Конституционное право
Мотивом отказа в рег-ии может быть только несоблюдение зкона. В случае отказа кондидату выдаётся копия реш-ия коммисии о мотивации отказа. Кондидаты на время проведения выборов освобождаются от военной службы, сборов, и т.п.Образование избер-х округов и участков.
Округа образуются на основании инфор-ии от исполнит-ых органов гос-й власти и ОМС. Границы округов и число избер-ей в каждом округе Дф-ся соотв-ей коммисией не позднее чем за 60 дней до голосования. Изберательный округ составляет единую территорию, при его образовании учитывается Админ-Терр-ое деление. Для проведения голосования округа разбиваются на учустки, они образуются главой муниц-го образования. Если в округе не зарегистрирован ни один кондидат или их число меньше установленого числа мандатов то выборы в данном округе по реш-ию коммисии откладываются на срок не более 4 мес. Для дополн-го выдвиж-ия кондидатов и осущ-ия послед-их избер-ых действий.
Правовой статус центизберкома и изберкомов S-ов РФ (ЦИК и ИК).
ЦИК действует на постоянной основе и руководит дей-тью ИК по выборам през-та, депутатов гос-думы и в иные органы, а так же по проведению референдумов. Срок полномочий ЦИК – 4 года. ЦИК состои из 15 членов: 5 предст-ей през-та, 10 от палат парл-та. Члены ЦИК должны иметь высшее юр-ое образование либо учёную степень в области пр. Тайным голосованием члены избираю председателя, его зама и секреторя. ЦИК совместно с ИК S-ов: 1. Осущ-ют контроль за соблюденим избер-ых пр и пр на участие в референдуме. 2. Организует систему учёта изберателей. 3. Разрабатывает нормотивы технологического оборудованья для работы ИК и осущ-ет контроль за их соблюдением. 4. Осущ-ет меры по орг-ии системы финансированья выборов и референдума, установления результатов выборов. 5. Распределяет седства из федерального бюджета на обеспечение, подготовку и проведение выборов и референдума, контролирует их целевое назначение; оказывает пр-ю, методическую, организа-онно технич-ю помощь ИК.
Полномочия ЦИКа по выборам през-та и депутатов гос-думы конкретизированы в соот-их законах.. Дей-ость ИК по выборам в орг-ы гос власти S-ов РФ и выборные ОМС действуют в соот-ии с ФЗ, актами S-ов и уставами муниц-ых образ-ий. ИК независимы от гос-ых орг-ов и ОМС, их акты обязательны для этих органов. Гос органы, ОМС, общест-ые объединения, предприятия, учереждения, орг-ии, СМИ, и их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие.
Изберательный процесс и его стадии.
Проведение выборов состоит из нескольки стадий. От назнач-я даты выборов до обьявления результатов. В процессе учавствуют СМИ, полит-ие партии, общ-ые орг-ии и гос-ые органы, органы по проведению выборов. С момента начала процесса порядок проведения и условия выборов меняться не могут,т.к. это может привести к нарушению пр изберателей. Стадии: 1. Составление списков изберателей. В них включаются все граж-не РФ обладающие на день голосования активным избер-ым правом. Список изберателей сост-ся участковой изберком-ей по каждому участку на основании сведений от главы муниц-го образ-ия, каторый проводит учёт два раза в год. Граж-ин может быть включён только в один список. Список предост-ся для ознакомления не позднее чем за 20 дней до выборов. 2. Образование избер-х округов и участков. Округа образуются на основании инфор-ии от исполнит-ых органов гос-й власти и ОМС. Границы округов и число избер-ей в каждом округе Дф-ся соотв-ей коммисией не позднее чем за 60 дней до голосования. Изберательный округ составляет единую территорию, при его образовании учитывается Админ-Терр-ое деление. Для проведения голосования округа разбиваются на учустки, они образуются главой муниц-го образования. Если в округе не зарегистрирован ни один кондидат или их число меньше установленого числа мандатов то выборы в данном округе по реш-ию коммисии откладываются на срок не более 4 мес. Для дополн-го выдвиж-ия кондидатов и осущ-ия послед-их избер-ых действий. 3. Формирование изберкомов на каждом уровне происходит на Дф-ой пр-ой базе. 4. Порядок Выдвижния и рег-ии кондидатов Пр выдвиж принадлежит избер-ым объед-ям и блокам, а так же лицам в порядке самовыдвижения. Реш-ия о выдвижении кондидатов от избер-ых объед-ий и блоков принимаются тайным голос-ием. В их поддержку собираются подписи. Максим-е число подписей – 2% от общ числа изберателей. Кондидат не может быть уволен по инициативе админ-ии во вр проведения выборов. Мотивом отказа в рег-ии может быть только несоблюдение зкона. В случае отказа кондидату выдаётся копия реш-ия коммисии о мотивации отказа. Кондидаты на время проведения выборов освобождаются от военной службы, сборов, и т.п. 5. Предвыборная аггетация. Кондидатам и избер-обьединениям гарантируется равный доступ к СМИ. Так же могут проводится дебаты , демонстрации, митинги. Долж-ые лица, зарег-ые кондидатами освобожд-ся от выполн-ия своих обяз-ей на время выборов. Журналистам, долж-ым лицам СМИ и работникам ГТРК запрещается учавствовать в аггетации, если они явл-ся кондидатами или их представителями. Предвыборная аггетация начинается с момента рег-ии и прекращ-ся за день до выборов. 6. Порядок голосования и подсчёт голосов изберателей. Голосование проводится в календарный выходной день, население оповещается ч/з СМИ не позднее чем за 20 дней. Имеется возможность досрочного голосования. Подсчёт голосов осущ-ся членами изберкома. Недейст-ми признаются билютени неустановленой формы. После подсчёта голосов сост-ся протокол об итогах голос-ия. Сроки хранения всей документации в изберкомах уст-ены законо-дат-ом.
Понятие избирательного права и избер-й системы.
Избер-ая сис-ма – это савокупность пр-ых норм регулирующих порядок предоставления изб-ых пр , проведения выборов и Дф-ие резултатов голосования - усечённый смысл. В узком смысле различается прпорциональное и мажоритарная избер сис-мы. Пропорцио-ая- депутатские мондаты распределяются пропорционально поданым голсам. Мажоритарная- распределение мондатов по избирательным округам на основе большинства поданых голосов. Избир-е пр в широком смысле – это савокупность норм и правил регул-их изберательный процесс от начала до конца. В узком смысле это нормы рег-ие порядок предост-ия пр участия в выборах (активное - избирать, пассивное – быть избранным). Понятие сис-мы пр включ-ет в себя порядок избрания пяти органов гос-ва: Пре-та, депутатов гос-думы, глав админ-ий S-ов, депутатов S-ов РФ, и ОМС. S-там предоставлено пр только принимать акты по поводу составления списков избирателей , создания избер-ых участков и изберкомов. В КРФ нет раздела об избер-м пр и избер-ой сис-ме, закреплено только в общей форме активное и пассивное избер-е пр.
Избер-ые объединения и блоки.
Они обладают пр выдвижения кондидатов. Реш-ия о выдвиж-ии принимаются на соответствующих уровнях, на федер-ых и региональных, местных сбездах этих объединений. Объед-ия могут объединяться в блоки, каторые пользуются пр-ми обьединений. Выдвиж-е кондидата от блка произв-ся на съезде конфедерации блоков. Обьединения могут быть только в одном блоке и не могут выступать в кач-ве самостоятельных изб-ых обьединений. Реш-ия о выдвижении кондидатов от избер-ых объед-ий и блоков принимаются тайным голос-ием. В их поддержку собираются подписи. Максим-е число подписей – 2% от общ числа изберателей.
Изберательные комиссии и комиссии по референдумам.
Они обеспечивают реализацию и защиту избер-ых прв гр-ан и осущ-ют подготовку и проведение выборов. Сущ-ют: Центральная избер-ая комиссия РФ, Изберкомы S-овРФ, Окружные изберкомы, территориальные (районные, городские), и участковые. Изберкомы действуют в кач-ве комиссий референдума, они действуют на пр-ой основе. В подготовке и проведении выборов комиссии независимы от гос-ых органов и ОМС. Акты комиссий в пределах их компетенции обязательны для исполнения (соответственно уровню). Гос органы, ОМС, общест-ые объединения, предприятия, учереждения, орг-ии, СМИ, и их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие. В состав изберкомов не могут входить депутаты, кондидаты и их доверенные лица, судьи, супруги и близкие родственики кондидатов либо лица находящиеся в их непосредств. Подчинении. Дей-ть изберкомов осущ-ся гластно и открыто и основывается на коллегиальности; Все реш-ия принимаются большенством голосов, несогластные члены могут высказать своё особое мнение, кторое председателем должно быть доведено до вышестоящей комиссии. Реш-ия комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд или вышестоящюю комиссию.
Порядок голосования и подсчёт голосов изберателей.
Голосование проводится в календарный выходной день, население оповещается ч/з СМИ не позднее чем за 20 дней. Имеется возможность досрочного голосования. Подсчёт голосов осущ-ся членами изберкома. Недейст-ми признаются билютени неустановленой формы. После подсчёта голосов сост-ся протокол об итогах голос-ия. Сроки хранения всей документации в изберкомах уст-ены законо-дат-ом.
Правовой статус органов судебной власти S-ов.
К судам S-ов относятся: Уставные суды, Суды общей юритдикции S-ов. К-ый статус судебных органов в республиках часто расходтся со статусом установленым в ФКЗ , если одни из них призн-ся частью Суд-й сис-мы (бурятия, Адыгея и т. д.) то др закрепляются вне связи с суд-ой системой РФ (Татарстан, САХА). К-ые суды в республиках создаются в кач-ве высшего органа суд-ой власти по защите К-го строя республики. Их компетенция схожа с компетенцией К-го суда РФ.
Правовой статус органов законодательнои власти в S-ах РФ
З-д-ные (представительные) органы вл-ти в S-ах принимают К-ии (уставы),законы,бюджеты.В респ-ах, краях, областях зак-дат-ая влсть осущ-ет народное представт-во и осущ-ют законодат-ую власть. Но в вопросах компетенции и отнош-ий с ОИВ орг-ны зак-дат-ой власти разных S-ов неодинаковы. Различия касаются форм орг-ии зак-дат-го процесса и процедур рассмотр-я ?-ов.
Определение резултатов выборов условия признания выборов недейст-ми.
После подсчёта голосов сост-ся протокол об итогах голос-ия. Протокол о итогах выборов передаётся в окружную ИК она признаёт выборы недейст-ми если допущеные нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизьявления избирателей. Установление итогов голосования осущ-ся в присутствии наблюдателей представляющих кондидатов и избирательные объединения, а так же м/д-народных наблюдателей. Вся документация ИК подлежит хранению, сроки хранения всей документации в изберкомах уст-ены законо-дат-ом.
Государственные органы в РФ: понятие, признаки, виды.
Понятие складывается из савокупности 3-х признаков:
Каждый орган гос власти создаётся в соответсвии с установленым К-ей и законами или др пр-ми актами порядком. Порядок создания органов может предусматривать участие в создании не одного а нескольки органов гос власти. Органы гос власти могут создаваться преобразовываться и ликвидироваться не только законами, но и указами през-та, это касается ОИВ(аналогчное положение в S-ах).
Орган гос власти наделён властными полномочиями т.е. его реш-ия обязательны для всех и подкрепляются принудительной силой гос-ва. Органы власти издают пр-ые акты, каторые уст-ют порядок использованья граж-ми тех или иных пр., регулируют отнош-ия м/д граж-ом и гос-ом в Дф-ой мере, на определённом уровне, и в Дф-ой области. Полномочия органа гос власти образуют его компетенцию, граници кат-ой очерчиваются предельно чётко во избежание превышения власти. Компетенция обычно устонавл-ся при создании органа нормативными актами в последствии она может изменяться и дополняться. Компетенция подчёркивает самостоятельность органа , не имеет компетенции как правило внутренние подазделения органа гос власти.
Дей-ть органов гос-ва осущ-ся в формах и методах (основных), установленых актами.
Из названых признаков видно , что каждое гос-е учереждение явл-ся органом гос власти. Не являются такими гос-ые прдприятия, учебные заведения и т.п. Органы гос власти состоят из выборных депутатов или назначаемых гос служащих, наделённых властными полномочиями, но орган власти может быть в лице одного чел-а(през-нт, ген-прокурор) – эти долж-ые лица дейст-ют в силу КРФ и законов и несут ответс-ть только перед теми кто их избрал или назначил.
В РФ есть ОМС они обладают особой природой; хоть они и не входят в систему органов гос власти , но три признака применимы к ним.
Классификация: (помогает уяснить специфику каждого органа) 1. По уровню дей-ти: Федеральный и Уровень S-ов.
Органы Законодательной власти. (парламент), ОИВ и органы судебной власти.
Органы с особым статусом(не входящие ни в одну из 3-х властей, но создаваемые в соот-ии с К-ей): 1.Пркуратура РФ- осущ-ет надзор за исполнением законов в РФ К-ия относит её к судебной власти. 2. Центральный банк РФ – денежная эммисия осущ-ся только им, его осн-ая ф-ия – защита устойчивости рубля; Банк независим в своей дей-ти. 3. Счётная плата РФ- орган финансового контроля, образуемый Фед-ым собранием и подотчётен ему. 4. ЦИК 5. Уполномоченый по пр чел-ка – назнач-ся гос думой. 6. Академии наук.
Свобода информ-ии.
КРФ закрепила пр каждого искать и получать инф-ию, следовательно гос-во обязано предоставлятьинтересующие сведенья, если они не сос-ют гос-ой тайны. Каждый в пр передовать, производить и распостронять инф-ию любым законным способом, под личную ответст-ть. Цензура запрещена. Восприпятсв-ие дей-ти СМИ влечёт за собой Уг. , Админ-ю, и др ответст-ти.
Правовой статус депутатов Федерального собрания.
Он складывается из их пр обя-тей и ответ-ти, он Дф-ся конституцией и ФЗ о статусе депутата. Они обладают особой право- и дееспособностью, с тем что-бы они могли учавствовать в законотворчестве и осущ-ии др ф-ий парламента. Депутаты гос думы избир-ся населением, а члены совета федерации по должности. Гос-дума работает на пост-ой основе, а сове федер-ии не пост-ый. Депутаты думы предст-ют весь народ в целом, а члены Сов. Федер. Свои S-ты. В отл-ии от члена Сов. Фед. Депутат работает на профес-ой основе он не может находится на гос службе, заниматься др оплачеваемой дей-тью (кроме преподав-ой, научной и т.п.) Срок полномочий депутата думы начинается со дня избрания депутата и прекращается со дня начала работы новой думы. Срок члена Сов. Фед. Дф-ся сроком его долж-ых полномочий. Срок полномочий члена СФ начинается с принятия СФ реш-ия о призн-ии его полномочий и заканчивается так же Полномочия депутата прекращ-ся в случаях: утраты граж-ва, письм-го заявл-ия о слож-ии полномочий, избрания его в др органы гос власти или ОМС. Члены парламента выполняют поручения палат, направляют обращения и депутатские запрсы в орг-ы гос власти и ОМС.
Неприкосновенность – один ииз осн-ых эл-ов статуса парламентария и важнейшая гарантия его дей-ти. Парламентарии не могут бытьпривлечены к уг-ой, админ-ой ответс-ти, налогаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы и т.п., без согласия полаты, кроме случая задержания на месте прест-ия. Вопрос о лишении неприкосн-ти реш-ся палатами по предьявл-ию ген прокурора.
К-но-пр-ой статус гос думы.
Государственная Дума - нижняя палата Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, впервые избранного 12 декабря 1993 года одновременно с принятием новой Конституции.
Дума избирается на четыре года, но может быть досрочно распущена Президентом в случаях, предусмотренных Конституцией.
Полномочия: Дума принимает постановления простым большинством голосов от общего числа депутатов (за исключением случаев, когда Конституция предусматривает более высокий кворум). Законодательные: Государственная Дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции, которые вступают в силу после одобрения Советом Федерации, подписания Президентом и опубликования. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов. Двумя третями (300 голосов) Дума преодолевает вето Совета Федерации или Президента; одобряет федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции. Кадровые: • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (двумя третями голосов)
• дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
• решение вопроса о доверии Правительству РФ;
• назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение членов Совета директоров Центрального банка (12 человек), двух представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете (НБС) и других членов НБС (в пределах 6 человек по представлению Председателя ЦБ); • назначение и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; • назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; • назначение 5 из 15 членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; •назначение представителей Государственной Думы в Совете по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации; • назначение одного из 15 членов Коллегии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;
Экономические, Социальные права.
Эта группа пр не отделима от личных политических пр т.к. все пр связаны и сост-ют единый пр-ой статус чел-ка и граж-на. Прямоедействие этих норм относительно. Эти пр явл-ся стандартом првового гос-ва. По юрид-му содержанию пр делятся: 1. Пр прямого действия (частн собственость). 2. S-ые пр 3. Обязаности гос-ва содействовать грвж-ам.
Право мирно собираться.
Это пр принадлежит только гражданам РФ. КРФ закрепляет право мирно собираться без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия. Пикетированья. Цель: обсуждение общих проблем (политики). Зто связано с пр на свободу слова. Указпрез-та установил, что подаётся письменное уведомление в местную администрацию, не позднее чем за 10 дней до митинга. Инициатором может быть лицо достигшее 18 лет. В уведомлении указываются: цели, место, время, сроки проведения мероприятия. Админ-ия должна дать ответ не позднее чем за 5 дней до митинга, она в пр предложить что-либо изменить, но её реш-ие можно обжаловать в суд. Уголовно-наказ-мо нахождение на публ-ом мероприятии с оркжием или чем либо, что может принести вред жизни, здоровью или собств-ти. Собрания в закрытом помещ-ии не треб-ют спец-го разреш-ия, но на их участников распостроняются все треб-ия и запреты (оружие, антиК-ая агитация). Никто не в пр препятствовать проведению митингов; ОВД не в пр применять спец средства если только……..
Конституционный суд РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации -- судебный орган конституционного контроля, САМОСТОЯТЕЛЬНО И НЕЗАВИСИМО ОСУЩЕСТВЛЯЯЮЩИЙ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ ПОСРЕДСТВОМ К-ГО СУДОПРОИЗВОДСТВА.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА:
---ПРИДНАЗНАЧЕНИЕ-ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ.
---СТАТУС-СУДЕБНЫЙ ОРГАН.
---ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ И НЕЗАВИСИМОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ.
---ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТТВО.
Полномочия конституционного Суда РФ.
Вцелях защиты основ конституционного строя , ОСНОВНЫХ ПРАВ ИСВОБОД ЧЕЛОвека и гражданина , обеспечения верховенства и прямого действия КРФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ
1)разрешает дела осоответствии КРФ.
а)федеральных законов ,нормотивных актов Президента РФ,Совета Федерации,Государственной думы,Правительства РФ.
в)КОНСТИТУЦИЙ РЕСПУБЛИК,УСТАВОВ,А ТАКЖЕ ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ СУБЬЕКТОВ рф
б)ДОГОВОРОВ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЬЕКТОВ РФ . г)НЕ ВСТУПИВШИХ В СИЛУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РФ.
2)РАЗРЕШАЕТ ВОПРОСУ О КОМПИТЕНЦИИ.
а)МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.
б)МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОС-НОЙ ВЛАСТИ РФ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЬЕКТОВ РФ.
в)МЕЖДУ ВЫШИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ СУБЬЕКТОВ РФ
3)ПО ЖАЛОБАМ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН И ПО ЗАПРОСАМ СУДОВ ПРОВЕРЯЕТ КОНСТИТУЦИОННОСТЬ ЗАКОНА 4)ДАЕТ ТОЛКОВАНИЕ КРФ.
5)ДАЕТ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О СОБЛЮДЕНИИ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ВЫДВИЖЕЕНИЯ ОБВИНЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЕ ИЛИ СОВЕРШЕНИИ ИНОГО ТЯЖКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
6)ВЫСТУПАЕТ С ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВОЙ ПО ВОПРОСАМ СВОЕГО ВЕДЕНИЯ .
ДВОЙНОЙ ХАРАКТЕР ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ КОНСТИТУЦИОННОГОСУДА
С ОДНОЙ СТОРОНЫ,КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ЯВЛЯЕТСЯ ОРГАНОМ ПРАВОСУДИЯ , СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
С ДРУГОЙ СТОРОНЫ , КОНСТИТУЦИОННОЫЙ СУД ЯВЛЯЕТСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И В ЭТОМ КАЧЕСТВЕ СТОИТ В ОДНОМ РЯДУ С ДРУГИМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВА--ПРЕЗИДЕНТОМ, ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ , ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ .
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ ---САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННО-ВЛАСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ , ОНА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НЕТОЛЬКО КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ НО И ИНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ---ПРЕЗИДЕНТ И ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РФ.КОНТРОЛЬ,ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ , ЯВЛЯЕТСЯ ПОСЛЕДУЮЩИМ .ТО ЕСТЬ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РАЗРЕШАЕТ ДЕЛА О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РФ УЖЕ ВСТУПИВШИХ В СИЛУ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ДОГОВОРОВ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. ЕДИНСТВЕННОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ЭТОГО ПРАВИЛА ПРЕДУСМОТРЕНО ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ - СУД ПРОВЕРЯЕТ КОНСТИТУЦИОННОСТЬ ПОДПИСАННЫХ НО НЕ ВСТУПИВШИХ В СИЛУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВООРОВ .
3 ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД МОЖЕТ ОКАЗЫВАТЬ ЗНАЧЧИТТЕЛЬНОЕ ВВЛИЯЯНИЯ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОЛЬ ЗУЯСЬ ПРАВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ , ФОРМИРУЯ ПРЕЦЕДЕНТЫ ТОЛКОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЫХ НОРМ И ДАВАЯ ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ .
РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ВЛИЯЮТ НА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНУЮ ПРАКТИКУ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ И АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ,ПОСКОЛЬКУ ПО ЖАЛОБАМ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД И ПО ЗАПРОСАМ СУДОВ ОН ПРОВЕРЯЕТ КОНСТИТУЦИОННОСТЬ ЗАКОНАПРИМЕН.ННОГО ИЛИ ПОДЛЕЖАЩЕГО ПРИМЕНЕНИЮ В КОНКРЕТНОМ ДЕЛЕ.
ТРИ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
-----КОНСТ-ЫЙ СУД РФ РАССМАТРИВАЕТ И РАЗРЕШАЕТ ДЕЛА В ПЛЕНАРНЫХ ЗАСЕДАНИЯХ И ЗАСЕДАНИЯХ ПАЛАТ КОНСТ-ОГО СУДА РФ
-----КОНСТ-ЫЙ СУД РФ СОСТОИТ ИЗ 2 ПАЛАТ ,ВКЛЮЧАЮЩИХ В СЕБЯ 10 И 9 СУДЕЙ . ПЕРСОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ПАЛАТ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПУТЕМ ЖЕРЕБЬЕВКИ, ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОТОРОЙ УСТАНАВЛИВАЕТ РЕГЛАМЕНТОМ КОНСТ-ОГО СУДА РФ
---В ПЛЕНАРНЫХ ЗАСЕДАНИЯХ УЧАВСТВУЮТ ВСЕ СУДЬИ КОНСТ-ОГО СУДА , В ЗАСЕДАНИЯХ ПАЛАТ- СУДЬИ ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПАЛАТЫ.
---ПРЕДСЕДАТЕЛЬ И ЗАМЕСТИТЕЛБ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОНСТ-ОГО СУДА РФ НЕ МОГУТ ВХОДИТЬ ВСОСТАВ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ПАЛАТЫ .
---ПЕРСОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ПАЛАТ МЕНЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ 3 ГОДА.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСТ-ОГО СУДА В ПЛЕНАРНЫХ ЗАСЕДАНИЯЯХ ЯВЛВЕТСЯ ВЕДУЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМОЙ ЕГО РАБОТЫ.
4 Основные тринципы деятельности
а)независимость
б)коллегиальность
в)гласность
г)состязательность
д)равноправие сторон
5 Состав,порядок образования и срок полномочий
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей ,назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
Плномочия Конституционного Суда не ограничены определенным сроком.(срок полномочий судьи Конституционного Суда 12 лет-назначение на второй срок не допускается).
АКТЫ КОНСТ-ОГО СУДА РФ
АКТАМИ КОНСТ-ОГО СУДА РФ ЯВЛЯЮТСЯ РЕШЕНИЯ. ОНИ ПОДРАЗДИЛЯЮТСЯ НА ВИДЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ИХ СПЕЦИФИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ.
РЕШЕНИЕ , ПРИНЯТОЕ КАК В ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ТАК И В ЗАСЕДАНИИ ПАЛАТЫ КОНСТ-ОГО СУДА ИМЕНУЕТСЯРЕШЕНИЕМ КОНСТ-ОГО СУДА.
ИТОГОВОЕ РЕШЕНИЕ КОНСТ-ОГО СУДА ПО СУЩЕСТВУ ЛЮБОГО ИЗ ВОПРОСОВ НАЗЫВАЕТСЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ.
ИТОГОВОЕ РЕШЕНИЕ КОНСТ-ОГО СУДА ПО СУЩЕСТВУ ЗАПРОСА О СОБЛЮДЕНИИ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ВЫДВИЖЕНИЯ ОБВИНЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЕ ИЛИ СОВЕРШЕНИИ ИНОГО ТЯЖКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ ИМЕНУЕТСЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ.
ВСЕ ИНЫЕ РЕШЕНИЯ КОНСТ-ОГО СУДА ПРИНИМАЕМЫЕ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА.ИМЕНУЮТСЯ ЗАККЛЮЧЕНИЕМ.
ПОНЯТИЯ И ВИДЫ КОНСТИТУЦИИ
КОНСТИТУЦИЯ-ЭТО ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА,ВЫРАЖАЮЩИЙ ВОЛЮ ГОСПОДСТВУЮЩЕГО КЛАССА ИЛИ ВСЕГО ОБЩЕСТВА И ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ,ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИН.
КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОС-ВА УЧРЕЖДАЕТ ПОЛИТИЧЕСКУЮ ФОРМУ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА , СИСТЕМУ ГОСУДАРССТВЕННЫХ ОРГАНОВ, УСТАНАВЛИВАЕТ ПОРЯДОК ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И СПОСОБ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ЗАКРЕПЛЯЕТ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
ЗАКРЕПЛЯЯ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ УСТОИ ОБЩЕСТВА , ПОЛИТИЧЕСКУЮ ФОРМУ ЭГО СУЩЕСТВОВАНИЯ , КОНСТИТУЦИЯ СЛУЖИТ ПРАВОВОЙ БАЗОЙ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
ВОТЛИЧАЕ ОТ ОБЫЧНЫХ ЗАКОНОВ ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ СТАБИЛЬНОСТЬЮ И ДОЛГОВЕЧНОСТЬЮ. ЭТИ КАЧЕСТВА КОНСТИТУЦИИ ОБУСЛОВЛЕНЫ ДВУМЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ.
ВО-ПЕРВЫХ ,ВСИЛУ АБСТРАКТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ЕЕ ПОЛОЖЕНИЙ ОНА НЕ ПОДВЕРЖЕНА ПОСТОЯННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ. ВО-ВТОРЫХ ,ЖЕСТКАЯ ПРОЦЕДУРА ПО ВНЕСЕНИЮ В ЕЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ СЛУЖИТ ГАРАНТОМ ЕЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ И ДОЛГОВЕЧНОСТИ.
КОНСТИТУЦИИ ДЕЛЯТСЯ НА
------ПИСАНЫЕ-СОСТАВЛЕННЫЕ В ВИДЕ ЕДИНОГО ДОКУУМЕНТА
----НЕ ПИСАНЫЕ-СОСТОЯЩИЕ ИЗ ЗАКОНОВ ПАРЛАММЕНТА , СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ХАРАКТЕРА , СУДЕБНЫХ ПРЕЦЕДЕНТОВ И ПРАВОВЫХ ОБЫЧАЕВ.
ПО СПОСОБУ ИЗМЕНЕНИЯ , ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК И ДОПОЛНЕНИЙ КОКСТИТУЦИИ ДЕЛЯТСЯ НА
---ЖЕСТКИЕ -ЭТО КОНСТИТУЦИИ,ДЛЯ ПРИНЯТИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНА ЖЕСТКАЯ ПРОЦЕДУРА.
---К ОБЫЧНЫМ ОТНОСЯТСЯ ТЕ, КОТОРЫЕ ПРРИНИМААЮТСЯЯ И ИЗМЕНЯЮТСЯ В УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ ,Т.Е. ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ДЛЯ ОБЫЧНЫХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ЗАКОНОВ .
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СООТВЕТСТВИЯ ИЛИ НЕСООТВЕТСТВИЯ ТЕМ ФАКТИЧЕСКИМ ОБЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ , КОТОРЫЕ СЛОЖИЛИСЬ И ГОСПОДСТВУЮТ В ОБЩЕСТВЕ КОНСТИТУЦИИ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА
----ФИКТИВНЫЕ КОНСТИТУЦИИ НЕ ВЫРАЖАЮТ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ,КОТОРЫЕ ФУНКЦИОНИРУЮТ В СТРАНЕ. ОНИ ОТОРВАНЫ ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И СУГУБО ФОРМАЛЬНЫ.
----ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЖЕ ЯВЛЯЮТСЯ АДЕКВАТНЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ И ВОПЛОЩЕНИЕМ ФАКТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, КОТОРЫЕ СЛОЖИЛИСЬ В ОЬЩЕСТВЕ .ИМЕННО ОНИ СЛУЖАТ ПРАВОВЫМ КРИТЕРИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВА,СПОСОБА ИХ ОРГАНИЗАЦИИ ИДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ, ФАКТИЧИСКОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ.
ЦЕЛЬ ТОЛКОВАНИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ЮРИДИЧЕСКИ ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ,КАК ПОНИМАТЬ НОРМУ КОНСТИТУЦИИ, ДОПУСТИМО ЛИ ЕЕ РАСШИРИТЕЛЬНОЕ ПРИМИНЕНИЕ.
ТОЛКОВАТЬ КОНСТИТУЦИИЮ МОЖЕТ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД(ст 125 ч 5). ЭОТ ОБУСЛОВЛЕННОТЕМ, ЧТО КОНСТИТУЦИЯ БЫЛА ПРИНЯТА ПУТЕМ РЕФЕРЕНДУМА, НЕПОСРЕДСТВЕННО НАРОДОМ И ПОЭТОМУ ЕЕ ТОЛКОВАНИЕ МОЖЕТ ОСУЩЕССТТВЛЯТЬСЯ ОСОБЫМ ОБРАЗОМ--ПУТЕМ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЕКСТА НОРМ ТЕМ ОРГАНОМ ,КОТОРЫЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ ПУТЕМ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ДАЕТ ТОЛКОВАНИЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ--ПРЕЗИДЕНТА РФ, СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ,ПРАВИТЕЛЬСТВА.
Политические права и свободы
Вотличае от личных прав , которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку , политические права исвободы связаны с облоданием гражданства государства .
Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что насителем суверенитета и сдинственным источнииком власти в РФ является ее многонациональный народ.Эта важнейшая основа конституционногостроя РФ реальную и практическую реализацию получила через политические пправа каждого гражданина.
Граждане,ассоциированные как народ,осуществляют власть.
Граждане--каждый как таковой--учавствуют в осуществлении власти.
Ст.60 КРФ говорит что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном обьеме свои права и обязанности с 18 лет.
Осуществляет свои права гражданин в различных формах , как непосредственно , так ичерез своих представителей.Непосредственными формами явлаются участие граждан в референдуме,всенародным голосованием,путем реализации прав избирать и быть избранным.
Конституционно закреплено право граждан обращаться лично,а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы иорганы местного самоуправления. Это право-важное средство проявления общественно-политической активности граждан , заинтересованности в общественных делах,а также защиты своих прав.
Граждане России имеют равный доступ к государственной службе, право учавствовать в осуществлении правосудия.
Важным правом ,имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении делами государства, является
закрепляемое за каждым право на оъединение,включая право создавать профсоюзы для защиты своих прави интересов.(СТ.30 КРФ).
Закрепляется право граждан создавать по своему выбору общественные оьединения без предворительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В ст.5 Закона формируется понятие общественного объединения.Оно характеризуется как добровольное,самоуправляемое,некоммерческое формирование,созданное по инициативе граждан,объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности , равноправия , самоуправления , законности и гласности.
Государственная регистрация общиственного объединения не обязательна ,но необходима для приобретения прав юридического лица.
5 форм функционирования общественных объединений-
общественная организация (наличие членства),общественное движение - это массовое общественное объединение, преследующие социальные,политические и иные общественно полезные цели (нет членства,субьект составляющий эту организацию-именуется участником ), общественный фонд - эго цель является формирование имущества на основе добровольных взносов (нет членства ,субьект-участник),общественное учреждение - имеет целью оказание конкретного вида услуг , отвечающих интересам участников(нет членства,субьект-участник),орган общественной самостоятельности - цель-совместное решение социальных проблем ,возникающих у граждан по месту жительства, работыили учебы,направленное на удволетворение потребностей неограниченного круга лиц,чьм интересы связаны с достижением уставных целей и реализации программ органа общественной самодеятельности по сесту его создания
По территориальной сфере деятельности общественные объединения могут быть общероссийскими, (такое объединение,которое осуществляет свою деятельность на территории более половины субъектов Федерации и имеет там свои структурные подразделения.), межрегиональными( общественное объединение,в котором эти условия обеспечиваются на территории менее половины субьектов Федерации ), региональными( они действуют на территории одного субьекта Федерации) и местными ( осуществляет свою деятельность в пределах территории органа местного самоуправления).
Сущность Конституции.
ПО ВОПРОСУ О ТОМ , В ЧЕМ СОСТОИТ СУЩНОСТЬ КОНСТИТУУЦИИ, РАЗЛИЧНЫЕ ТЕОРИИ ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ НЕОДИНАКОВЫХ ВЫВОДОВ..
ОДНИМ ИЗ РАСПОСТРАНЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЯВЛ-СЯ ТРАКТОВКА СУЩНОСТИ КОНСТИТУЦИИ КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА. ПО НЕЙ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, ЧТО ВСЕ ЧЛЕНЫ ОБЩЕСТВА ЗАКЛЮЧИЛИ ДОГОВОР, ВОПЛОЩЕННЫЙ В КОНСТИТУИЮ,О ТОМ,НА КАКИХ ОСНОВАХ УЧРЕЖДАЕТСЯ ДАННОЕ ОБЩЕСТВО,ПО КАКИМ ПРАВИЛАМ ОНО ЖИВЕТ. ПО ЭТИМ КОНЦЕПЦИЯММ КОНСТИТУЦИЯ-- ВЫРАЖЕНИЕ СУВЕРИНИТЕТА НАРОДА, ПРОЯВЛЕНИЕ ЕГО ЕДИНОЙ ВОЛИ.
ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВИДЯТ СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ В ВОПЛОЩЕНИИ БОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДПИСАНИЙ ЧЕЛОВЕКУ О ПРАВИЛАХ ЖИЗНИ, СЧИТАЮТ,ЧТО В КОНСТИТУЦИИ ВОПЛОЩАЮТСЯ ИДЕИ ВЫСШЕЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ РАЗУМА.
НЕКОТОРЫЕ ШКОЛЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА СЧИТАЮТ, ЧТО СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ВОПЛОЩЕНИИ В НЕЙ МНОГОВЕКОВОГО ОПЫТА, ПОСТЕПЕННО СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ ТРАДИЦИЙ ДАННОГО НАРОДА.
ИМЕЮТСЯ И ТЕОРИИ . ОТРИЦААЮЩИЕ НАРОДНЫЙ ХАРАКТЕР КОНСТИТУЦИИ И СВЯЗЫВАЮЩИЕ ЕЕ СУЩНОСТЬ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВОЛЕЙ .КОНСТИТУЦИЯ ПРИ ЭТОМ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК САМООГРАНИЧЕНИЕ ВЛАСТИ .
СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ , ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕДЕМОКРАТИЧЕСКИХ НАЧАЛ ,