Рынок труда

как капитал, земля и предпринима­тельство.

Из всего сказанного можно сделать вывод: на конкурентном рынке труда кривая спроса на труд всегда имеет отрицательный наклон: с ростом заработной платы спрос на труд падает. Кривая предложения имеет положительный наклон: с ростом заработной платы предложение труда увеличивается.

Как спрос, так и предложение труда формируется под воздейст­вием различных факторов: сложившегося уровня цен, издержек, заработной платы, производительности труда, численности населе­ния, профессионального состава работников, кредитно-денежной, налоговой системы, деятельности профсоюзов, культурных, рели­гиозных и других организаций.

Пересечение кривых спроса и предложения труда дает равновес­ный уровень заработной платы.

Все предприниматели, согласные платить равновесную зарплату, находят на рынке труда необходимое им количество работников, их платежеспособный спрос удовлетворен полностью. Работники, готовые предложить рабочую силу по равновесной цене, полно­стью трудоустраиваются.

Отклонение заработной платы от равновесного уровня в услови­ях совершенной конкуренции не может продолжаться долго, так как конкурентный рынок труда характеризуется общим равновеси­ем спроса на труд и предложения труда и равновесным уровнем за­работной платы.


3. Инвестиции в человеческий капитал.


Инвестиции в челове­ческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способности, или, други­ми словами, производительность труда рабочих. Подобно затратам предпринимателей на станки и оборудование, затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие рас­ходы. или издержки, осуществляются с тем расче­том, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем. В целом инвестиции в человеческий капитал быва­ют трех видов. Каждый из них нацелен на повышение производительности труда рабочих и соответственно на увеличение их заработной платы и доходов.

Во-первых, расходы на образование - включая общее и специальное, формальное и неформальное образование, подготовку по месту работы и т.д. - являются наиболее очевидным и, вероятно, на­иболее важным видом инвестиций в человеческий капитал. Образование формирует рабочую силу, ко­торая становится более квалифицированной и более производительной. Во-вторых, расходы на здравоох­ранение имеют также большое значение. Хорошее здоровье - следствие расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетичес­кое питание и улучшение жилищных условий - удлиняет срок жизни, повышает работоспособ­ность и производительность труда рабочих. Нако­нец, расходы на мобильность, благодаря которым рабочие мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высо­кой производительностью, составляют наименее. очевидную форму инвестиций в человеческий капи­тал. Как и образование, географическая миграция рабочих влечет за собой издержки в настоящем, чтобы получить выгоду в будущем от повышения рыночной стоимости их трудовых услуг. Короче говоря, нанимаемые рабочие воплощают в себе бу­дущий поток трудовых услуг. Согласно теории че­ловеческого капитала, производительность труда и соответственно рыночная стоимость трудовых услуг (заработная плата) определяются в значитель­ной степени тем, сколько отдельный человек, его или ее семья и наниматель считают необходимым инвестировать в образование и обучение, здравоох­ранение и размещение рабочих мест.

Можно проана­лизировать решение об инвестициях, скажем, для .получения четырехлетнего образования в колледже. Индивидуумы с более высокими инвестициями в образование получают более высокие доходы в течение своей трудовой деятельности, чем те, кто сделал меньшие инвести­ции в образование.

Экономическую отдачу от инвестиций в образо­вание в колледже можно поэтому рассматривать как дополнительный доход в течение жизни, который будет получать выпускник колледжа по сравнению с выпускником средней школы. Эту разницу в доходах, получаемых в течение всей жизни, можно определить и сравнить с затратами на образование и вычислить размер дохода от инвестиций на об­разование в колледже. Все это необходимо знать каждому человеку для экономического обоснования инвестиций на получение дополнительного образо­вания. Это важно также для общества, чтобы определять соответствующий баланс между инвестици­ями в людей и инвестициями в оборудование.

Сторонники теории человеческого капитала полага­ют, что кроме обоснования дифференциации зара­ботной платы с ее помощью можно пояснить ряд явлений, которые представляются слегка нелогичными. Почему мы даем образование молодым, а не пожилым? Почему молодые люди более мобильны, чем пожилые? Ответ на оба вопроса: у молодых людей более длительная ожидаемая трудовая жизнь для реализации отдачи от инвестиций на образова­ние и мобильность, которая повышает величину отдачи.

К разработке программ деятельности учреждений рынка труда на национальном, региональном и местном уровне привлекаются обьединения предпринимателей и профсоюзы. Из представителей населения, руководителей учебных заведений, профсоюзов, предприятий и местных органов власти создаются комиссии (комитеты), которые оказывают всестороннюю помощь местным учреждениям рынка труда в их повседневной работе, и, вместе с тем, осуществляют над ними контроль.

Важно, что местные предприятия обычно охотно оказывают учреждениям рынка труда постоянную квалифицированную помощь в составлении планов использования рабочей силы, индивидуального развития сотрудников, проведении массового переобучения, связанного с внедрением новой технологии и реорганизации производства.

Особенно эффективно снижает безработицу и поддерживает высокий уровень занятости политика активных мер развития трудовых ресурсов, которую в той или иной мере провидит практически каждая страна, выделяя на нее обычно 30 - 40 % всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда.

Показателен опыт Швеции, включающий активные меры по государственному финансированию программ рынка труда:

  • поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально благоприятных условиях государственными субсидиями и кредитами, благодаря которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь на 10%, до 70% - государственными субсидиями и на 20% кредитами, а если предприятие не приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;

  • обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы путем представления субсидий и кредитов на переезд с семьей из районов с избытком рабочей силы в районы, где есть вакантные места, с гарантией улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;

  • предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи с отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;

  • организация общественных работ, в основном для молодежи, на строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с гарантированным заработком в пределах 50- 100% средней зарплаты по данной профессии;

  • финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50% издержек на вновь созданные рабочие места;

  • специальное техническое оборудование на обычных предприятиях рабочих мест для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за прием инвалидов на работу и частично на их заработную плату;

  • стимулирование расширения предпринимательской деятельности и сверхурочных работ, а тем самым и более полной занятости путем снижения налогообложения с прибыли и личных доходов.

В системе рынка труда осуществляются мероприятия по повышению общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке труда:

  • не имеющие законченного школьного образования получают его, причем организуются специальные усиленные курсы по математике, химии, физики, английскому языку (в основном для иммигрантов);

  • детально выявляются интересы поступающих на курсы: проводятся предварительные беседы, ознакомление с предметами обучения и предстоящей работой, при необходимости сроком до месяца;

  • применяются методы индивидуального обучения (принцип так называемого личного модуля), в основе которых лежат подбор предметов, наиболее полно удовлетворяющих интересы обучающихся и предлагающих оптимальные темпы и последовательность их освоения;

  • учебные курсы ­составляются силами ведущих специалистов университетов и промышленных фирм; оплата преподавательского состава проводится на уровне, который существует для специалистов их класса в частных фирмах;

  • в максимально возможном числе профессиональных школ на консультативных началах используется опыт наиболее талантливых педагогов и воспитателей для постановки методики обучения;

  • поддерживается оптимальное, исходя из международного опыта на разных уровнях обучения, соотношение учеников и педагогов (7-8 к 1), которое позволяет осуществлять индивидуальное обучение и следить за качеством подготовки каждого ученика;

  • используется метод опекунства старшекурсников над вновь поступившими, что создает общую благоприятную психологическую атмосферу и обеспечивает всеобщую заинтересованность в успешном обучении.

Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности населения.

Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке труда Швеции и США. При том, что в Швеции в 3 с лишним раза выше, чем в США, относительные затраты на программы политики рынка труда - 2, 7 против 0,8 ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы, в два раза значительнее- 70% против 35%.

Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве внимания к социальной защите населения на рынке труда является одним из главнейших факторов, определявших сложившийся уровень занятости населения обеих стран.

Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного значительнее, чем в других западных странах, в т. ч. и в Швеции, распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и студентов.

Трудовое воспитание оплачиваемым трудом, кстати сказать, проходит в большинстве западных стран, часто по месту учебы, примерно половина учащейся молодежи, что в целом связано с потребностью семей в дополнительных средствах на удовлетворение элементарных жизненных нужд.

Высокий уровень эффективности рынка труда в Швеции во многом определяется тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая предшествует профессиональному обучению.


4.РЫНОК ТРУДА В РОССИИ.


При переходе к рыночной модели экономического развития одна из наиболее сложных проблем - формирование рынка труда.

С целью моделирования собственного рынка труда необходимо рассмотреть модель общего рыночного хозяйства с выделением блоков, непосредственно относящихся к рынку труда. Исследования его функционирования в отрыве от других рынков не позволяет выявить все возможные рычаги его регулирования, так как необходимо вести учет взаимодействия всех его взаимосвязанных элементов.

Макроэкономическая модель предполагает разделение отраслей народного хозяйства по признакам (функциональному, степени взаимозаменяемости труда и капитала) и качественным характеристикам используемых трудовых ресурсов (производственная сфера, включающая отрасли материального производства без торговли, сфера услуг, бюджетная сфера - наука, культура, образование).

В настоящее время прочно утвердилось представление о том, что рынок труда - это безработица, предложение труда ассоциируется с незанятым населением, а спрос на труд - с вакантными рабочими местами. Подобное смещение понятий приводит к серьезным искажениям в оценке сложившейся ситуации в области занятости и переспектив становления рынка труда в России.

В соответствии с современной экономической теорией существование и функционирование полноценного, конкурентного рынка труда предполагает ряд взаимосвязанных условий, основные из которых следующие :

  • большое количество независимых субъектов, представляющих сторону спроса и сторону предложения на рынке труда;

  • рыночные мотивации поведения экономических субъектов на рынке труда;

  • экономическая свобода, или свобода выбора для субъектов на рынке труда;

  • высокая степень потенциальной мобильности субъектов на рынке труда

  • общая рыночная (конкурентная) среда в экономике.

Становление рынка труда в России происходит не только в результате усилий реформаторов, но и благодаря развитию общества, вставшего на путь перехода к рыночной экономике.

Из - за низкой материальной обеспеченности россиян и, в особенности, безработных, а также вследствие высокой социальной напряженности в обществе, уровень безработицы, вызывающей социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе.

Анализ ситуации в сфере занятости в России показывает, что с точки зрения коллективной характеристики безработицы есть основание говорить о трех ее уровнях - естественном, приемлемом и массовом.

В каждой стране складывается свой естественный уровень безработицы, обусловленный ее географическими размерами, системой коммуникаций, темпами развития экономики и т.п.

Международный опыт позволяет убеждать, что безработица в пределах 5 - 7% от экономически активного населения не только неизбежна, но и вполне приемлема, поскольку совместима с поддержанием нормальной социально-экономической жизни в стране. Другое дело - массовая безработица, которая может привести к дестабилизации социально-экономической жизни в стране. Речь не идет о каком-то едином уровне безработицы, который постоянно может рассматриваться как общественно опасный. Изменения, происходящие в жизни общества, могут повышать или понижать критический порог. Задача состоит в том, чтобы правильно оценивать и учитывать его при реализации программы конкретных действий.

В обсуждаемых сейчас программах выхода экономики России из кризиса безработица трактуется как результат и следствие экономической политики, а потому борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. И виной тому не только гипертрофированное внимание к финансовой стороне российского кризиса и не только невнимание к социальной цене идущих в экономике перемен. В этих программах не учитывается, что безработица выходит - точнее говоря, вышла на уровень, в весьма заметной степени предопределяющий ее грядущую динамику.

Уровень безработицы достигнутый в 1993-1994 годах, заведомо гарантирует, что кризис занятости будет продолжаться в течении по меньшей мере нескольких последующих лет. Возникнут разнообразные социально - экономические диспропорции, в том числе - резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация рынка труда, его маргинализация. И безработица, точнее ее резкий рост, запустит в действие механизм дополнительного, кумулятивного снижения деловой активности. Одной из глубинных “самовоспроизводящихся” причин роста безработицы станет, например, резко нарастающая в последнее время социально - экономическая дифферентация общества, которая, естественно, по мере роста безработицы будет усугубляться и которая перераспределит национальный доход в пользу элитных слоев населения. Последние не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления, а уж тем более отечественного производства, поэтому существенная дифферентация населения по доходам будет способствовать дальнейшей стагнации производства - и следовательно, безработице.

Оценку влияния резких макроструктурных сдвигов на динамику занятости следует измерять по отношению к так называемому естественному уровню безработицы, то есть к той норме безработицы, которая устанавливается в равновесном состоянии данной экономической системы, когда фактическая инфляция совпадает с ожидаемой. Такая свободная от инфляционного давления норма безработицы для России сегодня оценивается специалистами в 3 - 3,5 % трудовых ресурсов.

Следует отметить, что в промышленно развитых странах этот показатель существенно (как правило, вдвое) выше. Не вдаваясь в подробности, назовем основные причины такого различия: в странах Запада выше стоимость рабочей силы, более высокое соотношение уровня дохода и производительности труда, существенно более развитые институты рынка труда. Все это позволяет экономике сравнительно безболезненно переносить естественный для нее уровень безработицы, который в нынешней российской ситуации был бы был непомерно высок.

Главной особенностью процессов на российском рынке труда в последние два года стало то, что рост безработицы не принял масштабов, адекватных колоссальному спаду производства. Объяснение этому находится в том, что спад производства более выразился в резком снижении производительности труда, чем в росте открытой безработицы. С другой стороны, большая армия “частично” безработных, длительное время находящихся под угрозой увольнения, являющаяся еще одной из характерных черт российского рынка труда, дает объяснение его неадекватной реакции на спад производства.

Анализируя особенности процессов на российском рынке труда нельзя не упомянуть о таком феномене, как невыплаты зарплаты. Они достигли к концу 1994 года 4,5 - 5 трлн.руб. “Переведя” их (через среднюю зарплату) в численность работающих, но не получающих вознаграждение за свой труд, можно определить, что этим охвачено порядка 1,5 млн. человек, которые хотя и работали, но не получили подтверждение этому выплатой зарплаты, и поэтому могут быть отнесены к категории безработных.

Еще одной чертой российского рынка труда является то, что на многих предприятиях промышленности, особенно крупных, до 20 -25% занятых фактически являются лишними и используются на работах, не связанных с их основной производственной деятельностью и не соответствующих их уровню образования, т.е. существует скрытая безработица.

Далее приводятся статистические данные характеризующие уровень занятости и безработицы ( на октябрь 2000 года).

Численность экономически активного населения к концу октября 2000г. составила, по оценке, 72,3 млн.человек, или около 50% от общей численности населения страны.

Преобладающая часть занятого населения сосредоточена на крупных и средних предприятиях и организациях. В сентябре 2000г. на них работало 41,8 млн.человек, или 64,2% общей численности занятых. Кроме того, для работы на крупных и средних предприятиях и организациях привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1870,3 тыс.человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников на крупных и средних предприятиях и организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, составило в сентябре 2000г. 43679,5 тыс. и практически осталось на уровне сентября 1999 года.


Таблица № 3.

Динамика числа замещенных рабочих мест на предприятиях и в организациях
(без субъектов малого предпринимательства)


Сентябрь 2000г., тысяч

В % к

Январь-сентябрь 2000г.
в % к январю-сентябрю 1999г.

Справочно



сентябрю 1999г.

августу 2000г.


сентябрь 1999г. в % к

январь-сентябрь
1999г.
в % к январю-сентябрю 1998г.






сентябрю 1998г.

августу 1999г.


Всего замещенных рабочих
мест (работников)

43679,5

100,0

99,9

100,7

99,1

100,1

97,9

в том числе:






Работников списочного состава
(без внешних совместителей)

41809,2 99,9 99,6 100,5 98,9 99,9 97,7
Внешних совместителей 868,8 103,6 111,7 102,6 98,1 111,5 96,2

Работников, выполнявших
работы по договорам граж-
данско-правового характера

1001,5 102,2 101,6 106,3 112,7 103,9 105,9

Безработица. В конце октября 2000г., по оценке, 7,2 млн.человек, или 10,0% экономически активного населения не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные), в органах службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 1,0 млн.человек, или 1,3% экономически активного населения.


Таблица № 4.

Динамика численности безработных

на конец месяца



Общая численность безработных

Численность официально зарегистрированных безработных


тыс. человек

в % к

тыс. человек

в % к



соответствующему периоду предыдущего года

предыдущему периоду


Соответствующему периоду предыдущего года

преды-
дущему периоду

1999г.

I квартал (в среднем за месяц)

10183

121,4

109,1

1938

98,3

103,7

II квартал (в среднем за месяц)

9180

110,8

90,2

1724

92,4

89,0

III квартал (в среднем за месяц)

8731

104,7

95,1

1421

80,8

82,4

IV квартал (в среднем за месяц)

8973

96,1

102,8

1269

67,9

89,3

Год (в среднем за месяц)

9267

107,9


1588

85,1


2000г.

I квартал (в среднем за месяц)

8524

83,7

95,0

1222

63,1

96,3

II квартал (в среднем за месяц)

7500

81,7

88,0

1076

62,4

88,1

III квартал (в среднем за месяц)

7145

81,8

95,3

981

69,1

91,2

Октябрь 7198 80,7 100,7 968 75,5 100,04

Определенные надежды на расширение в будущем возможности занятости связаны с иностранными инвестициями в российскую экономику. Конечно, инвестиции в реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий будет иметь, как правило, трудосберегающий эффект. Однако в целом значительное увеличение иностранных капиталовложений означает создание новых рабочих мест, что поможет снять напряженность на рынке труда, которая в ближайшие годы, по-видимому, возрастет.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В настоящее время спрос на труд главным образом определяется: государственной политикой по отношению к низкорентабельным и убыточным предприятиям; размерами государственных, частных и иностранных инвестиций; активностью и позицией профсоюзов; масштабами теневой экономики.

На предложение труда может действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет ); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения ( при прочих равных условиях предложение труда сокращается ); естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства.

Падение уровня жизни в России приводит к ограничению потребительского спроса, что сдерживает предложение товаров и услуг. Соотношение спроса и предложения товаров и услуг в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется, по крайней мере, тремя обстоятельствами:

1. Объемы предложения товаров и услуг на рынке, полностью удовлетворяющие платежеспособный спрос, весьма близки или даже выше рациональных норм потребления на душу населения .

2. Уровень оплаты труда определяется стоимостью рабочей силы и обеспечивает покупательную способность на очень высоком уровне удовлетворения потребностей.

3. Антимонопольные меры эффективно обеспечивают наличие жесткой конкуренции между продавцами (производителями) за покупателя (заказчика).

Действие этих трех факторов предопределяет такое соотношение спроса и предложения, при котором цены на основные потребительские товары и услуги общедоступны. В России в настоящее время не действует ни один из названных факторов.

Как показал анализ, формирующийся в России рынок труда имеет сложную структуру. Происходит углубление его сегментации по ряду критериев: формам собственности (альтернативные формы занятости), фондоемкости и трудоемкости производства (различные темпы высвобождения и качественный состав работников), особенностям технологии производства, квалификации занятых, уровню разделения и обобществления труда, исторически сложившимся формам организации и стимулирования труда, традициям в мотивационном поведении трудящихся. Лучше понять структуру рынка, выявить его устойчивую сегментацию и соответственно выработать дифференцированные способы его регулирования позволит комплексный анализ действия факторов, обуславливающих сегментацию.

Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.

Что же касается уровня заработной платы, то по-видимому, следовало бы сосредоточится на следующих мерах, представляющихся первоочередными:

  1. пересмотр минимального размера оплаты труда как в качественном аспекте (освобождение этого показателя от фискальных функций), так и в количественном;

  2. изменение тарифной системы, принятие законов о государственной службе и регулировании трудовых отношений в частном секторе;

  3. переориентация финансово-кредитной и налоговой систем с отходом от сегодняшних принципов, в частности “опоры на зарплату”, при определении прибыли предприятия.


СПИСОК Используемой литературы:


  1. Е.Ф.Борисов. Экономическая теория. М.:Юристъ, 1999г.

  2. Антосенков Е., Кокин Ю.. Реформа заработной платы - ожидание и реальность. //Экономист. 1998. - №4.

  3. Павленков В.А. «Рынок труда.» М., 1995г.

  4. Е.М. Майбурд «Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров», Москва 1997г.

  5. «Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров; Переработанное и дополненное, 1999г..

  6. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика» Москва, 1998г.

  7. Заработная плата. Издание второе переработанное и дополненное. - М.: Информа­ционно-издательский дом "Филинъ", 1998.

  8. К.Р.Макконнел, С.Л.Брю ”ЭКОНОМИКС. Принципы, проблемы и политика”, М.:1999.

  9. Журнал «Вопросы экономики», № 6 2000г., стр 156

  10. Журнал «Вопросы экономики», № 1-12 2000г.

  11. «Человек и труд», № 8 2000 г., стр39; Л.Данилов, Г.Киселёв «Профориентация и психологическая поддержка населения».

  12. «Человек и труд», № 7 2000 г., стр51; В.Мищенков «Низкий уровень безработицы – результат управления рынком труда».

  13. «Человек и труд», № 7 2000 г., стр66; Г.Гендлер, Н.Ведерникова «Цена труда и заработная плата».

  14. «Человек и труд», № 3 2000 г.; С.Костоусов «Молодежь выбирает будущее».

  15. «Человек и труд», № 5 1999 г.; «Рынок труда поддаётся регулированию»

  16. «Человек и труд», № 6 1999 г.; В.Ракоти «Реальная заработная плата».

  17. Статистические данные с официального с сайта Госкомстата в Интернете. Адрес: www.gks