Центральный банк Монголии и его денежная политика
также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.
Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.
Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.
Операции на открытом рынке
Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.
Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.
По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:
· условий сделки - купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - операции РЕПО;
· объектов сделок - операции с государственными или частными бумагами;
· срочности сделки - краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;
· сферы проведения операций - охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;
· способ установления ставок - определяемые центральным банком или рынком.
Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.
Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы.
Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Глава 2. Анализ операции Монголбанка
2.1. Современное состояние банковского дела в Монголии
Современная банковская система Монголии[6]
Еще в начале 90-х годов приступили к перестройке банковской системы, в результате она стала двухъярусной – Центральный банк перестал заниматься обычной банковской деятельностью, при этом получили возможность работать банки с частным и государственным капиталом. Предпосылки для такого перехода были созданы только с принятием в середине 1991 г. Закона о банках и Закона о Монголбанке (о центральном банке). Главное направление преобразований заключалось в отказе от государственной монополии, формировании банковской системы, отвечающей требованиям рыночных отношений и соответствующей общепринятым стандартам и нормам.
В настоящее время основными факторами, определяющими место Центрального банка в экономике Монголии, являются система действующих законов, взаимосвязь проводимых им мер с экономической политикой, принципы взаимодействия с банковской системой. В Законе о центральном банке зафиксирована полная его независимость в сфере непосредственной деятельности.
Итак, за короткий период в стране создана новая денежно-кредитная система, являющаяся одним из ключевых элементов хозяйственного механизма и движущей силой рыночной экономики. Коммерческие банки стали основными кредиторами и субъектами инвестиций. Сегодня в Монголии функционирует 16 коммерческих банков, их совокупный объявленный уставный капитал по состоянию на 1 января 1999 г. составил 24,4 млрд тугриков, т.е. на 40% больше, чем в 1994 г. Естественно, что Центральный банк (Монголбанк) занимает в банковской системе страны ведущее место. Он разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики и определяет те конкретные задачи, которые должны решаться в предстоящем году.
В течение всего периода перехода к рыночной экономике финансовая стабилизация является приоритетом денежно-кредитной политики. Если до 1996 г. достижение данной цели связывалось преимущественно с антиинфляционными мерами, то на современном этапе на первый план выдвигаются проблемы поддержания экономического роста и создания условий для инвестиционной активности. При этом благодаря проведению относительно жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики удалось переломить негативные тенденции в сфере экономики и удержать под контролем инфляцию и валютный курс. В результате после резкого спада производства, продолжавшегося четыре года, в 1994 г. возобновился подъем. В частности, началось увеличение ВВП, которое в 1995 г. составило 6,3%, в 1996 г. – 2,6, в 1997 г. – 3,3, в 1998 г. – 3,5%. Тогда же наметилась тенденция по снижению темпов роста цен. Если в 1992 г., в самый пик инфляции, ее индекс достигал 325%, то в следующие годы эту сферу удалось взять под контроль, и в 1998 г. он составил лишь 6%.
Несмотря на позитивный в целом характер экономического развития, в Монголии еще существует, на мой взгляд, угроза инфляционных всплесков из-за спада производства в некоторых отраслях, зависимости от импорта, большого бюджетного дефицита, а также нарастания в обществе нерешенных социальных проблем. В силу этого перед Монголбанком по-прежнему стоят задачи по обеспечению стабильности национальной валюты, реструктуризации банковской системы и поддержанию макроэкономической устойчивости.
Наиболее сложными элементами реформ являлись реорганизация валютной системы и либерализация внешней торговли. Малый размер и чрезмерная зависимость от импорта делали экономику Монголии особо чувствительной к изменениям курса тугрика. В этой области Центральный банк и правительство сталкивались с дилеммой: принять гибкий или фиксированный курс.
Состояние банковского рынка Монголии
После двух экономических кризисов, которые происходили в 1990-х годах в Монголии наша банковская система развивается стабильно и быстро. По сегодняшнему состоянию в Монголии существуют 16 национальные коммерческие банки и 9 международные банковские и финансовые организации. Всего активы коммерческих банков составляли в 2007 году 3,383.9 млрд.тугриков и это равняется 73,5% ВВП. Источники банков увеличивались на 1,6 раза по сравнению с 2006 годом, и составляли 268,6 млрд.тугриков.
Монголбанк информирует, что денежное предложение (М2) в конце октября 2008 года составляло 2357.7 млрд.туг., то есть этот показатель уменьшился на 6,6% по сравнению с предыдущим месяцам, но по сравнению с аналогичным периодам предыдущего года увеличивался на 4,1%.[7] Наличные деньги в обращение в конце октября 2008 года составляли 329,3 млрд.туг., что по сравнению с предыдущим месяцам уменьшили на 8,8%, но пос равнению с аналогичным периодам предыдущего года повысило на 1,9%.
Срочные депозиты тугриков населения и предприятий составляли 1072.4 млрд.туг., что по сравнению со суммой предыдущего месяца понизились на 3,6%. А депозиты иностранной валюты были 396,7 млрд.туг., что понизились на 12,2% по сравнению с предыдущим месяцам, но по сравнению с аналогичным периодам предыдущего года этот показатель повысился на 9,3%.
Таблица 1.
Основные показатели банков[8]
/по процентам/
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
М2/ВВП | 26,4 | 29,3 | 38,2 | 51,6 | 46,8 | 45,2 | 48,4 | 52,2 |
Кредиты/ВВП | 6,8 | 12 | 18,9 | 32,7 | 35,9 | 36,4 | 40,6 | 45,9 |
Депозиты, вклады/ ВВП | 15,5 | 19,9 | 28,1 | 38,8 | 36,2 | 39,8 | 34,3 | 48,8 |
Общий актив | 23,1 | 29,4 | 40,1 | 60,6 | 59,8 | 60,4 | 68,4 | 73,5 |
Некачественные кредиты/ общий кредит | 23,5 | 8,0 | 7,2 | 4,7 | 6,0 | 5,6 | 4,7 | 3,2 |
Источник: МУ-ын Сангийн Яам, “МУ-ын нийгэм, эдийн засгийн хөгжлийн 2004-2007 оны тойм”, УБ., 2008, 17 х.
По мере банковской системы некачественные кредиты занимают 3,2% от остатков кредитных должностей и составляют 83,3 млрд.тугров.
Отношение курса тугрика к доллару США равняется 1144,37 тугриков в конце октября 2008 года[9] , что курс нашей национальной валюты укрепился на 2,8% по сравнению с аналогичным периодам предыдущего года. Также посмотрите следующие курсы валют.
Таблица 2.
Курс тугрика
Октябрь 2007 года[10] | Сентябрь 2008 года[11] | Октябрь 2008 года[12] | |
Доллар США | 1177.51 | 1146.09 | 1144,37 туг |
Евро | 1696.79 | 1643.95 | 1450.11 |
Рубль | 47.66 | 45.31 | 42.04 |
Юань | 157.59 | 167.43 | 169.72 |
2.2. История развития, сущность и функции Центрального Банка Монголии
История[13]
История Банка Монголии тесно связана со становлением Монгольского государства.
В начале XX века Правительство автономной Монголии несколько раз пыталось создать свой национальный банк, однако из-за нехватки средств и отсутствия национальных кадров эти попытки не были успешными.
1914 - Монгольский национальный банк
В 1914 году в городе Урге (ныне Улан-Батор) был открыт Монгольский национальный банк, финансируемый российским Сибирским торговым банком. Согласно уставу банка, он имел право выпуска монгольских банковских билетов на сумму в 1 миллион рублей, которые должны были беспрепятственно обмениваться на металлические деньги - серебряные монеты. Монгольские банкноты достоинством в 1, 5, 10, 25 и 100 рублей предполагалось изготовить в ЭЗГБ (Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг - предшественницы Гознака) в Петрограде. Планировалось, что надписи на них будут на монгольском и русском языках. Их рисунок был утвержден министром финансов России П.Л. Барком. Предполагалось также, что Монетный двор приступит к изготовлению серебряных и разменных медных монет для Монголии одинакового достоинства с российской медной монетой.
1921 - Монгольские доллары
В 1921 году столицу Монголии - город Ургу захватил белогвардейский барон Унгерн. По его приказу в апреле 1921 года были выпущены в обращении Монгольские доллары - обязательства в 10, 25, 50 и 100 долларов с изображениями барана, быка, лошади и верблюда (де-факто первая национальная валюта Монголии).
1924