Работа социального педагога по профилактике компьютерной аддикции у школьников
игры стали основным интересом детей, подчиняющим поведение, заполняющим всё свободное время и блокирующим развитие других интересов. Проблема, в основном, касается мальчиков в возрасте от 8 до 15 лет.В связи с назревшей актуальностью данной темы нами были посещены несколько компьютерных клубов в Санкт-Петербурге с целью изучения педагогических и психологических аспектов их деятельности и выявления условий, в которых посетители проводят время. Всего в Санкт-Петербурге насчитывается порядка 50 компьютерных клуба и интернет кафе.
Нами были посещены компьютерные клубы в различных районах города. Наблюдаемые факты обстановки позволяют сформулировать некоторые общие тенденции, присущие деятельности этих заведений.
Средний возраст несовершеннолетних, находящихся в зале на момент посещения, – мальчики 10-12 лет. Из всего многообразия, в основном, пользуются спросом игры на военную и спортивную тематику, на подростковом сленге называемые «стрелялки» и «гонялки». Именно в такие игры играло 85 % посетителей на момент наблюдения. И лишь 15% подростков старшего возраста выбрали для игры «стратегии», развивающие логическое мышление. Несмотря на наличие администратора зала, который выполняет, в основном, организационные функции и не осуществляет педагогического руководства игровой деятельностью детей и подростков, можно отметить, что никто не направляет выбор детей в нужное русло и не следит за их состоянием и поведением.
Прейскурант оплаты за игру строится по такому принципу, чтобы ребенок с любой, даже с маленькой суммой, мог стать клиентом заведения.
Оплата начинается с 10 рублей за 20 минут (30 рублей за час). Ни в одном из клубов не ограничивается время пребывания ребенка за компьютером. Более того, в некоторых клубах стимулируется пребывание за компьютером более длительное время - гибкой системой скидок (тот, кто покупает 2,5 часа, премируется дополнительными бесплатными 30 минутами). Опрос несовершеннолетних клиентов в проверяемых залах показал, что большая часть приходит сюда каждый день и может находиться в этих залах по 4-5 часов, сеанс ночной игры длится 8 часов. Ребята играют парами и командами, порой на деньги. Предпочитают играть по сети в игры на военную и спортивную тематику.
Таким образом, опасность нового вида «игровой деятельности» видится нами в следующем:
С начала посещения компьютерных залов, у некоторой части детей достаточно быстро формируется компьютерная зависимость, и они вплотную сталкиваются с проблемой поиска средств на удовлетворение своего пристрастия. Деньги на игры выпрашивают у родителей, вымогают, отнимают, зарабатывают всеми доступными способами, что становится фактором школьной и социальной дезадаптации и приводит к многочисленным конфликтам в семье и школе. Если у одной части детей это, зачастую, провоцирует первый опыт сознательного воровства и вымогательства, то у другой части – тяжелый опыт попадания в долговую зависимость. Вокруг салонов формируется определенный социум со своими правилами и законами. Потратив деньги, которые были предназначены для других целей или взяты в долг, ребенок из-за страха наказания порой уходит в бродяжничество.
Следует помнить о том, что детский организм в подростковом возрасте особенно уязвим. Неконтролируемое никем время пребывания у компьютеров, перегрузка яркой зрительной информацией, высокая эмоциональная вовлеченность ребенка в игру приводит к перевозбуждению нервной системы, наносит безусловный вред соматическому и психическому здоровью формирующейся личности. А в результате - повышенная утомляемость в интеллектуальной деятельности; нарушение способности к восприятию информации, уступающей по яркости и доступности компьютеру, потеря интереса к реальной жизни.
Так как именно в этих залах ребенок получает опыт игры на деньги (парная игра или соревнование команд), то существует реальный риск формирования у подростков склонности к азартным играм.
Следует обратить внимание на то, что компьютерные клубы стали открываться в непосредственной близости от школ.
Учитывая такие возрастные особенности детей и младших подростков, как слабая волевая регуляция, а также низкая учебная мотивация учащихся 7-9 классов, становится очевидным, что компьютерные залы провоцируют систематические прогулы занятий, психологический отрыв от школы со всеми вытекающими последствиями. Безусловно, школа не конкурентоспособна с такой формой развлечений и времяпрепровождения в виртуальном мире. Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, посещение компьютерных клубов или игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и т. д. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями. Таким образом, задача педагога - организатора направить деятельность и освоение окружающего мира ребенка в положительное конструктивное русло, по возможности нейтрализовать или хотя бы сгладить отрицательные социальные воздействия и в связи с этим мы предлагаем программу воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков.
3.3. Разработка программы воспитательных мероприятий для детей и их родителей по профилактике компьютерной зависимости
Пояснительная записка
Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, появились новые информационные технологии, люди все активнее пользуются персональными компьютерами и системой Интернет.
Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество исследований (М. Коул, С. Пейперт, А. В. Беляева, С. Л. Новоселова, Ш. Текл и др.).[21]
Сегодня информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности, оказывают огромное влияние, как на общественное сознание, так и на формирование индивидуальности каждого человека. В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков.
В последнее время участились случаи обращения родителей к специалистам по поводу детского воровства, агрессивности детей, их подавленного настроения, повышенной тревожности, пропусков занятий в школе и бродяжничества. В процессе изучения проблем данных семей выявляется причина такого отклоняющегося поведения - это новый вид зависимости – компьютерный. Родители жалуются на то, что компьютерные игры стали основным интересом детей, подчиняющим поведение, заполняющим всё свободное время и блокирующим развитие других интересов.
В связи с актуальностью данной проблемы мы предлагаем воспитательную программу профилактики компьютерной зависимости среди детей и подростков в общеобразовательной школе.
Цель данной программы: профилактика компьютерной зависимости среди детей и подростков; повышение интереса к различным сферам современного досуга.
Задачи программы:
Подготовить сознание детей и подростков к противодействию негативным воздействиям компьютерных игр;
Помочь осознать детям их образовательные потребности способы их удовлетворения с помощью компьютера (развлечение, снятие стресса, познание и др.);
Проинформировать детей и подростков о воспитательных возможностях школы и внешкольных учреждениях;
Проведение анкетирования среди учащихся 7, 9, 11 классов на тему «Место компьютера и телевидения в жизни современных детей и подростков».
Предлагаемая программа предназначена для детей и подростков 7, 9 и 11 классов, а также для их родителей.
Программа состоит из двух направлений работы:
Работа с учащимися 7, 9, 11 классов
Работа с родителями учащихся 7, 9, 11 классов
Первое направление предусматривает проведение бесед, дискуссий, демонстрацию фильма, участие в акции. Второе направление также предусматривает проведение бесед с родителями, проведение круглого стола, дискуссий.
Результатами проделанной работы должны стать:
Информированность детей и их родителей в области влияния компьютерных технологий на досуговую, учебную и профессиональную деятельность человека;
Увеличение интереса детей к различным сферам досуговой деятельности;
Уменьшение процента детей, в наибольшей степени увлеченных компьютерными играми;
Осознание детьми и их родителями влияния компьютерных игр на структуру досуга, а также на социально-психологическое здоровье.
Предлагаемая программа профилактики рассчитана на один месяц обучения в средней общеобразовательной школе, занятия будут проходить один раз в неделю с родителями учащихся и по два раза в неделю с учащимися. Время занятий от 30 минут до 1 часа, время может варьироваться в зависимости от желания детей или родителей. [Таблица 3]
Таблица 3
Воспитательная программа профилактики компьютерной зависимости среди детей и подростков
План воспитательных мероприятий
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Работа с родителями 7, 9, 11 классов | 4 ч 30 мин |
Просветительская беседа на тему «Компьютер и дети» | 1 час | |
Проведение беседы на тему: «Компьютерная зависимость и как с ней бороться» | 1 час | |
Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия» | 30 минут | |
Дискуссия по фильму «Виртуальная агрессия» | 1 час | |
Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости | 1 час | |
2 | Просветительская работа с детьми | 5 ч 30 мин |
Проведение классного часа на тему: «Роль компьютера в твоей жизни» | 1 час | |
Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия» | 30 минут | |
Проведение дискуссии по фильму «Виртуальная агрессия» | 1 час | |
Проведение диспута «Компьютерные игры в моей жизни» | 1 час | |
Итоговое занятие «Суд над компьютерными играми» | 2 часа |
Содержание программы
Работа с родителями учащихся 7, 9, 11 классов.
Просветительская беседа на тему «Компьютер и дети». [Приложение 5] - роль компьютера в жизни ребенка, влияние компьютера на структуру досуга детей и подростков.
Проведение беседы на тему «Компьютерная зависимость и как с ней бороться?» [Приложение 6] - разъяснение понятия «компьютерная зависимость», определение причин ее возникновения, признаков проявления и способов борьбы.
Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия» - фильм рассказывает о том, что такое негативное информационное воздействие? Что такое 25-й кадр и что в нем изображено? Как влияет на развитие ребенка пристрастие его к компьютеру? Ученые расскажут, почему развитие мозга австралийских аборигенов теперь опережает развитие мозга современных детей из цивилизованного мира.
Что происходит с душой ребенка под влиянием страсти и азарта компьютерных игр?
Дискуссия по фильму «Виртуальная агрессия». - обсуждение вопросов, затронутых в фильме.
Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости [Приложение 7] - определение конкретных рекомендаций по профилактике компьютерной зависимости, закрепление ранее полученных знаний.
Работа с учащимися 7, 9, 11 классов
Проведение классного часа на тему: «Роль компьютера в твоей жизни»
В начале классного часа проведение анкетирования на тему «Место современных информационных технологий в твоей жизни» - обсуждение с детьми таких вопросов как: какое место компьютер занимает в твоей жизни? Представляешь ли ты свою жизнь без компьютера? Для чего тебе нужен компьютер?
Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия»
Проведение дискуссии по фильму «Виртуальная агрессия»
Проведение диспута «Компьютерные игры в моей жизни» - обсуждение с детьми различных жанров компьютерных игр («стрелялки», квесты, стратегии, RPG). В какие игры предпочитают играть? Что привлекает в том или ином жанре игр?
Итоговое занятие «Суд над компьютерными играми»
Заключение
Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, посещение компьютерных клубов или игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и т. д. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями.
В ходе нашего исследования мы выяснили следующее.
Изучив структуру досуга детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет, мы пришли к следующим выводам.
Стремительное развитие компьютерных технологий существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители.[22]
В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Некоторые исследователи считают, что воздействие компьютерных игр на процесс социализации почти также велико, как влияние родителей.
Виртуальная реальность - это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, - это не есть жизнь, это лишь вторичная часть жизни, это параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.
Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми и подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.
Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, посещение компьютерных клубов или игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и т. д. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями.
Таким образом, средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся