Бухгалтерский учет
бы обеспечить предприятию определенную прибыль. Исходя из рассчитанного уровня себестоимости нужно организовать производство таким образом, чтобы обеспечить приемлемый уровень себестоимости на уровне прямых (переменных) расходов в условиях рынка связано с установлением нижнего предела цены в случае падения спроса на его продукцию или с целью завоевания определенного рынка.В настоящее время, по сути дела, отсутствует система калькулирования на подавляющем большинстве малых предприятии, где все издержки производства за отчетный период собираются не дебете счета 20 "Основное производство". Сегодняшний котловой учет- это не недостаток ведения бухгалтерского учета. Это особенность начального этапа становления рыночных отношений, одна из характеристик переходного периода. Как только заработают реальные рыночные механизмы, руководителям предприятии понадобится информация о себестоимости и видов продукции, и видов деятельности, возникнет возможность и необходимость разделения затрат на прямые и косвенные, подсчета рентабельности. Сегодня калькулирование тесно увязывается на практике с ценообразованием. И если предприятию предоставить свободу в ценообразовании, они пойдут на снижение цен, в том числе за счет принципиально новых подходов к калькулированию, так как у многих предприятий создастся безвыходное положение - затоваривание продукции, которая нужна потребителю, но очень дорога для него.
Анализирую возможные варианты учета затрат на производство есть смысл предложить 000 "Олегро-Ф" общехозяйственные расходы учитывать на 26 счете, общехозяйственные расходы как условно-постоянные списывать с кредита счета 26 сразу на дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" по принципу директ-костинга. Этот порядок значительно упрощает списание общехозяйственных расходов. Применение этого способа будет приемлемым при условии, что вся продукция, к которой относятся общехозяйственные расходы, реализована. В 000 "Олегро-Ф" это возможно, т.к. организация работает по индивидуальным заказам с предварительной оплатой. Этот способ списания накладных и управленческих расходов увеличивает себестоимость, и следовательно, уменьшает обязательства но нало1у на имущество, списывая остаток расходов, относящихся к годовой продукции и незавершенному производству, который увеличивает облагаемую базу по указанному налогу (Остаток незавершенного производства участвует в расчете среднегодовой стоимости имущества для целей налогообложения.).
Калькулирование себестоимости продукции осуществляется различными методами. Под методом калькуляции понимают системы приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции зависит от типа производства, его сложности, наличия незавершенного производства, длительность производственного цикла, номенклатуры вырабатываемой.
В 000 "Олегро-Ф" применятся позаказный метод калькулирования себестоимости продукции. Объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ. Под заказом понимается изделие и мелкие серии одинаковых изделий. Для учета затрат на каждый заказ открывают отдельный аналитический счет с указанием шифра заказа. Учет прямых затрат по отдельным заказам ведут на основании первичных документов по учету выработки, расходу материалов и др., в которых обязательно указывают соответствующий шифр заказа. Каждому заказу присваивается определенный номер (шифр). Заказы шифруются по серийной схеме. Бухгалтерия открывает на каждый заказ учетный регистр. Затраты по каждому заказу учитываются отдельно. Прямые затраты относятся на заказ на основании первичных документов. Для этого в первичных документах указывается шифр заказа. Косвенные (общепроизводственные) расходы в течение месяца учитываются по дебету счета 25, а по окончании месяца распределяются по заказам пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих (без премиальных выплат), отнесенной на соответствующие заказы. Себестоимость каждого заказа определяется путем суммирования всех затрат, учтенных по данному заказу.
Техника применения позаказного метода достаточно проста, но позволяет получать вполне реальные данные о себестоимости каждого заказа. При использовании этого метода нет необходимости распределять затраты между законченной продукцией и незавершенным производством, т.к. все затраты по законченному заказу относятся на готовую продукцию, а по незаконченному заказу остаются в незавершенном производстве, что значительно упрощает технику калькулирования. Недостаток этого метода в том, что фактическая себестоимость готового изделия при нем может быть вьмвлена только после окончания заказа. Периодической (регулярной) калькуляции себестоимости и частичном их выпуске до окончания всего заказа себестоимость выпущенных изделий определяется условно (по себестоимости ранее выпущенных аналогичных изделий).
Другим недостатком позаказного метода является то, что при определении заказа только после его окончания затраты одного отчетного периода переходят на другой отчетный период.
4.6.Порядок отражения в бухгалтерском учете процесса приобретения и заготовления материалов.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности представлено право выбора порядка отражения в бухгалтерском учете процесса приобретения и заготовления материалов, а также малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Первый подход - это традиционный вариант отражения в учете этого процесса - предполагает записи по дебету счетов 10 "Материалы", 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др. Этот вариант принят 000 "Олегро-Ф" для учета процесса приобретения материалов и МБП. Однако, существует проблема отражения в синтетическом учете материальных ценностей в пути в зависимости от условий перехода права собственности на них, содержавшихся в договоре поставки. Оплаченные материалы, на которые предприятию еще не перешло право собственности отражаются в учете как расчеты по дебету счетов учета расчетов и кредиту счета 51 "Расчетный счет". Оплаченные материалы, на которые перешло право собственности должны быть отражены по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счетов учета расчетов. В 000 "Олегро-Ф" контроль материальных ценностей в пути осуществляют с помощью счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (без оприходования на инвентарный счет) независимо от условий перехода права собственности. Однако это противоречит допущению имущественной обособленности предприятия. На балансе организации должно учитываться имущество принадлежащее ей, на праве собственности, независимо от факта его поступления на склад, то есть, если право собственности к организации перешло на еще не поступившие фактически на склад материалы, то они должны учитываться не на счетах расчетов, а на счете 10. Кроме того, отражение материалов, находящихся в собственности организации, на счетах учета расчетов приводит к занижению налога на имущество, так как расчеты не включаются в налогооблагаемую базу. Если материалы не оплачены, и на них не перешло право собственности, но они уже отгружены в адрес организации по договору поставки, то они не отражаются в балансе покупателя. Неоплаченные материалы, на которые перешло право собственности, должны отражаться на счете 10 "Материалы" , даже если они не поступили на склад. В 000 "Олегро-Ф" допускается ошибка, когда не оплаченные, но перешедшие в собственность материалы вообще не отражаются в синтетическом бухгалтерском учете. Это приводит к занижению налогооблагаемой базы по налогу на имущество.
При сложной структуре балансовой стоимости приобретения материалов (цена материалов, проценты за коммерческий кредит, комиссионное вознаграждение, доставка силами сторонних организации) применения только счета 10 затрудняет ее калькулирование. Поэтому, более целесообразно применять счет 15 "Заготовление и приобретение материалов". Второй подход и предполагает возможность использования еще двух синтетических счетов: 15 "Заготовление и приобретение материалов" и 16 "Отклонения в стоимости материалов". Необходимой предпосылкой для применения на предприятии второго подхода является наличие так называемой учетной цены, которая рассчитывается и устанавливается обычно на базе среднезаготовительной (т.е. с включения в нее сумм транспортно-заготовительных расходов) или среднепокупной стоимости материалов. Порядок определения фактической себестоимости несколько изменился с принятием Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федераци^2], утверждено приказом Минфина РФ от 29 июля 1998г. № 34п и ПБУ 5/98 "Учет материально-производственных запасов". Ранее согласно п.49 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации , фактическая себестоимость материальных ресурсов определялась исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений (стоимость услуг), оплаченных снабженческим организациям, таможенных пошлин, расходов на транспортировку, хранения, доставку, осуществляемые силами сторонних организации и перечень данных затрат носил конечный характер. В настоящий момент, в соответствии с п. 5 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Российской Федерации [32], сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции, и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости, которая определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление. При этом под фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, в соответствии с п.6 ПБУ 5/98 признается сумма фактических затрат организации на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. "Фактическими затратами на приобретение материально- производственных запасов могут быть:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
- таможенные пошлины и иные платежи;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;
-затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов, затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, затраты на услуги транспорт но доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену на запасы, установленную договором, затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит) и т.п. затраты. В состав данных затрат организации могут также относить затраты по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и произведены до даты оприходования материально-производственных запасов на склад организации;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов" (п.6 ПБУ 5/98).
Таким образом, конкретизировано определение фактической себестоимости запасов и перечень затрат не является закрытым. Но в фактическую себестоимость материалов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, включаются только те расходы, которые непосредственно связаны с их приобретением.
В тексте ПБУ 5/98 конкретизировано, что в фактическую себестоимость материально-производственных запасов теперь могут включаться расходы, связанные со страхованием операций по их заготовлению и доставке до места использования. Ранее в действовавших Основных положениях по учету материалов на предприятиях эти затраты не были предусмотрены в качестве составного элемента при исчислении фактической себестоимости приобретаемых запасов. В соответствии с подп."Р" п.2 Положения о составе затрат был установлен суммарный размер отчислений по добровольному страхованию, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) при включении затрат по страхованию в фактическую себестоимость материально-производственных, их сумма не нормируется и для целей налогообложения, так как соответствующее требование в действующем законодательстве отсутствует.
По дебету счета 15 и кредиту счетов 60,71,76 и др. отражается покупная стоимость материальных ценностей сформулированная в соответствии с требованием ПБУ 5/98 на которые предприятию перешло право собственности и поступили расчетные документы поставщиков, а также другие затраты на их приобретение и заготовление. Стоимость фактически поступивших на предприятия и оприходованных материальных ценностей отражается в учетных ценах по дебету счетов 10 или 12 и кредиту счета 15. Разница в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости со счета 15 "Заготовления и приобретения материалов на счет 16 "Отклонения в стоимости материалов".
Так как организация "Олегро-Ф" осуществляет покупку материалов у разных поставщиков и по различной покупной стоимости, то можно предложить применять счет 15 "Заготовление и приобретение материалов" и счет 16 "Отклонения в стоимости материалов" В этом случае аналитический учет процесса приобретения и заготовления материалов будет вестись по твердым учетным ценам. Отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по твердым учетным ценам распределяются между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по твердым учетным ценам. С этой целью нужно будет определить процентное отношение отклонений фактической себестоимости материалов от твердой учетной цены и найденное отношение умножать на стоимость отпущенных и оставшихся материалов по твердым учетным ценам.
4.7. Вариант оценки запасов и расчета фактической себестоимости отпущенных в производство материальных ресурсов
До вступления в силу ПБУ 5/98 определение фактической себестоимости материальных ресурсов, кроме МБП, списываемых в производство, разрешалось производить одним из следующих методов оценки запасов:
- по средней себестоимости
- по себестоимости первых во времени закупок (ФИФО)
- по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО)
Начиная с 1 января 1999г., у организации появилась возможность отпускать материально-производственные запасы в производство и на сторону в оценке по фактической себестоимости единицы запаса. Таким образом организации могут самостоятельно выбирать один из четырех вариантов.
В 000 "Олегро-Ф" фактическая себестоимость материальных ресурсов, списываемых в производство определяется по средней себестоимости. Метод оценки запасов по средней себестоимости применяется в соответствии с порядком, приведенным в основных положениях по учету материалов на предприятиях и стройках, утвержденных Минфином СССР 30 апреля 1974г. № 103. Средняя себестоимость рассчитывается исходя из фактической имеющихся в остатке ресурсов на начало отчетного месяца плюс себестоимость материальных ценностей заготовленных в течении отчетного месяца. При этом фактически себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат их приобретения, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленных поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим организациям, таможенные пошлины, стоимость услуг товарных бирж, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организации.
Оценка запасов методом ФИФО, основана на допущении, что материальные ресурсы используются в течении отчетного периода в последовательности их закупки, то есть ресурсы, первыми поступающие в производство или продажу должны быть оценены по себестоимости первых. По времени закупок с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца. При применении этого метода оценки материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец отчетного периода производится по фактической себестоимости последних по времени закупок, а в себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) учитывается стоимость ранних по времени закупок.
Метод ЛИФО основан на противоположном допущении по сравнению с методом ФИФО, то есть ресурсы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени закупок. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец отчетного периода, производится по фактической себестоимости ранних по времени закупок, а в себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) учитывается стоимость поздних по времени закупок.
Очень важно, что ПБУ 5/98 представляет право организациям применять в течении отчетного года как элемент учетной политики один метод оценки по каждому отдельному виду (группе) материально-производственных запасов. Эта норма ранее отсутствовала в законодательстве. В условиях нестабильности экономической ситуации грамотно выбранный метод оценки при списании материально-производственных запасов может явиться эффективным инструментом управления себестоимостью организации. Например, в условиях роста цен на материалы на рынке метод ФИФО ведет к снижению себестоимости продукции и завышению сальдо материалов на балансе ( Приложение )
Ниже приводится пример определения себестоимости материальных ресурсов, списанных на производство рассчитанной с применением различным методом оценки материально-производительных запасов. В таблице 6 показаны показатели движения материалов.
Таблица 6
Показатели движения материала в 000 "Олегро-Ф" за декабрь 1999г.
Показатели движения материала | Количество единиц (кг) | Цена за единицу, руб. | Сумма, руб. |
1. Остаток на начало | 640 | 12 | 7.680 |
месяца | |||
2. Поступило за месяц | |||
1-я партия | 1600 | 12 | 19.200 |
2-я партия | 2100 | 16 | 33.600 |
3-я партия | 800 | 19 | 15.200 |
3. Расход за месяц | 4900 | ||
4. Остаток на конец | 240 | ||
месяца |
Оценка по методу средней себестоимости
а. общая стоимость материалов за месяц
7680 + 19200 + 33600 +15200 = 75680 руб.
б. общее количество поступивших материалов с остатком на начало месяца
640 + 1600 +2100 + 800 = 5140 кг.
в. средняя фактическая себестоимость единицы
75680: 5140=14,72 руб.
г. фактическая себестоимость израсходованных за месяц материалов
4900* 14,72 =72128 руб.
д. фактическая себестоимость остатка материалов на конец месяца
240* 14,72 = 3532,80 руб.
Оценка по методу ФИФО
а. общая стоимость поступивших за месяц материалов с остатком на начало месяца 75680 руб.
б. расход материалов за месяц:
остаток и первая партия: 2240* 12 - 26880 руб.
вторая партия: 2100* 16 == 33600 руб.
третья партия: 560 *19 = 10640
Итого расход 4900 кг на сумму 71120руб.
в. фактическая себестоимость остатка материалов на конец месяца
5140-4900=240 кг
240 13 (по цене третьей партии) = 3120руб.
Оценка методом ЛИФО
а. общая стоимость поступивших за месяц материалов
с остатком на начало месяца 75680руб.
б. расход материалов за месяц
третья партия: 800* 19 = 15200 руб.
вторая партия: 2100 *16 = 33600 руб.
первая партия и остаток
на начало месяца : 2000* 12= 24000руб.
Итого расход 4900кг на сумму 72800руб.
в. фактическая стоимость остатка материалов на конец месяца
240 *12 =2880 руб.
Таким образом, в зависимости от метода оценки фактическая себестоимость израсходованных за месяц материалов и остатка материалов на конец месяца оказывается различной. Это оказывает прямое влияние на уровень себестоимости продукции и прибыль от ее реализации.
Можно предложить 000 "Олегро -Ф" применять для оценки запасов и расхода материалов метод ЛИФО, так как в условиях сегодняшней инфляции и непрерывного роста цен этот метод приводит к завышению себестоимости и занижению себестоимости остатка материалов на конец месяца. Но и выбранный им способ вес же даст наиболее реальные данные о себестоимости отпущенных материалов и остатка на конец месяца.
4.8.Порядок создания резервов по сомнительным долгам
В соответствии с п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [3 2] организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. В том же пункте определен порядок их создания:
"Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Резерв сомнительных долгов создается на основе произведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется относительно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные сумму присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам"
При проведении инвентаризации следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приложение к приказу Минфина РФ от 13 июня 1995г. № 49).
Нормативной базой создания резервов по сомнительным долгам является пункт 61 Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. В бухгалтерском учете "Резервы по сомнительным долгам" учитываются на счете 82 "Оценочные резервы" на субсчете "Резервы по сомнительным долгам".
Создание резерва в бухгалтерском учете 000 "Олегро-Ф" отразилось записью Д80 К82 (62200 тыс. руб.)
Д82 К62, 61,76 - списание дебиторской задолженности в пределах сумм резерва по сомнительным долгам.
Суммы списания дебиторской задолженности учитываются на забалансовом счете 007. Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов согласно Приказа "Об учетной политике 000 "Олегро-Ф" учитывается в течении пяти лет с момента списания с целью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. В бухгалтерском балансе сумма резерва по сомнительным долгам отдельно в пассиве не показывается. На сумму резерва по сомнительным долгам уменьшается строка 231 и 241 актива баланса.
В соответствии с Указом Президента РФ от 20 декабря 1994г. № 2204 установлено, что предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (работы, услуги) равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказание услуг). Постановление Правительства РФ "О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг)" от 18 августа 1995г. № 817 предписывает, что неистребованная организацией - кредитором дебиторская задолженность, по которой истек установленный предельный срок исполнения обязательств по расчетам, по истечению 4 месяцев со дня фактического получения организацией-должником товаров (выполнение работ или оказание услуг) в обязательном порядке подлежит списанию на убытки и относится на финансовые результаты организации-кредитора.
В ходе проведения анализа по созданию резервов были выявлены нарушения. Так как 000 "Олегро-Ф" выбрало учетную политику по вопросу учета момента реализации "по оплате" оно не вправе вообще начинать резервы по сомнительным долгам. Эта норма присутствует в п.2.5.3 Инструкции о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия с изменениями и дополнениями) 10
"По статье "Резервы по сомнительным долгам" отражаются образования за счет результатов хозяйственной деятельности в конце отчетного года резервы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, учреждениями за продукцию, работы и услуги (при применении метода определения выручки от реализации по отгрузке) на основе проведенной инвентаризации".
4.9.Вариант распределения и использования чистой прибыли
Действующей учетной методологией предусмотрено два подхода к учету распределения и использования чистой прибыли.
Приказом Минфина РФ от 21 ноября 19997т № 81н начиная с отчета за 1997г. внесены изменения в порядок заполнения строки 160 формы № 2 "Отчета о прибылях и убытках". По этой строке приводятся учтенные в течение отчетного года по дебету счета 81 суммы причитающихся платежей в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. Это означает изменение методики отражения хозяйственной операции по счету 81 "Использование прибыли". Текущие и капитальный затраты, осуществляющие в отчетном году за счет собственных средств организации, теперь подлежат отражению по дебету счета 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Изменения методики отражения хозяйственных операции на счете 81 не означает принципиальную невозможность применения обоих вариантов использования прибыли. Из нераспределенной прибыли могут создаваться фонды потребления и накопления в соответствии с учрежденными документами организации, решением собрания участников, ее внутренними положениями и учетной политики. С другой стороны, нераспределенная прибыль может выступать в качестве единого источника финансирования затрат на приобретение и накопление из чистой прибыли (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты всех обязательных платежей) фондов. Все фонды, создаваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, с экономической точки зрения подразделяются на две группы:
- фонды накопления, возрастающее сальдо по которым свидетельствует о процессе накопления,
- фонды потребления, использование которых не приводит к образованию нового имущества предприятия. Начисление фондов отражается по Д88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", субсчет "Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года" и кредиту соответствующих субсчетов ("Фонд накопления", "Фонд социальной сферы", "Фонды потребления") счета 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Второй подход к использованию чистой прибыли не предполагает ее предварительного распределения по фондам. В 000 "Олегро-Ф" бесфондовый метод распределения прибыли. По дебету счета 88 без предварительного начисления отражается использование прибыли. При этом имеются соответствующие бухгалтерские записи в виде утвержденной собранием участников сметы расходов за счет чистой прибыли. Нераспределенная прибыль представляет собой источник финансирования деятельности предприятия, возникающих в условиях его работы в рыночной экономике. Она образует как бы многоцелевой фонд, аккумулирующий в себе как средства прибыли, уже использованные на накопления, так и