Социальная реклама благотворительных фондов и органов опеки и попечительства Воронежской области (2006-2009 гг.)

будут неуместны и малоэффективны. Оптимальный вариант – введение рекламного персонажа, либо если речь идёт о документальных съёмках акцентирования кадра на одном ребенке или малой группе детей. При этом рекламный персонаж не должен представлять собой подавленного, истерзанного судьбой малыша. В этом случае ребёнок – источник интуиции, творчества, спонтанных порывов и радости.

Также следует учитывать обстановку восприятия рекламного сообщения, поэтому мы выявили несколько типов рекламных сообщений и соответствующие аудитории. Соответствие рекламы поставленным задачам должно учитывать также обстановку в которой она воспринимается (см. таб. 4).


Краткое определение предложения звучащего в рекламном обращении. Аудитория Обстановка восприятия рекламного сообщения. Тип рекламного текста
Предложение: Повышение репутации за счет спонсоринга. Доказательство собственной состоятельности и могущества. Деловые люди, занимающие руководящие, ответственные посты. Формальная, профессиональная группа. Безличный характер. логический, аргументирующий;

Предложение:

Реализация возможностей во благо общества.

Представители интеллектуальной элиты, коллективы Неформальная, профессиональная группа. информационный, посредничающий

Предложение:

Усыновление малыша.

Повышение лояльности к проблема детских домов, усыновлению.

Приглашение волонтеров принять участие в благотворительных акциях.

1) Люди обладающие возможностью и желанием воспитать ребенка

2) Люди, имеющие возможность и желание принять участие в благотворительных акциях.

Неформальные группы.

Семья, друзья.

Сообщение несет максимально направленный, личный характер.

образный, эмоционально-ассоциативный

(Таблица № 4. Специфика восприятия рекламного сообщения различными группами целевой аудитории).


Комплементарность, взаимное соответствие имиджа и связанной с ним потребности клиента – обязательное условие успешной рекламы. Однако этого мало – необходимо ещё соединить внедрённый в сознание потребителя имидж с возможностью достижения желанного продукта. Мало указать на цель – нужно ещё разъяснить, как именно к ней можно добраться кратчайшим путем и без особых проблем. Ключ психологического влияния – соединение ценности и действия, направленного на её обретение.67

Уже имеется мировой опыт, когда использование резко отрицательного образа в социальной рекламе провоцирует развитие негативных общественных тенденций в отношении объекта маркетинговых усилий.

Но, однако, если рассматривать ожидания аудитории состоящей из крупных благотворителей, то здесь эффективным средством привлечение и фиксации внимания можно назвать процесс, включающий в себя именно шок от сопереживания страданиям ребенка. Избавление от гнетущего переживания происходит посредством активного соучастия и совершения акта пожертвования, а эмоциональное насыщение и возникновение чувства удовлетворения – на этапе «потребления»: при выражении официальной благодарности, и созерцании «плодов труда», – отремонтированной детской комнаты, построенной площадки, выздоравливающего ребёнка.

Иногда, ощущение собственной значимости, посредством совершения общественно полезного поступка, может перерастать в потребность. Этому особенно подвержены люди творческих, публичных профессий, экстраверты привыкшие оценивать себя глазами окружающих. Озвученная благодарность, ощущение сопричастности к неким общественно важным процессам, торжествам – особенно важна для журналистов, звезд эстрады и общественно-политических деятелей.

Поскольку восприятие информации индивидом, зависит и от самовосприятия в том числе, поэтому, адресуя рекламное сообщение, очень важно понять, представителем какой группы является человек в этот момент. В частности, для делового человека это будет рабочая обстановка, в которой он несёт ответственность за коллектив, личную репутацию и репутацию фирмы. Основные ценностные ориентации на этот момент: профессионализм, репутация, влиятельность, чувство собственной значимости.

Соответственно, и само сообщение должно подчеркивать значительность этих ценностей, должно быть написано соответственно требованиям делового языка, оформлено качественно и строго. В тоже время, не стоит забывать, что за социальной ролью бизнесмена скрывается полноценная личность и живой человек, по отношению к которому применимы те же законы восприятия, что и для обывателя.

Для журналиста и исследователя вопроса – полуофициальная атмосфера, в которой он может проявить себя среди коллег с позиции творчества, хотя внешними причинами публикации могут являться другие цели. В сообщении должны поощряться качества человека-творца, общественной роли поступка и действия.

Для потенциального усыновителя очень важно формирование правильного отношения к процессу, с одной стороны, корреспонденту следует подготовить человека к возможным трудностям, с другой – показать, что его решение будет принято и правильно истолковано обществом.

Для волонтёра важно проявление самостоятельности, личностных качеств. И хотя практика показывает, что мнение группы носит решающий характер, в ходе исследования вопроса GreenPeace 65% опрошенных ответили, что причиной благотворительных действий является их личная инициатива.

Также для каждой из перечисленных аудиторий очень важна социальная реклама, привлекающая внимание к самому вопросу благотворительности, простых человеческих ценностей, в задачи которой входит повышение личной ответственности человека перед обществом.


3.2 Оценка осведомленности целевой аудитории и восприимчивости к данному рекламному продукту


В рамках исследования 22 марта 2009 года в Воронеже автором были проведены два социологических опроса, направленных на изучения доверия потенциальных жертвователей к институту благотворительности. Было опрошено 300 человек, 42% (146) мужчин и 58% (174) женщин (См. приложение 1).

Первый блок вопросов сориентирован на то, чтобы выяснить расположенность респондентов к совершению пожертвований в фонд:

«Тратите ли Вы деньги на благотворительность?» Результат:


«Сколько Вы готовы пожертвовать?» Результат:



В ответах респондентов прослеживается такая тенденция: люди, готовые пожертвовать несколько тысяч рублей – руководители крупных воронежских предприятий – указали, что не делают этого, поскольку не уверенны, что средства дойдут до конечного адресата.

«На какие цели должны идти благотворительные пожертвования?» Результат:


Для удобства анализа материальные потребности интернатов были разбиты в соответствии с потребностями по пирамиде Маслоу. Большая часть респондентов (34% и 40%) высказались за то, чтобы направлять пожертвования на капитальный ремонт здания интерната либо благоустройство жилых помещений, которые можно отнести к базовым потребностям – потребности в безопасности и тепле. Удовлетворение первичных потребностей входит в компетенцию государственных органов. Следовательно, в восприятии аудитории наблюдается смешение роли благотворительных фондов и государства. Также, можно отметить, что общественность не готова задумываться над вопросом повышения уровня образования и культуры детей, оставшихся без попечения, поскольку только 20% опрошенных отметили необходимость проведения дополнительны занятий (потребность в самоактуализации) и 24% за закупку качественных обучающих пособий. Учитывая небольшое количество респондентов (300 человек), отклонение в 10% – достаточно существенный показатель. Отсутствие эмпатии по отношению к интернатовцам вызвано, вероятно, неконкретным, обобщённым образом детей, оставшихся без попечительства. Поэтому при слове «интернат» обычно рождается ассоциативное восприятие учреждения, здания, хозяйственной постройки, через которые проходит поток дошкольников и школьников.

Эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.

Второй блок вопросов:

2.1) «Дети какого возраста, по вашему мнению, нуждаются в наибольшей материальной поддержке?» Результаты:

Младенцы (до 3-х лет) – 62% опрошенных.

Младший дошкольный возраст (3-7 лет) – 65% опрошенных.

Младшие классы (7-15 лет) – 66% опрошенных.

Старшие классы (старшие классы 15-18 лет) – 60% опрошенных.

Специнтернаты – 75% опрошенных.

Таким образом, видно, что внимание респондентов было, прежде всего, обращено на специализированные интернаты и детей младшего школьного и дошкольного возраста. Репрезентативность данных подтверждается исследованием, проводившимся в г. Орёл в 2000-2002 гг., где большая часть опрошенных также посчитала приоритетным помощь коррекционным интернатам68.

Респондентам предлагалось, помимо всего, дать информацию о наличии у них семьи и детей. Семью имеют 88% опрошенных. Дети есть у 68%. Наличие семьи напрямую влияет на мнение граждан, люди которые имеют собственного ребенка относятся к проблемам интернатовцев с бьльшим сочувствием.

Также методом включенного наблюдения было проведено исследование с 10 по 29 декабря 2008 года, в ходе акции «Чудо-дерево», когда посетителям 10 торговых центров было предложено купить подарок для ребёнка-интернатовца, чья фотография размещалась на искусственной ели. В результате были приобретены подарки для 400 детей, часть закуплена на личные средства 5-ти заинтересованных фондов. Были опрошены волонтёры-промоултеры, находившиеся непосредственно возле елей, администраторы торговых залов, сотрудники торговых центров.

Вывод: многие люди регулярно жертвуют деньги на общественные проекты. Основную часть пожертвований составляют малые суммы. В основном, жертвуют люди со средним достатком, преимущественно женщины в возрасте от 35 лет. Пожертвование в большинстве случаев происходит не запланировано, импульсивно, на уровне эмоций. Люди, которые по роду своей деятельности привыкли планировать свои действия и финансовые операции (управляющие должности), не имеют подтверждающего стимула в виде возможности проследить дальнейший путь пожертвования. Интернаты в сознании общественности приобретают очень негативную окраску, их социальная роль в плане борьбы с беспризорничеством, снижением детской преступности, возможности специального образования для детей с нарушением психики и эмоциональной депривацией – уходит на второй план. В основном, интернаты воспринимаются как неуютные казенные учреждения. В СМИ не учитывается административно-хозяйственная роль директора интерната, нет общественного контроля (и интереса к этому вопросу) за распределением пожертвований после того, как фонд передает их непосредственно в интернатное учреждение. Наиболее располагают к сочувствию дети с ограниченными возможностями и дети младшего возраста. Очень мало вызывают сочувствия потребности детей подросткового возраста.


3.3 Разработка рекламного продукта для благотворительного фонда «Благо»


Минимальный рекламный инструментарий благотворительного проекта включает в себя следующие составляющие:

– определение миссии, целей, задачи и ценностей проекта, которые необходимо донести до целевой аудитории;

– элементы фирменного стиля организатора проекта, название проекта, логотип, слоган;

– определение средств носителей.

Проекты, цели проектов. Примерами благотворительных проектов могут служить следующие акции: «Чудо-дерево», проходившая зимой 2008 года (организаторы: ЦРГИ и пять воронежских благотворительных фондов); «Благотворительный базар», которую БФ «БЛАГО» планирует провести в августе 2009 года.


Название акции Цель акции Описание акции Необходимые материалы

«Чудо-дерево»

Сбор Новогодних подарков для детей-сирот. В предновогоднюю неделю в торговых центрах и супермаркетах ставятся ели, украшенные фотографиями детей из сиротских учреждений. Ели, фотографии, аудио-ролик в местах размещения елей, благодарственные письма участникам, раздаточный материал.

«Благотворительный базар»

Сбор средств для закупки школьных материалов для воспитанников коррекционных школ-интернатов к началу учебного года В течении 3-х дней августа на мини-рынках и в центре города будет проводиться выставка-распродажа авторских изделий ручной работы, на безвозмездной основе предоставленных жителями городов России. Объявления в интернете, печатные объявления, аудиор-ролик на городское радио, листовки, на момент акции, дополнительные информационные материалы – буклеты. Вывеска над точкой продажи.

Целью этих благотворительных акций являлся не столько сбор помощи детям (для этого разумнее было бы обратиться к частному и крупному бизнесу), сколько попытка конкретизации образа детей-интернатовцев в общественном сознании и привлечение внимания к проблемам сиротства. Возможность увидеть лицо ребёнка, которому направлялся подарок, подержать в руке письмо, написанное детским подчерком и написать свой ответ от лица Деда Мороза – это тот социальный «товар», который люди приобретали, затрачивая время на поиск подарка и его приобретение. Цель второй благотворительной акции «Благотворительный базар» – донесение до сведения общественности информации о том, что выражение собственной социальной позиции может проходить через приятный творческий процесс. Также акция является попыткой разрушения образа распродаж детских работ, воспринимающихся в коннотации принуждения ребёнка.

Психологически корректно помимо неосязаемых ценностей, приобретаемых участником благотворительных проектов, дать потребителю нечто осязаемое, материальное – брошюру, поделку, буклет и т. д. Это содействует закреплению в сознании благотворителя позитивного чувства.

В рамках работы мы не ставили основной задачей разработку рекламного инструментария единственной, конкретной акции. Это объясняется основным тезисом нашей работы – средства некоммерческой рекламы должны соответствовать задачам социального маркетинга в едином комплексе маркетинговых коммуникаций. Именно потому следует вначале обратить внимание на нерекламные элементы маркетинговой коммуникации, визуальные константы, в итоге, являющиеся составляющей частью при реализации рекламного сообщения.

Фирменный стиль – набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских констант – является нерекламным средством маркетинговой коммуникации и относится скорее непосредственно к самому товару, однако без узнаваемого фирменного стиля сложно разработать долгосрочный проект. Элементы фирменного стиля необходимы для связного восприятия рекламного сообщения, для обеспечения стилевого единства.

Элементы форменного стиля включают в себя:

1. Графическое решение изобразительного, словесного или комплексного товарного знака (см. Рис. 2).

(Рисунок № 2. Логотип фонда)


Логотип воплощает в себе символику миссии фонда – материнство, округлые линии фигуры символизируют женское начало, прямоугольная форма – спокойствие, основательность, честность, простоту. Логотип был выбран из ряда предложенных агентством Бликфанг.

Слоган «Воронежский фонд помощи детям».

Фирменный набор цветов. Цвет является визуальной доминантой, служит для характеристики рекламируемых товаров, помогает привлечь внимание и удержать его в течение длительного времени.

Цвета, отвечающие целям и задачам фонда должны быть яркими, естественными, радостными. Для реализации графического оформления автором выбраны три основных фирменных цвета: зелёный, лиловый и оранжевый светлых тонов.


(Рисунок № 3. Цвета фирменного стиля)


Рекламный персонаж. Реклама должна быть персонифицирована, поскольку это влияет на восприятие ее потребителем. Учитывая результаты проведенного исследования, при выборе рекламного персонажа мы остановились на ребенке 3-х лет, поскольку именно этот возраст вызывает наибольшую симпатию у основной аудитории и обеспечивает психологический комфорт при контакте с рекламным сообщением, касающемся деятельности организации. Во время фото-сессии, ребёнку было предложено вести себя естественным образом (Илл. №1).


(Иллюстрация № 1. Персонификация рекламного образа фонда «БЛАГО»)


Рекламный персонаж – Женя отражает эмоциональную составляющую рекламного сообщения. Живая мимика ребенка позволяет придавать рекламному сообщению различные эмоциональные оттенки (См. Приложение № 2).

Выводы. Автор считает, что в ходе проведённых исследований достигнута основная цель данной работы. Мы получили целостную систему визуальной идентификации, которая будет являться основой для дальнейшей разработки рекламной продукции «Фонда».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе данного исследования был проведён общий анализ готовности российского общества к восприятию маркетингового управления в социальной сфере, а также локальное исследование готовности воронежских граждан к взаимодействию с некоммерческими благотворительными организациями. На основе выводов полученных по результатам исследования, было разработано творческое решение рекламной стратегии некоммерческой организации.

На настоящий момент менеджеры некоммерческих субъектов отошли от добровольческо-гражданской модели функционирования и приближаются к конкурентно-рыночной, что диктует необходимость новых подходов к рекламным материалам и стратегическому планированию деятельности организации в целом. Государственные организации также заинтересованы в более эффективном и грамотном взаимодействии с потенциальными усыновителями и обществом в целом, способным оказать поддержку деятельности учреждений.

Также стоит отметить, что именно развитие принципов маркетингового управления напрямую определяет цели и задачи социальной рекламы, следовательно, намечаются тенденции к увеличению доли социальной рекламы посвященной социальному сиротству, а также её качественное развитие. Благоприятная обстановка для развития этой сферы рекламной деятельности на настоящий момент отмечается как с точки зрения готовности общества к восприятию информации, так и с точки зрения активного поощрения государством сферы благотворительности и усыновления.

Поскольку, основная задача рекламы – правильный выбор коммуникационных каналов и средств, в соответствии с целями сообщения и ожиданием аудитории, рекламистам следует внимательнее относиться к выбору путей и каналов взаимодействия с целевой аудиторией.

Социальная реклама привлекает внимание людей к наиболее важным фактам о существующих в обществе проблемах, а также дает модели альтернативного поведения. Именно поэтому разработкой социальной рекламы должны заниматься специалисты, хорошо представляющие и особенности рекламной коммуникации в целом, и особенности той сферы, на освещение которой реклама направлена, и перспективы развития общего направления социальной деятельности этой сферы в конкретный исторический момент.

Требуется переработка законодательной базы относительно социальной рекламы относительно способа идентификации рекламодателя не являющегося коммерческой организацией.

Эксплуатация детского образа в социальной рекламе и публикациях СМИ, направленной на освещение поднимаемого вопроса должна иметь строгие ограничения в выборе негативных образов, подобные сообщения должны детально анализироваться на предмет последствий рекламного воздействия на целевую аудиторию и его влияния на социализацию воспитанников и выпускников интернатов, а также членов приемной семьи.

Социальная реклама в России и ее регионах должна опираться на устоявшиеся в обществе традиции, нормы морали и стандарты общественного поведения. Современная социальная реклама зачастую не учитывает ни менталитет, ни информационные потребности получателей.

И в итоге, если речь идёт о рекламе, то – по сути – рекламное сообщение не может посвящаться абстрактной проблеме и разрабатываться непрофессионалами в рамках конкурса общественных инициатив. Общественные и рекламные цели каждого отдельного сообщения социальной рекламы, аудитория сообщения должны быть четко сформулированы и определенны её заказчиком. Маркетинговые цели некоммерчсекой организации на текущий момент, не должны противоречить её миссии и долгосрочной перспективе развит той сферы социальных отношений в которой организация функционирует.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ИСТОЧНИКИ:

1. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ. Ст. 121. п.2 – «Российская газета», 22 октября 2007 г.

2. ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ. Ст. 3. – «Российская газета», 15 марта 2006 г.

3. ФЗ РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». – «Российская газета», 11 августа 1995 г.

4. «Власть и благотворительные организации в российских регионах». Аналитический отчет по результатам социологического исследования./ М: АНО «Циркон», 2007.

5. «Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России» Аналитический отчет по результатам социологического исследования / М: АНО «Циркон», 2008.

6. Ясавеев И. Г. Конструирование социальных проблем в трансформирующемся обществе: Теоретико-методологический аспект. канд. дис. Казань, 1997.

ЛИТЕРАТУРА:

7. Адлер, А.. Практика и теория индивидуальной психологии / А.Адлер. – СПб. : Питер, 2003. – 248 с.

8. Альбицкий В.Ю. Медико-социальные проблемы современного сиротства / В.Ю. Альбицкий – М. : Литтерра, 2007. – 193 с.

9. Андреев. С.Н. Основы некоммерческого маркетинга: Для полит. партий, властных структур, некоммерч. орг., физ. лиц / С.Н.Андреев, Л.Н.Мельниченко .– М. : Прогресс-Традиция, 2000. – 255 с.

10. Андрсен К. Маркетинг для современных Робин Гудов/ К. Андрсен. – М.: ЭКСМО, 2008. – 270 с.

11. Алексеева, Ольга Петровна. История доверия в недоверительные времена. История российской благотворительности / Ольга Алексеева. – М. : Эксмо, 2008. – 236 с. :

12. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди,которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Э. Берн. – СПб; М. : Университетская книга: АСТ, 1997 . – 397с.

13. Брайант Дж. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон. – М.: Вильямс, 2004. – 326 с.

14. Бернет, Джон. Маркетинговые коммуникации : Интегрированный подход / Дж. Бернет, С.Мориарти, – СПб : Питер, 2001. – 860 с.

15. Бодрияр Ж. Система вещей / Ж. Бодрияр – М.: РУДОМИНО. 2001. – 222 с.

16. Бузин В.Н. Медиапланирование для практиков / В.Н. Бузин, Т.С. Бузина. – М.: Вершина, 2006. – 319 с.

17. Веселов С.В. Маркетинг в рекламе / С.В. Веселов. – М.: МИР, 2002. – 458 с.

18. Власов, П.В. Благотворительность и милосердие в России / П.В. Власов; Под общ. ред. А.К.Голицына.– М. : Центрполиграф, 2001. – 446 с.

19. Геращенко Л. Л. Мифология рекламы / Л. Л. Геращенко. – М.: Диаграмма, 2006. – 459 с.

20. Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 2001. – 370 с.

21. Делизонас Д.А. Формальная графика. Азбука дизайна / Д.А. Делизонас. – Калининград: Фабрика Печати, 2009 г. – 136 с.

22. Дмитриева. Л.М. Социальная реклама / Л.М. Дмитриевой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 270 с.

23. Донцов А. И. Экономические результаты рекламной восприимчивостиА.И Донцов., А.Н.Овчаренко – М.: ЭКСМО, 2007 – 657 с.

24. Естафьев В.А. Что, где и как рекламировать. Практические советы / В.А. Естафьев, В.Н. Ясонова. – СПб.: Питер, 2005. – 254 с.

25. Корчак. Я. Как любить детей: Изб. Произв. / Я. Корчак. – Воронеж : Модэк, 1999. – 191 с.

26. Кнорре К. Наружная реклама / К. Кнорре. – М.: МИР, 2002. – 521 с.

27. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. – СПб: Питер Ком, 1999. – 887 с.

28. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М., Спб., Киев.: ИД «ВИЛЬЯМС», 2007. – 646 с.

29. Котлер Ф. Стратегический маркетинг некоммерческих организаций. /Ф. Котлер. – Ростов н/Д.:Феникс, 2007. – 754 с.

30. Кудашкин, Д.М. Общая теория социальных организаций / Д.М. Кудашкин. – М.: Юнити, 2000. – 376с.

31. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг / Ж.-Ж. Ламбен. – СПб.: Наука, 1996. – 290 с.

32. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы / А.Н. Лебедев-Любимов. – СПб.: Питер, 2003. – 368 с.

33. Лопатина Н.В. Социология маркетинга / Н.В. Лопатина – М.: Академический проспект, 2005. – 303 с.

34. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. – М. : Физкультура и спорт, 1982. – 640 с.

35. Меньшикова Г.А. Экономика и социология непроизводственной сферы: учебное пособие./Г.А. Меньшикова. – Спб.: С-Петерб. гос. ун-т, 2001. – 195 с.

36. Марков П.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций. Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность / А.П. Марков. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 543 с.

37. Михальченко М.Л. Бизнес для благотворительности и благотворительность для бизнеса./ М.Л. Михальченко, Т.И. Савченко, Г.А. Сакович, И.Г. Сакович – Благовещенск: ПКИ «Зея», 2001. – 127 с.

38. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы / Р.И. Мокшанцеа. – М.: Бизнес-книга, 2002. – 347 с.

39. Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские тенденции / В.Л. Музыкант. – М.: Право и Закон, 1996. – 207 с.

40. Николайшвили Г.Г. Социальная реклама : теория и практика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Связи с общественностью» и «Реклама» / Г.Г. Николайшвили – М. : Аспект Пресс, 2008. – 182 с.

41. Огилви Д. О рекламе / Д. Огилви. – М.: Эксмо, 2006. – 232 с.

42. Павлов И.П.. Рефлекс свободы / И.П. Павлов.– СПб: Питер, 2001.– 424с.

43. Почепцов Г.Г. Психологические войны / Г.Г. Почепцов. – М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2000. – 345 с.

44. Прихожан А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых– СПб: Питер, 2005. – 400 с.

45. Решетников А.В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование./ А.В. Решетников. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 333 с.

46. Ривс Р. Реальность в рекламе./Р.Ривс. – М.: Внешторгреклама, 1992. – 116 с.

47. Рогожин М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности: учебное пособие / М.Ю. Рогожин. – М.: Издательство РДЛ, 2001. – 346 с.

48. Ромат Е.В. Реклама: учебник для ВУЗов/, 7-е издание – СПб.:Питер, 2008. – 512 с.

49. Селиверстов С.Э. Социальная реклама. Искусство воздействия словом/ С.Э. Селиверстов– Самара : Бахрах-М, 2006. – 287 с.

50. Сулягин Ю.А, Реклама. / В.В. Сулягин, Ю.А. Петров. – Спб.: Издательство Михайлова, 2003. – 382 с.

51. Тангейт М. Всемирная история рекламы / М. Тангейт. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2008 .– 269 с.

52. Толкачёв А.Н. Реклама и рекламная деятельность в России: закон и практика / А.Н. Толкачёв. – М.: Эксмо, 2008. – 368 с.

53. Тулупов В.В. Лекции о рекламе. учебное пособие для студентов факультетов и отделений журналистики, рекламы и связей с общественностью. – Воронеж, Типографическая лаборатория факультета журналистики ВГУ. 2003. – 102 с.

54. Тульчинский Г.Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность / Г.Л, Тульчинский, А.Ф., Векслер. – Н.Новгород: ИЦ Агентства «PR-Эксперт», 2002. – 310 с.

55. Учёнова В.В. Социальная реклама. Вчера, сегодня, завтра / В.В. Ученова, – М. : ИндексМедиа, 2006 – 303 с.

56. Учёнова В.В. История рекламы: детство и отрочество / В.В. Учёнова, Н.В. Старых. – М.: Смысл, 1994. – 256 с.

57. Учёнова В.В. Реклама и массовая культура: служанка или госпожа? Учеб. Пос. для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Журналистика» и «Реклама» / В.В. Учёнова. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2008. –232 с

58. Уэллс У. Реклама: принципы и практика / У. Уэллс, Дж. Бернет, Мориарти С. – СПб.: Питер – 7-е изд., 2008 – 736 с.

59. Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности./ Л.Н.Федотова – М.: ОНИКС, 2007 – 560 с.

60. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России / О.А. Феофанов. – СПб.: Питер, 2001. – 359 с.

61. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 448 с.

62. Шереги Ф.Э. Дети с особыми потребностями : Социологический анализ/ Ф.Э. Шереги. – М.: ЦСП, 2003. – 139 с.

ПУБЛИКАЦИИ:

63. Андреев С.Н.. Оценка результативной деятельности некоммерческих субъектов./Некоммерческие организации в России. – 2005. – №4.

64. Голавко О. Дитя эфира/ «ФОМА» №6(50) 2007. – С. 63- 66.

65. Гранин Д. О милосердии // Литературная газета. 1988. 18 марта.

66. Давтян А.А. Механизмы привлечения внимания к рекламному сообщению./ А.А.Давтян. – Воронеж: журнал Акценты, 2005. – С.48 – 51.

67. Епифещенко И. Почему и для чего церковь участвует в благотворительных программах/ "ФОМА" – СПЕЦВЫПУСК «Год ребенка», – С. 22 – 27.

68. Карлинский И. От милосердия до благотворительности – путь длиною в двенадцать лет)/ Пчела #16 (ноябрь-декабрь 1998).

69. Лебедева Н Год благотворительности / «Российская газета» - Федеральный выпуск №3910 от 27 октября 2005 г.

70. Меркулова Е Я узнала, что у меня будет ребёнок / «ФОМА» №24(27) 2005 г. – С. 23-27.

71. Митрофанова А Дети «радуги»/ «ФОМА» – СПЕЦВЫПУСК «Год ребёнка» 2005. – С. 76-79.

72. Тазьмин Ю.Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях // СОЦИС. 2002, № 2. – С. 92-97.

73. Острогорский А. Творят благо / «Ведомости» №44 (2066), – 2008.

74. Попов О. Американские «благотворительные» фонды и российские правозащитные организации? / Альманах «Лебедь», № 361. – 2004. – 8 февраля.

75. Рудницкая А. Моральная революция или откуда взялся бум благотворительности в России? / «Русский репортер» №19 (49). – 2008. – 22 мая.

76. Рудов А. Тень казенного детства / «Ау, родители!» (№ 6) 2005.

77. Святитская Е. Я уже большой, мама. Ребенок старше 3-х/ «Ау, родители!» (№ 6) 2005.

78. Чеботарев А. Отцы «нескучного сада» / «ФОМА» – СПЕЦВЫПУСК «Год ребёнка», – С. 64-69.

79. Щепина А. Приёмный внук / «Ау, родители!». – № 5. – 2005.

80. Американские «благотворительные» фонды и российские правозащитные организации/ Альманах «Лебедь». № 361 – 8.02.2004 г.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

81. Абанкина Т.В. Влияние информационных технологий на некоммерческий маркетинг library.nko-gis/docs/13/1310.rar.

82. Алешина И. «Социальная стратификация и маркетинговые стратегии», 2007. Элитариум. – elitarium.

83. Вишневский А.И. Рождаемость: великий перелом/ «Демоскоп Weekly –2003. (3) 16 марта. demoscope/weekly/2003/0103/tema02.php.

84. Маслоу А. Мотивация и личность/ А.Маслоу. – Киев: PSYLIB, 2004 ссылка для скачивания: psylib/books/_psyzip/masla01.zip.

85. Разорвин И.В., Дурандина О.В. Социальный маркетинг как инновационный метод управления социальной сферой: муниципальный аспект. Научный вестник ВУУ. vestnikpa/issue/2008/02/11/.

86. Сельчёнок К., Загадка чарующего образа. Психология рекламы. fast-education/biblio/advertising/234.htm.

87. Франчук В.И. Основы общей теории