Малый бизнес и налоговая политика
уровне 4млн. человек. По оценкам, на доходы от малого предпринимательства живут 20% россиян.Однако нынешние масштабы развития малого бизнеса в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой: наша страна далеко отстает от них по выше перечисленным показателям. (табл1.)
Таблица 1.
Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых странах.
Страны |
Количество малых и средних предприятий (тыс.) |
Количество малых и средних предприятий на 10 тыс. жителей |
Занято на малых предприятиях (млн. чел.) |
Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых (%) | Доля малых и средних предприятий в ВВП (%, оценочно) |
Великобритания | 2630 | 460 | 13,6 | 49 | 50-53 |
Германия | 2290 | 370 | 18,5 | 46 | 50-52 |
Италия | 3920 | 680 | 16,8 | 73 | 57-60 |
Франция | 1980 | 350 | 15,2 | 54 | 55-62 |
Страны ЕС | 15770 | 450 | 68,0 | 72 | 63-67 |
США | 19300 | 742 | 70,2 | 54 | 50-52 |
Япония | 6450 | 496 | 39,5 | 78 | 52-55 |
Россия | 875 | 57 | 7,5 | 15 | 9-10 |
Источники: Ресурсный центр поддержки малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
Подобное сопоставление свидетельствует о том, что Россия находится в самом начале пути формирования сектора малого предпринимательства.
И все же согласно имеющимся статистическим данным малый бизнес постепенно выходит из кризиса.
Косвенно об этом свидетельствуют два факта: во-первых, количество зарегистрированных МП сократилось, а во-вторых, увеличились налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства (единый налог для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности). Так, за январь-сентябрь 2000г. по сравнению с аналогичным периодом 1999г. поступления единого налога для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрошенную систему налогообложения, учета и отчетности, возросли в 1,5 раза (с учетом ИПЦ). Такое увеличение, правда может быть обусловлено переходом ряда субъектов малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в 2000г.
Вклад малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явно недостаточен. Поэтому развитие малого предпринимательства нуждается в разносторонней государственной поддержке.
Рассмотрим несколько проблем препятствующих успешному развитию малого бизнеса в России.
Одной из важнейших проблем является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы малых предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют специальные банки, которые бы обслуживали малый бизнес. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия. Невозможность получения кредита исключает способность конкурировать с иными предприятиями.
В России также существуют различные организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены своими собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.
Малые предприятия нуждаются также в информационном облуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и другой помощи.
Заслуживает серьезного внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем кредит на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии до 90% заемного капитала. Таким образом государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам.
Имеются и другие формы государственной поддержки: обеспечение малых предприятий госзаказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью и др.
Развитие малых предпринимательских форм происходит сейчас в основном посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений – торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте технике и машин, сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны это обусловлено и не достаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствие правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой – монополией государственных научно исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы.
На мой взгляд одним из условий обеспечения экономического роста малого бизнеса является предельное упрощение доступа малых предприятий к финансово-кредитным и инвестиционным ресурсам. Как свидетельствует исторический и зарубежный опыт, одним из направлений решения данной проблемы могут стать создаваемые малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями кредитные союзы. Этот социально-финансовый механизм обеспечивает «прозрачный» доступ к кредитам и сбережениям. О кредитах под низкий процент в последние годы индивидуальные предприниматели просто стали забывать.
Лига кредитных союзов прошла регистрацию еще в 1995г. Но до сих пор кредитные союзы функционируют на основании Гражданского кодекса. Соответствующий закон дважды проходил парламент и дважды президент РФ накладывал на него вето. Закон давно ожидается, вокруг него поломано немало копьев. Надежной статистики о развитии кредитных союзов пока, естественно, тоже нет. Они могут не столько составить конкуренцию коммерческим банкам, сколько стать привлекательными партнерами с позиции увеличения собственного капитала. С социальной точки зрения идея весьма конструктивна.
Финансирование федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства за 1997-2001гг.; как было отмечено выше, остается одним из слабых звеньев государственной политики в этой сфере. По информационно-технологическому, инфраструктурному направлениям в области финансирования малого бизнеса следует использовать опыт Москвы. Здесь принято решение выделять на финансирование программ не фиксированную жестко сумму, а определенный процент от бюджета города (0,5%).
Система правового и ресурсного обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства в ее сложившемся виде стала тормозом на пути развития сектора малого предпринимательства, консервируя его стагнацию и застревание в большинстве регионов (за исключением лидеров) на фазе «растянутого» старта. Правительству РФ и Центральному банку России не удается в условиях высокого уровня инфляции и высоких рисков развернуть в сторону малого бизнеса систему Сбербанка России и коммерческих банков. Тем самым проблема упрощения доступа малых предприятий к финансово-кредитным инвестиционным ресурсам фактически не решается. Развитие же системы государственных фондов тормозит принятый Бюджетный кодекс.
Разработанный Минэкономразвития РФ с участием предпринимательской общественности пакет законов по дебюрократизации малого предпринимательства может сыграть свою положительную роль в сохранении «съедаемых» коррупцией и рэкетом части финансовых ресурсов МП (оборотных средств) и в них перераспределение и развитие данного сектора. Это – необходимое, но не достаточное условие. Главное – снижение уровня общей и скрытой инфляции, оптимизация структуры малого бизнеса в пользу малой стройиндустрии, производственно-инновационного комплекса, обеспечивающих прорывной рост.
Перед государственными органами, предпринимательской общественностью частным капиталом встает чрезвычайно ответственная задача – обеспечить в кратчайшие сроки (2002-2005гг.) прорыв в развитии российского малого бизнеса. Это означает прежде всего создание примерно одного миллиона новых рабочих мест (140-150тыс. малых предприятий) в малой стройиндустрии, производственно-инновационном комплексе.
Необходимо полностью освободить от налогов 40тыс. малых инновационных предприятий, есть так называемый «офицерский» малый бизнес и те предприятия, которые созданы инвалидами.
Целесообразно ввести пониженные на 30-50% ставки налога на прибыль для МП строительного комплекса по всей «цепочке» - от карьеров до ремонта строительства дорог, социальных производственных объектов, в том числе и в самом малом бизнесе.
Я считаю, что необходимо возложить на Министерство Экономики Российской Федерации разработку основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а координацию деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства.
Заключение
В результате проведенных мною исследований по данной курсовой работе была раскрыта цель – определение особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства. Можно сказать что в последнее время наметился не бывалый рост мелкого предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.
В работе были решены задачи касающиеся теоретических проблем исследования малого бизнеса, характеристик систем налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а также перспективы развития малого бизнеса. Для исполнения указанных задач предназначена упрощенная система налогообложения, которая является специальным налоговым режимом. Как указывалось в работе, упрощенная система существует как альтернатива общепринятой системе налогообложения, отличающейся большим количеством различных налогов и сложностью их расчетов.
Также был рассмотрен зарубежный опыт развития малых предприятий, так как они играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в Западной Европе, США, и Канаде большое значение приобрел именно малый бизнес, где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная их масса – это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.
Проанализировав использованную для данной работы литературу были сделаны выводы о предпосылках для дальнейшего развития малого бизнеса. Необходимо оказать должную поддержку в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешне экономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства.
В курсовой работе было также отмечено, что малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Это факт подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма организации общественно необходимого труда отвечают социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
Библиографический список используемой литературы.
1. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: учебник для вузов /Д.Г. Черник, Л.П. Павлова, А.З. Даделиев, В.Г. Князев, В.П. Морозов/ − М.: «ИНФРА-М», 2001
2. Грибов В.Д. Основы бизнеса: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002
3. Методические рекомендации по подготовке и защите работ по дисциплине «Основы экономической теории» для студентов экономических специальностей ВолгГАСА /Сост. А.Н. Ларионов, О.В. Свиридова: ВолгГАСА – Волгоград, 1999.
4. Ноздрачев А.Ф. Павлодский Е.А. Приминение законодательства о малом предпринимательстве. -М.: Менатеп-информ. 1992.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая –М.: Юристъ; 1999
6.Комментарий к законодательству по бухгалтерскому учету /Под ред. СА. Николаевой. Изд. 2-е, перераб. и доп. –М: «Аналитика-Пресс», 2000
7. Шеремет А.Д. Финансы предприятий /А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин Р.С./-М., ИНФРА-М, 1998г.
8. Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993г. №446 «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации.
9. Федеральный закон РФ от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
10. Федеральный закон РФ от 29 декабря 1995г. №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»
11. Федеральный закон РФ от 31 июля 1998г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»
12. Степанов И.С. Экономика строительства: Учебник для вузов. -М.: Юрайт, 1997
13. Сафронов Н.А. Экономика предприятия :Учебник для вузов. –М: «Юристъ», 1998
14. Романов А.Н. Экономика предприятия: учебник для вузов. –М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
15. Шестоперов О.А. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России. /Экономические новости – 1999, №9 (май)
16. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая – 4-е изд.-М: «Ось-89», 2000г.
17. Романовский М.В. Налоги и налогообложение Учебник для вузов – СПб: Питер, 2002.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Малый бизнес и налоговая политика
Подготовила:
студентка гр. ЭУС-II-2003
Коляндра А.А.
Принял:
д.э.н., профессор кафедры
экономической теории
Ларионов А.Н.
____________________________________________
(оценка, дата, подпись)
Волгоград 2003