Государственное регулирование рынка стоматологических услуг Чувашской республики
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ФИЛИАЛ ВОЛГО-ВЯТСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В Г.ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Кафедра Управления
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Специальность: Государственное
и муниципальное управление
Специализация:
Региональное управление
Выполнил:
студент группы 02-Г-21
Донсков Дмитрий Владимирович
Научный руководитель:
к. э .н., доцент
Тарасов В.Т.
Чебоксары
2006 г.
АННОТАЦИЯ
В дипломном проекте исследуется вопросы функционирования рынка стоматологических услуг на территории Чувашской Республики с целью определения перспектив его дальнейшего развития и разработки предложений по совершенствованию механизма его государственного регулирования.
В этой связи рассмотрены сущность и содержание рынка стоматологических услуг Чувашской Республики, методы его государственного регулирования, оценивается их эффективность и обосновывается баланс их сочетания.
Особое место в проекте уделяется стратегическому анализу сложившейся ситуации на рынке стоматологических услуг Чувашской Республики, на основе которого предложена концепция механизма его регулирования и разработаны предложения по его дальнейшему совершенствованию.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1.1 Понятие и виды стоматологических услуг
1.2 Рынок стоматологических услуг и его характеристики
1.3 Механизм государственного регулирования рынка стоматологических услуг
1.3.1 Нормативно-правовое регулирование
1.3.2 Методы государственного регулирования
1.3.3 Органы государственного регулирования услуг
1.4 Зарубежный опыт функционирования рынка стоматологических услуг
1.5 Методологические основы формирования концепции государственного регулирования рынка стоматологических услуг
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РЫНКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ И МЕХАНИЗМА ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1 Внешний анализ рынка стоматологических услуг ЧР
2.1.1 Анализ дальнего окружения
2.1.2 Анализ ближнего окружения
2.2 Внутренний анализ рынка стоматологических услуг ЧР
2.3 SWOT- анализ разных секторов рынка стоматологических услуг ЧР.
2.4 Анализ методов государственного регулирования рынка стоматологических услуг Чувашской Республики
2.5 Обобщение результатов анализа и формулирование проблем государственного регулирования рынка стоматологических услуг Чувашской Республики
ГЛАВА III. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
3.1 Основные направления развития рынка стоматологических услуг Чувашской Республики
3.2 Проектирование мероприятий по совершенствованию механизма государственного регулирования рынка стоматологических услуг Чувашской республики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Коренное реформирование здравоохранения в России в течение последних пятнадцати лет, сопровождается развитием рыночных отношений в здравоохранении.
В первую очередь развитие рынка коснулось стоматологии. Во-первых, стоматологи во всем мире, независимо от принятой в стране системы здравоохранения, имеют наиболее обширный опыт оказания платных услуг населению, во-вторых, в начале 90-х годов в России появилось множество частных стоматологических организаций, предлагающих населению платные стоматологические услуги. В этих условиях вопросы современного менеджмента и маркетинга в стоматологии приобрели особую актуальность, которая сохраняется до настоящего времени.
Между тем многие вопросы менеджмента и маркетинга в стоматологии остаются недостаточно изученными. Прежде всего, следует иметь в виду, что рыночные отношения в здравоохранении, и в стоматологии в частности, строятся в нашей стране на базе значительно разрушенной государственной системы здравоохранения, которая действовала на протяжении многих десятков лет. Психология и врачей, и пациентов, в массе своей не знающих, что такое частная практика, совершенно иная, чем у людей, считающих куплю-продажу медицинских услуг естественным процессом. Наконец, резко отличаются принятые в государственных учреждениях в прошлые годы административные методы управления от современных с преобладанием экономических и социально-психологических методов. Внедрение рыночных методов хозяйствования в стоматологии показало, что государственная система стоматологического обслуживания имеет еще определенный потенциал реформирования. Таким образом, формирование рынка стоматологических услуг, появление большого числа частных стоматологических организаций, определенный потенциал дальнейшего реформирования государственных стоматологических организаций обуславливают практические исследования вопросов менеджмента и государственного регулирования сферы. В связи с этим на протяжении 2002-2005г.г. нами проводилось комплексное медико-организационное исследование в системе стоматологической службы Чувашской Республики, нацеленное на анализ происходящих изменений в организации стоматологической помощи населению в последние годы и направленное на совершенствование современной стоматологической службы в республике.
Для более полного понимания проблемы дадим определения понятиям рынок стоматологических услуг и государственное регулирование рынка стоматологических услуг.
Рынок стоматологических услуг – система взаимодействия покупателей и продавцов стоматологических товаров и услуг.
Государственное регулирование рынка стоматологических услуг – это механизм применения государственными органами, учреждениями системы здравоохранения мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достижение определенных социально-экономических целей.
Целью дипломного проекта является – изучение государственного регулирования рынка стоматологических услуг Чувашской Республики с целью определения перспектив дальнейшего развития рынка и разработки предложений по совершенствованию механизма его государственного регулирования.
Для достижения намеченной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы государственного регулирования рынка стоматологических услуг в Чувашской Республике;
2. Провести комплексный анализ внешней и внутренней среды рынка стоматологических услуг Чувашской Республики с применением метода SWOT- анализа;
3. Провести анализ методов государственного регулирования рынка стоматологических услуг Чувашской Республики;
4. Определить перспективы развития рынка стоматологических услуг на территории Чувашской Республики;
5. Сформулировать проблемы государственного регулирования рынка стоматологических услуг Чувашской Республики;
6. Разработать предложения по совершенствованию механизма государственного регулирования рынка стоматологических услуг в виде концепции механизма государственного регулирования рынка стоматологических услуг Чувашской Республики.
Объектом изучения дипломного проекта – рынок стоматологических услуг Чувашской Республики.
Предметом изучения дипломного проекта – механизм государственного регулирования рынка стоматологических услуг Чувашской Республики.
Для получения эмпирической информации нами была собрана и проанализирована информация о деятельности государственных, муниципальных, частных стоматологических учреждениях в период 2002 -2005 г.г.
В дипломном проекте были использованы данные реестра действующих лицензий на осуществление стоматологической деятельности, данные государственного доклада «О состоянии здоровья населения Чувашской Республики за 2004 год», государственного доклада «О состоянии здоровья населения Чувашской Республики за 2003 год», статистических сборников ГУЗ «Медицинского информационно-аналитического центра», и другие общедоступные информационные материалы.
Кроме этого нами был проведен опрос руководителей 43стоматологических учреждений разных форм собственности по специально составленной анкете (приложение №1), с целью выявления тенденций изменения рынка стоматологических услуг. Самое маленькое стоматологическое учреждение имело штат из 2 человек и 1 стоматологическое кресло, самое крупное- штат из 120 человек и 23 стоматологических кресел.
Для репрезентативности выборки отбирались учреждения здравоохранения, оказывающие стоматологические услуги различного размера и различного возраста.
При анализе собранной информации использовались как количественные, так и качественные методы. Методы стратегического менеджмента.
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1.1 Понятие и виды стоматологических услуг
Любая услуга - есть полезное действие, удовлетворяющее потребность того, кто в ней нуждается (это действие, приносящее пользу другому) [ ].
В развитие темы о многообразии понимания термина "услуга" заслуживает внимания его официальное толкование, принятое Международной организацией по стандартизации (ИСО), согласно которому услуга - это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя (МС ИСО 9004-2; ГОСТ 50646).
В приказе Минздрава РФ от 10 апреля 2001 г. N 113 «О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги» медицинские услуги определяются следующим образом:
Медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Стоматологические услуги являются разновидностью профессиональных медицинских услуг, ориентированных на особое благо - здоровье человека. Следовательно, стоматологическая услуга есть необходимое и достаточное профессиональное действие, осуществляемое по отношению к пациенту с профилактической, диагностической, лечебной и (или) реабилитационной целью.
Под стоматологической услугой понимается - мероприятие (или комплекс мероприятий), направленное на профилактику болезней зубов и полости рта, их диагностику и лечение, имеющее самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Стоматологические услуги имеют четыре основных признака, отличающих любую услугу от товара. Этими универсальными отличительными признаками считаются:
А) Неосязаемость;
Б) Неотделимость от источника услуги;
В) Непостоянство качества;
Г) Не сохраняемость.
Неосязаемость. Пациент, пришедший на прием к стоматологу, не может заранее знать результат посещения, он вынужден просто верить стоматологу на слово. Однако, для повышения «осязаемости» предлагаемых стоматологических услуг в ряде случаев можно дать некоторое представление о характере конкретной услуги. Например, можно продемонстрировать пациенту фотографии с результатами эстетической реставрации зубов.
Неотделимость от источников услуги. Пациент, записавшийся к определенному стоматологу, получит уже не ту услугу если попадет из-за отсутствия этого стоматолога к другому.
Непостоянство качества. Одну и ту же стоматологическую услугу врачи разной квалификации оказывают по-разному, и даже один и тот же стоматолог может помочь пациенту по-разному в зависимости от своего состояния.
Несохраняемость – стоматологическую услугу невозможно сохранить для дальнейшего предоставления. Оказать услугу возможно лишь тогда, когда есть пациент.
Особенностью стоматологических услуг является то, что часть из них имеют вещественные атрибуты, т.е. конкретные материальные результаты в виде пломб, различных конструкций зубных протезов, имплантантов, ортодонтических аппаратов. Данное обстоятельство существенно отличает стоматологическую деятельность от большинства других видов медицинской деятельности, предопределяя возможные особенности договорных отношений при осуществлении стоматологической практики.
Надо отметить, что наряду с указанными вещественными атрибутами предоставление стоматологических услуг зачастую сопровождается рядом дополнительных услуг, обеспечивающих тот или иной уровень общего сервиса. Так комфортные условия ожидания приема в холле перед кабинетом врача, эстетичный дизайн интерьеров, отсутствие очередей, внимательное отношение и предупредительность со стороны персонала клиники к запросам пациента - все эти сервисные атрибуты хоть и не меняют профессионального медицинского существа стоматологической помощи, все же является важными элементами ее предоставления.
Виды стоматологических услуг
Ввиду высокой степени неоднородности стоматологических услуг их абсолютная унификация в значительной степени затруднена. Между тем можно использовать различные подходы к классификации стоматологических услуг, Так, например, согласно приказу Минздрава РФ от 10 апреля 2001 г. N 113 «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги», по степени сложности стоматологические услуги дифференцируются на простые, сложные и комплексные.
Простая стоматологическая услуга - неделимая услуга, выполняемая по формуле "пациент" + "специалист" = "один элемент профилактики, диагностики или лечения".
Сложная стоматологическая услуга - набор простых стоматологических услуг, который требует для своей реализации определенного состава персонала, специальных помещений, технического оснащения и т.д., отвечающий формуле "пациент" + "комплекс простых услуг" = "этап профилактики, диагностики или лечения".
Комплексная стоматологическая услуга - набор сложных и (или) простых стоматологических услуг, заканчивающихся либо проведением профилактики, либо установлением диагноза, либо окончанием проведения определенного этапа лечения, например, санация полости рта, протезирование и т.д., по формуле "пациент" + "простые + сложные услуги" = "проведение профилактики, установление диагноза или окончание проведения определенного этапа лечения".
По функциональному назначению стоматологические услуги определяются как:
1. Лечебно-диагностические - направленные на установление диагноза или лечение заболевания;
2. Профилактические - направленные на предупреждение заболевания (профессиональная гигиена полости рта, санитарное просвещение);
3. Реабилитационные - связанные с социальной и медицинской реабилитацией стоматологических больных (протезирование зубов).
Кроме того, по функциональному признаку среди стоматологических услуг можно выделить:
1. Материальные услуги, связанные с необходимостью по изготовлению или восстановлению (изменению, сохранению) потребительских свойств изделий стоматологического назначения (зубных и челюстно-лицевых протезов и др.);
2.Нематериальные услуги, обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья пациента без необходимости выполнения указанных работ.
По направлению деятельности стоматологические услуги разделяются:
1. Профилактические, направленные на профилактику стоматологических заболеваний;
2. Терапевтические, направленные на лечение стоматологических заболеваний;
3. Ортопедические, направленные на восстановление утраты зубов;
4. Хирургические, направленные на удаление патологически измененных тканей;
5. Ортодонтические, направленные на исправление прикуса, положения зубов;
6. Детские терапевтические - направлены на лечение стоматологических заболеваний у детей;
7. Детские хирургические – направлены на удаление патологически измененных тканей у детей;
8. Детские ортопедические – направлены на восстановление утраты зубов у детей.
1.2 Рынок стоматологических услуг и его характеристики
Рынок стоматологических услуг - система взаимодействия покупателей и продавцов стоматологических товаров и услуг.
Это взаимодействие приводит, в конце концов, к возможностям обмена между участниками рынка. Под покупателями понимаются потребители, которые приобретают стоматологические товары и услуги. К продавцам относятся стоматологические учреждения либо врачи стоматологи, имеющие разрешение на осуществление деятельности в виде лицензии, осуществляющие частную стоматологическую практику, продающие стоматологические товары и услуги. Рынок формируется на основании спроса и предложения, которые создаются соответственно покупателями и продавцами. В идеале считается, что результат рыночных отношений ни покупатель, ни продавец останутсяудовлетворенными результатами обмена между ними.
Теория идеального рынка была описана видным английским экономистом XVIII в. Адамом Смитом, который предполагал, что рынок должен действовать в условиях свободной конкуренции множества продавцов и покупателей. При этом продавцы не вступают в сговор друг с другом и конкурируют, используя для этого только цены на собственные товары и услуги, озабоченные получением максимальной прибыли. Вместе с тем покупатели озабочены приобретением товаров, которые максимально удовлетворяли бы их нужды, свободно тратя деньги на те из них, которые больше всего им подходят в данный момент времени. При этом покупатели полностью информированы о потребительских свойствах и ценах на товары.
Здравоохранение как отрасль общественного хозяйства обладает рядом характеристик, нарушающих действие рыночного механизма. Рассмотрим наиболее важные из них.
Часть медицинских услуг обладает свойствами «общественных благ». Экономическая теория выделяет особый тип результатов хозяйственной деятельности — так называемые «общественные блага» (public goods). Им свойственны характеристики, отличающие их от товаров индивидуального потребления. Во-первых, они являются объектом коллективного потребления. Это означает, что потребление услуг одним человеком не уменьшает ресурсы потребления, доступные другим членам общества. Во-вторых, на общественные блага, в отличие от благ индивидуального потребления, не распространяется принцип исключения других лиц из процесса потребления. Например, санитарно-гигиенические мероприятия неизбежно становятся достоянием больших групп населения. Возникает эффект «транспортного зайца»: люди получают блага, но не платят за них.
Для удовлетворения потребностей в услугах с характеристиками «общественных благ» во всех странах действует так называемый сектор «общественного здравоохранения» (public health). Он включает службы, осуществляющие контроль за эпидемиологической ситуацией, ведущие работу по лечению инфекционных заболеваний, занимающиеся санитарно-просветительской работой и прочее. В сферу общественного здравоохранения традиционно входят санитарно-эпидемиологические станции, общественные оздоровительные центры и т. д. Эти учреждения обычно финансируются из государственного бюджета на основе принципа содержания, то есть оплачивается их готовность к работе (вложенные ресурсы), а не конкретные ее результаты.
Следует, однако, признать, что наличие свойств общественного блага лишь в малой степени объясняет нарушение рыночного механизма в здравоохранении. Эти свойства присущи относительно небольшой части медицинских услуг. Услуги по лечению, например, восстановление отсутствующих зубов не наделены характеристиками общественных благ, их потребление строго индивидуально и не имеет внешнего эффекта. То есть эти услуги обладают свойствами частного блага.
Значительно более важное значение имеют другие характеристики медицинских услуг. Они и определяют отклонения от обычной рыночной модели. Экономическая теория определяет эти отклонения как «изъяны рынка» (market failures). К ним относятся:
1. Недостаточная информированность потребителя;
2. Невозможность самостоятельного выбора необходимых услуг;
3. Невозможность самостоятельного выбора необходимого объема предоставляемых услуг, т. к. выбор определяется производителем услуг – врачом;
Недостаточная информированность потребителя. Рынок может быть надежным регулятором распределения ресурсов только при условии полной информированности потребителя и его независимости от производителя товаров. В здравоохранении эти условия, как правило, не соблюдаются, кроме того, больной человек как потребитель медицинских услуг не обладает теми знаниями, которые позволили бы ему оценить объем и цену приобретаемых услуг. Ему трудно выбрать врача, способного предоставить услугу по более низкой цене.
Во многих случаях потребитель не может осуществлять рациональный выбор необходимых услуг уже в силу своего болезненного состояния, а иногда и в результате временной или полной недееспособности.
В отличие от обычных рынков, в здравоохранении производитель, а не потребитель определяет объем предоставляемых благ. Врачи выступают в двух лицах — как агенты пациентов, определяющие меру их потребностей и объем необходимых услуг, и как производители этих услуг. Иными словами, врачи определяют не только предложение услуг, но и спрос на них. В результате возможен конфликт между медицинскими и экономическими интересами врачей. Они могут преувеличивать объем необходимых процедур, исключить из набора товаров и услуг дешевые заменители, выбирать те виды услуг, которые обеспечивают полную нагрузку поликлиник и т. д.
Экономическая теория оперирует понятием спроса, спровоцированного предложением (supply-induced demand). Речь идет о навязывании пациенту услуг, не очень нужных или совсем не нужных для достижения клинического результата, но необходимых производителям медицинских услуг для обеспечения своих экономических интересов.
Информационная «асимметрия» поставщика и потребителя стоматологических услуг деформирует обычное взаимодействие спроса и предложения. Достаточно сказать, что в странах, где стоматологическая помощь оплачивается за каждую отдельную услугу (действует гонорарный принцип), объем этих услуг заметно выше, чем в странах, где эта помощь оплачивается в виде фиксированной суммы на одного пациента (действует подушевой принцип). Так, в Германии и Франции, относящихся к первой группе стран, число стоматологических посещений составляет соответственно 11,5 и 7,2 на душу населения. В Великобритании, где используется подушевой принцип оплаты врачей, на одного человека приходится только 5,5 посещений в год.
Можно схематично показать отличия рынка совершенной конкуренции от той рыночной структуры, которая характерна в целом для рынка стоматологических услуг (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Отличительные характеристики рынка стоматологических услуг
Рынок совершенной конкуренции |
Рынок стоматологическихуслуг |
Большое количество продавцов. |
Число продавцов ограничено, существуют ограничения входа на рынок. |
Однородность товара. |
Неоднородность стоматологической услуги, ее индивидуальность, уникальность. |
Хорошая информированность покупателей. | Информационная «ассиметрия». |
Возможность сопоставления цены товара и его качества. | Невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества. |
Производители стремятся к максимизации прибыли. | Наличие большого числа государственных,частных. |
Реализация продукции осуществляется, как правило, напрямую. |
В большинстве случаев требуется участие «третьей стороны» - компетентного посредника, который и оплачивает значительную часть медицинских услуг. |
Исходя из приведенного сравнения, можно утверждать, что рынок стоматологических услуг, с точки зрения организационной структуры, является рынком несовершенной конкуренции. При этом по своим основным характеристикам он в большей мере приближается к структурам, которые в экономической теории классифицируются каколигополия (приложение 2). Эти обстоятельства неизбежно накладывают свой отпечаток на поведение производителей, изменение их первоочередных целей, систему ценообразования, что также требует специфического регулирования происходящих процессов в этих рыночных структурах со стороны государства.
На сегодняшний день рынок стоматологических услуг организован по типу олигополии. Доступ на рынок ограничен. Имеется частичный контроль цен на услуги. Складывается ситуация, когда пациенты ищут «своего» врача - того, кто не обманет и окажет наиболее качественные услуги за определенную цену.
Особая роль принципов доступности и равенства в получении медицинской помощи. Объем потребления медицинских услуг не может определяться только уровнем платежеспособности человека. Это особенно очевидно в тех случаях, когда для уменьшения страданий и спасения жизни человека требуется экстренная медицинская помощь.
Необходимость корректировки рыночного механизма распределения ресурсов диктуется и тем обстоятельством, что наибольшую потребность в медицинской помощи, в том числе и стоматологической, имеют лица с низким доходом. Они имеют худшие условия жизни и труда, соответственно показатели их здоровья ниже, чем у обеспеченных слоев населения.
Обеспечение равных возможностей в потреблении медицинских услуг диктует необходимость перераспределения бюджета здравоохранения в пользу наиболее нуждающихся — стариков, детей, лиц с низким доходом, хронических больных и т. д. Основой развития отрасли становится принцип общественной солидарности: богатый платит за бедного, здоровый — за больного. Реализация этого принципа требует активного вмешательства государства.
Мы перечислили главные специфические характеристики рынка стоматологических услуг, ограничивающие возможности рыночной самонастройки в сфере здравоохранения. Из этого можно сделать следующие выводы.
1. Информационная «асимметрия» в сочетании с возможностью нерационального поведения потребителя повышают вероятность формирования затратного механизма в здравоохранении, особенно в стоматологии. Производители стоматологических услуг в рыночной среде не имеют достаточных ограничителей для рационального использования ресурсов. Они могут расширять объем услуг, чтобы обеспечить загрузку имеющихся мощностей (стоматологического оборудования и прочего) и увеличить свой доход. Если этим процессом не управлять, то будет расти удельный вес дорогостоящих видов стоматологических услуг и общие затраты на случай лечения. Снизится заинтересованность в профилактике заболеваний и использовании относительно простых, но эффективных стоматологических технологий.
2. Специфика рынка стоматологических услуг определяет возможность противоречия между действиями, направленными на повышение локальной и структурной эффективности. Локальная (внутренняя) эффективность характеризует результаты использования ресурсов в конкретной стоматологической организации. Структурная эффективность характеризует результаты использования ресурсов в системе здравоохранения в целом. Известный американский экономист Питер Друкер определил различие между двумя этими понятиями следующим образом: «Локальная эффективность — это умение делать вещи нужными методами. Структурная эффективность — это способность делать нужные вещи»[ ].
В условиях, когда решения об объеме и составе стоматологических услуг принимают сами их производители, оплата деятельности стоматологов за конкретную услугу ведет к увеличению объема услуг в расчете на единицу затраченных ресурсов. Локальная эффективность функционирования стоматологических организаций повышается. Что же касается структурной эффективности, то рыночные механизмы не обеспечивают ее автоматического повышения. Заинтересованность конкретного стоматолога в наращивании объема услуг отнюдь не всегда ведет к повышению конечных результатов работы системы в целом.
Итак, недостаточная информированность пациента в сочетании с особой ролью стоматологов в определении объема и структуры стоматологических услуг таит в себе значительный потенциал структурных диспропорций в стоматологии. В отличие от большинства других отраслей хозяйства, в здравоохранении, особенно в стоматологии рыночный механизм распределения ресурсов не гарантирует эффективного использования ресурсов в системе в целом.
3. Для повышения структурной эффективности необходимо обеспечить целенаправленное управление объемами и структурой оказания стоматологической помощи, оказываемой населению. Субъекты управления могут быть разными в зависимости от господствующего принципа финансирования стоматологии. В самом общем виде это финансирующая сторона, то есть организация, заказывающая объемы стоматологической помощи у производителя стоматологических услуг и оплачивающая эти объемы.
Примеры проблем, решаемых финансирующей стороной:
- как выбрать экономически наиболее рациональный вариант лечения конкретного случая без ущерба для качества помощи;
- как обеспечить участие врачей в поиске ресурсосберегающих технологий;
- как стимулировать интерес населения к здоровому образу жизни и оптимизировать поведение пациентов.
Финансирующая сторона должна сделать то, что не способен сделать отдельный пациент в силу недостаточной информированности и слабой возможности влиять на медиков, спланировать оказание стоматологической помощи, обеспечить оптимальное соотношение между отдельными ее видами, заинтересовать стоматологов в наиболее рациональном использовании ресурсов.
Особое значение доступности и равенства в получении медицинской помощи диктует необходимость специфических форм государственного регулирования, которые либо вообще отсутствуют в других отраслях рыночной экономики, либо выражены значительно слабее. Прежде всего, государство берет на себя финансирование значительной части стоматологической помощи населению. Для этого используются механизмы перераспределения доходов — на основе общего налогообложения или целевых налогов на нужды здравоохранения. Кроме того, государство берет на себя прямое оказание части медицинской помощи — не только тех видов, которые обладают свойствами «общественных благ», но и услуг, потребление которых носит индивидуальный характер, например, бесплатное зубопротезирование для льготных групп граждан.
Государство в той или иной форме регулирует цены в системе общественного здравоохранения, устанавливает стандарты стоматологической помощи для защиты пациентов, осуществляет лицензирование стоматологических организаций, планирует трудовые и материальные ресурсы и осуществляет множество других регулирующих функций. Большинство из этих функций определяются стремлением государства нейтрализовать «ошибки» рынка.
1.3 Механизм государственного регулирования рынка стоматологических услуг
Государственное регулирование рынка стоматологических услуг – это механизм применения государственными органами, учреждениями системы здравоохранения мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достижение определенных социально-экономических целей.
Государственное регулирование рынка стоматологических услуг в Чувашской Республике является частью государственного регулирования экономики в целом.
Генеральной целью государственного регулирования рынка стоматологических услуг является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе, приспособление существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования рынка стоматологических услуг Чувашской Республики.
"Дерево целей" видоизменяется в зависимости от конкретных проблем, стоящих перед Чувашской Республикой. Конкретные цели можно сгруппировать по определенным блокам, определяющим достижение наиболее общих целей.
В целом "дерево целей" можно представить следующим образом.
1. Обеспечение стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний рынка стоматологических услуг Чувашской Республики:
1.1 Поддержание устойчивости стоматологической службы ЧР;
1.2 Обеспечение развития стоматологической службы Чувашской Республики:
а) расширение сети стоматологических учреждений на территории ЧР;
б) улучшение обеспечения стоматологической сети ЧР оборудованием и расходными материалами;
в) улучшение подготовки управленческих и стоматологических кадров;
1.3 Обеспечение гарантированного объема бесплатной неотложной стоматологической помощи населению Чувашской Республики;
1.4 Обеспечение гарантированного объема бесплатной амбулаторно-поликлинической стоматологической помощи населению Чувашской Республики в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
1.5 Обеспечение гарантированного объема бесплатной стационарной стоматологической помощи населению Чувашской Республики в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
1.6 Дальнейшее совершенствование системы организации и управления стоматологической службой ЧР;
1.7 Обеспечение полной занятости в стоматологической службе ЧР;
1.8 Обеспечение экономической эффективности стоматологических учреждений ЧР;
1.9 Обеспечение экономичности и сбалансированности стоматологической помощи;
1.10 Обеспечение качества стоматологической помощи;
1.11 Предоставление равного доступа к стоматологическим услугам различных социально-экономических групп населения ЧР;
1.12 Преимущественное направление на профилактику стоматологических заболеваний;
2. Обеспечение рамочных условий функционирования стоматологической службы Чувашской Республики:
2.1 Обеспечение правовой основы функционирования стоматологической службы Чувашской Республики;
2.2 Финансовое обеспечение стоматологической службы Чувашской Республики;
2.3 Материально-техническое обеспечение стоматологической службы Чувашской Республики;
2.4 Внедрение новых технологий лечения стоматологических заболеваний;
2.5 Усиление роли общественного контроля за рынком стоматологических услуг Ассоциацией стоматологов Чувашской Республики.
З. Обеспечение социальной поддержки населения Чувашской Республики:
3.1 Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан
4. Координация хозяйственной деятельности:
4.1 Обеспечение информацией о конъюнктуре рынка, перспективах развития рынка стоматологических услуг Чувашской Республики;
4.2 Разработка мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.
5. Поддержка конкурентной среды на стоматологическом рынке Чувашской Республики:
5.1 Создание экономических, правовых условий, правил системы конкурентных отношений, зашита конкурентной среды; борьба против недобросовестной конкуренции;
5.2 Разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательскойактивности(правовых, административных, экономических: финансовых, налоговых, таможенных и других мер);
5.3 Поддержка малого и среднего предпринимательства.
6. Управление государственным и муниципальным сектором рынка стоматологических услуг Чувашской Республики:
6.1 Управление государственными и муниципальными стоматологическими учреждениями;
6.2 Управлениесобственностью государственных и муниципальных стоматологических учреждений.
1.3.1 Нормативно-правовое регулирование
В соответствии со ст. 41Конституции РФ «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».
Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иначе говоря, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан.
Закрепляя это право в Конституции, государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья населения, предотвращение заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми не запрещенными методами лечения и оздоровительными мерами для обеспечения наивысшего достижимого на современном этапе уровня охраны здоровья.
Всестороннее развитие человеческой личности недостижимо, если в обществе не функционирует эффективная система, гарантирующая охрану здоровья. Об этом, в частности, говорится в Декларации социального прогресса и развития, одобренной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 2542 (XXIV) от 11 декабря 1969 г., и в Европейской социальной хартии, принятой Советом Европы 18 октября 1961 г.[].
(СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989, с. 448-453, 255-256).
В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.признается значение охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни российского общества и подтверждается ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья его граждан. Создание нормальных условий для реализации гражданами своего права требует государственных мероприятий по охране здоровья граждан. Эта деятельность государства, как записано в ст. 1 Основ, представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи. Для осуществления перечисленных мер в России функционирует развитая система охраны здоровья граждан, включающая государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения, систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Право граждан на охрану здоровья обеспечивается предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. При этом государство гарантирует реализацию гражданами указанного права независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Гарантиями права граждан на медицинскую помощь выступает развитая сеть медицинских учреждений, доступность медицинской помощи, развитие лекарственной помощи. Как записано в ч. 1 статьи 41, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, конкретизируя эту норму, устанавливают гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам, который им обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Он включает: первичную медико-санитарную; скорую медицинскую и специализированную медицинскую помощь; медико-социальную помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (психическими, онкологическими, венерическими, туберкулезом, СПИДом); медико-социальную помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, т.е. инфекционными. Кроме того, граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных российскими законами.
Порядок обеспечения граждан медицинской помощью на основе обязательного и добровольного медицинского страхования подробно регламентирован в Законе РФ от 28 июня 1991 г. (в ред. от 2 апреля 1993 г.) "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (ВВС РСФСР, 1991, N 27, ст. 920). Принципиальное значение в этом законе имеет закрепление положения о том, что обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам России равные возможности получения медицинской помощи. Нужно также отметить, что право на медицинскую (в Основах - медико-социальную) помощь включает в себя такие элементарные права, как: право на профилактическую помощь, право на лечебно-диагностическую помощь, право на реабилитационную помощь, право на информацию о состоянии здоровья, право дать согласие на медицинское вмешательство или отказаться от него, право на зубопротезную помощь.
Материальной гарантией права граждан на бесплатную медицинскую помощь выступает созданный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Граждане реализуют свое право на бесплатную медицинскую помощь на основе страхового медицинского полиса обязательного страхования. Однако экстренная медицинская помощь в соответствии с Законом от 2 апреля 1993г. оказывается вне зависимости от наличия у пациента страхового полиса, поскольку она финансируется за счет государственного бюджета. Поэтому отказ от оказания такой помощи является явным нарушением Закона.
При отказе поликлиники в оказании медицинской помощи гражданин вправе обратиться в страховую компанию, выдавшую ему страховой полис, или территориальный страховой фонд. Эти органы обязаны защищать права пациента.
Основы законодательства об охране здоровья граждан определяют компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в вопросах охраны здоровья граждан, устанавливают источники ее финансирования (средства бюджетов всех уровней, единый социальный налог, средства целевых фондов, средства хозяйствующих субъектов, доходы от ценных бумаг и др.) и предусматривают разработку и реализацию федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактики заболеваний и по другим вопросам. НУЖНО ЛИ ДОБАВИТЬ ПРО ЧР?
1.3.2Методы государственного регулирования рынка стоматологических услуг
Выбор инструментов государственного регулирования рынка стоматологических услуг, характера и механизма их использования не может быть случайным. Инструментарий регулирования определяется наиболее оптимально выбранными стратегией и путями развития здравоохранения в целом.
Государственное регулирование рынка стоматологических услуг непосредственно связано сполитикой в области здравоохранения и направлено на ее реализацию.
Государство для реализации целей своей политики в области здравоохранения использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования рынка стоматологических услуг.
Методы классифицируются по двум признакам: по формам влияния и по способам влияния.
По формам влияния методы делятся на две группы: методы прямого влияния методы косвенного влияния.
Методы прямого влияния непосредственно действуют на функционирование субъектов рынка. Такое непосредственное влияние осуществляется при