Влияние социальных факторов на становление личности ребенка
сердцу, если это им не удается.При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.
Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная). А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена. Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.
В ходе теста участвовало 5 детей дошкольного возраста.
Таблица 1
Результаты тестирования
Номер | Имя ребенка | № ступеньки |
1 | Сабина М. | 3-я ступенька |
2 | Наташа Н. | 6-я ступенька |
3 | Данил С. | 5-я ступенька |
4 | Максим К. | 9-я ступенька |
5 | Галя С. | 7-я ступенька |
Как результат видно что в основном преобладает средняя самооценка т.е. адекватная.
Исследование влияния социальных факторов на становление личности ребенка
Цель наблюдения: определение уровня социализации детей, исследование воздействия игровой деятельности на становление личности ребенка.
Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 5—6 лет проводились в игре в «больницу», в естественных условиях, протоколирование проводилось методом записи происходящего.
Игра происходила следующим образом:
Сабина М. (5 лет 4 мес.): «У меня живот заболел».
Наташа Н. (5 лет 5 мес.): «Что случилось? Надо обратиться в больницу, давайте поймаем такси».
Данил С. (5 лет 7 мес.): «Я схожу за машиной (ловит «машину»)».
Максим К. (5 лет 5 мес.) сидит за рулем: «Куда надо ехать?»
Данил: «В больницу. У дочки живот заболел».
Все дети выходят, садятся в «машину» и едут в «больницу».
Галя С. (5 лет 5 мес.): «А кто будет врачом?»
Настя М. (5 лет 6 мес.) подходит к детям: «Я буду врачом» (побежала в «больницу»).
Данил: «Все, приехали».
Дети выходят из машины и идут в «больницу».
Настя: «Заходите, заходите. На что жалуетесь?»
Сабина: «У меня живот болит».
Настя: «Давайте посмотрим (щупает живот). Давайте я вас послушаю. Дышите, не дышите. А теперь нужно померить температуру» (подает градусник).
Сабина измеряет температуру.
Ира: «Доктор, что с ней?»
Настя достает градусник и смотрит температуру: «Не волнуйтесь, ничего страшного. Просто она съела что-то грязное, сейчас я выпишу вам рецепт. Будете принимать детский панадол» (выписывает рецепт и подает).
Ира: «Спасибо».
Сабина: «До свидания».
Сюжетно-ролевая игра позволила малышам (Сабина М., Наташа Н., Данил С., Галя С., Настя М.) понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.
Воплощение замысла в игре происходит путем решения игровых задач. Усложняется способ их решения. Дети начинают сами договариваться перед началом игры об распределении ролей.
Содержание выступает отражение разнообразных взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план
Сюжеты развернуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют эпизоды. Источником сюжета выступают личные наблюдения, рассказы взрослых.
Закрепляются новые формы общения через роли, обозначенные словом, ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится белее длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация). Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время. Большинство детей предпочитают играть вместе, так как им легко удается взаимодействие в игре (самостоятельное распределение ролей, реализация замысла и т.д.)
Дети самостоятельно выбирают предметы заместители. Совершенствуются способы действия с предметами. Хорошо освоены предметно-игровые действия, свободно играют с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, легко дают им словесные обозначения
Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют правила соответствии со взятой на себя ролью. Следят за правил игры другими детьми
В ходе проведенного наблюдения ясно видно, что дети уже не нуждаются в обращении со взрослым в процессе игры, как и в участии в игре самого взрослого.
Социометрическое исследование группы детей
Цель исследования: прояснение межличностных отношений, определение социальных статусов детей
Критерий: С кем бы ты хотел играть?
Группа клиентов: Группа А
Максимальное число выборов, которое может быть сделано клиентом: 4
Отрицательные выборы разрешены: Да
Описание:
Сабина М.
Наташа Н.
Данил С.
Максим К.
Галя С.
Графическое сопровождение (см. Приложение 2; 3).
Справка по индексам
Плотность - Индекс характеризует плотность структуры взаимосвязей группы.
Сплоченность - Индекс характеризует силу (степень) взаимного притяжения клиентов в группе.
Устойчивость - Индекс характеризует, какая минимальная часть группы должна покинуть ее, чтобы эта группа распалась на подгруппы, несвязанные между собой.
Напряженность - Индекс характеризует степень неудовлетворенности клиентов эмоциональными отношениями в группе.
Вес - Индекс характеризует, какая часть группы считает i-го клиента значимым при данном критерии.
Эмоциональная экспансивность - Индекс характеризует, какая часть группы является значимой для i - го клиента группы при данном критерии.
Удовлетворенность - Индекс характеризует, какая часть выборов, сделанных i - м клиентом группы, является взаимной.
Статус - Индекс характеризует, насколько притягательным является i - й клиент группы для выбора.
Таблица 2
Таблица выборов
Клиенты, которые выбирают | Сабина М.: | Наташа Н. | Данил С. | Максим К. | Галя С. |
Сабина М.: | + | + | - | - | |
Наташа Н. | - | - | - | + | |
Данил С. | + | - | - | + | |
Максим К. | - | - | + | - | |
Галя С. | - | + | - | - |
Таблица 3
Групповые индексы группы клиентов для положительных выборов
Плотность | Сплоченность | Устойчивость | Напряженность |
0,35 | 0,4 | 1,33 | 0,3 |
Таблица 4
Групповые индексы группы клиентов для отрицательных выборов
Плотность | Сплоченность | Устойчивость | Напряженность |
0,65 | 0,4 | 2,33 | 0,3 |
Таблица 5
Индивидуальные индексы клиентов для положительных выборов
Клиент | Вес | Эмоциональная экспансивность | Удовлетворенность | Статус |
Сабина М.: | 0,25 | 0,5 | 0,5 | 1 |
Наташа Н. | 0,5 | 0,25 | 1 | 1 |
Данил С. | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 |
Максим К. | 0 | 0,25 | 0 | 1 |
Галя С. | 0,5 | 0,25 | 1 | 1 |
Таблица 6
Индивидуальные индексы клиентов для отрицательных выборов
Клиент | Вес | Эмоциональная экспансивность | Удовлетворенность | Статус |
Сабина М.: | 0,75 | 0,5 | 1 | 1 |
Наташа Н. | 0,5 | 0,75 | 0,667 | 1 |
Данил С. | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 |
Максим К. | 1 | 0,75 | 1 | 1 |
Галя С. | 0,5 | 0,75 | 0,667 | 1 |
Таблица 7
Клиенты, упорядоченные по числу входящих положительных выборов
Клиент | Количество выборов |
Наташа Н. | 2 |
Данил С. | 2 |
Галя С. | 2 |
Сабина М.: | 1 |
Максим К. | 0 |
Таблица 8
Клиенты, упорядоченные по числу входящих отрицательных выборов
Клиент | Количество выборов |
Максим К. | 4 |
Сабина М.: | 3 |
Наташа Н. | 2 |
Данил С. | 2 |
Галя С. | 2 |
Таблица 9
Клиенты, упорядоченные по числу выходящих положительных выборов
Клиент | Количество выборов |
Сабина М.: | 2 |
Данил С. | 2 |
Наташа Н. | 1 |
Максим К. | 1 |
Галя С. | 1 |
Таблица 10
Клиенты, упорядоченные по числу выходящих отрицательных выборов
Клиент | Количество выборов |
Наташа Н. | 3 |
Максим К. | 3 |
Галя С. | 3 |
Сабина М.: | 2 |
Данил С. | 2 |
Таблица 11
Клиенты, упорядоченные по числу взаимных положительных выборов
Клиент | Количество выборов |
Сабина М.: | 1 |
Наташа Н. | 1 |
Данил С. | 1 |
Галя С. | 1 |
Максим К. | 0 |
Таблица 12
Клиенты, упорядоченные по числу взаимных отрицательных выборов
Клиент | Количество выборов |
Максим К. | 3 |
Сабина М.: | 2 |
Наташа Н. | 2 |
Галя С. | 2 |
Данил С. | 1 |
Таблица 13
Клиенты, упорядоченные по числу входящих положительных и отрицательных выборов
Клиент | Количество выборов |
Сабина М.: | 4 |
Наташа Н. | 4 |
Данил С. | 4 |
Максим К. | 4 |
Галя С. | 4 |
Таблица 14
Клиенты, упорядоченные по числу выходящих положительных и отрицательных выборов
Клиент | Количество выборов |
Сабина М.: | 4 |
Наташа Н. | 4 |
Данил С. | 4 |
Максим К. | 4 |
Галя С. | 4 |
Пары клиентов с положительными взаимными выборами
Данил С. - Сабина М.: Галя С. - Наташа Н..
Пары клиентов с отрицательными взаимными выборами
Максим К. - Сабина М.: Галя С. - Сабина М.: Данил С. - Наташа Н., Максим К. - Наташа Н., Галя С. - Максим К..
Таблица 15
Список клиентов, упорядоченных по авторитету
Клиент | Вес |
Наташа Н. | 0,5 |
Данил С. | 0,5 |
Галя С. | 0,5 |
Сабина М.: | 0,25 |
Максим К. | 0 |
Таблица 16
Список клиентов, упорядоченных по отверженности
Клиент | Вес |
Максим К. | 1 |
Сабина М.: | 0,75 |
Наташа Н. | 0,5 |
Данил С. | 0,5 |
Галя С. | 0,5 |
В ходе проведенных исследований выявлены следующие результаты: отражено подтверждение гипотезы о регрессивном развитии подрастающего поколения, к счастью, встречаются и исключения, не поддающиеся общей тенденции. Но все зависит от того, с какой точки зрения на это смотреть. Иногда бывает так, что именно исключение из правил, именно те люди, которые отличаются от ничем не примечательного большинства, и являются отражением времени, и изучение именно этих людей может позволить выявить те тенденции, которые, в дальнейшем, окажут влияние на большинство. Как результат видно что в основном преобладает средняя самооценка т.е. адекватная
В ходе проведенного наблюдения ясно видно, что дети уже не нуждаются в обращении со взрослым в процессе игры, как и в участии в игре самого взрослого.
В соответствии с полученными результатами были разработаны следующие рекомендации:
Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.
Поощряйте в ребенку инициативу.
Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!"
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!
Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку
"Имя"
Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.
"Проигрывание ситуаций"
Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:
-- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.
-- Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?
-- Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)
"Жмурки"
Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические "Жмурки" (с завязанными глазами "жмурка" ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.
"Зеркало"
В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.
Можно поиграть и в " Прятки", и в "Магазин", и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.
Заключение
Игра - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Она выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития дошкольника.
Ведущие педагоги всего мира уделяли огромное внимание ей. Многообразна литература о роли игры в развитии личности ребенка. Отечественная педагогика внесла свой вклад в теорию и практику игровой деятельности.
Проблемами игровой деятельности занимались:К.Д. Ушинский, П.П. Блонский Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Эльконин Д.Б.
В современных условиях различные аспекты проблемы исследуются .- С.П. Щедровицким, А.А. Вербицким и др.
К сожалению, необходимо констатировать тот факт, что сегодня происходит утрата традиций, связанных с игрой. Игра все реже используется педагогами. Происходит выхолащивание игры из жизни детского коллектива. Компьютеризация и телевидение заменили живое общение в игре взрослого и ребенка. Принцип игры применяется все реже. У детей возникает стихийный интерес к игре, выражающийся часто в том, что дети играют в плохие, иногда - в жестокие игры.
Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья ребенка, особенно с отклонениями в психике, иногда ставят диагноз: «Дети в детстве не доиграли». Появилось даже выражение — «игровая дистрофия детей». Последствия этого иногда необратимы. Неслучайно появилась отрасль медицины и психологии — игротерапия.
Дошкольный возраст – оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзии, что способности эти разовьются сами по себе, в более зрелом возрасте.
Проведенные психологами исследования свидетельствуют о том, что отношения дошкольников к игре существенно изменилось: уходит ее суть, т.е. осознанное и ответственное поведение играющего. Дети перестают соотносить свое поведение и свои желания с «идиго» - образом идельного взрослого или примером правильного поведения А ведь именно это самостоятельное регулирование действий превращает ребенка из полевого в волевое. Нужно отметить, что игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения детей к другим – от старших к младшим. В настоящее эта связь прервана (разновозрастные детские сообществ, в семье, во дворе, в квартире – исключение) Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть. В результате игра уходит из жизни ребенка. А вместе с ним и само детство. Это негативно отражается на общем психическом и личностном развитии ребенка.
Дети игнорируют роли «профессиональные» и социальные, и игра перестает быть способом освоения социальных отношений. О всей вероятности, это связанно с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых, не видят и не понимают, профессиональной деятельности родителей. Зато сюжеты, заимстованные из телевизионных фильмов, говорит о том, что они лучше знакомы с жизнью и отношениями героев. Да и содержание игр отображает деятельность людей. Однако сюжеты оторванны от жизни, отношения между персонажами совсем иные, не то, что оечетсвенная психологическая концепция детской игры. Изучив эти проблемы, мы проведя наблюдения за игрово деятельностью детей, пришли к выводам, почему это происходит? Дети не знают праил игры. Сюжеты однообразны. Взрослые не уделяют этому должного внимания. Современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства дете не развито вооброжение, они творчески безинициатины, не умеют самостоятельно мыслить.
Бедность и примитивность игры пагубно отражается на коммуникативном развитии детей Ведь общение происходит в основном в совместной игре, именно совместная игра «ее правила, сюжет, распределение ролей» - гланое содержание общения. Играя, выполняя различные игровые роли. Дети учаться видеть события с разных позиций. Учитивыя воздействия и интересы других соблюдать нормы и правила. В противном случае не будеи ни содержательного общества ни совмстно деятельности
Детсво – это не только самое счастливое и беззаботная пора человека, это период наиболее интенсивного формирования личности, то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить зрослому человеку. Потребность чувствоать себя активной личностью выражается у ребенка в стремлении быть не походим на других, обнаружиается самостоятльность поведения делать все по-соему и быть значимым для других людей.
Сочетание признания самоценности дошкольного детства и понимание его первого этапа становлении личности требует пересмотра задач педагогической работы с детьми, влияние воспитателя на формирование линости ребенка огромное т.к. именно он находится рядом с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста. Оспитатель общении с детьми должен занимать пощицию равного партнера. В условиях сотрутничества «не рядом не на, а вместе» Важным является также влияние семьи, существующие внутрисемейные детсадовские отношения. Изучив проблемы отстранения детей от игроой деятельности, для того, чтобы повысить привлекательность игры, мы разработали следующие рекоменации:
Родителям: Проводить с ребенком как можно больше времени (чтение худ литературы, беседы о соей профессии, о профессиях других людей)
Привлекать детей к совместно трудовой деятельности.
Создавать условия для самостоятельной игровой деятельности
Не критиковать, принимать и понимать игровое поведение ребенка.
Принимать участие в игре
Воспитателям: поощрять стремление разернуть самостоятельную игру, подобрать партнера, материал для игры
Обучить детей правилам игры
Пополнять знания об окружающем (для развертывания сюжета)
Бережно относиться к игровым замыслам, созданным в процессе игры посторонным.
Указыать коственное влияние на взаимоотношения детей в игре, предоставляя самим решать возникшие проблемы
После игры обсуждать справедливость принятых решений и споров
Способстовать созданию и сохранению устойчвых игровых колективов
Принимать участие в игре.
Выполняя перечисленные выше рекомендации родители воспитателя переносят социальные факторы, в игровую деятельность оказывая тем самым влияние на становление и развитие личностиребенка.
В ходе проведенного психологического исследования мы выяснили следующие факторы:
1. Тест «Несуществующее животное» позволил выявить достаточно высокий уроень творческих способностей, богатое воображение, адекватную самооценку, стремление подчеркнуть сове «Я» в окружающем.
2. Проведенное тестирование на определение уровня самооценки позволило сделать вывод, что у детей в основном преобладает средняя самооценка (адекватная) В связи с этим были разработанны рекомендации и игры, для родителей и воспитателей по повышению самооценки ребенка.
3. Социометрическое исследование позволило выявить внутри-личностные проблемы детсво
Чтобы повысить статус ребенка в группе, была предложена воспитателям компенсационная работа с этими детьми
- игры и игровые управжнения
- способстовать созанию и сохранению устойчивых игровых коллективов
- принимать частие в игре
Выполее перечисленные выше рекомендации родители и воспитатели переносят социальные факторы (общение, работу, нормы поедения, станолени и развитие личности ребенка)
Для этого необходимо созавать условия, способствующие развитию личности. Для повышения самооценки необходимо проводить специальные игры и упражнения.
В своей работе мы раскрыли психологическую структуру игры, показали развитие личности в процессе игровой деятельност, как происходит ее становление на разных возрастных этапах
Проведенное нами психологическое исследование позволило наметить общую тенденцию влияния социальных факторо на становление личности ребенка, выработали стратегию воспитания дошкольнико, которая заключается в том, что только совместная работа воспитателя и родителя поможет правильно воспитать торческую личность, неотделимую от ответсвенности, безопасности и свободы поведени, которая будет стремиться к личностному росту. Современная жизнь разнообразна, люди в разных «кругах», где действуют специальные «правила» личность должна быть способной к постоянной социалным перевоплощениям, играть множесто ролей, чтобы сохранить соответсвие ситуации и тем нормативным требованиям, которые предьявляются к человеку, как учаснику социального мира
Большое влияние на развитие личности ребенка играет окружающаяя среда, для дошкольника- это предметная среда. Она должна отвечать обогащенности, наукоемкости, и содержать природые и социально-культурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка. Развивающая предметная среда детсва – это система условий, обеспечивающая все полноту развития десткой деятельности и его личности, она должна представлять ребенку условия для творческого духовного развития, в дошкольном возрасте ребенок впервые психологически выхоит за пределы своего семейного мира и устанавливают отношения с миров взрослых людей. Взрослый здесь начинает выступать не только в конкретной, но и в обобщенной форме как носитель общественных функций в системе общественных отношени. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «не рядом и на над, а вместе».
Его цель - содействовать становлению ребенка, как личности, это предполагает решение следющих задач:развитие доверия ребенка к миру, чувство радости существования (психологическое здоровье), формирования начала становления личности.
Воспитыающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков, личности развития детей, исходя из задач максимально развернуть возможности их роста.
Исключительное значение педагогическом процессе придается игре, позволющей проявить собственную активность наиболее полно реализовать себя. Потребность чувствовать себя активной личностью выражается у ребенка стремлением быть не похожим на других, обнаруживать самостоятельность поведения, делать по своему и быть щначимым для других людей
Выводы по игре
Воспитательное и развивающее значение игр огромно. Они служат в дошкольный период жизни естественной формой передачи детям знаний, способствует усвоению социальных норм и правил, является основой самодеятельных игр, в которых ети могут творчески использовать полученные знания, в игре, как и во всех других видах детской деятельности, в общении со взрослыми и детьми формируется личность ребенка, которая имеет ряд ведущих базисных характеристик, их становления является главной целью организуемого программой воспитателного процесса.
Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:
Развивается мотивационно-потребностная сфера6 возникает иерархия мотивов, где специальные мотивы приобретаю более важное значение для ребенка, чем личное
Преодолеваются познавательные, эмоциональный эгоцентризм. Ребенку необходимо согласовать свои ействия с действиями другого, это помогает ориентироваться во взаимоотноешениях между людми, способствует развитию самооценки.
Развивается призвольность поведения, умственные действия, способсности и творчество ребенка
Список используемой литературы
Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998. – С. 342.
Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры. М., 1986. – С. 421
Анциферова Л.И., Ярошевский М. Развитие и современное состояние зарубежной психологии — М.: Посвящение, 1974. - С. 271с.
Асеев В. С. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Просвещение, 1976. - С. 155с.
Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992. – С. 352
Богословский В.В. основы общей психологии. – М., 1981. – С. 752
Бодалев А.А. Психология о личности, - М.: Просвещение, 1988. - С. 684
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М, Просвещение, 1968.- С. 179
Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999. – С. 521
Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. - М.:Академия, 1988. - С. 453 с.
Выготский Л.С., Лекции по психологии. – С. Пб, 1997. – С. 241
Дубровина И.В., Психология. – М., 1999. – С. 457
Дьяченко О.М.: Лавреньева Т.В. Психическое развитие, 1984. - С. 279
Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М.: 1995. – С. 452
Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М.: 1978. – С. 572
Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. – М., 1964. – С.672
Зворыгина Е.В., Игра дошкольника. – М., 1989. – С.457
Карпова С.Н. Лысюк Л..- С. Игра и нравственное развитие дошкольников. -М.: Просвещение, 1986. - С. 118
Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988. – С. 153
Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. – С. 564
Котырло В.К. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. - М.: Просвещение, 1981. - С. 165
Крутецкий В.А., Психология. – М., 1986. – С. 649
Крысько В. С. Общая психология в схемах и комментариях к ним.:- М.:Харвеет, 1999. - С. 384 с.
Лагунова В.Н. Игры преследования и введение в теорию игр. Тверь, 1993. – С. 154
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. - М.: Просвещение, 1983. - С. 323
Лисина М.:. Общение, личность и психика ребенка. - М.:Воронеж, 1997.- С. 272
Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971. - С. 387
Максаков А.И., Учите, играя. – М., 1983. – С.167
Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г., Гениями не рождаются. – М., 1989. – С.354
Мухина B.C. Возрастная психология - М.: Академия, 1997 . - С. 450
Мухина B.C. Детская психология / Под ред. Л.А.Венгера. - М.: Просвящение 1983. - С. 417
Мухина B.C. Игрушка как средство психологического развития ребенка. -М.: 1988. - С. 428
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999. – С. 842
Мухина В.С., Детская психология. – М., 1985. – С.264
Немов Р.С. Психология: в 3-х кн.- М.: Владос, 1995. - С. 559
Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1991. – С. 543
Нойнер Г., Колвейт В., Клейн Х., Резерв успеха – творчество. – М., 1989. – С. 362
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996. - С. - 374
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Академия 1995. - С. 380
Обухова Л.Ф., Возрастная психология. – М., 1999.– С. 542
Общая психология: Курс лекций - М.: Просвещение 1995. - С. 399
Петровский А.В. Психология формирование и развитие личности - М.: Просвещение, 1981 . - С. 283
Психология и педагогика игры дошкольника /Под. ред. А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 1966. - С. 215
Психология формирования и развития личности /под ред. Л.И. Анциферовой. - М.: Просвещение, 1961 . - С. 497
Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. – С.-Пб., 1988. – С. 452
Сливаковская А.С. Игра-это серьезно. М.: Просвещение, 1981.- С. 572
Собкин B.C. С чего начинается личность. - М.:1976. - С. 468
Урунтаев .- С.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.:1978. - С. 257
Урунтаева .- С.А. Дошкольная психология, - М.: Академия, 1998. - С. 336
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Практикум по детской психологии. – М., 1995. - С. 562
Урунтаева Г.А., Дошкольная психология. – М., 1997. - С. 231
Филонов С.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные науки. – М., 1990. – С.746
Харчев А. С. Социология воспитания. М.: 1990. – С. 854
Щербакова А.И., Практикум по общей психологии. – М., 1990. – С. 625
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, 1960. - С. 225
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1978 . - С. 237
Эльконин Д.Б., Избранные психологические труды. – М., 1995. – С. 8 54
Эльконин Д.Б., Психология игры. – М., 1999. – С.234
Ярошевский М.:. История психологии. - М.: Академия, 1997 . - С. 410
Боровик О., Развиваем воображение // Дошкольное образование. – 2001. - №1(49). С.14.
Приложение 1.
Рисунок Сабиной М. «Несуществующее животное»
Продолжение Приложения 1 Рисунок Наташи Н. «Несуществующее животное»
Продолжение Приложения 1 Рисунок Данилы С. «Несуществующее животное»
Продолжение Приложения 1 Рисунок Максима К. «Несуществующее животное»
Продолжение Приложения 1 Рисунок Гали С. «Несуществующее животное»
Приложение 2.
Отчет по индексам: Положительные выборы
Продолжение Приложения 2 Отчет по группировкам положительные выборы:
Приложение 3.
Отчет по индексам: Отрицательные выборы
Продолжение Приложения 3 Отчет по группировкам отрицательные выборы:
1 Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. - М.: Владос, 1995. - Кн.1. – С. 142.
2 Крысько В. С. Общая психология в схемах и комментариях к ним. - М.: Харвест, 1999. - С. 45.
1 Собкин B.C. С чего начинается личность. - М.,1976. - С. 168.
2 Мухина B.C. Детская психология /