Установление факторов, оказавших влияние на изменение финансовых результатов ООО "Ассорти"
2006 год начался рост внереализационных расходов, при постоянном снижении прибыли от прочей реализации (операционных доходов минус аналогичных расходов), что, в конечном итоге, помешало росту балансовой и чистой прибыли.В табл. 7 представлена структура прибыли организации.
Рассматривая изменения в структуре прибыли в подтверждение вышеизложенного, относительно динамики отдельных составляющих балансовой прибыли, можно обратить внимание на то, что в 2005- 2006 годах произошли изменения в структуре прибыли, направленные прежде всего на снижение роли прибыли от прочей реализации и повышение роли прибыли от внереализационных мероприятий, причем роль этой составляющие стала в 2006 году столь высока, что серьезно потеснила долю прибыли от реализации продукции.
Таблица 7
Структура прибыли ООО «Ассорти», тыс.р.
Показатель | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | Темп роста, % | |
2005 г. к 2004 г. |
2006 г. к 2005 г. |
||||
Прибыль от реализации | 852,5 | 1448,5 | 885 | 170,0 | 61,1 |
Прибыль (убыток) от прочей реализации | -1 | - | -41 | - | - |
Прибыль (убыток) от внереализационных операций | 1 | -2,8 | -239 | - | - |
Прибыль отчетного года | 852 | 1445,7 | 605 | 169,7 | 41,8 |
Прибыль от обычной деятельности | 352 | 914 | 438 | 259,7 | 47,9 |
Нераспределенная прибыль | 352 | 914 | 438 | 259,7 | 47,9 |
На основании табл. 7 видно, что прибыль от реализации в 2005 г. росла быстрее чем выручка от реализации, что свидетельствует об относительной экономии затрат на производство и реализацию продукции.
Прибыль от обычной деятельности растет медленнее, чем прибыль от реализации, что связано с ее снижением в 2005-2006 гг., что также сказалось на отставании роста чистой прибыли от прибыли от реализации.
В рассматриваемые три года у предприятия не было поступлений и расходов, связанных с получением и уплатой процентов, так же с поступлением вложений в другие предприятия.
Итак, основными факторами, оказавшими отрицательное влияние на рост прибыли явились рост затрат при производстве продукции и получение убытка от внереализационных мероприятий. Отрицательное влияние на размер прибыли предприятия также оказало снижение прибыли от прочей реализации и получение убытка от нее в 2004-2006 гг.
3.2. Анализ показателей прибыли от прочих видов деятельности
Проанализируем финансовые результаты от прочей реализации, внереализационной деятельности и финансовых вложений.
В рассматриваемом периоде с 2004 по 2006 год прибыль предприятия, кроме прибыли от реализации продукции (работ, услуг) включала в себя прибыль от прочей реализации (операционные доходы и расходы) и внереализационные доходы.
Предприятие в течение рассматриваемого периода занималось финансовыми вложениями и привлекало кредитные ресурсы, то и соответственно у него в 2005 году были убытки, связанные с ними.
За период 2004-2006 гг. предприятие не имело прочих операционных доходов. Прочие операционные расходы возрастают на протяжении 2004-2006 гг. так, если в 2004 г. они составляли всего 1 тыс.р., то в 2006 г. уже 41 тыс.р., что оценивается отрицательно в работе ООО «Ассорти».
Прочие операционные расходы предприятия – это в основном убытки от выплаты штрафов, возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями, а также убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности. Данные тенденции обусловили рост убытка предприятия от прочей реализации.
Прочие внереализационные доходы предприятия возрастают с 3 тыс.р. в 2004 г. до 59 тыс. р. в 2006 г. На предприятии это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях; прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств; доходы по акциям, облигациям, депозитам; доходы от валютных операций и т.д. Прочие внереализационные расходы предприятия (суммы, уплаченные в виде экономических санкций и возмещения убытков; а также другие расходы от операций, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции.) резко увеличились за период 2004-2006 гг. (с 2 тыс.р. до 298 тыс.р.), в связи с чем убыток от внереализационных операций предприятия возрастает.
Сальдо доходов и расходов от прочей внереализационной деятельности отрицательное. Это говорит о том, что предприятие не обращает внимание на этот немаловажный аспект получения дополнительной прибыли и отрицательное сальдо говорит об недостаточно эффективном использовании внереализационного потенциала ООО «Ассорти».
3.3. Факторный анализ прибыли от реализации продукции
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
В факторном анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль (рис. 7).
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции; ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Прибыль от реализации продукции находится под воздействием следующих факторов: изменения цен на продукцию, изменение себестоимости, изменение объема реализации продукции, изменение структуры продукции, изменение структуры затрат.
Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменения прибыли от реализации продукции по каждому фактору, которые рассматривались выше.
Рис. 7. Блок-схема факторного анализа прибыли
Анализ прибыли по перечисленным выше факторам приведен в таблицах 8, 9 и 10, 11 за периоды 2004 – 2005 гг. и 2005 – 2006 гг. соответственно.
В табл. 8 приводятся исходные данные и факторный анализ прибыли от реализации продукции.
Таблица 8
Анализ прибыли по факторам за 2004-2005 гг., тыс.р.
Слагаемые прибыли |
По базису (2004 год) |
По базису на фактически реализованную продукцию 2005 года | Фактичес-кие данные по отчету (2005 год) | Фактические данные с кор-ректировкой на изменение цен и пр. |
Реализация продукции в продажных ценах | 9736,9 | 10589,3 | 12851,6 | 11174,8 |
Полная себестоимость продукции | 7617,7 | 7990,6 | 9770,5 | 8487,0 |
Прибыль | 2119,2 | 2598,7 | 3081,1 | 2687,8 |
1. Расчет общего изменения прибыли (∆Р) от реализации продукции:
∆Р = Р1 – Р0,
где: Р1, Р0, – прибыль отчетного и базисного года.
∆Р = 3081,1 – 2119,2 = +961,9 тыс.р.
2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (∆Р1):
∆Р1 = Nр1 – Nр1,0,
где: Nр1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года;
Nр1,0 - реализация в отчетном году в ценах базисного года.
∆Р1 = 12851,6 – 11174,8 = + 1676,8 тыс. р.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (∆Р2)
∆Р2 = Р0К1– Р0 = Р0 (К1 -1),
где :Р0 – прибыль базисного года; К1 – коэффициент роста объема реализации продукции;
S1.0
К1 = ,
S0
где: S1.0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;
S0 - себестоимость базисного года (периода).
8487,0
К1 = = 1,114
7617,7
∆Р2 = 2119,2 * (1,114 - 1) = + 242,1 тыс. р.
4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (∆Р3):
∆Р3 = Р0 (К2 – К1),
где: К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;
N1.0
К2 =
N0
где: N1.0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;
N0 – реализация в базисном периоде.
11174,8
К2 = = 1,148
9736,9
∆Р3 = 2119,2 * (1,148 - 1,114) = + 68,4 тыс. р.
5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (∆Р4):
∆Р4 = S1,0 - S1,
где: S1,0 – себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;
S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года.
∆Р4 = 8487,0 – 9770,5 = - 1283,5 тыс. р.
Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции: (∆Р5)
∆Р5 = S0 К2 – S1,0
∆Р5 = 7617,7 *1,148 – 8487,0 = +258,1 тыс. р.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период:
∆Р = ∑ Рi , i = 1-7
где: ∆Р – общее изменение прибыли;
∑ Рi – изменение прибыли за счет i-ого фактора.
∆Р = 1676,8 + 242,1 + 68,4 – 1283,5 + 258,1 = 961,9 тыс. р.
Результаты расчета заносятся в сводку влияния факторов на прибыль от реализации продукции (табл. 9).
Таблица 9
Сводка влияния факторов на прибыль от реализации работ в 2004-2005 гг.
Показатели | Сумма, тыс.р. |
Отклонение прибыли – всего | +961,9 |
В том числе за счет факторов: а) изменения цен на продукцию б) изменения цен на материалы и тарифов в) нарушений хозяйственной дисциплины г) изменения объема продукции д) изменения структуры продукции е) изменения структуры затрат |
1676,8 - 242,1 68,4 -1283,5 258,1 |
Анализ факторов, влияющих на прибыль показывает, что в период с 2004 по 2005 гг. основное влияние на изменение прибыли оказали два фактора – изменение цен на реализуемую продукцию и выполненные работы и изменение структуры продукции.
Изменение цен на реализованную продукцию привело к увеличению прибыли на 1676,8 тыс. р., а изменение структуры продукции повлекло снижение прибыли на 1283,5 тыс. р. Все остальные факторы также повлекли незначительный рост прибыли, в основном за счет увеличения объема реализованной продукции. Проведем факторный анализ прибыли от реализации продукции за 2005-2006г.г.
Таблица 10
Анализ прибыли по факторам за 2005-2006 гг.
Слагаемые прибыли |
По базису (2005 год) |
По базису на фактически реализованную продукцию 2006 года | Фактические данные по отчету (2006 год) | Фактические данные с корректировкой на изменение цен и пр. |
Реализация продукции в продажных ценах | 12851,6 | 13789,4 | 15767 | 13875 |
Полная себестоимость продукции | 9770,5 | 10009,3 | 11511 | 10257 |
Прибыль | 3081,1 | 3780,1 | 4256 | 3618 |
Расчет общего изменения прибыли (∆Р) от реализации продукции:
∆Р = Р1 – Р0,
где: Р1, Р0, – прибыль отчетного и базисного года.
∆Р = 4256 – 3081,1 = 1174,9 тыс. р.
Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (∆Р1):
∆Р1 = Nр1 – Nр1,0
где: Nр1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года;
Nр1,0 - реализация в отчетном году в ценах базисного года.
∆Р1 = 15767 – 13875 = +1892 тыс. р.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (∆Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):
∆Р2 = Р0К1– Р0 = Р0 (К1 –1),
где: Р0 – прибыль базисного года;
К1 – коэффициент роста объема реализации продукции;
S1.0
К1 = ,
S0
где: S1.0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода; S0 - себестоимость базисного года (периода).
10257
К1 = = 1,050
9770,5
∆Р2 = 3081,1 * (1,050-1) = + 153,4 тыс.р.
4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (∆Р3):
∆Р3 = Р0 (К2 – К1),
где: К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;
N1.0
К2 = ,
N0
где: N1.0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;
N0 – реализация в базисном периоде.
13875
К2 = = 1,080
12851,5
∆Р3 = 3081,1 * (1,080-1,050) = +91,3 тыс. р.
Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (∆Р4):
∆Р4 = S1,0 - S1,
где: S1,0 – себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;
S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года.
∆Р4 = 10257 – 11511= - 1254 тыс. р.
7. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆Р5):
∆Р5 = S0 К2 – S1,0
∆Р5 = 9770,5*1,080 – 10257 = +295,1 тыс. р.
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (∆Р6), в нашем случае увеличение тарифов на электроэнергию и перевозки сократило прибыль на 2,9 тыс. р.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период:
∆Р = ∑ Рi , i = 1-7
где: ∆Р – общее изменение прибыли;
∑ Рi – изменение прибыли за счет i-ого фактора.
∆Р = 1892 + 153,4 +91,3 – 1254,0 + 295,1 – 2,9 = 1174,9 тыс. р.
Результаты расчета заносятся в сводку влияния факторов на прибыль от реализации продукции (табл. 11).
Таблица 11
Сводка влияния факторов на прибыль от реализации работ в 2005-2006 гг.
Показатели | Сумма, тыс.р. |
Отклонение прибыли – всего | +1174,9 |
В том числе за счет факторов: а) изменения цен на продукцию б) изменения цен на материалы и тарифов в) нарушений хозяйственной дисциплины г) изменения объема продукции д) изменения структуры продукции е) изменения структуры затрат |
1892 -2,9 153,4 91,3 -1254 295,1 |
Факторный анализ показал, что в период с 2005 по 2006 гг. прибыль возросла на 1174,9 тыс. р.
Наибольшую роль в изменении величины прибыли играют два фактора – изменение цен на реализуемую продукцию и изменение уровня затрат.
Изменение цен на реализуемую продукцию увеличило прибыль на 1892 тыс. р., а изменение уровня затрат, наоборот привело к уменьшению суммы прибыли на 1254 тыс. р., что и повлияло на конечный результат.
Остальные факторы достаточно незначительны, можно лишь отметить, что все они увеличивают прибыль предприятия за исключением фактора изменения цен на материалы и тарифы. Данные факторного анализа показывают, что повышение цен на реализуемую продукцию на предприятии изменяется медленнее, нежели изменения затрат.
Руководству предприятия необходимо принимать конкретные меры либо по увеличению цен на реализуемую продукцию и оказываемые услуги за счет качества, маркетинговых исследований, либо уменьшения затрат за счет экономии.
Рассматривая общие тенденции для всего рассматриваемого периода времени, следует заметить, что в течение его рост прибыли происходил под преимущественным влиянием режима экономии и наращивания объемов реализации, так же выявились и факторы, воздействующие на рост прибыли отрицательно: неблагоприятное изменение структуры продукции и структуры затрат; влияние роста (снижения) цен на продукцию носит циклический характер и обусловлен изменением рыночной конъюнктуры.
3.4. Анализ показателей рентабельности
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности.
Показатели рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Расчет показателей рентабельности ООО «Ассорти» произведен в табл. 12. На основе расчётов и графика можно сделать следующие выводы.
Показатель общей рентабельности за отчетный период снизился с 8,75 % в 2004 г. до 3,83% в 2006 г. Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли также снизился с 3,62% до 2,78% в 2006 г. Для того чтобы проанализировать причины этого снижения 2006 г., необходимо провести более детальный анализ данных формы №2 малого предприятия.
Таблица 12
Расчет показателей рентабельности, %
Наименование показателя |
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | Изменение, (+,-) | |
2005 г. к 2004 г. |
2006 г. к 2005 г. |
||||
Общая рентабельность (140/ 010 ф. №2) | 8,75 | 11,25 | 3,83 | +2,50 | -7,42 |
Рентабельность всей реализованной продукции ( 050/010 ф. №2) | 8,76 | 11,27 | 5,61 | +2,51 | -5,66 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли (190/ 010 ф. №2) | 3,62 | 7,11 | 2,78 | +3,49 | -4,33 |
Общая рентабельность вложений (140 ф. №2/300 ф. №1) |
37,73 | 42,38 | 17,40 | +4,65 | -24,98 |
Рентабельность собственного капитала (140 ф. №2 / 490 ф. №1) |
475,98 | 132,21 | 39,52 | -343,77 | -92,69 |
Данные таблицы показывают, что значения показателей рентабельности сравнительно неплохие, но тревогу вызывает снижение всех показателей в 2006 г. (рис. 8).
Рис. 8. Динамика изменения показателей рентабельности, %
Рентабельность всей