Золотопромышленность

его среднегодовой расчетной це­ной и весьма значительный размер убытков, понесенных в этой связи данными регионами. В таблице 3 представлены реальные объемы добычи и производ­ства золота, а также его себестоимость по указанным золотопромышленным регионам России.

Помимо государственной ценовой политики в отношении золотопромыш­ленности, явно сдерживающей ее развитие, существует и налоговая система, которая в не меньшей, а возможно, и в большей степени влияет на создавшееся трудное положение в добыче и производстве золота в России.

Соотношение производства и себестоимости золота по основным зо­лотодобывающим регионам России (1997 год)

Таблица №10

Регионы России

Объем добычи и производства золота (кг)

Процент от общей добычи в России

Себестои­мость золота (тыс. руб.)

Саха-Якутия

19987

18

60,4

Магаданская область

26074

23,1

62,0-125,4

Хабаровский край

7091

6

57,2-70,2

Красноярский край

17482

15

.51,1-58,6

Приморский край

31

0,3

71,0


О негативной общегосударственной налоговой политике, которая отрицательно сказывается на развитии всей российской экономики, существует немало объективных и доказательных мнений. Но следует сразу же отметить, что высокое налогообло­жение отраслей промышленности ни в коей мере не должно быть идентичным по отношению к золотопромышленности. Ведь золото является товаром особого спроса, который может быть использован в залоговых операциях или продан за твердую конвертируемую валюту, а также может служить резервом или своего рода страховкой при различных неблагоприятных экономических ситуациях.

Существующая система налогообложения в золотопромышленности ха­рактеризуется следующим. В настоящее время каждое золотодобывающее предприятие выплачивает не менее 10-12 общефедеральных налогов и сборов. По­мимо этого добавляется еще порядка 8-10 местных налогов. По сведениям, от­носящимся к 1994 году, доля налогов и различных сборов доходила в золото­промышленности до 50% себестоимости, до 65% прибыли, суммарно состав­ляя до 60% стоимости добываемого метала. Для сравнения можно отметить, что у таких мощных производителей золота, как ЮАР, США, Австралия, Кана­да, доля налогов в себестоимости составляет 12-14%, в прибыли - от 30 до 50%, в стоимости добываемого металла - от 20 до 35%.

В 1997 году суммарный налог в золотопромышленности снижен прави­тельством на 11-15%. Но данная мера - не решение всех проблем в этой важ­нейшей производственной отрасли.


3. Состояние российской ювелирной

промышленности.

В настоящее время Россия является одним из мировых лиде­ров по производству золота, находится в третьей десятке стран по уровню его использования в ювелирной промышленности. Причины создавшейся неблагоприятной ситуации в российской ювелир­ной промышленности в основном те же, что и в российской золотодобыче.

Первая причина - поспешная и непродуманная приватизация ювелирной промышленности в России: все 13 крупных государственных ювелирных пред­приятий превратились к настоящему времени в акционерные и частные компа­нии (объединены в концерн "Ювелирпром" с числом работающих на каждом предприятии от 500 до 4000 человек). На эти предприятия приходится 97% все­го золота, используемого ювелирной промышленностью России. Остальная часть золота потребляется 60-ю подобными предприятиями с числом работаю­щих на них от 40 до 60 человек.

Вторая причина - довольно жесткая налоговая система, которая приводит к снижению объемов производства и количества золота, перерабатываемого отечественной ювелирной промышленностью. Соответственно ее продукция по ценовой характеристике становится неконкурентоспособной не только на мировых и региональных международных рынках, но даже на внутреннем Рос­сийском рынке. По оценкам специалистов, отечественные ювелирные изделия из золота, которые реализуются в розничной торговле, в 2,2 раза дороже анало­гичной продукции западных производителей. Таким образом, российская юве­лирная промышленность не только не выходит на внешние рынки, но и посте­пенно теряет внутренний рынок. А по мнению экспертов "Ювелирпрома", ем­кость внутреннего рынка России позволяет реализовывать ювелирных изделий на сумму, превышающую миллиард долларов США ежегодно.

Третья причина - постоянный недостаток оборотных средств у произво­дителей ювелирной продукции. Прежде всего недостаток оборотных средств объясняется условиями принятой государством системы предоплаты за снаб­жение ювелирной промышленности драгоценными металлами. Плюс к этому - высокие ставки кредитов, которые неблагоприятно отражаются на величине уже финансовых издержек. Сюда же следует отнести и отсутствие централизован­ного финансирования (в настоящее время акционерные общества в финансо­вом плане в достаточной мере разобщены даже при существующем концерне "Ювелирпром"), имеющем преимущества в отношении маневрирования фи­нансами, в том числе и оборотными средствами.

Четвертая причина заключается в следующем. Ювелирная промышлен­ность, являясь одним из производственно-технологических направлений перера­ботки золота, находится в полной зависимости от финансового, организационно­го, технического и производственного состояния золотодобычи. Постоянно рас­тущие издержки производства при добыче золота, включая и принятую систему налогообложения, непосредственно оказывают негативное влияние и на его по­требление при изготовлении ювелирных изделий. Следовательно, одни негатив­ные явления, существующие при производстве сырья, как следствие порождают другие негативные явления при изготовлении конечной готовой продукции.

Таким образом, следует констатировать, что кризис отечественной золо­топромышленности современного периода (добыча золота, его производство и переработка) - это самый мягкий термин, характеризующий ее финансовое со­стояние. В среднем по стране рентабельность производства золота составила в 1997 году менее 8%. Однако, для основных регионов добычи золота этот пока­затель равен нулю или вообще имеет отрицательную величину. Так, хроничес­ки убыточными в 1997 году явились 27 золотодобывающих предприятий систе­мы Росзолото. Убыточность предприятий привела к не возврату полученных авансов, сумма которых за тот же год составила 115 млрд. руб., из которых 20 млрд. руб. пришлись на старательские артели.

Подводя итог можно отметить, что создавшееся тя­желейшее положение в золотопромышленности России объясняется прежде всего несвоевременной и непродуманной ее приватизацией, применением не­рациональных систем налогообложения кредитной и ценовой политики, реа­лизуемых государством в отношении такого специфического товара как золото.


I I I. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЗОЛОТА И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ


1.Законодательная база российской

золотопромышленности

Рынок золота как особый, организационно оформленный механизм, об­служивающий и регулирующий отношения по купле-продаже золота, сформи­руется исходя из соотношения спроса и предложения. Кроме этого активное влияние на его становление оказывают такие факторы, как существующая за­конодательная база, уровень экономического и технического развития обще­ства, состояние платежеспособности населения. Следует отметить, что кроме определенного спроса на драгоценный металл со стороны части населения Рос­сии, все остальные факторы в позитивном плане практически отсутствуют.

В этой связи кратко рассмотрим спектр факторов и условий, отражающих положение дел в формировании российского рынка золота в настоящее время.

Прежде всего, о законодательной базе. Здесь следует отметить, что на протяжении нескольких лет, начиная с 1991 года, законодательная база являет собой противоречивый по своей сути перечень указов, постановлений, реше­ний и других законодательных актов, которые носят характер полуразрешаю­щих, полуограничивающих документов в отношении операций с драгоценны­ми металлами, в том числе с золотом. Содержание этих актов явно демонстри­рует ведущую роль государства в контроле за золотопромышленностью с одно­временным устранением его от вопросов, связанных с добычей и производ­ством золота в части финансирования.

Полурыночные отношения в процессах добычи, переработки и производ­стве золота и монополизм при его купле-продаже несовместимы» поэтому обя­зательно наступит ситуация, при которой или должен быть введен порядок мо­нополии на всю отрасль золотопромышленности в целом (государству в ближайшее будущее это практически невозможно реализовать), или осуществля­ется отказ от монополии, но уже во всех операциях, проводимых с золотом.

Такой вывод подтверждается и постепенными "уступками" правительства в области купли-продажи золота. Так, содержательную часть всего перечня ак­тов, составляющих современную законодательную базу и в той или иной сте­пени посвященных золотопромышленности, начиная с 1991 года, можно условно подразделить на три этапа развития юридической основы золотопромыш­ленности.

Первый этап характеризуется полной монополией государственного ап­парата в отношении купли-продажи золота. Отправной точкой этого этапа мо­жет служить Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 года № 214 "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР", по которому должен осуществляться государственный контроль за всеми опера­циями с золотом, начиная с определения ежегодных квот на добычу металла и размера платы за пользование месторождениями золота. При этом вся продук­ция должна сдаваться Комдрагмету при Министерстве экономики и финансов РФ, то есть государству, при одновременной государственной же монополии на реализацию золота как на внутреннем, так и на мировых и международных рынках.

Второй этап представляет собой частичный отказ государства от монопо­лии на операции по купле-продаже золота. Началом этого этапа послужил так­же Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года № 2148 "О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации", по которому уполномоченным коммерческим банкам разрешается проведение опе­раций с золотом: во-первых, при его купле-продаже на внутреннем рынке; во-вторых, при осуществлении залоговых операций также внутри страны. В мае 1994 года три банка - Промстройбанк, Автобанк и Инкомбанк - получили от Центрального банка первые лицензии, дававшие им право поку­пать драгоценные металлы у добывающих предприятий, продавать их ЦБ РФ и уполномоченным на проведение этих операций структурам, а также использо­вать в качестве залога по кредитным соглашениям. К началу 1995 года подоб­ными лицензиями обладали уже около 40 российских коммерческих банков. К настоящему времени таких банков насчитывается более 100.

Третий этап характерен дальнейшим углублением процесса государствен­ной демонополизации. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 года № 1157 "О дополнительных мерах по развитию рынка драгоценных ме­таллов и драгоценных камней в Российской Федерации" предусматривалось расширение перечня совершаемых на рынке сделок с драгоценными металла­ми, в частности разрешения пяти специально уполномоченным коммерческим танкам на вывоз слитков золота за границу для проведения залоговых опера­ций с целью привлечения иностранных кредитов.

Комментируя последние два этапа, следует отметить, что и в этих случа­ях - при частичном отходе государства от монополии на операции с золотом -последнее не решило до конца вопрос в отношении прав уполномоченных бан­ков. Более того, эти банки были поставлены в невыгодные условия при прове­дении операций с драгоценными металлами. Например, в отношении разреше­ния на операции с золотом внутри страны. Покупаемое золото обходится коммерческим банкам значительно дороже, чем государству. При продаже золота банкам старательские артели обязаны уплатить государству налог на добавлен­ную стоимость и специальный налог (в сумме составляет 23,4%), размер кото­рых, естественно, закладывается в цену продаваемого золота.

Полученные уполномоченными банками лицензии на операции с золо­том внутри страны в значительной мере ограничивали возможности последних. Поэтому ЦБ РФ разработал Положение "О совершении кредитными организа­циями операций с драгоценными металлами на территории Российской Феде­рации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металла­ми" № 50 от 1 ноября 1996 года.

По этому положению банки имеют право осуществлять следующие опе­рации и сделки с драгоценными металлами: покупать и продавать драгоценные металлы как за свой счет, так и за счет клиентов; привлекать драгоценные ме­таллы во вклады от физических и юридических лиц; размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в дру­гих банках, и предоставлять займы в драгоценных металлах; предоставлять и получать кредиты в рублях и иностранной валюте под залог драгоценных ме­таллов.

Как видно из содержательной части, указанным выше Положением зна­чительно расширяется сфера деятельности коммерческих банков в операциях и сделках с золотом. Кроме этого. Положение предусматривает регламент опера­ций, условия сделок и расчеты по поставкам металла. Банкам предоставляется также возможность совершения других сделок, таких, как опционы, свопы, фью­черсы, что является позитивным признаком продвижения России к формирова­нию рынка золота. Еще один аспект рыночных отношений в области золота. Практически во всех золотодобывающих странах и странах, производящих продукцию из золо­та, развито такое направление, как переработка лома (в основном ювелирных изделий и монет, потерявших товарный вид). В России в настоящее время и в этом направлении теряются позиции. Ввиду нехватки средств у государства, а оно является монополистом скупки металла у населения в лице Государствен­ной центральной скупочной организации, объем сдаваемого в Госхран лома драгоценных металлов постоянно снижается. При этом желающих продать ювелирные изделия из золота в настоящее время намного больше, а при закупочной цене лома в 37,3 тыс. руб. за грамм, государство реализует золото производителям юве­лирных изделий уже по 110 тыс. руб. за грамм.

Характеризуя остальные факторы формирования рынка золота в России, такие, как экономическое и техническое развитие общества и состояние плате­жеспособного спроса населения, отметить можно следующее.

Состояние российской экономики оказывает негативное влияние на про­цесс становления цивилизованного рынка золота. Неплатежи, инфляционные явления, снижение уровня жизни населения выдвигают на первый план реше­ние насущных проблем "выживания" промышленного производства, энергети­ки, сельского хозяйства. В этой ситуации формирования российского рынка золота отодвигается на второй план и, естественно, не форсируется.

Технический уровень золотопромышленности России существенно усту­пает западным стандартам. Это выражается в преимущественной добыче рос­сыпного, а не рудного золота. Добыча первого будет постоянно снижаться ввиду истощения месторождений (этот вывод подтверждается мировой практикой). Такое положение, в свою очередь, приводит к не восполнению объемов золото­го запаса страны, что уже сейчас затрудняет и сдерживает движение России в таком непростом и новом направлении, как формирование рынка золота.

Экономические инструменты такие, как ценообразование и налогообло­жение, способные поддержать формирование практически любого рынка това­ров и услуг, а в дальнейшем и успешно осуществлять регулирование рыночных операций, являются в настоящее время существенным препятствием в отноше­нии формирования, становления и развития цивилизованного российского рынка золота.

Однако, несмотря на всю сложность данной проблемы и существующие противоречия между государством, коммерческими банками, акционерными обществами и частными компаниями (включая старательские артели), участву­ющими в процессах добычи, переработки, производства, купли-продажи золо­та, даже в этой ситуации необходимо отдать должное правительству, которое все же пытается ввести хотя бы элементы рыночных отношений в операции с драгоценными металлами, в частности с золотом. Поэтому возможности для создания национального рынка золота имеются.

Речь в данном случае идет о создании биржи драгоценных металлов. В правительственных документах неоднократно отмечалась целесообразность такого акта. Более того, были даны соответствующие распоряжения. Так, По­становлением Правительства РФ от 4 января 1992 года № 10 Министерству экономики и финансов предлагалось внести предложения о создании в 1992 году биржи драгоценных металлов. Далее, указом Президента РФ от 16 декаб­ря 1993 года № 2148 уже Минфину РФ и Комдрагмету предписывалась разра­ботка предложений по созданию биржи драгоценных металлов. И, наконец, Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 года № 1157 Минфину РФ предлагалась разработка предложений по порядку и условиям проведения биржевых сделок со слитками золота. В 1998 году Московская международная фондовая биржа получила лицензию на проведение торгов по секции «Драгоценные металлы и драгоценные камни»

Прежде всего отметим, что биржа золота - это не биржа обычного товара, пользующегося повышенным спросом в настоящее время, такого, например, как древесина, нефть и нефтепродукты, металл. Но эти товары подвержены в будущем (возможно, в ближайшем будущем) резкому изменению спроса, и этот спрос может меняться коренным образом, вплоть до сведения его к минимуму. Скажем, древесину с успехом может заменить продукция химической промыш­ленности, что в настоящее время и наблюдается. Открытие новых видов энер­гии окажет влияние на спрос на топливно-энергетические ресурсы, такие, как газ, нефть, уголь. Внедрение в производство новых видов пластических масс с успехом может заменить металл.

Что касается товаров повседневного спроса и длительного пользования, то они морально устаревают, что влечет за собой их техническую доработку, создание нового дизайна, расчет повышенной надежности и снижение материалоемкости для достижения конкурентоспособности. Спрос на такие виды товаров диктуется постоянно повышающимися требованиями со стороны потре­бителей.

Золото же вот уже на протяжении нескольких столетий, включая и совре­менный этап, является золотом и будет им оставаться, имея в виде модифика­ций только пробу, характеризующую процент чистого металла в продукте. Из­менения в золотопромышленности могут идти только по пути развития науч­но-технического прогресса в области золотодобычи, золотопереработки, производства ювелирных изделий. Конечным продуктом все равно останется золо­то, спрос и цена на которое постоянно растут.


2. Наиболее значимые события, произошедшие на российском рынке золота.


Прошедший 1998 г. оказал­ся в определенной мере переломным в развитии цивилизованных отноше­ний на отечественном рын­ке драгоценных металлов, в частности, свою деятельность на нем активизиро­вали коммерческие банки, чему спо­собствовал ряд законодательных актов Президента и Правительства РФ. В 1998 г. Гохран России зарегистрировал ряд договоров на продажу слитков зо­лота между золотодобывающими предприятиями и кредитными учреж­дениями объемом почти в 40 тонн. Особой активностью на рынке отлича­лись "Российский кредит" (40% от общего объема поставок) и Инкомбанк (20%). Оставшаяся часть в основном распределена между такими банками как МАПО-банк, Банк "Менатеп", Мос­бизнесбанк, Промрадтехбанк и КБ "Енисей".

ЦБ в свою очередь объявил о покуп­ке любых объемов произведенного в России золота, и, надо отдать ему дол­жное, не прекращал операций купли-продажи, придерживаясь четкой цено­вой политики. Вследствие этого ос­новная масса золота, приобретенного коммерческими банками, была реали­зована ими ЦБ (38 тонн). Остальная часть драгоценных металлов была ли­бо продана на внутреннем рынке (юве­лирные предприятия и граждане), ли­бо оставлена в качестве резерва.

По прогнозам на 2000 г. банки уве­личат объем операций с золотодобы­вающими предприятиями на 30-35%.

В феврале 1998 г., спустя семь меся­цев после Указа Президента "О неко­торых мерах по либерализации экс­порта из Российской Федерации аф­финированного золота и серебра", вы­шло Постановление правительства "Об экспорте из Российской Федера­ции аффинированного золота и сере­бра, осуществляемом кредитными ор­ганизациями", которое разрешило Ми­нистерству внешних экономических связей и торговли выдавать лицензии на экспорт аффинированного золота и серебра в виде стандартных и мерных слитков на срок до одного года кредит­ным организациям, которые имеют ге­неральные лицензии на осуществление банковских операций и лицензии на со­вершение операций с драгоценными металлами. Процесс получения и срок действия лицензии, установленные по­становлением, не соответствуют требо­ваниям цивилизованного рынка драго­ценных металлов. Только механизм экс­порта может дать дополнительный при­ток не только российских, но и ино­странных инвестиций а золотодобыва­ющую промышленности России.

В июле 1997 г. российские граждане получили возможность приобретать у коммерческих банков мерные слитки золота массой от 10 грамм до 1 кг. Первые несколько месяцев особого интереса со стороны частных лиц к вложениям в золото практически про­явлено не было. Однако после объяв­ления деноминации, во время финан­сового кризиса на рынке ценных бумаг и с приближением Рождественских праздников был отмечен серьезный рост продаж. С учетом этого опыта в 1998 г. накануне женского праздника сразу несколько банков (Московский Сбербанк, «Российский кредит» и СБС-Агро) объявили о снижении цен на золотые слитки для физических лиц. Золото подешевело на 9-15%. Таким образом, золото в слитках теперь сто­ит почти в три раза дешевле, чем в зо­лотых изделиях.

Основной фактор, сдерживающий активность населения - стоимость зо­лота, которая выше мировой цены на 20%, поскольку физические лица при операциях со слитками драгоценных металлов обязаны уплачивать НДС, вопрос об отмене которого до сих пор не решен. Уплаты НДС при покупке слитка можно избежать если открыть обезличенный металлический счет. В 1997 г. ряд московских коммерческих банков объявил о возможности откры­тия таких счетов.

Основным потребителем золота по-прежнему остается ювелирная про­мышленность. В 1998 г. ювелирами ис­пользовано для своих целей около 13 тонн золота. Было выпущено около 8 млн штук изделий из золота на общую сумму примерно $730 млн. Россий­ский комплекс предприятий по произ­водству ювелирных изделий из золота включает более 90 предприятий (в цифре не учтены мелкие фирмы). Ос­нову отрасли составляют 13 крупней­ших заводов. Активное участие в обес­печении ювелиров драгоценным сырь­ем принимали коммерческие банки.

По оценкам экспертов примерно такое же количество ювелирных изделий было завезено в Россию из-за границы. В ос­новном импортируют в Россию изделия из золота такие страны как: Италия, Тур­ция, Германия, Таиланд и Израиль.

Экономическая ситуация в золотодо­бывающей отрасли, сложившаяся в пос­ледние годы, способствовала резкому развитию "черного рынка'' золота. В Рос­сии, как и везде, он существовал всегда. По многолетним наблюдениям на него поступало 1-2% годовой добычи. По оценкам различных источников размеры теневого оборота золота в 1998 г. соста­вили от 15 до 35 тонн металла и в теку­щем году могут увеличиться.


3. Добыча и производство золота.

Золотодобыча в России на протяже­нии 1991-96 гг. неуклонно падала. В прошедшем году уровень добычи уда­лось сохранить, а начало 1998 г. со­провождалось превышением прошло­годнего уровня.

Доля предприятий по объему добытого в 1998 году золота

График №2

По предварительным данным золотодобывающие предпри­ятия России добыли в январе - марте 1999 г. 8,8 тонн золота, что на 1,1 тон­ну больше объема, полученного за аналогичный период прошлого года. Прирост получен за счет работы "руд­ных предприятий". По прогнозам спе­циалистов превышение прошлогодне­го уровня золотодобычи продлится до конца весны до тех пор, пока не нач­нется промывочный сезон у недропользователей, разрабатывающих ме­сторождения россыпного золота, по­скольку эта категория предприятий ис­пытывает сейчас острый дефицит средств, необходимых для начала добычных работ.

В 1998 г. добычу золота вели более 400 горных предприятий и старатель­ских артелей. Около половины из них добывали менее 100 кг металла в год и являются, по существу убыточными. И. наоборот, 18 предприятий (менее 5°'о всего количества) с добычей более 1000 кг-добыли около 35 тонн золота т.е. 1/3 общего объема добычи.

Объем производства золота в 1998 г. составил 123 тонны (табл. 1), что толь­ко на 0,3 тонны меньше, чем в 1997 г.

Наибольший прирост золотодобычи по итогам 1998 г. отмечен в Краснояр­ском крае - результат выхода на про­ектную мощность рудника на Олимпиадинском месторождении (артель ста­рателей "Полюс"). Регион всегда был достаточно специфическим - "сере­динным", отличающимся относительно интенсивной россыпной добычей, но при этом также поддерживающий дос­таточно высокий уровень рудной добы­чи. Последнее обстоятельство способ­ствовало подготовке в крае большого числа специалистов в области рудной добычи и в свое время заложило осно­вы для сегодняшнего подъема. Именно в середине 80-х годов было начато строительство Олимпиадинского руд­ника, который а прошлом году произ­вел 13 455 кг золота в виде ''сплава До­ре" - золото-серебряного сплава.

Удалось практически сохранить про­шлогодний уровень добычи на Чукотке. В первую очередь это связано с вво­дом в действие рудника ЗАО "Руда" -предприятия, разрабатывающего золоторудное месторождение Каральвеем (добыто 1850 кг), а также с запуском золотоизвлекательной фабрики на ме­сторождении Двойное и началом работ на рудопроявлении Северо-восток.

Из регионов, относящихся традици­онно к "крупным" по количеству добываемого золота, только Магаданская облаем закончила прошедший год с приростом металла. Но здесь стоит выделить одну особенность. Если ра­нее в подавляющем большинстве всех остальных золотодобывающих регио­нов страны была представлена хоть небольшая доля рудной добычи, то в данном случае после закрытия Карамкенского ГМК и консервации Дукатского ГОКа рудная добыча полностью от­сутствовала. Положение начало вы­правляться после ввода в действие "Омолонской золоторудной компании" на золоторудном месторождении Кубака. Это не только компенсировало общее падение россыпной золотодо­бычи, но и дало скачкообразный рост общего уровня добычи по всей облас­ти. Объем добычи золота Омолонской золоторудной компании в 1998 г. со­ставил 8 939.7 кг.

Наибольший спад добычи характе­рен для регионов наиболее "старых" с точки зрения золотодобычи, ранее традиционно устойчивых по уровню добычи, пусть не самому высокому.

Добыча золота на российских предприятиях

Таблица 11

N

Регионы

Добыча (кг) 1998 год

В % к 1997 году

1.

Республика Алтай

146,1

-68,1

2.

Амурская область

9651,2

-15,5

3.

Республика Башкортостан

44,3

-81,9

4.

Республика Бурятия

4126,1

-4,2

5.

Еврейская АО

92,1

-40,9

6.

Иркутская область

11221,1

-5,6

7.

Республика Коми

41,3

-10,6

8.

Республика Карелия

11,8

+40,5

9.

Камчатская область

102,3


10.

Корякский АО

333,2

-21,1

11.

Кемеровская область

336,5

-33,4

12.

Красноярский край

17481,6

+67,4

13.

Магаданская область

26074,4

+23,8

14.

Новосибирская область

259,6

-16,2

15.

Оренбургская область

5,9


16.

Пермская область

66,1

+27,1

17.

Приморский край

30,5

-72,3

18.

Республика Саха (Якутия)

19987,5

-13,2

19.

Свердловская область

1048,8

-38,2

20.

Республика Тува

729,8

-27,8

21.

Хабаровский край

7091,4

-15,9

22.

Республика Хакасия

714,8

-52,8

23.

Ханты-Мансийский АО

114,3

+18,7

24.

Челябинская область

662,2

-36,8

25.

Читинская область

4630,7

-21,5

26.

Чукотский АО

9083,4

-0,3


Всего

114129,6

+0,4


Попутное сырье

8496,6

+36,5


Вторичное сырье

377,6

-89,2


Всего

123003,5

-0,3


В первую очередь к таким стоит отнести Республику Алтай, Кемеровскую и Свердловскую области - регионы пре­имущественно рудной добычи, с нема­лым количеством предприятий (под­земных рудников). Постепенное паде­ние производства началось там еще со времен перестройки.

В таблице.12 приведены объемы добычи золота по 15-ти крупнейшим предпри­ятиям России.

Анализ добычи золота в 1998 г пока­зывает что из коренных пород было по­лучено около 36 тонн металла. Это оз­начает, что практически третья часть годового производства золота добыта из рудных месторождений. Все это го­ворит о следующих обстоятельствах: во-первых, ориентация на рудную до­бычу всегда дает ощутимый эффект, но с некоторой оттяжкой во времени; во-вторых, поскольку никаких серьезных действий по реконструкции старых рудников и строительству новых ком­бинатов в последние годы не предпри­нималось, то маловероятно ожидать в ближайшие год-два сходной ситуации, когда ввод в действие двух-трех новых рудников (Красноярский край - Олим­пиада, Магаданская область - Кубака, Чукотский АО - Каоальвеем) вытянет уровень золотодобычи по всей стране. Если в ближайшее время не будет реа­лизован ряд мер по стабилизации рос­сыпной добычи, то в 1999 г. следует ожидать значительно более резкого спада общего уровня добычи золота по сравнению с 1998 г. не случись такого резкого подъема в рудной составляю­щей. По оценкам специалистов в теку­щем году Россия может недосчитаться в таком случае около 30 тонн золота.


Объемы добычи золота 15-ти крупнейших предприятий России.

Таблица 12.

Предприятия

1997 год, кг

1996 год, кг

1.а/с «Полюс» (Красноярский край)

13454,7 5869,0

2.Омолонская золоторудная компания (Магаданская область)

8939,7 5,1

3.ГОК «Сусуманзолото» (Магаданская область)

3007,5 3732,5

4.АООТ «Бурятзолото» (Республика Бурятия)

2211,0 2105,3

5.а/с «Витим» (Иркутская область)

1964,1 1163,0

6. АОЗТ «Руда» (Чукотский АО)

1850,0 319,2

7. АООТ «Поляринский ГОК» (Чукотский АО)

1727.2 2077,2