шпора по ИОГИП
1. Необходимость и потребность в радикальных реформах в стране после Крымской войны После Крымской войны Россия оказалась в тяж эк, соц, пол положении (Париж м/д, креп право) => необходим реформ. «Если не сверху, то снизу». Выступление перед дворянством -> тайный Комитет по ус-ву крест быта. Состав: соратники царя. Цель – разработка курса крест реф. Возглавил комитет зам министра – Левешек. Он разработал правительственную прогу крест реф: крепостным предост гражд права. Вся земля в собственности помещика, кот предост вся власть в его имении. Крестьяне получали пользование на отдельную часть земли, за кот они дБ выполнять фиксированную повинность. Эта прога затем была изложена в императорских рескриптах, сначала в петерберг. губернии, потом в др. В губерниях созд комитеты для рассмотрен проэкта на местах (1858) и с этого мом реформа стала гласной. Секретный комитет становится Главным комитетом по крест делу. Внутри губерн шла борьба м/либералами и консерваторами (?? О формах и степени уступок крест-ву). Проэкты: Кавелин, Кошелев, Позен, Самарин, Унковский – выражали мнение помещиков чернозем губерний – сохранить мах возможное кол-во земель, удержать рабочие руки. В промышл районах помещики хотели получать значит ден ср-ва. Борьба вокруг предложений велась в комиссиях при рассотрении проэкта в Главном комитете, Гос. Совете. |
2. «Великая реформа» 19 ф 1864 г 19 ф 1864 г был подписан окончат вар-т проекта реформы. 5 марта были опубликованы важнейш док-ты реформы: 1. Манифест об отмене креп права 2. Общие положения о крест, вышедших из креп завис. Правовое положение: в соответ с этими док крест получличную свободу, могли свободно распоряж им-вом, заниматься торгово-промышл деят-тью, уч-ть в сделках с недвиж, поступать на службу, получать образование, вести семейн дела. С др. стороны – крест община. Экономич сторона: В собственности у помещиков оставалась вся земля. Часть ее (усадебная оседлость) – участок с хоз постройками – передавалась крестьянам в пользование. Крест получали освобожд землей, за ее пользование они платили фиксированный оброк или отбывали варщ. Крест не могли отказаться от наделов 9 лет. Они могли выкупить по соглашению с помещиком. Временно обязанное положение. Между крест и помещ оформл уставные грамоты., в них фиксировались нов размеры наделов и платежей крест. Эти грамоты заключ с целым сельск об-вом, что обеспеч круговую поруку в упоате повинностей. Временнообязанное положение прекращалось после перевода на выкуп (с 1883 он стал обязательным). Выкуп поизвод при содействии Прав-ва. Основа вычисления – не рын цена, а оценка феод повинностей. При заключении сделки крест выплачивали 20 %, 80 – г-во. Г-во предост крест ссуду, кот они выплач ежегодно в теч 49 лет. Выкуп платежи были отменены в 1905 г.Стоимость выкуп земель существенно превыс ее рын цену. Административная сторона: В ходе крест реф была создана сист гос орг проведения реформы: 1. главный комитет по крест делам (контроль) 2. Губернские по крест делам Присутствия комитеты (помещики губерний) 3. Мировые посредники на местах. Административ орг: созд-сь в крест среде. Низшее звено – сельск сход (собрание неск домовладельцев, распределение земел наделов). Волостной сход (представители от сельск схлдов) – вопросы земли, админ вопр (налоги, урожай). Волосной суд (из представ волост сходов), мог – срок 1 год, мелкие уг, гр иски, наказание в виде штрафа, ареста, закл под стражей до 3 мес. |
3. Причины и подготовка суд реформы 1864 Предпосылки: архаич черты дореф суда. Все были заинтересованы. Дореформ сис-ма: уезд суды были 1 инст по гр, уг дел, для гр-н недворян сущ спец суд – городской магистрат. Торговые иски рассмат в коммерч судах. Духовенство – особый суд. Ведомственные суды (воен, морские). 2-я инст – губернские суды по гр и уг делам высш аппел инст – Правит. Сенат, при разногласии – в Гос.Совет. Сенат был первой суд инст по делам круп сановников. Полит дела – врем спец судеб орг. Большое кол-во дел, отнес к незнач, рассматр полицией, кот имела право наказ розгами до 30 уд и арестом до 3-х мес. Большинство нас не могли обращ в суд орг. 20 ведомствен судов и их границы подсуд-ти были неясны. Суды нах в завис от адм вл-ти. Аппарат канцелярии в судах – взяточнич-во. После проведения крест реф – проект: губернские комитеты предлаг ввести конкрет институты, оздоравлив-е юстицию.В адресах дворянства Ал II Владимирское дворянство убеждало царя о необх-ти проведения суд реф: 1. разделить вл-ти: адм, суд, полиц. 2. определ от-ть всех и каждого перед судом. 3. ввести гластность гр и уг судопр. 4. учредить суд присяж. Ал II создает комитет для разраб суд уставов. Док-ты суд реф: 1. устав о нак, налагаемых мир судьями. 2. устав уг судопр 3. -//- гр -//- 4. устав о судопр-ве |
4. Судоустройство по судебной реформе 1864 Суд сис имела 2 ветви, кот объед высш суд орг – Сенат: 1. общие суды (первые в 1866 в 10 губерн) 2. миров суды. Сохр суды особ подсуд. Их созд предусматр др НПА. Адм-тер и суд-тер деление после суд реф не совпад, т.к. уезд города делились на участки мир судей, тер подвед окруж судов охват неск уездов, округа суд палат – неск губерний. Окруж суды были судами 1-й инст общих судов. Суд палаты – судами 2-й инст. К нач 20 в – 106 окр судов и 14 суд палат. Окр суды сост из одного или неск отделений по гр / уг делам. Они разбир больш-во дел. Все гр, знач часть уг – корон. судьями. Присяжные привлекались д/рассм дел по прест, за кот м б назнач лишение прав состояния / всех прав. Суд присяж не яявл самост учреждением. Это было особое Присутствие окр суда. К его подсуд не были отнес гос и долж прест. Мир суд: в его компетенц вход рассмотр мелк прест, судопр вели судьи, избир земск собраниями / гор думами. Мир судьи единолично рассматр дела по соверш прест, нак за кот – замечание, выговор, ден взыскан до 300 р, арест до 3 мес, закл в тюрьму до 1 г. Мир судьи делились на участковых и почетных, они избир на 3 г орг гор и зем самоуправл из числа лиц, проживавших в данной местности, имев должность, образование, служ, имущ ценз (15 т р). Вводятся должности (органы): 1. Прокурор – Прокуратура (надзор за предвар следств). Прок надзор осущ под высгш рук-м министра юстиции, ему подчин обер-прокуроры Сената и прокуроры суд палат. Прокуроры окр судов действовали под рук прокуроров суд палат. 2. Адвокатура вводилась в судах ою. Адвокаты были 2-х видов: частные поверенные (не вход в штат) и присяж поверен. В адвокатуру потянулись видные юристы, прок-ры, обер-прок и юристы при ком суд (Плевага, Спагович, Пасовера, Урусов) |
5. Новые прнципы судопроизводства по суд реф 1864
Учреждением судебных установлений (ст.237 и 239) предусматривалось, что основой внутренней самостоятельности судей служат прочность судейских должностей и равенство судей: у них не может быть начальников; члены всех судебных инстанций как судьи равны между собой, а сами судьи различаются только по степени власти – суды первой и высших инстанций. Прогрессивными были и такие важные принципы, закрепленные в Судебных уставах, как коллегиальность суда, несменяемость судей и дисциплинарная ответственность их только перед судом, несовместимость судебной службы с другими профессиями. Губернатор уже не мог, как раньше, арестовать судью за несоответствующий его представлению о законе приговор, а подсудимые и потерпевшие, истцы и ответчики были избавлены от необходимости задабривать судебных чиновников. Избираемые мировые судьи пришли на смену полицейским чиновникам. Вину подсудимого нужно было доказывать гласно, в борьбе с адвокатурой перед лицом представителей населения – присяжных заседателей. Суд присяжных оказал мощное благотворное влияние на всю судебную систему и даже, в некоторой мере, на политическую систему России. Большое значение для утверждения новых демократических принципов судопроизводства имела и реорганизация прокуратуры. После судебной реформы прокуратура освободилась от функции общего надзора, ее деятельность ограничивалась только судебной сферой. Если до судебной реформы прокурор должен был выступать в суде «как взыскатель наказания и вместе с тем защитник невинности», то теперь главной его задачей становился надзор за дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде. Новая прокуратура создавалась при судах. |
6. Земская реформа А –2 Она был пров на основ полож о губ и уезд зем учрежд 1864 года. По зак роль распор ор-ов вып губ и уезд земск собр, члены ко избир по трем избир группам, наз куриями. Прежд всего изьир уезд земск собран. К пер избир кур относ помещ, влад земл опред разм, кот устан в зав-ти от местн, крупн торг, промышл имевш предпр в уезде. Втор была гор курия. Внец пол избир право гор жит, имевш куп свидет, влад торг пром предприят в черте гор. Избир права по перв двум кур имело незнач число населения. В крест кур избир прав польз все крест-домохоз, но не непосред, Избир мех раб в соот в с интер помещ, кот пол преим в земствах, имели воз-ть ров там соот полит. В исполн орг земск учрежд – губ и уезд земских управах – тоже приоблад помещ. Компет огран мест хоз и нек культ вопросами. Они заб о сост пут сообщ, мед обслуж, стой и мат обеспеч школ. Земства дейст под строг контр прав орг в лице губ и местной полиции. Губ мог приос любое пост зем по мот против гос интер. Сен прин пост запрещ снош земств с друг друг. Земст запр публик свои пост без разреш губернаторов. Прав-во опас земств, именнот через них бурж наиб эффект вела борьб за свои интересы. Борьба земст за свои права, а цар прот этого зак поб последн. В 1890 была пров контр реф, измен пор выб. Об ф-ии земств: сод мир суд, разм солд, ст-во дорог, благ, страхов, оказ пом пострад от стих бед. |
7. Военные реформы 1861-74г Нов веян обуслов необход реорг воор сил. Эти реф в больш мере связ с именем Милютина, ставш воен мин в 1861 году. Прежде всего он ввел сист воен округов в 1864-15, охват всю террит страны, что позв улуч призыв и обучение военнослуж. Во главе стоял главн нач округа, он же ком войсками. Ему подчин все войска и воен учрежд на террит округа. В воен округе им окружн штаб, интендатское, артиллер, инжен, воен управл, инспект воегн госпит. При ком был воен совет. В 1867 была пров воен-суд реф, в кот нашли отраж нек полож уставов 1864 года. Слож 3 звен сист воен судов: полков, военно-окр, главн воен суд. Полк суды им подсуд прим такую же как и мир суд. Наиб крупн и средн слож дела рассм воен-окр суд. Высш аппел и надз инст был главн воен суд. В 60 гг обнар нецелесообр подгот офиц кадров через кад корпуса, кот обход дорго. Кад корп были упразд, а вместо них возн воен училища, чуть ниже созд юнк училища. Но главн реф этого времени – переход от рекрутчины к всеобщ воинск пов-ти. По воен реф пред отмена рекр наборов, устан обяз воен служба для м дост 20 лет, в сух-6 лет, на флоте 7 Устан сокр сроки для лиц, имеющ образов. 1 янв 1874 года прин устав о воинской пов-ти |
8. Контрреформы Александра 3 С сер 70 гг 19 вв вновь возр крест движение. 1 марта 1881 года народ был убит импер а2. Царск прав-во прешло к реакц политике. Контрреф 1880-1890гг- это изменен внутрен полит, пересм ряда сущ полож, устан в ходе бурж реф 60-70гг. Контрреф начин с прин в 1881 году полож о мерах к сохранен госуд порядка и общественного спокойствия. Данный документ предусматривал введ в отд местности или во всей стране при посяг против гос строя или безоп отд лиц сост усилен или чрезвыч охраны. Пр этом вся полнота власти перед генерал-губернатору, расшир права полиц и жандармерии, огран права граждан,римен кар-репрес меры против нарушит. В 1889 году было прин полож о земск участ нач, кот отмен принц отделен суда от администрации. Согл полож в уездах вместо мир судей ввод институт земск участков насч, на них возлаг полиц суд и админ ф-ии: осущ контроля над сельск и волост орг самоуправления, рук полиц, надз за деят-ть волост судов и др.Кандид должны соот ряду требов: им в/о. Стаж раб, высок имущ ценз, зван потом дворян. Назн осущ гкубернатором и подлеж утвержд мвд. Полож несло серьезн удар по сист мир судов, их числен стала сокращ, и к 1913 г они исч совсем. В 1890 было пересм полож о губ и уезд земск учрежд. Согл новому полож сохран куриальн сист выборов. Однако в первой курии вместо ценз принц формиров был устан сослов принц: в неё вход только потом и личн дворяне. Одноврем с этисм во втор гор курии имущ ценз был значит повышен. По отнош к крест курии усил контроль админ – губ сам назнач гласн от числа крест-выборщиков. Т.о, влиян двор в земск орг значит усилилось. Был усилен контроль за земствами, осущ губ и губ присут по зем делам. Губ и мин внутр дел имели право приост или измен любое реш орг земск самоуправл. В 1892 году было прин нов город полож: увел имущ ценз, что прив к отстран в выб в го думу мелк и средн части бурж. Избир права имели только те гражд, кот влад недвижим, а так же влад торг-пром предпр, имевш гельд свидет, т.о увелич предст дворян и кр бурж. Усилив контроль за деят-тью орг гор самоуправл: реш гор дум подл утв губ правл. Для мал город устан упрощ управл: сход домохоз города избир собран уполном, а оно выбир гор старосту. С нар реакции стала разв сист админ репрессии, тел нак хотя и были отмернены, но на прк прод примен по реш комит мин-ов. В 1871 год расш права жандарм в обл дозн и след. Дозн осущ корп жандарм. С 1872 г наиб важн дела стали расс особ присут сената с участ сослов представит. |