Сравнительный анализ учебников по литературе
совсем недопустимы, на мой взгляд, в государственном учебнике такие высказывания о 30-х годах: «Вероятно, с удивлением, после множества сокрушительных “разоблачений” (кавычки автора учебника), проклятий в адрес этого якобы страшного десятилетия, мы обнаруживаем сейчас»... Не говоря уже о том, что обзор литературы XX века в учебнике, изданном в 2004 году, заканчивается на 80-х.Чаще всего придерживаются хронологического принципа и авторы комплекта учебников для средней школы М.Снежневская и О.Хренова (издательство «Мнемозина»). Эти книги называются необычно: «Литература. Начальный курс». И действительно, авторы исходят из предположения, что в начальной школе детей научили только «технически» читать, а с проблемами понимания литературы они столкнутся впервые. Вообще наиболее удачные фрагменты учебника связаны с тем, что касается «проживания» текста. Много хороших заданий направлено на то, чтобы ученик точнее представил себе, прочувствовал, что происходит в произведении. Часто используются репродукции, предлагается сравнить раскрытие темы средствами слова, живописи и музыки: например, сопоставить произведения Ф.Шуберта и «Лесного царя». Есть немало творческих заданий на написание собственных текстов.
Что касается теории литературы, в учебнике хорошо отрабатываются литературоведческие понятия, необходимость работы с ними аргументируется с использованием термина «авторский замысел» (детям становится понятно, зачем искать в тексте эпитеты и метафоры).
В учебнике интересный подбор текстов. В 5-м классе принцип подбора смешанный – в первой части по темам, во второй – хронологический, в 6-м – только хронологический, в 7-м опять смешанный и, наконец, в 8-м – опять хронологический. Кроме «Кусаки», в 5-м классе радуют славянские легенды, прокомментированный отрывок из «Одиссеи», взрослые стихи С.Маршака. В 6-м – А.Платонов, Ю.Нагибин, Ходжа Насреддин и даже Шолом-Алейхем. Очень удачная подборка стихов о войне. Они есть в каждом учебнике и обычно сводятся к романтизации войны и прославлению ненависти к врагам и гибели за Родину. В этом же учебнике война показана как страшное зло, мужество и беда конкретных людей. Ярко написаны биографии писателей, истории создания текстов. Дополнительная литература – в разделе «Приглашение в библиотеку», где даны небольшие рекомендательные списки на лето. В целом эти книги написаны живым языком, с уважением к читателю.
В учебниках 7 и 8-го класса под редакцией Г.Беленького сохраняются нестандартные задания, например, предложение написать киносценарий по действительно очень визуальной «Песне о купце Калашникове» или диафильм по «Железной дороге», создать обращение к читателю «Записок охотника». Появился раздел «Для любознательных», где предлагается, к примеру, сравнить и лермонтовский, и некрасовский тексты с соответствующими русскими народными песнями, а также раздел «Возвратимся к прочитанному» обобщение материала. Изучаемые произведения постоянно сопоставляются с уже изученными текстами, а также музыкальными и литературными произведениями. В качестве методических удач – подробный разбор текстов, возможные планы сочинений, критические статьи и отзывы современников, обобщающие разделы по материалу всего учебного года. Недостатки – на мой взгляд, явно преждевременные «Старосветские помещики» и «Полтава» в 7-м, в 8-м – данные в сокращении, без комментариев и почти без разбора «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума» и «Ромео и Джульетта». Также порой автор слишком много говорит о тексте сам, вместо того чтобы соответствующими вопросами навести на эти идеи учеников. Комплект для 9-го класса состоит из учебника-практикума, где находятся вопросы для анализа, теоретические сведения, критические статьи и хрестоматии. Таким образом, на урок ученику придется приносить две толстые книги вместо одной. Пособие – очередная жертва концентра – содержит обзор литературы от М.Ломоносова до А.Солженицына без Г.Державина, «Недоросля», «Евгения Онегина», зато с А.Островским. Он дает много интересной информации о текстах, но вопросы задаются скорее на описание, чем на анализ.
Удачное воплощение историко-хронологический подход нашел в учебниках Е.Басовской, поскольку в нем изучение истории литературы начинается не с 5, а с 8-го класса. (Басовская Е. Русская словесность в художественном осмыслении: 8 класс: учебник. – М.: ЦГО; Басовская Е. Русская литература: вторая половина XIX века: 10 класс: учебник. – М.: ЦГО; Бесовская Е. Русская литература: первая половина XIX века: 9 класс: учебник. М.: ЦГО; Басовская Е. Русская литература XX века: 11 класс: учебник. – М.: АСТ-Пресс-Школа.)
Линия учебников А.Кутузова, В.Ледневой и др. «В мире литературы» (издательство «Дрофа») построена по принципу литературоведческих понятий: жанры, роды литературы, литературный процесс, образ–герой–характер. А материал дается в форме диалога автора с читателем.
В учебниках 8 и 9-го классов речь идет об истории литературы. В 8-м классе рассматривается тема «Литература и традиция» и в 9-м – автор–образ–читатель. Эти учебники тоже соответствуют идее концентрического принципа построения программы, о котором мы говорили выше. В данном случае это привело к следующим неудачам: сначала дается Д.Фонвизин, а потом Мольер и понятие классицизма, творчества М.Ломоносова нет вообще, из Г.Державина – «Снегирь» и отрывки из «Осени во время осады Очакова». Нет ни «Фелицы», ни «Бога», вообще нет понятия философской оды. В конце 9-го класса почему-то в главе «Что такое время» идут призывы прочитать (без разбора и комментариев) «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» и «Мертвые души» и дается ряд высказываний о них различных критиков. Думаю, польза этого раздела не велика. 10-й же класс получается и вовсе безумный, поскольку успеть качественно разобрать всю литературу XIX века за год невозможно.
Как и учебники А.Кутузова, учебники под редакцией М.Ладыгина (издательство «Дрофа») предназначены для классов и школ с углубленным изучением литературы, и тексты сгруппированы в соответствии с изучаемыми литературоведческими понятиями, часто жанрами. Привлекает четко поставленная задача – научить школьника воспринимать художественный текст как произведение искусства.
Это и определяет
достоинства
и недостатки
пособия. В учебнике
говорится о
магии и волшебстве
слова, сами
главы называются
«уроки волшебства».
И действительно,
в учебнике
много статей
посвящено тому,
как устроен
художественный
текст и как он
воздействует
на читателя.
Особенно ценно,
что сложные
понятия даются
в несколько
этапов. Кроме
того, это один
из немногих
учебников, в
которых не
только предлагают
ученику вопросы
и задания, но
и учат, как их
выполнять: как
сравнивать
два текста, как
читать теоретическую
статью, как
охарактеризовать
персонаж
художественного
произведения
и как пересказывать
эпизод.
В качестве
методической
находки учебника
можно отметить
и то, что вопросы
к тексту ставятся
не только после
прочтения, но
и перед ним.
В то же время статьи порой перенасыщены теорией, заданий для ее отработки мало. Часто формулировка вопросов не соответствует возрасту учеников: вряд ли в 5-м классе даже ученик гуманитарной гимназии может ответить, в чем проявляется общенародный идеал в сказке, или определить систему ценностей новеллы, да и в 6-м нелегко ответить, «какова идейная роль персонажа».
Вопросы и задания к лирике часто носят формальный характер. «Нарисуйте схему рифмовки» – и ни слова об авторском замысле совсем не простого Ф.Тютчева. «Объясните суть гражданской позиции лирического героя стихотворения “К Чаадаеву”» – а какие они вообще бывают, гражданские позиции, – непонятно.
Неочевиден и подбор текстов – сомневаюсь, чтобы шестикласснику были доступны и интересны «Житие Александра Невского» или «Наталья, боярская дочь» Н.Карамзина. А уж полагать, что в 8-м классе ученики в состоянии самостоятельно прочитать и понять «Фауста», чтобы потом сравнивать Мефистофеля с пушкинским «Демоном», просто наивно. Кроме того, в хрестоматию 6-го класса включена повесть «Тарас Бульба», где многократно прославляемый автором учебника главный герой участвует в еврейском погроме, и это оставлено без комментариев.
Что касается учебника 9-го класса, то он тоже построен в соответствии с концентрическим принципом, поэтому там есть В.Шукшин, но нет «Евгения Онегина». В то же время пособие содержит несколько редких и действительно интересных для изучения в сильном гуманитарном классе (или в рамках факультатива) текстов: «Хождение Богородицы по мукам», «Смерть Артура» Т.Мэлори, «История из жизни пройдохи по имени дон Паблос» Ф. де Кеведо. Но если учитель решит работать по этому учебнику, он должен иметь в виду, что эти книги написаны с четкой православной позиции, хотя и менее навязчиво выраженной, чем в предыдущих пособиях.
Книга о литературе первой половины XIX века (10-й класс, первая часть) написана А.Архангельским («Дрофа»). В предисловии автор так формулирует свою задачу (и цель преподавания литературы в школе в целом): «Научить самостоятельно читать художественную литературу, самостоятельно понимать замысел автора, самостоятельно вступать в диалог с произведением и его создателем». И учебник действительно помогает эту задачу решить. Курс 10-го класса охватывает весь XIX век, но он разбит на две книги (первая и вторая половины века). Поэтому, если учитель не обречен мучиться с концентрической системой, он может использовать первую часть в 9-м, а вторую – в 10-м классе. Это было бы разумнее, поскольку обе книги достаточно объемны (около 400 страниц).
Во вступительной главе рассказывается о французской Энциклопедии и французской революции, Просвещении и времени Екатерины, Наполеона и Николая I. То есть о том, без чего действительно невозможно понять литературу XIX века. Привлекает стиль статей учебника – автор использует иронию, риторические вопросы, прямые обращения к читателю, заботясь о том, чтобы школьник прочел-таки книгу о литературе не без удовольствия. Автору удается это сделать, отнюдь не упрощая материал. В такого рода учебниках самое трудное – решить, что о тексте рассказать самому, а о чем предложить задуматься читателям. Чаще всего автору удается найти «золотую середину». Наряду с литературоведческим текстом учебник содержит немало вопросов и заданий для самостоятельной работы учеников.
Методическая часть разнообразна. В конце главок – разделы «Запомни литературоведческие термины», «Вопросы и задания», «Задания повышенной сложности», «Темы сочинений и рефератов», «Рекомендуемая литература». С вопросами и заданиями ученик встретится и в тексте самих статей. Они порой очень интересны и неожиданны: «Чему учился Пушкин у Вяземского, чему Вяземский – у Пушкина?». «В чем трагизм образа Хлестакова?». Таким образом, первую половину XIX века можно по этому учебнику изучить не только с пользой, но и с удовольствием.
Вторая часть, написанная Ю.В.Лебедевым («Дрофа»), несколько менее удачна. Исчезли задания внутри главок, пропали неожиданные вопросы, да и те, что остались, порой предполагают ответ общими словами, а не конкретный анализ текста. Например, «Почему противостояние отцов и детей относится к вечным проблемам?». На мой взгляд, слишком многое автор говорит сам, оставляя маловато пространства для размышлений ученикам, поэтому эту книгу можно рекомендовать учителю или абитуриенту, а школьнику предложить вопросы, которые с помощью этого учебника без особого труда придумает учитель.
XX век в этой линии предстает перед нами в пособии большого коллектива авторов под редакцией В.Агеносова (издательство «Дрофа»). Соавтором литературоведов в создании этой книги выступил один из самых известных московских учителей литературы, Э.Безносов, и сразу хочется отметить удачную методическую часть учебника. (Ее структура такая же, как и в 10-м классе). В нем много вопросов, над которыми действительно было бы интересно подумать. В то же время сохраняется установка на диалогичность литературного процесса – тексты разных авторов постоянно сопоставляются, ученик постоянно обращается к литературе XIX века. Видно, что авторы стремились познакомить читателя с возможно более широким кругом авторов и текстов, и если даже не все из них будут прочитаны в 11-м классе, когда времени у ребят в обрез, возможно, они вернутся к ним позднее.
Комплект В.Маранцмана (издательства «Классикс-Стиль» и «Просвещение») построен по иному принципу, нежели перечисленные ранее комплекты. Каждый учебник в средней школе посвящен какой-то глобальной теме: в 5-м классе это движение времени, в 6-м – человек и его поступок (изменение понятия «смысл жизни» у героев разных эпох), в 8-м – человек и его время. В 9-м классе эта логика несколько нарушается.
Автор использует интересную схему работы над текстом: сначала ученику предлагается вспомнить свои личные переживания, поразмышлять на определенную тему, а потом уже читать подобранные тексты, сравнивая свои и авторские переживания. Причем на одну и ту же тему предлагается сразу несколько разных стихотворений, и ученик как бы оказывается в ряду великих писателей: «у них так, у тебя – иначе». Разговор с читателем уважительный, без скидок на возраст, анализ текстов – серьезный. Есть глубокие философские вопросы, например: «Почему в народной сказке всегда побеждает добро, а конец авторской может быть печален»? Хочется отметить язык самого учебника – без излишней наукообразности и без сюсюканья.
Еще одна методическая особенность этой серии: здесь много размышлений самого автора учебника над текстом; с одной стороны, хорошо, что детям дается образец рассуждения, с другой – иногда эти рассуждения содержат даже ответы на заданные детям вопросы.
Это один из немногих учебников, где предлагается система обучения написанию сочинений. В связи с изучаемыми произведениями рассматриваются различные типы тем, дается дополнительный материал, примерный план, образцы рассуждений.
Линия учебников Р. и Е.Бунеевых (издательство «Баласс») уникальна. Если разобранные выше книги при выборе основной логики построения исходили из предмета и располагали тексты по историческому, культурно-тематическому принципу или в связи с понятиями теории литературы, Бунеевы исходят из психологии ученика. Если большая часть учебников в худшем случае пытается учить детей жить, а в лучшем – понимать текст, то Бунеевы, прежде всего, хотят, чтобы ученики полюбили читать, получили от книги удовольствие. И возможно, для обычной средней школы эта задача урока литературы действительно первична.
Учебник 9-го класса построен несколько иначе. В нем согласно требованиям концентрической системы представлена история литературы с начала XIX до XX века, но методическое обеспечение намного более серьезное. Там учитель найдет и краткий рассказ о литературном процессе изучаемого периода в целом, и отрывки из литературоведческих статей. При работе над некоторыми текстами, например, лирикой начала XX века, рассказами А.Чехова и А.Платонова, авторы используют такой удачный прием, как подчеркивание и комментирование наиболее важных строк (жаль, что этот прием не использован в 5 и 6-м классах). В то же время анализ лирики часто сводится к предложению подтвердить текстом идею автора учебника, а анализ прозы и драматургии – к общему обсуждению проблем текста.
Необходимо упомянуть близкие по идее к учебникам Бунеевых (тоже тематические) учебники Л.Стрельцовой и Н.Тамарченко (издательство «Ювента»). Они тоже продолжают свою линию начальной школы, но в отличие от линии Бунеевых насыщены литературоведческим и культурологическим материалом. Они порой трудноваты, но если учителя не удовлетворяют стандартные схемы, ему стоит посмотреть эти учебники. Они написаны очень точно с научной точки зрения, хотя не всегда учитывают психологию ученика.
Еще один интересный комплект написан практиками, учителями 91-й московской школы Г.Кудиной и З.Новлянской (издательство «Оникс XXI век»). Эти учебники тоже продолжают курс начальной школы и состоят в каждом классе из двух частей. Первая достаточно традиционна, хотя и содержит удачный анализ текстов, а вторая совершенно уникальна. Из класса в класс ученики знакомятся с историей мировой литературы, начиная с поэзии Древнего Египта. Таким образом, в рамках этой серии изданы хрестоматии с текстами, которые порой можно найти только в «Библиотеке всемирной литературы». Поэтому, если бы учитель хотел познакомить ребят с мировой литературой, – эти хрестоматии незаменимы.
Что касается изучения зарубежной литературы, можно воспользоваться также учебниками-хрестоматиями И.Шайтанова, которые выходили как в составе линии «Просвещения» под редакцией В.Коровиной (для 5–7 и 8–9-х), так и отдельными изданиями (для старших классов). Они содержат и отрывки, и вопросы для анализа, и необходимые историко-литературные материалы по разным периодам зарубежной литературы.
Примерные учебно-методические линии школьных учебников по литературе
Классы | Принцип организации материала | |||||||
Историко-литературный | Лтературоведческий | Тематический | ||||||
5 | Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа») | В.Kоровина, В.Журавлев, В.Kоровин Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение») | М.Снежневская, О.Хренова (под ред. Г.Беленького) Литература. 5 класс. Начальный курс. Учебник-хрестома-тия. («Мнемозина») | Г.Меркин Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово») | М.Ладыгин (ред.) Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев («Дрофа») | А.Kутузов и др. В мире литературы. 5 класс. Учебник («Дрофа») | В.Маранцман (ред.) Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия («Kлассикс-Стиль») | Р.Бунеев, Е.Бунеева Шаг за горизонт. 5 класс. Учебник-хресто-матия «Баласс») |
6 | Т.Kурдю-мова (ред.) Литерату-ра. 6 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа») | В.Полухина Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение») | М.Снежневская, О.Хренова (под ред. Г.Беленького) Литература. 6 класс. Начальный курс. Учебник-хрестома-тия. («Мнемозина») | Г.Меркин Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово») | М.Ладыгин Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев («Дрофа») | А.Kутузов и др. В мире литературы. 6 класс. Учебник («Дрофа») | В.Маранцман (ред.) Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия («Kлассикс-Стиль») | Р.Бунеев, Е.Бунеева Год после детства. 6 класс. Учебник-хрестоматия «Баласс») |
7 | Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа») | В.Kоровина Литература.7 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение») | Г.Беленький. Литература. 7 класс. Начальный курс. Учебник-хрестома-тия. («Мнемозина») | Г.Меркин Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово») | М.Ладыгин Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев («Дрофа») | А.Kутузов и др. В мире литературы. 7 класс. Учебник («Дрофа») | В.Маранцман (ред.) Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение») | Р.Бунеев, Е.Бунеева Путь к станции «я». 7 класс. Учебник-хрестоматия «Баласс») |
8 | Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа») | В.Kоровина, В.Журавлев, В.Kоровин Литература. 8 класс. Учебник- хрестоматия («Просвещение») | Г.Беленький Литература. 8 класс. Начальный курс. Учебник-хрестома-тия. («Мнемозина») | Г.Меркин Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово») | А.Есин, М.Ладыгин, Н.Нефедов, Т.Тренина Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев («Дрофа») | А.Kутузов и др. В мире литературы. 8 класс. Учебник («Дрофа») | В.Маранцман (ред.) Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение») | Р.Бунеев, Е.Бунеева Путь к станции «я». 8 класс. Учебник-хрестоматия «Баласс») |
9 | Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа») | В.Kоровина, И.Збарский, В.Kоровин Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение») | Г.Беленький Русская классика. 9 класс. Учебник-хрестома-тия. («Мнемозина») | А.Есин, М.Ладыгин, Н.Нефедов, Т.Тренина Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев («Дрофа») | А.Kутузов и др. В мире литературы. 9 класс. Учебник («Дрофа») | В.Маранцман (ред.) Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение») | Р.Бунеев, Е.Бунеева, О.Чиндилова. История твоей литературы. 9 класс. Учебник-хрестоматия «Баласс») | |
10 | А.Архангельский, Ю.Лебедев Русская литература. 10 класс («Дрофа») | В.Kоровин (ред.) Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник («Просвещение») | Г.Ионин Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник («Мнемозина») Ю.Лыссый Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник-практикум. («Мнемозина») | В.Сахаров, С.Зинин Литература. 10 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово») | А.Kутузов и др. В мире литературы. 10 класс. Учебник («Дрофа») | В.Маранцман (ред.) Литература. 10 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение») | ||
11 | В.Агеносов Русская литература XX века. 11 класс. Учебник («Дрофа») | В.Журавлев (ред.) Русская литература XX века. 11 класс. Учебник («Просвещение») | Ю.Лыссый Русская литература. XX век. 11 класс Учебник-практикум. («Мнемозина») | В.Чалмаев, С.Зинин Литература. 11 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово») | А.Kутузов и др. В мире литературы. 11 класс. Учебник («Дрофа») | В.Маранцман (ред.) Литература. 11 класс. Учебник-хрестоматия («Kлассикс-Стиль») |
Заключение
Еще в ХIХ веке В.Г. Белинский говорил о детях, как о гостях настоящего и хозяевах будущего. Это значит, что, подготавливая специалистов сегодня, преподаватель всегда должен ориентироваться на завтрашний день.
Современная школа должна помочь учащемуся творить себя, быть скульптором, архитектором своей судьбы. Формирование личности в вузе должно идти по пути расширения ее творческих возможностей, раскрытия ее потенциала, выработки самокритичного отношения к самомусебе, окружающему миру, своей деятельности. Следует также учитывать и то, что XXI век будет веком профессионалов, основным критерием которых служит компетентность.
Для достижения достаточного уровня компетентности каждый специалист должен научиться добывать новую информацию и обновлять знания. При этом надо не только знать и понимать суть проблемы, но и уметь ее разрешать. Компетентность предполагает также способность формировать альтернативные варианты решаемой задачи, выбирать оптимальные решения. Для этого необходимо уметь анализировать, обладать критическим складом ума. Такие свойства творческой личности должна формировать современная технология обучения.
Для воспитания творческой личности необходимо создать новую систему образования, которая обеспечивала бы соответствие образовательных потребностей каждого студента его склонностям, интересам и возможностям. Учащийся должен уметь учиться сам. Преподаватель же должен управлять процессом обучения, т.е. мотивировать, организовывать обучение, консультировать и контролировать ученика.
Проведя сравнительный анализ учебников по литературе для 9 класса, мы выяснили, что все они очень разные. Имеют место быть и методические находки, и некоторые неточности, и нудные перечисления.
Учебное издание – это особый вид издания. Форма подачи материала в нем отличается от изложения материала диссертации, научного отчета, монографии. Главная функция учебного издания дидактическая, предназначено оно для обучения. Излагаемый в нем материал должен быть систематизирован, обработан дидактически и методически, а также должен соответствовать учебной программе.
Подготовка таких изданий – трудная задача. И, конечно, нельзя с уверенностью утверждать, что выпускаемые учебные издания всегда отличаются высоким качеством. Причина тому – неподготовленность многих авторов изданий в вопросах педагогики, психологии, книговедческой типологии.
Список литературы
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной. - М, Просвещение, 2004. - с.70-78.
Александрова Е.Я. Образование в истории культуры России // Культурология в теоретическом и прикладном измерениях. - М, 2004. - с. 14-22.
Ананьев М.А. Образование и научно-технический прогресс. - М, 2005. - с. 44-50.
Беляева Л.А. Социокультурные основания педагогической деятельности. -Екатеринбург, 2004. - с. 22-25.
Берулова М.Н. Теория и практика гуманизации образования. - М, Гелиос, 2005. - с. 45-47.
Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М, Просвещение, 2005. - с. 56-68.
Горяинова О.И. Образование в контексте массовой культуры // Культура: шаг в XXI век: Сб. науч. тр. - М, 2006. - с. 11-13.
Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. Под ред. А.В. Петровского. С-Пб, 2004г., с.22.
Данильчук В.Н. Личностно-гуманитарная парадигма в построении частных методик // Известия Российской Академии образования. 2005. - № 1, с. 25.
Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М, 2005. - с. 56-61.
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. - М, Просвещение, 2004. - с.110-117.
Колесниченко Л.Ф. Эффективность образования. - М, 2004. - с. 143-145.
Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М, 2004. - с.17-33.
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 2006. - № 2.
Смирнова З.А. Воспроизводящие и творческие работы учащихся при закреплении материала по литературе//Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся в обучении. Под ред. И.Т. Огородникова. М, 2005. - с.76.
Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 2005. - № 11.
Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2005. - с. 137.