Телекоммуникационные проекты в образовании
средств обучения, книжным фондом медиатеки в сформированной здесь базе данных, продумывает стратегию поиска учеником необходимых информационных материалов.Учитель и медиаспециалист согласовывают предполагаемые источники информации, способы доступа к ним. способы обработки, чтобы учащийся мог реализовать приобретенные умения и навыки не только поиска нужной информации, но и работы с ней.Таким образом, в ходе совместной работы учитель и медиаспециалист при подготовке и проведении проектной работы учащихся определяют предмет информационного поиска как для учителя, так и для отдельных групп учащихся (по их темам, по их проблемам, выдвинутым гипотезам). Учитель составляет рекомендуемый список информационных средств, которыми учащиеся могут воспользоваться в ходе будущей самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности над проектом. Совместно определяют возможную (предполагаемую) поисковую стратегию (этапность поиска информации с обозначением промежуточных результатов) и круг информационных средств.В ходе практической поисковой деятельности учащихся в медиатеке медиаспециалист оказывает ученикам всевозможную помощь в способах поиска информации и ее обработки, консультирует, если возникает необходимость, как оформить результаты исследования, творческой работы с помощью средств новых информационных технологий.
В некоторых школах функции технического специалиста могут быть возложены на учителя информатики или учащихся старших классов, проявивших наилучшие результаты по информатике и интересующихся данным направлением. В основные функции технического специалиста по телекоммуникациям будет входить следующее.
- Выбор провайдера телекоммуникационной сети для последующей регистрации школы.
— Приобретение необходимого оборудования для организации телекоммуникационного центра.
- Изучение программного обеспечения, используемого при работе в сети.
- Обучение учащихся и учителей работе в сети.
- Оказание консультационной помощи по работе с сетевыми информационными ресурсами.
- Работа с почтовым ящиком школы — получение и отправка школьной корреспонденции.
Если в дальнейшем переписка по электронной почте будет достаточно интенсивной, необходимо в помощь техническому специалисту найти "постмастера» (от англ. postmaster — специалист по почте), который начнет регулярно проверять почту, передавать электронные письма по назначению и решать некоторые технические проблемы, связанные с перепиской. Таким постмастером может быть учащийся, а не специалист медиатеки.
Помимо технической работы по организации телекоммуникационного центра необходимо «вдохнуть жизнь» в этот центр и превратить его в то место, куда с удовольствием приходят и учителя, и ученики. Поэтому придется еще найти такого человека, который бы являлся настоящим энтузиастом своего дела, смог бы объяснить педагогическому коллективу школы и учащимся преимущества телекоммуникаций, вовлек всех в проектную работу и помог быстрее освоиться в телекоммуникационной сети. Подобных специалистов принято называть координатор телекоммуникационных проектов.
Если телекоммуникационной программой, предусматривающей работу над многими проектами, предполагается охватить достаточно большое количество школ, целесообразно предусмотреть координатора (директора) программы в рамках специально созданного для этих целей координационного регионального центра. Такой центр может быть один на несколько школ.
Одновременно совершенно необходим координатор проектов, организующий и координирующий деятельность учащихся и учителей в проектах определенной направленности (имеется в виду — предметную направленность: естественнонаучную, гуманитарную, литературно-творческую, спортивную, музыкальную и др.). Как координатор (директор) программы, так и координатор проекта вовсе не обязательно должны быть профессионалами в области информатики, достаточно, чтобы это были грамотные пользователи. Но это должны быть профессиональные педагоги. Важно также, чтобы это были энергичные люди, хорошие организаторы.
При этом в задачи координатора (директора) программы входит:
связь при необходимости с научными и прочими организациями, которые могли бы заинтересоваться и помочь ребятам в выполнении их работ по проектам;
ведение полного списка всех участников проектов;
координация и развитие телекоммуникационных проектов в регионе и с зарубежными партнерами (поддержка прямой и обратной связи с координаторами и администрацией школ, обеспечение консультационной помощью, методическими материалами и информацией, необходимой для конкретного проекта в режиме электронной почты, автоматической рассылки);
связь с другими регионами, сбор информации о потенциальных партнерах с учетом их интересов;
связь с общественными организациями, средствами массовой информации по оказанию помощи участникам проектов, по внедрению результатов их работ в разных формах, организации региональных и межрегиональных семинаров, встреч, конференций участников проектов;
сбор и распространение информации об участниках проектов, презентация наиболее интересных результатов;
регистрация, анализ поступающих заявок на проведение ребятами тех или иных работ;
ведение систематической внешней оценки эффективности использования телекоммуникационных проектов в школах, участвующих в его программе.
Координационный телекоммуникационный центр может со временем развить сеть электронной почты в своем регионе, т.е. организовать на своей базе региональный телекоммуникационный центр со своей BBS.
Задачи координатора телекоммуникационного проекта в школе несколько иные. В его функции входит:
подбор партнеров, координация работ по отбору тематики проектов (работа с учителями);
структурирование проекта (определение целей проекта, его проблемы, гипотезы решения, планируемых результатов и сроков проведения работ, планируемых форм оформления результатов проектов, мониторинг за его проведением на всех стадиях работы, включая в случае необходимости активное включение в работу, корректировку направления работ, поддержание различными способами интереса к проекту);
поддержка связи и взаимодействия с директором образовательной телекоммуникационной региональной программы, если такой имеется (формулировка запросов информации, необходимой для конкретного проекта директору программы);
осуществление консультаций для учащихся и учителей, работающих в его проекте;
информирование администрации школы о ходе работы учителей и учащихся над телекоммуникационными проектами.
Координатор школьного проекта должен обладать определенными качествами: иметь хорошие организаторские способности, быть методически грамотным, владеть навыками межкультурного общения, иметь опыт работы с телекоммуникационными проектами, иметь базисные навыки работы в телекоммуникационных сетях, уметь работать с большими объемами информации, быть информированным о новейших методах применения средств информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Когда вы начнете разрабатывать общие идеи внедрения телекоммуникаций в учебный процесс вашей школы, продумайте следующее:
где, в каком помещении вы собираетесь организовать абонентский телекоммуникационный центр, в котором можно было бы обеспечить достаточно свободный (но организованный!) доступ к компьютерам и работу в сетях;
как часто и для решения каких вопросов представители школьной администрации будут использовать телекоммуникации;
какие услуги телекоммуникационной сети, в которой работает ваша школа, смогут заинтересовать учителей-предметников;
какому из направлений учебно-воспитательной работы школы будет отдано право преимущественного использования телекоммуникаций;
собираетесь ли вы привлечь учащихся к непосредственной работе в сети.
Как только вы сформулируете ответы на все эти вопросы, т.е. сами осознаете роль и место телекоммуникаций в вашей школе, сделайте следующий шаг — спланируйте работу школы с телекоммуникациями. На этом пути вам и вашим коллегам предстоит сделать следующее.
1. Организовать и провести учебный семинар для представителей педагогического коллектива школы по использованию телекоммуникаций. На этом семинаре вы должны обсудить все вопросы, связанные с внедрением телекоммуникаций в учебный процесс вашей школы.
2. Познакомить учителей с методом проектов и групповым методом, обратив их особое внимание на разнообразие исследовательских методов, самостоятельных видов деятельности учащихся.
3. Познакомиться с работой сети Интернет, услугами провайдера, у которого вы уже зарегистрировались (или собираетесь зарегистрироваться), и изучить все ее информационные возможности. Посмотрите, какие средства, и ресурсы Интернет вы можете использовать уже сейчас, какие — в перспективе. Найдите себе партнеров по переписке.
4. Подключиться к существующим в сетях в настоящее время телекоммуникационным учебным проектам. Привлекайте к работе учителей-предметников!
5. Перейти к преподаванию различных предметов школьного цикла (информатики, иностранного языка, литературы и др.) с использованием новых педагогических и информационных технологий, в том числе компьютерных телекоммуникаций. На этом этапе внедрения телекоммуникаций в учебный процесс школы они должны постепенно превратиться в инструмент получения новых знаний, оперативной и достоверной информации в конкретной предметной области.
Учителя школы должны иметь четкое представление о возможностях электронной почты, информационных ресурсах Интернет.
Ведь только в этом случае они смогут определить направление использования телекоммуникаций в своем предмете. Интересы учителей различны: кто-то заинтересован в организации переписки со своими коллегами из других школ, а кто-то хочет вместо традиционных школьных программ работать по оригинальным учебным исследовательским проектам, основой которых будет совместное решение научных проблем, а инструментом обмена — электронная почта, телеконференции.
На семинаре учителей целесообразно будет провести телекоммуникационный сеанс, показав «вживую» все услуги, предоставляемые абонентам Интернет. Для успешного проведения такого сеанса связи не забудьте следующее.
В процессе демонстрации обратите внимание учителей на потенциальные возможности использования телекоммуникаций в школе, причем постарайтесь сделать это на конкретных примерах.
Не используйте при демонстрации незнакомые для большинства учителей команды и технические термины. Постарайтесь пробудить у учителей желание познакомиться с опытом работы учителей в тех школах, где телекоммуникации используются уже как минимум 2—3 года, и посетить их уроки.
Организуйте серию «встреч» в сети с пользователями из других школ и дайте учителям возможность свободно «побеседовать» в режиме «chat» (а это всегда производит очень сильное впечатление на новичков).
На сеанс можно пригласить учителей, технических специалистов, представителей родительской общественности и учащихся старших классов, которые смогут стать вашими надежными помощниками в будущей работе.
Старайтесь поддержать тех учителей, которые проявят интерес к использованию телекоммуникаций в школе, так как им придется преодолеть немало психологических проблем.
Учитель, который ни разу не работал ранее с модемом и коммуникационной программой, не сможет работать в сети, если происходящее на экране компьютера будет ему непонятно. Для таких учителей, придется организовать специальные курсы по работе с телекоммуникациями.
Предупредите своих коллег о том, что совершенных в техническом плане телекоммуникационных сетей пока еще нет, а это означает, что возможны различные неполадки, сбои и помехи на телефонных линиях, поэтому не все определяется исключительно компетентностью пользователя.
Теперь, когда мы знаем, что нужно для организации широкого использования телекоммуникации в вашей школе, обратимся собственно к организации деятельности учащихся в сетях, к организации телекоммуникационных проектов.
2.5.Урок на тему: «Сайт моего класса» проводиться, как урок мини-проект для закрепления и совершенствования знаний и навыков, полученных на теоретических занятиях по теме.
Положительные моменты проведения уроков такого типа:
Возможность увидеть практический результат использования знаний, полученных на теоретических уроках, что позволяет вырабатывать у учащихся способность к адаптации в реальных условиях будущей профессиональной деятельности, оценке способов использования такого инструмента, как компьютер, в решении будущих профессиональных задач;
Каждый учащийся выполняет индивидуальное задание, но при этом группа в результате урока получает единый общий результат. Это позволяет развивать личные творческие способности учащихся, а так же способствует выработке и развитию таких качеств специалиста, как ответственность за принятое решение, за свой участок работы, стремление к достижению коллективного успеха;
Самостоятельный анализ и оценка выполненной работы способствует развитию критического мышления, способности к самоанализу, оценке возможных ошибок, поиску пути их исправления;
Профессиональное общение с единомышленниками, работа в команде позволяет вырабатывать и развивать такие профессиональные важные качества, как коммуникабельность, умение работать в коллективе.
Все методические материалы, необходимые для проведения урока (план, бланки заданий, критерии оценки и т.п.) приведены ниже.
При подготовке к уроку необходимо разместить фотографии, в папку «Pic» на диске по адресу, указанному в задании.
ТЕМА: «Сайт моего класса»
ЦЕЛЬ:
Обучающая: Обучение проектной деятельности на примере мини-проекта.
Развивающая: Реализовать коммуникативные, технические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования сайтов. Сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту конструирования сайтов.
Воспитательная: Воспитание ответственности за принятое решение и культуры работы в команде.
ЗАДАЧИ:
Сформировать навыки элементарного проектирования, конструирования, размещения и сопровождения веб-сайта;
Создать и разместить по сети собственный веб-сайт на учительском компьютере.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК учащихся, ПК учителя, локальная сеть, редактор HtmlPad FisherMan, проектор, презентация, бланки заданий, критерии оценки.
ТИП УРОКА: Урок совершенствования и применения знаний и умений (урок мини-проект) рассчитан на 40 минут.
ХОД УРОКА:
(П – педагог, У – учащийся)
№ этапа |
Деятельность (П, У) |
Содержание |
Примечание |
Время (мин) |
П | Организационный момент. Демонстрация презентации, которая включает в себя тему урока, цель и технологию создания сайта. | 3 | ||
П | Распределение функций | П, У -консультируют | 2 | |
У | Планирование деятельности | У - выбирают одного ученика, который будет создавать главную страницу сайта | 2 | |
У | Выполнение индивидуальных заданий. При помощи Редактора HtmlPad FisherMan учащиеся создают свою web-страничку, на которой размещают: фото и информацию о себе. | 20 | ||
У |
Презентация сайта и оценка выполненных работ. Учащиеся самостоятельно находят свои ошибки при создании странички; Анализируют работу каждого и делятся своим мнением с учителем и классом в целом. |
10 | ||
П | Подведение итогов. | 3 |
Задание для самостоятельной работы
Вам необходимо создать сайт, в котором будет находиться информация о вашем классе в целом и о каждом ученике в отдельности.
На страничке посвященной каждому из вас должна быть фотография и информация о вас, ваших увлечениях, вашей учебе, планах на будущее, контактную информацию.
Технология работы:
Подготовьте web-страничку, используя редактор HtmlPad FisherMan.
Страница должна содержать:
Для соединения страниц используйте гиперссылки. На вашей странице должна быть гиперссылка на главную страницу, имя которой index.htm. (<A HREF="index.htm"> на главную </A>)
Сохраните ваш файл под именем № компьютера, за которым вы сидите, например: 16.htm на компьютере того ученика, который будет объединять все странички на диске в размещенной папке С:Сайт класса.
Время выполнения работы – 20 мин
По окончании работы над проектом необходимо представить ее своим коллегам. Время презентации - 1 мин.
Задание для самостоятельной работы ключевого учащегося
Вам необходимо создать сайт, в котором будет находиться информация о вашем классе в целом и о каждом ученике в отдельности.
На главной страничке посвященной вашему классу должна быть общая фотография и список учащихся, участвующих в этом проекте.
Технология работы:
Подготовьте web-страничку, используя редактор HtmlPad FisherMan.
Страница должна содержать:
Заголовок страницы: «Визитная карточка _____ класса»;
Заголовок текста: «Наш любимый класс»;
Фотографию - адрес размещения: ./pic/*.jpg (где * означает имя файла);
Текст - используйте разные начертания (Ж, К, Ч);
Фон страницы, можно в виде фонового рисунка.
Для соединения страниц используйте гиперссылки. На вашей странице должны быть гиперссылки на страницы, имя которых 16.htm и т.д. в зависимости от каждого учащегося. (<A HREF="16.htm"> Андреев Иван </A>)
Сохраните ваш файл под именем index.htm на диске в размещенной папке С:Сайт класса
Время выполнения работы – 20 мин
По окончании работы над проектом необходимо представить ее своим коллегам. Время презентации - 1 мин.
Критерии оценки работы:
Выполнение условий проекта (заголовки, фото, текст, фон, гиперссылки) – 5 баллов
Презентация работы (аргументация, время, речь) – 5 баллов
Общая оценка – средний балл.
Заключение
Наша школа, как и все общество, находится в кризисном состоянии. Даже если отвлечься от экономических проблем, которые нам неподвластны, есть чисто педагогические проблемы концептуального плана, решение которых действительно зависит от нас.
1. Методы обучения. До сих пор в наших школах в условиях классно-урочной системы приоритет остается за объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами, которые адекватно соотносятся со структурой деятельности учителя и учащихся на уроке: введение нового материала (учителем), его закрепление (под руководством учителя), воспроизведение (запоминание) и применение. Такое соотношение видов деятельности было адекватно целям формирования послушных исполнителей. В соответствии с определившейся в современной дидактике тенденцией, направленной на реализацию задачи формирования свободной творческой личности, на учебный процесс, в котором ученик является не объектом, а субъектом познавательной деятельности, приоритет должен быть за самостоятельными видами деятельности, за самостоятельной активностью учащихся по поиску, обработке, осмыслению и применению необходимой информации. Это вовсе не означает, что объяснительно-иллюстративные методы, фронтальные виды работ изгоняются с урока. Речь идет о смещении акцентов, о приоритетах.
Думается, в нашей власти шире и смелее внедрять такие подходы к обучению, которые основываются на методике сотрудничества, па методе проектов, на разноуровневом обучении, отражающих личностно-ориентированный подход в обучении. Глобальное мышление должно стать одной из целей образования, развития человека.
2. Организационные формы обучения. В обозначенных здесь тенденциях (да и в тех, что не нашли отражения в данной книге) все более очевидным становится тот факт, что классно-урочная система занятий как единственная форма работы в школе вступает в противоречие с перспективными методами и средствами обучения. Работа в группах, работа над проектами не может уложиться в строгий регламент урока. Она требует более гибких форм организации занятий.
3. Средства обучения (СО).. Однако существует целая система традиционных СО (учебник, раздаточные материалы, таблицы, транспаранты, слайды и пр.), из которых многие сохраняют свою дидактическую значимость и на перспективу. Важно найти пути их интеграции с новыми средствами. Все более важное значение приобретают и средства массовой информации. Все эти СО, их системы, отражающие новые тенденции развития школьного образования, новые подходы к обучению, должны разрабатываться в рамках общей концепции, реализуя ее содержательную и методологическую части.
Внедрение средств новых информационных технологий в образование также требует серьезной исследовательской работы, от которой зависит успех разработки и использования этих средств в учебном процессе. Эта работа должна включать проблемы:
— отбора содержания обучения в соответствии с новыми направлениями образования, с учетом дидактических свойств и функций средств новых информационных технологий (важно при этом иметь в виду, что огромный массив справочного, фактического материала может перейти в базы данных для оперативного пользования, возможность в перспективе пользования базами данных из различных научных и информационных центров, библиотек, пр.);
- воздействия экспертных систем искусственного интеллекта на характер мышления школьников и учителей;
- способы сочетания, интеграции средств новых информационных технологий с традиционными СО и средствами массовой информации;
- способы управления познавательной деятельностью учащихся в условиях столь широкой информационно – предметной среды.
Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения: предусматриваются множественные, систематические, разовые либо длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и т. д. явлением, требующие для решения поставленной проблемы сбора данных в разных регионах; предполагается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта или события, произошедшего или имевшего место в различных местностях, для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений и пр.; намечается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций способа действий, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого пути исследования проблемы; предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдение за погодными явлениями и т.п.) или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложения по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д.); планируется провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания. Телекоммуникационные проекты любого вида, как и сам метод проекта, можно рассматривать только в общей концепции обучения и воспитания.
Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки как учителей, так и учащихся. Такой проект должен быть особенно детально структурирован, организован поэтапно с учетом промежуточных и итоговых результатов.