Работа социального педагога по профилактике компьютерной аддикции у школьников

с понятием «свободное время», что позволяет трактовать досуг по-разному.

Досуг – развлечение (раз+влечение). Влечение – корневое понятие. Это сильная склонность к чему-либо. Досуг есть влечение к разному. [14]

До сих пор в школе можно встретить представление о досуге, как о чем-то «несерьезном», «второстепенном», «неважном» - в противоположность учению, общественной работе, труду. Такое отношение педагогов к досугу идет, скорее всего, от неспособности его понять, принять и организовать.

Досуг ребенка – мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Суть досуга – поддержать ребенка как человека и деятеля. Досуг для детей – всегда самореализация и самореабилитация. Это очень важные функции. Грамотно организованный досуг ребят – школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узкости, практической ограниченности, а не только профилактики правонарушений. Досуг – школа поддержки, одобрения любого ребенка.

Основные социально - педагогические потенциалы детского досуга:

В досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;

Досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе, независимости;

Досуг предоставляет учащимся «пределы самостоятельности и трудности», они их преодолевают, значит – растут;

Досуг удовлетворяет многие социально – психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признании собственной личности;

Досуг есть «зона» удовлетворения притязаний общения, субординации отношений с теми, кто старше или младше, причем эти отношения разумно снисходительны.[15]

Таким образом, досуг имеет большое значение в развитии детей и подростков. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. Специфические особенности досуговой деятельности:

Действительный ее мотив – потребность личности в самом процессе этой деятельности;

Цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня;

Досуговая деятельность может носить социально – полезный характер, социально нейтральный характер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный.[16]

Содержание досуга детей можно условно разделить на ряд принципиальных групп:

Первая связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры забавы, развлечения и др.).

Вторая – с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).

Третья – с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно – игровая, художественно – театральная, научно – исследовательская, прикладная).

Четвертая реализует потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, танцы, вечеринки и т.д.).

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п.).[17]

Следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяются иерархия и целевая направленность ребят. От этого зависит выбор досуговой деятельности.

Досуг детей и подростков может быть пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностным), организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным, подражательным и творческим; опережающим (перспективная изыскательная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга).[18]

2.2. Компьютерные клубы, как современная форма досуговой деятельности

В России число детей, проводящих время перед монитором компьютера дома или в компьютерном клубе, с каждым днем становится все больше и больше. Во времена Советского Союза достаточно широко была развита инфраструктура так называемого детского и молодежного досуга. Кружки, секции, дома творчества, дома юных техников – их было столько, что в детской среде существовал устойчивый стереотип: не ходить никуда после школы – аномалия. Сегодня такие места не исчезли, но их количество значительно уменьшилось, они стали платными или ребенок о них попросту ничего не знает. И постепенно становится уже исключением ребенок, занимающийся какой-либо деятельностью, помимо учебы - ситуация перевернулась. Но современный ребенок и подросток не может сидеть на месте, ничего не делая, ни чем не занимаясь. И тут появляются компьютерные клубы. Хотя это и платная услуга, но для родительского кармана приемлемо, зато это позволяет обрести ребенку свое увлечение, досуг и т.д. Перечислять бессмысленно, понятно, что появился новый вариант «кружка». Отличие только в том, что клубное времяпровождение по большому счету бессмысленно: кроме затрат, потерянного времени и минутного интереса это ничего не развивает и не открывает нового. Реакцию можно развивать не только в виртуальных гонках, моторику руки отрабатывать не только на монстрах, ориентацию в пространстве – не только в мрачных подземельях или инопланетных лабиринтах. Есть способы другие, но для этого надо что-то организовывать, устраивать, а этим в современной школе никто не хочет заниматься. В связи с этим растет количество компьютерных клубов. Автор статьи «Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?» - Новосельцев Виктор Иванович, пишет: «Я не противник игр, сам люблю иногда часик – другой побегать- «пострелять». Но при этом меня всегда очень раздражает, когда я слышу со стороны учителей: «Ах, эти игры!» Извините, а что вы можете предложить взамен, чем ребенка увлечь, чтобы он назавтра пошел не в клуб, а к вам? Ничем? Тогда что воздух сотрясать? Сегодняшняя ситуация с компьютерными играми – это не только социальный, технологический, возрастной феномен. Это еще достаточно серьезный педагогический вопрос. Проблема, свидетельствующая о полном бессилии взрослых, которым остается только разводить руками, потому что сделать они ничего не могут».[19]

Исследование места компьютерных технологий в структуре досуга детей и подростков

Задачами нашего исследования являются:

Изучение структуры досуга детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет

Разработка воспитательной программы профилактики компьютерной зависимости среди детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет

Реализация программы профилактических мероприятий воспитательной программы

Разработка методических рекомендаций для родителей по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет

В ходе проведения исследования нами были использованы следующие методы:

Анкетирование детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет на тему: «Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков»

Анализ деятельности компьютерных клубов

Интервью с детьми и подростками – игроками компьютерных клубов

Апробация ряда мероприятий воспитательной программы профилактики компьютерной зависимости среди детей и подростков

3.1. Ход исследования, анализ результатов

В ходе преддипломной практики в Некрасовском педагогическом колледже нами было проведенно анкетирование «Место современных информационных технологий в жизни молодых людей». В опросе принимали участие студенты 2-х и 5-х курсов всего 54 человек, из них 13 мальчиков и 41 девочка. Такой выборки респондентов оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры.

В анкете затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения студентов к новым информационным технологиям. Это место компьютера и телевидения в структуре досуга подростка; значимость телевидения как источника полезной информации; влияние регулярного пользования компьютером на психологическое здоровье детей и подростков, а также влияние современных информационных технологий на организацию свободного времени ребенка, подростка.

Анкета разделена на 2 блока:

Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга студента, его особенности

Место компьютера в жизни студента, его отношение к этому

При анализе первого блока анкеты мы учитывали 2 аспекта:

Возрастной аспект

Полоролевой аспект

Как видно из диаграммы [приложение 1] наиболее популярными видами деятельности среди студентов 2 и 5 курсов являются такие виды деятельности, как:

Таблица 1

Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга студентов 2 и 5 курсов колледжа

Вид деятельности

Возраст студентов

2 курс

(16-17 лет)

5 курс

(19-20 лет)

гуляю с друзьями 27% 19%
читаю 6% 13%
играю в компьютерные игры 17% 3%
слушаю музыку 13% 17%
отдыхаю 7% 9%
посещаю клубы, дискотеки 7% 5%
посещаю кружки 6% 6%
посещаю театр, к / т, музеи 4% 17%
смотрю TV, DVD 13% 11%

Из представленных в таблице данных мы видим, что процент студентов, увлеченных компьютерными играми, весьма низок, это является следствием меньшего количества молодых людей в группах и большая учебная нагрузка. Особенно это заметно на пятом курсе, когда у ребят почти не остаётся свободного времени. Самую большую долю в досуге у обеих групп занимает общение с друзьями (27 и 19 % соответственно). Процент людей, посещающих различные клубы, секции, кружки очень мал. Порадовал факт повышения интереса студентов 5 курса к музеям и театрам. Можно сделать вывод о том, что выпускники колледжа уделяют достаточное внимание организации своего досуга и могут нести этот опыт младшим сверстникам.

После проведения анкетирования и семинара в колледже некоторые студенты пятого курса проявили желание помочь в исследовании. Совместно со студентами колледжа нами была проведена анкета «Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков». В опросе принимали участие учащиеся 7-х, 9-х, 11-х классов, всего 71 человек, из них 41 мальчик и 30 девочек. Такой выборки респондентов оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры.

Анкета разделена на 4 блока:

Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга ребенка

Место компьютера в жизни ребенка

Место телевидения в жизни ребенка

Отношение родителей к свободному времени ребенка

При анализе первого блока анкеты мы учитывали 2 аспекта:

Возрастной аспект

Полоролевой аспект

Как видно из диаграммы [приложение 2] наиболее популярными видами деятельности среди мальчиков-подростков 12-17 лет являются такие виды деятельности, как:

Таблица 1

Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга мальчиков от 12 до 17 лет

Вид деятельности

Возраст детей

12-13 лет 14-15 лет 16-17 лет
гуляю с друзьями 15% 19% 15%
читаю 6% 8% 8%
играю в компьютерные игры 30% 12% 14%
слушаю музыку 13% 17% 15%
отдыхаю 7% 9% 10%
посещаю клубы, дискотеки 4% 5% 10%
посещаю кружки 4% 15% 6%
посещаю театр, к / т 4% 3% 5%
посещаю музеи 0% 0% 0%
смотрю TV, DVD 17% 12% 17%

Из представленных в таблице данных мы видим, что процент детей, увлеченных чтением книг, посещением кружков, музеев, театров очень низок, что же касается увлеченностью компьютерными играми, то, например, для мальчиков 12-13 лет это наиболее предпочитаемый вид деятельности. Для мальчиков 14-15 и 16-17 лет увлеченность компьютерными играми уменьшается в 2 раза и, скорее всего это связано с тем, что 9 – й и 11 – й классы – это выпускные классы, следовательно, можно сделать предположение о том, что интересы детей смещены в учебную деятельность. К 16-17 годам растет процент посещения подростками дискотек, клубов, это связано с тем, что ведущим видом деятельности подростков является интимно – личностное общение со сверстниками. Процент детей, посещающих различные клубы, секции, кружки также очень мал. Также мы видим, что процент посещения детьми выставок, музеев – нулевой, это говорит о низком культурном уровне мальчиков в возрасте от 12 до 17 лет. Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что в связи с компьютеризацией досуга вытесняются такие виды досуговой деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение музеев, театров, секций, кружков. Также можно сделать вывод, что мальчики в возрасте 12-13 лет увлечены компьютерными играми больше, чем мальчики в возрасте 14-15 и 16-17 лет.

Из диаграммы [приложение 3] наиболее популярными видами деятельности среди девочек-подростков 12-17 лет являются такие виды деятельности, как:

Таблица 2

Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга девочек 12-17 лет

Вид деятельности

Возраст детей