Процесс осуществления экспортно-импортных операций в МТ

инистерство науки и образования Республики Казахстан.

Южно-Казахстанский Государственный Университет

им. М.Ауэзова.

Кафедра: «Международные экономические отношения»


КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету “Международная торговля”

на тему: “Процесс осуществления экспортно-импортных

операций в международной торговле ”


Подготовил: ст. группы 96-5Р1

Ишманов С. А.


Проверила: ст. преподаватель

Ефимова И. Е.


Шымкент-99


Содержание




Страница

Введение 3

Глава I. Мировая торговля: сущность и структура

5
1.1 Основные этапы в развитии мировой торговли 5
1.2

Возможности экспортоориентированного развития.

8
1.3 Структура и основные товаропотоки мировой торговли 10
1.4 Противоречия современной международной торговли и методы борьбы с ними 13

Глава II. Анализ форм осуществления экспортно-импортных операций

17
2.1 Оптовая торговля. 17
2.2 Биржи 18
2.3 Ярмарки 23
2.4 Аукционные торги. 26

Заключение. 29

Список литературы 31

Введение


Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объемам международных экономических отношений.

Теории международной торговли, ведущие начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли. Однако их центральными вопросами были и остаются следующие:

  • что лежит в основе междуна4родного разделения труда?

  • какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды?

  • какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны в мировой торговле?

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения. В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для Республики Казахстан и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В литературе часто дается следующее определение: «Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах». Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира. Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производствам

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговлям употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.

Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах..

В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей. Национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах.1 Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы.


Глава I. Мировая торговля: сущность и структура.

1.1 Основные этапы в развитии мировой торговли


Зародившись в глубокой древности, мировая торговля достигает значительных масштабов и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и XIX вв.

Мощным импульсом этого процесса послужило создание в ряде промышленно более развитых стран (Англии, Голландии и др.) крупного машинного производства, ориентированного на масштабный и регулярный импорт сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки, и экспорт в эти страны промышленных товаров, преимущественно потребительского назначения.

В XX в. мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них был связан с мировой войной 1914-1918 гг., он привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальной системы. Следует отметить, что все эти кризисы были преодолены.

В целом характерной чертой послевоенного периода явилось заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Причем темпы роста мировой торговли превысили темпы роста мирового ВВП.

Со второй половины XX века, когда международный обмен приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. В период 1950-1994 гг. мировой торговый оборот вырос в 14 раз.. По оценке западных специалистов, период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта составил в 50-х гг. 6%, в 60-х гг. - 8,2. В период с 1970 по 1991 г. физический объем мирового экспорта (т. е. рассчитанный в неизменных ценах) возрос в 2,5 раза, среднегодовой темп роста - 9,0%, в 1991-1996 гг. этот показатель был равен 6.2%.

Соответственно возрастал и объем мировой торговли. Так в 1965 г. он составил 172,0 млрд, в 1970 г. - 193,4 млрд, в 1975 г. - 816,5 млрд долл., в 1980 г. - 1,9 трлн, в 1990 г. - 3,3 трлн и в 1996 г. - свыше 5,3 трлн долларов.

Именно в этот период был достигнут ежегодный 7%-ный рост мирового экспорта. Однако уже в 70-е годы он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.). После явного спада в начале 90-х, в середине 90-х годов он вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы.

На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказали влияние ряд факторов:

  1. развитие международного разделения труда и интернационализация производства;

  2. НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;

  3. активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;

  4. регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ);

  5. либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон;

  6. развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;

  7. получение политической независимости бывших колониальных стран. Выделение из их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.

По имеющимся прогнозам, высокие темпы мировой торговли сохранятся и в дальнейшем: к 2003 г. объем мировой торговли увеличится на 50% и превысит 7 трлн долл.

Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Доминирующее положение США было поколеблено. В свою очередь, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии заметными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 80-е годы значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по факторам конкурентоспособности. В тот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии - Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. За ними вплотную идут Сингапур, Гонконг, а также Япония, которая ранее на протяжении шести лет занимала первое место.

Пока развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья, продовольствия и сравнительно простых изделий готовой продукции на мировой рынок. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание обуславливается выработкой заменителей сырья, более экономным его использованием, углублением его переработки. Промышленно развитые страны практически полностью захватили рынок наукоемкой продукции. Вместе с тем, отдельные развивающиеся страны, прежде всего «новые индустриальные страны», сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышения в нем доли готовой продукции, промышленных изделий, в т.ч. машин и оборудования. Так, доля промышленного экспорта развивающихся стран в общем мировом объеме в начале 90-х годов составила 16.3%.

Принципы равноправной международной торговли.

За последние годы казахстанская экономика претерпела множество самых разных изменений. Какие-то из них пошли ей на пользу, а какие-то нет. При переходе к рыночным отношениям необходимы четкие и продуманные решения. К сожалению Правительство РК во главе с Президентом не всегда принимало именно такие решения. В связи с переходом к рынку необходима интеграция казахстанская экономики в мировое хозяйство, что предполагает некоторую либерализацию внешнеэкономической деятельности. Для того, чтобы страна, ставшая на такой путь развития, получила выгоду, необходимы следующие условия:

1) Страны, либерализирующие торговлю, должны находиться
в фундаментальном равновесии, и либерализация торговли не должна его нарушать
( под фундаментальным равновесием понимается стабильность экономического положения страны, критериями которого являются "умеренные" темпы инфляции, "приемлемый" уровень безработицы и равновесие платежного баланса. Первые два элемента составляют показатели внутреннего равновесия, последний - внешнего). Однако, как известно, ослабление торговых барьеров обостряет проблему внутреннего и внешнего баланса. Отсюда возникает необходимость протекционизма, которую признавал еще А.Смит.

2) Существование международной гармонии интересов. Через свободу торговли, которая теоретически выгодна всем, эта гармония интересов и осуществляется. Но дело осложняется двумя обстоятельствами. Во-первых, более развитые страны имеют больший выигрыш от свободы торговли. Во-вторых, поскольку военные интересы доминируют над экономическими, одних только экономических факторов мало для установления или восстановления гармонии, которая на практике не прослеживается.

3) Равенство возможностей, обеспечиваемое постоянством масштабов производства и совершенной конкуренцией. Это условие
подразумевает отсутствие всякой дискриминации и получения одними производителями преимуществ перед другими, а также беспрепятственное передвижение товаров и факторов производства. На деле приналичии экономии от масштабов и при закреплении технологического превосходства свобода торговли означает односторонние преимущества для крупных фирм и передовых стран и приводит к менее рациональному распределению мировых ресурсов по сравнению с протекционизмом. В рамках той или иной страны правительство должно ограничивать монополистические методы ведения конкурентной борьбы и предоставлять особые льготы малым предприятиям, не способным в одиночку противостоять соперникам-гигантам.

4) Наличие эффективной международной финансовой системы.
Времена золотого стандарта с автоматическим регулированием внешнего баланса прошли, а в условиях политической и экономической нестабильности естественным для правительств является стремление создать резервы конвертируемой валюты, что достигается за счет положительного внешнего баланса. Если страна не имеет структурного избытка внешнего баланса и не желает мириться с высоким уровнем безработицы, ей остается один путь - создать избыток текущего баланса путем введения ограничений на импорт товаров и экспорт капиталов.

5) Выигрыш от торговли должен равномерно распределяться между странами. Для соблюдения этого требования все страны должны находиться в примерно равных стартовых условиях в отношении производительности и доходов. Если же эти условия нарушаются, то торговля сама по себе не может привести к выравниванию доходов между странами. Более того, преимущества в уровне производительности и доходов превращают свободу торговли в эффективный способ роста благосостояния и мощи одних стран и регионов за счет других. Выступать за то, чтобы страны, находящиеся на разных уровнях развития, осуществляли открытую финансовую и торговую политику – значит способствовать сохранению сложившегося неравенства между странами.


1.2 Возможности экспортоориентированного развития.


Степень привязки экономики страны к мировому хозяйству определяет две крайние модели стратегии развития : внешне- и внутренне ориентированные. Внешнеориентированная модель, которую еще называют ассоциативной, то есть направленной на присоединение к мировому сообществу, основывается на использовании таких положительных эффектов, как расширение возможностей для комбинирования ресурсов, повышения конкурентоспособности и диверсификации продукции, уровня подготовки и квалификации трудовых ресурсов, использование внешней сферы для смягчения трудностей и для следования за лидером, использование внешнего спроса в условиях ограниченного внутреннего спроса на отечественную продукцию.

Необходимо, однако, иметь в виду, что увеличение экспорта сможет стимулировать экономический рост лишь при условии, что заработанные средства будут инвестироваться в развитие производства. В противном случае расширение экспорта означает лишь отток ресурсов, что и происходит в России.

Важна и специализация страны, избравшей экспортную ориентацию. Ведь форсированный вывоз сырья приводит не только к падению цен на мировых рынках, но и к неблагоприятной структурной перестройке внутри страны: ресурсы переливаются из обрабатывающих отраслей в добывающие. А это означает закрепление сырьевой специализации и деградацию промышленности, функции которой перейдут к импорту. Именно такие перспективы открывает собой свобода торговли Казахстана.

Выбор в пользу быстрого и полномасштабного включения Казахстана в мировое хозяйство усиливает стремление сократить сроки технологического перевооружения, незамедлительно подключиться к мировым финансовым ресурсам, используя такие преимущества, как мощная сырьевая база, относительно дешевая и квалифицированная рабочая сила, передовой уровень некоторых отраслей и видов продукции, а также достижения в сфере фундаментальных научных исследований.

Однако все эти преимущества и ресурсы нельзя задействовать в
широких масштабах и в короткие сроки. Могут не оправдаться, в
частности, расчеты на демонополизирующий эффект импорта, поскольку, как показывает мировой опыт, зарубежным и местным монополиям не так уж трудно достичь "взаимопонимания", которое может получить и организационное оформление в виде совместных предприятий, к тому же поощряемых принимающей страной.

Выгоды от либерализации внешней сферы неотделимы от создания дополнительной конкуренции на внутреннем рынке, что плохо сочетается с необходимостью временно оградить отечественную промышленность от внешней конкуренции.

Надежды на то, что средства, требуемые для оплаты массового импорта передовой технологии, может дать экспорт сырья, невелики.
Они ограничены не только величиной экспортных сырьевых ресурсов, но и емкостью рынков самих западных стран, неспособных поглотить тот наплыв из России и других бывших советских республик, который необходим для получения реального эффекта от экспортоориентированной стратегии.

Уже на сегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков видно активное нежелание обосновавшихся на них продуцентов мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции. Надо полагать, что с ростом притока товаров из Казахстана и других постсоветских государств страны запада не остановятся перед введением жестких протекционистских мер, используя для этого
антидемпинговые процедуры.

Приоритет внешнеориентированных стратегий, в пользу которых высказываются многие российские экономисты, не оправдан. Но не правы и те, кто слишком опасается внешней зависимости. И те и другие переоценивают скорее универсальность стратегий, приверженцами которых они являются. Выбор стратегии определяется как внешними, так и внутренними факторами. Как известно, лучше не та стратегия, которая обещает большой эффект, а та , которую можно реализовать. Последнее в значительной мере зависит от того, насколько данная политика разделяется теми, кто будет ее проводить в жизнь, то есть от внутренних факторов.


1.3 Структура и основные товаропотоки мировой торговли


Рассматривая структуру мировой торговли в первой половине XX века (до 2-й мировой войны) и в последующие годы, мы видим существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится 1/4 товарооборота. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И наконец, более 1/3 всей мировой торговли в середине 90-х годов - это торговля машинами и оборудованием.

Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности: на ее долю приходится 3/4 мирового товарооборота. Особенно быстр растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование транспортные средства, химическая продукция, продукция обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкие товары.. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4.

Одной из быстроразвивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией. Следует отметить тенденцию в увеличении потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание обусловливается выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением его переработки.

В мировой торговле продовольствием отмечается относительное уменьшение спроса на него. В определенной степени это связано с расширением производства продовольствия в промышленно развитых странах.

Важная тенденция - расширение торговли этой группой товаров между промышленно развитыми странами. В связи с ростом такой торговли, резко вырос обмен услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги, что, в свою очередь, стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного финансово-кредитного характера. В то же время торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения (табл. 1).

Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта машинотехнической продукции.

Экспорт - это продажа товара в другой стране, отличающаяся от его реализации на собственном внутреннем рынке условиями сбыта традициями и обычаями, языком и т.п.


Таблица 1: Товарная структура мирового экспорта по основным группам товаров, %

Основные товарные группы 1937 г 1960 г. 1975 г 1988 г. 1997 г.

Продовольствие (включая напитки и табак)

22,8 18,2 12,2 10,7 7,2
Сырье 31,0 16,7 7,5 5,9 4,8
Минеральное топливо 7,6 10,1 19,5 12,5 7,7
Продукция обрабатывающей промышленности 38,8 55,0 59,7 72,4 76,5
Оборудование, транспортные средства 10,6 21,2 27,9 35,1 38,2
Химические товары 4,6 6,2

7,2

9,0 9,2
Прочая продукция обрабатывающей промышленности 23,6 27,6 24,6 28,3 29,2
Черные и цветные металлы 10,6 9,0 7,3 5,3 6,6
Текстильные изделия (пряжа, ткани, одежда) 8,7 5,4 4,9 6,8 7,6

Подсчитано по: Monthly Bulletin of Statistics. New-York, May 1957-1998


Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой промышленно развитых стран. Так, в середине 90-х гг. на них отводилось около 70% мирового экспорта.

В отличие от большинства развивающихся стран, «новые индустриальные страны») в особенности четыре «малых дракона» Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур), демонстрируют быстрый рост экспорта. Их доля в мировом экспорте в середине 90 х годов составляла 10,5%. Набирающая экономические обороты в последнее десятилетие КНР достигла 2,9% (было менее 1%). США в мировом экспорте занимают 12,3%, Западная Европа - 43%; Япония -9,5% (см. табл. 2).

Характеризуя основные тенденции в географической направленности международной торговли, следует подчеркнуть тот факт, что развитие и углубление международного разделения труда между промышленно развитыми странами вздет к увеличению их взаимной торговли и уменьшению доли развивающихся стран. Основные товаропотоки протекают в рамках «большой триады»: США - Западная Европа - Япония.

Бушующий на данный момент валютный кризис в странах Азии еще не закончился. Однако он уже выливается в региональный экономический кризис. Каково будет его воздействие на экономику других регионов - вот вопрос.


Таблица 2 ИМПАЕК54

Крупнейшие государства-экспортеры в 1997 г.*

Страны Экспорт, млрд. долл. Доля в мировой торговле, %
США 512 12,3
Германия 421 10,1
Япония 397 9,5
Франция 236 5,7
Великобритания 205 4,9
Италия 189 4,5
Канада 165 4,0
Гонконг 152 3,7
Голландия 148 3,6
Бельгия/Люксембург 131 3,1
Китай 121 2,9
Сингапур 96 2,3
Южная Корея 96 2,3
Тайвань 93 2,2
Испания 73 1,7

*Источник: Всемирная торговая организация, Женева.


В борьбе с этим валютным кризисом роль Соединенных Штатов куда менее заметна, чем та, которую они сыграли в разрешении мексиканского кризиса в 1995 году. Ныне Вашингтон предпочитает ведущую роль предоставить Токио. Так, американское финансовое участие в плане спасения таиландской экономики путем предоставления 16 миллиардов долларов будет осуществляться только через международные организации. А ведь этот кризис будет иметь такие последствия для экономики и рынков Америки (как, впрочем, и европейских стран), которыми пренебрегать просто нельзя.

На долю Азии, не считая Японии, приходится 20 процентов товарного экспорта США. Общий объем американского экспорта в страны этого региона соответствует 1,6 процента ВВП США. Сокращение экономической активности переживающих кризис стран может обернуться замедлением экономического роста Соединенных Штатов на 0,25-0,5 процента. Таково мнение известного экономиста С. Роча.

Более того, валютный кризис в азиатских странах окажет прямое негативное воздействие и на приток капиталов в Соединенные Штаты. Никогда Вашингтон не размещал за границей так много своих ценных бумаг, как в последнее время. Только в период 1996-1997 годов от продаж государственных ценных бумаг иностранцам США выручил 465 миллиардов долларов.

Основная доля их покупок приходится на азиатских инвесторов. Вызванный кризисом спад активности финансовых институтов в этих странах, безусловно приведет к сокращению спроса на американские облигации.

В конце 1997 года 60 процентов всех займов иностранным клиентам были предоставлены странам Азии (в общей сложности 120 миллиардов долларов). Немецкие банки предоставили около 42 миллиардов долларов, французские - около 38 миллиардов долларов, американские - 34 миллиарда. А сейчас маячит перспектива реструктуризации банковских кредитов в связи с кризисом. А это нанесет серьезный удар по интересам банков многих стран.

Заметной тенденцией современной международной торговли является увеличение объемов торговли между развивающимися странами. В особенности заметна экспортная экспансия «новых индустриальных стран».

Поскольку в экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, развивающиеся страны представляют для них сравнительно меньший интерес как рынки сбыта такой продукции. Сложная техника часто бывает не нужна развивающимся странам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда же она просто им не по карману.

Товарная структура казахстанского экспорта в последние годы сохраняет свою сырьевую направленность. Доминирующие позиции продолжают занимать топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы и химические удобрения.

В 1996 году доля основных видов топливно-энергетических ресурсов (нефти, нефтепродуктов, природного газа и каменного угля) в общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья возросла до 45 процентов (примерно с 40 процентов в 1995 году). Среди остальных сырьевых товаров можно выделить черные и цветные металлы - алюминий, никель, медь, обеспечивающие 18 процентов стоимости экспорта в дальнее зарубежье.


1.4 Противоречия современной международной торговли и

методы борьбы с ними


Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что либерализация является ее основной тенденцией. Произошло значительное снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т. п. Однако существует целый ряд проблем. Одна из основных - нарастание протекционистских тенденций на уровне экономических группировок, торгово-экономических блоков стран, во многом противостоящих друг другу. Составы девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже:

Европейский союз (ЕС) - Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.

Европейские сообщества (ЕС), или так называемый «Общий рынок» являются объединением государств, которые стремятся к политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Страны - члены «Общего рынка» считают себя ядром будущих Соединенных Штатов Европы.

В «Общий рынок» входят:

- Европейское объединение угля и стали (соответствующий договор вступил в силу в 1952 году).

- Европейское экономическое сообщество (договор вступил в силу в 1958 году).

Эти договоры были дополнены и расширены так называемыми Едиными Европейскими Актами, вступившими в силу в 1978 году. Единые Европейские Акты являются базой политического сотрудничества стран-членов «Общего рынка».

«Общий рынок» является крупнейшим в мире торговым партнером. Численность населения стран-членов «Общего рынка» составляет 320 миллионов человек, т.е. больше чем численность населения США (239 млн. человек).

С 1967 года Европейские Сообщества имеют следующие общие наднациональные или межгосударственные органы:

- Совет министров - законодательный орган;

- Комиссия Европейских сообществ - исполнительный орган. Только Комиссия имеет право представлять на утверждение Совета министров проекты законов;

- Европейский парламент - контрольный орган. Он осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет;

- Суд Европейских сообществ - высший судебный орган;

- Европейский совет, в состав которого входят главы правительств стран-членов;

- Европейское экономическое сотрудничество, комитет, в составе которого насчитывается 12 министров иностранных дел и один член комиссии ЕС.

В своей работе Европейский совет и Комиссия Европейских сообществ находят поддержку еще двух организаций, действующих в рамках «Общего рынка»:

- Экономического и социального совета;

- Консультативной комиссии ЕС по углю и стали.

Существует организация «Общего рынка», насчитывающая более 20 тысяч служащих из разных стран, которые представлены в соответствии с так называемой национальной пропорцией, на средства формируемые за счет ввозных пошлин, особой статьей которых являются отчисления по сахару, таможенному тарифу, определенной части отчислений от налога на добавленную стоимость, и прочих средств.

Расходует же «Общий рынок» средства на субсидии по сельскому хозяйству, и поддержку менее развитых регионов, финансирует научные исследования и опытно-конструкторские разработки, помогает развивающимся странам, ну и, естественно, содержит сам себя.

Основой политики Европейских Сообществ является пять принципов:

- Свободный торговый обмен (свободная торговля);

- Свободное передвижение граждан стран-членов;

- Свобода выбора места жительства;

- Свобода предоставления услуг;

- Свободный оборот капиталов и свободный платежный оборот (трансферт капиталов);

Первым шагом в реализации целей «Общего рынка» явилось создание свободного единого рынка, иными словами осуществление торговли без взаимных пошлин, установления товарных контингентов, и введения других ограничений. Одновременно с этим была введена единая система пошлин по отношению к третьим странам (таможенная уния).

Естественно, что это, уже ставшее походить на государство, объединение, не может обойтись без собственной валюты. И она появилась. Первым шагом на пути создания Европейской валютной системы было введение в 1971 году европейской валютной единицы - ЭКЮ (ECU). С того момента ЭКЮ используется как расчетная единица для определения бюджета «Общего рынка» и курсов национальных валют, а также для осуществления всех расчетов и переводов между ведомствами ЕС. Она котируется на европейских биржах.

Внешнеторговая политика «Общего рынка» призвана в первую очередь блюсти интересы стран-членов. Поэтому основное внимание уделяется защите производителей от допинговых цен внешних экспортеров с помощью введения «лимитированной» или «предельной» цены. Этой же цели служат устанавливаемые на каждый год Советом министров Европейских сообществ, «интервенционная» и «лимитированная импортная» цены. Также органы «Общего рынка» борются с нечестной конкуренцией и различными злоупотреблениями на рынке, путем введения различных законодательных ограничений.

2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) - США, Канада, Мексика.

3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.

5. «Меркосур» - Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.

6. Южноафриканский комитет развития (САДК) - Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.

7. Западно-африканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) - Кот д’Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.

8. Южно-азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) - Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.

9. Андский пакт - Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Активизация таких процессов, с одной стороны, способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой - создает для нее ряд препятствий, свойственных любому закрытому формированию. На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий, которые будут возникать в ходе взаимодействия торгово-экономических группировок друг с другом.

Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в