Исследование и экспертиза туалетного мыла (на примере "Торнадо косметик")
рассмотрение заявки на сертификацию с прилагаемыми документами;- принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;
- отбор образцов, идентификацию продукции и ее испытания;
- анализ состояния производства, или сертификацию производства, или сертификацию системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации);
- анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия (далее - сертификат);
- оформление и выдачу сертификата соответствия;
-осуществление инспекционного контроля за сертифицированной парфюмерно-косметической продукцией;
-корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;
-оповещение (информирование) вышестоящих и других заинтересованных организаций о результатах сертификации.
Заявку по форме и комплект документов на проведение сертификации парфюмерно-косметической продукции по выбранной схеме заявитель направляет в любой аккредитованный орган по сертификации парфюмерно-косметической продукции. Документы предоставляются в виде оригиналов или их заверенных копий. Орган по сертификации регистрирует поступившую заявку в журнале учета заявок на проведение сертификации продукции.
Орган по сертификации рассматривает заявку и представленные документы в срок не более 10 дней с момента их подачи и сообщает заявителю свое решение по форме, в котором указываются все основные условия сертификации продукции (схема сертификации, нормативные документы, аккредитованные на независимость и компетентность испытательные лаборатории (центры), в которых могут проводиться испытания, и другие сведения), либо дается мотивированный отказ в проведении сертификационных работ.
Отбор образцов для испытаний осуществляет орган по сертификации или по его поручению уполномоченные им другие организации (лица). После отбора образцов составляется акт отбора образцов (проб) по форме, образцы кодируются, регистрируются в специальном журнале, упаковываются, опечатываются печатью органа по сертификации или других организаций и транспортируются в аккредитованные испытательные лаборатории. Срок хранения контрольных образцов (или испытываемых образцов) в органе по сертификации должен соответствовать сроку действия сертификата.
Идентификация парфюмерно-косметической продукции осуществляется органом по сертификации на основе оценки требований к маркировке, упаковке, органолептических показателей, установленных в соответствующих нормативных документах после отбора образцов (проб).
При отрицательных результатах идентификации дальнейшие работы по сертификации парфюмерно-косметической продукции не проводятся. Результаты идентификации оформляются отдельным протоколом или отражаются в акте отбора.
Испытания проводятся в лабораториях (центрах), аккредитованных на компетентность и независимость. Результаты испытаний регистрируются в журнале испытаний и оформляются в виде протоколов испытаний, подписанных руководителем испытательной лаборатории (центра) и исполнителем. Органы по сертификации парфюмерно-косметической продукции должны использовать результаты испытаний, полученные в аккредитованных ИЛ (ИЦ) по аттестованным методикам, позволяющим полно и достоверно провести идентификацию продукции и подтвердить соответствие продукции требованиям, установленным в нормативных документах. При отсутствии аттестованных методик измерений показателей, подлежащих подтверждению при сертификации, результаты, полученные испытательной лабораторией, могут быть признаны действительными при условии внедрения в этой испытательной лаборатории приемов и процедур контроля точности получаемых результатов и при условии, что используемые не аттестованные методики утверждены Минздравом России.
Результаты испытаний должны полно и достоверно подтвердить соответствие парфюмерно-косметической продукции требованиям и нормам ее безопасности, установленным в государственных стандартах, санитарных нормах и правилах и другой нормативной документации.
Сертификаты соответствия оформляются на бланках установленной формы.
Правила заполнения бланка сертификата заключаются в указании в графах бланка следующих сведений:
Позиция 1 — регистрационный номер сертификата — в соответствии с правилами ведения Государственного реестра.
В структуре регистрационного номера можно выделить пять элементов:
РОСС XX ХХХХ X ХХХХХХ
(1) (2) (3) (4) (5)
1-й элемент — знак регистрации в Государственном реестре Госстандарта России (РОСС);
2-й элемент—код страны расположения организации—изготовителя данной продукции (оказывающей данную услугу) в виде двухсимвольного буквенного кода (по ОК 025—95) латинского алфавита (например, Россия—RU, Индия — IN, Нидерланды—NL);
3-й элемент — код органа по сертификации (используются четыре последних знака регистрационного номера органа);
4-й элемент (одна или две буквы) — код типа объекта сертификации. Например: «У» — услуга (работа), сертифицированная на соответствие обязательным требованиям; «А» — партия (единичное изделие), сертифицированная на соответствие обязательным требованиям; «В» — серийно выпускаемая продукция, сертифицированная на соответствие обязательным требованиям;
5-й элемент — номер объекта регистрации (часто пятиразрядный цифровой код).
Позиция 2 — срок действия сертификата устанавливается в соответствии с правилами и порядком сертификации однородной продукции. Даты записываются следующим образом: число и месяц — двумя арабскими цифрами, разделенными точками, год — четырьмя арабскими цифрами. При этом первую дату проставляют по дате регистрации сертификата в Государственном реестре. При сертификации партий или единичного изделия вторая дата не проставляется.
Позиция 3—здесь приводятся регистрационный номер органа по сертификации — по Государственному реестру, его наименование — в соответствии с аттестатом аккредитации (прописными буквами), адрес (строчными буквами), телефон и факс.
В структуре регистрационного номера аккредитованного органа по сертификации имеются также пять элементов:
РОСС XX ХХХХ XX ХХХХ (1) (2) (3) (4) (5)
1-й элемент — аббревиатура РОСС — принадлежность к Российской Федерации;
2-й элемент — местонахождение ОС (в виде двухсимвольного буквенного кода латинского алфавита);
3-й элемент — код национального органа, принявшего решение о внесении в Госреестр (например, «0001» — код Госстандарта России);
4-й элемент — категория ОС в зависимости от области аккредитации (например: «10» — ОС продукции и услуг, сертификационный центр; «11» — ОС продукции; «12» — ОС услуг; «13» — ОС систем качества; «14» — ОС производства);
5-й элемент — буквенно-цифровой код конкретного ОС, определенный объектом сертификации и порядковым номером данного ОС среди органов по сертификации конкретных объектов, внесенных в реестр.
Позиция 4—здесь указываются наименование, тип, вид, марка продукции, обозначение стандарта, технических условий или иного документа, по которому она выпускается (для импортной продукции ссылка на документ необязательна). Далее указывают: «серийный выпуск», или «партия», или «единичное изделие». Для партии и единичного изделия приводят номер и размер партии или номер изделия, номер и дату выдачи накладной, договора (контракта), документа о качестве и т.п. Здесь же дается ссылка на имеющееся приложение записью «см. приложение».
Позиция 5 — код продукции (шесть разрядов с пробелом после первых двух) по Общероссийскому классификатору продукции.
Позиция 6 — обозначение нормативных документов, на соответствие которым проведена сертификация. Если продукция сертифицирована не на все требования нормативного(ых) документа(ов), то указывают разделы или пункты, содержащие подтверждаемые требования.
Позиция 7— 9-разрядный код продукции по классификатору товарной номенклатуры внешней экономической деятельности (заполняется обязательно для импортируемой и экспортируемой продукции).
Позиция 8 — наименование, адрес организации-изготовителя (индивидуального предпринимателя).
Позиция 9 — наименование, адрес, телефон, факс юридического лица, которому выдан сертификат соответствия.
Позиция 10—документы, на основании которых органом по сертификации выдан сертификат, например:
- протокол испытаний с указанием номера и даты выдачи, наименования и регистрационного номера аккредитованной лаборатории в Государственном реестре;
- документы (санитарно-эпидемиологическое заключение, ветеринарное свидетельство, сертификат пожарной безопасности и др.), выданные органами и службами федеральных органов исполнительной власти, с указанием наименования органа или службы, адреса, наименования вида документа, номера, даты выдачи и срока действия;
- документы других органов по сертификации и испытательных лабораторий с указанием наименования, адреса, наименования вида документа, номера, даты выдачи и срока действия;
- декларация о соответствии с указанием номера и даты ее принятия.
Позиция 11 — дополнительную информацию приводят при необходимости, определяемой органом по сертификации. К такой информации могут относиться внешние идентифицирующие признаки продукции (вид тары, упаковки, нанесенные на них сведения и т.п.), условия действия сертификата (при хранении, реализации), место нанесения знака соответствия, номер схемы сертификации и т.п.
Позиция 12 — подписи, инициалы, фамилии руководителя органа, выдавшего сертификат, и эксперта, проводившего сертификацию, печать органа по сертификации.
Приложение к сертификату оформляют в соответствии с правилами заполнения аналогичных реквизитов в сертификате.
Сертификат и приложение к нему выполняют машинописным способом. Исправления, подчистки и поправки не допускаются.
Цвет бланка сертификата соответствия при обязательной сертификации - желтый, при добровольной сертификации – голубой.
2. Исследование ассортимента и качества туалетного мыла
(на примере ООО «Торнадо косметик»)
2.1 Особенности формирования ассортимента туалетного мыла на
предприятии. Динамика товарооборота за 2006-2008год
ассортимент качество туалетное мыло
Ассортимент туалетного мыла в данной работе рассмотрим на примере ООО «Торнадо косметик», расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 7.
Ассортимент ООО «Торнадо косметик» очень широк и включает в себя следующие товарные группы:
декоративная косметика,
гигиеническая косметика,
парфюмерные наборы,
товары бытовой химии.
В этом предприятии вся продукция предлагается в виде серий. Ассортимент как отечественных, так и зарубежных фирм достаточно широк.
Туалетное мыло представлено в широком ассортименте согласно фирмам-производителям, ароматическим добавкам, консистенции, ценовому разбросу.
Поставщиками мыла туалетного в ООО «Торнадо косметик» являются: представительства Schwarzkopf & Henkel в г. Новосибирске, представительств Unilever, и Colgate-Palmolive в г. Москве, прямые поставки осуществляются от отечественных производителей: «Калина», «Красная линия». Взаимодействие вышеуказанных представительств зарубежных производителей мыла туалетного заключается в сотрудничестве с торговыми представителями данных компаний на территории г. Красноярска.
Формирование ассортимента туалетного мыла в ООО «Торнадо косметик» происходит на основании плодотворной работы логистов организации, в обязанности которых входит:
- формирование ассортимента продукции на основании динамики продаж;
- взаимодействие с торговыми представителями поставщиков и непосредственно поставщиками;
- разработка конкретного ассортиментного перечня продукции сроком на неделю, в которых указаны наименования продукции с наличием цены, количества на складе и кода (приложение А).
Таким образом, ассортимент продукции формируется на основании динамики продаж товаров, поэтому в таблице 2 целесообразно рассмотреть данную позицию.
Таблица 2 – Динамика продаж мыла туалетного в ООО «Торнадо косметик» на конец 2006-2008 года в разрезе изготовителей
Изготовители | На конец 2006г. | На конец 2007г. | На конец 2008г. | Абсолютное отклонение |
Темп роста |
сумма, тыс. руб | сумма, тыс. руб | сумма, тыс. руб | % | ||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Калина | 32102,7 | 36392,2 | 42891,5 | 10788.8 | 133.6 |
Schwarzkopf & Henkel | 14026,7 | 17944,7 | 21242,0 | 7215.3 | 151.4 |
Colgate-Palmolive | 13024,5 | 15401,3 | 23805,8 | 10781.3 | 182.7 |
Красная линия | 12886,5 | 14899,2 | 20113,7 | 7227.2 | 156 |
Unilever | 11233,7 | 12495,8 | 14618,1 | 3384.4 | 130.1 |
Итого: | 83274.1 | 97133.2 | 122671.1 | 3939.7 | 753.8 |
В «Торнадо косметик» туалетное мыло представлено в широком ассортименте, как отечественных («Калина», «Красная линия»), так и зарубежных производителей (Schwarzkopf & Henkel, Colgate-Palmolive, Unilever).
Динамика продаж мыла туалетного в ООО «Торнадо косметик» на конец 2006-2008 года в разрезе изготовителей показала, что реализация исследуемой продукции за период возросла с 83274.1 тыс.руб. до 122671.1 тыс.руб., что связано с увеличением количества оптовых покупателей товара.
По всем исследуемым изготовителям мыла туалетного за исследуемый период был установлен рост в стоимостных показателях, что связано со стабильным спросом на товар и повышением количества оптовых клиентов.
2.2 Товароведная характеристика ассортимента туалетного мыла
Рассмотрим товароведную характеристику ассортимента туалетного мыла в ООО «Торнадо косметик» в разрезе изготовителей, результаты оформим в таблицу 3.
В ООО «Торнадо косметик» туалетное мыло представлено в широком ассортименте, как отечественных («Калина», «Красная линия»), так и зарубежных производителей (Schwarzkopf & Henkel, Colgate-Palmolive, Unilever).
Мыло туалетное разных наименований представлено производителем Schwarzkopf & Henkel, но одной торговой маркой – это «Fa» в виде жидкой (мыло в полимерном флаконе) и твердой консистенции (обычное кусковое мыло) разной консистенции. Стоимость такого мыла варьировалась от 12 до 85 рублей.
Туалетное мыло различных наименований в широком ассортименте в ООО «Торнадо косметик» было представлено отечественным производителем – концерном «Калина» (г. Екатеринбург). Исследуемый концерн был представлен различными торговыми марками: «Бархатные ручки», «Cosmetic», «L,Aromat», «Nature», «Дракоша», «Чистая линия», «Неженка». Мыло туалетное исследуемых торговых марок было представлено в виде жидкой (мыло в полимерном флаконе) и твердой консистенции (обычное кусковое мыло) разной консистенции. Представленные группы: Экстра, детское и ординарное. Стоимость такого мыла варьировалась от 8 до 42 рублей.
Таблица 3 – Товароведная характеристика ассортимента туалетного мыла в ООО «Торнадо косметик» в разрезе изготовителей
Наименование | Группа (для отечественных производителей) | Фирма-производитель | Торговая марка | Консистенция | Объем упаковки, мл - для жидких товаров (г – для твердой консистенции) | Цена, руб. |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Мыло Природная свежесть | ординарное | Schwarzkopf & Henkel | Fa | жидкая | 300 | 62,89 |
Мыло бодрящее | ординарное | Schwarzkopf & Henkel | Fa | твердая | 100 | 12,97 |
Мыло для чувствительной кожи | ординарное | Schwarzkopf & Henkel | Fa | твердая | 100 | 12,97 |
Мыло смягчающее | ординарное | Schwarzkopf & Henkel | Fa | твердая | 100 | 12,97 |
Мыло Йогурт мульти-Витамины | ординарное | Schwarzkopf & Henkel | Fa | жидкая | 300 | 62,89 |
Мыло Уход за кожей | ординарное | Schwarzkopf & Henkel | Fa | жидкая | 300 | 62,89 |
Мыло Бархатные ручки питательное | ординарное | Калина | Бархатные ручки | жидкая | 240 | 41,57 |
Мыло Бархатные ручки Восстановление и комфорт | ординарное | Калина | Бархатные ручки | твердая | 90 | 14,85 |
Мыло Бархатные ручки Очищение и мягкий уход | ординарное | Калина | Бархатные ручки | твердая | 90 | 14,85 |
Мыло Cosmetic интенсивное увлажнение | ординарное | Калина | Cosmetic | твердая | 90 | 9,84 |
Мыло Cosmetic масло иланг-иланг | ординарное | Калина | Cosmetic | твердая | 90 | 9,84 |
Мыло Cosmetic с витаминами | ординарное | Калина | Cosmetic | твердая | 90 | 9,84 |
Мыло Cosmetic с протеинами шелка | ординарное | Калина | Cosmetic | твердая | 90 | 9,84 |
Мыло L,Aromat Emotions Французская ваниль | ординарное | Калина | L,Aromat | твердая | 90 | 8,20 |
Мыло L,Aromat Emotions Цветок апельсина | ординарное | Калина | L,Aromat | твердая | 90 | 8,20 |
Мыло L,Aromat Emotions Цветок вишни | ординарное | Калина | L,Aromat Emotions | твердая | 90 | 8,20 |
Мыло L,Aromat Sensecare Цветы мандарина | ординарное | Калина | L,Aromat | твердая | 90 | 8,20 |
Мыло L,Aromat Sensecare Экстракт жасмина | ординарное | Калина | L,Aromat | твердая | 90 | 8,20 |
Мыло Nature мята и лимон | ординарное | Калина | Nature | твердая | 90 | 9,10 |
Мыло Nature Облепиховое масло | ординарное | Калина | Nature | твердая | 90 | 9,10 |
Мыло Nature Цветки душицы | ординарное | Калина | Nature | твердая | 90 | 9,10 |
Мыло Дракоша Апельсин | Детское | Калина | Дракоша | твердая | 50 | 17,22 |
Мыло Дракоша Клубника | Детское | Калина | Дракоша | твердая | 50 | 17,22 |
Мыло Дракоша Яблоко | Детское | Калина | Дракоша | твердая | 50 | 17,22 |
Мыло Чистая линия с экстрактом подорожника | ординарное | Калина | Чистая линия | твердая | 90 | 14,11 |
Мыло Чистая линия с экстрактом ромашки | ординарное | Калина | Чистая линия | твердая | 80 | 15,18 |
Мыло Чистая линия с экстрактом ромашки | ординарное | Калина | Чистая линия | твердая | 90 | 14,11 |
Мыло Чистая линия с экстрактом чистотела | ординарное | Калина | Чистая линия | твердая | 80 | 15,18 |
Мыло Неженка Липа и мед | ординарное | Калина | Неженка | твердая | 90 | 9,61 |
Мыло Cliven Антибактериальное | ординарное | Красная линия | Cliven | жидкая | 500 | 104,00 |
Мыло Cliven Для интимной гигиены | ординарное | Красная линия | Cliven | жидкая | 300 | 98,90 |
Мыло Бабушкина Аптека для интимной гигиены череда | ординарное | Красная линия | Бабушкина Аптека | жидкая | 415 | 40,50 |
Мыло Особая серия Овсяное молочко | ординарное | Красная линия | Особая серия | жидкая | 345 | 29,70 |
Мыло Особая серия Оливковое молочко | ординарное | Красная линия | Особая серия | жидкая | 345 | 29,70 |
Мыло Особая серия Оливковое молочко нежное питание | ординарное | Красная линия | Особая серия | жидкая | 345 | 23,80 |
Мыло Красная линия Молоко и красная роза | ординарное | Красная линия | Красная линия | твердая | 90 | 12,70 |
Мыло Красная линия для интимной гигиены | ординарное | Красная линия | Красная линия | жидкая | 250 | 59,50 |
Мыло Красная линия Нежное | ординарное | Красная линия | Красная линия | жидкая | 520 | 53,20 |
Мыло Красная линия Нежное очищение | ординарное | Красная линия | Красная линия | твердая | 90 | 12,70 |
Мыло Красная линия Освежающее | ординарное | Красная линия | Красная линия | твердая | 90 | 12,70 |
Мыло Красная линия для интимной гигиены Алоэ вера | ординарное | Красная линия | Красная линия | жидкая | 250 | 59,50 |
Мыло Dove Наполнитель | ординарное | Unilever | Dove | жидкая | 200 | 59,33 |
Мыло Dove Нейтральный запах | ординарное | Unilever | Dove | жидкая | 250 | 94,07 |
Мыло Dove Интенсивный уход | ординарное | Unilever | Dove | твердая | 135 | 25,74 |
Мыло Dove Прикосновение свежести | ординарное | Unilever | Dove | твердая | 75 | 15,71 |
Мыло Palmolive Глубокое очищение и свежесть Экстракт мяты и эвкалипта | ординарное | Colgate-Palmolive | Palmolive | твердая | 100 | 15,53 |
Мыло Palmolive Мягкий уход Экстракт молока и оливы | ординарное | Colgate-Palmolive | Palmolive | твердая | 100 | 15,53 |
Мыло Palmolive Питание и уход Облепиха | ординарное | Colgate-Palmolive | Palmolive | твердая | 100 | 15,53 |
Мыло Palmolive Чистый кашемир Уход за чувствительной кожей | ординарное | Colgate-Palmolive | Palmolive | твердая | 100 | 19,03 |
Мыло Palmolive Отшелушивающее | ординарное | Colgate-Palmolive | Palmolive | твердая | 100 | 15,53 |
Мыло Palmolive Цветочная коллекция | ординарное | Colgate-Palmolive | Palmolive | жидкая | 300 | 82,35 |
Мыло Palmolive блок Питательное | ординарное | Colgate-Palmolive | Palmolive | жидкая | 300 | 49,80 |
Мыло туалетное разных наименований в ООО «Торнадо косметик» представлено производителем «Красная линия». Исследуемый производитель представил такие торговые марки мыла туалетного, как: «Cliven», «Бабушкина аптека», «Особая серия» и «Красная линия». Мыло туалетное данных торговых марок было представлено в виде жидкой (мыло в полимерном флаконе) и твердой консистенции (обычное кусковое мыло) разной консистенции. Представленные группы: ординарное. Стоимость такого мыла варьировалась от 12 до 105 рублей.
Туалетное мыло разных наименований представлено производителем Unilever, но одной торговой маркой – это «Dove» в виде жидкой (мыло в полимерном флаконе) и твердой консистенции (обычное кусковое мыло) разной консистенции. Стоимость такого мыла варьировалась от 15 до 95 рублей.
Мыло туалетное разных наименований в ООО «Торнадо косметик» представлено производителем Colgate-Palmolive, но одной торговой маркой – это «Dove» в виде жидкой (мыло в полимерном флаконе) и твердой консистенции (обычное кусковое мыло) разной консистенции. Стоимость такого мыла варьировалась от 15 до 83 рублей.
2.3 Анализ структуры ассортимента туалетного мыла
Проанализируем структуру ассортимента туалетного мыла в ООО «Торнадо косметик» за 2008 год по фирмам-производителям, торговым маркам, консистенции, стоимости, группам.
Исходные данные по структуре ассортимента мыла туалетного в ООО «Торнадо косметик» приведены в динамике продаж по натуральным показателям.
Таблица 4 – Структура ассортимента мыла туалетного, реализуемого в ООО «Торнадо косметик» по фирмам-производителям за 2008 год
Фирма-производитель | Предложение, шт. | Доля, % | Реализация, шт. | Доля, % | Уровень реализации, % |
Калина | 6519746 | 63,9 | 6148040 | 63,8 | 94,3 |
Schwarzkopf & Henkel | 1510051 | 14,8 | 1440242 | 14,9 | 95,4 |
Colgate-Palmolive | 948883 | 9,3 | 903115 | 9,4 | 95,2 |
Красная линия | 704010 | 6,9 | 673491 | 7,0 | 95,7 |
Unilever | 520355 | 5,1 | 477608 | 4,9 | 91,8 |
Итого | 10203045 | 100,0 | 9642496 | 100,0 | 94,5 |
В «Торнадо косметик» туалетное мыло представлено в широком ассортименте, как отечественных («Калина», «Красная линия»), так и зарубежных производителей (Schwarzkopf & Henkel, Colgate-Palmolive, Unilever).
Наибольшее количество туалетного мыла у производителя «Калина» – 6519746 шт. или 63,9% в натуральном выражении, что объясняется наличием широкого ассортимента, различными торговыми марками.
Наименьшее количество туалетного мыла следует отнести к производителю «Unilever» – 520355 шт. или 5,1% в натуральном выражении из-за высокой стоимости товаров.
Высокая доля реализации установлена у туалетного мыла производителя «Калина» - 63,8% или 6148040 шт., что связано с наличием широкого ассортимента таких товаров по наименованиям, консистенции. Уровень реализации – 94,3%.
Наименьшая доля в реализации у туалетного мыла производителю «Unilever» – 4,9% или 477608 шт., что объясняется их высокой стоимостью. Уровень реализации – 91,8%.
Таблица 5 – Структура ассортимента мыла туалетного, реализуемого в ООО «Торнадо косметик» по торговым маркам за 2008 год
Торговая марка | Предложение, шт. | Доля, % | Реализация, шт. | Доля, % | Уровень реализации, % |
Fa | 1510051 | 14,8 | 1440242 | 14,9 | 95,4 |
Dove | 520355 | 5,1 | 477608 | 4,9 | 91,8 |
Palmolive | 948883 | 9,3 | 903115 | 9,4 | 95,2 |
Неженка | 931392 | 9,1 | 878291 | 9,1 | 94,3 |
Cosmetic | 908677 | 8,9 | 899622 | 9,3 | 99,0 |
L,Aromat | 874566 | 8,6 | 866546 | 9,0 | 99,1 |
Nature | 955621 | 6,4 | 880905 | 9,1 | 92,2 |
Дракоша | 788420 | 7,7 | 758903 | 7,9 | 96,3 |
Чистая линия | 973009 | 9,5 | 947633 | 9,8 | 97,4 |
Бархатные ручки | 1088061 | 10,7 | 916140 | 9,5 | 84,2 |
Cliven | 176006 | 1,7 | 168373 | 1,7 | 95,7 |
Бабушкина Аптека | 181340 | 1,8 | 170577 | 1,8 | 94,1 |
Особая серия | 199455 | 2,0 | 194070 | 2,0 | 97,3 |
Красная линия | 147209 | 1,4 | 140471 | 1,5 | 95,4 |
Итого | 10203045 | 100,0 | 9642496 | 100,0 | 94,5 |
В «Торнадо косметик» туалетное мыло представлено в широком ассортименте согласно торговым маркам.
Наибольшее количество туалетного мыла у торговой марки «Fa» – 1510051 шт. или 14,8%, что объясняется наличием широкого количества наименований торговой марки.
Наименьшее количество туалетного мыла следует отнести к торговой марке «Cliven» – 176006 шт. или 1,7% из-за высокой стоимости товаров.
Высокая доля реализации установлена у туалетного мыла торговой марки «Fa» - 14,9% или 1440242 шт., что связано с наличием широкого ассортимента таких товаров по наименованиям, консистенции. Уровень реализации – 95,4%. Наименьшая доля предложения у торговой марки «Cliven» –1,7%. Уровень реализации – 95,7%.
Таблица 6 – Структура ассортимента мыла туалетного, реализуемого в ООО «Торнадо косметик» по консистенции за 2008 год
Консистенция | Предложение, шт. | Доля, % | Реализация, шт. | Доля, % | Уровень реализации, % |
Жидкая | 4764822 | 46,7 | 4339124 | 45,0 | 91,1 |
Твердая | 5438223 | 53,3 | 5303372 | 55,0 | 97,5 |
Итого | 10203045 | 100,0 | 9642496 | 100,0 | 94,5 |
В «Торнадо косметик» туалетное мыло представлено твердой и жидкой консистенции.
Наибольшее количество туалетного мыла твердой консистенции – 5438223 шт. или 53,3%, что объясняется спросом потребителей на стандартную продукцию Наименьшее количество туалетного мыла следует отнести к жидкой консистенции – 4764822 шт. или 46,7% из-за высокой стоимости товаров.
Высокая доля реализации установлена у туалетного мыла твердой консистенции - 55% или 5303372 шт., что связано с наличием широкого ассортимента таких товаров по наименованиям, торговым маркам, объему. Уровень реализации – 97,5%. Наименьшая доля предложения у туалетного мыла жидкой консистенции – 45%. Уровень реализации – 91,1%.
Таблица 7 – Структура ассортимента мыла туалетного, реализуемого в ООО «Торнадо косметик» по стоимости за 2008 год
Стоимость, руб. | Предложение, шт. | Доля, % | Реализация, шт. | Доля, % | Уровень реализации, % |
9-17 | 4795403 | 47,0 | 4664476 | 48,4 | 97,3 |
18-30 | 4081218 | 40,0 | 3644863 | 37,8 | 89,3 |
свыше 31 | 1326424 | 13,0 | 1133157 | 13,8 | 85,4 |
Итого | 10203045 | 100,0 | 9642496 | 100,0 | 94,5 |
В «Торнадо косметик» туалетное мыло представлено разной ценовой позиции.
Наибольшее количество туалетного мыла предлагается стоимостью до 18 рублей – 4795403 шт. или 47,0%, что объясняется спросом потребителей на продукцию Наименьшее количество туалетного мыла следует отнести к стоимости более 31 рубля – 1326424 шт. или 13,0%.
Высокая доля реализации установлена у туалетного мыла стоимостью до 18 рублей – 48,4%, что связано с наличием широкого ассортимента таких товаров по наименованиям, торговым маркам, объему. Уровень реализации – 97,3%. Наименьшая доля предложения у туалетного мыла стоимостью более 31 рубля – 13,8%. Уровень реализации – 85,4%.
Таблица 8 – Структура ассортимента мыла туалетного, реализуемого в ООО «Торнадо косметик» по группам за 2008 год
Группа | Предложение, шт. | Доля, % | Реализация, шт. | Доля, % | Уровень реализации, % |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Экстра | 1123456 | 15,6 | 1013471 | 88,1 | 90,2 |
Детское | 955621 | 13,2 | 880905 | 12,9 | 92,2 |
Нейтральное | 5144679 | 71,2 | 4927155 | 72,2 | 95,8 |
Итого | 7223756 | 100,0 | 6821531 | 100,0 | 94,4 |
В «Торнадо косметик» туалетное мыло отечественных производителей представлено разных групп (Экстра, детское и нейтральное) согласно стандартной классификации товаров.
Наибольшее количество туалетного мыла предлагается группы «нейтральное» – 5144679 шт. или 71,2%, что объясняется наличием широкого количества наименований такой группы у производителей. Наименьшее количество туалетного мыла следует отнести к группе «детское» – 955621шт. или 13,2%, так как такое мыло имеется только у торговой марки «Дракоша» (изготовитель: концерн «Калина»).
Высокая доля реализации установлена у туалетного мыла группы «нейтральное» – 72,2%, что связано с наличием широкого ассортимента таких товаров по наименованиям, торговым маркам. Уровень реализации – 95,8%. Наименьшая доля предложения у туалетного мыла группы «детское» – 12,9%. Уровень реализации – 92,2%.
2.4 Организация приемки косметических товаров и мыла по количеству
и качеству на предприятии. Анализ результатов личной приемки 5
партий туалетного мыла
Организация приемки косметических товаров по количеству и качеству на предприятии «Торнадо косметик» уделяют не достаточно должного внимания. Приемка производиться товароведом в течении 1-2 дней. После поступления товара на склад в «Торнадо косметик» товаровед принимает товар по количеству, сравнивая фактическое количество продукции с тем количеством, которое указано в товарно-транспортной.
Таблица 9 – Результат количественной приемки 5 партий туалетного мыла
Товарно-транспортная накладная № 100069 от 26.08.2008 | |||||||
№ | Наименование товара | Ед.измерения (шт.) | Количество |
Цена, руб. коп |
Ставка % | Сумма с учетом НДС, руб.коп. | Итог |
1 | Мыло «DURU» eco 1+1 4*100г (зеленый чай) | Шт | 12 | 33.23 | 18% | 470.52 | Количественное расхождение не было установлено |
2 | Мыло «DURU» eco 1+1 4*100г (лимон) | Шт | 12 | 33.23 | 18% | 470.52 | Количественное расхождение не было установлено |
3 | Мыло «DURU» fruity eco 5*75г (мандарин) | Шт | 2 | 32.52 | 18% | 76.74 | Количественное расхождение не было установлено |
4 | Мыло «FAX» eco 5*75г (лаванда) | Шт | 12 | 23.95 | 18% | 339.12 | Количественное расхождение не было установлено |
5 | Мыло «FAX» eco 5*75г (магнолия) | Шт | 12 | 23.95 | 18% | 339.12 | Количественное расхождение не было установлено |
Приемка товаров по качеству осуществляется уже при комплектации товаров на складе, где внешним осмотром проверяют целостность упаковки, наличие маркировки и другие дефекты внешнего вида.
Таблица 10 – Результаты качественной приемки 5 партий туалетного мыла
Товарно-транспортная накладная № 100069 | ||||
№ | Наименование | Целостность упаковки и наличие маркировки | Наличие внешних дефектов | Итог |
1 | Мыло «DURU» eco 1+1 4*100г (зеленый чай) | Упаковка из пластмассы, прозрачная, целостная, маркировка присутствует | отсутствует | Продукция является качественной |
2 | Мыло «DURU» eco 1+1 4*100г (лемон) | Упаковка из пластмассы, прозрачная, целостная, маркировка присутствует | отсутствует | Продукция является качественной |
3 | Мыло «DURU» fruity eco 5*75г (мандарин) | Упаковка из пластмассы, прозрачная, целостная, маркировка присутствует | отсутствует | Продукция является качественной |
4 | Мыло «FAX» eco 5*75г (лаванда) | Упаковка полиэтиленовая, матовая, целостная, маркировка присутствует | отсутствует | Продукция является качественной |
5 | Мыло «FAX» eco 5*75г (магнолия) | Упаковка полиэтиленовая, матовая, целостная, маркировка присутствует | отсутствует | Продукция является качественной |
2.5 Оценка органолептических показателей 10 наименований туалетного мыла группы «Ординарное»
Органолептическими методами согласно ГОСТ 29188.0-91 «Изделия парфюмерно-косметические. Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний». Проверили следующие показания: внешний вид, цвет, запах, форма куска, консистенция, для 10 наименований туалетного мыла. Полученные данные сравним с требованиями, указанными в ГОСТе 28546 – 2002 «Мыло туалетное».
Таблица 11 – Органолептические показатели 10 наименований туалетного мыла
Наименование | Внешний вид | Форма куска | Цвет | Запах | Консистенция |
«Лесная поляна» | На поверхности стоит штамп предприятия | Квадратная с закругленными углами | Светло розовый | клубники | твердая |
«CamaY» (буйство ароматов) | Выдавлена надпись «CamaY» | Овальная с закругленными углами | бежевый | фантазийный | твердая |
«CamaY» (mystique) | Выдавлена надпись «CamaY» | Овальная с закругленными углами | бежевый | медовый | твердая |
«CamaY» (CHIC) | Выдавлена надпись «CamaY» | Овальная с закругленными углами | белый | цветочный | твердая |
«Palvolive» (Чистый кашемир) | Выдавлена надпи«Palvolive» | Квадратная с закругленными углами | белый | Топленым молоком | твердая |
«Dove» | Выдавлено название «Dove» | Квадратная | белый | Фантазийный | твердая |
«Lutex»Soap | Выполнено форме киви | Овальная | зеленый | яблочный | твердая |
Молоко и Черника | На поверхности стоит штамп предприятия «Нэфис Косметикс» | Квадратная с закругленными углами | бежевый | черничный | твердая |
«Нежное» | На поверхности написано «Весна» | квадратное | Белое с розоватым оттенком | цветочный | твердая |
«Узор» земляничное | Выдавлена надпись «Узор» | квадратное | Белое с розоватым оттенком | С ароматом спелой земляники | твердая |
На основании проверки следует, что вся продукция соответствует ГОСТу 28546 – 2002 «туалетное мыло».
2.6 Оценка физико – химических показателей: кислотности среды, пенообразующей способности 10 наименований туалетного мыла
Произведем оценку физико-химических показателей (кислотности среды и пенообразующую способность) и сравним с требованиями ГОСТ 28546-2002 «Туалетное мыло».
Кислотность среды туалетного мыла определялась с помощью универсальной индикаторной бумаги. Полоску индикаторной бумаги обмакивают в мыльный раствор (представлены в приложении), и быстро сравнивают окраску полоски с эталонной шкалой.
Пенообразующую способность туалетного мыла находили лабораторным методом, в емкость 250мл наливаем 99мл воды и 1г исследуемого образца мыла. Жидкость в цилиндре энергично встряхиваем в течении 30сек., и измеряем объем пены. Пенообразующая способность рассчитывается по формуле:
Пенообразующая способность = объем пены в тот час
объем исходного раствора (%)
Чтобы определить объем исходного раствора = объем начального раствора – раствор при максимальном увеличении объема пены.
Объем исходного раствора = 99-49=50мл
Пенообразующая способность (мыло «Молочное»)= 180/50 =360%
Пенообразующая способность («Русская баня») = 200/50 = 400%
Пенообразующая способность («Душистое облоко»)= 210/50 =420 %
Пенообразующая способность («Цветы весны»)= 215/50 = 430%
Пенообразующая способность (”CamaY”) = 205/50 = 410%
Пенообразующая способность («Молоко и Черника») =180/50 =360%
Пенообразующая способность («Нежное»)= 210/50 = 420%
Пенообразующая способность («Узор»)= 215/50 = 430%
Пенообразующая способность (”CamaY CHIC”) = 205/50 = 410 %
Пенообразующая способность («Лесная поляна») = 210/50= 420%
Таблица 12 – Физико-химические показатели туалетного мыла
№ | Наименование туалетного мыла | Кислотность среды | Пенообразующая способность |
1 | «Молочное» (Невская косметика) | слабощелочная | 360 |
2 | «Русская баня» (Свобода) | слабощелочная | 400 |
3 | «Душистое облоко» (НМК) | слабощелочная | 420 |
4 | «Цветы весны» (Весна) | слабощелочная | 430 |
5 | ”CamaY” (Свобода) | слабощелочная | 410 |
6 | «Молоко и Черника» (Нэфис косметикс) | слабощелочная |
360 |
7 | «Нежное» (Весна) | слабощелочная | 420 |
8 |
«Узор» (Новосибирский жировой комбинат) |
слабощелочная |
430 |
9 | ”CamaY CHIC” (Свобода) | слабощелочная | 410 |
10 |
«Лесная поляна» (Нэфис Косметикс) |
слабощелочная |
420 |
Все образцы туалетного мыла имели зеленоватый цвет, можно сказать, что у них слабощелочная рН среда.
Пенообразующая способность туалетного мыла варьируется в пределах 360 – 430%, самая низкая пенообразующая способность у мыл «Молочное» (Невская косметика) и «Молоко и Черника» (Нэфис косметикс), а самая высокая у «Цветы весны» (Весна) и «Узор» (Новосибирский жировой комбинат).
2.7 Оценка качества маркировки и упаковки туалетного мыла различных изготовителей на соответствие требованиям стандартов
Оценим качество маркировки и упаковки туалетного мыла на соответствие требованиям ГОСТ 28546-2002 «Туалетное мыло».
Таблица 13 – Оценка качества маркировки и упаковки туалетного мыла различных изготовителей
Показатели | Фирма - производитель туалетного мыла | ||||
«Лесная поляна» | «CamaY» (CHIC) | Молоко и Черника | «Нежное» | Дегтярное лечебное (Весна) | |
Упаковка, ее целостность | Бумажная, целостная упаковка | ||||
Наименование и назначение изделий | «Лесная поляна» | «CamaY» (CHIC) | Молоко и Черника | Нежное | Дегтярное лечебное |
Наименовании и местонахождение изготовителя | ОАО «Нэфис Косметикс» Россия, 420021, г.Казань,ул.Г.Тукая,152 | ОАО «Свобода» Москва,ул.Вятская,47 | ОАО «Нэфис Косметикс» Россия, 420021, г.Казань,ул.Г.Тукая,152 | ОАО»Весна» Россия,443036,г.Самара,ул.Неверова,33 | ОАО»Весна» Россия,443036,г.Самара,ул.Неверова,33 |
Номинальная масса куска | 90г | 100г | 90г | 90г | 90г |
Состав | Натриевые соли натуральных жирных кислот, вода, парфюмерная композиция, стабилизатор, пластификатор, в-ва отбеливающие | Состав указан на англизком языке | Натриевые соли натуральных жирных кислот, вода, парфюмерная композиция, крем косметический с маслом зародышей пшеницы, комлексообразователи | Натриевые соли жирных кислот пищевых жиров, пальмовое и кокосовое масло, вода, парфюмерная композиция, хлорид натрия, диоксид титана | Натриевые соли жирных кислот пищевых жиров, пальмовое и кокосовое масло, вода, берестовый деготь, хлорид натрия |
Товарный знак изготовителя | Имеется | ||||
Информация о сертификаци | Имеется | ||||
Обозначение настоящего стандарта | Сертификат № РОСС RU.ИС66.К00049 | ГОСТ 28546-2002 | Сертификат № РОСС RU.ИС66.К00049 | ГОСТ 28546-2002 | ГОСТ 28546-2002 |
Штриховой код | имеется |
Оценка качества маркировки и упаковки туалетного мыла разных изготовителей выявила, что туалетное мыло упаковывается в бумажную обертку, которые являются не поврежденными. На упаковке имеется все необходимые маркировочные реквизиты. Таким образом, качество маркировки и упаковки полностью соответствуют требованиям ГОСТа.
2.8 Анализ соблюдения нормативных требований при оформлении санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов соответствия на продукцию различных изготовителей
Проверка подлинности и правильности заполнения сертификата соответствия на туалетное мыло является одной из форм контроля качества продукции, поэтому для полного анализа экспертизы качества следует проверить полноту правильности оформления сертификатов соответствия.
Для идентификации в ООО «Торнадо косметик» было отобрано 5 сертификатов соответствия на туалетное мыло (в приложении).
Образец 1. Представленный сертификат соответствия заполнен с одной стороны, что соответствует установленным требованиям, имеет регистрационный номер РОСС RU.AE56.H04553.
(1) (2) (3) (4)
(1) – две буквы обозначают, что организация изготовляющая продукцию является Россия.
(2) – (АЕ56) код органа сертификации, выдавшего сертификат соответствия (ООО «Самарский центр испытаний и сертификации»).
(3) – буква регистрационного номера (Н) обозначает, что продукция выпускается серийно, прошедшая добровольную сертификацию.
(4) – (04553) порядковый номер по мере включения в Государственный реестр выданных сертификатов.
Срок действия сертификата с 28.07.2005 по 27.07.2008г., даты записаны в соответствии с правилами: число и месяц – двумя арабскими цифрами, разделенными точками, год четырьмя арабскими. Срок действия сертификата не превышает сроки установленные Законодательством РФ. Сроки действия сертификатов соответствия в настоящее время просрочены.
Орган по сертификации указан верно, имеется регистрационный номер органа по сертификации по государственному реестру (РОСС RU.0001.10AE56), его наименование в соответствии с аттестатом аккредитации (Орган по сертификации продукции и услуг ООО «Самарский центр испытаний и сертификации») – прописными буквами, адрес, телефон и факс (443077, г.Самара, ул.Пугачевская, д.21А, тел. (846)278-85-33, 278-85-34, факс 278-85-32) – строчными буквами.
Наименование, тип, вид продукции указан в соответствии с контрактом: антибактериальное туалетное мыло серии «Absolut» марки ординарное, максимальная защита.
Код продукции 91 4420 «туалетное мыло» по ОКП указан верно.
Следующая позиция показывает соответствие требованиям нормативных документов, на соответствии которых проводилась сертификация – ГОСТ Р 51391-99 п.4.6. «Изделия парфюмерно – косметические. Информация для потребителя», ГОСТ 28546-2002 «Мыло туалетное твердое. Общие технические условия».
Код ТН ВЭД не указан.
Наименование и юридический адрес организации – изготовителя указан полностью: ОАО Парфюмерно-косметическая компания «Весна», ОГРН: 1036300007360. ИНН: 6311064600, Россия, г.Самара.
Наименование и юридический адрес организации, которому выдан сертификат соответствия указан полностью - ОАО Парфюмерно-косметическая компания «Весна», ОГРН: 1036300007360. ИНН: 6311064600, Россия, 443036,г.Самара, ул.Неверова, 33, тел, (8462)77-96-64, факс (8462)70-70-55.
Сертификат соответствия выдан на основании протокола испытаний, санитарно-эпидемиологического заключения.
Сертификат соответствия заверена печатью органа, прошедшего сертификацию, которая нанесена отчетливо и в ней просматривается вся информация об органе по сертификации. Отчетливо видны подписи руководителя органа по сертификации и эксперта, проводившего сертификацию, и даны расшифровки этих подписей.
Таким образом, можно сделать заключение, что предоставленный сертификат соответствия заполнен верно.
Образец 2. Представленный сертификат соответствия заполнен с одной стороны, что соответствует установленным требованиям, имеет регистрационный номер РОСС ТR.ПК12.В02496.
(1) (2) (3) (4)
(1) – две буквы обозначают, что организация изготовляющая продукцию является Турция.
(2) – (ПК12) код органа сертификации, выдавшего сертификат соответствия (ООО «Центр исследования качества душистых веществ и косметики «Космэкс»).
(3) – буква регистрационного номера (В) обозначает, что продукция выпускается серийно, прошедшая обязательную сертификацию сертификацию.
(4) – (02496) порядковый номер по мере включения в Государственный реестр выданных сертификатов.
Срок действия сертификата с 07.09.2006 по 07.09.2009г., даты записаны в соответствии с правилами: число и месяц – двумя арабскими цифрами, разделенными точками, год четырьмя арабскими. Срок действия сертификата не превышает сроки установленные Законодательством РФ. Сроки действия сертификатов соответствия в настоящее время действительны.
Орган по сертификации указан верно, имеется регистрационный номер органа по сертификации по государственному реестру (РОСС RU.0001.11ПК12), его наименование в соответствии с аттестатом аккредитации (ООО «Центр исследования качества душистых веществ и косметики «Космэкс») – прописными буквами, адрес, телефон и факс (119991, г.Москва, Ленинский проспект, д.63/2, тел. (495) 135-73-46, факс (495) 135-73-46 ) – строчными буквами.
Наименование, тип, вид продукции указан в соответствии с контрактом: Мыло туалетное серии «DURU MOODS BEAUTY SOAP».
Код продукции 91 4420 «туалетное мыло» по ОКП указан верно.
Следующая позиция показывает соответствие требованиям нормативных документов, на соответствии которых проводилась сертификация – ГОСТ Р 51391-99 п.4.6. «Изделия парфюмерно – косметические. Информация для потребителя», ГОСТ 28546-2002 п. 5.1.«Мыло туалетное твердое. Общие технические условия», СанПин 1.2.681-97 прил.1 п.1.4, прил. 3 п.1.3.
Код ТН ВЭД России: - 3401 11 000 0.
Наименование и юридический адрес организации – изготовителя указан на иностранном языке: Evyap Sabun Yag Gliserin sanayi ve Ticaret A.S. Ayazaga, Gendere yolu 10, 80670 Levent-Istandul/ Turkey, Турция.
Наименование и юридический адрес организации, которому выдан сертификат соответствия указан неполностью - Evyap Sabun Yag Gliserin sanayi ve Ticaret A.S. Ayazaga, Gendere yolu 10, 80670 Levent-Istandul/ Turkey, Турция. Сертификат соответствия выдан на основании протокола испытаний, санитарно-эпидемиологического заключения.
В дополнительной информации имеется ссылка, что продукция не содержит этилового спирта; продукция в наборе и индивидуальной упаковке.
Сертификат соответствия заверена печатью органа, прошедшего сертификацию, которая нанесена отчетливо и в ней просматривается вся информация об органе по сертификации. Отчетливо видны подписи руководителя органа по сертификации и эксперта, проводившего сертификацию, и даны расшифровки этих подписей.
Таким образом, можно сделать заключение, что предоставленный сертификат соответствия заполнен не верно, так как в нем не указан полностью юридический адрес организации, которому выдан сертификат соответствия.
Образец 3. Представленный сертификат соответствия заполнен с одной стороны, что соответствует установленным требованиям, имеет регистрационный номер РОСС ТR.ПК12.В03820.
(1) (2) (3) (4)
(1) – две буквы обозначают, что организация изготовляющая продукцию является Турция.
(2) – (ПК12) код органа сертификации, выдавшего сертификат соответствия (ООО «Центр исследования качества душистых веществ и косметики «Космэкс»).
(3) – буква регистрационного номера (В) обозначает, что продукция выпускается серийно, прошедшая обязательную сертификацию сертификацию.
(4) – (03820) порядковый номер по мере включения в Государственный реестр выданных сертификатов.
Срок действия сертификата с 03.04.2007 по 28.02.2010г., даты записаны в соответствии с правилами: число и месяц –