Золотопромышленность
его среднегодовой расчетной ценой и весьма значительный размер убытков, понесенных в этой связи данными регионами. В таблице 3 представлены реальные объемы добычи и производства золота, а также его себестоимость по указанным золотопромышленным регионам России.Помимо государственной ценовой политики в отношении золотопромышленности, явно сдерживающей ее развитие, существует и налоговая система, которая в не меньшей, а возможно, и в большей степени влияет на создавшееся трудное положение в добыче и производстве золота в России.
Соотношение производства и себестоимости золота по основным золотодобывающим регионам России (1997 год)
Таблица №10
Регионы России |
Объем добычи и производства золота (кг) |
Процент от общей добычи в России |
Себестоимость золота (тыс. руб.) |
Саха-Якутия |
19987 |
18 |
60,4 |
Магаданская область |
26074 |
23,1 |
62,0-125,4 |
Хабаровский край |
7091 |
6 |
57,2-70,2 |
Красноярский край |
17482 |
15 |
.51,1-58,6 |
Приморский край |
31 |
0,3 |
71,0 |
О негативной общегосударственной налоговой политике, которая отрицательно сказывается на развитии всей российской экономики, существует немало объективных и доказательных мнений. Но следует сразу же отметить, что высокое налогообложение отраслей промышленности ни в коей мере не должно быть идентичным по отношению к золотопромышленности. Ведь золото является товаром особого спроса, который может быть использован в залоговых операциях или продан за твердую конвертируемую валюту, а также может служить резервом или своего рода страховкой при различных неблагоприятных экономических ситуациях.
Существующая система налогообложения в золотопромышленности характеризуется следующим. В настоящее время каждое золотодобывающее предприятие выплачивает не менее 10-12 общефедеральных налогов и сборов. Помимо этого добавляется еще порядка 8-10 местных налогов. По сведениям, относящимся к 1994 году, доля налогов и различных сборов доходила в золотопромышленности до 50% себестоимости, до 65% прибыли, суммарно составляя до 60% стоимости добываемого метала. Для сравнения можно отметить, что у таких мощных производителей золота, как ЮАР, США, Австралия, Канада, доля налогов в себестоимости составляет 12-14%, в прибыли - от 30 до 50%, в стоимости добываемого металла - от 20 до 35%.
В 1997 году суммарный налог в золотопромышленности снижен правительством на 11-15%. Но данная мера - не решение всех проблем в этой важнейшей производственной отрасли.
3. Состояние российской ювелирной
промышленности.
В настоящее время Россия является одним из мировых лидеров по производству золота, находится в третьей десятке стран по уровню его использования в ювелирной промышленности. Причины создавшейся неблагоприятной ситуации в российской ювелирной промышленности в основном те же, что и в российской золотодобыче.
Первая причина - поспешная и непродуманная приватизация ювелирной промышленности в России: все 13 крупных государственных ювелирных предприятий превратились к настоящему времени в акционерные и частные компании (объединены в концерн "Ювелирпром" с числом работающих на каждом предприятии от 500 до 4000 человек). На эти предприятия приходится 97% всего золота, используемого ювелирной промышленностью России. Остальная часть золота потребляется 60-ю подобными предприятиями с числом работающих на них от 40 до 60 человек.
Вторая причина - довольно жесткая налоговая система, которая приводит к снижению объемов производства и количества золота, перерабатываемого отечественной ювелирной промышленностью. Соответственно ее продукция по ценовой характеристике становится неконкурентоспособной не только на мировых и региональных международных рынках, но даже на внутреннем Российском рынке. По оценкам специалистов, отечественные ювелирные изделия из золота, которые реализуются в розничной торговле, в 2,2 раза дороже аналогичной продукции западных производителей. Таким образом, российская ювелирная промышленность не только не выходит на внешние рынки, но и постепенно теряет внутренний рынок. А по мнению экспертов "Ювелирпрома", емкость внутреннего рынка России позволяет реализовывать ювелирных изделий на сумму, превышающую миллиард долларов США ежегодно.
Третья причина - постоянный недостаток оборотных средств у производителей ювелирной продукции. Прежде всего недостаток оборотных средств объясняется условиями принятой государством системы предоплаты за снабжение ювелирной промышленности драгоценными металлами. Плюс к этому - высокие ставки кредитов, которые неблагоприятно отражаются на величине уже финансовых издержек. Сюда же следует отнести и отсутствие централизованного финансирования (в настоящее время акционерные общества в финансовом плане в достаточной мере разобщены даже при существующем концерне "Ювелирпром"), имеющем преимущества в отношении маневрирования финансами, в том числе и оборотными средствами.
Четвертая причина заключается в следующем. Ювелирная промышленность, являясь одним из производственно-технологических направлений переработки золота, находится в полной зависимости от финансового, организационного, технического и производственного состояния золотодобычи. Постоянно растущие издержки производства при добыче золота, включая и принятую систему налогообложения, непосредственно оказывают негативное влияние и на его потребление при изготовлении ювелирных изделий. Следовательно, одни негативные явления, существующие при производстве сырья, как следствие порождают другие негативные явления при изготовлении конечной готовой продукции.
Таким образом, следует констатировать, что кризис отечественной золотопромышленности современного периода (добыча золота, его производство и переработка) - это самый мягкий термин, характеризующий ее финансовое состояние. В среднем по стране рентабельность производства золота составила в 1997 году менее 8%. Однако, для основных регионов добычи золота этот показатель равен нулю или вообще имеет отрицательную величину. Так, хронически убыточными в 1997 году явились 27 золотодобывающих предприятий системы Росзолото. Убыточность предприятий привела к не возврату полученных авансов, сумма которых за тот же год составила 115 млрд. руб., из которых 20 млрд. руб. пришлись на старательские артели.
Подводя итог можно отметить, что создавшееся тяжелейшее положение в золотопромышленности России объясняется прежде всего несвоевременной и непродуманной ее приватизацией, применением нерациональных систем налогообложения кредитной и ценовой политики, реализуемых государством в отношении такого специфического товара как золото.
I I I. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЗОЛОТА И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ
1.Законодательная база российской
золотопромышленности
Рынок золота как особый, организационно оформленный механизм, обслуживающий и регулирующий отношения по купле-продаже золота, сформируется исходя из соотношения спроса и предложения. Кроме этого активное влияние на его становление оказывают такие факторы, как существующая законодательная база, уровень экономического и технического развития общества, состояние платежеспособности населения. Следует отметить, что кроме определенного спроса на драгоценный металл со стороны части населения России, все остальные факторы в позитивном плане практически отсутствуют.
В этой связи кратко рассмотрим спектр факторов и условий, отражающих положение дел в формировании российского рынка золота в настоящее время.
Прежде всего, о законодательной базе. Здесь следует отметить, что на протяжении нескольких лет, начиная с 1991 года, законодательная база являет собой противоречивый по своей сути перечень указов, постановлений, решений и других законодательных актов, которые носят характер полуразрешающих, полуограничивающих документов в отношении операций с драгоценными металлами, в том числе с золотом. Содержание этих актов явно демонстрирует ведущую роль государства в контроле за золотопромышленностью с одновременным устранением его от вопросов, связанных с добычей и производством золота в части финансирования.
Полурыночные отношения в процессах добычи, переработки и производстве золота и монополизм при его купле-продаже несовместимы» поэтому обязательно наступит ситуация, при которой или должен быть введен порядок монополии на всю отрасль золотопромышленности в целом (государству в ближайшее будущее это практически невозможно реализовать), или осуществляется отказ от монополии, но уже во всех операциях, проводимых с золотом.
Такой вывод подтверждается и постепенными "уступками" правительства в области купли-продажи золота. Так, содержательную часть всего перечня актов, составляющих современную законодательную базу и в той или иной степени посвященных золотопромышленности, начиная с 1991 года, можно условно подразделить на три этапа развития юридической основы золотопромышленности.
Первый этап характеризуется полной монополией государственного аппарата в отношении купли-продажи золота. Отправной точкой этого этапа может служить Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 года № 214 "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР", по которому должен осуществляться государственный контроль за всеми операциями с золотом, начиная с определения ежегодных квот на добычу металла и размера платы за пользование месторождениями золота. При этом вся продукция должна сдаваться Комдрагмету при Министерстве экономики и финансов РФ, то есть государству, при одновременной государственной же монополии на реализацию золота как на внутреннем, так и на мировых и международных рынках.
Второй этап представляет собой частичный отказ государства от монополии на операции по купле-продаже золота. Началом этого этапа послужил также Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года № 2148 "О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации", по которому уполномоченным коммерческим банкам разрешается проведение операций с золотом: во-первых, при его купле-продаже на внутреннем рынке; во-вторых, при осуществлении залоговых операций также внутри страны. В мае 1994 года три банка - Промстройбанк, Автобанк и Инкомбанк - получили от Центрального банка первые лицензии, дававшие им право покупать драгоценные металлы у добывающих предприятий, продавать их ЦБ РФ и уполномоченным на проведение этих операций структурам, а также использовать в качестве залога по кредитным соглашениям. К началу 1995 года подобными лицензиями обладали уже около 40 российских коммерческих банков. К настоящему времени таких банков насчитывается более 100.
Третий этап характерен дальнейшим углублением процесса государственной демонополизации. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 года № 1157 "О дополнительных мерах по развитию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации" предусматривалось расширение перечня совершаемых на рынке сделок с драгоценными металлами, в частности разрешения пяти специально уполномоченным коммерческим танкам на вывоз слитков золота за границу для проведения залоговых операций с целью привлечения иностранных кредитов.
Комментируя последние два этапа, следует отметить, что и в этих случаях - при частичном отходе государства от монополии на операции с золотом -последнее не решило до конца вопрос в отношении прав уполномоченных банков. Более того, эти банки были поставлены в невыгодные условия при проведении операций с драгоценными металлами. Например, в отношении разрешения на операции с золотом внутри страны. Покупаемое золото обходится коммерческим банкам значительно дороже, чем государству. При продаже золота банкам старательские артели обязаны уплатить государству налог на добавленную стоимость и специальный налог (в сумме составляет 23,4%), размер которых, естественно, закладывается в цену продаваемого золота.
Полученные уполномоченными банками лицензии на операции с золотом внутри страны в значительной мере ограничивали возможности последних. Поэтому ЦБ РФ разработал Положение "О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами" № 50 от 1 ноября 1996 года.
По этому положению банки имеют право осуществлять следующие операции и сделки с драгоценными металлами: покупать и продавать драгоценные металлы как за свой счет, так и за счет клиентов; привлекать драгоценные металлы во вклады от физических и юридических лиц; размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках, и предоставлять займы в драгоценных металлах; предоставлять и получать кредиты в рублях и иностранной валюте под залог драгоценных металлов.
Как видно из содержательной части, указанным выше Положением значительно расширяется сфера деятельности коммерческих банков в операциях и сделках с золотом. Кроме этого. Положение предусматривает регламент операций, условия сделок и расчеты по поставкам металла. Банкам предоставляется также возможность совершения других сделок, таких, как опционы, свопы, фьючерсы, что является позитивным признаком продвижения России к формированию рынка золота. Еще один аспект рыночных отношений в области золота. Практически во всех золотодобывающих странах и странах, производящих продукцию из золота, развито такое направление, как переработка лома (в основном ювелирных изделий и монет, потерявших товарный вид). В России в настоящее время и в этом направлении теряются позиции. Ввиду нехватки средств у государства, а оно является монополистом скупки металла у населения в лице Государственной центральной скупочной организации, объем сдаваемого в Госхран лома драгоценных металлов постоянно снижается. При этом желающих продать ювелирные изделия из золота в настоящее время намного больше, а при закупочной цене лома в 37,3 тыс. руб. за грамм, государство реализует золото производителям ювелирных изделий уже по 110 тыс. руб. за грамм.
Характеризуя остальные факторы формирования рынка золота в России, такие, как экономическое и техническое развитие общества и состояние платежеспособного спроса населения, отметить можно следующее.
Состояние российской экономики оказывает негативное влияние на процесс становления цивилизованного рынка золота. Неплатежи, инфляционные явления, снижение уровня жизни населения выдвигают на первый план решение насущных проблем "выживания" промышленного производства, энергетики, сельского хозяйства. В этой ситуации формирования российского рынка золота отодвигается на второй план и, естественно, не форсируется.
Технический уровень золотопромышленности России существенно уступает западным стандартам. Это выражается в преимущественной добыче россыпного, а не рудного золота. Добыча первого будет постоянно снижаться ввиду истощения месторождений (этот вывод подтверждается мировой практикой). Такое положение, в свою очередь, приводит к не восполнению объемов золотого запаса страны, что уже сейчас затрудняет и сдерживает движение России в таком непростом и новом направлении, как формирование рынка золота.
Экономические инструменты такие, как ценообразование и налогообложение, способные поддержать формирование практически любого рынка товаров и услуг, а в дальнейшем и успешно осуществлять регулирование рыночных операций, являются в настоящее время существенным препятствием в отношении формирования, становления и развития цивилизованного российского рынка золота.
Однако, несмотря на всю сложность данной проблемы и существующие противоречия между государством, коммерческими банками, акционерными обществами и частными компаниями (включая старательские артели), участвующими в процессах добычи, переработки, производства, купли-продажи золота, даже в этой ситуации необходимо отдать должное правительству, которое все же пытается ввести хотя бы элементы рыночных отношений в операции с драгоценными металлами, в частности с золотом. Поэтому возможности для создания национального рынка золота имеются.
Речь в данном случае идет о создании биржи драгоценных металлов. В правительственных документах неоднократно отмечалась целесообразность такого акта. Более того, были даны соответствующие распоряжения. Так, Постановлением Правительства РФ от 4 января 1992 года № 10 Министерству экономики и финансов предлагалось внести предложения о создании в 1992 году биржи драгоценных металлов. Далее, указом Президента РФ от 16 декабря 1993 года № 2148 уже Минфину РФ и Комдрагмету предписывалась разработка предложений по созданию биржи драгоценных металлов. И, наконец, Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 года № 1157 Минфину РФ предлагалась разработка предложений по порядку и условиям проведения биржевых сделок со слитками золота. В 1998 году Московская международная фондовая биржа получила лицензию на проведение торгов по секции «Драгоценные металлы и драгоценные камни»
Прежде всего отметим, что биржа золота - это не биржа обычного товара, пользующегося повышенным спросом в настоящее время, такого, например, как древесина, нефть и нефтепродукты, металл. Но эти товары подвержены в будущем (возможно, в ближайшем будущем) резкому изменению спроса, и этот спрос может меняться коренным образом, вплоть до сведения его к минимуму. Скажем, древесину с успехом может заменить продукция химической промышленности, что в настоящее время и наблюдается. Открытие новых видов энергии окажет влияние на спрос на топливно-энергетические ресурсы, такие, как газ, нефть, уголь. Внедрение в производство новых видов пластических масс с успехом может заменить металл.
Что касается товаров повседневного спроса и длительного пользования, то они морально устаревают, что влечет за собой их техническую доработку, создание нового дизайна, расчет повышенной надежности и снижение материалоемкости для достижения конкурентоспособности. Спрос на такие виды товаров диктуется постоянно повышающимися требованиями со стороны потребителей.
Золото же вот уже на протяжении нескольких столетий, включая и современный этап, является золотом и будет им оставаться, имея в виде модификаций только пробу, характеризующую процент чистого металла в продукте. Изменения в золотопромышленности могут идти только по пути развития научно-технического прогресса в области золотодобычи, золотопереработки, производства ювелирных изделий. Конечным продуктом все равно останется золото, спрос и цена на которое постоянно растут.
2. Наиболее значимые события, произошедшие на российском рынке золота.
Прошедший 1998 г. оказался в определенной мере переломным в развитии цивилизованных отношений на отечественном рынке драгоценных металлов, в частности, свою деятельность на нем активизировали коммерческие банки, чему способствовал ряд законодательных актов Президента и Правительства РФ. В 1998 г. Гохран России зарегистрировал ряд договоров на продажу слитков золота между золотодобывающими предприятиями и кредитными учреждениями объемом почти в 40 тонн. Особой активностью на рынке отличались "Российский кредит" (40% от общего объема поставок) и Инкомбанк (20%). Оставшаяся часть в основном распределена между такими банками как МАПО-банк, Банк "Менатеп", Мосбизнесбанк, Промрадтехбанк и КБ "Енисей".
ЦБ в свою очередь объявил о покупке любых объемов произведенного в России золота, и, надо отдать ему должное, не прекращал операций купли-продажи, придерживаясь четкой ценовой политики. Вследствие этого основная масса золота, приобретенного коммерческими банками, была реализована ими ЦБ (38 тонн). Остальная часть драгоценных металлов была либо продана на внутреннем рынке (ювелирные предприятия и граждане), либо оставлена в качестве резерва.
По прогнозам на 2000 г. банки увеличат объем операций с золотодобывающими предприятиями на 30-35%.
В феврале 1998 г., спустя семь месяцев после Указа Президента "О некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской Федерации аффинированного золота и серебра", вышло Постановление правительства "Об экспорте из Российской Федерации аффинированного золота и серебра, осуществляемом кредитными организациями", которое разрешило Министерству внешних экономических связей и торговли выдавать лицензии на экспорт аффинированного золота и серебра в виде стандартных и мерных слитков на срок до одного года кредитным организациям, которые имеют генеральные лицензии на осуществление банковских операций и лицензии на совершение операций с драгоценными металлами. Процесс получения и срок действия лицензии, установленные постановлением, не соответствуют требованиям цивилизованного рынка драгоценных металлов. Только механизм экспорта может дать дополнительный приток не только российских, но и иностранных инвестиций а золотодобывающую промышленности России.
В июле 1997 г. российские граждане получили возможность приобретать у коммерческих банков мерные слитки золота массой от 10 грамм до 1 кг. Первые несколько месяцев особого интереса со стороны частных лиц к вложениям в золото практически проявлено не было. Однако после объявления деноминации, во время финансового кризиса на рынке ценных бумаг и с приближением Рождественских праздников был отмечен серьезный рост продаж. С учетом этого опыта в 1998 г. накануне женского праздника сразу несколько банков (Московский Сбербанк, «Российский кредит» и СБС-Агро) объявили о снижении цен на золотые слитки для физических лиц. Золото подешевело на 9-15%. Таким образом, золото в слитках теперь стоит почти в три раза дешевле, чем в золотых изделиях.
Основной фактор, сдерживающий активность населения - стоимость золота, которая выше мировой цены на 20%, поскольку физические лица при операциях со слитками драгоценных металлов обязаны уплачивать НДС, вопрос об отмене которого до сих пор не решен. Уплаты НДС при покупке слитка можно избежать если открыть обезличенный металлический счет. В 1997 г. ряд московских коммерческих банков объявил о возможности открытия таких счетов.
Основным потребителем золота по-прежнему остается ювелирная промышленность. В 1998 г. ювелирами использовано для своих целей около 13 тонн золота. Было выпущено около 8 млн штук изделий из золота на общую сумму примерно $730 млн. Российский комплекс предприятий по производству ювелирных изделий из золота включает более 90 предприятий (в цифре не учтены мелкие фирмы). Основу отрасли составляют 13 крупнейших заводов. Активное участие в обеспечении ювелиров драгоценным сырьем принимали коммерческие банки.
По оценкам экспертов примерно такое же количество ювелирных изделий было завезено в Россию из-за границы. В основном импортируют в Россию изделия из золота такие страны как: Италия, Турция, Германия, Таиланд и Израиль.
Экономическая ситуация в золотодобывающей отрасли, сложившаяся в последние годы, способствовала резкому развитию "черного рынка'' золота. В России, как и везде, он существовал всегда. По многолетним наблюдениям на него поступало 1-2% годовой добычи. По оценкам различных источников размеры теневого оборота золота в 1998 г. составили от 15 до 35 тонн металла и в текущем году могут увеличиться.
3. Добыча и производство золота.
Золотодобыча в России на протяжении 1991-96 гг. неуклонно падала. В прошедшем году уровень добычи удалось сохранить, а начало 1998 г. сопровождалось превышением прошлогоднего уровня.
Доля предприятий по объему добытого в 1998 году золота
График №2
По предварительным данным золотодобывающие предприятия России добыли в январе - марте 1999 г. 8,8 тонн золота, что на 1,1 тонну больше объема, полученного за аналогичный период прошлого года. Прирост получен за счет работы "рудных предприятий". По прогнозам специалистов превышение прошлогоднего уровня золотодобычи продлится до конца весны до тех пор, пока не начнется промывочный сезон у недропользователей, разрабатывающих месторождения россыпного золота, поскольку эта категория предприятий испытывает сейчас острый дефицит средств, необходимых для начала добычных работ.
В 1998 г. добычу золота вели более 400 горных предприятий и старательских артелей. Около половины из них добывали менее 100 кг металла в год и являются, по существу убыточными. И. наоборот, 18 предприятий (менее 5°'о всего количества) с добычей более 1000 кг-добыли около 35 тонн золота т.е. 1/3 общего объема добычи.
Объем производства золота в 1998 г. составил 123 тонны (табл. 1), что только на 0,3 тонны меньше, чем в 1997 г.
Наибольший прирост золотодобычи по итогам 1998 г. отмечен в Красноярском крае - результат выхода на проектную мощность рудника на Олимпиадинском месторождении (артель старателей "Полюс"). Регион всегда был достаточно специфическим - "серединным", отличающимся относительно интенсивной россыпной добычей, но при этом также поддерживающий достаточно высокий уровень рудной добычи. Последнее обстоятельство способствовало подготовке в крае большого числа специалистов в области рудной добычи и в свое время заложило основы для сегодняшнего подъема. Именно в середине 80-х годов было начато строительство Олимпиадинского рудника, который а прошлом году произвел 13 455 кг золота в виде ''сплава Доре" - золото-серебряного сплава.
Удалось практически сохранить прошлогодний уровень добычи на Чукотке. В первую очередь это связано с вводом в действие рудника ЗАО "Руда" -предприятия, разрабатывающего золоторудное месторождение Каральвеем (добыто 1850 кг), а также с запуском золотоизвлекательной фабрики на месторождении Двойное и началом работ на рудопроявлении Северо-восток.
Из регионов, относящихся традиционно к "крупным" по количеству добываемого золота, только Магаданская облаем закончила прошедший год с приростом металла. Но здесь стоит выделить одну особенность. Если ранее в подавляющем большинстве всех остальных золотодобывающих регионов страны была представлена хоть небольшая доля рудной добычи, то в данном случае после закрытия Карамкенского ГМК и консервации Дукатского ГОКа рудная добыча полностью отсутствовала. Положение начало выправляться после ввода в действие "Омолонской золоторудной компании" на золоторудном месторождении Кубака. Это не только компенсировало общее падение россыпной золотодобычи, но и дало скачкообразный рост общего уровня добычи по всей области. Объем добычи золота Омолонской золоторудной компании в 1998 г. составил 8 939.7 кг.
Наибольший спад добычи характерен для регионов наиболее "старых" с точки зрения золотодобычи, ранее традиционно устойчивых по уровню добычи, пусть не самому высокому.
Добыча золота на российских предприятиях
Таблица 11
N |
Регионы |
Добыча (кг) 1998 год |
В % к 1997 году |
1. |
Республика Алтай |
146,1 |
-68,1 |
2. |
Амурская область |
9651,2 |
-15,5 |
3. |
Республика Башкортостан |
44,3 |
-81,9 |
4. |
Республика Бурятия |
4126,1 |
-4,2 |
5. |
Еврейская АО |
92,1 |
-40,9 |
6. |
Иркутская область |
11221,1 |
-5,6 |
7. |
Республика Коми |
41,3 |
-10,6 |
8. |
Республика Карелия |
11,8 |
+40,5 |
9. |
Камчатская область |
102,3 |
|
10. |
Корякский АО |
333,2 |
-21,1 |
11. |
Кемеровская область |
336,5 |
-33,4 |
12. |
Красноярский край |
17481,6 |
+67,4 |
13. |
Магаданская область |
26074,4 |
+23,8 |
14. |
Новосибирская область |
259,6 |
-16,2 |
15. |
Оренбургская область |
5,9 |
|
16. |
Пермская область |
66,1 |
+27,1 |
17. |
Приморский край |
30,5 |
-72,3 |
18. |
Республика Саха (Якутия) |
19987,5 |
-13,2 |
19. |
Свердловская область |
1048,8 |
-38,2 |
20. |
Республика Тува |
729,8 |
-27,8 |
21. |
Хабаровский край |
7091,4 |
-15,9 |
22. |
Республика Хакасия |
714,8 |
-52,8 |
23. |
Ханты-Мансийский АО |
114,3 |
+18,7 |
24. |
Челябинская область |
662,2 |
-36,8 |
25. |
Читинская область |
4630,7 |
-21,5 |
26. |
Чукотский АО |
9083,4 |
-0,3 |
Всего |
114129,6 |
+0,4 |
|
Попутное сырье |
8496,6 |
+36,5 |
|
Вторичное сырье |
377,6 |
-89,2 |
|
Всего |
123003,5 |
-0,3 |
В первую очередь к таким стоит отнести Республику Алтай, Кемеровскую и Свердловскую области - регионы преимущественно рудной добычи, с немалым количеством предприятий (подземных рудников). Постепенное падение производства началось там еще со времен перестройки.
В таблице.12 приведены объемы добычи золота по 15-ти крупнейшим предприятиям России.
Анализ добычи золота в 1998 г показывает что из коренных пород было получено около 36 тонн металла. Это означает, что практически третья часть годового производства золота добыта из рудных месторождений. Все это говорит о следующих обстоятельствах: во-первых, ориентация на рудную добычу всегда дает ощутимый эффект, но с некоторой оттяжкой во времени; во-вторых, поскольку никаких серьезных действий по реконструкции старых рудников и строительству новых комбинатов в последние годы не предпринималось, то маловероятно ожидать в ближайшие год-два сходной ситуации, когда ввод в действие двух-трех новых рудников (Красноярский край - Олимпиада, Магаданская область - Кубака, Чукотский АО - Каоальвеем) вытянет уровень золотодобычи по всей стране. Если в ближайшее время не будет реализован ряд мер по стабилизации россыпной добычи, то в 1999 г. следует ожидать значительно более резкого спада общего уровня добычи золота по сравнению с 1998 г. не случись такого резкого подъема в рудной составляющей. По оценкам специалистов в текущем году Россия может недосчитаться в таком случае около 30 тонн золота.
Объемы добычи золота 15-ти крупнейших предприятий России.
Таблица 12.
Предприятия |
1997 год, кг |
1996 год, кг |
1.а/с «Полюс» (Красноярский край) |
13454,7 | 5869,0 |
2.Омолонская золоторудная компания (Магаданская область) |
8939,7 | 5,1 |
3.ГОК «Сусуманзолото» (Магаданская область) |
3007,5 | 3732,5 |
4.АООТ «Бурятзолото» (Республика Бурятия) |
2211,0 | 2105,3 |
5.а/с «Витим» (Иркутская область) |
1964,1 | 1163,0 |
6. АОЗТ «Руда» (Чукотский АО) |
1850,0 | 319,2 |
7. АООТ «Поляринский ГОК» (Чукотский АО) |
1727.2 | 2077,2 |