Государственное регулирование рынка стоматологических услуг Чувашской республики

Преимущество частного сектора над платным сегментом государственного и муниципального секторов в целом незначительное, хотя некоторые частные стоматологические учреждения по уровню внедрения новых технологий на порядок опережают другие.


3. Экономические факторы


Таблица 1.2

Объем валового регионального продукта в Чувашской Республике (по данным)

Наименование показателей

2003

2002

2001

2000

Валовой региональный продукт: 





вценахсоответствующих лет
42049,9

в сопоставимых ценах
14492,8

Валовойрегиональный продукт на душу населения, рублей: 





в ценах соответствующих лет
31308,1

в сопоставимых ценах
10790,6


Основные экономические показатели


Таблица 1.2

Основные социально-экономические показатели, характеризующие доходы и уровень жизни населения Чувашской Республики

Показатели

2002

2003

2004

2005

Денежные доходы населения, млн. руб. 32677,5 43164,4 49469,5
Реальные денежные доходы,в % к предыдущему году 112 115,7 102,6
Реальные располагаемые денежные доходы, в % к предыдущему году 111 114,7 102
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц 2069,8 2749,2 3165,9
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. 2461,3 3215 4048,2
Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году 120,5 114,4 112,7

Средний размер назначенных месячных пенсий на конец года, руб.

1316,1 1572,1 1797,3
Реальный размер назначенных месячных пенсий, в % к предыдущему году 109,1 105,5 103,3
Платные услуги населению, млн. руб. 6134,8 8261,5 10370,1
в % к предыдущему году(в сопоставимых ценах) 98,6 105,9 106,9
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, в % к общей численности населения 41,7 31,9 30,8
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов),в разах 7,7 8,6 9,1

Таблица 1.2

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов (в процентах от общей численности населения)


2002

2003

2004

2005

Все население 100 100 100 100
в том числе со среднедушевым денежным доходом в месяц, руб.



до 1000,0 16,4 8,1 5,5
1000,1-2000,0 43,6 32,6 26,8
2000,1-3000,0 23,5 26,5 25,9
3000,1-4000,0 9,6 15,2 16,9
4000,1-5000,0 3,9 8,0 10,1
5000,1-7000,0 2,3 6,5 9,3
свыше 7000,0 0,7 3,1 5,5

Таблица 1.2

Объем и структура платных услуг населению в области здравоохранения и отдыха


2001

2002

2003

2004

Платные услуги населению – всего 4343,3 6134,8 8261,5 10370,1
из них:



- медицинские 393,2 498,5 649,6 850,7
- санаторно-оздоровительные 85,7 121,3 121,8 197,5
- услуги физической культуры и спорта 5,0 11,0 18,9 25,4
В процентах к итогу,%
Платные услуги населению – всего 100,0 100,0 100,0 100,0
из них:



- медицинские 9,0 8,1 7,9 8,2
- санаторно-оздоровительные 2,0 2,0 1,5 1,9
- услуги физической культуры и спорта 0,1 0,2 0,2 0,2

Таблица 1.2

Средние потребительские цены на отдельные виды платных стоматологических услуг населению (на конец года, рублей)

Виды стоматологических услуг

2002

2003

2004

2005

Первичный осмотр больного у стоматолога, посещение 29,98 31,76 47,40 61,53
Удаление одного зуба под местным обезболиванием, удаление 65,48 73,67 100,26 135,02
Изготовление коронки, штука 185,76 240,06 311,92 361,91

Таблица 1.2

Индексы потребительских цен на платные стоматологические услуги населению Чувашской Республики (на конец года, в процентах к декабрю предыдущего года)

Виды стоматологических услуг

2002

2003

2004

Первичный осмотр больного у стоматолога, посещение 137,9 138,3 130,0
Удаление одного зуба под местным обезболиванием, удаление 130,2 137,0 136,1
Изготовление коронки, штука 124,4 114,5 129,9

Таблица 1.2

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организации отрасли «Здравоохранение» по формам собственности


Рублей

В процентах к итогу


2002

2003

2004

2002

2003

2004

Всего

1948,6

2226,9

2911,2

100,0

100,0

100,0

в том числе по формам собственности:





государственная 2229,0 2604,7 3306,7 114,4 117,0 113,6
муниципальная 1781,6 1989,2 2632,2 91,4 89,3 90,4
частная 2032,9 3460,9 4162,7 104,3 155,4 143,0

4. Политико-правовые факторы

Регулирование рынка стоматологических услуг с позиции законодательства можно разделить на уровни, регулирующие:

- отношения между врачом и пациентом;

- отношения между врачом и работодателем;

- отношения между стоматологическими учреждениями и фирмами поставщиками;

- отношения между стоматологическими учреждениями, фирмами поставщиками, потребителями и органами исполнительной власти и другими организациями.

К первому уровню относятся:

а) Закон о защите прав потребителей

б) Ст.111, 112Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с последними изм. и доп. от21 июля 2005 г.)

в) ст. 779, 780, 781, 782, 783 Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с последними изм. и доп. от 21 июля 2005 г.)

Ко второму уровню относятся:


К третьему уровню относятся:


К четвертому уровню относятся:

Налоговый кодекс Российской Федерации (с последними изм. и доп. от 22 июля 2005 г.)Подпункт 3/ Раздел VIII. Федеральные налоги (ст.ст. 143 - 346).Глава 23. Налог на доходы физических лиц (ст.ст. 207 - 233).Пункт 4 /

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с последнимиизм. и доп. от 9 мая 2005 г.)

Статья 33. Подтверждение соответствия в области пожарной безопасности

Специфика правового регулирования договора возмездного оказания сто­матологических услуг заключается в том, что на основании статьи 783 Гражданского кодекса РФ к нему могут применяться общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739). При этом подряд понимается как выполнение подрядчиком по заданию заказчика определенной работы и сдача ее результата заказчику, а бытовой подряд - как выполнение определенной работы с цепью удов­летворения личных потребностей граждан.

Обеспечение социальной поддержки населения Чувашской Республики:

Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по обеспечению их льготным зубопротезированием производится в соответствии с законами Чувашской Республики "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда", "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий". Финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами при амбулаторно-поликлиническом лечении, изготовлению и ремонту зубных, осуществляется за счет средств Фонда субвенций и субсидий республиканского бюджета Чувашской Республики, выделяемых бюджетам районов и городов Чувашской Республики.

STEP – анализ рынка стоматологических услуг

STEP – анализ включает в себя исследование внешней среды учреждения. К факторам внешней макросреды относятся: социальные –численность населения, возрастной состав населения, естественный прирост,заболеваемость, смертность и т.д. Технологические -уровень научно-технического прогресса, позволяющий внедрить новые технологии и на базе этого производить новые виды продукции, стандарты в области производства и потребления.Экономические – ориентация и структура хозяйства, состояние финансовой системы, уровень инфляции, конвертируемость денежной единицы, покупательная способность населения. Политические - социально-политический строй, особенности законодательной системы и ее исполнения.

Для составления таблицы 1,1 были выбраны факторы и сгруппированы по параметрам STEP-анализа, затем эти факторы были оценены по 5 – бальной системе, где 5 это наиболее важное значение для исследуемой проблемы, а 1 наименее важное значение.

Таблица 1.1

Анализ макросреды ???рынка стоматологических услуг

Чувашской Республики


Факторыи ихпараметры

Ранг (Р)

Цена веса фактора =

1/ Σ Р

Wi =Р*сумму Wi

Ai оценка

веса фактора

Pi парамет-

рический

индекс]

=Wi*Ai

1. Социальные факторы

Демографическая ситуация в Российской Федерации




Демографическая ситуация в Чувашской Республике




Численность населения Чувашской Республики




Продолжительность жизни населения Чувашской Республики





Стоматологическая болезненность и заболеваемость населения Чувашской Республики






Состояние стоматологической службы в Чувашской Республике




Социальные льготы




Пенсионное обеспечение




Сводный параметрический индекс по фактору сумма (Pi)


Всего



Технологические факторы

Уровень подготовки специалистов




Техническое обеспечение диагностики




Техническое обеспечение лечения, протезирования




Техническое обеспечение проведения профилактики стоматологических заболеваний




Техническое обеспечение качества медицинских инструментов




Внедрение стандартов оказания стоматологической помощи




Наличие стандартов лечения в стоматологии




Сводный параметрический индекс по фактору сумма (Pi)




Экономические факторы

Экономическое развитиеЧувашской Республики




Экономическая политика РФ в области здравоохранения




Экономическая политика Чувашской Республики в области здравоохранения




Уровень инфляции в ЧР




Курс рубля по отношению к доллару




Уровень прожиточного минимума населения ЧР




Уровень пенсионного обеспечения ЧР




Среднедушевые денежные доходы населения ЧР




Политика в области перераспределения доходов (покупка нового оборудования, материально-технического обеспечения);




Государственный и муниципальный заказ




Государственная поддержка программ, заказов и контрактов




Экономическое обеспечение государственных гарантий в области оказания стоматологической помощи




Экономическое обеспечение социальных льгот (бесплатное зубопротезирование)




Условия конкуренции




Экономическая самостоятельность стоматологических учреждений




Сводный параметрический индекс по фактору сумма (Pi)




Политические факторы

Политическая ситуация в РФ




Политическая ситуация в Чувашской Республики




Правовые факторы
Правовые акты РФ




Правовые акты ЧР










Сводный параметрический индекс по фактору сумма (Pi)




Административные факторы
Нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;




Аккредитация




Лицензирование




применение санкций




Установление фиксированных цен на услуги




Подготовка кадров










Сводный параметрический индекс по фактору сумма (Pi).





Wi = цена веса фактора* ранг;Ai – оценка веса фактора(от 1 до5)

Цена Wi = 1.сумму рангов;Pi – параметрический индекс = Wi*Ai

P(n) – сводный параметрический индекс


Вывод: Из приведённых в таблице данных наглядно видно, что наиболее значимыми для данного вида услуг являются технологические, а так же экономические факторы, на 3 месте – социальные, и на 4 месте – политические факторы.

2.1.2 Анализ ближнего окружения рынка стоматологических услуг Чувашской Республики. Анализ потребителей рынка стоматологических услуг

Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:

Периодичность обращения к стоматологу:

- обращаются 1-2 раза в год – 61,5%,

- 1 раз в несколько лет – 25,2%,

- 3-5 раз в год – 10,3%,

- Более 6 раз в год – 3%;

Причины обращения к стоматологу:

- по поводу выпадения пломбы -37,6%;

- по поводу острой боли или воспаления– 29,4%;

- с целью профилактического осмотра - 18,7%;

- с целью протезирования – 14,3%.

Население Чувашской Республики выбирает стоматологическое учреждение

- по рекомендации знакомых, друзей, родственников -52,9%;

- по близости к дому, месту работы, учебы – 22,6%;

- по стоимости лечения – 22,5%;

- по рекламе в СМИ – 2%.

Население Чувашской Республики обращается в стоматологическое учреждение

- в стоматологическую поликлинику по месту жительства - 41,7%;

- в частные стоматологические клиники – 37,7%;

- в стоматологическую поликлинику не по месту жительства– 20,6%.

Получая платные стоматологические услуги пациенты считают, что платят за:

- за внимательное отношение врачей – 38,7%

- за помощь, оказываемую с использованием более современных

лекарств, материалов и оборудования - 24,0%;

- за более быструю помощь -14,9%;

- за профессионализм -12,5%,

- за лучшие условия оказания помощи – 9,9%.

Как видно из представленных данных, главное достоинство платных медицинских услуг заключается во внимании со стороны медицинского персонала

Распределение ответов пациентов на вопрос о причинах неудовлетворенности качеством и организацией лечебного процесса в поликлиниках по месту жительства:

Причины неудовлетворенности

Доля опрошенных,%

Неудобное стоматологическое кресло 7,0
Устаревшее оборудование 18,5
Плохое санитарное состояние кабинета 4,3
Много пациентов в одном кабинете 12,6
Сложность с получением талона в регистратуре 32,3
Невозможность выбора врача 7,6
Грубость персонала 2,0
Долгое ожидание приема врача 32 14,2
Другое 1,5

Анализ поставщиков стоматологического оборудования и материалов на территории Чувашской Республики

Для определения наиболее известных фирм, была разработана анкета опроса главных врачей и директоров стоматологических учреждений и проведено анкетирование. Форма анкеты представлена в приложении №__.

Сегодня на рынке поставщиками стоматологических материалов на территории Чувашской Республики являются 6 фирм:

ООО «Рокада-Мед г. Чебоксары»;

ООО «Комед»;

ООО «Витадент»;

ООО «Ориент-сервис»;

ООО «Здрава»;

ООО «Сан-Фарм»;

В целом рынок стоматологических товаров на территории Чувашской Республики оценивается директорами фирм 2-3 млн. рублей в год.

Диаграмма 2.1

Доля рынка поставок стоматологического оборудования и стоматологических материалов


Было опрошенореспондентов в количестве 43 человек и выявленлидер среди фирм поставщиков - ООО «Рокада-Мед г. Чебоксары».

ООО «Рокада-Мед г.Чебоксары» - является официальным дилером компаний «3М ESPE», «Renfert», «Bisico», «Septodont» (Франция),«Аверон» (Россия), «Heraeus Kulzer» (Германия) и других известных производителей стоматологического оборудования и материалов. Входит в состав холдинга ООО «Рокада-Мед».

«Рокада-Мед» позиционирует себя как компания, ориентированная на развитие. Это означает, что мы нацелены на постоянное внедрение в практику работы компании различных нововведений.Это подразумевает не только поставку полного спектра товаров длястоматологии (свыше 3,5 тысяч наименований) и сервисное обслуживание проданного оборудования, но и обучение врачей передовым технологиям лечения на регулярно проводимых научно-практических семинарах и мастер - классах с участием ведущих российских и зарубежных стоматологов.


Параметры

1

2

3

4

5

6

Доля рынка поставок 54% 18% 9% 5% 7% 7%
Стоимость товаров на 10% выше средне рыночных цен на 4 % выше средне рыночных цен соответствуют средне рыночным ценам соответствуют средне рыночным ценам соответствуют средне рыночным ценам на 4% ниже средне рыночных цен
Гарантии качества поставляемых товаров +++ ++ + + + ++
Время от поступления заказа до получения 0,5-1,0 недели 1,0-1,5 недели 1,0-1,5 недели 1,0-1,5 недели 1,0-1,5 недели 1,0-1,5 недели
Имеют свой магазин + - - - + +
Степень «раскрученности» +++ ++ + + + +
Сотрудничество с органамивласти +++ ++ + + + +
Пунктуальность и обязательность выполнения поставок +++ ++

+


+ ++ ++
Гарантийный и постгарантийный сервис +++ ++ + + ++ +++
Уровень специализированности ++ ++ ++ ++ ++ ++
Количество работников, человек 6 3 3 3 4 3

Поставки стоматологических материалов в государственные и муниципальные стоматологические поликлиники осуществляется через тендер. В частные – по потребности.

Стоматологические товары не являются стандартными предметами потребления, поставляемыми на открытый рынок большим числом фирм, так как здесь действуют ограничения:

1. Рынок поставок не является открытым, т.к. на осуществление деятельности по поставкам стоматологического оборудования и стоматологических материалов требуется лицензия.

2. Общее количество фирм поставщиков – 6.

3. Спрос на стоматологические товары ограничен спросом населения на стоматологические услуги.

4. Сложность переключения на товары-заменители в силу «стереотипов» врачей-стоматологов. Например, стоматологи ортопеды привыкли работать слепочным материалом «Ypeen» и не заказывают другие слепочные материалы, хотя некоторые из них превосходят «Ypeen» по многим характеристикам.

5. Фирмы поставщики в силу ограниченного спроса вынуждены работать не только на рынке стоматологических товаров, но и переключаться на кардиохирургическое оборудование.

Анализ конкуренции на стоматологическом рынке

Чувашской Республики

Соперничество между стоматологическими учреждениями

А) конкуренция между сегментами рынка стоматологических услуг Чувашской Республики

Б) конкуренция внутри сегментов рынка стоматологических услуг Чувашской Республики

2.Попытки других медицинских учреждений войти на рынок стоматологических услуг Чувашской Республики

3.Возможность появления новых сильных конкурентов внутри отрасли

4.Способность поставщиков стоматологических материалов и оборудования диктовать свои условия

5.Способность потребителей стоматологических услуг диктовать свои условия


2.2. Внутренний анализ разных секторов рынка стоматологических услуг Чувашской Республики


Чтобы государство могло эффективно регулировать рынок стоматологических услуг в Чувашской Республике, необходимо иметь понимание, что же представляет собой сектора рынка стоматологических услуг на территории Чувашии сегодня. Для этого мы провели обзорное исследование рынка услуг государственных, муниципальных, частных стоматологических учреждений Чувашской Республики, которое и предлагаем Вашему вниманию. Представленный обзор подготовлен по материалам, полученным в ходе исследования 28 государственных, 22 муниципальных и 66 частных стоматологических учреждений, включая 7 учреждений федерального значения. Исследование проводилось нами с ноября 2004 года по декабрь 2005 года путем проведения сплошного телефонного опроса и выборочного посещения учреждений.

Для облегчения понимания ситуации на рынке стоматологических услуг ЧР под частными стоматологическими практиками мы будем понимать учреждения здравоохранения где оказывается стоматологическая помощь на основе выданной лицензии предпринимателям как с образованием юридического лица, так и без образования юридического лица.

Характеристика секторов рынка стоматологических услуг Чувашской Республики представлена в таблице 1.1.


Таблица 1.1

Характеристика секторов рынка стоматологических услуг Чувашской Республики


Общее количество

учреждений

Количество учреждений, ведущих платный прием Количество установок, шт. Норма времени на одного пациента, мин.
Государственные учреждения 28 4 150 20 (45*)
Муниципальные учреждения 38 38 630 20 (45*)
Частные практики 66 66 165 60

* - на платном приеме


Доля государственных стоматологических учреждений составляет21,2%, доля муниципальных – 28,8%, доля частных – 50%.

Из указанных в таблице 1.1 28государственных учреждений здравоохранения, оказывающие стоматологические услуги 28 (100%) поликлиник предназначены для обслуживания взрослого населения. Платные услуги оказываются в 4 (14 %) учреждениях государственного сектора.

Из указанных 38 муниципальных учреждений 2 (5%) являются специализированными детскими стоматологическими поликлиниками,36 предназначены для обслуживания взрослого населения. Только 11 (29%) – являются самостоятельными стоматологическими поликлиниками. Платные услуги оказываются во всех муниципальных учреждениях. 

Общая численность стоматологических установок, сосредоточенных в государственном секторе, составляет около 150 единиц, из которых примерно 28 (19%) предназначено для ведения платного приема. В муниципальном секторе - около 630 единиц, из которых примерно 40 (6%) предназначено для ведения детского приема. На платном приеме задействовано 144 (23%).

Общее количество стоматологических установок, эксплуатируемых в 66 частных стоматологических учреждениях, составляет 165.

Отношение числа установок к числу учреждений для государственного сектора составляет – 5,36, для муниципального сектора – 16,6, для частного – 2,5.

Основную долю частного сектора рынка (более 85,6%) занимают небольшие частные практики с количеством установок от 1 до 2. Средние клиники с количеством установок от 3 до 5 в совокупности занимают 14,5% рынка. Все стоматологические практики состоятиз одного филиала. Сетевых клиник на территории Чувашской Республики нет.

В государственном и муниципальном секторена бесплатный прием по нормативу отводится 20 минут на одного пациента, на платном приеме– 45 минут. В частном секторе время увеличено до 60 минут.


Структура стоматологических учреждений ЧР Кол-во
1 Учреждения, находящиеся в федеральной собственности, оказывающие только стоматологические услуги в рамках обязательного медицинского страхования;

4

2. Учреждения, находящиеся в федеральной собственности, оказывающие хозрасчетные стоматологические услуги

1

3. Учреждения, находящиеся в федеральной собственности, оказывающие одновременно стоматологические услуги в рамках обязательного медицинского страхования и хозрасчетные услуги

1

4. Учреждения, находящиеся в собственности субъекта РФ, оказывающие только стоматологические услуги в рамках обязательного медицинского страхования;

17

5. Учреждения, находящиеся в собственности субъекта РФ, оказывающие одновременно стоматологические услуги в рамках обязательного медицинского страхования и хозрасчетные услуги;

5

6. Учреждения, находящиеся в собственности субъекта РФ, оказывающие только хозрасчетные услуги 1
5. Учреждения, находящиеся в муниципальной собственности, оказывающие только услуги в рамках обязательного медицинского страхования по стоматологии;

нет

6. Учреждения, находящиеся в муниципальной собственности, оказывающие одновременно услуги обязательного медицинского страхования по стоматологиии хозрасчетные услуги; 38
7. Учреждения, находящимися в частой собственности, оказывающие стоматологические услуги на основе возмездного договора. 66*

* учитывалось количество частных стоматологических практик по месту осуществления деятельности


В отличие от негосударственных стоматологических клиник, государственные и муниципальные стоматологические учреждения на территории Чувашской Республики распределены относительно равномерно.

Проведение анализа по параметрам, характеризующим уровень оснащенности и универсализации среди государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающие стоматологические услуги, на наш взгляд, не имеет смысла, поскольку очевидно, что учреждения оказывают почти весь спектр услуг, рентгеновское оборудование имеется еще с советских времен, зуботехнические лаборатории присутствуют в каждом учреждении.

Возможности частных стоматологических практик по оказанию полного комплекса стоматологической помощи напрямую связаны с их оснащенностью и наличием лаборатории. Только 7% частных стоматологических практик обладают и собственной зуботехнической лабораторией, и радиовизиографом. Проблема отсутствия в практиках собственных лабораторий отчасти решается путем размещения ими заказов в лабораториях других клиник, а также привлечения многочисленных техников, работающих в домашних условиях, "на коленке", или техников, занимающихся частной практикой на своих рабочих местах. Ситуация с отсутствием рентгенологического оборудования более сложная – стоматологическая практика вынуждена направлять пациентов в другие организации или вообще игнорировать лучевую диагностику, что при проведении, например, эндодонтического лечения граничит с преступной безответственностью. Главная причина подобной ситуации кроется, прежде всего, в трудновыполнимых нормах и требованиях СЭС к эксплуатации данной техники. Многократно поднимался вопрос о пересмотре завышенных в ряде случаев требований Госсанэпиднадзора к оказанию стоматологической помощи. Однако, несмотря на усилия профессиональных ассоциаций стоматологов, в компетенцию которых входит решение этих вопросов, мало что меняется.

В таблице 2.2 представлено процентное распределение стоматологических учреждений по административным территориям Чувашской Республики.


Таблица 2.2

Распределение учреждений здравоохранения, оказывающие стоматологические услуги по административным территориям Чувашской Республики

Административные территории Численность населения, тыс. человек


Количество учреждений, оказывающие стоматологические услуги





Государственные учреждения Муниципальные учреждения Частные практики
Алатырский 20,5



1
Аликовский 20,6



1
Батыревский 40,6



1 1
Вурнарский 40,7


1 1 1
Ибресинский 28,1


1 1 2
Канашский 42,1


1

Козловский 25,3


1 1
Комсомольский 27,3



1 1
Красноармейский 17,3



1
Красночетайский 20,7



1
Мариинско-Посадский 26,6




1
Моргаушский 36,8



2
Порецкий 16,6



1
Урмарский 28,0



1
Цивильский 38,4


1 2
Чебоксарский 58,5


3 1 5
Шемуршинский 16,0



1
Шумерлинский 13,0



1
Ядринский 33,3



2 2
Яльчикский 23,8



1
Янтиковский 18,4



1 1
г. Канаш 49,0


1 2 6
г. Алатырь 42,7



1 4
г. Новочебоксарск 125,7


1 1 5
г. Чебоксары 453,7


18 14 36
г. Шумерля 35,2



1 1

Всего по республике

1299,1




28

38

66


Большинство, равно как и медицинских учреждений других видов, оказывающих стоматологические услуги, расположены в г.Чебоксары, г. Новочебоксарск, г. Канаш, Чебоксарском районе.

Наибольшее число частных стоматологических учреждений приходится на г. Чебоксары, там сосредоточено 38 стоматологических практик.

Таблица 1.8

Распределение частных стоматологических практик по г.Чебоксары

Районы г. Чебоксары

Количество частных стоматологических учреждений


Доля

Северо-западный район 10 27,8%
Центр 14 38,8%
Новоюжный район 6 16,7%
Юго-западный район 5 13,9%
Южный поселок 1 2,8%

г. Чебоксары ВСЕГО

36

100%


По данным Медицинского информационно аналитического центра на начало 2005 года в числилось 526 врачей стоматологов всех специальностей (таблица 2.3).


Таблица 1.8

Обеспеченность медицинскими кадрами государственных и муниципальных учреждений здравоохранения

Наименование должностей

2003

2004

2005

стоматологи-ортодонты 10 10 10
стоматологи-детские 53 66 53
стоматологи-терапевты 225 223 204
стоматологи-ортопеды 8 10 10
стоматологи-хирурги 62 61 49
стоматологи 63 60 51
зубные врачи 163 166 149

ВСЕГО

584

596

526

зубные техники 25 25 24

Статистический учет врачей стоматологов, работающих в частном секторе, а так же деятельность частных стоматологических учреждений не ведется, так как частные стоматологические учреждения не сдают в Медицинский информационно аналитический центр и территориальный орган Федеральной государственной статистики по Чувашской Республики годовую отчетную форму №30.

Но можно примерно оценить число занятых в частном секторе врачей по числу выданных лицензий, оно составляет 78 человек.

Оперировать последней цифрой следует осторожно, так как есть основания считать ее заниженной:

- многие врачи, работающие в муниципальных поликлиниках, ведут прием по совместительству в частных стоматологических учреждениях, часто неофициально;

- система найма во многих коммерческих организациях строится таким образом, что примерно половина или даже более работающих сотрудников не состоят в штате.

Таблица 1.8

Обеспеченность врачами стоматологами* административных территорий Чувашской Республики

Административные территории Стоматологи

Человек Человек на 10 тыс. населения

2002

2003

2004

2002

2003

2004

Алатырский и г.Алатырь 9 11 11 1,4 1,7 1,7
Аликовский 7 7 6 3,3 3,3 2,8
Батыревский 7 8 6 1,8 1,9 1,5
Вурнарский 4 4 5 0,9 1 1,2
Ибресинский 7 7 8 2,5 2,5 2,8
Канашский 4 3 4 0,9 0,7 0,9
Козловский 5 5 6 2 1,9 1,4
Комсомольский 4 5 5 1,4 1,8 1,8
Красноармейский 2 2 2 1,1 1,1 1,1
Красночетайский 3 3 3 1,4 1,4 1,4
Марпосадский 4 3 2 1,5 1,1 0,7
Моргаушский 11 11 10 3 3 2,7
Порецкий 2 1 1 1,1 0,6 0,6
Урмарский 5 4 5 1,7 1,4 1,8
Цивильский 6 6 6 1,7 1,6 1,6
Чебоксарский 14 13 14 2,4 2,2 2,4
Шемуршинский 3 2 4 1,9 1,2 2,4
Шумерлинский и г.Шумерля 11 11 11 2,1 2,3 2,3
Ядринский 8 8 9 2,3 2,4 2,7
Яльчикский 3 3 3 1,2 1,2 1,2
Янтиковский 4 4 4 2,1 2,2 2,2
г. Канаш 17 15 17 3,2 3 3,5
г. Новочебоксарск 43 48 53 3,5 3,8 4,2
г. Чебоксары 221 230 235 4,7 5,1 5,1

Итого по республике

510

521

539

3,8

4

4,1

* учитывались только врачи стоматологи, работающие в государственном и муниципальных секторах.


По данным реестра лицензий медицинской деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в Чувашской Республике на 1 февраля 2006 года выдано 85 лицензий юридическим лицам частной формы собственности и предпринимателям без образования юридического лица на осуществление стоматологических работ и услуг, причем 27 лицензий зарегистрированы по одному и тому же месту осуществления деятельности. Всего «мест» – учреждений здравоохранения, где осуществляется лицензированные стоматологические работы и услугина 1 января 2006 года - 66, т.е. на территории Чувашской Республики 66 частных стоматологических практик. Только 41 стоматологическая практика зарегистрирована с образованием юридического лица, остальные как предприниматели без образования юридического лица.

Важной характеристикой стоматологической практики с точки зрения потребителя является комплексность предлагаемых услуг, то есть возможность получить всю необходимую медицинскую помощь и сделать сопутствующие медицинские манипуляции в одном месте. В результате анализа клиник по количеству видов оказываемой стоматологической помощи были получены следующие данные, которые отражены втаблице 2.2


Таблица 2.2

Распределение лицензий по виду стоматологической деятельности


Лицензируемый вид деятельности

Количество выданных лицензий

Доля

Работы и услуги по терапевтической стоматологии 45 53,1%
Работы и услуги по ортопедической стоматологии 6 7,1%
Работы и услуги по терапевтической, ортопедической стоматологии 21 24,8%