Система управленческого учета ЗАО "ОНХМ-2"

Размещено на /

Введение


Управленческий учет в качестве самостоятельной учетной системы возник в передовых западных странах во второй половине прошлого столетия. Началом становления и развития управленческого учета явилось выделение из общей бухгалтерии организации калькуляционной бухгалтерии.

Управленческий учет – это часть бухгалтерской информационной системы, основанная на данных первичного учета.

Разделение бухгалтерского учета на два компонента – финансовый учет и управленческий – влечет за собой организацию двух бухгалтерий, каждая из которых имеет свои цели и задачи. Построение системы управленческого учета определено национальными традициями, размерами предприятий, характеристикой выпускаемых продуктов и принципами управления.

Одним из наиболее существенных недостатков работы производственных компаний в современных рыночных условиях является практически полное отсутствие системы управления ресурсами предприятия – производственными, материальными, финансовыми, трудовыми. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, выходом из этой ситуации может стать внедрение на предприятиях системы управленческого учета.

Несмотря на то, что интерес к проблемам управленческого учета очевиден, далеко не всегда можно наблюдать среди специалистов единое мнение о его сущности, роли, назначении и месте в системе управления предприятием, теории учета; разворачивается дискуссия о том, есть ли управленческий учет в России, если нет, то нужно ли и как его внедрять, если есть, то почему мы раньше его не замечали или не использовали такое понятие.

Целью данной курсовой работы является необходимость определить теоретические основы системы управленческого учета.

1. Теоретические основы системы управленческого учета


1.1 Сущность и задачи управленческого учета


Управленческий учет – это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью.

Процесс сбора информации о хозяйственной деятельности организации заключается в определении, классификации, оценке и измерении хозяйственных операций и других экономически значимых событий с целью последующего их отражения в системе управленческого учета.

Под регистрацией понимают упорядоченное и последовательное отражение хозяйственных операций и других экономически значимых событий в первичных документах и учетных регистрах.

Обобщение информации представляет собой анализ, подготовку и интерпретацию информации. В процессе анализа информации определяют состав информации, представляемой пользователям, круг пользователей, взаимосвязь различных показателей деятельности организации, зависимость показателей от экономически значимых событий и ситуаций. Процесс подготовки и интерпретации информации предусматривает представление логически связанной плановой, учетной и иной информации, включающей по необходимости аналитические и прогнозные заключения.

Подготовка информации представляется пользователям в виде отчетов табличного, графического и текстового формата.

Основная цель управленческого учета – предоставление руководителям и специалистам организации и структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной информации о деятельности организации и внешнем окружении для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений.

Основные пользователи информации управленческого учета – высшее руководство организации, руководители структурных подразделений и специалисты.

Высшее руководство формирует стратегические цели управления организацией. Для достижения этих целей оно получает:

интегрированные управленческие отчеты о результатах производственной, финансовой и инвестиционной деятельности организации и ее основных структурных подразделений за прошедший отчетный период и на конкретный период;

материалы анализа влияния внутренних и внешних факторов на результаты деятельности организации и ее основных структурных подразделений;

плановые и прогнозные показатели на предстоящий период.

Руководители структурных подразделений формируют оперативную стратегию реализации долгосрочных целей развития организации. Они получают управленческие отчеты о деятельности подразделений на конкретный момент, результаты их аналитической обработки, плановую и прогнозную информацию о подразделении, а также информацию о смежных подразделениях и контрагентах.

Специалисты получают информацию в пределах своей компетенции о деятельности организации и ее структурных подразделений, а также прогнозы внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на результаты хозяйственной деятельности.

Основными задачами управленческого учета являются:

учет наличия и движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов и предоставление информации по ним менеджерам;

учет затрат и доходов и отклонений по ним от установленных норм, стандартов и смет по организации в целом, структурным подразделениям, центрам ответственности, группам изделий, технологическим решениям и другим позициям;

исчисление различных показателей фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений их от нормативных и плановых показателей (полной производственной себестоимости, неполной производственной себестоимости, полной себестоимости реализованной продукции и т.п.);

определение финансовых результатов деятельности отдельных структурных подразделений по центрам ответственности, новым технологическим решениям, реализованным изделиям, выполненным работам и услугам и другим позициям;

контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, ее структурных подразделений и других центров ответственности;

планирование финансово-хозяйственной деятельности организации в целом, ее структурных подразделений и других центров ответственности;

прогнозирование и оценка прогноза (предоставление заключения о воздействии ожидаемых в будущем событий на основе анализа прошлых событий и их количественная оценка для целей планирования);

составление управленческой отчетности и представление ее управленческому персоналу и специалистам для управления производством и принятия решений на перспективу.


1.2 Системы управленческого учета


Система управленческого учета характеризуется объемом информации, поставленными перед ней целями, критериями и средствами их достижения, составом и взаимодействием элементов.

Признаками классификации систем управленческого учета являются: широта охвата информацией, степень взаимосвязи финансового и управленческого учета, оперативность обработки, оценка продукции и целевое назначение.

По широте охвата информацией видов деятельности, организационной структуры предприятия, продукции различают полные системы, состоящие из совокупности систематического и проблемного учета, и системы с целевым набором из составных частей.

Систематический учет предполагает наличие автономии, собственных объектов и методов их отражения, понятий и последовательной структуры процедур, объединенных в единое целое. Элементами систематического учета являются:

измерение и оценка по приобретению и использованию производственных ресурсов;

контроль процессов снабжения, производства, продажи в натуральных измерителях;

группировка затрат по статьям расходов и элементам, местам возникновения, видам продукции, работ и услуг, сегментам рынка, а также порядок включения затрат в себестоимость;

внутренняя и внешняя отчетность, удовлетворяющая своих пользователей по срокам, содержанию и частоте представления.

Проблемный учет формирует информацию: об экономической, технологической, конструкторской и организационной подготовке производства; о ценах и реализации продукции; об управлении производственными запасами и рационализации расхода производственных ресурсов.

Задачи проблемного учета решаются с помощью методов программирования, нормирования, планирования, прогноза, систематического экономического анализа, контроля и регулирования на основе фактических данных производственного учета и статистики. Содержание понятия «проблемный учет» показывает, что эти данные применяются для решения экономических и производственных проблем предприятия. Информация, сформулированная в проблемном учете, используется для:

планирования и прогнозирования затрат и доходов, нормирования и составления смет;

анализа расходов и отклонений от нормативов (стандартов) и анализа доходности производства продуктов;

оценки деятельности предприятия и его структурных подразделений по критерию величины затрат и доходов, получаемых в процессе производства и сбыта;

принятия многовариантных управленческих решений на ближайшую и отдаленную перспективы в области производства и сбыта, кооперирования, импорта и экспорта, ассортимента продукции и др.;

разработки моделей управления запасами и затратами, которые обеспечивали бы их оптимизацию в сопоставлении с полученными доходами.

По степени взаимосвязи между финансовым и управленческим учетом в практике зарубежных стран применяют две системы: монистическую и дуалистическую.

Монистическая – интегрированная система, объединяющая финансовый и управленческий учет на основе прямой и обратной связи на счетах бухгалтерского учета. При этом финансовый учет путем отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, имущества, обязательств и капитала дает возможность оценить деятельность предприятия, его финансовое положение. Дополняя финансовую информацию данными внутренней отчетности, администрация может оценить эффективность организации производства на любом его участке. Из оперативных сведений и отчетности материально ответственных лиц определяются положительные и отрицательные отклонения от действующих стандартов, что создает предпосылки для организации действующей системы контроля за затратами и доходами.

Дуалистическая система – обособленное создание управленческого учета. Связь между двумя видами бухгалтерского учета осуществляется с помощью так называемых парных контрольных счетов одного и того же наименования.

По оперативности обработки информации различают систему учета фактических (прошлых) данных и систему учета стандартных (нормативных) данных. Первая состоит в формировании информации для расчета себестоимости проданной продукции и прибыли для определения фактической себестоимости и дохода от реализации единицы готовой продукции конкретного наименования и других показателей. Вторая включает: разработку стандартов на затраты по приобретению и использования материалов, основных фондов, трудовых ресурсов, накладных расходов; составление калькуляций себестоимости по нормативным затратам и учет фактических затрат с выделением отклонений от нормативов и смет. Она ориентирована на оперативность контроля за ходом формирования себестоимости и при необходимости – на ее регулирование. В мировой практике такая система называется «директ-кост».

Оценка продукции – один из признаков классификации систем учета применяемый в практике. Существует система учета полных затрат и система учета ограниченных затрат. Обе они в управленческом учете отвечают разным целям.

Система учета полных затрат представлена традиционным учетом затрат на производство и калькулированием себестоимости. Основной группировкой затрат является их деление на прямые (относимые прямо на объект калькулирования) и косвенные (распределяемые между объектами калькулирования пропорционально какой-либо базе).

Под системой ограниченных затрат понимается подход, когда проводится подбор отдельных элементов затрат, которые носят прямой характер и включаются в себестоимость отдельных видов продукции. Затраты при этой системе зависят от объемов производства и потому их называют переменными. Калькуляция ограниченных затрат включает только их переменную часть, связанную с выпуском калькулируемого продукта.

Часть затрат, которые носят косвенный характер имеют отношение ко всей продукции. Такого рода затраты возмещаются из общей суммы выручки. В зарубежной практике этот вариант учета называется «директ-костинг».

Целевое назначение построения системы управленческого учета предусматривает деление ее на два вида: стратегический и текущий учет. Стратегический учет отражает деятельности организации в целом, используя специфические приемы рассмотрения ее финансовых и учетных проблем. Он сконцентрирован на деловых обязательствах и потенциальных возможностях. При этом обязательства оцениваются с точки зрения финансовых последствий и степени риска их выполнения. Потенциальные возможности должны быть определены исходя из вида и состояния бизнеса, реальной или вероятной способности предприятия выполнять свои обязательства. Здесь необходима информация о выпуске новой продукции для продаж на соответствующих рынках сбыта или открытия новых рынков для реализации как новой, так и ранее выпускаемой продукции.

В условиях перехода к рыночным отношениям особое значение имеет приобретение профессиональных знаний, навыков и умения работников, занятых в самых различных областях экономики и управления, находить правильные и обоснованные управленческие подходы и решения с целью повышения эффективности работы предприятия. Нужно отметить, что многие предприятия и организации, получив экономическую самостоятельность и право совершения сделок на мировом рынке, оказались неподготовленными к восприятию конъюнктуры западного рынка и возможностей потенциальных партнеров. Нередко заключаются контракты с фирмами сомнительной репутации или находящимися на грани банкротства. Такие негативные явления в основном связаны с тем, что в нашей практике еще не стало правилом предварительное изучение финансовых отчетов потенциальных партнеров для оценки их финансового состояния я надежности информации до заключения деловых сделок.

Эффективная работа современного предприятия невозможна без хорошо налаженной системы управленческого учета и отчетности на всех уровнях управления.

Основным критерием действенности системы управления является эффективное использование финансовых, материальных и людских ресурсов. Управленческий учет обеспечивает для этого необходимый механизм, позволяя комплексно рассмотреть вопросы планирования, оперативного контроля и учета отдельных видов деятельности.

Как известно, в мировой практике общепризнанной информационной системой, обеспечивающей потребности менеджеров во внутрифирменном управлении, является система управленческого учета.

Под системой управленческого учета на предприятии, на наш взгляд, нужно понимать наблюдение, оценку, регистрацию, измерение, обработку, систематизацию и передачу информации преимущественно о затратах и результатах хозяйственной деятельности в интегрированной системе учета, нормирования, планирования, контроля и анализа с целью формирования достаточной информационной базы внутренним пользователям с целью принятия оперативных (тактических) и прогнозных (стратегических) управленческих решений.

Для положительного изменения такого соотношения в сторону управленческого учета на отечественных предприятиях необходимы как заинтересованность руководителей и специалистов, так и организационные предпосылки и условия функционирования управленческого учета.

Основная цель бухгалтерского учета состоит в предоставлении пользователям полезной информации, необходимой для принятия решений. Финансовая информация не представляет собой коммерческой тайны предприятия: она открыта для публикации и, как правило, заверяется независимой аудиторской организацией. Все эти факторы обуславливают строгую регламентацию структуры, состава внешней отчетности предприятия, правил и принципов ее составления. Ведение финансового учета согласно международным бухгалтерским стандартам для предприятий и фирм становится обязательным, их основные принципы предъявляют требования именно к системам финансового учета. В соответствии с этими требованиями и потребностями организуется система финансовой бухгалтерии на предприятии.

Что касается внутренней учетной системы, то ее создание является прерогативой руководителей предприятия и не должно регламентироваться государством. Внутренняя производственная учетная информация обеспечивает решение внутренних управленческих задач па основе получения оперативной, своевременной и достоверной информации о затратах и результатах в целом по предприятию и на его отдельных участках. Здесь чаще всего превалирует контроль и управление затратами по отклонениям от планируемых. Реализация системы управления по отклонениям делает возможным регистрацию положительных отклонений от показателя или ликвидацию отрицательных путем анализа причин и принятия обоснованных и своевременных решений. В системе управленческого учета это достигается путем эффективного использования оперативной информации через центры финансовой ответственности и центры затрат на основе эффективного управленческого анализа данных производственного учета.

Центры ответственности осуществляют контроль за затратами по многим местам их возникновения при условии, если затраты в них формируются под влиянием данного центра ответственности. Например, центральная лаборатория предприятия как центр ответственности обеспечивает контроль за затратами на производство работ и оказание услуг на всех участках, во всех производствах, обслуживаемых данным центром ответственности.

Текущий учет – это система отражения объектов управленческого учета в прошлом, реальном и будущем периодах деятельности хозяйствующего субъекта.


Разграничение центров финансовой ответственности


Управление издержками происходит через деятельность людей. Именно люди, участвующие в процессе управления, должны отвечать за целесообразность возникновения того или иного вида расходов. Поэтому центр ответственности – это структурный элемент предприятия, его экономический субъект, в пределах которого менеджер несет ответственность за целесообразность понесенных расходов. Администрация сама решает, в каком разрезе классифицировать затраты, насколько детализировать места их возникновения и как их увязать с центрами ответственности.

Немаловажное значение в данной системе занимают два ее следующих элемента – затраты и контроль. Затраты имеют различные основания классификации, основные из которых базируются на согласовании затрат с доходами в течение длительного периода, измерении эффективности производства отдельных продуктов предполагаемых к выпуску или фактически выпускаемых, сопоставлении затрат на отдельные изделия с их распределением по видам деятельности.

Контроль в системе стратегического учета представлен в другом ракурсе, чем в бухгалтерском финансовом учете. Он направлен на будущее и состоит из процедур определения правильности выбора цели затрат и результатов деятельности, выявления внутренних и внешних факторов, влияющих или имеющих возможность повлиять на исполнение установленной цели, и т.д.


1.3 Метод и способы управленческого учета


Совокупность различных приемов и способов, по средствам которых в системе управленческого учета отражаются объекты предприятия называется методом управленческого учета. Он состоит из следующих элементов: документов, инвентаризации, оценки, группировки и обобщения, контрольных счетов, нормирования, планирования, прогноза, контроля и анализа.

Документация – первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие управленческому учету достаточно полное отражение производственной деятельности предприятия. Первичный учет обеспечивает: функционирование оперативно-календарного планирования, контроля и диспетчеризации хода производства и решение каждой учетной задачи производства, сопоставление данных учета выработки и начисления заработной платы, выявление и оценку незавершенного производства, Упорядочение и унификацию первичной документации на основе единого для финансового и управленческого учета документа оборота; строгий контроль за расходованием материальных и трудовых ресурсов и с соответствием размера оплаты труда списанию материалов согласно количеству изготовленной продукции.

Инвентаризация – способ определения фактического состояния объекта, выявления отклонений от учетных данных, неучтенных ценностей, потерь, недостач, хищений. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролирует их использование. Устанавливает полноту и достоверность учетной информации.

Группировка и обобщение, использование контрольных счетов – способ, позволяющий накапливать и систематизировать информации об объекте по определенным признакам. Главными признаками группировки объектов управленческого учета можно считать: технологическую и организационную структуру предприятия, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация эффективно используется для оценки результатов деятельности, принятия тактических и стратегических решений.

Контрольные счета – это итоговые счета, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода. Система контрольных счетов выступает связующим звеном финансового и управленческого учета и позволяет установить полноту и правильность учетных записей.

Планирование, нормирование и прогноз входят в систему управления предприятием.

Планирование – непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия и условий рынка. Оно связано с решением будущих проблем, использует методы выбора альтернативных решений. Планирование только тогда эффективно, когда базируется на статистических исследованиях и анализе результатов хозяйственной деятельности.

Нормирование – процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффективного использование всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в продукцию. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия, которое охватывает все сферы его деятельности.

Анализ – в силу специфических особенностей этот элемент метода управленческого учета взаимодействует практически со всеми основными его составляющими. Анализу подвергается производственная деятельность как всего предприятия, так и его отдельных подразделений, выраженная экономическими показателями. Выбор показателей определяется целями и возможностями системы управления. В процессе выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причина, вызвавшие изменения в результатах производства.

Контроль – завершающий процесс системы управления, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь. Она дает объемную, надежную и целесообразную информацию для осуществления наблюдения и регулирования. Существуют разные сферы и виды контроля. Они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражая специфику его деятельности.


2. Практические основы системы управленческого учета ЗАО «ОНХМ-2»


2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия


Полное фирменное наименование исследуемого предприятиязакрытое акционерное общество «Орскнефтехиммонтаж-2».Сокращенное фирменное наименование – ЗАО «ОНХМ-2».

Предприятие создано в результате реорганизации закрытого акционерного общества «Оренбургнефтехиммонтаж» путем выделения из его состава филиала №2 г. Орска. ЗАО «ОНХМ-2» является правопреемником АОЗТ «Оренбургнефтехиммонтаж» в части прав и обязанностей филиала №2 г. Орска, в соответствии с разделительным балансом и передаточным актом. Местонахождение предприятия: г. Орск-31, Северо-Западный район.

Основной целью ЗАО «ОНХМ-2» является получение прибыли от осуществления производственно-хозяйственной деятельности на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования.

Предметом деятельности ЗАО «ОНХМ-2» являются работы по монтажу технологического оборудования, трубопроводов, металлоконструкций, изготовлению и монтажу не стандартизированного оборудования при строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении предприятий всех отраслей народного хозяйства, выполнение пусконаладочных работ по капитальному ремонту и сервисному обслуживанию (текущий ремонт) технологического оборудования, металлоконструкций и трубопроводов, а также по изготовлению строительных материалов и конструкций и выполнению общестроительных работ на объектах производственного и непроизводственного назначения, в том числе на объектах подведомственных Госгортехнадзору РФ, выполнение услуг по эксплуатации автотранспорта и строительных механизмов, коммерческая и торгово-посредническая деятельность (реализация строительных, горюче-смазочных материалов, запасных частей к механизмам и автотранспорту и других товаров), выполнение проектно-конструкторских работ, выполнение контроля качества сварных соединений с использованием радиоактивных веществ и рентгеноскопией, подготовка кадров рабочих основных профессий, в том числе на объектах подведомственных Госгортехнадзору РФ. А также ЗАО «ОНХМ-2» вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом Российской Федерации.

ЗАО «ОНХМ-2» является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. ЗАО «ОНХМ-2» несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. ЗАО «Орскнефтехимонтаж-2» не входит в государственный реестр РФ предприятий монополистов и по форме собственности является частным предприятием. В виду того, что ЗАО «ОНХМ-2» занимается строительной деятельностью продукцией предприятия являются не готовые изделия, а строительно-монтажные работы и услуги по ремонту технологических трубопроводов и коммуникаций. В связи с этим потребители предприятия именуются заказчиками. Основные предприятия, выступающие в роли заказчиков можно классифицировать следующим образом:

1) Предприятия производственной сферы:

ОАО «ОНОС»;

ОАО «НОСТА»;

Орская ТЭЦ-1;

Трест «Орскмежрайгаз»;

ЗАО «ОРМЕТ»;

ЗАО Ормето-ЮУМЗ;

ОАО «Пивоварни Ивана Таранова».

2) Предприятия непроизводственной сферы:

МПО ЖКХ;

ОПУВКХ;

Управление образования.

Результаты работы предприятия приведены в таблице 2.1.


Таблица 2.1. Технико-экономические показатели деятельности ЗАО «ОНХМ-2» за 2004–2006 гг.

№ п/п Показатель Ед. изм. 2004 г. 2005 г. 2006 г. Темп роста, %






2005 / 2004 2006 / 2005
1 Товарная продукция тыс. руб. 28794 39081 56430 135,7 144
2 Себестоимость товарной продукции тыс. руб. 22827 33000 49936 144 151
3 Прибыль от реализации продукции тыс. руб. 5967 6081 6494 102 106
4 Затраты на 1 руб. товарной продукции руб. 0,79 0,84 0,88 106 104
5 Балансовая прибыль тыс. руб. 5706 5996 7264 105 121
6 Сумма налога на прибыль тыс. руб. 1642 914 2344 56 256
7 Прибыль к распределению тыс. руб. 4064 5082 4920 125 97
7.1 Фонд потребления тыс. руб. 2438,4 3049,2 2952 125 97
7.2 Фонд накопления тыс. руб. 1625,6 2032,8 1968 125 97

Данные таблицы 2.1 показывают, что наблюдается значительный рост объемов производства и реализации продукции. Наблюдается улучшение стоимостных показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия за период 2004–2006 гг. Увеличение себестоимости продукции за анализируемый период связано в первую очередь с изменением цен на такие статьи затрат, как топливо, электроэнергия, тепловая энергия. Существенные положительные изменения произошли по налогу на прибыль в 2005 году. Предприятие получило льготу по налогу на прибыль, это позволило снизить налог на 727 тыс. руб. В целом все анализируемые показатели по предприятию стали выше уровня 2004 г. Затраты на рубль товарной продукции увеличились с 79 коп. до 88 коп., что является негативным фактом, однако при этом предприятие получило прибыли больше на 25%, чем в 2004 г. и на 3% меньше, чем в 2005 г.

Фонд накопления снизился в 2006 г. на 3%, хотя в 2005 г. было увеличение на 25%. Та же картина наблюдается по фонду потребления. Фонд потребления является источником средств хозяйствующего субъекта, зарезервированный для осуществления мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению коллектива. Это обусловлено соответствующим снижением прибыли в ЗАО «ОНХМ-2» в 2006 г.


2.2 Особенности системы управленческого учета «директ-костинг»


Система «директ-костинг» представляет собой систему управленческого учета, основанную на классификации затрат на постоянные (периодические) и переменные (приходящиеся на единицу готового продукта), включающую учет и анализ затрат по их видам, местам возникновения и носителям, а также учет финансовых результатов деятельности и принятие оперативных управленческих решений. При этом затраты подразделяются на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства.

Одним из ключевых показателей системы «директ-костинг» является маржинальный доход (или сумма покрытия), представляющий собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Величина маржинального дохода, определенная для конкретного вида продукции, показывает «вклад» данного товара в покрытие постоянных затрат и тем самым – в общую сумму прибыли предприятия.

Важнейшей особенностью системы «директ-костинг» является то, что себестоимость продукции (работ, услуг) учитывается и планируется только в части переменных затрат. При этом постоянные расходы собирают на отдельном счете (или счетах) и с заданной периодичностью (например, один раз в месяц) списывают непосредственно на счет финансовых результатов. Другими словами, постоянные расходы не включаются в себестоимость продукции, а как расходы периода относятся на уменьшение прибыли от реализации в том периоде, в котором они были произведены. В то же время отдельный учет постоянных затрат дает возможность менеджерам осуществлять более оперативный их контроль и регулирование.

В качестве постоянных расходов выступают часть общепроизводственных расходов и все общехозяйственные расходы, которые только содействуют изготовлению продукции, непосредственно не участвуя в ее производстве. Это затраты, связанные с процессом обслуживания и управления и зависящие в большей мере от длительности отчетного периода. В системе «директ-костинг» по переменным затратам оцениваются и остатки готовой продукции на складе, и незавершенное производство на конец периода. При этом ограничение себестоимости лишь переменными расходами позволяет упростить планирование, учет и контроль за счет резкого уменьшения числа калькуляционных статей затрат: себестоимость становится «более обозримой», а отдельные затраты – лучше контролируемыми.

Деление расходов на постоянные и переменные позволяет получить информацию о расходах, необходимую для принятия большого числа управленческих решений. В первую очередь это касается решений в части оценки затрат при различной производительности.

Еще одно преимущество системы «директ-костинг» состоит в том, что ее применение позволяет использовать многоступенчатый принцип построения отчета о доходах. Отчет должен содержать такие показатели, как: выручка от реализации продукции (ВР), переменные затраты (ПЗ), маржинальный доход (МД = ВР – ПЗ), постоянные (фиксированные) затраты (ФЗ) и прибыль (П = МД – ФЗ). Таким образом, на первом этапе выявляется маржинальный доход, т.е. сумма продаж за вычетом переменных затрат, а затем уже чистая прибыль предприятия без постоянных расходов. Данный подход усиливает контроль за формированием издержек обращения по местам возникновения затрат и по центрам ответственности и, следовательно, позволяет менеджерам принимать более оперативные и эффективные управленческие решения.

При использовании «директ-костинга» размер прибыли определяется уровнем переменных производственных затрат, ценами продажи, структурой выпускаемой продукции и величиной постоянных издержек производства. В результате такая учетная информация позволяет в оперативном порядке находить наиболее выгодные комбинации продажных цен и объема производства, быстро переориентировать производство в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка.

Система «директ-костинг» позволяет:

определять формы зависимости затрат от объемов производства;

получать информацию о прибыльности или убыточности хозяйственной деятельности в зависимости от объема производства и продаж;

рассчитывать критическую точку объема продаж;

оптимизировать товарный ассортимент;

прогнозировать поведение затрат в зависимости от различных факторов;

принимать управленческие решения в условиях ограниченности какого-либо ресурса;

проводить эффективную ценовую политику;

решать тактические задачи управления предприятием.

В условиях рыночной экономики «директ-костинг» дает также информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинга – продажи товаров по заведомо заниженным ценам, что связано с установлением нижнего краткосрочного предела цены (на уровне переменных затрат на изготовление).

Одним из важных преимуществ использования в учете системы «директ-костинг» является возможность изучения взаимосвязей и взаимозависимостей между объемом производства, затратами и прибылью. Ее применение позволяет управленческому аппарату заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по отдельным видам продукции, таким образом делая возможным оценку прибыльности производства и продаж различных продуктов вне зависимости от общего спада или подъема объемов реализации, связанных с сезонностью продаж или другими факторами. С другой стороны, выявляя продукцию с большей рентабельностью, предприятие оптимизирует свой ассортимент.

Следует отметить, что ведение учета в рамках системы «директ-костинг» осложняется трудностью подразделения издержек производства на переменные и постоянные (большая часть расходов предприятия носит полупеременный или условно-постоянный характер), особенно если принять во внимание, что такая классификация не может быть неизменной на предприятии и должна уточняться исходя из постоянно меняющихся условий хозяйствования.

Производственная компания выпускает и реализует три вида продукции. Имеются следующие данные:


Виды продукции Объем производства, ед. Основные материалы, руб. Заработная плата основных рабочих, руб.
I 2 000 80 000 60 000
II 1 000 30 000 20 000
III 1 400 35 000 21 000

учет управленческий финансовый ответственность

Общая сумма переменных общепроизводственных расходов равна 58 000 руб. Базой распределения являются затраты основных материалов.

Рассчитаем долю переменных общепроизводственных расходов, приходящуюся на каждый вид продукции:

для I – 58 000 x 80 000 / (80 000 + 30 000 + 35 000) = 32 000 (руб.);

для II – 58 000 x 30 000 / (80 000 + 30 000 + 35 000) = 12 000 (руб.);

для III – 58 000 x 35 000 / (80 000 + 30 000 + 35 000) = 14 000 (руб.).

Определим нижний краткосрочный предел цен по видам продукции:

для I – (80 000 + 60 000 + 32 000) / 2000 = 86 (руб.);

для II – (30 000 + 20 000 + 12 000) / 1000 = 62 (руб.);

для III – (35 000 + 21 000 + 14 000) / 1400 = 50 (руб.).

Компания рассматривает проект покупки нового оборудования стоимостью 520 000 руб., максимальная производственная мощность которого составляет 4500 изделий в год при сроке полезного использования, равного 5 годам. Прогнозируемая цена изделия равна 80 руб., а емкость рынка – 3000 изделий в год. Переменные затраты на единицу продукции составляют 55 руб.

Постоянные расходы, связанные с использованием данного станка, выражаются через начисление амортизации в следующей сумме:

ФЗ = 520 000 x 20% = 104 000 (руб.).

Маржинальная прибыль на единицу выпускаемой продукции составит:

МПед = 80 – 55 = 25 (руб.).

Исходя из уравнения безубыточности:


ВР = ПЗед x Vпр + ФЗ + П.


Таким образом, объем продаж, необходимый для покрытия постоянных расходов, будет равен:

Vпр = 104 000 / 25 = 4160 (изд.).

Следовательно, при емкости рынка, равной 3000 изделий в год, данный проект будет являться убыточным. Если же предприятие найдет дополнительных покупателей, то при полной загрузке оборудования оно получит прибыль:

П = 4500 x 80 – (4500 x 55 + 104 000) = 8500 (руб.).

С учетом того, что максимальная загрузка производственных мощностей на практике, как правило, не достигается, а поиск новых рынков сбыта не всегда возможен и может быть связан с дополнительными затратами, данную сделку заключать не следует.

Торговое предприятие приобретает у поставщика товары, которые учитываются по учетным ценам (ценам поставщика без учета предоставляемых скидок). Поставщик предоставляет накопительную скидку. Предприятие приобрело три партии товаров, стоимость одной партии (без учета скидок) составляет 118 000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб. При приобретении второй аналогичной партии (18 000 руб.) поставщик предоставил скидку в размере 5% – 5900 руб., в том числе НДС – 900 руб., а при приобретении третьей такой же партии – скидку в размере 10% от общей цены – 11 800 руб., в том числе НДС – 1800 руб. В соответствии с учетной политикой учет поступления товаров ведется с применением счетов 15 и 16.

Дебет 15 Кредит 60 – 100 000 руб. (118 000 – 18 000) – отражена задолженность за первую партию товара на основании расчетных документов поставщика;

Дебет 19 Кредит 60 – 18 000 руб. – учтен НДС по приобретенному товару;

Дебет 41 Кредит 15 – 100 000 руб. – оприходован поступивший товар от поставщика по учетной цене;

Дебет 60 Кредит 51 – 118 000 руб. – перечислена оплата поставщику товара;

Дебет 68 Кредит 19 – 18 000 руб. – принят к вычету НДС по приобретенному товару после оплаты поставщику;

Дебет 15 Кредит 60 – 95 000 руб. (118 000 – 18 000 – 5000) – отражена задолженность поставщику за вторую партию товара;

Дебет 19 Кредит 60 – 17 100 руб. (18 000 – 900) – учтен НДС по приобретенному товару;

Дебет 41 Кредит 15 – 100 000 руб. – оприходован поступивший товар от поставщика по учетной цене;

Дебет 15 Кредит 16 – 5000 руб. (100