Технологическая карта развивающего обучения на уроках физики в основной школе

связи и отношения внутри рассматриваемого объекта в «чистом ви-

де». Продолжим рассмотрение урока физики в 7 классе по теме «Плотность вещества» с точки зрения моделирования (см. табл. 5):

Таблица 5

Этапы урока Учитель Учащиеся
Преобразование условия задачи Как мы будем искать способ подсчета количества молекул? -в научной литературе, -обратимся к истории физики и т.д.
К данной ситуации подбирает необходимый материал по проведению ряда подходов для подсчета количества молекул -анализируют и выбирают оптимальный способ, чтобы подсчитать число молекул, надо выделить объемы 1,2,3 и т.д. -обращают внимание на то, что для данного вещества объем 1 пропорционален количеству молекул 1,объем 2 пропорционален количеству молекул 2 и т.д.
Собственно моделирование Так как объем и количество молекул пропорциональны, то можно ввести новую характеристику - концентрация Отмечают в тетради формулу концентрации (модель, выражающую зависимость между числом молекул и объемом)

Преобразование

модели

Поиграем в физиков-теоретиков: 1 .МАССА=масса одной молекулы × число молекул (разделим обе части на объем) 2.В левой части должна быть постоянная величина, так как в правой части постоянная величина. 3.Если масса для некоторого тела при любом изменении объема пропорциональна объему, то можно ввести коэффи- Выполняют ряд действий и отмечают в тетради формулу плотности
циент пропорциональности - плотность.

Для неоднородного вещества: плотность непостоянная величина. Для смеси газов

плотность=пл. 1 +п.2+т.д.

Отмечают в тетради формулу плотности неоднородного вещества.

Решение учебных задач и моделирование способствует формированию учебного действия. Типология учебного действия (Р- реальность, М-модель, Зн - знак) такова (см. табл.6):

Таблица 6

Действия, приводящие к переходу от Р к М и от М к Р: а) отнесение данного явления (объекта) к модели (применим ли закон сохранения) б) классификация явления по одному или нескольким основаниям в) качественное планирование решения (как полетит пуля) г) конструирование реальности адекватной модели как без ограничений, так и с ними (придумайте задачу на закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, используя 2 пружины, 3 бруска, блок)
Действия, приводящие к переходу от РкМикР1 (преобразование реальности) Как надо изменить условия, чтобы скорость тела стала меньше?
Действия, приводящие к переходу от Р к М и к Зн а) знаково-графическое описание реальности (традиционные задачи) б) конструирование реальности (придумайте задачу с определенными условиями) в) соотнесение реальности и знаковой формулы ее описания (анализ ответа, поиск ошибки в решении, что произойдет, если изменить ответ).

Основным показателем полноценного физического образования является тот факт, что учащийся удерживает любое физическое знание в границах его применимости и умеет применять в нестандартных (жизненных) ситуациях. По словам доктора психологических наук Б.Д. Эльконина, «ребенку в жизни ничего не нужно, что написано в учебнике. И абсолютно не помогает физика. Все учителя знают, что лучше всего конструируют те дети, которые не понимают в физике ничего. А вот то, что действительно нужно, - несколько раз сменить профессию, освоить новую специальность, постоянно самому учиться. У ребенка, взрослого, выпускника школы должна быть мотивация как к учебной, так и к профессиональной деятельности. Он должен уметь работать в команде, общаться с другими. Это общий закон». Исследования психологических новообразований у учащихся классов развивающего обучения показали, что: - данная система обучения с преобладанием поисково - исследовательского характера учебной деятельности максимально способствует развитию личности ребенка, так как познавательный интерес к структуре учебных мотивов у учащихся всегда занимают ведущие места; -  высока познавательная активность учащихся;

-  кроме познавательного интереса на первое место выходят широкие социальные мотивы и общение, социальное сотрудничество с одноклассниками; отметки для учащихся классов РО не являются главным мотивом в обучении;

-  рефлексивная способность по отношению к системному объекту развита лучше в классах РО;

-  у учащихся РО лучше развиты основные мыслительные операции, критичность мышления, способность работать с абстрактным материалом, находить связи между объектами и переносить их на другие объекты, личностная рефлексия;

-  дети, обучающиеся в классах РО, более самостоятельны, организованы, менее ориентированы на авторитет учителя;

-  у этих ребят более серьезное, ответственное отношение к школе, школьным заданиям.

Таким образом, было подтверждено, что обучение по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова - это обучение, ориентированное на продолжение развития, на дальнейшую профессиональную ориентацию, то есть на будущее.