Государственное регулирование рынка стоматологических услуг Чувашской республики
Эта организация продает в наши клиники страховки. Это очень удобно и практике, и пациенту. Пациент не платит за лечение живыми деньгами. Как правило, начиная с 35 лет, немцы предпочитают именно эту государственную страховку. Обычно на медицинскую страховку отчисляется 12-15% своей заработной платы. Молодые, напротив, обычно страхуются в частных страховых компаниях. Это несколько усложняет процесс. Так как они отдают в практику живые деньги, но только после того, как их частная страховая компания проверит все документы, счета и выдаст деньги. Здесь приходится очень долго ждать оплаты. В частных компаниях цена страховки зависит от возраста и количества болезней, а не от заработной платы. "Союз зубных врачей для страховой медицины" старается стимулировать обращение населения к стоматологу. Он занимается не только пропагандой здорового образа жизни, но и мотивирует своих клиентов, наших пациентов, материально. Например, в среднем зубной протез в Германии стоит около 1000 DM. Если пациент посещает стоматолога не меньше 4-х раз в год, то страховая компания оплатит ему 65% стоимости зубного протеза, если не менее 2 раз в год, то 35% стоимости. Пациентам становится выгодно проходить регулярную профилактику у стоматолога. Кроме того, "Kassenzahnartztfereinigung" (Союз зубных врачей для страховой медицины) очень строго следит за качеством лечения в частных практиках. Скажем, если больной не доволен лечением, он обращается в эту организацию с жалобой. После этого обязательно начинается очень серьезное разбирательство. Если на частную практику поступает 3 жалобы, врача могут лишить диплома, а практику продать или закрыть. "Kassenzahnartztfereinigung" также следит за тем, чтобы врач, владелец частной практики, регулярно, не менее 1-го раза в три года, проходил обучение и аттестацию.1.4.2 Опыт Великобритании
1.4.3 Опыт Японии
1.4.4 Опыт Израиля
Все стоматологи Израиля автоматически являются членами Британской Королевской Ассоциации стоматологов. Звучит странно, но вполне объяснимо. Израиль когда-то был подмандатной территорией старушки Британии. Поэтому и по сей день стоматологи, действительные члены ассоциации этой европейской страны. Кстати хочу сказать, что Британская Королевская Ассоциация ведет очень активную просветительскую работу. Ею ведется очень большой объем корреспонденции от ассоциации, где-то порядка 50 пакетов. Как правило, это бывают приглашения на семинары и конференции. Участия в них для нас бесплатно. Мы оплачиваем только билеты и проживание. Свои конференции Британская ассоциация проводит по всему миру и это не только обучение, но и общение с коллегами, некий информационный обмен. Помимо приглашений на конференции мне присылают много профессиональной литературы, касающейся новых технологий или новых материалов. Британская ассоциация, с моей точки зрения, аккумулирует всю современную научную и техническую мысль в нашей области. Я уверен, что её членам приятно постоянно быть в курсе событий. Я имею достаточно значительный опыт работы стоматологом в Америке и, по моим ощущениям, американские ассоциации, такие как, например, «Dentist», ведут менее активную работу со своими членами.
В Соединенных Штатах работать было значительно проще. Там 100 % страховая медицина. В задачу владельца входит лишь заключение удачного договора со страховой компанией. Уже страховая компания продает твои услуги или пакет твоих услуг конкретному потребителю. Ну, например, пакет «только терапия» или пакет «терапия + хирургия». При этом в Штатах страховая компания незамедлительно оплачивает владельцу проведенное лечение. При том, что, по сути, привлечением клиентуры занимается страховая компания, владелец частной практики еще может разместить свое объявление в специализированной газете. Это там очень принято. В этой газете врач рассказывает о себе, о своей учебе, где стажировался, какие технологии применяет. В Соединенных Штатах, в этом смысле, более комфортные условия работы. В Израиле работа врача стоматолога организованна совершенно иначе. Во-первых, нет никаких специализированных газет и объявлений. Все, что может себе позволить частный кабинет - это вывеска на входе. Вся остальная реклама категорически запрещена. Да, термин «частный кабинет» у нас используется только по отношению, например, к массажным кабинетам. В Израиле даже одна стоматологическая установка гордо называется клиникой. У нас, как и в моем случае, принято давать клиникам имена собственные. По-моему, такое можно встретить только в России и в Израиле. Думаю, что сходство в этом вопросе наших стран вполне объяснимо. Что же касается страховой медицины, то она существует и в Израиле. Однако далеко не все владельцы клиник спешат работать со страховщиками. Это связанно, в первую очередь, с очень жесткими условиями работы.
Скажем, например, к тебе приходит пациент, который нуждается в протезировании. Разумеется это недешевое удовольствие. В Израиле это стоит в среднем от 120 у.е. до 1500 у.е. Сразу оговорюсь, что цены колеблется не от уровня клиники, а от материалов, которые при протезировании используются. У нас нет, в отличие от России понятие «супер закрытой», «супер - элитной», «супер дорогой» стоматологии или, наоборот, «супер дешевой» и для простого народа. Так вот, ты как врач, конечно, хочешь сделать работу лучше, что часто означает «более дороже». Но, если ты работаешь со страховым пациентом, ты обязан послать все рентгеновские снимки, все материалы осмотра, планы лечения в страховую компанию. Там уже специальная комиссия должна установить правильность выбранного будущего лечения и, соответственно, оплатить его или не оплатить. При этом выплаты могут тянуться очень долго. Поэтому нам не всегда выгодно работать с таким скупым и тяжелым посредником. Легче договориться напрямую с пациентом и, в конце концов, если мои услуги ему сейчас не по карману, я с удовольствием даю ему кредит. Надо отметить, что в Израиле нет государственной, в смысле бесплатной, стоматологии. И это абсолютно правильно. Стоматология идеологически не может быть бесплатной. Ведь её сфера не касается жизненно важных функций человеческого организма. Это не сердце, не почки, не пулевое ранение. Ну, вспомните, даже советские времена, разве наша стоматология была бесплатной? В Израиле даже в Государственных больничных кассах, а это учреждение можно сравнить с советскими государственными поликлиниками (не по уровню медицины и обслуживанию, конечно), стоматология платная. Причем, цены там могут быть и выше, чем скажем, в маленькой клиники.
Говоря о профессиональных сообществах Израиля, конечно нельзя не рассказать об очень влиятельной организации «Профсоюз зубных врачей». Это Дамоклов меч и верный товарищ израильских врачей стоматологов. В эту организацию автоматически входят все стоматологи страны. Организация эта государственная и имеет достаточно рычагов власти. Все врачи через профсоюз и страховую компанию застрахованы от профессиональной ошибки. В случае если в течение года на врача не было подано ни одной жалобы, врач набирает так называемые бонусы и сумма его страховки растет. Я, например, практически рекордсмен. У меня здесь за десять лет практики не было ни одного страхового случая. Страшно сказать, но сумма моей страховки с бонусами составляет 5,5 миллионов фунтов стерлингов. Не дай Бог конечно, но смерть троих пациентов вследствие врачебной ошибки - обойдется дешевле. Кстати, о врачебной ошибке. Если, например, мой пациент недоволен лечением - он пишет жалобу именно в Профсоюз зубных врачей. Профсоюз организует комиссию, которая проводит тщательное расследование. Если комиссия устанавливает, что пациент высказывает обоснованные претензии - ему выплачивается компенсация. А меня, в свою очередь, Профсоюз лишает лицензии. Ведь вопрос лицензирования входит в его прерогативу. Профсоюз так же регулирует «концентрацию» стоматологических клиник на один квадратный километр. Конечно, эта организация занята не только жалобами пациентов. Профсоюз очень серьезно следит за профессиональной подготовкой врачей стоматологов. Он в обязательном порядке и бесплатно проводит обучение и переквалификацию врачей. Именно Профсоюз, совместно с компаниями - производителями, проводит для нас презентации новых материалов, паст, вплоть до презентаций ополаскивателей для полости рта. Что же касается государственных профилактических оздоровительных программ… Понимаете, Израиль - страна, в которой соседствует множество очень разных культур. Например, африканские евреи. Они не склонны посещать стоматолога регулярно. Они идут к врачу только, когда боль становится невыносимой и уже необходимо хирургическое вмешательство. Или наши с вами бывшие соотечественники из небольших провинциальных городков. Доложу вам, что профилактика заболеваний им тоже незнакома. Поэтому, видимо, государство решило, что единой программы быть просто не может. Государство хоть как-то вмешивается в проблемы стоматологии своих граждан, только когда граждане (женщины и мужчины) служат в армии и проходят регулярные осмотры. Самые дисциплинированные пациенты - это бывшие москвичи и ленинградцы. Они действительно ходят к стоматологу каждые пол года. И, кстати, это моя самая стабильная клиентура, для которой важнее всего - мнение пролечившегося у меня пациента, «сарафанное радио», так сказать. Здесь это «срабатывает» на все 100 процентов.
Сравнивая ситуацию с профессиональными ассоциациями в России и в Израиле, можно сказать однозначно, что в Израиле, конечно, работа построена на совершенно других принципах. В Израиле эти организации обладают реальными полномочиями и реальной властью и решают реальные задачи. Остается только пожелать моим российским коллегам удачи в создании мощных и деятельных профсоюзов и ассоциаций.
Израильтяне
считают медицину
условно бесплатной.
Не принимая
во внимание
различие социальных
систем, можно
с уверенностью
отнести ее к
одной из лучших
в мире и, следовательно.
заслуживающей
внимательного
рассмотрения.
Предоставление
и оплата медицинских
услуг в Израиле
осуществляется
в рамках государственной
программы
обязательного
медицинского
страхования
(ОМС). Медицинское
страхование,
так же, как и
Национальное
(Социальное)страхование,
является обязательным
и гарантирует
предоставление
услуг здравоохранения
для всех граждан
Израиля. Право
на получение
большинства
страховых
пособий обусловлено
выплатой страховых
взносов, которые
граждане страны
обязаны ежемесячно
выплачивать
(начиная с 18 лет,
кроме домохозяек).
Эти выплаты
перечисляются
в службу Национального
страхования.
Ответственность
за отчисление
средств на
организацию
медицинской
помощи населению
лежит на работодателе.
Аналогом российских
фондов ОМС в
Израиле выступают
несколько так
называемых
больничных
касс. У каждой
из них имеются
свои незначительные
отличия, но
принципы, лежащие
в основе их
организации,
одинаковые.
Четыре существующие
в Израиле больничные
кассы не являются
государственными,
но находятся
под его жестким
контролем.
Каждая больничная
касса связана
договорами
со своими, как
правило самоокупаемыми,
лечебными
учреждениями,
и выбор одной
из них во многом
определяется
удобным месторасположением
как самой кассы,
так и сети ее
клиник в разных
городах для
клиента. Качество
медицинского
обслуживания
в различных
кассах фактически
одинаково и
мало влияет
на предпочтение
в выборе. В
поликлиниках
Израиля население
может получить
бесплатно
практически
все виды амбулаторного
медицинского
обслуживания,
оформить бюллетень,
пройти комиссию
для получения
прав на вождение
автотранспорта
и профпригодность,
сдать анализы,
а также пройти
полное обследование
в случае заболевания,
не требующего
госпитализации.
Хотя иногда
и приходится
платить небольшие
взносы при
проведении
сложных анализов.
Поликлиники
Израиля прекрасно
оборудованы
и укомплектованы
квалифицированным
персоналом.
Практически
все компьютеризировано.
Каждый клиент
поликлиники
имеет свою
личную магнитную
карточку, без
которой не
обходится даже
простой прием
у врача. Клиентам
предоставляется
право выбора
и замены любого
лечащего врача.
Следует отметить,
что услуги
врача педиатра
("семейного
врача") дополнительно
оплачиваются
клиентами раз
в три месяца
на приеме, так
как не учитываются
медицинской
страховкой.
При отсутствии
необходимости
посещения врача
в течение длительного
времени данные
платежи не
являются
обязательными.
Но при всех
достоинствах
системы медицинской
помощи в Израиле
не существует
такой услуги,
как вызов врача
на дом, за исключением
случаев, когда
старики прикованы
к постели или
в очень тяжелом
состоянии.
Лечащий врач
только раз в
три месяца
обходит своих
хронических
больных. Для
большинства
людей, в принципе
здоровых, это
недоступно.
Какая бы ни
была температура
у больного, у
него есть выбор:
пойти на прием
к семейному
врачу или, если
совсем плохо,
вызвать "Скорую
помощь". Конечно,
большую часть
расходов берет
на себя государство,
но для больного
она тоже обойдется
в немалую сумму.
Кроме этого,
в медицинскую
страховку не
входят услуги
стоматолога.
Они в большей
степени частные
и их услуги
стоят недешево.
Например, удаление
зуба стоит
80-130 шекелей, лечение
без удаления
нерва 100-170 шекелей,
лечение с удалением
нерва 150-250 шекелей.
В организации
всей государственности
Израиля и медицины,
в частности,
лежит национальная
ментальность.
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РЫНКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ И МЕХАНИЗМА ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1 Внешний анализ рынка стоматологических услуг Чувашской республики
К факторам внешней макросреды относятся: социальные –численность населения, возрастной состав населения, естественный прирост,заболеваемость, смертность и т.д.; технологические -уровень научно-технического прогресса, позволяющий внедрить новые технологии и на базе этого производить новые виды продукции, стандарты в области производства и потребления;экономические – ориентация и структура хозяйства, состояние финансовой системы, уровень инфляции, конвертируемость денежной единицы, покупательная способность населения; политические - социально-политический строй, особенности законодательной системы и ее исполнения.
2.1.1 Анализ дальнего окружения
Изучение непосредственного окружения направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыминаходится в непосредственном взаимодействии.
Социально-демографические факторы
Динамика основных демографических процессов в 2004 г. сохранила сформировавшиеся в 2002 г. положительные тенденции: продолжился рост рождаемости, зарегистрировано снижение смертности, естественная убыль сократилась на 17,2%, впервые за 10 лет зарегистрировано снижение темпов убыли населения в сельских районах Чувашской Республики (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Основные показатели демографической ситуации Чувашской Республики
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
|
Численность населения на конец года, тыс. человек: |
||||
все население | 1346,3 | 1339,4 | 1305,0 | 1299,3 |
городское | 826,6 | 825,2 | 794,8 | 791,2 |
сельское | 519,7 | 514,2 | 510,2 | 508,1 |
Естественное движение населения, на 1 тыс. человек населения: |
||||
рождаемость | 9,7 | 10,1 | 10,5 | ? |
смертность | 14,8 | 15,3 | 14,9 | ? |
естественный прирост, убыль (-) населения |
-5,1 | -5,2 | -4,4 | ? |
Из общей численности населения: |
||||
мужчины | 629,2 | 625,7 | 604,3 | 601,3 |
женщины | 717,1 | 713,7 | 700,7 | 698,0 |
Из общей численности населения – население в возрасте, тыс. человек: |
||||
дети 0-14 лет | 249,6 | 236,3 | 220,6 | 211,1 |
подростки 15-17 лет | 74,8 | 76,4 | 76,4 | 73,7 |
женщины 15-49 лет | 371,1 | 373,2 | 368,9 | 368,8 |
моложе трудоспособного | 275,5 | 262,3 | 245,2 | 234,3 |
трудоспособном | 809,7 | 818,2 | 805,3 | 812,4 |
старше трудоспособного | 261,1 | 258,9 | 254,5 | 252,6 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет: |
||||
все население | 66,05 | 66,09 | 66,31 | ? |
мужчины | 59,77 | 59,72 | 59,97 | ? |
женщины | 72,86 | 73,03 | 73,18 | ? |
Численность постоянного населения ЧР на 1 января 2005 г. составила 1299,3 тыс. человек, сократившись за последний год на 5678, или на 0,4%.
Динамика численности населения в разрезе городов и районов определяется комплексом факторов, основными являются естественное движение населения, состояние внутренних и межрегиональных миграционных процессов, социально-экономической привлекательностью административных территорий.
Прогрессирующее старение населения и связанный с этим высокий уровень смертности населения, миграция наиболее активной части трудоспособного населения привели к устойчивому сокращению численности в Алатырском, Вурнарском, Красноармейском, Красночетайском, Порецком, Шумерлинском и Ядринском районах, убыль населения в которых в 2-3 раза превысила средне республиканский показатель (приложение 4). В городах Чебоксары и Новочебоксарске прирост населения обусловлен ростом рождаемости, снижением смертности, миграцией молодого поколения сельчан.
Из числа проживающих в ЧР 60,9% являются горожанами, 39,1% -сельскими жителями (РФ - 27,0%). С момента проведения переписи структура населения изменилась в сторону увеличения удельного веса городских жителей (приложение 5).
В среднем по ЧР плотность населения на 1 января 2005 г. составила 71,0 человек на 1 км2 (РФ - 8,4). Наибольшая плотность отмечается на территории городов Новочебоксарск, Шумерля, Канаш, Чебоксары и Алатырь (1305,8-2654,1 человек на 1 км2), наименьшая - в Алатырском, Порецком, Шумерлинском районах (менее 15 человек на 1 км2).
Возрастно-половой состав является одной из основных характеристик населения, от которого в значительной степени зависят уровни рождаемости, смертности, брачности, миграции. Значительные изменения в нем влияют на характер и уровень распространенности заболеваний и учитываются при формировании адекватной системы здравоохранения.
Средний возраст жителей ЧР за прошедший трехлетний период увеличился на 0,63 года и составил на начало 2004 г. 37,23 года (РФ -37,94 года). Среди мужчин и женщин средний возраст составил соответственно 34,72 и 39,39 года. Основной тенденцией возрастной структуры населения является рост доли лиц трудоспособного возраста (61,7% в 2004 г.), что связано со вступлением в трудоспособный возраст поколения середины 80-х годов, когда наблюдались высокие показатели рождаемости. Указанные тенденции определяют благоприятные перспективы социально-экономического развития республики.
В сельской местности выраженный характер носит процесс старения населения: доля лиц старше трудоспособного возраста в 1,6 раза выше, чем в городе (25,7 и 15,6%). Наибольший удельный вес старших возрастных групп отмечается в Шумерлинском, Порецком, Алатырском и Красночетайском районах (более 30% всего населения).
На 1 января 2004 г. численность мужчин в Чувашии составила 604,3 тыс. (46.3%), женщин - 700,7 тыс. (53,7% всего населения). Преобладание в структуре населения женщин отмечается с 30-летнего возраста, все более увеличиваясь с возрастом, что в значительной степени обусловлено преждевременной смертностью мужчин.
Продолжается рост числа женщин фертильного возраста, что определяет потенциальную возможность дальнейшего улучшения демографической ситуации в республике (2004 г. - 368856, удельный вес в общей численности женского населения - 52,6%).
Естественное воспроизводство. В 2004 г. в республике родилось 13734 младенца. Показатель рождаемости за три года увеличился на 8,2% и составил в 2004 г. 10,5 на 1 тыс. населения. Наибольшее число родившихся (более 11 на каждую 1000 чел.) зарегистрировано в Аликовском, Батыревском, Канашском, Красноармейском и Моргаушском районах, в г. Канаше и Новочебоксарске.
В 2004 г. впервые за последний пятилетний период в ЧР зарегистрировано снижение общей смертности населения на 2,6%, которая составила 14,9 на 1 тыс. населения. Относительно низкий уровень смертности (менее 15 чел. на каждую 1000) отмечается в Комсомольском районе и г.Чебоксары, Канаше и Новочебоксарске. Максимальное число умерших (более 22 человек на 1 тысячу жителей) - в Алатырском, Красночетайском, Порецком и Шумерлинском районах.
Ожидаемая продолжительность жизни, как интегрированное отражение демографических процессов и состояния здоровья населения ЧР, увеличилась в 2003 г. до 66,09 года, в том числе для мужчин -59,72, для женщин - 73,03. Разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин Чувашии составил в 2004 г. 13,31 года (ПФО - 13,56 года).
Анализ состояния, тенденций демографических процессов и их причин свидетельствует о возможности благоприятного развития рынка стоматологических услуг на территории Чувашской республики.
Потребность в стоматологических услугах на территории Чувашской Республики
Таблица 1.5
Динамика потребности в стоматологической помощи населения Чувашской Республики*
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
Потребность в стоматологической помощи, % населения ЧР | 63,4 | 64,3 | 65,4 |
Получили стоматологическую помощь из числа нуждавшихся, % населения ЧР | 85,8 | 86,1 | 85,2 |
* по данным
Таблица 1.6
Показатели работы стоматологической службы по административным территориям Чувашской Республики
Административные территории |
Количество пломб в день, шт. |
Получили стоматологическую помощь из числа нуждающихся, % населения | ||||
2002 | 2003 | 2004 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Алатырский | 8,8 | 10,1 | 12,2 | 89,2 | 74,8 | 76,6 |
Аликовский | 11,1 | 12,5 | 11,1 | 83,7 | 81,8 | 83,5 |
Батыревский | 11,5 | 11 | 10,4 | 82 | 83,8 | 82 |
Вурнарский | 10 | 8,4 | 8 | 84,3 | 89 | 90,7 |
Ибресинский | 8,2 | 7,1 | 6,4 | 67 | 78,1 | 75,1 |
Канашский | 13 | 10,2 | 9,8 | 83,6 | 73,1 | 82,4 |
Козловский | 12,6 | 10,1 | 8,8 | 91,4 | 86,4 | 86 |
Комсомольский | 9,8 | 8,6 | 8,9 | 81,6 | 69,3 | 74,1 |
Красноармейский | 9,7 | 10,3 | 9,8 | 72,5 | 84,4 | 72,9 |
Красночетайский | 14,4 | 12,8 | 15,5 | 49,7 | 78,3 | 71,5 |
Марпосадский | 8,7 | 10,2 | 8,5 | 75,1 | 80 | 75 |
Моргаушский | 10,6 | 11,4 | 11,8 | 82,6 | 86,8 | 82,2 |
Порецкий | 12,6 | 12 | 11,3 | 74,3 | 79,5 | 81,8 |
Урмарский | 14,9 | 12,9 | 11,9 | 92 | 92,5 | 93 |
Цивильский | 9 | 8,5 | 10 | 77,9 | 83,2 | 85,2 |
Чебоксарский | 10,6 | 11,4 | 10,8 | 79,1 | 83,6 | 78,4 |
Шемуршинский | 8 | 7,9 | 7 | 58,3 | 48 | 43,7 |
Шумерлинский | 13,2 | 8,3 | 13,2 | 71,3 | 73,3 | 74,3 |
Ядринский | 11,2 | 11,1 | 10,6 | 69,4 | 83,1 | 82,9 |
Яльчикский | 13,2 | 12,8 | 13,5 | 92 | 91,9 | 95,8 |
Янтиковский | 7,1 | 5,6 | 6,5 | 62,1 | 84,8 | 90 |
г. Алатырь | 12,5 | 11,1 | 9,7 | 87,7 | 92,4 | 91,5 |
г. Канаш | 11 | 11,7 | 12 | 94,8 | 95,5 | 90 |
г. Чебоксары | 10,5 | 9 | 9,8 | 85,2 | 90,4 | 90,5 |
г. Новочебоксарск | 11,8 | 9,8 | 8,2 | 88,9 | 83,6 | 87 |
Итого по республике |
10,9 |
10,8 |
10,1 |
84,7 |
86,1 |
85,8 |
Город | 10,7 | 10,8 | 9,9 | 85,3 | 96 | 89 |
Село | 11,6 | 10,7 | 9,8 | 83,6 | 64,1 | 79,9 |
Состояние стоматологической службыЧувашской Республики
Стоматологическая служба Чувашской Республики представлена государственными, муниципальными и частными учреждениями здравоохранения. Число учреждений отражено в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Распределение стоматологических учреждения здравоохранения Чувашской Республики по форме собственности:
Форма собственности учреждения здравоохранения | Количество | Доля,% |
Государственные учреждения здравоохранения, оказывающие стоматологические услуги | 28 | 21,2% |
Муниципальные учреждения здравоохранения, оказывающие стоматологические услуги | 38 | 28,8% |
Частные стоматологические практики | 66* | 50,0% |
* учитывалось количество частных стоматологических практик по зарегистрированному месту осуществления деятельности.
Для облегчения понимания ситуации на рынке стоматологических услуг ЧР под частными стоматологическими практиками мы будем пониматьчастные учреждения здравоохранения, где оказывается стоматологическая помощь на основе выданной лицензии предпринимателям,как с образованиемюридического лица, так и без образованияюридического лица.
Таблица 2.4
Структура стоматологических учреждений ЧР по форме собственности и видам деятельности
Структура стоматологических учреждений ЧР | Кол-во | Доля |
1. Учреждения, находящиеся в федеральной собственности, оказывающие только стоматологические услуги в рамках обязательного медицинского страхования; | 4 |
3% |
2. Учреждения, находящиеся в федеральной собственности, оказывающие хозрасчетные стоматологические услуги | 1 |
0,8% |
3. Учреждения, находящиеся в федеральной собственности, оказывающие одновременно стоматологические услуги в рамках обязательного медицинского страхования и хозрасчетные услуги | 1 |
0,8% |
4. Учреждения, находящиеся в собственности субъекта РФ, оказывающие только стоматологические услуги в рамках обязательного медицинского страхования; | 16 |
12,0% |
5. Учреждения, находящиеся в собственности субъекта РФ, оказывающие одновременно стоматологические услуги в рамках обязательного медицинского страхования и хозрасчетные услуги; | 5 |
3,8% |
6. Учреждения, находящиеся в собственности субъекта РФ, оказывающие только хозрасчетные услуги | 1 | 0,8% |
5. Учреждения, находящиеся в муниципальной собственности, оказывающие только услуги в рамках обязательного медицинского страхования по стоматологии; | нет |
нет |
6. Учреждения, находящиеся в муниципальной собственности, оказывающие одновременно услуги обязательного медицинского страхования по стоматологиии хозрасчетные услуги; | 38 |
28,8% |
7. Учреждения, находящимися в частой собственности, оказывающие стоматологические услуги на основе возмездного договора. | 66* |
50,0% |
* учитывалось количество частных стоматологических практик по месту осуществления деятельности
Только 20 (15%) стоматологических учреждений работают только в рамках обязательного медицинского страхования, причем в федеральной собственности находятся 4 (66,7%) учреждения, находящиеся в собственности ЧР -16 (72,7%) учреждений.
Одновременно оказывают услуги хозрасчетные и в рамках обязательного медицинского страхования44 (33,3%) стоматологических учреждений. Из них38 (100%) муниципальных учреждений,5 (%) учреждений, находящихся в собственности ЧР, 1 (16,7%) - в федеральной собственности.
Исключительно платные стоматологические услуги населению оказывают 68 (51,1%) учреждений, включающиевсе частные стоматологические практики, 1 (16,7%)учреждение федеральной собственности, 1 (4,5%) учреждение, находящееся в собственности ЧР.
Таблица 2.4
Стоматологические учреждения Чувашской Республики
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
|
Число самостоятельных стоматологических поликлиник (бюджетных и хозрасчетных) | 12 | 12 | 11 | 11 |
из них детские поликлиники | 2 | 2 | 2 | 2 |
Число лечебно-профилактических учреждений, имеющих стоматологические отделения (кабинеты) | 112 | 107 | 112 | 112 |
Число зубопротезных отделений (кабинетов) – самостоятельных ине входящих в состав лечебно-профилактических учреждений | 12 | 12 | 13 | 13 |
Число выданных лицензий на стоматологические работы и услуги |
21 |
51 |
69 |
85 |
Таблица 1.7
Обеспеченность врачами стоматологами административных территорий Чувашской Республики
Административные территории | Стоматологи | |||||
абс. число | на 10 тыс. | |||||
2002 |
2003 |
2004 |
2002 |
2003 |
2004 |
|
Алатырский и г.Алатырь | 9 | 11 | 11 | 1,4 | 1,7 | 1,7 |
Аликовский | 7 | 7 | 6 | 3,3 | 3,3 | 2,8 |
Батыревский | 7 | 8 | 6 | 1,8 | 1,9 | 1,5 |
Вурнарский | 4 | 4 | 5 | 0,9 | 1 | 1,2 |
Ибресинский | 7 | 7 | 8 | 2,5 | 2,5 | 2,8 |
Канашский | 4 | 3 | 4 | 0,9 | 0,7 | 0,9 |
Козловский | 5 | 5 | 6 | 2 | 1,9 | 1,4 |
Комсомольский | 4 | 5 | 5 | 1,4 | 1,8 | 1,8 |
Красноармейский | 2 | 2 | 2 | 1,1 | 1,1 | 1,1 |
Красночетайский | 3 | 3 | 3 | 1,4 | 1,4 | 1,4 |
Марпосадский | 4 | 3 | 2 | 1,5 | 1,1 | 0,7 |
Моргаушский | 11 | 11 | 10 | 3 | 3 | 2,7 |
Порецкий | 2 | 1 | 1 | 1,1 | 0,6 | 0,6 |
Урмарский | 5 | 4 | 5 | 1,7 | 1,4 | 1,8 |
Цивильский | 6 | 6 | 6 | 1,7 | 1,6 | 1,6 |
Чебоксарский | 14 | 13 | 14 | 2,4 | 2,2 | 2,4 |
Шемуршинский | 3 | 2 | 4 | 1,9 | 1,2 | 2,4 |
Шумерлинский и г.Шумерля | 11 | 11 | 11 | 2,1 | 2,3 | 2,3 |
Ядринский | 8 | 8 | 9 | 2,3 | 2,4 | 2,7 |
Яльчикский | 3 | 3 | 3 | 1,2 | 1,2 | 1,2 |
Янтиковский | 4 | 4 | 4 | 2,1 | 2,2 | 2,2 |
г. Канаш | 17 | 15 | 17 | 3,2 | 3 | 3,5 |
г. Новочебоксарск | 43 | 48 | 53 | 3,5 | 3,8 | 4,2 |
г. Чебоксары | 221 | 230 | 235 | 4,7 | 5,1 | 5,1 |
Итого по республике |
510 |
521 |
539 |
3,8 |
4 |
4,1 |
Таблица 1.8
Обеспеченность медицинскими кадрами
Наименование должностей |
2003 |
2004 |
2005 |
стоматологи-ортодонты | 10 | 10 | 10 |
стоматологи-детские | 53 | 66 | 53 |
стоматологи-терапевты | 225 | 223 | 204 |
стоматологи-ортопеды | 8 | 10 | 10 |
стоматологи-хирурги | 62 | 61 | 49 |
стоматологи | 63 | 60 | 51 |
зубные врачи | 163 | 166 | 149 |
зубные техники | 25 | 25 | 24 |
ВСЕГО |
609 | 621 | 550 |
Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием по специальности «Стоматология»
Подготовкой специалистовс высшим профессиональным образованием по специальности «Стоматология» занимается стоматологический факультет Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова. Ежегодно наблюдается увеличение числа студентов, с одновременнымуменьшением бюджетных мест (таблица 2.9).
Таблица 2.9
Подготовка специалистов на стоматологическом факультете Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова
2002/03 |
2003/04 |
2004/05 |
2005/06 |
|
Принято студентов | 69 | 85 | 135 | 142 |
Число бюджетных мест | 35 | 35 | 35 | 35 |
2001/02 |
2002/03 |
2003/04 |
2004/05 |
|
Выпущено специалистов | 44 | 58 | 62 | 71 |
Как видно из таблицы 2.9 наблюдается увеличение числа слушателей 2002/2003 к 2005/2006 почтив 2 раза. Если сохранится положительная динамика, то к 2010 году можно прогнозировать увеличение числа специалистов стоматологов в 4 раза, что приведет к большему развитию частного сектора рынка стоматологических услуг, увеличению конкуренции между ними.
2. Технологические факторы
Уровень подготовки специалистов стоматологов определяется уровнем квалификации, но не всегда номинальный уровень квалификации соответствуют реальному.
Таблица 1.11
Распределение численности врачей стоматологов по квалификационным категориям, в %
Квалификация врачейстоматологов |
2002 |
2003 |
2004 |
Имеют высшую квалификационную категорию | 10,6 | 12,0 | 13,7 |
Имеют первую квалификационную категорию | 27,1 | 27,4 | 27,5 |
Имеют вторую квалификационную категорию | 14,8 | 15,4 | 16,7 |
Техническое обеспечение диагностики
Основным диагностическим методом в стоматологии является рентгенография. Распределение дентальных рентгеновских установок представлена в таблице 1.1
Таблица 1.11
Распределение дентальных рентгеновских установок по секторам рынка стоматологических услуг ЧР
Сектор рынка | Кол-во | Доля | Количество установок, приходящихся на 1 стоматологическое кресло |
Государственный сектор | 21 | 35,0% | 0,75 |
Муниципальный сектор | 32 | 53,3% | 0,84 |
Частный сектор | 7 | 11,7% | 0,11 |
Всего |
60 |
100,0% |
- |
Основная масса дентальных рентгеновских установок сосредоточена в муниципальном секторе, это объясняется большим количеством муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих стоматологические услуги.
Техническое обеспечение лечения, протезирования
Преимущество частного сектора над бюджетным государственным и муниципальным значительно. Это связано с ограниченностью финансирования бюджетного приема.