Комплексное исследование предприятий малого бизнеса
социально-деловой центр "Партнер", созданный на базе Центра занятости населения, Координационный Совет. Однако респонденты практически не знают или мало информированы о существовании и работе вышеназванных структур. В связи с этим целесообразным должно стать представление подробной информации (в СМИ, на собственных сайтах, публикация информационных листов и буклетов) о функционировании и конкретных направлениях работы отмеченных структур.Как показывает практика становления малого бизнеса на рубеже 89-93 г. г. несмотря на суперинфляцию тех годов малые предприятия рождались и выживали за счет чрезвычайно грамотного подхода правительства. Освобождение от налога на прибыль вновь образованным предприятиям на 2 первых года, 50% на 3 год и 25% на 4 год в достаточной степени стимулировали развитие субъектов малого предпринимательства. В связи с этим представляется целесообразным введение именно таких льгот в рамках Республиканской программы по поддержке МБ. Иначе тенденция сокращения предприятий будет продолжаться, а для хорошо работающей экономики нужны "свежие силы". Известно, что "самоинвестирование" т.е. использование собственной прибыли, это самое лучшее кредитование, а новым предприятиям необходимо "вставать на ноги".
Несмотря на многочисленные мероприятия, предпринимавшиеся для решения наиболее острых проблем в сфере МП, как и раньше, предпринимателями отмечается наличие проблем при взаимодействии с ГИБДД, милицией, ССП, налоговой инспекцией и в целом с контролирующими органами. Нерешенность обозначенных проблем можно объяснить наличием поверхностных и не доведенных до конца мероприятий, которые в силу непроработанности не смогли решить вышеобозначенные проблемы. Также респондентами отмечен высокий уровень налогооблажения, бюрократия, трудности с получением кредита. Однако многие из этих проблем возможно решить на региональном (местном) уровне.
В настоящее время внедрена универсальная процедура государственной регистрации прав на недвижимое имущество по принципу “одного окна”, однако лишь 18% от общего числа опрошенных ответили, что этот принцип реализуется, 42% респондентов ответили, что процедура не реализовывается, 40% не знают о существовании системы. Между тем, внедренная процедура значительно упрощает процесс регистрации прав и время, затраченное на универсальную процедуру государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по принципу «одного окна» составляет не более двух недель со дня подачи заявления и документов. В связи с этим представляется нужным широкое информирование предпринимательской среды о наличии и об основных принципах функционирования системы “одного окна”.
Одним из важнейших инфраструктурных элементов сферы МП является действующий Фонд поддержки малого предпринимательства г.Набережные Челны, имеющий цель обеспечить необходимый объем финансирования перспективных проектов. Однако за период с 2000 по 2004 гг. Фондом было профинансировано лишь 24 проекта на общую сумму 10 млн. рублей, что является крайне недостаточным для удовлетворения финансовых нужд субъектов МП и никак не может являться инструментом решения сложившихся инвестиционных проблем в сфере малого бизнеса. Целесообразным является предоставление в СМИ и различные организации поддержки МП подробной информации об основных положениях деятельности Фонда и об условиях предоставления финансовой помощи.
Цели, задачи, а также полный список мероприятий представлен в таблице 1.
Таблица 1 Цели, задачи и меры, способствующие решению существующих проблем в сфере малого предпринимательства
Цели | Задачи | Меры |
1. Усиление роли МП в социально-экономическом развитии города и района |
1.1. Оптимизация отраслевой структуры МП в соответствии с текущими и перспективными потребностями общества |
1.1.1. Исследование тенденций и перспектив развития сектора МП, определение приоритетных направлений развития МП в г.Набережные Челны; 1.1.2. Разработка налоговых мер по стимулированию перехода малых предприятий с одного вида деятельности на другой; 1.1.3. Взаимодействие ТПП и государственных органов, направленное на развитие рынка малых предприятий; 1.1.4. Деятельность ТПП и других инфраструктурных организаций по организации переобучения сотрудников МП, поиске новых работников, по предоставлению новым МП проектных, лицензионных, сертификационных услуг. |
1.2. Рост уровня предпринимательской активности населения |
1.2.1. Разработка и реализация муниципальной программы «Молодежное предпринимательство»; 1.2.2. Оказание инфраструктурными организациями пакетных услуг в сфере бизнес-планирования, маркетинга, организации производства, сбыта3; 1.2.3. Разработка организационно-методологических основ и внедрение в практику деятельности организаций инфраструктуры поддержки МП «бенчмаркинга» - системы мероприятий по распространению передового опыта производственно-хозяйственной деятельности между руководителями и специалистами предприятий: а) Разработка механизма стимулирования наиболее успешных предприятий к распространению своего опыта; б) Разработка системы накопления, анализа и распространения передового опыта; 1.2.4. Разработка мероприятий по развитию МП в рамках создания и реализации муниципальных программ по работе с отдельными социальными группами (молодежь, инвалиды, переселенцы, увольняемые специалисты (военные, работники закрывающихся предприятий) и т.д.); 1.2.5. Мероприятия по профориентации молодежи: а) сотрудничество вузов, ссузов и предприятий по организации практики, лекций, проводимых специалистами малых предприятий; б) создание виртуальных дневников успеваемости, резюме студентов (интернет-сайты учебных заведений); в) проведение исследований предпочтений молодых людей и руководителей предприятий (с доведением результатов до молодежи, заинтересованных лиц); г) организация пилотного проекта «Студенческое предприятие» (при положительном результате – распространить полученный опыт); 1.2.6. Разработка и внедрение в практику систем оплаты и стимулирования труда работников государственных служб, основанных на зависимости размера заработка от ключевых показателей социально-экономического развития города (по направлению работы службы). |
|
1.3. Усиление роли МП в обеспечении нормальных условий жизнедеятельности граждан |
1.3.1. Организация диалога (встречи, конференции, круглые столы) руководителей города и предпринимателей по вопросам оплаты, охраны труда, социальному обеспечению работников МП; 1.3.2. Внедрение механизмов социального партнерства в сфере МП: а) содействие организации профсоюзов работников МП и профсоюзных комитетов на малых предприятиях; б) заключение трехсторонних соглашений о социальном партнерстве между муниципальными властями, профсоюзами, предприятиями-членами ТПП; в) формирование коллективного заказа образовательным учреждениям со стороны предприятий-членов ТПП на подготовку работников необходимых специальностей; 1.3.3. Организация в составе местной ТПП кадрового подразделения, в числе прочих функций которого – содействие в трудоустройстве переселенцев, инвалидов и прочих незащищенных слоев населения. |
|
2. Создание условий для устойчивого функционирования и развития МП в экономике региона |
2.1. Совершенствование системы налогообложения деятельности МП |
2.1.1. Введение льгот в рамках Республиканской программы по поддержке МБ. К примеру, освобождение от налога на прибыль вновь образованным предприятиям на 2 первых года, 50% на 3 год и 25% на 4 год. |
2.2. Мероприятия, направленные на стабилизацию нормативно-правовых условий хозяйствования МП |
2.2.1. Повышение качества работы по сбору, анализу информации о МП. Упорядочение статистического учета процессов, происходящих в социально-экономической сфере (в частности в сфере МП); 2.2.2. Разработка методики мониторинга и оценки деятельности организаций инфраструктуры поддержки МП; 2.2.3. Информационное обеспечение процесса развития МП: а) разработка оценочной системы развития МП в городе и районе; б) проведение регулярных обследований МП (с участием студентов); в) проведение вузами совместно с организациями инфраструктуры поддержки МП маркетинговых исследований по основным направлениям деятельности МП города и района, распространение результатов исследований среди МП; 2.2.4. Разработка мер по развитию МП в рамках отраслевых муниципальных программ; 2.2.5. Установление обязательного членства в местной Торгово-промышленной палате всех зарегистрированных субъектов МП; 2.2.6. Организация на базе ТПП участия предпринимателей в экспертизе проектов нормативно-правовых актов муниципального, регионального, федерального уровня и разработки предложений по их совершенствованию; 2.2.7. Проведение информационных семинаров, "круглых столов" с предпринимателями, представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления по актуальным вопросам поддержки и развития МП; 2.2.8 Для недопущения резких изменений предпринимательской конъюнктуры властям города/района необходимо отслеживать негативную динамику и предпринимать усилия по предотвращению или смягчению выше обозначенных резких колебаний; 2.2..9. Торгово-промышленной палатой: а) Осуществлять информирование малых предпринимателей об основных направлениях своей работы, о преимуществах, предоставляемых членам ТПП, о существующих программах помощи МП (получение кредита под государственную гарантию РТ, Программа по развитию МП в РТ, Программа по развитию инновационной деятельности в РТ); б) Кроме выпуска газеты наладить выпуск буклетов и информационных листов, которые помогут предпринимателям (настоящим и будущим) лучше ориентироваться в правовых, экономических, юридических и т.п. вопросах ведения бизнеса; в) наладить “горячую линию” и “он-лайн” консультации, где предприниматели смогли бы высказать свои предложения и узнать всю интересующую информацию; 2.2.10. Представление подробной информации (в СМИ, на собственных сайтах, публикация информационных листов и буклетов) о функционировании и конкретных направлениях работы инфраструктурных организаций поддержки МП; 2.2.11. Широкое информирование предпринимательской среды о наличии и об основных принципах функционирования системы “одного окна”. |
|
2.3. Развитие системы ресурсного обеспечения субъектов МП |
2.3.1. Создание муниципального банка г. Набережные Челны; 2.3.2. Создание муниципальной лизинговой компании; 2.3.3. Развитие сети бизнес-инкубаторов; 2.3.4. Создание городского маркетингового центра (например, на базе одного из вузов); 2.3.5. Внедрение механизма стимулирования повышения уровня образования работников МП: затраты на обучение в допущенных образовательных учреждениях идут в зачет налоговых платежей (при условии эффективного контроля за качеством образования); 2.3.6. Создание франчайзинговых и аутсорсинговых схем взаимодействия крупных компаний и субъектов МП; 2.3.7. Передача в аренду свободных площадей и мощностей объектов муниципальной собственности; 2.3.8. Организация на конкурсной основе финансирования участия субъектов МП города в общероссийских и международных выставочных мероприятиях; 2.3.9. Создание Единого маркетингового центра Закамья с базированием в г. Набережные Челны (решение вопросов субконтрактации, аутсорсинга, сбыта продукции МП, кадрового обеспечения и др.); 2.3.10. Мероприятия по кластеризации экономики региона (в контексте развития МП Челнов): а) Формирование инфраструктурных организаций поддержки МП, которые бы занимались кадровым обеспечением МП (поиск перспективных специалистов (в том числе иногородних), создание для них выгодных условий работы в городе и районе); б) В программных и нормативных документах по созданию кластеров предусмотреть процент участия МП. 2.3.11 Создание коммерческой структуры (самостоятельной или в рамках существующей финансовой организации), основная задача которой – кредитование малого и среднего бизнеса на взаимовыгодных условиях. |
1 По данным территориального органа ФС ГС по РТ
2 По данным Республика Татарстан в цифрах Стат. Ежегодник ФС ГС, террит. орган ФС ГС по РТ, Казань, 2005, 379 с.
3 Пакетные услуги: предоставление индивидууму, желающему заниматься предпринимательской деятельностью, бизнес-идеи, готового бизнес-плана, консультации по любым организационным вопросам, ресурсообеспечение (в т.ч. кадровое). Возможно также инкубирование и предоставление финансовых ресурсов.
42