Характеристика творчества Н.В. Гоголя на примере пьесы "Ревизор"
В.Н. Герои Гоголя. – М.: Просвещение, 1983. – 127с., с ил.Финк Э.Л. Эволюция смысла гоголевской комедии "Ревизор" и движение времени. / Поэтика реализма. - Куйбышев, 1982. - С. 111-133.
Цилевич Л.М. Сюжетно-композиционная система комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" // Вопр. рус. лит. – Львов. – 1990. – Вып. 1. – №55. - С. 12-18.
Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988. – 416 с.,:ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Учебный план на II полугодие 2008г.
№ |
Название урока | часы |
1 | Н.В.Гоголь – великий сатирик. История создания и постановки на русской сцене комедии «Ревизор». «Характеры и костюмы. Замечания для господ актеров». | |
2 | Социальный облик уездного города в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (чтение и осмысление Действия первого). | |
3 | Хлестаков и городничий (чтение и обсуждение Действия второго). Страх как мотивация поведения героев. Понятие о миражной интриге комедии Н.В.Гоголя. | |
4 | Хлестаков и хлестаковщина (чтение и осмысление Действия третьего). | |
5 | Нравы «сборного города». Авторское отношение к героям и способы его выражения (чтение и осмысление Действия четвертого и пятого). | |
6 | Художественное мастерство Н.В.Гоголя (конфликт, миражная интрига, композиция, система образов, немая сцена финала комедии, речевые характеристики персонажей). | |
7 | Самостоятельная работа. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в оценке литературной критики (работа с литературно-критической статьей В.Г.Белинского). | |
8 | Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (характеристика героя, анализ эпизода). |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Конспект-урока литературы 8 класса
Цель урока:
познакомить учащихся с основными фактами жизни и творчества Н.В.Гоголя, с историей создания комедии "Ревизор". Урок рассматривает жанр комедии, знакомит с основными теоретическими понятиями жанра, объясняет природу гоголевского смеха, прививает интерес к творчеству писателя.
«Ревизор» - это целое море страха.
Ю.Манн
Главное действующее лицо драматического творения
есть центр пьесы. Около него обращаются
все прочие лица, как планеты около Солнца
И.Кронеберг (цитируется по книге
Ю.Манна «Поэтика Гоголя»)
Организационный момент
Работа по теме урока
1.Объяснение целей и задач урока
2. Работа в тетрадях. Запись темы урока и эпиграфов.
3. Слово учителя:
Какой характер носит пьеса Гоголя?
Можно ли сказать, что комедия носит фантастический характер?
4. Словарная работа №1
Фантастика (Например,сочиняет себе блистательную судьбу, фантастические перемены во внешних условиях жизни)
Гипербола (сцена вранья – арбуз 700руб., 35 тыс. курьеров + бедность
Гротеск воображения в этой самой фантастической перемене).
Мираж
Интрига
5. Слово учителя
В «Ревизоре» многое построено на преувеличении:
фантастически преувеличена, доведена до «идеальной» не только глупость Хлестакова, но общечеловеческое желание казаться хоть чуть лучше, выше, чем есть на самом деле.
Комически преувеличена ситуация заблуждения.
Но главное, в чем реализовался «гоголевский гротеск» - это «миражная интрига», высветившая в фантастическом отблеске абсурдность человеческой жизни в её погоне за многочисленными миражами, когда лучшие силы растрачиваются в стремлении настичь пустоту, столь гениально воплощенную в Хлестакове.
То, можно уверенно говорить о « миражной интриге» как о «ситуации заблуждения».
Детальное рассмотрение первой фразы Городничего
Беседа с элементами игры.
Выявим «почву», которая дала возможность развернуться «миражной интриге».
а) Какой фразой начинается комедия? (Уже современники писателя отметили чрезвычайную стремительность и емкость фразы)
б) Что же делает эту фразу такой волшебной? Подумаем вместе.
Ролевая игра «ситуация ревизора»
Раз уж речь о ревизоре, то представим себя в роли «ревизора» и «ревизуемого», т.е. создадим «ситуацию ревизора». Задача ревизора – «найти и наказать», задача ревизуемого – «скрыть и уйти от ответственности». При этом ни для одной из сторон не секрет цель и тактика «противника», но правила игры таковы, что это знание не показывается. Возникновение страха обусловлено тем, что могут возникнуть всякого рода неожиданности, но самое страшное – это результат ревизии, при котором практически всегда находят «крайнего». А значит, любой ревизуемый может понести наказание. Т.о., ревизия – это опасный и непредсказуемый процесс.
в) Какую же реакцию вызывает эта фраза? Ещё её называют ключевой, запускающей.
г) Объясните причины страха чиновников по составленной таблице.
Работа по таблице
Чиновник |
Сфера деятельности |
Положение дел в этой сфере | Меры по устранению недостатков |
А.Ф.Земляника | Попечитель богоугодных заведений |
1.Все больные похожи на кузнецов; 2.больных не лечат; 3.кормят плохо; 4.в палатах курят табак; 5.все«выздоравливают как мухи». |
1.Надеть больным чистые колпаки; 2.повесить таблички с названием болезни; 3.и,вообще,чтобы больных было поменьше(распустить по домам). |
И т.д. |
Модель Города Гоголя
Постепенно из мелких деталей вырисовывается образ Города. Во-первых, представлены все административно – территориальные единицы (кроме армии и церкви). Во – вторых, совершенно очевидно, что дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно. В-третьих, население представлено всеми слоями общества.
Слово учителя.
Так вот какая «почва» возникает перед читателями. Она – то и дает возможность развернуться «миражной интриге», т.к. наказания боятся все.
Обратите внимание на эпиграф: «Ревизор – это целое море страха» Ю.Манн. Можно сказать, что именно страх и является если не главным действующим лицом пьесы, то уж по крайней мере внутренним её двигателем сюжета.
Запись Грига «Пер Гюнт»(«В пещере горного короля»)
Прослушайте симфоническую картину Э.Грига «Пер Гюнт», известную под названием «В пещере горного короля».
Музыка передаёт пляску гномов, которая, начавшись в достаточно спокойном темпе, постепенно становится все неистовее и неистовее. Внезапно слышны мощные удары, напоминающие удары посоха горного короля, гномы на секунду застывают, но тут же их пляска возобновляется в ещё более безудержном ритме. Разгневанный король опять ударяет посохом в пол, повергая гномов в ужас и оцепенение. Попытки вновь начать лихорадочную пляску вызывают страшную ярость горного короля, удары посоха буквально сотрясают все подземное королевство, и наступает тишина.
IV Своеобразие композиции I и V действий комедии.
«Ревизор» начинается с такого удара фразы Городничего, после минутного окаменения всё приходит в какое – то судорожное и лихорадочное движение. Страх ускоряет это движение, удесятеряет силы: «Успеть, успеть, успеть!» - но тут же следующий удар: сообщение Бобчинского и Добчинского о том, что ревизор уже здесь! Опять минутное оцепенение и замешательство – опять энергия действия, невиданная по силе. Успеть уже ничего нельзя – и одновременно успеть нужно многое. Только теперь точка приложения сил изменилась: не приводить в порядок город, а «брать ревизора».
Забегая вперёд, скажу вам, что симметричное построение мы найдем в последнем действии комедии, где первым ударом станет сообщение Почмейстера о перехваченном письме Хлестакова, а вторым, заключительным, фраза –удар Жандарма о ревизоре, после чего наступает окончательное окаменение
- Мы с вами вплотную подошли к понятию «миражная интрига». Но теперь самое важное – надо поговорить о её носителе – Хлестакове.
V. Образ Хлестакова – главного носителя «миражной интриги»
1). Выступление, подготовленное учащимся
2). Слово учителя
а) При появлении Хлестакова мираж материализуется.
б) Гоголь неоднократно настаивал на том, что Хлестаков – главный герой.
в) Постановка этого персонажа в центр комедии и придаёт всей пьесе фантастический, даже фантасмагорический характер. Я – директор. Я – генерал. Я-главнокомандующий. Я-везде,везде,везде и т.д.
г) Но почему же он главный?
3). Словарная работа №2-«фантасмогория»
4). Беседа по эпиграфу к уроку.
Запись на доске, а ребята в тетрадях: «Главное лицо драматического творения есть центр пьесы. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около Солнца»
Применимо ли оно к Хлестакову, как главному действующему лицу? Можно ли сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к нему?
Да. Учащиеся доказывают
Городничий
Землянина
Бобчинский, Добчинский
Купцы
5). Слово учителя
Да, он центр вселенной – но ненастоящий, иллюзорный, мнимый. Он – пустота, принятая за центр. Понятие о «миражной интриги» заключается в превращении Хлестакова в значительное лицо, т.е. в наполнении пустоты вымышленным содержанием.
6). Словарная работа №3 – «интриган»
VI. Обобщающий вывод по теме урока
Слово учителя
Итак, в центре комедии оказывается человек, который менее всего способен вести активную игру.
За всем действием, всей интригой ощущается большой «нуль», поставленный в привычную для героев и зрителей позицию «единицы».
Именно в этой постановке и проявляется «миражная интрига». Он специально поставлен в центр пьесы, он не догадывается о положении, в котором он оказался, и поэтому не пытается извлечь выгоду.
Не герой ведёт действие, а действие ведет герой – так весьма условно, но емко можно обозначить главную особенность построения комедии. В этом и состоит своеобразие разработки Гоголем сюжета о мнимом ревизоре, сразу же снимающее вопрос о разного рода заимствованиях, и суть понятия «миражная интрига».
3.Викторина
1). Какую пословицу Гоголь взял в качестве эпиграфа к «Ревизору»?
а) на всякого мудреца довольно простоты;
б) на зеркало неча пенять, коли рожа крива;
в) не в свои сани не садись.
2). Что является отличительной чертой Хлестакова?
а) легкомыслие;
б) хитрость;
в) трусость.
3) Какую меру против ревизора Городничий считает наиболее надежной?
а) лесть и угождение;
б) взятку.
4). Кто из персонажей «Ревизора» говорит о себе, что у него «легкость в мыслях необыкновенная»?
а) Бобчинский;
б) почтмейстер;
в) Хлестаков.
5). Кому снится: «…какие – то две необыкновенные крысы… черные, неестественной величины»?
VII. Домашнее задание
1 Машинский С.И. Художественный мир Гоголя – М.:Просвещение, с.5.
2 Воропаев В. Гоголь в критике русской эмиграции. – с.19.
3 Воропаев В. Гоголь в критике русской эмиграции. – с.18.
4 Турбин В.Н. Герои Гоголя.- Москва «Просвещение»,1983. – с.22.
5 Турбин В.Н. Герои Гоголя.- М.: Просвещение, 1983.- с.23.
6 Там же, с.34.
7 Воропаев В. Гоголь в критике русской эмиграции. – с.19.
8 Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М.: Владос,1998.- с.112.
9 Ермилов В. Н.В. Гоголь.- М.: Советский писатель,1952.- с.193.
10 Машнинский С.И. Художественный мир Гоголя.- М.:Просвещение,1971. –с.246.
11 Машинский С.И. Художественный мир Гоголя.- М.:Просвещение,1971- с.247
12 Терц А. В тени Гоголя.- М.: Глобулус ЭНАС,2005.- с.35.
13 Терц А. В тени Гоголя.- М.: Глобулус ЭНАС,2005.- с.36.
14 Литературный энциклопедический словарь / Под общ. Ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева.-М.: Советская энциклопедия, 1987. – 293с.
15 Маймин Е. А. Сюжетная композиция в драматическом произведении. Построение сюжета в комедии Гоголя "Ревизор" // Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. - М.: Просвещение, 1972. - С. 168.
16 Там же, С. 171.
17 Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М.: Владос,1998.- с.118.
18 Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М.: Владос,1998.- с.122.
19 Скатов Н. Иван Александрович Хлестаков и другие. // Скатов Н. Литературные очерки. - М., 1985. - С. 20-30
20 Терц А. В тени Гоголя .- М.: Глобулус Энас, 2005.- с.41.
21Ветловской В. Е Гоголь – комедиатор // Рус. лит. - 1990. - № 1. - С. 6-10.
22 Терц А. В тени Гоголя.- М.: С.57.
23 Александрова И. В. Литературный генезис образа лжеца в "Ревизоре" Н. В. Гоголя: (Н. В. Гоголь и А. А. Шаховской) // Вопросы рус. лит. – Львов. – 1991. – Вып. 1. – №57. - С. 105.
24 Терц А. В тени Гоголя, С.37.