Работа социального педагога по профилактике компьютерной аддикции у школьников

игры стали основным интересом детей, подчиняющим поведение, заполняющим всё свободное время и блокирующим развитие других интересов. Проблема, в основном, касается мальчиков в возрасте от 8 до 15 лет.

В связи с назревшей актуальностью данной темы нами были посещены несколько компьютерных клубов в Санкт-Петербурге с целью изучения педагогических и психологических аспектов их деятельности и выявления условий, в которых посетители проводят время. Всего в Санкт-Петербурге насчитывается порядка 50 компьютерных клуба и интернет кафе.

Нами были посещены компьютерные клубы в различных районах города. Наблюдаемые факты обстановки позволяют сформулировать некоторые общие тенденции, присущие деятельности этих заведений.

Средний возраст несовершеннолетних, находящихся в зале на момент посещения, – мальчики 10-12 лет. Из всего многообразия, в основном, пользуются спросом игры на военную и спортивную тематику, на подростковом сленге называемые «стрелялки» и «гонялки». Именно в такие игры играло 85 % посетителей на момент наблюдения. И лишь 15% подростков старшего возраста выбрали для игры «стратегии», развивающие логическое мышление. Несмотря на наличие администратора зала, который выполняет, в основном, организационные функции и не осуществляет педагогического руководства игровой деятельностью детей и подростков, можно отметить, что никто не направляет выбор детей в нужное русло и не следит за их состоянием и поведением.

Прейскурант оплаты за игру строится по такому принципу, чтобы ребенок с любой, даже с маленькой суммой, мог стать клиентом заведения.

Оплата начинается с 10 рублей за 20 минут (30 рублей за час). Ни в одном из клубов не ограничивается время пребывания ребенка за компьютером. Более того, в некоторых клубах стимулируется пребывание за компьютером более длительное время - гибкой системой скидок (тот, кто покупает 2,5 часа, премируется дополнительными бесплатными 30 минутами). Опрос несовершеннолетних клиентов в проверяемых залах показал, что большая часть приходит сюда каждый день и может находиться в этих залах по 4-5 часов, сеанс ночной игры длится 8 часов. Ребята играют парами и командами, порой на деньги. Предпочитают играть по сети в игры на военную и спортивную тематику.

Таким образом, опасность нового вида «игровой деятельности» видится нами в следующем:

С начала посещения компьютерных залов, у некоторой части детей достаточно быстро формируется компьютерная зависимость, и они вплотную сталкиваются с проблемой поиска средств на удовлетворение своего пристрастия. Деньги на игры выпрашивают у родителей, вымогают, отнимают, зарабатывают всеми доступными способами, что становится фактором школьной и социальной дезадаптации и приводит к многочисленным конфликтам в семье и школе. Если у одной части детей это, зачастую, провоцирует первый опыт сознательного воровства и вымогательства, то у другой части – тяжелый опыт попадания в долговую зависимость. Вокруг салонов формируется определенный социум со своими правилами и законами. Потратив деньги, которые были предназначены для других целей или взяты в долг, ребенок из-за страха наказания порой уходит в бродяжничество.

Следует помнить о том, что детский организм в подростковом возрасте особенно уязвим. Неконтролируемое никем время пребывания у компьютеров, перегрузка яркой зрительной информацией, высокая эмоциональная вовлеченность ребенка в игру приводит к перевозбуждению нервной системы, наносит безусловный вред соматическому и психическому здоровью формирующейся личности. А в результате - повышенная утомляемость в интеллектуальной деятельности; нарушение способности к восприятию информации, уступающей по яркости и доступности компьютеру, потеря интереса к реальной жизни.

Так как именно в этих залах ребенок получает опыт игры на деньги (парная игра или соревнование команд), то существует реальный риск формирования у подростков склонности к азартным играм.

Следует обратить внимание на то, что компьютерные клубы стали открываться в непосредственной близости от школ.

Учитывая такие возрастные особенности детей и младших подростков, как слабая волевая регуляция, а также низкая учебная мотивация учащихся 7-9 классов, становится очевидным, что компьютерные залы провоцируют систематические прогулы занятий, психологический отрыв от школы со всеми вытекающими последствиями. Безусловно, школа не конкурентоспособна с такой формой развлечений и времяпрепровождения в виртуальном мире. Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, посещение компьютерных клубов или игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и т. д. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями. Таким образом, задача педагога - организатора направить деятельность и освоение окружающего мира ребенка в положительное конструктивное русло, по возможности нейтрализовать или хотя бы сгладить отрицательные социальные воздействия и в связи с этим мы предлагаем программу воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков.

3.3. Разработка программы воспитательных мероприятий для детей и их родителей по профилактике компьютерной зависимости

Пояснительная записка

Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, появились новые информационные технологии, люди все активнее пользуются персональными компьютерами и системой Интернет.

Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество исследований (М. Коул, С. Пейперт, А. В. Беляева, С. Л. Новоселова, Ш. Текл и др.).[21]

Сегодня информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности, оказывают огромное влияние, как на общественное сознание, так и на формирование индивидуальности каждого человека. В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков.

В последнее время участились случаи обращения родителей к специалистам по поводу детского воровства, агрессивности детей, их подавленного настроения, повышенной тревожности, пропусков занятий в школе и бродяжничества. В процессе изучения проблем данных семей выявляется причина такого отклоняющегося поведения - это новый вид зависимости – компьютерный. Родители жалуются на то, что компьютерные игры стали основным интересом детей, подчиняющим поведение, заполняющим всё свободное время и блокирующим развитие других интересов.

В связи с актуальностью данной проблемы мы предлагаем воспитательную программу профилактики компьютерной зависимости среди детей и подростков в общеобразовательной школе.

Цель данной программы: профилактика компьютерной зависимости среди детей и подростков; повышение интереса к различным сферам современного досуга.

Задачи программы:

Подготовить сознание детей и подростков к противодействию негативным воздействиям компьютерных игр;

Помочь осознать детям их образовательные потребности способы их удовлетворения с помощью компьютера (развлечение, снятие стресса, познание и др.);

Проинформировать детей и подростков о воспитательных возможностях школы и внешкольных учреждениях;

Проведение анкетирования среди учащихся 7, 9, 11 классов на тему «Место компьютера и телевидения в жизни современных детей и подростков».

Предлагаемая программа предназначена для детей и подростков 7, 9 и 11 классов, а также для их родителей.

Программа состоит из двух направлений работы:

Работа с учащимися 7, 9, 11 классов

Работа с родителями учащихся 7, 9, 11 классов

Первое направление предусматривает проведение бесед, дискуссий, демонстрацию фильма, участие в акции. Второе направление также предусматривает проведение бесед с родителями, проведение круглого стола, дискуссий.

Результатами проделанной работы должны стать:

Информированность детей и их родителей в области влияния компьютерных технологий на досуговую, учебную и профессиональную деятельность человека;

Увеличение интереса детей к различным сферам досуговой деятельности;

Уменьшение процента детей, в наибольшей степени увлеченных компьютерными играми;

Осознание детьми и их родителями влияния компьютерных игр на структуру досуга, а также на социально-психологическое здоровье.

Предлагаемая программа профилактики рассчитана на один месяц обучения в средней общеобразовательной школе, занятия будут проходить один раз в неделю с родителями учащихся и по два раза в неделю с учащимися. Время занятий от 30 минут до 1 часа, время может варьироваться в зависимости от желания детей или родителей. [Таблица 3]

Таблица 3

Воспитательная программа профилактики компьютерной зависимости среди детей и подростков

План воспитательных мероприятий

№ п/п Тема Количество часов
1 Работа с родителями 7, 9, 11 классов 4 ч 30 мин
Просветительская беседа на тему «Компьютер и дети» 1 час
Проведение беседы на тему: «Компьютерная зависимость и как с ней бороться» 1 час
Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия» 30 минут
Дискуссия по фильму «Виртуальная агрессия» 1 час
Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости 1 час
2 Просветительская работа с детьми 5 ч 30 мин
Проведение классного часа на тему: «Роль компьютера в твоей жизни» 1 час
Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия» 30 минут
Проведение дискуссии по фильму «Виртуальная агрессия» 1 час
Проведение диспута «Компьютерные игры в моей жизни» 1 час
Итоговое занятие «Суд над компьютерными играми» 2 часа

Содержание программы

Работа с родителями учащихся 7, 9, 11 классов.

Просветительская беседа на тему «Компьютер и дети». [Приложение 5] - роль компьютера в жизни ребенка, влияние компьютера на структуру досуга детей и подростков.

Проведение беседы на тему «Компьютерная зависимость и как с ней бороться?» [Приложение 6] - разъяснение понятия «компьютерная зависимость», определение причин ее возникновения, признаков проявления и способов борьбы.

Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия» - фильм рассказывает о том, что такое негативное информационное воздействие? Что такое 25-й кадр и что в нем изображено? Как влияет на развитие ребенка пристрастие его к компьютеру? Ученые расскажут, почему развитие мозга австралийских аборигенов теперь опережает развитие мозга современных детей из цивилизованного мира.

Что происходит с душой ребенка под влиянием страсти и азарта компьютерных игр?

Дискуссия по фильму «Виртуальная агрессия». - обсуждение вопросов, затронутых в фильме.

Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости [Приложение 7] - определение конкретных рекомендаций по профилактике компьютерной зависимости, закрепление ранее полученных знаний.

Работа с учащимися 7, 9, 11 классов

Проведение классного часа на тему: «Роль компьютера в твоей жизни»

В начале классного часа проведение анкетирования на тему «Место современных информационных технологий в твоей жизни» - обсуждение с детьми таких вопросов как: какое место компьютер занимает в твоей жизни? Представляешь ли ты свою жизнь без компьютера? Для чего тебе нужен компьютер?

Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия»

Проведение дискуссии по фильму «Виртуальная агрессия»

Проведение диспута «Компьютерные игры в моей жизни» - обсуждение с детьми различных жанров компьютерных игр («стрелялки», квесты, стратегии, RPG). В какие игры предпочитают играть? Что привлекает в том или ином жанре игр?

Итоговое занятие «Суд над компьютерными играми»

Заключение

Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, посещение компьютерных клубов или игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и т. д. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями.

В ходе нашего исследования мы выяснили следующее.

Изучив структуру досуга детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет, мы пришли к следующим выводам.

Стремительное развитие компьютерных технологий существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители.[22]

В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Некоторые исследователи считают, что воздействие компьютерных игр на процесс социализации почти также велико, как влияние родителей.

Виртуальная реальность - это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, - это не есть жизнь, это лишь вторичная часть жизни, это параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми и подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, посещение компьютерных клубов или игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и т. д. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями.

Таким образом, средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся