Экономический анализ конкурентоспособности и качества продукции на примере ОАО "Горизонт"
что многие технические параметры изделий не имеют физической меры. К ним, в частности, относится дизайн, соответствие моде и т.д. Учесть их при моделировании или анализе уровня конкурентоспособности можно, используя экспертные методы, при которых свойства изделия, соответствующие определенным техническим параметрам, оцениваются в баллах по выбранной экспертом шкале. Например, качество дизайна эксперт оценивает по пятибалльной шкале, уровень комфортабельности - по десятибалльной и т. д. /7, с. 35/Следующая проблема связана с построением весовой базы для частных показателей и получением на их основе общего. Эта база состоит из весов, или коэффициентов весомости, соответствующих значимости различных свойств изделия для потребителя.
К третьей группе оцениваемых параметров относятся экономические, т.е. цены потребления. При их сравнении показатель принимает следующий вид:
где Еэп - общий показатель по экономическим параметрам; Цпн - цена потребления анализируемого изделия; Цпк - цена потребления товара-конкурента.
Естественно, чем ниже цена потребления, тем выше уровень конкурентоспособности, так как это означает, что потребитель имеет возможность приобрести единицу качества одного из сравниваемых товаров дешевле, чем другого. /3. с. 125/
На основе общих показателей по нормативным, техническим и экономическим параметрам строится интегральный показатель уровня конкурентоспособности (ПК) создаваемого изделия:
Если значение ИК равно или больше 1, то это означает, что изделие конкурентоспособное.
1.2 Методы оценки качества
Уровень качества — это относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве базы для сравнения.
Оценка качества продукции предполагает выполнение соответствия показателей качества продукции требованиям потребителей и выбор, в случае необходимости, направления улучшения его качества.
Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям: запросов потребителей; стандартов; договоров; контрактов.
Широкое применение в недавнем прошлом получила практика совмещения (сложения, умножения и т.п.) индивидуальных показателей характеристик качества. Каждый из способов совмещения имел итоговое наименование показателя качества — комплексный, групповой, обобщенный, интегральный. Различие при этом в размерности характеристик преодолевалось использованием безразмерных относительных (по отношению к объектам, взятым за базу) их значений. Относительная значимость характеристик учитывалась коэффициентами весомости. Однако характеристики несли с собой в формулах свою физическую сущность и приводили к нелепостям, когда, например, при одинаковых комплексных показателях качества один из сравниваемых автомобилей не мог двигаться, но имел более высокие показатели других характеристик.
В прошлое ушли аналитические попытки сравнения качества объекта с мировым уровнем качества аналогичных объектов или аттестации объектов по уровням качества с присвоением Знака качества. Были попытки объединения показателей качества и количества (кваливал, т. е. значение качества выражалось через влияние на его количество, например степень совершенствования тракторов оценивалась по возможному снижению при этом их количества для выполнения прежней работы).
Дифференциальный метод оценки качества промышленной продукции осуществляется путем сопоставления единичных показателей качества оцениваемых изделий с соответствующими показателями базового образца. При этом находят уровень характеристик каждого i-гo свойства.
или
где Рiоц — значение i-гo показателя свойств оцениваемого изделия; Piбаз — значение i-гo показателя свойств базового образца; n — количество принятых для оценки показателей.
Формулу (1) используют, когда увеличение численного значения показателя характеризует улучшение качества, а при ухудшении — формулу (2).
Итоговый показатель уровня качества продукции определяется как среднее арифметическое значение всех уровней свойств, т. е. по формуле:
Комплексный метод оценки качества заключается в том, что при расчете итогового показателя качества учитывается значимость (весомость) каждого показателя свойств как оцениваемого, так и базового (эталонного) образца.
Если Ук линейно (пропорционально) зависит от учитываемых Рi то определяют среднее взвешенное арифметическое значение уровня качества оцениваемой продукции:
Ук = Рiоц / Рiбаз
где αi— коэффициент весомости каждого из Рi.
В случае, когда Ук нелинейно зависит от единичных показателей Рi, то вычисляют среднее взвешенное геометрическое значение уровня качества по формуле:
Ук = Piαiоц / Piαiбаз
Смешанный метод численной оценки качества заключается в том, что вначале для группы не основных свойств, и существенно отличающихся по значимости, определяют обобщенный средневзвешенный показатель (комплексный метод), а потом, вместе с остальными, принимаемыми за равнозначимые, показателями находят итоговое среднее арифметическое значение Ук (дифференциальный метод).
Интегральный метод оценки уровня качества продукции считается экономическим. Интегральный показатель уровня качества это
Обобщенный интегральный показатель качества оцениваемого, а также базового образца рассчитывают как отношение суммарного полезного эффекта, выраженного в натуральных или денежных единицах измерения, от эксплуатации изделия W к затратам на его создание и эксплуатацию за определенный (или весь) срок службы:
где W — полезный эффект; Кс — суммарные капиталовложения, включающие цену, оплату за установку, наладку и другие работы; Зс — эксплуатационные расходы.
Экспертный метод общей оценки уровня качества продукции основан на использовании опыта и интуиции специалистов-экспертов. Он применяется тогда, когда нет необходимой количественной информации о свойствах оцениваемого или (и) базового образцов. Оценки выставляются экспертами в баллах, долях или процентах. Итоговый показатель уровня качества определяют как среднеарифметическое значение оценок всех экспертов.
По результатам анализа количественных оценок уровня качества продукции принимаются и реализуются соответствующие управленческие решения.
1.3 Контроль качества продукции
Контроль качества - это одна из основных функций в процессе управления качеством. Это также наиболее объемная Функция по применяемым методам, которым посвящено большое количество работ в разных областях знания. Значение контроля заключается в том, что он позволяет вовремя выявить ошибки, чтобы затем оперативно исправить их с минимальными потерями.
Под контролем понимается измерение полученных характеристик и их сравнение с заданными.
Технический контроль качества лежит в основе любого способа управления качеством как у нас, так и за рубежом.
Организация контроля качества — это система технических и административных мероприятий, направленных на обеспечение производства продукции, полностью соответствующей требованиям НД — нормативных документов. Технический контроль — это проверка соответствия объекта контроля установленным техническим требованиям. /8, с. 143/
Под контролем качества (КК) понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям. Суть контроля заключается в получении информации о состоянии объекта контроля и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, зафиксированными в чертежах, стандартах, ТУ, договорах на поставку и т. п. документах.
Основной задачей контроля на предприятии является своевременное получение полной и достоверной информации о качестве продукции, состоянии оборудования и технологического процесса с целью предупреждения неполадок и отклонений, которые могут привести к нарушениям требований стандартов и технических условий.
Объектами контроля на машиностроительном предприятии являются поступающие материалы, полуфабрикаты на разных стадиях изготовления, готовая продукция (детали, мелкие сборочные единицы, узлы, блоки, изделия), средства производства (оборудование, инструмент, приборы, приспособления и др.), технологические процессы и режимы обработки, общая культура производства.
Функции же контроля определяются во многом задачами и объектами производства. Сюда относятся контроль за качеством и комплектностью выпускаемых изделий, учет и анализ возвратов продукции, дефектов, брака, рекламаций и др.
Рассматривая функцию «контроль», нельзя не сказать о метрологическом обеспечении производства, без которого вообще было бы невозможно проведение какого-либо контроля. В связи с этим метрологическая деятельность традиционно рассматривается как одна из составных частей в управлении качеством. При этом, кроме обеспечения производства необходимым парком средств измерений, метрологическая служба должна путем проведения их периодической поверки и калибровки обеспечить требуемую точность измерений.
1.4 Система управления качеством продукции
Система качества — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Системный подход к управлению качеством в настоящее время предусматривает функционирование системы качества, направленной на реализацию политики в области качества посредством осуществления основных управленческих функций на различных стадиях жизненного цикла объекта управления в этой системе. Важнейшей составляющей данного подхода является устойчивость функционирования системы управления качеством. Устойчивость – это обобщающее понятие, которое складывается из большой группы факторов, непосредственно на нее влияющих. Потеря устойчивости в общем случае может произойти из-за изменения параметров системы (в ходе бифуркации), из-за наличия не предусмотренных при создании системы воздействий внешней среды либо из-за нарушения связей в системе, когда меняется ее структура. /6, с. 98/
Употребляя термин «система качества», нужно иметь в виду специфику этого термина и особо отметить, что под этой системой понимается широкая организационная структура, которая выполняет не только функции управления качеством, но и включает элементы из других сфер деятельности, в наибольшей мере влияющие на качество продукции. Что касается ресурсов, на наш взгляд, их не следует включать в систему качества, т.к. для обеспечения качества нужны какие-то особые ресурсы, а все ресурсы предприятия. Поэтому правильнее было бы, наверное, говорить не о включении ресурсов в систему качества, а о предоставлении ресурсов для реализации ее функций.
Общеизвестно, что без цели нет системы. Система управления качеством должна иметь четко сформулированные, ясные и конкретные цели, лежащие в основе политики предприятия в области качества. Они должны формироваться исходя из реально существующей социально-экономической ситуации и общих стратегических целей предприятия на момент разработки политики с учетом внутренних и внешних факторов. Ее реализация обязательна для всех работников данного предприятия, поэтому она должна быть определенной, реальной и понятной всем.
Цели, стоящие перед системой управления качеством, должны быть направлены на улучшение деятельности и результатов работы предприятия с тем, чтобы обеспечить эффективность его функционирования в будущем. Они должны формироваться по всем стадиям жизненного цикла объекта управления в системе управления качеством, находиться в одном ряду с другими целями предприятия, отражать специфические, характерные только для данного предприятия особенности производства, управления, структуры системы управления качеством и т.д.
Для того чтобы удовлетворить постоянно повышающиеся требования потребителей, система управления качеством на предприятии должна создаваться и функционировать на основе научно обоснованных принципов. Основополагающим из них является функционирование системы управления качеством как органичной составной части всей системы управления предприятием. Она, безусловно, не может действовать отдельно, без взаимосвязи, взаимодействия со всеми другими системами в рамках менеджмента предприятия. Помимо данного принципа при рассмотрении системного подхода к управлению качеством можно руководствоваться рядом общесистемных принципов, к которым относятся следующие:
целенаправленность, реализуемая формированием и функционированием соответствующих подсистем для достижения поставленных целей;
делимость, реализуемая делением системы на подсистемы и элементы;
иерархичность, реализуемая формированием многоуровневой структуры системы с учетом делегирования полномочий на соответствующий уровень управления;
комплексность, реализуемая взаимной увязкой всех подсистем, элементов, стадий жизненного цикла объектов управления, иерархических уровней и всего комплекса организационных, экономических, социальных, научно-технических, производственных и других мероприятий, используемых в системе управления качеством;
взаимодействие системы управления качеством со всеми другими системами предприятия (установление приоритетности одних целей по отношению к другим или реализация взаимосвязанных процессов их достижения);
замкнутость управленческого процесса, реализуемая выполнением в системе, подсистемах и элементах полного общефункционального цикла, включая прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию и контроль. /5, с. 95/
Система управления качеством, как и другие системы управления, имеет объект и субъект. Субъектом управления являются руководители различных уровней, осуществляющие управление качеством на соответствующем уровне. Объектами управления выступают процессы, преобразующие исходные ресурсы в конечные результаты деятельности (производственный процесс, технологические процессы и др.); продукция как конечный результат деятельности предприятия; персонал в лице как отдельных исполнителей, так и отдельных структурных подразделений, реализующих определенные функции в системе управления качеством.
Взаимодействие между субъектом и объектом управления в системе управления качеством осуществляется, с одной стороны, в ходе реализации управляющего воздействия субъекта на объект управления путем принятия определенных управленческих решений в области качества; с другой стороны, посредством механизма обратной связи, благодаря которому субъект управления получает информацию о реализации принятых управленческих решений, а также о функционировании объекта, о его соответствии задаваемым параметрам.
Таким образом, управляющая и управляемая подсистемы представляют собой составные части системы, взаимодействующие друг с другом и взаимовлияющие друг на друга, что обеспечивает единство в рамках системы управления качеством.
Центральной частью системы качества является служба качества, в состав которой, как правило, включаются: отдел технического контроля, отдел (бюро) управления качеством, метрологическая служба, отдел стандартизации и центральная заводская лаборатория. Служба качества организует работу по качеству на предприятии (создает систему качества), контролирует качество продукции, обеспечивает производство средствами измерений, проводит внутренние проверки системы качества, координирует, контролирует и осуществляет методическое руководство работой других структур, выполняющих функции в системе качества.
Цехи-изготовители, конструкторские и технологические отделы, отдел снабжения, отдел труда и заработной платы, отдел подготовки кадров, склады и другие подразделения формируют качество и выполняют другие функции, которые оказывают существенное влияние на качество. Эти подразделения в совокупности со службой качества и составляют ту широкую организационную структуру, которую принято называть системой качества. Эта система призвана уже не только управлять качеством, но и обеспечивать качество продукции. Ибо, кроме выполнения управленческих функций, она должна создавать необходимую материальную базу и решать проблему заинтересованности и квалификации персонала.
Эта система и, в особенности, ее ядро - служба качества — как раз и является тем самым субъектом управления качеством, который воздействует на производственный процесс с целью обеспечения качества продукции.
Одним из гарантов выпуска высококачественной продукции является ее сертификация.
Сертификация — это система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, технических условий и иных нормативных документов, действующих на мировом рынке или в той или иной стране-импортере продукции или услуг. Отсюда, чтобы продукция была сертифицирована, она должна соответствовать установленным требованиям, которые по мере прогресса науки и техники неуклонно повышаются. Стремление расширить рынки сбыта вынуждает предпринимателей заниматься разработкой новых, более совершенных конструкций изделий, внедрять прогрессивные технологии, оборудование, материалы, совершенствовать организацию производства и труда, т.е. осуществлять весь комплекс мер, направленных на повышение качества продукции.
Длительная оторванность наших предприятий от внешнего рынка привела к тому, что из-за незнания международных требований к качеству изделий и сертификации, отсутствия необходимых приборов и метрологического оборудования конкурентоспособность большинства продукции постоянно снижалась. Переход к рыночным отношениям, активизация внешнеэкономической деятельности настоятельно требуют проведения работ по сертификации продукции, исходя из международных требований.
В основе сертификации лежат стандарты, соблюдение которых является обязательным условием для успешной работы любого предприятия, организации, учреждения.
В основе стандартизации — технические возможности продукции и услуг, являющиеся результатом достижений науки, техники и практического опыта.
В зависимости от круга заинтересованных сторон стандартизация может быть:
— международной, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран;
— региональной — для одного географического, экономического или политического района мира;
— национальной, которая проводится на уровне одной страны, т.е. осуществляется по отраслям или секторам экономики, на местном уровне, на уровне ассоциации, объединения, фирмы, предприятия, учреждения и т.д.
Цели стандартизации вытекают из конкретных задач, обеспечивающих соответствие продукции, процесса или услуги своему назначению. Основные технические, экономические и экологические задачи сертификации: управление многообразием (унификация), применяемость, совместимость, взаимозаменяемость, охрана здоровья, улучшение экономических показателей, обеспечение конкурентоспособности продукции.
Общепризнанным международным органом, занимающимся вопросами стандартизации, является ИСО, в функции которого входит разработка, утверждение или принятие стандартов, доступных широкому кругу потребителей.
Стоимость разработки стандартов высока и участвуют в этой работе обычно крупные фирмы, которые диктуют требования к стандартам. Разработчики стандартов предусматривают такие показатели, которые отражают интересы тех, кто финансирует затраты, ставя других в невыгодное положение. Поэтому в мировой практике широко практикуются двух-трехсторонние и более соглашения между изготовителями и потребителями по вопросам качества, стандартизации, а затем сертификации продукции.
Система сертификации является независимой, так как она не относится ни к изготовителю, ни к потребителю. Однако по своему статусу и структурам отличается в различных странах.
В систему сертификации входят ассоциации изготовителей, частные или правительственные организации. Наибольшее распространение получили системы, когда сертификационным органом является национальная организация по сертификации (стандартизации).
В практике различных стран встречаются различные системы сертификации, которые классифицируются по следующим направлениям. В зависимости от круга участников сертификация может быть: международной, региональной, многосторонней, двухсторонней и национальной. По правовому признаку сертификация может быть обязательной и добровольной, по процедуре проведения — самосертификация, которая согласно терминологии ИСО называется «заявлением о соответствии» и сертификация третьей стороной.
Обязательной сертификации подлежат те изделия или показатели качества, которые могут оказать нежелательное воздействие на человека или окружающую среду, а также другие показатели и качественные характеристики, которые ограничиваются правительственными актами-регламентациями. Например, обязательной сертификации подлежат продукты питания, автомобили, самолеты, электрооборудование, газовые приборы, строительные материалы и др.
Решение об обязательной сертификации принимает специальный правительственный орган, который может поручить ее проведение как национальной организации по сертификации, так и отдельным лабораториям внутри страны или за ее пределами. /14, с. 143/
Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, продавать запрещено.
Добровольная сертификация базируется на стандартах и в основном уделяет внимание техническим и эксплуатационным характеристикам продукции, определяющим надежность, долговечность, безотказность, эргономические и экономические показатели и др., т.е. показатели, которые выгодно отличают одну продукцию от другой.
Сертификация предполагает точные и полные требования к изделию, определенные нормативной документацией, высокий уровень контроля качества изделий, полную ответственность изготовителя за качество сертификации и информированность изготовителя о методах испытаний в системе контроля.
Самосертификация допускается для надежного партнера. Она широко распространена в Японии, США, Германии, Канаде, Голландии и др.
Сертификация третьей стороной, т.е. посредническая сертификация, предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе сторон. Сторонняя организация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса.
Сертификация третьей стороной может осуществляться как в рамках своей страны, так и в зарубежных центрах, имеющих высокий международный авторитет. Выданный престижным испытательным центром сертификационный знак является лучшей рекламой продукции.
Сертификация третьей стороной, в свою очередь, подразделяется на системы, основой которых являются испытания.
Основой всех систем сертификации являются испытания. Причем, в пяти из восьми систем проводятся типовые испытания образцов в специально утвержденных испытательных организациях с последующим контролем качества продукции, а в шестой системе предпочтение отдается исключительно аттестации предприятия-изготовителя.
Продукция, прошедшая сертификацию, отмечается следующим образом:
— выдается документ - сертификат соответствия;
— продукция маркируется знаком соответствия;
— продукция заносится в список изделий, разрешенных к продаже, который имеется в сертификационных центрах.
Сертификат выдается на единичную мощность изделия (автоматическую линию, прокатный стан, пресс и др.); на массовую продукцию выдается знак соответствия, который должен наноситься под контролем главного контролера сертификационного центра и только на изделие из выпущенной партии или на их упаковку, или на то и другое.
1.5 Система управления качеством продукции в мировой практике
В каждом государстве в силу ряда причин формируется специфическая система управления качеством продукции. Практика управления качеством прошла несколько этапов. В 60-е годы применялась система бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления. Она затрагивала только производственный процесс. В 70-е годы появилась система бездефектного труда, которая распространилась на сферу производства, разработку конструкторско-технологической документации и управление предприятием. В 80-е годы получила широкое распространение комплексная система управления качеством продукции, которая включала все сферы производства и методы экономического воздействия (планирование, организация контроля и стимулирование повышения качества). В качестве базовых, для сравнения, применялись отечественные образцы лучшей продукции, а не мировые достижения. Основная масса продукции была неконкурентоспособна на мировом рынке. Не изменила положение дел и государственная приемка продукции, которая была организована в конце 80-х годов.
В последние годы, в связи с переходом к рыночной экономике, больше внимания стали уделять международным стандартам ИСО серии 9000 по обеспечению качества продукции. Эти стандарты находят все большее применение при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции у поставщика.
Во многих странах международные стандарты приняты в качестве национальных (Австрия, Великобритания, ФРГ, Швеция и др.). Система управления качеством продукции отличается не только в каждом государстве, но и в фирме. Формирование ее зависит от задач, стоящих перед страной или фирмой, их спецификой и практическим опытом.
Нуждается в осмыслении американский вариант управления качеством продукции, когда считается нецелесообразным планировать количественные показатели качества работникам внутрипроизводственных подразделений предприятия и тем самым создавать барьеры между ними. Рекомендуется дать возможность каждому рабочему реализовать свое право на гордость и мастерство, самому решать свои проблемы и исключить страх.
Рис. 1.2. «Кружки качества»
Условия, необходимые для существования менеджмента качества.
1. Укрепление организационной структуры предприятия. Реорганизация в структуру, способную к постоянному процветанию на основе тотального контроля качества.
2. Участие в управлении всех работников. Сплочение усилий сотрудников фирмы дает возможность наиболее полного проявления потенциала работников.
3. Качество превыше всего. Курс на обеспечение прибыли за счет приоритета качества.
4. Последовательная проверка, анализ циклов управления предприятием и качеством продукции.
5. Выделение важнейших вопросов и их последовательное решение.
6. Факт-контроль на основе строгих данных.
7. Процесс-контроль. Контроль работы, а не результата.
8. Ориентация на потребителя.
9. Работник на следующем за мной участке — тот же клиент-покупатель. Не допускать просачивания брака и неполадок на следующие фазы производства.
10. Своевременная корректировка управленческой политики.
11. Функциональный контроль. Развитие горизонтальных организационных связей, разрушение узковедомственной замкнутости.
12. Приоритет человеческих качеств. Полное раскрытие человеческого потенциала на основе уважения человеческих качеств.
Особое место в мировой практике управления качеством продукции занимают кружки качества как форма привлечения работников предприятия к осознанному участию в процессе повышения качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия. Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 году и стали важным фактором повышения качества и конкурентоспособности продукции, что в значительной мере способствовало выдвижению Японии в число лидеров на мировом рынке товаров. С конца 70-х годов движение по созданию кружков качества приняло массовый характер во многих странах мира (США, Франции, ФРГ, Швеции, Югославии, Венгрии и др.). Широкому их распространению способствовала активная пропаганда, многочисленные публикации, устройство конференций и семинаров.
Кружок качества — это небольшая группа (от 3 до 12 человек) рабочих или служащих одного производственного подразделения, которые регулярно (один раз в неделю) собираются и в течение часа (в рабочее или нерабочее время) обсуждают проблемы, возникшие в их работе. Коллективными силами под руководством лидера находят пути решения производственных задач и претворяют их в жизнь сами или с помощью специалистов.
Основные цели кружков качества сформулированы Японским союзом ученых и инженеров.
1. Содействовать вкладу в рост и развитие компании.
2. Создавать атмосферу, в которой проявляется уважение к каждому члену трудового коллектива.
3. Активизировать использование человеческого фактора.
В 1980 году Американское общество по контролю качества образовало специальный технический комитет по контролю качества, в состав которого вошли консультанты, ученые, специалисты. Комитет издает и распространяет литературу, анализирует деятельность кружков качества, консультирует фирмы по вопросам их организации.
Зарубежный опыт показывает, что при видимой простоте работы кружков, их создание не проходит гладко. Здесь бывает много неудач. Среди главных причин формальной деятельности кружков качества — поспешность, отсутствие стимулов и должного стиля руководства. Единой универсальной модели создания и функционирования кружков качества для каждой страны и фирмы не существует. Везде они имеют свои особенности и мотивационный механизм. Однако есть основные принципы организации кружков качества:
1. Добровольное участие в кружках.
2. Отношение к рабочим (служащим) со стороны менеджеров и специалистов как к активным членам трудового коллектива, которые хотят содействовать процветанию своей фирмы и лучше знают, как выполнять свою работу.
3. Создание атмосферы доверия и уважения к каждому работнику фирмы.
2. Система управления качеством продукции ОАО «Горизонт»
2.1 Краткая характеристика предприятия
ОАО «Горизонт», выпускающее телевизоры одноименной марки, является одним из крупнейших предприятий промышленности Республики Беларусь, специализируется на массовом производстве теле-, радиоаппаратуры.
В состав ОАО «Горизонт» входят предприятия, имеющие самостоятельный баланс с правом юридического лица:
- головной завод ОАО «Горизонт» - специализируется на производстве товаров народного потребления телевизионной тематики, уставный фонд – 200,9 млрд.руб.;
- Научно-исследовательский институт цифрового телевидения (НИИ ЦТ), уставный фонд - 11,6 млрд.руб.;
- Государственный центр испытаний и сертификации бытовой техники "Белли с" (ГИЦ "Беллис"), уставный - 2,7 млрд.руб.;
- научно-производственный комплекс "Сигнал", выпускающий изделия микро-электроники, детали и блоки, для телевизоров, радиоприемники, уставный фонд - 55,5 млрд.руб.;
- завод "Альмагор", изготавливающий телевизионные футляры, мебель, уставный фонд - 55,4 млрд.руб.;
- специализированное предприятие "Кабельно-спутникового телевидения", выпускающее аппаратуру для построения систем коллективного приема, кабельного и спутникового телевидения, блоки для телевизионной продукции, радио-приемники, изделия спецтехники, уставный фонд -- 2,4 млрд. руб.;
- Поставский завод "Белит" выпускающий трансформаторы, уставный фонд 19,3 млрд.руб.;
- Подсобное сельское хозяйство "Горизонт", Копыльский р-н, уставный фонд - 2,9 млрд.руб.;
-КОП, уставный фонд 50,2 млн. руб..
В производственной кооперации задействован целый ряд предприятий республики, осуществляющих выпуск полупроводниковых приборов, радиодеталей и некоторых комплектующих изделий:
ПО “Интеграл” - интегральные микросхемы, полупроводниковые приборы , пульты дистанционного управления;
ПО “Коралл” - кинескопы и кварцевые резонаторы;
ПО “Белвар” - всеволновые селекторы телевизионных каналов;
ПО “Монолит” - керамические конденсаторы;
Завод радиодеталей (г. Пружаны) - резисторы;
Завод “Термопласт” - разъёмные электрические соединители
и многие другие объединения.
Научно-исследовательский институт цифрового телевидения, который входит в состав объединения и является крупнейшей в СНГ проектно-конструкторской организацией этого профиля. Только за последние 7 лет им было разработано в тесном сотрудничестве с фирмой “PHILIPS” и внедрено в серийное производство более 10-ти базовых моделей современных телевизоров 4-6 поколений с общим числом их модификаций более 80-ти. Среди них широко пользующиеся спросом в Беларуси 51/54ТЦ418 , 51/54ТЦ441 , 51/54ТЦ510 , а также освоенные в последнее время современные модели 51/54ТЦ601-603 , 51/54ТЦ655 , 51/54ТЦ675- первый серийный телевизор с цифровой обработкой сигнала, часть которых выпускается с кинескопами 61 см по диагонали.
Основные технико-экономические показатели работы предприятия представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Основные показатели хозяйственной деятельности
№ |
НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ |
ЕД. ИЗМЕР. |
2001 год |
2002 год |
ТЕМП РОСТА |
2003 год |
ТЕМП РОСТА |
1. |
Объем доходов - всего |
млн. руб. |
1624,7 |
5886,2 |
362.3% |
19260.1 |
327.2% |
1.1 |
в т. ч. выручка от реализации |
млн. руб. |
1590,4 |
5822 |
366, 1% |
16898.8 |
290.3% |
1.2 |
Прочие доходы |
млн. руб. |
34,3 |
64,2 |
187,2% |
2361,3 |
3678.0% |
2. |
Себестоимость реализ. продукции |
млн. руб. |
1318.5 |
4762.1 |
361.2% |
14746.1 |
309,7% |
3. |
Прочие расходы |
млн. руб. |
738.4 |
551,6 |
74,7% |
2524.7 |
457,7% |
4. |
Прибыль от реализации продукции |
млн. руб. |
239 |
940.6 |
393.6% |
2069.0 |
220.0% |
5. |
Рентабельность реализованной продукции |
% |
18.1% |
19,8% |
109.0% |
14.0% |
71.0% |
6. |
Балансовая прибыль |
млн. руб. |
-432,1 |
572.6 |
-132.5% |
1905.5 |
332.8% |
7. |
Налоги из прибыли |
млн. руб. |
6 |
206.7 |
3445.0% |
582.2 |
281.7% |
8. |
Среднесписочная численность |
человек |
2686 |
2680 |
99.8% |
2614 |
97.5% |
9. |
Среднемесячная зарплата |
руб. |
8566 |
32014 |
373.7% |
83256 |
260.1% |
10. |
Восстановит. стоимость ОПФ (на кон. года) |
млн. руб. |
2384 |
16322 |
684.6% |
Нд |
|
11. |
Коэф-т текущей ликвидности (норма >=1,7) |
0.676 |
1.073 |
158.7% |
0.777 |
72,4% | |
12. |
Собственный оборотный капитал (СОС) |
-363,7 |
225.6 |
296.3 |
131.3% |
||
13. |
Коэф-т обеспеченности СОС (норма >=0,3) |
-1.712 |
-0.547 |
32.0% |
-0.309 |
56.5% |
За анализируемый период значительно улучшилось производство и реализация продукции, так, например, выручка от реализации продукции увеличилась с 2001 по 2003 год с 1590,4 до 16898,8 млн. руб.
Объединение постоянно проводит работы по дальнейшему научно-техническому развитию. Выпущена первая партия нового телевизора на моношасси «HORIZONT-4CTV655»; разработаны и переданы на подготовку производства комплекты конструкторской документации на новые телевизоры «Горизонт-54 ДТУ 675», «Горизонт-37 СТV 655 Е» в моноплатном исполнении. Средняя отпускная цена телевизоров — 240 долларов США.
В ОАО «Горизонт» практически завершена разработка системы «Качество» на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000; проделана работа по подготовке производства телевизионных приемников к аттестации.
Поскольку разрыв общесоюзных, зачастую неэффективных, экономических связей и неплатежеспособность новых партнеров ставят перед предприятием задачи реструктуризации, изыскания мобильных денежных средств, обновления производственных площадей и разработки новых моделей телевизоров, то естественно возникает глобальная проблема обновления его стратегии внешнеэкономической деятельности. В этой связи поставлены следующие задачи:
— исследование рынков предполагаемых поставок телевизоров;
— разработка новых моделей продукции;
— анализ и обработка печати и информации, полученной по прямой и электронной почте, телефонным звонкам в различные регионы СНГ от отдела патентно-технической информации;
— сбор и анализ данных о предприятиях-изготовителях теле- и радиотехники, а также о новинках теле-, видео- радиотехники в странах СНГ и дальнего зарубежья;
— исследование социально-экономической ситуации в различных регионах стран СНГ, импорта-экспорта телетехники в РБ;
— организация и проведение выставок-продаж в РБ и за ее пределам, широкой рекламной компании на телевидении, радиовещании и в прессе;
— разработка ценовой стратегии, исходя не только из себестоимости и норм прибыли, но и с учетом ситуации на рынке аналогичной продукции.
Телевидение является одним из самых популярных и массовых средств информации. В мире существует огромное количество фирм, производящих телевизионную технику. Номенклатура изделий настолько широка, что способна удовлетворить требования практически любого потенциального потребителя. Выпускаются телевизоры от простых с минимальным набором пользовательских функций до самых сложных с множеством встроенных устройств и выполняемых функций, включающих также в себя элементы компьютерной техники и с возможностями приема спутниковых программ, телетекста, одновременного воспроизведения нескольких программ, со сложными стереосистемами звукового сопровождения.
Размеры телевизионного экрана имеют большой диапазон. За рубежом осуществляется массовый выпуск телевизоров с размерами экрана 11 см, 16 см, 37 см, 42 см, 51 см, 61 см, 63 см, 70 см, 82 см. Производятся различные и по внешнему оформлению телевизоры от самых дорогих в корпусах из ценных пород дерева до очень дешевых пластмассовых, переносные и стационарные телевизоры.
За 2002 г.