Аналитическая работа в ОВД
РЕФЕРАТ
по теме: «Аналитическая работа в ОВД»
План |
Вступительная часть |
1. Система информации и информационное обеспечение управления в ОВД |
2. Роль и значение социальной информации в деятельности ОВД. |
3. Аналитическая работа в ОВД. |
Заключительная часть (подведение итогов) |
Введение
Успешное выполнение правоохранительных задач в условиях формирования новой социально-экономической и политической ситуации в стране неразрывно связано с обеспечением эффективности управляемыми органами внутренних дел, способствующие созданию нормальных условий для функционирования всей инфраструктуры общества. Известно также, что стабильный правопорядок в стране образует соответствующие общественные предпосылки для социально-экономического и научно-технического прогресса, духовном и нравственном развитии.
Отсюда следует, что управление органами внутренних дел как разновидность социального управления должно осуществляться на уровне современных научных требований. Организация управления деятельностью органов внутренних дел на научной основе означает разработку и реализацию правоохранительных функций путем теоретического изучения закономерностей возникновения и конкретно-исторического характера антиобщественных явлений и принятия соответствующих мер соответствующих мер управляющего воздействия на них с учетом многообразия их связей и взаимозависимостей с другими социально-экономическими тенденциями и процессами.
Таким образом научное управление органами внутренних дел означает сознательное и целенаправленное воздействие на определенный вид социальной системы (преступности либо ее составные элементы) например преступность несовершеннолетних, на основе использования познаний закономерностей и тенденций в интересах обеспечения оптимального функционирования и достижения поставленных целей и задач развития общества.
1.СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.
Значение информации в управлении органами внутренних дел трудно переоценить. Информация позволяет субъекту управления иметь достоверное представление о статичном и динамичном состоянии социальной системы (ее элементах), достижении (недостижении) поставленных целей и задач, необходимости и целесообразности принятия определенных (в том числе и корректирующих) мер воздействия на систему (ее элементы) с тем, чтобы обеспечить реализацию тех или иных управленческих решений.
На современном этапе реорганизации органов государственной власти и управления, изменения организационной структуры, компетенции, функций органов внутренних дел, дальнейшее повышение их эффективности в деятельности напрямую зависит от широкого внедрения достижений теории и практики социального управления, правильного применения научных методов сбора, обработки, анализа и оценки информации в процессе решения оперативно-служебных задач.
Организационная связь управления и информации состоит в том, что последняя, являясь атрибутом управления, основным условием и средством его реализации по существу, обеспечивает процесс управления.
Признание единства управления и информации, определяет виды и раскрывает содержание таких функций информации, как коммуникативная, научно-познавательная и социального регулирования. Отсюда следует, что управление в данном аспекте означает целенаправленную деятельность по организации информационных процессов в целях обеспечения взаимодействия социальной системы с внутриструктурными элементами и внешней средой.
Известно, что основным содержанием процесса управления является выработка, принятие и организация исполнения решений, которые в свою очередь должны иметь соответствующую основу, т.е. сведения и данные о внутреннем состоянии субъекта и объекта управления и внешней среде функционирования. Следовательно, чтобы принять оптимальное, научно обоснованное решение, крайне необходимо крайне необходимо располагать соответствующей информационной базой о состоянии, уровне, динамике преступности, о располагаемых конкретным органом внутренних дел силах и средствах, социально-экономических, географических, экономических и т.п. условиях, в которых формируются и существуют субъект и объект управления.
Иными словами как процесс управления в целом, так и каждая из его стадий предполагает создание систем (подсистем) информации и соответственного информационного обеспечения.
Рассмотрение различных вопросов, связанных с системой информации и информационным обеспечением управления органами внутренних дел, изначально предполагает определение понятий "информация" вообще и "социальная информация" в частности.
Научное понятие информации охватывает чрезвычайно широкие многообразия взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимозависимых материальных объектов и мыслительных процессов. Отсюда возникают сложности в его однозначном определении. В целом современная наука трактует это понятие, как правило в строго определенном аспекте рассмотрения: социальном, философском, психологическом, кибернетическом и т.д. Именно поэтому, по общему мнению ученых, единое универсальное понятие информации и единая теория информации вряд ли могут существовать, поскольку специалисты различных отраслей науки (философия, биология, технические науки) содержание этого понятия трактуют исходя из своего "отраслевого аспекта видения, и "оказывается для них предметом познания".
Теоретико-методологической основой изучения понятия информации и ее содержательных сторон является теория отражения, согласно которой информация представляет собой специфический отражательный процесс, форму проявления и интегративный результат отражения, полученный в сознании объекта в процессе восприятия окружающей объективной действительности.
Первоначальное понимание информации как сумма сведений, описывающих те или иные факты, относится к 20-м годам 20 века. С развитием технических средств массовых и других коммуникаций (радио, телеграф, телефон и т.п.) и ростом объема передаваемых сообщений появилась необходимость их изменения для улучшения условий передачи. Так появилась математическая теория информации (1948 г.) в которой ее основатели
К.Шеннон и У.Уивер использовали вероятностные методы для измерения количества информации.
В вероятностной теории под информацией понимались не любые сообщения, которыми оперировали люди непосредственно по техническим каналам связи, а лишь такие, которые уменьшали неопределенность у получателя информации в результате этих сообщений. При этом неопределенность признавалась тогда, когда из-за неполноты информации субъекту управления предстоял выбор одной из двух или большего числа возможностей. Таким образом, выдвинутое Шенноном понятие информации отождествлялось с понятием количества информации и ее вероятности и применялось в ходе использования сведений, содержащих неопределенность.
В 1948 г. Н.Виннер обосновал "информационное введение информации как науки об управлении и связи в живых организмах, общества и машинах."Информация по определению Н.Винера, это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших чувств.
Понимание информации стало с 60-70 гг. общенаучным, т.е. общим для всех частных наук, а информационный подход превратился в общенаучное средство исследования.
Процесс развития понятия информации в современной науки позволил такие ее характеристики и свойства, как количество, ценность, содержание, достоверность, глубина, полнота, точность, убедительность, новизна, эффективность, оптимальность, оперативность, надежность выразительность, которые находят свое применение в рамках социальной теории. С помощью социальной информации т.е. информации, используемой в социальных системах, становится возможным познать и управлять общественными процессами, действиями людей, оптимизировать общественные, групповые и личностные отношения.
Социальная информация в сфере деятельности органов внутренних дел
- это синтез различных видов экономической , политической, научно-технической, оперативно-служебной и др. информации, используемой в процессе реализации правоохранительных и иных задач, возложенных на МВД.
Таким образом, в управлении органами внутренних дел наиболее широко используется социальная информация, содержание которой может иметь как общий так и специфический характер.
Общий характер содержания социальной информации достаточно подробно раскрыт в управленческой литературе с позиции теории отражения и трактуется как результат и форма проявления отраженного разнообразия внешнего мира (социальных отношений) в сознании субъекта управления. Иными словами, информация может быть представлена как отраженное разнообразие как разнообразие которое отражающий объект содержит об отражении.
Специфический характер содержания социальной информации определяется поставленными перед органами внутренних дел целями и задачами и отражает процессы функционирования и результаты воздействия данной социальной системы как на внутриструктурном уровне, так и на внешнюю среду.
Каждый из видов социальной информации, имея свои подвиды, направленные на узкоспециализированное информационное обеспечение, не может существовать изолировано друг от друга или противопоставляется друг другу. Наоборот, на стадии выработки управленческих решений, каждый из этих условных видов и подвидов социальной информации находится в тесной взаимосвязи и путем взаимодополнения, взаимопроникновения дополняют и помогают субъекту управления составить более глубокое, разнообразное суждение о конкретном объеме управленческого воздействия.
В процессе социального управления наиболее часто находит свое выражение информация социологического, криминологического, криминалистического, оперативно-розыскного и т.п. характера. При этом каждый вид информации качественно характеризует какую-либо сторону состояния оперативной обстановки или иного рассматриваемого объекта анализа.
Качественная характеристика условий и результатов работы органа внутренних дел, построенная на многофакторном анализе состояния правопорядка, является определяющей в оценке оперативной обстановки и служит основой для принятия конструктивных, научно обоснованных управленческих решений на перспективу.
В неразрывной связи с качественной стороной анализа негативных и позитивных явлений, процессов и тенденций в состоянии преступности находится и количественная сторона, отражаемая в первую очередь статистической информацией. Этот вид информации выражается в цифровых данных, образующихся в результате регистрации, учета и классификации тех или иных фактов (например, преступлений совершенных группой лиц).
Таким образом под информацией применительно к деятельности органов внутренних дел можно понимать сведения, сообщения, данные характеризующие состояние и развитие субъекта и объекта управления (с учетом воздействия вышестоящих субъектов управления и внешней среды) т.е. результаты управляющих воздействий на объект управления.
Отсюда следует, что специфическое содержание социальной информации используемой в органах внутренних дел, составляют "сведения, которые отражают состояние преступности и охраны общественного порядка, характеризуют силы и средства органов внутренних дел, способы и методы воздействия на управляемую систему и результаты управляющих воздействий, условия и проявления внешней среды, влияющие на состояние сферы управления и эффективность органов внутренних дел.
К информации об объектах управляющего воздействия относятся сведения:
- о преступности и правонарушениях (уровень,структура, динамика и т.д.);
- о контингенте лиц, попавших в сферу управляющего воздействия органов внутренних дел;
- о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений.
Как видно приведенный перечень сведений раскрывает лишь основные черты специфики содержания социальной информации, используемой в сфере деятельности органов внутренних дел.
Теоретическая сложность формулировки общего, родового понятия информации, неоднозначность понимания и обилие аспектов его рассмотрения обусловили аналогичные трудности в определении производных и смежных с ним понятий и в частности одного из наиболее важных - понятия "системы информации".
В научной литературе под понятием "система информации" понимается совокупность различных видов информации о конкретных объектах отражения и функциях управления, соответствующих организации выполнения тех или иных оперативно-служебных задач, стоящих перед органами внутренних дел.
Система органа внутренних дел как аппарата управления характеризуется рядом признаков.
Во-первых, она охватывает все необходимые виды и подвиды информации, находящие применение в конкретной области управления. По существу, речь идет о совокупности сведений и данных используемых в основном для изучения оперативной обстановки, а точнее - для анализа и оценки состояния преступности и правопорядка, расстановки сил и средств органов внутренних дел, разработки мер по предотвращению причин и условий способствующих совершению преступлений и других правонарушений.
Во-вторых о системе информации можно говорить лишь в том случае, если имеют место двусторонние информационные связи: прямая и обратная. Необходимость их осуществления объясняется в известном смысле, замкнутостью процесса управления, механизм действия которого состоит в следующем.
Субъект управления (например, руководитель ГОРОВД) как управляющий орган вырабатывает и направляет объекту управления (подчиненные службы) соответствующие управленческие решения. В свою очередь, объект управления, например служба охраны общественного порядка, представляет управляющему органу информацию о ходе и результатах выполнения решения. По такой схеме и организуется прямой и обратный обмен информацией в системе управления.
В организации информационной работы, а в целом и в управлении органами внутренних дел, обратные связи имеют особое значение, поскольку они способствуют не только укреплению служебной и исполнительной дисциплины, но и объективно указывают на обоснованность принятия тех или иных управленческих решений, а главное - на их эффективность.
И, наконец, в-третьих, система информации предполагает наличие в системе управления определенной организации информационных потоков, связывающих как составляющие ее элименты, так и систему управления с внешней средой.
Привести исчерпывающий перечень подобной информации как и дать ей всеобъемлющее определение вряд ли возможно и очевидно нецелесообразно. Получатели этой информации - субъекты управления в большей мере заинтересованы в наличии конкретной информации, классифицированной по основаниям, обеспечивающим выполнение оперативно-служебных задач и функций. Иными словами специфическое содержание социальной информации должно быть адекватно тем объектам отражения, на которые оказывает свое управляющее воздействие субъект управления.
По существу речь идет о системах информации (информационных системах), в основе построения которых положен тот или иной объект отражения - конкретный классифицированный признак.
Возникает вопрос, в каком соотношении находятся понятия "система информации" и "информационная система"? Ответ на него можно получить если признать ту или иную систему в качестве совокупности априорно выделенных подсистем, а в свою очередь систему информации - совокупности подсистем информации, каждая из которых и образует соответствующую информационную систему.
Например, если понятие "система информации" охватывает всю информацию, используемую субъектом управления (например, информацию по линии следственного комитета МВД Российской Федерации), то понятие "информационная система" ограничивается либо региональными рамками деятельности следственных подразделений органов внутренних дел, либо отдельными вопросами предварительного расследования преступлений.
В научной литературе по проблемам социального управления и информатики проводятся определенные различия в понятиях "система информации" и "информационная система".
Так одни ученые под "системой информации" понимают совокупность различных видов информации, обеспечивающих взаимодействие между собой и выполняемыми системой управления задачами и функциями.
Сторонники противоположной точки зрения под системой информации понимают не информацию как таковую, а механизм ее функционирования. Применительно к управлению в органах внутренних дел эта позиция разделяется Г.А. Тумановым следующим образом: "Система информации в органах внутренних дел складывается из ряда взаимосвязанных элементов: источников получения информации, каналов связи и передачи средств хранения и обработки.
По нашему мнению, систему информации нельзя ограничивать исключительно функциональной частью (источники информации, методы и средства ее обработки и т.д.), она необходимо предполагает и содержательную сторону, т.е. собственно информацию.
Представляется что понятие системы информации включает как совокупность видов информации, наполненных соответствующим содержанием, так и информационные процессы, связанные со сбором, обработкой, преобразованием, потреблением информации.
Такими объектами отражения ( а равно и классификационными признаками специфической социальной информации) в наиболее общем виде могут быть информационные системы, сконцентрированные в соответствии с основными направлениями деятельности органов внутренних дел: криминальная милиция, следствие, служба охраны общественного порядка, госавтоинспекция и т.д.).
Система информации как целое и информационные системы как ее составные части имеют сложную внутреннюю структуру, состоящую из источников получения информации, носителей этой информации, технических средств сбора, обработки, анализа, выдачи информации, персонала, обеспечивающего интеллектуальное и техническое функционирование данной системы информации либо отдельной информационной системы.
Источниками поступления информации, используемой в процессе управления органа и внутренних дел, являются граждане, органы государственной власти и управления, общественные организации, периодическая печать, радио, иные средства массовой информации.
На современном этапе все большее распространение находит такой источник информации, как социологические опросы различных категорий населения, интервьюирование сотрудников органов внутренних дел по проблемам укрепления правопорядка.
Следует отметить что общественное мнение о деятельности органов внутренних дел крайне важно не только для коррекции управления, оно служит объективным источником информации о социальной реакции внешней среды на организацию и результативность борьбы с преступностью и охраны общественного порядка.
Источниками статистической информации являются первичные статистические учеты, различные формы статистической отчетности о работе органов внутренних дел либо иных государственных органов, общественных организаций, предприятий, учреждений, за определенный период времени. Ценность и функциональное значение статистики как источника информации состоит в том, что она обеспечивает возможность провести сравнительный анализ результатов деятельности органа внутренних дел, выявить определенные тенденции в изменениях оперативной обстановки, дать количественную оценку состояния дел.
Носителями информации как правило, являются какие - либо документы: заявления, постановления, решения, экспертные заключения, различные обзоры, аналитические справки, нормативно-методические документы, направляемые по подчиненности нижестоящим органом. Они играют важную роль в контроле за исполнением ранее принятых решений, наполняют координационные и субкоординационные связи органов управления информационным содержанием.
Таким образом, система информации (информационная система) - это организованная в соответствии со специально разработанными классифицированными признаками деятельность по сбору, хранению, обработке, анализу и выдаче информации получателям в целях обеспечения нормального функционирования субъекта управления и эффективного воздействия на объект управления.
Все виды и источники информации о деятельности органов внутренних дел и ее результаты должны отвечать определенным требованиям. К ним, в частности, относятся требования объективности, комплексности, оптимальности, конкретности, непрерывности и др. Главным из этих требований является требование объективного подхода, которое предъявляется ко всей социальной информации, отражающей общественные и личные интересы и потребности. Это означает, что любая информация служащая базой для выработки управленческих решений, должна отражать реальное положение дел в правоохранительной сфере государственного управления, действительное состояние борьбы с преступностью, охраны прав и свобод и законных интересов граждан.
Решение проблем укрепления законности и правопорядка на любом уровне управления предполагает учет и анализ как позитивных так и негативных обстоятельств, факторов и явлений, глубокое, всестороннее и непредвзятое их изучение. Иными словами, информация должна быть объективна и служить гарантией выработки обоснованном управленческого решения, а в конечном счете - правильной организации управленческого процесса.
Отсюда вытекает следующее важное требование к социальной информации - комплексность, системный подход к оценке социальных явлений и процессов. Это требование применительно к организации управления органа внутренних дел находит свое выражение, в частности в том, что при оценке состояния оперативной обстановки нельзя опираться на отдельно взятые, быть может даже весьма веские факты. Необходимо выявить природу возникновения этих фактов причем это относится ( к положительным и отрицательным фактам), ответить на вопрос, образуются и складываются ли за ними те или иные явления, тенденции и лишь после этого принимать во внимание при выработке управленческих решений.
При сборе и анализе информации, используемой в процессе управления органами внутренних дел, следует руководствоваться требованием оптимальности и, в частности, избегать двух крайностей - обилия и дефицита информации. Иными словами, с одной стороны, нельзя подменять качество информации ее количеством, а с другой - переоценивать значение каких-либо данных и сведений в ущерб другим, необоснованно суживать информационную базу анализа состояния правопорядка. Полнота, репрезентативность информации дают возможность отразить главные стороны изучаемого вопроса, повышают качество управленческих решений за счет учета различных факторов, прямо или косвенно влияющих на результативность работы органов внутренних дел.
Следует отметить, что определение оптимума информации в смысле обеспечения ее полноты во многом обусловлено уровнем профессиональной подготовки, жизненным опытом, стажем службы в органах внутренних дел и другими личностными характеристиками объекта управления.
Как видно с требованиями оптимальности органически связано требование конкретности информации. Для организации управленческой деятельности - это требование особенно актуально. Неопределенные, непроверенные данные будучи положенные в основу оценки оперативной обстановки, приводя к принятию неверных содержащих серьезные ошибки управленческих решений, которые подчас, могут иметь отрицательные последствия для всей управляющей системы, а в конечном счете - для выполнения конкретных задач, стоящих перед данным органом внутренних дел.
Конкретность информации нельзя рассматривать в отрыве от требования непрерывности ее поступления. Только лишь при данном условии можно говорить о достаточно высоком уровне организации системы информации и действительности информационных потоков. Вне регулярного, систематического поступления информации (как от субъекта управления к объекту управления, так и наоборот) процесс управления начинает терять эффективность, поскольку становится затруднительно, а порой и просто невозможно, выявлять тенденции и причины позитивных и негативных явлений, своевременно разрабатывать и принимать меры по оперативному реагированию на осложнение оперативной обстановки.
По существу информационное обеспечение управления представляет собой специфический вид управленческой деятельности по созданию, организации функционирования и развития информационных систем.
Понятие информационное обеспечение может иметь отношение к управленческому процессу в целом (например, информационное обеспечение на уровне ГОРОВД, ГУВД и т.п.) к отдельным функциям управления (например, информационное обеспечение планирования), к деятельности структурных подразделений органа внутренних дел (например информационное обеспечение отдела муниципальной милиции административного округа в городе либо к деятельности отдельных должностных категорий сотрудников ОВД (например, информационное обеспечение начальника горрайоргана).
Информационное обеспечение крайне важно для главного субъекта управления - руководителя органа внутренних дел, координирующего действия подчиненных, эффективность деятельности которого находится в прямой зависимости от имеющихся в его распоряжении и удовлетворяющих его информационные потребности информационных систем.
Информационное обеспечение управленческой деятельности руководителя предполагает решение следующих основных вопросов по созданию необходимых информационных систем:
- установить источники, виды и переодичность поступления информации;
- наметить и осуществить сбор, обработку и анализ информации;
- определить круг потребителей каждого вида информации и их обратные связи и т.д.
Повышение уровня информационного обеспечения во многом зависит от качества работы информационных центров, деятельность которых направлена на проектирование, организаций функционирования и совершенствования информационных систем.
К сожалению проектирование информационных систем, как правило, отстает от реорганизации систем управления в органах внутренних дел, что приводит на этапе становления вновь образованию субъекта управления к дефициту необходимой информации, с одной стороны и к избытку устаревшей и непригодной информации с другой. Все это, естественно снижает эффективность функционирования нового органа управления, создает дополнительное напряжение в разработке информационных систем, удовлетворяющих новые задачи управления.
В современных условиях совершенствования информационных систем невозможно без использования электронно-вычислительной техники и автоматизированных банков данных.
Объективными предпосылками компьютеризации управленческих процессов являются усложнение и растущее многообразие функций управления, образование потребности в обработке крупномасштабных массивов социальной информации, создание широко развитых каналов по обмену информационными потоками и др.
Использование вычислительной техники в органах внутренних дел не только значительно снижает трудоемкость обработки учетных материалов, ускоряет документооборот и т.п., что заметно приводит к повышению качества управленческой деятельности, а в конечном счете - к активизации борьбы с преступностью.
ВЫВОД: Сказанное позволяет прийти к выводу, что процесс управления неосуществим без соответствующего информационного обеспечения как всего управленческого цикла, так и отельных его стадий.
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МИЛИЦИИ)
Социальная информация имеет большое научное и практическое значение для разработки эффективных систем управления органами внутренних дел (милицией), формирование стиля и методов планирования, принятия и исполнения решений, контроля и оценки эффективности работы.
Деятельность органов внутренних дел (милиции) по обеспечению правопорядка, охране прав и законных интересов граждан должна быть социально оцениваемой, что необходимо для реализации управленческих правоохранительных функций в единой и целостной системе. Основное содержание системы составляет "сама деятельность органов внутренних дел (милиции) по укреплению правопорядка, охране прав и законных интересов граждан, состояние правопорядка (оперативной обстановки в регионе) как часть социальной действительности.
Данная система состоит из ряда элементов.
Первым элементом системы является сбор информации о ней: наблюдение, анализ документов, опросы, описание опыта работы органов внутренних дел (милиции), результатов их деятельности, обобщение складывающейся практики.
Следующий элемент - это аналитические (социологические, криминологические) исследования, происходящие в органах внутренних дел (либо в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью), процессов.
С помощью социологических, социально-психологических, правовых, экономических, статистических и других методов исследований становится возможным выявить и сформулировать закономерности формирования и реальное состояние оперативной обстановки, особенности стиля организаторской деятельности аппаратов и служб органов внутренних дел, причины и условия, способствующие эффективной деятельности органов внутренних дел; результативность мер по предупреждению и раскрытию преступлений и других правонарушений.
Количественные характеристики исследуемых явлений позволяют на основе сравнительного анализа, определения этапов в развитии тех или иных проблем увидеть конкретные формы, проявления известных тенденций, дают возможность руководству МВД,УВД горрайорганов более эффективно организовать охрану общественного порядка и обеспечить общественную безопасность.
К целесообразным и необходимым относится проведение исследований общественного мнения, ориентированных на описание соответствующего объекта, когда возможны коррекция либо опровержение распространенного представления о чем-либо. Исследования общественного мнения, например, позволяют уточнить представления о состоянии сознания отдельных социальных групп об актуальных потребностях и интересах населения данного региона в сфере правопорядка. Описание населения к тому или иному событию или явлению имеет характер прикладных разработок и их применение ограничено сравнительно узкой сферой, как правило, общими представлениями об общественном мнении.
Задачей исследования может быть выявление причинно-следственной связей и зависимостей объекта изучения, раскрытие тенденций и закономерностей его существования и развития. Особенности исследования в этой связи обусловливается спецификой предмета отражения (сфера правопорядка, обеспечения общественной безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью), субъекта отражения (например, социальные группы, коллективы). Предметом отражения общественного мнения по вопросам обеспечения правопорядка выступает правоохранительная политика как сложное общественное явление, включающее как совокупность идей, отношений ( в том числе регулируемых нормами права), органов, организаций, учреждений и отдельных граждан.
Отношения в сфере правопорядка всегда динамичны и развиваются в результате разрешения тех или иных противоречий, а актуальные стороны этих отношений (соотношение государственных и общественных начал в охране общественного порядка и борьба с преступностью, пути совершенствования деятельности органов милиции, упрочения их связи с населением и т.д.) являются предметом заинтересованного обсуждения населения.
Изучение общественного мнения по вопросам обеспечения правопорядка предполагает характеристику особенностей его субъекта, т.е. целесообразно выделять внутри общественной структуры отдельные группы с учетом их различий в характере и содержании труда, уровне профессиональной квалификации и т.п. с тем, чтобы наиболее полно охарактеризовать их интересы в сфере правопорядка.
Исследования общественного мнения органами внутренних дел (милицией) целесообразно проводить по двум основным направлениям:
а) анализ состояния общественного мнения и процесс его функционирования в социальных группах регионов;
б) анализ процесса формирования общественного мнения (информирование населения органами милиции) по вопросам охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Характеристика состояния общественного мнения по вопросам обеспечения правопорядка в регионе и социальных группах предполагает выявление сформировавшегося по какому-либо вопросу, правоохранительной политики и практики общественного мнения коллективным мнениям определенной социальной группы на материалах средств массовой информации.
Практическое значение исследований общественного мнения по вопросам обеспечения правопорядка состоит в повышении научного уровня текущего и перспективного планирования, в построении эффективной системы информационного обеспечения управленческой деятельности в целом, поскольку общественная критика работы милиции существенно обогащает информационную базу принятия управленческих решений. кроме того, общественное мнение по вопросам обеспечения правопорядка наряду с теоретической и практической значимостью играет важную роль в формировании правовой культуры населения.
Граждане, зная заинтересованность милиции в информации, характеризующей ее деятельность по обеспечению правопорядка, охотнее оказывают помощь милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, становятся нетерпимее к различного рода правонарушениям. На важность учета социальной информации обращается внимание в актах органов внутренних дел: указаниях, инструкциях и методических рекомендациях, в частности по приему граждан, работе с письмами, реагированию на критические публикации в печати, по анализу оперативной обстановки в регионе, по изучению общественного мнения о работе милиции и др.
С учетом социальной информации о деятельности органов внутренних дел принимается конкретное управленческое решение, являющееся формой, содержащей модель определенной деятельности в конкретных условиях. Управленческое решение претворяется в жизнь практической правоохранительной и иной деятельности сотрудниками органов внутренних дел. Эта деятельность образует новое состояние правопорядка (оперативной обстановки), которое вновь становится объектом изучения: описания, аналитического исследования, в результате чего выявляются новые общественные интересы, уточняются задачи деятельности, используются новые формы и методы работы и т.д.
Практика показывает, что только в условиях честного диалога органов внутренних дел с населением, в разумном взаимодействии со средствами массовой информации не остается места слухам, сплетням, провокационным версиям. К сожалению не всегда органы внутренних дел благожелательно относятся к критическим выступлениям, ими не используются в полной мере возможности газет, радио и телевидения в формировании позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел. Безразличное отношение к критики, игнорирование критических замечаний, непринятие практических мер по устранению недостатков, ошибок, непринятие практических мер по устранению недостатков, не способствует улучшению этой работы органов внутренних дел. Кроме того общественная критика не всегда включается в систему контроля органов внутренних дел, а в том случае, когда включается, ей не придается должного значения. В этой связи важное значение приобретает совершенствование механизмов включения (учета) общественной практики в систему ведомственного контроля.
3. Аналитическая работа в ОВД
Министерство внутренних дел Российской Федерации в последнее время уделяет большое внимание совершенствованию деятельности горрайлинорганов внутренних дел, справедливо считая их основным звеном системы органов внутренних дел.
Решению этой задачи во многом способствует приказ МВД России 420 - 1993 г. " О мерах по совершенствованию организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте", которым определены шесть примерных моделей оргштатного построения горрайлинорганов, приведенных в соответствии с реальными нагрузками и условиями работы, приближенных к населению. Приказом четко определен круг полномочий начальника горрайлиноргана (в том числе и как старшего оперативного начальника), расширены его права по оргштатной и кадровой работе, объявлены типовые положения об управлении (отделе) внутренних дел города (района, района в городе) и линейном управлении (отделе, отделении) внутренних дел на транспорте, о штабе УВД (ОВД), города (района, района в городе) линейного УВД (ОВД) на транспорте, примерный перечень основных обязанностей руководителей этого звена.
Образование штабных подразделений и тылового обеспечения в структуре горрайлинорганов позволит повысить эффективность управления и усовершенствовать работу по материально-техническому, финансовому и хозяйственному обеспечению.
В это же время улучшение организации деятельности горрайлинорганов немыслимо без информационного обеспечения процесса управления, так как руководителю нужна постоянная информация об организации и функционировании управляемой системы.
Процесс информационного обеспечения руководителя можно представить в виде следующих пяти этапов:
- выявление и изучение информационных потребностей начальника ГРОВД с учетом решаемых задач, функциональных обязанностей, индивидуальных интересов и других особенностей;
- определения на этой основе содержания, тематической направленности, объема и видов информации;
- формирование подразделений и установление круга лиц, ответственных за обеспечение информацией, определение и разграничение их компетенции;
- регламентация форм, методов, средств представления информации;
- организация фактического обеспечения начальника необходимой и достаточной информацией.
Весь смысл информационного обеспечения работы начальника горрайоргана состоит в том, чтобы из общей совокупности информации с учетом ее источников, сложившейся периодичности поступления отобрать только те сведения, которые ему необходимы и достаточны для выполнения своих функций.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что руководителям ГРОВД обычно не хватает: А) сведений о перспективном социально-экономическом и демографическом развитии города, района; прогноза преступности; обобщенной статистической информации о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел республики, края, области; Б) методических материалов по организации работы органов внутренних дел; В) материалов о передовом опыте организаторской работы, в том числе и о передовом опыте зарубежных органов внутренних дел; Г) сведений о новейших научных методах и технических средствах, применяемых для решения задач органов внутренних дел.
В тоже время не должно быть и избыточности информации. Стремление отдельных начальников в деталях ознакомится со всей информацией, поступающей в горрайорган, не оправдано. Избыточная информация зачастую приносит не пользу, а вред так как в обильном потоке частностей можно упустить главное.
В этом отношении своевременными являются меры МВД России, направленные на сокращение документооборота путем решительного пресечения фактов истребования из горрайорганов сведений, не предусмотренных установленными формами статистической отчетности, ограничения количества истребуемых и направляемых управленческих документов структурным подразделениям МВД, ГУВД, УВД.
Начальник горрайоргана внутренних дел должен обеспечиваться, как правило материалами обобщенного характера, реферативного. При этом желательно, чтобы информация о возникающих проблемах и задачах содержала определенные оценки, предложения.
Информационные документы предназначенные для начальника, должны быть краткими по содержанию, но отражающими все необходимые сведения, т.е. они должны быть информационно емкими.
В решении задач по информационному обеспечению начальников горрайлинорганов главная роль принадлежит вновь созданным штабам, обеспечивающим сбор и анализ основной информации об оперативной обстановке, подготовку проектов управленческих решений по комплексным проблемам борьбы с преступностью и укрепления правопорядка, а также связь со средствами массовой информации.
Наряду со штабом информационное обеспечение деятельности начальника осуществляется дежурной частью, секретариатом, всеми отраслевыми службами горрайоргана внутренних дел. Его текущая работа связана с решением разнообразных и многочисленных задач оперативного управления, основывается прежде всего на ежесуточной информации, которая концентрируется в дежурной части и секретариате.
Изучение опыта информационного обеспечения деятельности начальника горрайоргана позволяет назвать следующие сведения, необходимые ему для оперативного повседневного управления горрайорганами и представляемые дежурной частью за сутки:
- о чрезвычайных происшествиях и тяжких преступлениях в соответствии с перечнем оперативной информации объявленным приказом МВД России 170 - 1993 год "О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей органов внутренних дел;
- о факторах среды функционирования, могущих осложнить оперативную обстановку в городе, районе;
- об указаниях местных органов власти и управления, МВД, ГУВД,
УВД по различным вопросам (о вызове на совещание, представлении справок и отчетов, проведения общегородских, районных мероприятий и др.);
- о количестве и характере заявлений и сообщений