина Р.П. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 470 с.
Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения - М.: Наука, 1979. – 334 с.
Кербинов О.В. Чтобы воспитание было успешным. – СПб.: Педагогика, 1998. – 238 с.
Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке - М.: Педагогика, 1987. – 256 с.
Кон И.С. Социология личности. - М.: Наука, 1967. – 383 с.
Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи. Ч.2. - Тарту, 1971. – 285 с.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М.: Изд-во РОУ, 1996. - 180 с.
Кумарина Г.Ф. Состояния риска в развитии ребенка: актуальные проблемы педагогической диагностики, профилактики и коррекции // Мат-лы Всеросс.науч.-практич. конф. «Социальное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь». - М., 1998. – 438 с.
Логинова И. А. Специфика детско-родительских отношений // Семейная психология и семейная практика. – 1998. - № 4. С. 77.
Милославова И.А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР // Философия и социальная психология: Науч. Докл. - Л.: Мысль, 1979. – 445 с.
Мухина В. С. Детская психология. - М.: Просвещение, 1998. – 370 с.
Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение - ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
Немов Р.С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации // Вопр. теории и методов социологических исследований (по материалам науч.-теорет. конф.). - Вып. 3. - 1980. С. 57.
Общая психология / Под ред. А.В. Петровского.- М.: Наука, 1977. – 220 с.
Общая психология / Под ред. В.В. Богословского.- М.: Просвещение, 1981. – 200 с.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: СК «Сфера», 2001. – 524 с.
Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Деменьтьева П.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М.: Просвещение-АСТ, 1990. – 322 с.
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Наука, 1971. – 360 с.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 1998. – 478 с.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Наука, 1994. – 288 с.
Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. С. 4.
Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. - 1994. - №6. С. 5-16.
Смирнова Е.О., Быкова М.В. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии. – 1999. – № 6. С. 29 – 35.
Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева. - М.: Наука, 1975. – 296 с.
Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже.: Пер. с англ.- М.: Наука, 1967. - 623 с.
Фролова О.П., Юркова М.Г. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе // Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки / Под ред. В.Г. Асеева. - Иркутск, 1994. – 344 с.
Фромм Э. Душа человека. - М.: Сфера, 1998. – 304 с.
Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Светоч, 1994. – 484 с.
Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе. Философско-социологические проблемы. - Красноярск, 1991. – 316 с.
Шульга Т.И., Быков А.В. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической помощи и поддержки детей и подростков. - М.: Проспект, 2001. – 362 с.
Приложение 1. Методика Рене Жиля
№ шкалы |
Название шкалы |
№ задания |
Общее кол-во заданий |
I |
Отношение к матери |
1-4,8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 |
20 |
II |
Отношение к отцу |
1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 |
20 |
III |
Отношение к матери и отцу вместе, как к родительской чете (родителям) |
1, 3, 4, 6-8, 13-14, 17, 40-42 |
12 |
IV |
Отношение к братьям и сестрам |
2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 42 |
18 |
V |
Отношение к бабушке, дедушке и другим взрослым родственникам |
2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 |
16 |
VI |
Отношение к другу, подруге |
4, 5, 8-13, 17-19, 30, 34, 40 |
14 |
VII |
Отношение к учителю, воспитателю |
5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 40 |
12 |
VIII |
Любознательность |
5, 26, 28, 29, 31, 32 |
6 |
IX |
Стремление к общению в больших группах детей |
4, 8, 7, 20, 22-24, 40 |
8 |
X |
Стремление к доминированию или лидерству в группе детей |
20-24, 39 |
6 |
XI |
Конфликтность, агрессивность |
22-25, 33-35, 37, 38 |
9 |
XII |
Реакция на фрустрацию |
25, 33-38 |
7 |
XIII |
Стремление к уединению, отгороженность |
7-10, 14-19, 21, 22, 24, 30, 40-42 |
18 |
Регистрационный лист к методике Р. Жиля
Отношение. Поведенческие характеристики |
Проценты |
|||||||||||||||||||
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
|||||||||||
I. Мать |
||||||||||||||||||||
II. Отец |
||||||||||||||||||||
III. Родительская чета |
||||||||||||||||||||
IV. Брат, сестра |
||||||||||||||||||||
V. Бабушка, дедушка и т.д. |
||||||||||||||||||||
VI. Друг, подруга |
||||||||||||||||||||
VII. Учитель |
||||||||||||||||||||
VIII. Любознательность |
||||||||||||||||||||
IX. Общительность в группе |
||||||||||||||||||||
X. Доминирование, лидерство |
||||||||||||||||||||
XI. Конфликтность, агрессивность |
||||||||||||||||||||
XII. Реакция на фрустрацию |
||||||||||||||||||||
XIII. Отгороженность |
||||||||||||||||||||
Отношение. Поведенческие характеристики |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
||||||||||
Проценты |
Приложение 2. Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Инструкция: Внимательно прочитайте утверждения, против каждого поставьте ответ «верно», если оно совпадает с вашим отношение к своему ребёнку, или «не верно», если не совпадает.
Вопросы:
1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.
2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.
3. Я уважаю своего ребёнка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребёнку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
8. Мой ребёнок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь моему ребёнку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.
12. Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.
14. Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.
16. Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное, как “губка”.
18. Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.
19. Ребёнка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своём ребёнке.
22. К моему ребёнку “липнет” всё дурное.
23. Мой ребёнок не добьётся ничего в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.
25. Я жалею своего ребёнка.
26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребёнком всё свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.
34. Я очень интересуюсь жизнью моего ребёнка.
35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребёнком.
38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.
39. Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.
41. Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребёнка.
44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребёнка.
46. Мой ребёнок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребёнку.
50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребёнка.
52. В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребёнка.
54. Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55. Мой ребёнок вырастет неприспособленным к жизни.
56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.
59. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Бланк для ответов:
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ответ |
||||||||||
№ вопроса |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
№ вопроса |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
№ вопроса |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
№ вопроса |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
№ вопроса |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
№ вопроса |
61 |
Номера вопросов для каждого из типов отношения:
1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37. 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
2. Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Подсчитывается количество положительных ответов по каждому показателю и даются следующие описания:
1. Принятие-отвержение.
Если вы получили высокие значения (11 баллов и выше) по этому показателю, можно сказать, что ваш ребенок нравится вам таким, какой он есть. Вы уважаете индивидуальность ребенка, симпатизируете ему. Стремитесь проводить с ним много времени, одобряете его интересы и планы.
Если вы получили низкие значения (9 баллов и ниже) по этому показателю, то, скорее всего, считаете своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Вам кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Часто испытываете к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Не доверяете ему и не уважаете его.
2. Кооперация.
Если вы получили высокие значения (9 баллов) по этому показателю, можно предположить вашу заинтересованность делами и планами ребенка. Вы стараетесь во всем помогать ему, проявляете сочувствие. Высоко оцениваете интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытываете чувство гордости за него. Поощряете инициативу и самостоятельность ребенка, стараетесь быть с ним на равных. Доверяете ребенку, стараетесь встать на его тючку зрения в спорных вопросах.
Низкие значения (8 баллов и ниже) говорят о недостаточной выраженности такого типа отношения.
3. Симбиоз.
При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю можно считать, что вы стремитесь к симбиотическим отношениям с ребенком. Это означает, что вы ощущаете себя с ребенком единым целым, стремитесь удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощущаете тревогу за ребенка. Он кажется вам маленьким и беззащитным. По своей воле вы никогда не позволяете ему проявлять самостоятельность.
Низкие значения (2 балла и ниже) по этому показателю говорят о наличии межличностной дистанции в общении с ребенком, которая совершенно необходима в любом взаимодействии между людьми.
4. Авторитарная гиперсоциализация.
При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю в вашем отношении к ребенку просматривается авторитаризм. Авторитарные родители обычно требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли и чувства.
Низкие значения (2 балла и ниже) являются показателем отсутствия авторитаризма в отношении к ребенку.
5. Маленький неудачник.
При высоких значениях (2 балла и выше) по этому показателю в вашем родительском отношении, скорее всего, преобладает стремление приписать ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его инфантильным, более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся вам детскими, несерьезными. Ребенок воспринимается неприспособленным, открытым для дурных влияний. Такие родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость. В связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
При Низких значениях (0 баллов) подобные стремления бывают сведены к минимуму.
Приложение 3. Результаты диагностики
Методика Р. Жиля
Уровень социальной адаптации дошкольников
Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Приложение 4. Примеры бесед с родителями
«Раскрытие индивидуальности ребенка»
Родители оказывают большое влияние на ребенка в тот период его развития, когда ребенок быстрее всего учится и постигает умом окружающее. Именно поэтому родители несут такую ответственность за воспитание ребенка.
Правило 1. Дружеское отношение
Смотри на своего ребенка как на самостоятельную личность.
Ребенок умеет чувствовать так же, как взрослый.
Относись к ребенку вежливо и ласково.
Говори с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправеть, что сэкономить, чтобы ребенок чувствовал себя членом семейного коллектива.
Регулярно возлагай на него в этом коллективе какие-нибудь обязанности и делай это с самого раннего возраста ребенка.
Уважай его доверие, взгляды и планы.
Правило 2. Честное отношение
Все время доказывай своим поведением, что умеешь держать слово.
Держи себя